Личностные новообразования в развитии личности ребенка
возрастных этапах.
5.1.Личностные новообразования младенчества и раннего возраста.
Принято считать, что развитие ребенка как личности
начинается с 2-3-летнего возраста. Это, если иметь в виду появление
чисто внешних признаков личностной индивидуальности.
Основанием того, что процесс формирования начинается гораздо
раньше, являются следующие факты:
1. Никакое психологическое качество, ни одна форма поведения не
появляется сразу в готовом виде. Ее внешнему проявлению предшествует
достаточно длительный скрытый период развития (как у растения).
2. Многие качества личности и формы поведения становятся «видимыми» в
жизни человека лишь, спустя, много времени.
3. Для проявления некоторых личностных качеств необходимы жизненные
условия.
Вероятно, процесс личностного формирования ребенка
начинается в течение одного года жизни, но вначале, происходит, скрыто
для внешнего наблюдателя. Те качества, которые скрыты хуже, проявляются
в следующих характеристиках: доброта, общительность, отзывчивость,
внимательность, доверие к людям.
К этому же возрасту, несомненно, относится оформление
качеств темперамента ребенка.
В возрасте около 8-12 месяцев у младенцев иногда возникают
не совсем понятные страхи. В данный период времени страх играет роль
полезной приспособительной реакции, которая оберегает ребенка от
возможных неприятностей в незнакомой обстановке.
Наблюдение за поведением окружающих людей и подражанием им в
раннем возрасте становится одним из основных источников личностной
социализации ребенка. В течение первого года жизни к началу этого
возраста у него, как мы видели, формируется чувство привязанности.
Положительно: эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей
порождает у ребенка уверенность в себе.
Привязанность представляет собой общее
социально-психологическое чувство, появляющееся в младенчестве у всех
детей, и у животных. Благодаря привязанности удовлетворяются основные
потребности младенца и детей более старшего возраста, снижается
тревожность, обеспечивается субъективно и объективно безопасные условия
для существования и активного изучения окружающей действительности.
Формирование личности в раннем возрасте связано со
становлением самосознания ребенка. В период времени от 1-го года до 3-х
лет происходит превращение ребенка из существа уже ставшего субъектом к
существу, осознавшему себя как личность (новообразование «Я»).
Другие новообразования личностного характера:
— сравнивая себя с другими, появляется самооценка; — чувство
гордости, чувство стыда, уровень притязаний;
Появляется потребность в самостоятельности – «Я-сам».
Начинают складываться такие важные качества как сила воли,
настойчивость, целеустремленность.
При переходе от одного года к 2-му году жизни многие дети
проявляют непослушание (кризис первого года жизни). С появлением
самосознания постепенно развивается способность ребенка к эмпатии –
пониманию эмоционального состояния человека.
В период от 1,5 лет до 2 лет – усвоение норм поведения. При
переходе со 2года жизни на 3 открывается возможность для формирования у
ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств – потребности в
достижении успешности:
— приписывание ребенком своих успехов и неудач обстоятельствам;
— способность различать задания разной степени трудности;
— характер обеспечения ребенком успехов и неудач других людей;
— умение развивать способности и прилагать усилия;
Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благодаря
чему существенно ускоряется процесс развития самосознания ребенка, его
личности в целом. Понимание и говорение позволяют корректировать
поведение и уточнять требования.
5.2.Усвоение нравственных норм, мотивация, психические
новообразования дошкольников.
Усвоение нравственных норм. Период от 3-х до 6-ти лет
вносит большой вклад в психическое развитие. Весь период можно
разделить на три части:
1.период 3-4 года – укрепление эмоциональной саморегуляции;
2. период 4-5 лет – нравственная саморегуляция;
3. период 6 лет – деловые качества ребенка;
В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем
поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными
нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые
моральные представления, а также способность к нравственной
саморегуляции.
Источником моральных представлений являются взрослые,
которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники.
Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в
процессе обучения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и
наказаний.
