Личностное развитие ребенка по фгос

Личностное развитие ребенка по фгос thumbnail

Библиографическое описание:

Рощина, Е. В. Развитие личностных качеств ребенка в соответствии с ФГОС ДО / Е. В. Рощина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 120-121. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9574/ (дата обращения: 06.01.2021).

Детские годы — самые важные в жизни человека, а как они пройдут, зависит от взрослых — родителей и педагогов.

Исследования показали, что большинство родителей считают главными задачами дошкольного образования, это умение ребенка читать, писать, считать. Но на самом деле это не так. Основной результат дошкольного образования — это гармоничное всестороннее развитие личности ребенка, а не знания, умения, навыки.

Какими же качествами должен обладать ребенок, выпускаясь из детского сада, в соответствии с ФГОС ДО?

Ведущей целью должно быть формирование у дошкольника таких качеств, которые необходимы для овладения учебной деятельностью:

                   инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании;

                   уверенность дошкольника в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, обладание чувством собственного достоинства;

                   умение ребенка активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

                   способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

                   стараться разрешать конфликты, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;

                   развитие крупной и мелкой моторики рук;

                   способность к волевым усилиям в разных сферах деятельности.

Именно эти все вышеперечисленные характеристики и являются основой для успешного перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе.

Какие родители не хотят, чтобы их ребенок обладал всеми этими качествами?

Для того, чтобы достичь этих целей, необходима помощь родителей. Поскольку семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Конечно же, развитие всех этих важных и главных качеств личности — это не какое-то одно действие, или одно занятие, или одна беседа. Это, целостный, достаточно длительный процесс тесного взаимодействия, сотрудничества детей, родителей и педагогов. Именно родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Каким же образом необходимо воспитывать в детях важные качества личности?

Огромную роль в развитии важнейших качеств личности детские психологи и педагоги отводят игре. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В игре ребенок знакомится с разнообразными чувствами, овладевает и своими эмоциями, учится ими управлять. В игре развиваются такие психические процессы, как память, мышление, внимание, воображение, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации.

Но игра вдвойне интересней ребенку, когда он чувствует заинтересованность самых близких и любимых людей — родителей.

Большое значение для гармоничного развития ребенка, имеет совместное чтение книг. Среди книг, адресованных детям, особое место занимают сказки. Ведь очень важно помочь ребенку принять и преодолеть какие-то трудности в жизни, а не убегать от них. Именно об этом говорят многие сказки: трудности в жизни неизбежны, но если герой не струсит, то он преодолеет все преграды и станет победителем.

Сказка близка ребенку и потому, что она не учит и не поучает его. Он сам, сопереживая герою, проживает все его страдания и трудности и таким образом приходит к пониманию того, что действительно ценно.

Сказка позволяет ребенку осмыслить такие приоритеты, как дело и отдых. При этом решение этой непростой задачи происходит ненавязчиво, в привлекательной, захватывающей форме.

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребенка это —переживание успеха.

Взрослым нужно создать ребенку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Когда ребенок чего-то достиг, каких-то определенных результатов, его надо обязательно поощрить, похвалить, оценить, тогда у него будет стимул в дальнейшем снова чего-то достичь.

Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка. И в театральной деятельности, драматизациях, игровых ситуациях, и в продуктивных видах деятельности, таких как рисование, аппликация, лепка. Здесь, задача родителей и педагогов стремиться довести до сознания каждого ребенка, что он личность, не похожая на других! Он может многое сделать, многое узнать. Так, у детей формируется уверенность и вера в себя, в свои силы.

Таким образом, ребенок всегда должен чувствовать поддержку взрослых, то крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. И тогда, в будущем, он вырастет в такую личность, в такого человека, которым безусловно можно гордиться.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольное образование, жизнь человека, игра, качество личности, родитель, умение ребенка.

Источник

Ирина Кравченко
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС до

Дошкольный возраст — это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства. В тесном взаимодействии «ребенок-взрослый» и происходит социальное развитие личности ребенка. И чем осознанней организует этот процесс взрослый — воспитатель, родитель, тем он будет эффективнее. Мне, педагогу – психологу по образованию, эта тема сегодня кажется особенно актуальной, в связи с переходом на стандарт дошкольного образования. Социальное развитие — одно из приоритетных направлений современного дошкольного образования. Основная моя цель как педагога — создавать условия для полноценного социального развития детей, способствовать своевременному социальному развитию, формированию социальной компетентности у дошкольников в условиях ДОУ, сформировать мировоззрение, собственную «картину мира».

Читайте также:  Развитие 3 недельного ребенка

В сфере социально-личностного развития основными направлениями, для педагогической работы,являются:

— формирование у ребенка положительного отношения к себе и

представления о себе;

— формирование социальных навыков;

развитие игровой деятельности;

— общение со сверстниками.

