Лингвистическое развитие ребенка это

Языковое развитие ребенка и развитие устной речи непосредственно связано с развитием ее восприятия и понимания, что обеспечивается, прежде всего, аудированием.

Следовательно, в процессе имеющейся в практике работы ДОУ языково-речевой подготовки детей, язык усваивается стихийно, путем подражания или методом проб и ошибок, что побуждает дошкольника к поисковой деятельности.

Спонтанность усвоения языка негативно сказывается на последующем осознании ее категорий и овладении коммуникативными умениями и навыками.

Поэтому именно осуществление лингвистической подготовки дошкольников требует развития у детей познавательных умений: анализировать, наблюдать, сопоставлять, обобщать, классифицировать, абстрагировать — выполнять мыслительные операции, оперируя языковым материалом.

Благодаря этому языковое развитие ребенка должно подлежать осознанному усвоению, следующей автоматизации с включением в сложное интеллектуально-речевое действие — общение. Устранение спонтанности усвоения речи обеспечивает подготовка в детском саду.

Она предусматривает приближения дошкольников к начальному восприятию и осмыслению языковых понятий, первоначальной объективации языка и овладению речевыми умениями.

Таким образом, решение проблемы своевременной подготовки детей обеспечит осознанное усвоение языка, начиная с раннего возраста.

Для реализации проблемы «языковое развитие ребенка» считаем необходимым тщательное изучение процесса становления языковых понятий у детей, начиная с раннего возраста, путем разработки диагностической методики исследования.

Экспериментальное исследование источников, особенностей и специфики становления понятий «звук», «слово», «предложение» у детей, начиная с 4-го года жизни, по нашему мнению, позволит наиболее точно, эффективно повлиять на процессы усвоения существенных признаков языковых понятий дошкольниками.

Современные исследования известных ученых и собственные наблюдения подтверждают, что старшим дошкольникам доступно понимание предметного значения и роли номинативных слова, об этом свидетельствуют труды А.Богуш, Н. Вашуленка, П. Гальперина, И. Домарацькой, Д. Эльконина, С. Карповой, И. Колобовой, А. Матвеева, Г. Сниткина и др.

Проблемы смысловых и интонационных признаков предложения в своих исследованиях поднимают ученые — Г. Белякова, Л. Калмыкова, С. Максименко, Ф. Сохин, А. Ушакова, Г. Фомичева и др.

Осознание, что такое текст, каковы его признаки и структурные части, как связывать предложения друг с другом исследуют Л. Величко, Н. Виноградова, Г. Никольская Т. Ладыженская и др.

Цель статьи — проиллюстрировать языковое развитие ребенка и диагностику выявления степени понимания детьми дошкольного возраста языковых понятий «звук», «слово, «предложение», «высказывание».

Задачи: выяснение истоков становления языковых понятий «звук», «слово» у детей четвертого и пятого годов жизни; выявление уровней понимания языковых понятий «звук», «слово», «предложение», «высказывание» детьми старшего дошкольного возраста.

Работа с детьми четвертого и пятого годов жизни проводилась с целью — выяснения, когда впервые появляются в речи детей понятия, как они ими оперируют и в чем их специфика; — выявление, имеющиеся у детей признаки знаний о наиболее распространенных в практике работы ДОУ на занятиях по развитию речи и подготовки к обучению грамоте, понятия “звук”, “слово”, поскольку именно эти сроки дети воспринимают чаще всего в первую очередь.

В процессе диагностического опроса придерживались следующих требований:

  • непринужденность ситуации опроса;
  • индивидуальный подход к детям;
  • постепенность усложнения вопросов опроса;
  • предоставление ребенку возможности в полной мере ответить на поставленный вопрос.

Языковое развитие ребенка — Первый этап

Первостепенно важным было установление наличия у детей каких-либо представлений о “звуке”, “слове”; фиксирование, когда именно впервые появляются первичные признаки наличия у детей спонтанных понятий о “звуке”, “слове”, и какие из них воспринимаются детьми раньше других терминов, которые чаще всего употребляются в речи в практике работы детского сада.

