Личностное развитие ребенка в дополнительном образовании

Доклад на совещание при директоре 26.09.2017г.
Тема: «Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка»
Докладчик Шапкин В.А.
«Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка»
Система дополнительного образования детей Российской Федерации в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении более 10 лет. Под «дополнительным» понимается мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:
— создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;
— многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
-личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
— личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;
— создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
— признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
— применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
В нашей стране в последнее время всё больше ребят стремится уже с малых лет получать дополнительное образование.
К сожалению, в школе на уроках учитель не всегда может учитывать индивидуальные особенности учащихся: память, слух, логическое мышление и т.д., а ведь у каждого они находятся на разном уровне развития. Дополнительное образование в этом отношении имеет свои преимущества: педагог получает возможность установить более дружеский и тесный контакт с детьми, что снимает многие трудности в общении, помогает активизировать коммуникативную и творческую деятельность учащихся. А такой подход обеспечивает успех, который даёт ребёнку возможность самоутвердиться. Успех, самоутверждение, поощрение достижений являются необходимыми условиями для дальнейшей мотивации учащихся на дополнительных занятиях.
Однако, как и любой вид деятельности, дополнительное образование должно быть занимательным и увлекательным, вызывать интерес у детей, ведь интерес является главной движущей силой познавательной деятельности. Конечно, на дополнительных занятиях ребятам не обойтись без приложения умственных и физических усилий. Педагог должен объяснить, что без труда не бывает ни успеха, ни отдыха, ни веселья.
Система образования в России в настоящее время претерпевает значительные изменения. В связи с этим возникла и необходимость создания программ и учебно-методического обеспечения для дополнительного образования. Их можно рассматривать как средство оптимизации и индивидуализации доп. образования, эффективности управления учебным процессом. Педагоги, учащиеся и их родители заинтересованы в повышении уровня проф. подготовки, но для соблюдения новых норм максимально допустимой нагрузки школьников в рамках здоровьесберегающих факторов необходимо все дополнительные материалы перенести в систему дополнительного образования.
Дополнительное образование даёт возможность в большей степени развивать социокультурную компетенцию, обучать школьников рассуждать, высказывать своё мнение и выражать своё отношение к изучаемому материалу.
Условия работы требуют от педагогов не только эффективного владения предметом и методикой его преподавания, но и умения видеть и анализировать современные, реальные изменения в образовании, адаптировать теоретические знания к жизненным ситуациям, применять современные технологии обучения для достижения конкретных целей и задач обучения.
Суть работы педагога дополнительного образования– это непрерывное творчество, постоянные эксперименты, неотступный поиск путей самосовершенствования. Дополнительное образование открывает дорогу для этого «творчества», делает педагогический труд интересным, ярким и запоминающимся для его обучающихся, даёт возможность и в ребёнке развить творческую личность, воспитать в нем все необходимые человеческие качества.
Но как расставить приоритеты в педагогической деятельности? Что важней: обучение или воспитание детей? Без воспитания нет и обучения. Очень трудно сказать, что из них первично. В учебно-воспитательном процессе они существуют в единстве, в постоянном взаимодействии.
Обучение дает ребенку знания о качествах личности, которые должны быть постепенно сформированы у него: о морали, ее нормах и правилах, о нормах общения с другими людьми, об эстетическом идеале, научные знания о природе, обществе, человеке, составляющие основу его будущего мировоззрения, и т. д.
Воспитание же, с одной стороны, помогает ребенку качественнее и лучше усваивать эти знания в силу того, что у него сформировано соответствующее отношение к учебе и самим знаниям, с другой же, оно целенаправленно осуществляется в педагогическом процессе через различные методы и формы организации воспитания, применяемые педагогом.
Итак, обучение, приобретаемые знания воспитывают, и этого нельзя недооценивать. Но для того чтобы знания воспитывали, нужно воспитывать отношение к самим знаниям, к учебе. В этом суть воспитывающего образования, суть концепции модернизации системы дополнительного образования.
Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования. Школьники должны быть вовлечены в творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Важной задачей является усиление воспитательного потенциала ОУ, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Особое внимание должно быть уделено созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации и здоровых детей, и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей. Предыдущая система образования и обучения ставила задачу овладения знаниями, умениями и навыками. Новый стандарт образования — это на научной основе сделанный заход на формирование компетенций, которые более или менее характеризуют креативную личность.
Способность к творчеству, к самостоятельной деятельности развивается за счет формирования у ребенка умения учиться, познавать. Это процесс особых форм его деятельности с педагогом. Поэтому педагоги, задействованные в системе дополнительного образования, владеют психолого-педагогическими знаниями и понимают особенности развития школьников, являются профессионалами в других областях деятельности, способны помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Как следствие, организованная образовательная действительность требует иной инфраструктуры: нужны оснащенные новым оборудованием учебные кабинеты и спортивные залы; медиацентры и библиотеки; учебное оборудование, обеспечивающее выход в информационные сети; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития.