Исходя из этого,вытекают задачи педагогической деятельности:

развитие игровой деятельности детей;

— приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам

взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе

моральным);

— формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,

патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Формы реализации данных задач:

— фронтальные и подгрупповые;

— индивидуальная работа;

— создание предметно-развивающей среды: психологический уголок,

патриотический уголок «Моя страна»;

— уголок любимых игрушек, «Уголок настроений», стенд «Моя семья»,

«Уголки ряженья»;

— организация работы по социально-личностному развитию в свободной

деятельности детей: игры — упражнения, снижающие психологическую

напряженность, тревожность, агрессивность и другие проявления

дивиантного поведения, заучивание веселых стихотворений, с юмором,

поговорок о дружбе, правилах поведения,создание фотоальбомов:

«Правила поведения в группе», «Что такое хорошо и что такое плохо» и

т. д.

В начале работы мною было составлено перспективное планирование, подобраны темы, продумано содержание, методы и средства обучения, что позволило исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей. Весь материал в плане был распределён по трём блокам:

«Ребёнок и взрослые»,

«Ребёнок и сверстники»,

«Отношение ребёнка к самому себе».

В соответствии с содержанием материала, его особенностями определялась основная деятельность детей, наиболее адекватная реализуемой задаче. В одном случае это может быть игра, в другом — труд, в третьем – познавательная деятельность. Действенным средством формирования у дошкольниковнавыков общения являются игры: творческие, дидактические, подвижные, игры-драматизации, игры-соревнования, игры-экспериментирования, игры-имитации. Работу по социальному развитию можно начинать уже с младшей группы, постепенно усложняя ее содержание. Младшим дошкольникам интересно включать себя в окружающую действительность через игровые действия. Соответственно, рассмотрение своего «Я» как части «взрослой» действительности позволяет формировать представление о себе, своих возможностях, воспитывать инициативность и самостоятельность, развивать активность и уверенность в своих силах. С момента поступления детей в группу я активно вовлекала их в игры – имитации. Дети подражали действиям разных животных, а также передавали образы зверей и их детенышей. По моему показу и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводили разные настроения зверей (добрый — злой, веселый – грустный) и их образы.Например: маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь.

Для работы с детьми я подобрала игры:

— на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного

возраста;

— на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у

детей;

— на преодоление негативных эмоций, гнева;

— на формирование культуры общения.

Содержание игр, упражнений, заданий для наблюдений, опытов зависит от творчества и профессионализма педагога. Например, в игре «Какой он» учу детей вслушиваться в интонацию говорящего и определять по интонации его душевное состояние. А в упражнении «Интересная минута» предлагаю детям вспомнить и рассказать, что примечательного они заметили в течение дня (добрый поступок друга, помощь взрослому и др.) и прокомментировать это событие. Ежедневно выделяю специальное время для организации детских игр; стремлюсь к тому, чтобы заинтересовать ими всех детей, научить их новым;предложить детям ту или иную коллективную игру: в прятки, паровозик и вагончики и т. п. Детям, не умеющим играть, даю возможность наблюдать за игрой сверстников, постепенно включая в нее. Если кто-то занят каким-либо интересным делом, не прерываю его занятия, не настаиваю на участии в игре. Вместе с тем стараюсь найти время и способ, чтобы позже вовлечь ребенка в игру. Помимо коллективных игр, организовываю индивидуальные. Присоединяясь к игре ребенка ненавязчиво, занимая позицию равноправного партнера.

Важную часть педагогического процесса составляет формирование у детей социальных навыков.В ходе режимных процедур они постепенно осваивают навыки самообслуживания: самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться туалетом. Поэтому ежедневно приучаю детей ухаживать за своим внешним видом, за вещами и игрушками, помогать мне и младшему воспитателю в повседневных делах, следовать элементарным правилам этикета. При формировании социальных навыков важна организация сотрудничества с детьми, учет индивидуальных особенностей каждого. В течение дня организую с детьми игры-забавы и дидактические игры, создаю условия для развития у детей общения со сверстниками, помогая им налаживать положительные взаимоотношения друг с другом. Организуя разные виды совместных игр, я тактично разрешаю возникающие конфликты, сближаю детей друг с другом, поддерживаю интерес к сверстникам.

В летний оздоровительный период в нашей группе прошли тематические праздники и развлечения:

«Что значит быть вежливым»,

«Дарите людям доброту!»,

«Всем советуем дружить»,

— речевая акция «Сорные слова».