Для этого была использована методика выявления первоначальных представлений детей о “звуке” и “слове”. Суть ее в том, что детям задавались вопросы: “Что такое звук?”, “Почему ты считаешь, что это звук?”, “Что такое слово?”, “Объясни, почему ты думаешь, что это слово?”

Из ответов детей выявлено, какая система связей стоит за словом-понятием на этом этапе развития ребенка. Для этого использовался метод определения понятий.

Суть его заключается в получении информации о понимания детьми дошкольного возраста языковых понятий. Этот метод дает возможность выявить:

  • проявляется у детей рефлексия над речью и в чем именно она проявляется;
  • каким образом происходит овладение детьми языковыми понятиями;
  • как осуществляется объ єктивація языка детьми.

В беседах детям сначала предлагалось ответить на вопросы, которые побуждали их высказывать свои соображения о языковом понятии “звук”.
“Объясни, что такое звук?”, “Где мы слышим звуки?”, “Какие звуки мы слышим?”.

2. Если дети не понимали вопросов воспитателя, он произносил звуки [а, и, ы, у,…] (сначала гласные, потом согласные) и обращался с вопросом: “Что я произнес?”.

3. Далее воспитатель предлагал детям произнести звук: “Произнеси звук, который знаешь?” — и спрашивал, — “Что ты сказал?”.

Читайте также:  Положение карта индивидуального развития ребенка в доу

После опроса изучался характер ответов детей и осуществлялся психолого-методический анализ полученных результатов. Были отдельно отмечены ответы детей четвертого и пятого годов жизни, связанные с использованием языковой терминологии.

Продолжая экспериментальное исследование, в последующих беседах детям предлагалось ответить на вопросы, которые побудили их высказать свои соображения о понятии “слово”.

  1. “Объясни, что такое слово?”, “Где мы слышим слова?”, “Какие слова мы произносим?”.
  2. Если дети не понимали вопросов воспитателя, он говорил слова мама, стол, весело, играется (сначала названия существ и предметов, затем слова признаки предметов и слова названия действий) и обращался: “Что я сказала?”.
  3. Далее воспитатель предлагал детям выполнить такое действие: “Скажи слово, которое знаешь?” — и спрашивал, “Что ты сказал?”, “Что означает это слово?”.

Из полученных результатов исследования, на основе сделанного психолого-педагогического анализа, выделены категории, по которым разделяли понимание языковых понятий исследуемых детей, а именно:

  • дети, которые совсем не отвечали на вопросы экспериментатора;
  • уклонялись от ответа на поставленный вопрос исследователя, стеснялись и пытались ответить;
  • в ответах, языковые понятия объединяли с предметами, существами, действиями;
  • в ответах детей имеющиеся элементы объективации.

Языковое развитие ребенка — Второй этап

Для получения объективных данных о состоянии и особенностях овладения языковыми понятиями детьми пяти лет, а также выяснения таких условий, при которых происходит их естественное развитие понятий о языке, старшим дошкольникам предлагаются задания.

Воспитатель проводит индивидуальные беседы с детьми, во время которых ставит такие серии вопросов:

