Личностное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Ольга Лазарева
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Лазарева Ольга Витальевна учитель-дефектолог МБДОУ № 42, г. Ленинска – Кузнецкого.
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Особенно это актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, давать правильную самооценку собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Однако это не всегда доступно детям дошкольного возраста с ОВЗ.
Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, требует много труда и терпения. Основная цель педагогов дошкольных учреждений – помочь детям с ОВЗ войти в современный мир, такой сложный и динамичный.
Работа педагогов с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, по социально-личностному развитию должна проводиться систематически совместно с коррекцией имеющихся социально-эмоциональных проблем. При этом необходима индивидуализация педагогического общения персонала с воспитанниками.
Одной из важнейших сфер, характеризующих продвижение ребенка, является его социальное развитие,в основе которого лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой стороны — нормы и правила общения с другими людьми.
Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.
Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость
ребёнка с ОВЗ будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь детям с ограниченными возможностями здоровья приобрести социальные навыки.
Социальные отношения у детей формируются в игре. Игра — это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности.
Для этого в групповой комнате необходимо оформить игровые зоны, где детям должны быть предложены театрализованные, дидактические, настольные игры. В группе можно оборудовать различные уголки для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это строительный, моторно-двигательный уголки, уголок для девочек.
Играя вместе, дети с ОВЗ начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет.
Однако, для социального развития дошкольников, огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.
Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором. Дразнят и провоцируют тех, кто остро реагирует на это, болезненно уязвим, и этим доставляет удовольствие обидчику. Если ребёнок с ОВЗ это понимает и достаточно уверен в себе, скорее всего, он не станет объектом насмешек и мишенью для любителей провоцировать агрессию. При возникновении конфликта не стоит сразу вмешиваться, как только вы о нём узнали. Дайте ребёнку возможность получить этот опыт, принять какие-то решения, сделать выводы, возможность самостоятельно разрешить сложную ситуацию моделирующую жизнь взрослых.
Умение управлять своими эмоциями — главное достижение дошкольного возраста к моменту вхождения ребенка в кризис семи лет. Эмоциональная функция потому и называется центральной психической функцией дошкольников, что к концу дошкольного периода она становится произвольной. Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребенок, а особенно ребенок с ОВЗ к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не достанет “материала” для того, чтобы научиться подобному управлению.
В процессе эмоционального становления и социализации детей с ОВЗ важная роль отводится целенаправленному систематическому сотрудничеству педагогов с родителями по обеспечению социально-эмоционального благополучия детей, как в семье, так и в дошкольном учреждении. Эта работа положительно повлияет на эмоционально-чувственную сферу дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, закрепит приобретённый ими положительный опыт взаимодействия, самовыражения и творческой саморегуляции, т. е. сделает их социально-компетентными. В свою очередь родители лучше узнают своих детей, поскольку увидят их в другой, новой для себя обстановке, что поспособствует улучшению взаимопонимания в семье и созданию такого микроклимата, в котором есть все условия для социально-эмоционального здоровья и нравственного облика маленьких граждан России.
Источник
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский политехнический центр № 5»
Тема: В чем проявляются основные особенности
формирования личности ребенка с ОВЗ.
Выполнила: Сидельникова Т.Д.
Горнозаводск 2017г
В воспитательной практике широко используются понятия «психика» и «личность». «Психика – это свойство мозга, субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением. Личность, в отличие от понятия «психика», — социальное системное качество человека как субъекта человеческих отношений, приобретаемое в онтогенезе.
Процесс развития личности неотделим от развития психики, но он не сводится только к совокупности развивающихся познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека.
Личность человека начинает формироваться с первых месяцев жизни.
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей – инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствуют освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Существенные изменения в физическом и психическом развитии влекут за собой нарушения в личностной сфере. Основными ее особенностями являются:
-предпосылки развития личности складываются не в раннем детстве, как у нормально развивающихся детей, а лишь в старшем дошкольном возрасте. Поэтому личность умственно отсталого ребенка формируется с большими отклонениями, как в качественном отношении, так и в темпах и в сроках развития;
-первые проявления самосознания, отделения своего «Я» у умственно отсталого ребенка начинает проявляться не с 3-х лет, как в условиях нормального развития, а лишь после 4-х лет, когда у них начинают формироваться элементарные действия с предметами,
-нарушено активное коммуникативно-познавательное поведение, отмечаются запаздывания в развитии предметно-манипулятивной деятельности.