В основу модернизации образования на первое место надо поставить постепенное изменение образовательного мировоззрения. Необходимо перевести ученика из статуса «объект» в статус «субъект».
Отличие объекта от субъекта заключается в следующем:
Объект – это предмет или категория, на которую направлено действие субъекта. Например, студент-юрист (субъект) изучает международное право (объект), приобретая новые знания.
Направленность действия. Субъект – это именно тот игрок, который преобразует исходную реальность, наполняя её новым содержанием. Действие направлено от него. Объект, напротив, принимает эти изменения либо сохраняет изначальную форму. Действие всегда направлено к нему.
Способность к действию. Субъект может принимать самостоятельное решение относительно дальнейшего развития событий. Объект подчиняется данным решениям и действиям, преобразуясь и изменяясь.
Проявление. Субъект проявляется через активное действие, вычленяя себя из реальности. Так, к примеру, ведут себя политические лидеры, управляя той или иной сферой отношений. Объект, напротив, проявляется через пассивное принятие действий субъекта.
Одушевлённость. Объект, как правило, является неодушевлённым (продукты питания, предмет труда, социальные блага). В то же время, если действие направлено именно к людям (помощь социального работника конкретному человеку), то можно говорить об обратном. Субъект всегда наделяется разумом и волей, что свидетельствует о наличии сознания, характерного для живых существ (ребёнок, политик, должностное лицо) либо порождений общества (унитарное предприятие, некоммерческая организация).
При этом существует финансовая сторона вопроса: дополнительное образование на данном этапе бесплатное, а значит – доступное для детей и подростков. Но занятия в определенных объединениях требуют какого-то финансового вливания, они столь незначительны, что не представляют особой проблемы для среднестатистической семьи.
Каким образом ребенок может получать дополнительное образование? Через освоение дополнительных общеразвивающих программ. Программы бывают разные по длительности, направленности, форме.
Думаю, что все присутствующие согласятся, что ребенку нужно посещать занятия дополнительного образования, так как на них
-выявляются его творческие способности;
-занятия дополнительного образования развивают его;
-кроме учебной деятельности, в которой учащийся может чувствовать себя не совсем успешным, появляется другой вид деятельности, позволяющий в полной мере реализовать себя;
-в классе собраны дети, имеющие разные интересы, поэтому не всегда они находят точки соприкосновения, то в кружке с ребенком будут находиться единомышленники, люди, увлеченные таким же видом деятельности;
-детское творческое объединение служит для формирования коммуникативных компетенций, когда через общение, передачу информации ребенок учится правильно вести себя в той или иной ситуации, учится взаимодействию, учится принимать помощь;
-когда родители или патронатные воспитатели на работе, их ребенок будет не просто под присмотром педагога, но будет в это время еще и развиваться.
Программа объединения дает возможность ребятам освоить техники, позволяющие изготавливать декоративные изделия, которые могут быть использованы в качестве подарков родным, близким и знакомым. А это в свою очередь позволит учащимся отойти от стереотипа человека общества потребления и осознать себя человеком – творцом. То есть ребенок не будет просить у родителей деньги для приобретения подарка для них же, а сделает его своими руками. Это не только повысит его самооценку, но и сблизит родителей с ребенком. Через работы, выполненные своими руками, воспитывается рачительность.
Кроме этого занятия творчеством решают и проблему самоопределения в профессии, так как развитие творческих способностей, повышение самооценки ребят будут способствовать желанию учащихся приобрести профессию, так или иначе связанную с творчеством (тип профессии «человек — художественный образ») или с детьми (тип профессии «человек – человек») через совместные занятия и взаимопомощь.
Занятия проводятся с учетом возраста ребят. Старшие ребята, которые посещают объединения не один год, чувствуют себя более уверенно, поэтому они оказывают помощь (советом или действием) младшим учащимся. То есть во время занятий происходит формирование ключевых компетенций учащихся: коммуникативных, информационных.
Ребята учатся жить в обществе. Повышается их самооценка, а значит, эта пока еще незрелая личность будет чувствовать себя более уверенно в жизни.
Занятия творчеством могут не просто занять ребят в свободное время, но научат их быть творцами. А творец всегда Созидатель, а не разрушитель. Поэтому занятия творчеством закладывают кирпичики в фундамент будущего ребенка: его карьеру, личную и семейную жизнь, активный отдых (хобби) и контактность в обществе. То есть делают человека успешным в жизни. А это –
главная задача родителей и педагогов, в том числе дополнительного образования.
Рекомендации руководителям объединений дополнительного образования:
На занятиях кружка создавать условия для самореализации личности, строить занятия так, чтобы они способствовали:
-увеличению объема памяти,
-расширению общего кругозора,
-приятному времяпрепровождению,
-общению с единомышленниками,
-повышению самооценки,
-самоопределению школьников.
Также на занятиях Воспитывать
-нравственные качества детей,
-интерес к ДПИ, -аккуратность,
— усидчивость,
-терпение,
-чувство самоконтроля.