  1. «Что такое звук, слово, предложение?»; «Как ты думаешь?»; «Произнеси звук, который ты знаешь»; «Скажи слово, которое знаешь»; «Составь предложение»; «Почему ты думаешь, что это звук, слово, предложение?»
  2. «Каким образом ты узнал, что это звук, слово, предложение?»; «Что тебе помогло определить, что это звук, слово, предложение?»; «Назови звук»; «Придумай слово из трех звуков»; «Придумай предложение из двух слов».
  3. «Я буду называть слова, а тебе нужно внимательно слушать, чтобы определить, услышал ли ты в произнесенном мной слове звук [ж]»; «Я буду говорить, а тебе нужно внимательно слушать и ответить, ты услышал предложение? Повтори его».
  4. Показывая детям игрушку, воспитатель спрашивает: «Что это?» Дети отвечают: «паровоз». Выполняя действия с игрушкой, педагог протяжно произносит: «У-у-у» — спрашивает детей: «Что вы слышите?». Показывая игрушку или предмет, воспитатель спрашивает: «Что это» Во время ответов, продолжает спрашивать: «Что вы произнесли?». Показывая детям действие с игрушкой, воспитатель обращается к ним: «Что делает мячик?». Когда дошкольники отвечали, воспитатель побуждает их строить предложения и далее продолжает: «Что вы произнесли?».

В ходе проведения занятия по развитию речи дошкольникам предлагается составить рассказ о своих любимых игрушках. Рассказы детей анализируются с учетом осуществления ими контроля над собственной речью и речью сверстников.

Анализируются также и высказывания детей о языковых единицах, полученные в ходе выполнения ими предыдущих заданий, а также рассказы, записанные на занятиях по развитию речи, во время общения, игр и тому подобное.

Применяется метод наблюдения за речью детей. Дошкольникам предлагают описать свою любимую игрушку; подумать, почему нравится ходить в детский сад.

На основе определенных данных отмечаются владения старшими дошкольниками языковыми дефинициями, установлены общие уровни усвоения языковых понятий детьми старшего дошкольного возраста.

Достаточный уровень усвоения языковых понятий

Дети осознают 1 — 2 признака, их обобщения являются близкими к теоретическим знаниям о языковых единицах.

Суждения дошкольников о языковых единицах развернуты, проявляется достаточная произвольность и преднамеренность в устной речи, проявления речевых умений.

Высказывая свои соображения по поводу языковых понятий, старшие дошкольники осмысленно оперируют усвоенными в ДОУ признакам, правильно используют знания о них в практике общения.

Обосновывая свое мнение о языковые дефиниции, они называют услышанные от взрослых языковые параметры, в том числе и смысловые, которые они самостоятельно выделяют благодаря хорошо развитому “чувству языка”; владеют первоначальными умениями осуществлять объективацию языка и рефлексию над речью (дети задумываются над произнесенным, добавляют пропущенные факты, детали, исправляют себя в ходе высказывания, рассуждают, как сказать точнее и лучше).

Дети применяют полученные знания о языке в практической деятельности.

Удовлетворительный уровень усвоения языковых понятий

Дошкольники называют признаки отдельных языковых понятий, с которыми знакомились в ДОУ, но, отвечая на вопросы экспериментатора, чаще пользуются существенными и несущественными признаками, их обобщения носят эмпирический характер; дошкольники почти безошибочно выделяют единицы смысла в потоке речи, но при этом не всегда умеют доказать сделанные ими разделения, применяя полученные в ДОУ знания об их признаках; в своих суждениях о языковых единицах пользуются полученными знаниями; имеют трудности с выделением звуков.

Читайте также:  Особенности физического развития ребенка с дцп

Дети пытаются переносить элементарные знания о языковых понятиях в пользование языком в речи, у них наблюдается спонтанная рефлексия над речью.

Низкий уровень усвоения языковых понятий

К этой группе относятся дети, у которых сформированы эмпирические языковые обобщения “чувства языка” и имеющиеся спонтанные знания о языке; дошкольники иногда правильно выделяют в потоке речи единицы смысла, но не оперируют даже по формальным признакам. Хотя знают термины “звук», “слово”, “предложение”, однако полностью неспособны объективировать соответствующие им языковые единицы; наблюдается отсутствие произвольности и осознанности речи, они не преодолевают детского явления “прозрачности языкового знака”; иногда в них наблюдаются элементы спонтанной рефлексии речи. Интонационная законченность детских предложений не всегда совпадает со смысловой законченностью предложения как языкового стандарта.