В возрасте 4-7 лет для ребенка с ОВЗ наиболее актуальным является освоение навыков самообслуживания. Поздно появляется речь, запас бытовых сведений оказывается недостаточным. Игровая деятельность (ведущая для этого возраста норме) примитивна. На первый план выходят трудности в установлении контакта со сверстниками, даже если у ребенка есть круг общения (как правило, его нет). Детей отличает повышенная ситуативность, которая проявляется в разных сферах личности ребенка – в мышлении, общении, желаниях и действиях. Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может усвоить необходимые знания, умения и навыки, у него отмечается крайне низкий уровень социализации, трудности в межличностном общении.
Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии. На первый план выходит сформированность ведущей для этого возраста деятельности – учебной. В её структуру входят учебно-познавательные мотивы, учебные задачи и форма учебных занятий.
Дети с ОВЗ школьного возраста часто имеют отклонения в развитии интеллектуальной или двигательной сферы. Это вызывает трудности в усвоении учебного материала. У таких детей отмечается неразвитость саморегуляции, неумение управлять собой. Обнаруживаются специфические отклонения в развитии мотивационно-потребностной сферы психики. Они выражаются в задержке развития образного мышления, требующего внутреннего плана действия, что приводит к последующим трудностям в усвоении учебного материала. Дети с ОВЗ младшего школьного возраста характеризуются недоразвитием произвольности в поведении, саморегуляции, планировании действий. Дети склонны преимущественно к конфликтному или избегающему способу взаимодействия. Дети с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. У них преобладают ситуативно-деловые формы общения, основывающиеся на предметно-практических операциях. У детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность в общении.
Ограниченность средств общения (как речевых, так и не речевых) приводит к тому, что дети с ОВЗ становятся отверженными в среде сверстников. Желание самоутвердиться нередко проявляется в патологической форме. Они могут вести себя жестоко по отношению к слабым детям. Развивающийся комплекс неполноценности, если не принять мер, делает их ещё более отверженными в среде сверстников.
У аномальных детей и подростков часто наблюдается как переоценка собственных сил и возможностей, так и их недооценка. По этой причине лица с отклонениями в развитии легко попадают под чужое влияние.
Дети и подростки, имеющие жизненные ограничения, включаясь в социальную среду, сталкиваются не с идеализированной, а с реальной действительностью, в которой проявляются как закономерные явления, так и случайные, как положительные, так и отрицательные, как моральные, так и аморальные, к восприятию которых они бывают, не готовы. Отсюда большое значение и специфическую направленность приобретают вопросы формирования и развития у них устойчивости к травмирующим ситуациям, воспитание психологического иммунитета невосприимчивости к негативным формам поведения окружающих.
Формирование опыта личности – длительный процесс, обусловленный многими внешними и внутренними, объективными и субъективными факторами.
Личность ребенка не может развиваться без взрослого. Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это целенаправленное педагогическое и социально-психологическое воздействие на развивающегося человека с целью привития, сохранения, совершенствования и развития личностных свойств и качеств, необходимых для его успешного вхождения в систему социальных отношений.
Источник
Внеклассная работа по теме «Личностное развитие воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Цель урока: способствовать психическому и личностному росту ребенка.
Задачи: снять мышечное напряжение; учить находить правильный выход из затруднительных ситуаций; развивать умственную активность.
Закрепить пословицы и поговорки о дружбе. Воспитывать интерес к совместной деятельности, сохранять положительный климат в классе.
Коррекционные задачи: закреплять умения согласованно выполнять движения со словами; упражнять в речевой и творческой активности; развивать мыслительный процесс. Продолжать работу по самооценке эмоционального состояния (радость, грусть).
Материал: кроссворд, фломастер, плоскостной макет планеты “Дружба”, карточки-схемы “Настроение”, на столе карточки с заданием, иллюстрации к заданиям, две доски-стойки, ковер, магнитофон с музыкальной записью для релаксационного упражнения, шапка для игры, подарки для друзей.
