Личностные проблемы в развитии ребенка

Нарушение личностного развития в детском возрасте.

Нарушения личностного роста чрезвычайно распространены как в детском, так и взрослом возрасте. Часто оказывается, что за тем или иным нарушением когнитивных процессов (отставание в развитии умственных способностей у ребенка и пр.) скрывается нарушение личностного развития.

Возможно, это основано на том, что в практической педагогике большее внимание уделяется развитию когнитивных процессов, а не личности. Попытки целенаправленного формирования личности зачастую сводятся к объяснению ребенку, что он должен совершать моральные поступки и переживать нравственные чувства. Подобные обстоятельства и обусловливают различные психологические проблемы или даже отклонения в развитии.

Понятие отклонения в личностном развитии охватывает большой круг явлений:

  формирование антисоциальной мотивации,

  появление эмоциональных нарушений (страхов, агрессивности и пр.) и нарушений волевой сферы (слабоволие, капризы, упрямство, негативизм),

  низкий уровень социальной компетентности и т.д.
Нарушения формирования личности, как в эмоциональной, так и в других сферах, условно могут быть разделены на два класса:

  • специфические для определенного возрастного этапа (например, отсутствие комплекса оживления в два-три месяца является серьезным препятствием для дальнейшего развития ребенка, как отсутствие этого феномена, например, в два-три года не может считаться негативным явлением развития);
  • неспецифические (общие) — такие нарушения в любом возрасте считаются подлежащими коррекции, например, отсутствие ситуативное эмоций и пр.

Условность такого разделения в том, что оба вида нарушений являются сторонами одного процесса. Однако, как любая типология, это деление позволяет более аналитично подойти к исследованию нарушений.

Вот ряд специфических проявлений эмоциональных нарушений в детском возрасте, которые являются показателями отклонения в личностном развитии.

Так, в

младенческом возрасте эмоциональными нарушениями личности являются:

  отсутствие «комплекса оживления», определяющего эмоциональное развитие (это нарушение диагностируется в возрасте четырех месяцев, так как ранее это может быть обусловлено индивидуальными особенностями и не свидетельствовать о негативном развитии ребенка);

  задержка в появлении разнообразных форм внешнего выражения эмоций, отсутствие четких мимических реакций, в частности, улыбки, которая в норме возникает в три месяца;

  неадекватная эмоциональная реакция на действие взрослого (например, плач в ответ на ухаживающие действия матери, поглаживания и т.п.);

  апатия и равнодушие ребенка в ситуации взаимодействия с другим человеком, в частности, ухаживающей матерью;
На втором году жизни эмоциональными нарушениями являются:

  отсутствие эмоционального заражения, которое появляется еще в младенческом возрасте и выступает основой общения ребенка со взрослым. Отсутствие синтонии на втором году жизни может считаться серьезной аномалией процесса развития личности;

  высокая интенсивность и длительность эмоционального заражения, «застревание» эмоционального процесса, который в норме у ребенка раннего возраста достаточно быстро возникает и исчезает;

  отсутствие четко дифференцированной эмоциональной реакции на различных людей. Так, ребенок с нормальным развитием эмоциональной сферы испытывает положительные и более интенсивные эмоции при общении с близкими людьми прежде всего, родителями. В норме, к концу первого и на втором году жизни важнейшим условием развития симпатии к другому человеку становится уровень активности этого человека в совместной с ребенком деятельности. Существует достаточно тесная связь между уровнем активности и симпатией. Эмоциональные отношения становятся более дифференцированными и устойчивыми, хотя общение еще сохраняет ситуативный характер. Так, ласка одного и того же симпатичного ребенку человека может в одном случае радовать, в другом (если, например, отвлекает от приятного занятия) вызвать недовольство или противодействие;

  отсутствие положительных эмоций при появлении новых игрушек;

  боязнь безопасных предметов (не больших, не колких и пр.) и чрезмерная осторожность. В целом, осторожность не свойственна маленьким детям, что и обусловливает необходимость контроля за действиями ребенка со стороны взрослых. Появление осторожности в раннем возрасте свидетельствует не о раннем развитии этой характеристики, но скорее об эмоциональном нарушении, так как в его основе лежат иные процессы, нежели в осторожности взрослых людей;