Источник
Сегодня образованность человека определяется разносторонним развитием человека как личности, которая ориентируется в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей, способна к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и совершенствованию.
Личность – это система социальных качеств человека, формирующаяся на основе включения человека в систему социальных отношений.
Развитие личности — активный процесс усвоения ребёнком социальных норм и соответствующих им способов поведения.
Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции.
Дополнительное образование — это процесс обучения, воспитания и развития, направленный на удовлетворение интересов и потребностей детей, основанный на вариативности и постоянном обновлении содержания.
Дополнительное образование детей – составная часть общего образования, позволяющая ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.
Своеобразие дополнительного образования проявляется в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей, в свободе выбора направлений деятельности, образовательной программы, в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога и в творческом характере образовательного процесса.
Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его основные функции:
образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
воспитательная — определение четких нравственных ориентиров, ненавязчивое приобщение к культуре;
креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
компенсационная — предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие, определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;
интеграционная — создание определенного психологического климата, позволяющего объединить детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения;
функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы, а педагоги должны работать в тесном сотрудничестве между собой.
В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений.
Основными среди них принято считать следующие:
художественно-эстетическое;
научно-техническое;
спортивно-техническое;
эколого-биологическое;
физкультурно-оздоровительное;
туристско-краеведческое;
военно-патриотическое;
социально-педагогическое;
культурологическое;
экономико-правовое.
Для того чтобы дети могли проявить свои дарования, нужна умелая поддержка со стороны взрослых. Задача педагогов состоит в том, чтобы сформировать личность, способную к творческой самодеятельности, выработать у ребенка стремление к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию и самоуправлению.
Также необходимо глубокое знание детской психологии, обеспечивающее внимание к душевному состоянию ребенка. Это становится гарантией преодоления психологического дискомфорта.
Индивидуальная форма обучения и воспитания дает возможность реализовать принцип индивидуально-дифференцированного подхода, может помочь более глубоко изучить и развить способности, склонности, интересы ребенка.
Методика должна быть демократичной и гуманной. Работа должна проводиться на основе широкого развития инициативы и самодеятельности ребят, с учетом их возрастных особенностей, знаний и интересов.
Дополнительное образование детей представляет собой реальную силу, способную последовательно противостоять натиску всевозможных «контркультур», дестабилизирующих молодое поколение. Дополнительное образование органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Дополнение образование направлено на усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, что по сути является социализацией личности. Разнообразная внеучебная деятельность способствует разностороннему раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам искусства, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Дети учатся сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.
Воспитание в условиях дополнительного образования обеспечивается влиянием ряда социальных факторов: составом группы, взаимовлиянием, связью каждого и его значимостью в работе творческого объединения. Вступая во взаимодействие с внутренними процессами саморазвития человека, эти факторы вызывают определенные сдвиги в сознании и поведении личности. Происходит опосредованное формирование нравственных, духовных и культурных ориентиров подрастающего поколения.
Опыт воспитания детей показывает, что требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием, что многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей способствует именно дополнительное образование.
Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
Поэтому образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений, навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.
Для того, чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Воспитательная система может быть представлена в виде взаимодействия структурных подразделений образовательного учреждения, деятельность которых будет направлена на реализацию поставленных педагогических и социальных задач.
По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие школьника во всем богатстве его запросов и интересов.
Дополнительное образование является необходимым компонентом современного образования. Нельзя недооценивать его роль в воспитании и образовании подрастающего поколения и значимость его результатов для общества.
Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет их интересы.
Дополнительное образование решает также проблему свободного времяпровождения детей вне школы. Будучи доступным каждому желающему, оно открывает ребятам двери к постижению азов искусства, спорта, прикладного и технического творчества, дает возможность проявить свои лидерские и организаторские способности.
Дополнительное образование дает ребенку возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи.
Поэтому необходимо продолжать работу по выявлению и поддержке наиболее одаренных, талантливых детей.
Образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений, навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.
Таким образом, дополнительного образования помогает ребенку проявить и развить свои способности, способствующие развитию как личности, ориентирующейся в традициях культуры, в системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасенко, В. В. Новые технологии реабилитации детей-инвалидов / В. В. Афанасенко.— М.: Теревинф, 2007.
2. О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов: Указ Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1157 (в ред. от 24.09.2007) [Текст] // СПС Консультант Плюс.— 2009.
3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный Закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ // СПС Консультант Плюс.— 2009.
4. Стратегия-2020: Новая модель – новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. // Внешкольник: М.: 2013.— № 5.
5. Ткачева В. В. О некотоҏыҳ проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачва.— М., 1998.
6. Шипицына Л. М. Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына.— СПб., 2002.
7. Щербакова А. М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. – М., 2004.
8. Щербакова А. М. Занимательный ручной труд в сб. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А. М. Щербакова.— СПб., 2007.
Источник