Стадия формирования языковых понятий. К этой группе относятся дети, которые не отвечают на вопросы исследователя. В них не наблюдается даже элементарное развитие понятий, хотя развитое “языковое чутье” помогает им при выполнении заданий экспериментатора вместо единиц языка выделять и подсчитывать единицы смысла, которые, как правило, не совпадают с единицами языка.

Дети знают и называют сроки, но не оперируют ими; оно остаются на уровне речевых навыков.

Таким образом, предложенная диагностическая методика позволяет выявить, источники генезиса языковых понятий, когда дети самостоятельно проявляют интерес к лингвистическому мира (буква, слово, звук).

Подтверждает то, что именно в дошкольном возрасте речевые понятия становятся предметом первоначального элементарного осмысления и осознания.

Исследование раскрывает языковое развитие ребенка и пути для построения технологий поддержания растущего интереса детей к лингвистической действительности, их ранние проявления речевого развития и естественную способность к общению, а также удовлетворение потребности дошкольников в игровых действиях со звуками, буквами, чтении и печатании слов.

Дальнейшего исследования требует разработка экспериментальных разработок выявление специфики становления у дошкольников языковых понятий: слог, буква (литера), и прочее, что имеет особое значение для подготовки детей к обучению чтения и письма.

Источник

Работая в речевом классе, с детьми, у которых ярко выражены различные нарушения в речи, я убедилась, что им наиболее сложно проявлять инициативу, быть коммуникабильными. Я использую в работе развивающую систему Л.В.Занкова, стараюсь обеспечить полноценное обучение, помогаю достичь необходимого уровня развития, в том числе и в речи, чтобы к моменту перехода на вторую ступень обучения дети не отставали от сверстников без речевых нарушений, а по окончании школы могли успешно социально адаптироваться.

     Учитель в новых условиях должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения в начальной школе. А это основа основ дальнейшего обучения. Это и определило постановку проблемы, которой я занимаюсь в своей педагогической деятельности, а именно «Лингвистическое развитие младших школьников».

     Язык является средством материального воплощения мысли, средством познания, осуществляет коммуникативную функцию, служит средством общения и воздействия. Принцип развивающего обучения призваны способствовать не только усвоению знаний, формированию  навыков, но и речевому  и умственномуразвитию учащихся, формированию познавательной самостоятельности и творческой позиции в обучении.

     Так в развивающей системе Л.В.Занкова каждый предмет способствует развитию детей с речевыми нарушениями, русский язык является одним из основных. Работа по развитию речи начинается с первых дней обучения в школе и проводится систематически не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на других уроках. Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. Так я проанализировав учебник «Азбука» Н.В.Нечаевой разработаны:

1. Устная речь   -Беседа

                            -Обсуждение

                           — Сообщение

                           — Вопрос

                           — Обращения

                           — Объявления

                           — Приглашения

                           — Поздравления

2. Письменная  — Текст(оформление текста)

    речь               — Анализ текста (название, автор, содержа-

                             ние, тема, главная мысль.)

                           — Повествовательный текст.

                           — Составление предложений из слов.

                              Восстановление деформированного

                              текста.

                           — Составление рассказа по сюжетным кар-

                              тинкам.

и всему этому уделяю особое внимание. Я постоянно отрабатываю у детей чистоту произношения с помощью чистоговорок . Они у меня подобраны на каждый звук.

     Такие, например, на звук    р   .

     По бревну бобры бредут.

Здесь работаю и над лексикой: бредут – медленно идти.

Читайте также:  Развитие ребенка 4 5года

     Подобран материал на рифмовку слов.

— ОР-ОР-ОР- на, возьми топОР.

— РА-РА-РА- в лес идти поРА.

     Инсценируют ситуации с использованием монологической,  диалогической речи, соблюдая при этом нужную интонацию. Кроме этих заданий выполняется много заданий на группировку, сравнение, сопоставление, обобщение, а это требует от детей собственных суждений, умозаключений.