  эмоциональная фиксация на каком-либо одном предмете (например, какой-то игрушке). Положительные эмоции при манипулировании предметом являются признаком нормального развития эмоциональной сферы личности ребенка, но если ребенок испытывает радость лишь при появлении только одного какого-либо предмета, то это может считаться проявлением эмоционального нарушения. Такую эмоциональную фиксацию необходимо отличать от стремления ребенка к повторению удавшихся ему действий, которое считается вполне нормальным и даже необходимым в развитии ребенка, так как является проявлением желания ребенка к продлению удовольствия. Достижение ребенком хорошего результата ведет к повторным попыткам с тем, чтобы еще и еще раз повторить приятный результат активности и пережить положительные эмоции от своего успеха. Это помогает закреплению различных полезных навыков;

  депрессия, длительность которой не адекватна силе воздействия. Так, если небольшое неприятное событие («шлепок» со стороны родителей и пр.) повергает ребенка в длительное эмоционально негативное состояние, то это свидетельствует о нарушении эмоциональной саморегуляции, которая должна помогать избавляться от ситуативных негативных эмоциональных реакций (гнева, апатии и пр.);

Читайте также:  Рост развитие грудного ребенка

  амбивалентное поведение. Оно может наблюдаться в раннем возрасте и позже. Амбивалентное поведение ребенка считается нормальным, если оно появляется в ситуациях социальных ограничений на удовлетворение потребностей (ситуациях «хочу нельзя»). Вне подобных ограничений амбивалентное поведение является признаком нарушений личностного развития.
В основе такого поведения лежит борьба мотивов. Для детей раннего и дошкольного возраста такое явление не свойственно, так как борьбу мотивов у этих детей можно констатировать лишь при наличии внешней социальной стимуляции (когда, например, взрослый предлагает ребенку совершить на выбор два одинаково приятных, нр взаимоисключающих друг друга действия).
Амбивалентное поведение имеет место в тех случаях, когда ребенок «мечется», не знает, что выбрать, колеблется, брать какой-либо предмет или нет, проявляя при этом беспокойство, тревогу и другие подобные эмоции;

  равнодушие и апатия ребенка. Чаще всего оно обусловлено социальной, эмоциональной депривацией. Устранение депривации восстанавливает нормальное развитие ребенка.

В

дошкольном возрасте эмоциональными нарушениями являются следующие феномены:

  отсутствие эмоциональной децентрации, которая проявляется в неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказки. В норме ребенок, слушающий сказку, идентифицирует себя с главным героем и переживает вместе с ним все коллизии. Эти переживания достаточно четко проявляются в невербальном поведении. Отсутствие эмоциональной децентрации само по себе негативное явление, но оно еще и негативно влияет на развитие просоциальной мотивации и «объединяющих» чувств, регулирующих межличностные отношения.

Отсутствие эмоциональной децентрации является более надежным показателем эмоционального нарушения, чем инертность, фиксированность эмоциональной окраски отражаемого содержания уже в силу значительной индивидуализации динамических характеристик эмоционального процесса. Естественно, что ребенок, обладающий меньшей подвижностью процессов возбуждения и торможения, будет отличаться и эмоциональным «застреванием». Соответственно осложняется и диагностика отклонения, ибо регулярная «эмоциональная неадекватность» может рассматриваться как аномальная, лишь будучи соотнесенной с индивидуальными особенностями нейродинамики психических процессов.

Отсутствие эмоционального предвосхищения может рассматриваться в качестве показателя отклонения. Без возвращения в прошлое невозможно возникновение стыда, угрызений совести и т.п. Без эмоционального предвосхищения невозможно появление даже того минимума произвольной регуляции, который требуется в ролевой игре. Неразвитость внутреннего плана действий у дошкольников ограничивает диапазон временного смещения, поэтому речь может идти не столько о степени выраженности, сколько о самой возможности эмоционального выделения будущего (а затем и прошлого) или возможности понимания ребенком желаний другого человека;

  отсутствие синтонии. Под синтонией понимают способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека (прежде всего, «близкого», симпатичного). Синтония появляется к концу первого года жизни, но является признаком нормального развития личности не только в раннем, но и дошкольном возрасте;

  отсутствие специфического феномена эмоциональной саморегуляции для дошкольного возраста «чувства вины», связанного с новым типом самосознания («Это я сделал») и способностью эмоционально возвращаться в прошлое;

  множество негативных эмоций и фобий ребенка, окрашивающих различные ситуации.
Так, в дошкольном, как и в любом другом возрасте, помимо указанных эмоциональных нарушений, таковыми являются замкнутость, страхи и агрессивность.