Одну из главных ролей в личностном развитии ребенка играет
мама. Одобрение – стимул поведения. Существенную роль играет оценка
взрослых:
— первыми усваиваются нормы и правила «бытового» поведения;
— последними усваиваются нормы обращение с людьми;
Сюжетно- ролевые игры способствуют:
1) усвоению путем подражания (младшие дошкольники);
2) осознанию их сущности (старшие дошкольники);
В дошкольном возрасте возникает личностная и нравственная
саморегуляция. К концу дошкольного возраста у большинства детей
складывается определенная нравственная позиция, которой они
придерживаются более или менее последовательно. Довольно рано возникает
стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей –
ответственность и чувство долга.
Эмоционально-мотивационная регуляция поведения. В старшем
дошкольном возрасте получают дошкольники, развитые мотивы общения, в
силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты. В
старшем дошкольном возрасте добавляются новые мотивы общения: деловые
(мотивы, побуждающие ребенка к общению ради решения задачи); личные
(связанные с волнующими внутренними проблемами, хорошо или плохо); мотив
учения (приобретение знаний, умений, навыков).
К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает
внутренняя, мотивационно-личностная готовность к учению, которая
составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу
в следующий возраст. Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны
взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми – значимый
мотив в дошкольном возрасте. Второй мотив – стремление к
самоутверждению. Дети придают большое значение оценкам, даваемым им
взрослыми.
Развитие мотивации успешности проходит по следующим этапам:
1 этап – дети учатся различать задачи по степени трудности (младшие
дошкольники)
— умение оценивать свои возможности (только начинается);
2 этап – в связи с результатом — положительные или отрицательные
эмоции;
3 этап – самооценка;
4 этап – 4 года – оценивают свои возможности более реалистично;
5 этап – 4-5 лет – начинает формироваться представление о своих
способностях;
6 этап – 6 лет – «способность» как причина успеха или неуспеха;
Особенности возрастного уровня формирования притязаний. 4
года – слишком сложные задачи ставит ребенок перед собой; 5-6 лет –
более реализма, но тоже сложные; к 5-6 годам возникает соподчинение
мотивов. Воспитывает и прошлое, и настоящее, и будущее.
Психологические новообразования. Под основными, как
базовыми, качествами личности понимаются те, которые, начиная
оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют
устойчивую индивидуальность человека, определяемую через понятие
социального типа или характера, личности. Это функциональные черты
личности, доминирующие мотивы и потребности, другие свойства, по которым
можно узнать человека. Основные личностные качества отличаются от других
тем, что их развитие зависит от биологических обусловленных свойств
организма (экстраверсия, интроверсия, тревожность и доверие,
эмоциональность и общительность, невротичность). Самооценка появляется
примерно к 3-4 годам на основе сравнения себя с другими людьми.
Осознание как индивида – около 2-х лет. Поведение на основе прямого
подражания – сензитивный период в развитии личности на основе
подражания. В младшем и среднем дошкольном детстве продолжает
формироваться характер (инициативность, воля, независимость).
В старшем дошкольном возрасте – обучаются общению взаимодействовать с
окружающими людьми.
К среднему дошкольному возрасту – складывается умение и способность
правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи.
Новообразования появляющиеся в этот период:
1. В интеллектуальном плане выделились и оформились: внутренние
(познавательные), умственные (личностные) действия и операции.
2. В дошкольном возрасте берет начало творческий процесс, в
способности преобразовать действительность (игры, художественное
творчество).
3. В познавательных процессах возникает синтез внутренних и внешних
действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность.
4. В дошкольном возрасте соединяются воображения, мышление и речь.
5. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном возрасте
является персональное самосознание.
5.3.Формирование личности в младшем школьном возрасте.
Мотивация. Ведущей для ребенка становится учебная
деятельность (не только учебная, но и другие – игра, общение, труд;
складываются деловые качества).
Особенности детей младшего школьного возраста:
1. безграничное доверие взрослым (учителям: подчинение, подражание);
самооценка непосредственно зависит от характера оценок, дававшихся
взрослыми; самооценка может быть двух типов;
2. сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и
волевая регуляция поведения (игра более длительное время);
3. мотив достижения успехов (стимулы и поощрения) и мотив избегания
неудач (мало поощрений за успехи и наказание за неудачи).