Читайте также:  Задания на развитие ребенка 1 года жизни

Социальный мир, в котором ребенок живет и развивается, наполнен содержанием, к познанию которого дети дошкольного возраста проявляют интерес и которое они вполне могут усвоить и понять. Это познание себя как представителя человеческого рода, людей, характера взаимоотношений с ними, содержания их деятельности, образа жизни, познание предметного и природного мира. Социальный мир многогранен и разнообразен, он противоречив и неоднозначен — все это дает основание для развития активности ребенка в процессе его познания и понимания. В ДОУ этот мир представляет предметно — развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей. Создавая развивающее пространство в группе, я придерживалась принципов, изложенных в «Концепции дошкольного воспитания«, а так же руководствовалась принципами В. А Петровского, что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.Это принципы:

— открытости;

— гибкого зонирования;

— стабильности — динамичности;

— полифункциональности ;

— гендерный подход.

Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Организуя предметно-развивающую среду, учитывала принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Созданы условия для занятий физической культурой, изодеятельностью, экспериментально – исследовательской деятельностью и т. д. В целом в группе царит обстановка уюта и комфорта, содержательного общения, исследования, творчества, радости.

Реализуя поставленные задачи, уделяла огромное внимание организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников, т. к. нашим неизменным помощником в социальном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. В целях обеспечения социального партнёрства составлен план работы с родителями в этом направлении.Для ознакомления родителей с работой детского сада по реализуемой программе использовались открытые занятия: «Ты и твоё имя», «Мой друг», совместные праздники, оформление уголка в группе «Моя семья»,проведение консультаций и оформление информации на стенде по темам: «Воспитание чувств», «Родительская любовь», проведение фотовыставок «Загляните в семейный альбом», «Я с мамой» и др. Я старалась возродить ценную традицию – гордиться своей родословной, продолжать ее лучшие традиции. Взаимодействие с семьей эффективно лишь тогда, когда мы и родители доверяем друг другу, понимаем и принимаем общие цели, методы и средства социального развития.

Важнейшее условие, облегчающее социализацию ребенка – это слаженная работа всего коллектива дошкольного учреждения и семьи. Только при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса дети успешно проходят период социализации. Педагоги, родители, музыкальный руководитель, медицинский работник помогают им успешно встроиться в современный окружающий мир. Процесс социализации начинается в детстве и продолжается всю жизнь. А наша основная цель – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Источник

Личностное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС

1. Актуализация проблемы, соответствующей возрастной группе участников проекта.

Наверно, каждый из учителей ставил перед собой вопрос «Что значит развивать ребенка?»

Как выстроить свой процесс обучения и воспитания на уроке и во внеурочной деятельности, чтобы развитие было видно и ученику, и учителю, и родителю.

Целью моей педагогической системы, как и многих других учителей XXI века является личностное развитие ребенка.

Задачи:

  • Формировать ключевые компетенции у учащихся через интеграцию творческих занятии и учебно-воспитательного процесса.

  • Создать условия для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрыть интеллектуальные и творческие возможности личности ребенка через освоение фундаментальных основ начального образования.

А как развивать личность ребенка?

Для себя, как учителя начальных классов, я определила: развитие личностной зрелости. А что она в себя включает?

Интеллектуальную зрелость – умение решать учебные, жизненные, ситуативные проблемы – это овладение универсальными учебными действиями в процессе обучения.

Эмоциональная зрелость – умение управлять своими эмоциями.

Социальная зрелость – умение выстраивать отношения со своими одноклассниками, родителями, обществом.

Духовная зрелость – умение быть таким, как мой герой.

Современный школьник, даже самый маленький, уже много знает о мире из разных источников: телевидение, разговоры взрослых и сверстников, книг, интернет и т.д. Информация разнокачественная, отрывочная, противоречивая. Но из неё соткан образ мира, в котором он живет. А школьные знания, организованные учебной программой, накладываются на этот первозданный информационный хаос, не сливаясь и не противореча. Поэтому современный учитель должен научить ребенка грамотно интерпретировать интересующего его информацию. И организовать непрерывность и целостность образовательного процесса на всех предметах и на протяжении всех лет обучения в школе.

Эта идея лежит в основе модели проектной деятельности. Именно такая просвещенная, то есть – образованная личность нужна сегодняшней России, которая только при этом условий может стать демократичной страной, гражданским обществом, обладающим развитым самосознанием, способным управлять собственной судьбой.

Читайте также:  Центр развития ребенка вологда на ярославской

Уже несколько лет в своей работе я использую технологию проектной деятельности, именно эта технология, на мой взгляд, подходит для новой ступени образования по ФГОС.

Концепция моей педагогической системы основана на интеграции учебного календарно-тематического планирования и планирования проектной деятельности. И определяется параметрами результативности овладения учащимися компетентностей: информационными, исследовательскими, социальными, коммуникативными и личностными.
Определяется конечный прогнозируемый результат: что обучающиеся будут знать, что будут уметь, и что будут воспитывать в себе.