Источник

Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей

Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л.Венгера:

Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);

Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);

• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);

Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);

Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).

Агрессивные дети.

Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.Необходимо знать три главных понятия:

1. Что такое агрессия / агрессивность

2. Каковы возможные причины её выявления;

3. Как её корректировать

Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.

Факторы влияющие на поведение ребёнка:

Читайте также:  Особенности развития ребенка с зпр особенности внимания

1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);

2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;

3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;

4. Индивидуальные особенности человека;

5. Социально – культурный статус семьи.

Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких — нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило,такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

Задачи в работе с агрессивными детьми:

Развитие умения понимать состояние другого человека;

Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

Обучение ауторелаксации;

Обучение способам снятия напряжения;

Развитие навыков общения;

Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной.С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.

С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Источник

Ирина Климина
Личностные трудности, влияющие на характер ребенка

Способность к общению не является врожденным, а формируется в процессе приобретения жизненного опыта. В формировании представлений о себе и своих возможностях играет взрослый. Однако недостаточно контактировать ребенку только с взрослым, взаимодействие со сверстниками и другими детьми составляют важную сферу контактов ребенка, в результате чего формируется его представление о себе и собственных возможностях.

Неумение организовывать общение с другими детьми, способствует появлению замкнутости или чувства отверженности.

Педагоги и родители помогают освоить новые взаимоотношения, адаптироваться, приобрести новых друзей в условиях детского сада.

Нельзя забывать, что некоторые трудности в поведении детей носят временный характер, кризисы развития 1 года, 3 лет, 7 лет. Эти периоды свидетельствуют о развитии личностного и психического процесса.

Известный отечественный психолог М. И. Лисина, описывал что дети в первые год-полтора, когда ему требуется помощь в предметных действиях, предпочитает действовать по подражанию взрослому. В это время он начинает отделять общее положительное отношение к нему взрослого от оценки им своих действий. Важно в это время не ограничивать появившуюся самостоятельность ребенка, и его инициативу., так как для него важно приобрести собственный опыт.

В младшем и среднем возрасте от 3 до 5 лет в основе лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Это связано с тем что ребенок отходит от простого манипулирования и расширяет границы своего кругозора, переоценка своих возможностей. Положительные взаимоотношения с родителями помогают легко вступать в контакт с окружающими. Авторитетные родители способствуют формированию у ребенка притязания на признание.

К концу дошкольного возраста от 5 до 7 лет у детей возникает на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании. Ребенок обращает внимание на те взаимоотношения, которые существуют в его семье. Общение базируется на личностных мотивах и протекает на фоне разнообразной деятельности. Теперь ребенок самостоятелен в познании себя и других людей, стремится достичь взаимопонимания и сопереживания. Это свидетельствует внутренняя готовность ребенка разобраться как думает и чувствует другой человек. Именно эти дети задают уточняющие вопросы, интересуются, что думает взрослый, сопоставляет мнение взрослого со своим. В это время дети старшего дошкольного возраста осваивают правила поведения, осознают свои права и обязанности, долг и ответственность. Сравнивая свое отношение к поступкам других с оценками взрослых, ребенок постигает основы социального поведения, проверяет правильность своих взглядов. Доверие и искренность – вот основа отношений взрослого и ребенка.

К 6-7 годам дошкольник переходит к новому виду деятельности – учебной. У ребенка формируется отношению к взрослому как к учителю, и о себе как об ученике. Психологическая готовность ребенка к обучению – эта сумма его достижений за предшествующие периоды психического созревания.

Читайте также:  Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте ребенок взрослый

Однако нарушения могут проявиться в следующем:

Неспособность сопереживать при прослушивании сказок, просмотров мультфильмов.

Неумение регулировать свои эмоции и поведение.

Проявление отрицательных эмоций и страхов.

Далее рассмотрим нарушения, которые вызывают трудности в общении у дошкольников, и способы их коррекции.

Агрессивное поведение ребенка как самозащитное поведение направленное на достижение цели, враждебная агрессия которая проявляется в форме драк, разрушительных действий, либо ругани, дразнилок, оскорблений.

Причинами являются неуверенность в себе, боязнь быть обиженным, протест против ограничений и др.