Ш.А. Амонашвили рекомендовал в начальных классах не
использовать отметки (особенно низкие), чтобы не вызывать тревожность,
беспокойство, связанные с развитием мотива избегания неудачи.
На мотивацию достижения успеха влияет также два других
личных образования: самооценка; уровень притязаний. В экспериментах было
доказано у него из детей сильная мотивация достижения успехов –
адекватное или умеренное повышение самооценки; высокий уровень
притязаний. Что касается уровня притязаний: он зависит не только от
успеха в учебе, но и от положения, занимаемого ребенком в системе
взаимоотношений со сверстниками в коллективе; у детей, пользующихся
авторитетом – адекватная самооценка. Младший школьный возраст –
период формирования успешности. Трудолюбие и самостоятельность.
Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов
при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за
что-то. Благоприятные условия для развития у школьников трудолюбия
создать то обстоятельство, что вначале учебная деятельность представляет
для них большие трудности, которые приходится преодолевать:
1) адаптация к новым условиям (режим, обязанности, требования);
2) обучение счету, письму;
В становлении данного качества большую роль играет разумная,
продуманная система поощрений ребенка за успехи. Она должна быть
ориентирована на те достижения, которые трудны и определяются
прилагаемыми усилиями. Большое значение имеет вера ребенка в свои
успехи. Ее постоянно должен поддерживать и вселять учитель (тем больше,
чем ниже самооценка и уровень притязаний, тем настойчивее может быть
работа с этим ребенком).
Самостоятельность детей — сочетается с их зависимостью от
взрослых, причем данный возраст может стать переломным, критическим для
формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость,
послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать
ребенка зависимым, несамостоятельным. С другой стороны, слишком ранний
укор на самостоятельность и независимость может породить непослушание и
закрытость. Воспитание самостоятельности и зависимости должно быть
уравновешенным.
Средства и способы развития самостоятельности:
1) больше дел выполнять самостоятельно;
2) приветствовать стремление к самостоятельности;
3) уроки должны выполняться самостоятельно;
4) творческие дела, где становятся лидерами;
Усвоение норм и правил общения. С поступлением ребенка в
школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми,
очень существенные:
1) прежде всего, увеличивается время на общение;
2) изменяется содержание общения (деловое);
3) в первом классе – больше общение с учителями;
4) в 3-4 классах – интерес к сверстникам;
5) меняются темы и мотивы общения;
На пороге школьной жизни возникает уровень самосознания
детей («внутренняя позиция»). Эта позиция:
1) осознание отношения к себе;
2) к другим людям;
3) к событиям и делам;
Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в
сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которой он
следует или старается следовать всегда и везде, независимо от
обстоятельств.
С 5 до 12 лет представления о нравственности меняются от:
нравственного реализма (твердое и весьма однозначное понимание добра и
зла) к нравственному релятивизму (каждый имеет право справедливого
отношения к себе). Реалист мыслит категориями авторитета, законы
установлены властью и незыблемы, их нельзя менять. Ребенок –
нравственный реалист спорную дилемму обычно решает в пользу послушания и
подчинения. Более старшие дети (релятивисты) могут пренебречь мнением
взрослого и поступить в соответствии с иными нормами морали. Реалисты –
одно истинное проявление игры; Релятивисты – правила игры можно менять.
Изменения в психологии младшего школьника:
1. Происходит значительное расширение и углубление знаний,
совершенствуются умения и навыки (общие и специальные способности).
2. Происходит значительное увеличение индивидуальных различий между
детьми – дифференциация в процессе обучения.
3. Стимулирование и психическое использование мотивации достижения
успехов в труде, игре.
4. Формирование через общение: признания, одобрения со стороны
взрослых, стремление получить высокую оценку.
5. Повышающее значение для детей приобретают отношения со
сверстниками – формируется социальный престиж.