Минутка вхождения
Учитель: Сегодня, когда я к вам собиралась, я подумала: “Как здорово, просыпаться утром с хорошим настроением! Как здорово, бежать на работу и видеть ваши радостные лица! Как здорово, что вокруг поют птицы и светит солнце! Как здорово, что каждый день дарит нам новые возможности чему-то научиться!” Любой из вас выйдя в середину круга, может нам рассказать о своем умении, таланте, а мы все вместе сможем порадоваться и скажем “Это здорово!”.
Игра “Это здорово!”
Учитель: Вот видите, как здорово, что мы многому научились, а сегодня я приглашаю вас в путешествие на сказочную планету… А на какую планету вы узнаете разгадав кроссворд.
Вопросы:
1. Самое крепкое дерево-долгожитель (дуб)
2. Лицо водой мы умываем, наш город тоже омывают…? (реки)
3. С чего начинается дружба? (улыбки)
4. Жу-жу, жу-жу.
я на ветке сижу.
Я на ветке сижу
во все стороны гляжу. (жук)
5. Дерево, которое является символом России? (береза)
6. Берега зеленые, вода красная, рыбки черные. (арбуз)
Учитель: Догадались, на какую планету мы полетим? (“Дружба”)
– Скажите, на каком транспорте вы хотели бы попутешествовать?
– Можно ли отправиться в путешествие на другую планету на велосипеде?
– Какой транспорт нужен для путешествия на другую планету? (рассуждения детей)
Сегодня я предлагаю вам отправиться на сказочном транспорте: на ковре-самолете. А сейчас удобно располагайтесь на нашем ковре-самолете: вы можете прилечь, присесть, облокотиться, опереться о локоть, лечь на живот, опереться на ладони. (Дети располагаются так, как им удобно)
Релаксационное упражнение:
Учитель: Закройте глаза и представьте, как мы летим над сказочной планетой “Дружба” (звучит спокойная музыка, дети в удобном положении слушают музыку). Закончилась музыка.
Приземлились. Поздравляю вас с удачным полетом. Мы приземлились прямо в центре. Обратите внимание, какая яркая разноцветная планета и сразу нас встречают вопросы. На каждом островке стоят вопросы. А что значит вопрос? Ответы детей (вопрос – это значит, неизвестность и надо найти ответ). Ребята, на столе у нас лежат карточки с вопросами. Леша, подойди и возьми карточку. (Мальчик берет карточку, читает задание, идет поиск ответа) Последующие карточки с заданием берут разные ребята, лучше привлекать малоактивных детей.
Карточка №-1. Задание: Что такое дружба?
Ответы детей: Дружба – это близкие отношения, взаимная расположенность, привязанность друг другу. Дружба – это доверие, преданность, честность, уверенность, что тебя не подведут, это общие интересы.
Учитель: Правильно, ребята. Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, предприятия, классы. Есть дружба народов, существуют особые дружеские отношения между странами. Подумайте и скажите, зачем человеку друг и как его найти? Ответы детей: уметь уступать, прощать обиды, помогать. С другом жить легче, интереснее и веселее Воспитатель: “Любое дело по плечу, если с другом я лечу”.
Молодцы! Продолжаем путешествие.
Карточка №-2. Задание: “Встреча друзей” (мимика и жесты)
Представьте, что именно здесь, на сказочной планете “Дружба”, вы встретились со своим другом, которого не видели долгое время. Покажите, как вы встретились?
Игра “Встреча друзей”.
Цель: выражать знаки внимания мимикой и жестом.
Инструкция проведения: дети подходят друг к другу и пожимают руки, можно дружественно похлопать друг друга по плечу или, прижавшись друг к другу похлопать по спине.
Молодцы! Смело шагайте на следующий островок
Карточка №-3. Задание: Разгадай ребус (приложение1, приложение2)
“Дружба не гриб, в лесу не найдешь”
“Дружба как стекло: разобьешь, не сложишь” (Прочитать пословицу по полученным цифрам, т.е 30-15=15 следует читать слова под №1,затем 5…)
– Какие пословицы, о дружбе, вам еще известны?
Ответы детей:“ Один в поле не воин”, “Крепкую дружбу водой не разольешь”, “Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей”, “Друга ищи, а найдешь – береги”, “Без друга в жизни туго”, “Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты”. Молодцы!
Карточка №-4. Задание: Прочитай скороговорку (показ картинки к скороговорке)
– “Играл Егорка с Игорьком, свалился с горки кувырком”.