     Материал не представляется в «чистом виде», дети решают коллизии, самостоятельно достигая верных решений, делая выводы. На своих уроках использую дидактический материал, работая со словом, предложением, текстом. Ученикам нравится переставлять, заменять, добавлять буквы в слова, составлять предложения из предложенных слов, добавляя как можно большее количество своих. Даже темы для творческих работ рекомендуются такие, что когда я предлагаю написать или рассуждать, ни один ребёнок в классе не теряет интереса.

     С первых уроков письма по программе Л.В.Занкова учу детей не только написанию тех или иных букв, но и орфограммам, которые будут изучаться на уроках русского языка.

     Для этого у меня разработан ряд дидактического материала для работы в «парах» постоянного и сменного состава ( раздели слова по видам орфограмм: большая буква и удвоенная согласная); ( проверяемая безударная гласная и непроверяемая безударная гласная).

     Само по себе использование системы Л.В.Занкова в речевом классе является новым, так как в в этой системе ведущим является принцип – обучение на высоком уровне трудности. Несмотря на это все дети заинтересованы в обучении, ведь задания предлагаются такие, что каждый ученик может найти обильную «пищу» для умственной работы, не лишаясь при этом познавательного интереса.

В своей работе использую тетради на печатной основе Н.В.Нечаевой. Этот учебник стала использовать потому, что

дети, обучаясь по «Азбуке» этого же автора в первом классе

успешно и с интересом усваивают программу. Ознакомившись с учебником и написав планирование стало ясно, что его богатое разнообразное содержание сочетает доступный уровень выполнения заданий с возможностью работать на высоком уровне трудности. Упражнения содержат задания в полной мере отражающие требования системы, а так же отмечаются: вариативностью, широкой внутри предметной интеграцией, что усиливает развивающий эффект и создаёт условия для индивидуализации обучения удачно подобранными заданиями, обеспечивающими процесс самостоятельного добывания знаний.

     Кроме этого в речевых классах ввели новый предмет, который называется произношение. Я считаю, что этот предмет необходим, так как на этих уроках я развиваю слуховое внимание, речевую память. Идёт работа по дифференциации звуков  а  —  о , а  —  у ,  о  —  у  , ы  —  и  ,

дифференциация звонких и глухих согласных звуков,

дифференциация свистящих и шипящих согласных звуков.

     А самое главное, что эти уроки проходят в совместной работе с логопедом, который очень хорошо помогает в устранении речевых ошибок и дисграфиии на письме.

У меня подобран и приведён в систему дидактический

 материал на определение количества, последовательности,

места звуков в слове. Составление графических схем слов. Очень ценным в этом предмете является то, что идёт скорректированный лингвистический курс. Именно он осуществляет пропедевтику изучения учебного материалапо предмету «Обучение грамоте».

     Разработан курс логоритмики.

     В этом курсе решаются следующие задачи:

— активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания.

— развитие слухового и зрительного восприятия.

— увеличение объёма памяти.

— развитие зрительно-моторных координаций.

— формирование двигательных навыков.

     Логоритмические занятия составлены с опорой на лингвистические темы.

     В сюжете занятий использованы рассказы и сказки русских и зарубежных авторов, русские народные сказки, что соответствуют возрасту детей детей позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме. Многократное повторение изученного способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Игровое настроение занятия создаёт доброжелательную, эмоциональную атмосферу совместного творчества детей и учителя, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь ребёнка. Итогом работы является лучшее усвоение материала и формирование умений и навыков у детей. На занятиях помимо речевых задач решаются так же этические, большое внимание уделяется развитию эстетического вкуса.

     Логоритмические занятия включают следующие элементы:

— артикуляционную гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата.

— чистоговорки для автоматизации и дифференциации  звуков

— пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук.

Логоритмические занятия проводятся один раз в неделю.

     В целом мне развивающая система Л.В.Занкова очень нравится.   

Источник