Литература
Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. — М., 1968.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество. — М., 2000.
Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. — М., 2001, 686 с.
Обухова Л.Ф. Детская
возрастная психология: Учебное пособие для вузов. — М.: Педагогическое
общество России,2000.-443 с.
Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме
«Формирование и развитие личности ребенка на разных возрастных
этапах»:
1. Какое место занимает страх в формировании личности младенца?
2. В какой период раннего возраста происходит усвоение норм
поведения?
3. Назовите три периода усвоения норм поведения дошкольников.
4. По каким этапам происходит развитие мотива успешности у
дошкольников.
5. Назовите новообразования в дошкольном возрасте.
6. Какое главное качество характерно для младшего школьного возраста.
Источник
Личностные новообразования у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст — это стадия жизни, идущая после раннего возраста и соответствующая в отечественной периодизации психического развития возрасту от 3 до 6—7 лет. В этом возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большей побудительной силой, чем другие мотивы. Это и позволяет им побеждать конкурирующие с ними мотивы в стихийной, не управляемой самим ребенком схватке. Однако, можно ли говорить о ребенке-дошкольнике как о личности?
Личность— это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Как выявить, развиваются ли личностные новообразования у детей дошкольного возраста, определить является ли ребенок 3—7 лет личностью.
В течение первого года жизни ребенок познает окружающий мир и осваивает основы его тактильного восприятия. Развивается речь, мелкая моторика и некоторые физические навыки. Формируется произвольное поведение. В этом возрасте важнейшим аспектом развития малыша становится общение с родителями.
Пока еще очень рано говорить о морали, независимости или альтруизме. Однако грандиозный психологический процесс по подготовке фундаментальных компонентов детской личности уже идет полным ходом.
Со временем жизнь малыша приобретает двойственный смысл. С одной стороны, ребенок по-прежнему живет и действует в непосредственном контакте с окружающим его миром предметов и людей. С другой – погружается в знаково-символический план поведения и жизни. Это план игры, речи, мышления, изобразительной деятельности и фантазии. Ребенок уже не просто живет – он рассуждает о жизни, рисует её и думает о ней. Окружающий мир отражается в детском сознании и проецируется в форме рассуждений, гипотез, фантазий, игр и рисунков. Ребенок теперь способен на многое – перенестись мысленно в Африку, с одинаковой легкостью совершить что-то хорошее или плохое.
Далее, начинает проявлять себя нравственная сфера – у ребенка развиваются начальные представления о должном и недолжном, добре и зле, возможном и запретном. Через персонажей сказок, мультфильмов и книг малыш открывает для себя мир нравственных отношений. При этом нравственные представления ребенка не замыкаются на вымышленных персонажах. Они постепенно от них отдаляются и становятся все более самостоятельными, приобретая форму своеобразной внутренней измерительной шкалы. Так дошкольник начинает овладевать нравственными основами – ценностями объективности, альтруизма и независимости. Пока еще только на уровне словесных суждений, знаний и оценок, а не реальных действий. На словах ребенок все более объективен, морален, независим и альтруистичен. На деле же он зачастую подражателен, пристрастен и эгоистичен.
Детское поведение противоречиво – вербальная (словесная) стрелка указывает на юг, а стрелка реального поведения – в сторону севера. Почему же детские представления о нормах на словах расходятся с делом? Потому что у ребенка отсутствовали внутренние мотивы, которые бы побуждали его подчиняться этим нормам. А это произойдет только тогда, когда дошкольник войдет в сферу внешнего контроля со стороны взрослых и сверстников. Тогда ему придется подчинить своё реальное поведение общепринятым правилам. Это момент, когда гармония слова и дела восстанавливается, принимая облик стройных нравственных норм в формирующейся личности дошкольника.
Личность дошкольника формируется постепенно – шаг за шагом. Каждый новый сдвиг автоматически расширяет возможности для воспитания, а условия формирования личности ребенка настолько тесно переплетены с его развитием, что отделить одно от другого практически невозможно.