Данная технология проектной деятельности удачно вписывается в новые стандарты обучения. И вся деятельность у младших школьников в игровой форме, соответствующей их возрастному синкретизму. Именно в процессе игры у ребенка развивается эмоциональное мышление и вживание в роль.

Те знания, которые дети получают на уроках, обогащаются знаниями, полученными с уроков проектной деятельности, и постепенно к концу года ученик получает хороший результат.

2. Краткая характеристика поэтапной работы над проектом.

Педагогическая цель обучения становится не процесс, а достижение учащимися определённых результатов. В процессе оценивания включается рефлексия, сбор портфолио, наблюдения за деятельностью учащимися. Меняются формы и методы организации занятии — обучение приобретает деятельный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траектории, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся, и личной ответственности за принятие решений.

С этой целью учащиеся в начальной школе на занятиях осваивают невербальный язык общения, научный язык, язык природных стихии, искусства. Освоение материала идёт в игровой методике, соответствующей возрастному восприятию.

Именно здесь учащиеся становятся компетентными выпускниками на первой ступени школы. Они знают выше программного материала, умеют использовать программный материал для создания своего продукта деятельности, ориентированы на принятие социальных норм. Развитие учащихся идёт через умственную и творческую деятельность, учитель фиксирует и развивает ситуацию успеха. Отсюда у ребёнка формируется положительная самооценка, что обеспечивает психологический комфорт.

Учитель организует учебную деятельность учащихся, учит детей анализировать информацию, применять на практике и в творчестве свои научные знания.

Содержание программы включает в себя этапы её реализации:

I этап – Введение в программу.

Процесс интеллектуального развития через познания научного материала, интеграция с учебной деятельностью. Содержит в себе планируемые результаты познавательной деятельности, личностные результаты, регулятивные действия, коммуникативную деятельность.

На первом этапе отслеживаем индивидуальные особенности ребенка (память, мышление, интеллект, речь, интересы, способности)

II этап – Углубление в программу.

Процесс логического мышления через исследовательскую деятельность, отслеживается уровень сформированности информационных компетентностей. Также включает в себя предметные и метапредметные результаты учебных действий. Через различные формы организации деятельности, учащиеся представляют конечный продукт реализации данного этапа.

III этап – Творческая деятельность в реализации программы.

Процесс формирования качеств в конкурентно – способной личности.

На данном этапе отслеживается уровень сформированности личностных качеств. Представляется конечный продукт реализации учащихся через торжественную презентацию. Дается форма оценки личностного роста.

Темы для проектной деятельности выбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей класса и на определенный срок. За учебный год бывает по 2 – 3 темы проектов. Затем определяется содержание нашей деятельности на уроках и вне урока.

Наша цель – оптимизация процесса обучения на основе активной познавательной и творческой деятельности учащихся.

В содержание нашей творческой деятельности входит:

  • исследовательская деятельность, которая формирует интеллектуальную зрелость;

  • практическая зрелость, которая формирует творческую, духовную, эмоциональную зрелость;

  • самостоятельная деятельность, которая формирует социальную зрелость.

Определяются этапы работы над проектом:

  1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

  2. Составление плана-схемы проекта.

  3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.

  4. Обсуждение проекта с музыкальным руководителем.

  5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

  6. Работа по плану с детьми, родителями.

  7. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

  8. Презентация проекта.

Я предлагаю рассмотреть модель интегрированного образовательного процесса в реализации на творческом проекте «Тайны материков Земли». Эта модель позволяет развивать целостную картину мира у ребенка об окружающем мире.

Практическое применение продукта проектной деятельности по данной теме.

В ходе исследовательской деятельности дети изучали научно-популярную литературу о природных особенностях материков. Узнавали интересные факты из жизни растений и животных. Проанализировали климатические особенности природных зон. Осуществили информационный поиск материалов по теме «Тайны материков Земли».

В ходе практической деятельности учащиеся совместно с учителем подготовили сценарий творческого проекта. Вместе с родителями придумали и создали костюмы и декорации для оформления театрализации.

Организовали выставку макетов «Природные зоны планеты».

Подготовили выставку рисунков на тему «Обитатели Австралии», «Необычные растения», «Чудеса животного мира».

Участвовали в театрализации постановки «Заходи в Зеленый мир».

В результате групповой самостоятельной деятельности создали выставку рисунков, книг.

Отрабатывали невербальный язык общения жестов, мимики, работали над образами.

В результате парной и индивидуальной деятельности подготовили устные выступления, создали макеты природных зон.

А в результате индивидуальной деятельности создали мини-проекты, приготовили костюмы.

Таким образом, осуществлялось развитие творческой активности учащихся, самостоятельности и самооценки у некоторых учащихся.

Источник