– “Маша с Сашей шли за Глашей”.
Молодцы!
Карточка №-5. Задание: Театральный островок
Обыграй стихотворение “Ни пуха, ни пера!” (пантомима)
Ответь на вопросы:
1.Есть ли у Петушка друзья? Почему?
2.Как вы думаете, могут ли у Пети появиться друзья?
Молодцы! Вас ждет следующий островок.
Карточка №-6. Задание: Ситуации
Учитель; Могут ли друзья ссориться или нет? Как вы думаете, почему друзья ссорятся и мирятся? (ответы детей) Воспитатель: Правильно. Ссорятся потому, что у каждого человека есть свое мнение и не всегда оно совпадает с мнением другого человека. Народная поговорка гласит: “В споре рождается истина”.
В самом деле, иногда мы можем и ошибаться, главное уметь признать свои ошибки. Если оказалось, что ты не прав, что следует сделать? (извиниться).
Помоги в сложившейся ситуации:
Ситуация1. Перемена. Ребята вышли из класса. Одни дети стоят в стороне и разговаривают, другие играют. Вдруг выскочил Сережа и налетел на Валю. Валя заплакала, и тут…
Ситуация2. Ребята играли на улице. Бегали. И вдруг Света упала и сильно разбила коленку. Виталя рассмеялся и назвал Свету плаксой, а Толик подошел и …
Ситуация3. Два друга Костя и Петя купались в реке. Вдруг Костя стал тонуть и просить помощи. Петя убежал. Мимо проходили Владик и Витя. Услышав крики о помощи, они побежали к реке и спасли Костю.
Вопросы воспитателя: – Почему Петя убежал?
– Как следует поступать в таких случаях?
– Подойдет ли в этой ситуации пословица “Друг познается в беде”?
Молодцы! Перед вами открылся новый островок …
Карточка №-7. Задание: “Что мы делали не скажем, а что делали покажем”.
Учитель: Все жители сказочной планеты “Дружба” очень трудолюбивые и скромные. Любят делать подарки для близких людей. Мы приглашены в гости к дедушке Дарьяну. Постарайтесь догадаться, что делают жители планеты (мальчик, “дед Дарьян”, одевает шапку, показывает трудовые действия, дети повторяют и отгадывают каким трудом он занят).
Игра “Что мы делали не скажем, а что делали, покажем”.
Что ж, ребята, молодцы, давайте узнаем, что ожидает нас дальше.
Карточка №-8. Задание: Остров “Подарки”
Учитель: На этом острове не берутся подарки для себя, а берутся подарки только для друзей. Выберите любой подарок и подарите его своему другу. Дети выбирают подарок и дарят его со словами: “Я дарю тебе этот подарок” или произносят любые теплые слова. (Подарки выполнены учащимися на предыдущих занятиях).
Молодцы! Остался последний островок…
Карточка №-9. Задание: “Сделал дело – гуляй смело”
Воспитатель: Что это значит? Значит, мы совершили путешествие по сказочной планете “Дружба” и нам пора возвращаться домой. А всем известно, что с песней и жить, и путешествовать веселее. С какой песней вы отправитесь домой?
Песня о дружбе
Воспитатель: Вот мы и вернулись домой. Что в дороге знать всем нужно?
Дети: Знать секреты прочной дружбы
Учитель: Посмотрите, ребята, нас встречают необычные человечки. Подойдите к человечку, который вас ждал из сказочного путешествия. (Личный выбор ребенка смайлика).
Вопросы учителя : – Почему ты подошел к этому человечку? (ответ ребенка)
– А ты, Танечка, почему подошла к этому человечку? (ответ ребенка)
– Что вы можете сказать о своем настроении? (ответы детей)
– Ребята, у нас хорошее настроение и мы можем с хорошим настроением завершить наше сказочное путешествие. Скажите, где нам сегодня удалось побывать? (ответы детей). Спасибо всем, кто совершил путешествие в сказочную страну “Дружба”.
ДРУЖБА НЕ ,
, В У
НЕ НАЙДЁШЬ.
1. ДРУЖБА
4. НЕ
2. СТЕКЛО
5. КАК
3. РАЗОБЬЁШЬ
6. СЛОЖИШЬ
Источник