Важная особенность формирования личности дошкольника – это влияние образцов поведения, которыми являются поступки и взаимоотношения взрослых. Ребенок склонен подражать им, заимствовать манеры, перенимать оценки людей, предметов и событий. Образцом поведения могут быть также сверстники, поведение которых одобряют взрослые. Сказочные персонажи, если они наделены характерными нравственными чертами. В дошкольном возрасте дети активно интересуются образцами поведения, ведь им так необходимы правильные ориентиры.
Проблемой развития личности детей дошкольного возраста занимались многие выдающиеся детские психологи — Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, В.С. Мухина. А.Н. Леонтьев отмечал, что важнейшим психологическим новообразованием, возникающим к концу возраста, является соподчинение мотивов. Л.И. Божович, развивая эту мысль А.Н. Леонтьева, подчеркивала, что у детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Вместе с тем во главе возникшей иерархии становятся специфически человеческие, т. е. опосредствованные по своей структуре, мотивы. У дошкольника они опосредствуются, прежде всего, образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях.
Д.Б. Эльконин указывал, что в дошкольном возрасте формируются первичные этические инстанции и моральные чувства. Формирование этических оценок и представлений идет по пути дифференцирования диффузного отношения, в котором слиты воедино непосредственное эмоциональное отношение и моральная оценка. Постепенно, в результате усвоения содержания моральных оценок, последние все более отделяются от непосредственного эмоционального отношения и начинают определять его. Моральная оценка насыщается общественным содержанием, включая в себя моральное содержание поступков героев, их отношения к другим людям [1].
Исходя из этой моральной оценки, дети устанавливают связь между понятиями «хорошо» и «плохо», а также своим действием и на этой основе относят свои поступки к хорошим или плохим.
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, а это означает новую ступень развития сознания ребенка. Формирование самосознания, которое у дошкольника наиболее ярко проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний Д.Б. Эльконин считал важнейшим личностным новообразованием возраста.
Особую роль в развитии личности играет возникновение воли как способности к управлению поведением. Как было показано выше, Д.Б. Эльконин связывал произвольность поведения с соподчинением мотивов и возникновением первичных этических инстанций.
Наиболее полно структура психологического возраста, включающая в себя личностные новообразования ребенка, представлена в теории культурно-исторического развития Л.С. Выготского и его школы.
Согласно этой теории, психологический возраст определяется:
социальной ситуацией развития;
ведущим видом деятельности;
противоречиями кризисов развития;
Развитие ребенка необходимо рассматривать как непрерывный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением личности ребенка. Наступает момент, когда возросшие возможности ребенка, его знания, умения, психические качества начинают противоречить сложившейся системе взаимоотношений, образу жизни и видам деятельности. Другими словами, возникает противоречие между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения.
В дошкольном возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большей побудительной силой, чем другие мотивы. Это и позволяет им побеждать конкурирующие с ними мотивы в стихийной, не управляемой самим ребенком схватке. Иначе говоря, детей дошкольного возраста характеризует своеобразная «непроизвольная произвольность», которая обеспечивает устойчивость их поведения и создает единство их личности.
Возраст от трех до семи лет является первоначально становлением личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально — потребностной сферы — вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.
Это и характеризует новую ступень в формировании личности ребенка, ступень, которая позволила А.Н. Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте как о периоде «первоначального, фактического склада личности».
В дошкольном возрасте мотивы и желания ребенка начинают образовывать иерархию, появляется произвольность, на смену импульсивным действиям приходит поведение, опосредствованное нормами, правилами и самооценкой.
К концу дошкольного возраста у ребенка формируется более реалистическая самооценка и сознание своего места в системе социальных отношений. В дошкольном возрасте развиваются социально обусловленные психологические характеристики, т.е. происходит развитие личности.
Список литературы:
Возрастная психология. Концепция Д.Б. Эльконина: Детство. [Электронный ресурс] — Режим доступа.— URL: https://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/8.html(дата обращения 7.09.2012).
Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996. № 6.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с. (270).
Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования М.: Педагогическое общество России , 2001 г., — 224 с. Серия: Психология развития.
Источник