Общая тактика с агрессивными детьми состоит в том, что научить ребенка выражать свое неудовольствие в приемлемых формах.

Основные направления содержания коррекционной работы:

1. Конструктивное вмешательство с целью снижения переживания чрезмерного неудовольствия

2. Удовлетворение потребности в активности самостоятельности исследовательской и познавательной деятельности

3. Конструктивное определение пределов разрешенного

4. Обучение ребенка приемлемыми выражению враждебности

5. Участие в его переживаниях

6. Гармонизация отношений родителей и детей

Замкнутый ребенок как бы отгораживается от окружающего его социума и приспосабливается жить в одиночестве. Причиной замкнутости могут быть, недостаточное эмоциональное общение и игнорирование в семье, маленький опыт общения, неумение обратиться к людям, получивший стресс. Потребность в общении подавляется. У такого ребенка сниженный эмоциональный тонус, он не проявляет интереса к играм, занятиям, послушен. Может грызть ногти, раскачиваться, дергать себя за волосы. Идя с таким ребенком на контакт, может расценить это как вторжение в его личный мир, он будто не нуждается в добром слове.

Первостепенной задачей взрослого, установить доверительные отношения. Хотя это не просто, необходимо совместное действие, способное заинтересовать ребенка, учитывая его интересы. Это освободит ребенка от скованности и увлечет его. Стараться достичь удовольствие ребенка от совместной деятельности, усиливая эмоции выражением собственной радости, показать насколько эффективно играть с другими детьми. Тогда закрепится у ребенка потребность в общении с окружающими.

У гиперактивных детей наблюдается двигательная расторможенность, неустойчивость внимания, повышенная утомляемость, им трудно сосредоточиться, для них значимо «Я хочу». Эти дети не могут регулировать свое поведение и выполнять правила. В основе такого синдрома – микроорганическое поражение головного мозга, возникшее в результате осложненных родов, физические и психические травмы. Коррекционная работа с такими детьми эффективна при совместном взаимодействии психоневролога. Учитывая особенности нервной системы, давать ребенку задание надо поэтапно, инструкции должны быть простыми и краткими, чередовать активность и деятельность. Например, послушать, пересказать, рассмотреть картинку, нарисовать, поиграть. Такое чередование поможет ребенку получить опыт, поддержать его интерес. Для игры с правилами, взрослый выступает организатором и участником. В роли организатора следит за соблюдением правил, оценивает, как участник показывает правильные действия и вызывает интерес к игре. Правила надо выделять постепенно, в ходе игры, опираясь на опыт ребенка. Очень полезно обсуждать действия с ребёнком, такая рефлексия позволяет ребенку самому контролировать свои действия

Неадекватная самооценка ребенка может стать началом серьезных трудностей при общении с окружающими. Ребенок сравнивает себя с другими, проверяет границы своих возможностей и способностей. Таким образом у ребенка складывается представление о себе, на основе чего строит свои отношения с окружающими. Самооценка ребенка может быть либо завышенной, либо очень низкой. Для детей дошкольного возраста характерна недифференцированная завышенная самооценка., к 7 годам он ограничивает отношение к себе от оценки своих поступков. Завышенная самооценка может быть следствием воспитания, по типу кумира, вседозволенности. В таких случаях ребенок стремится быть лучше всех. При работе с такими детьми помочь п налаживать отношения с другими детьми, формировать уважительное отношения, сопереживание, принятие. Дать ребенку понять, что каждый ребенок особенный и сравнивать детей нужно только с самим собой. Использовать ролевые игры, в которых ребенок увидеть свое поведение, расширять поведенческий репертуар путем моделирования ситуаций.

Дети с заниженной самооценкой неуверенны, обидчивы, ранимы, неохотно вступают в контакт. Корректировать таких детей надо воспитательными воздействиями – подчеркиванием успехов его достижений, выражать уверенность в его возможностям, поощрять инициативу, формировать адекватное отношение к успехам и неудачам. Давать ощущение, что его любят всегда, даже если у него что-то не получается. Создавать условия успешности ребенка во время игр, улучшать отношения внутри детской группы, тем самым повышая уверенность ребенка в самом себе.

Важно помнить, что дети не имеющие навыков конструктивного общения, с низким уровнем коммуникативных навыков и социальных умений можно помочь, выстраивая специально организованной работы с детьми дифференцированно.

Источник