Личностное развитие ребенка дошкольного возраста конспект

Тема 4. Развитие ребенка в дошкольном возрасте

1. Физическое и психическое развитие дошкольника.

2. Развитие личности дошкольника.

1. Физическое и психическое развитие дошкольника

Хронологические рамки (возрастные границы) — От 3 до 6-7 лет.

Физическое развитие. В этот период происходит анатомическое формирование тканей и органов, увеличение массы мышц, окостенение скелета, развитие органов кровообращения и дыхания, увеличивается вес мозга. Усиливается регулирующая роль коры больших полушарий, возрастает скорость образования условных рефлексов, развивается вторая сигнальная система

Социальная ситуация. У ребенка появляется большое желание постичь смысловую основу действий взрослых. Ребенок отстранен от активного участия в деятельности и отношениях взрослых.

Ведущая деятельность Сюжетно-ролевая игра. В 2-3 года у детей ярко выражены «одиночные игры», ребенок сосредоточен на своих собственных действиях. Постепенно дети начинают «играть рядом», объединяясь чисто внешне, так как у каждого должна быть своя игрушка.

В 3-5 лет возникают «кратковременные объединения», продолжительность общения зависит от умения создавать и реализовывать игровой замысел и от владения игровыми действиями; содержание игры еще не способствует устойчивому общению.

В 4-6 лет возникают «длительные объединения играющих» ребенок стремиться воспроизвести в игре действия взрослых и их взаимоотношения. У ребенка появляется необходимость иметь партнера. В игре возникает необходимость договариваться друг с другом, вместе организовывать игру с несколькими ролями.

Психическое развитие. Отмечается развитие дифференцированной чувствительности. Происходит освоение сенсорных эталонов, формирование перцептивных действий. В 3 года ребенок манипулирует предметом без попытки обследования его, называют отдельные предметы. В 4 года ребенок рассматривает предмет, выделяет отдельные части и признаки предмета. В 5-6 лет ребенок планомерно и последовательно обследует предмет, описывают его, устанавливают первые связи. В 7 лет ребенок уже систематически, планомерно рассматривает предмет, объясняет содержание картины

Развивается восприятие пространства, времени и движения, ребенок  воспринимает художественные произведения.

Развивается социальная перцепция как способность воспринимать и оценивать отношения с другими людьми.

Устойчивость внимания зависит от характера воспринимаемых объектов. Для этого возрастного периода характерно различное соотношение непроизвольного и произвольного внимания в разных видах деятельности. Происходит формирование устойчивости и сосредоточения  внимания.

Развиваются представлений как основы образной памяти. Происходит переход от непроизвольной памяти к произвольной. На продуктивность запоминания влияет установка и характер деятельности. У детей развивается эйдетическая память. В структуре самосознания ребенка появляется прошлое и будущее.

Для мышления характерен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (4-5 лет), формирование простейших форм рассуждений (6-7 лет), в шестилетнем возрасте появляется причинное мышление. Происходит освоение приемов опосредования, схематизации, наглядного моделирования (6-7 лет). В 4 года мышление формируется в процессе предметных действий. В 5 лет мышление предваряет предметное действие. В 6-7 лет дети переносят определенный способ действия на другие ситуации, появляются элементы словесно-логического мышления.

Развитие воображения зависит от опыта ребенка, воображение влияет на творчество детей. Воображение сопровождается яркой эмоциональной окраской. Игровая и изобразительная деятельность влияет на развитие воображения.

Происходит освоение речи как основного механизма социализации ребенка. Развивается  фонематический слух, активный и пассивный словарь, происходит освоение словарного состава и грамматического строя языка. В 5 лет происходит осознание звукового состава слова, в 6 лет дети овладевают механизмом слогового чтения.

2. Развитие личности дошкольника

Личностное развитие. Происходит развитие самосознания, оно формируется благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает оценить себя. Во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки и рациональной оценки чужого поведения появляется самооценка. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. В 3 года ребенок отделяет себя от взрослого; о себе, о своих качествах еще не знает. В 4-5 лет слушает мнения других людей, оценивает себя на основе оценок старших и своего отношения к оценкам; стремится действовать в соответствии со своим полом. В 5-6 лет оценка становится меркой норм поведения, оценивает на основе принятых норм поведения, лучше оценивает других, чем себя. В 7 лет ребенок старается оценивать себя более правильно.

Происходит развитие произвольности всех процессов – один из важнейших моментов психического развития. Волевое поведение дошкольника во многом обусловлено усвоением нравственных установок и этических норм. Капризы, упрямство и негативизм в кризисные периоды развития не свидетельствуют о слабом развитии воли.

В этом возрасте для детей характерна изменчивость проявления темперамента, созревание свойств нервной системы, тип темперамента влияет на поведение в различных видах деятельности. Развиваются базовые качества личности, происходит формирование личностных качеств под влиянием самосознания, на развитие характера влияет подражание. В различных видах деятельности интенсивно развиваются способности, в деятельности проявляется одаренность. Формируется креативность как базисная характеристика

В дошкольном возрасте развиваются мотивы общения. Происходит формирование соподчиненности (иерархии) мотивов. Дети ориентируются на оценку взрослых, это служит основой для развития мотивов достижения успехов.

Основное влияние на развитие эмоций и чувств оказывает одно из новообразований возраста – самосознание (внутренний мир). Внутренние переживания дошкольника становятся более устойчивыми, развиваются чувства. Участие в игровой и других видах деятельности способствует развитию эстетических и нравственных чувств.

Общение со взрослыми имеет различие в разных возрастах: в 3–5 лет общение внеситуативно–познавательное (познаются предметы и явления окружающего мира). В 5–7 лет – внеситуативно–личностное (осознаются особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности). Общение со сверстниками имеет характер игрового сотрудничества, дети учатся сопереживанию.

Новообразования вдошкольном возрасте. Начало развития произвольности. Способность к обобщению переживаний. Нравственное развитие. Способность к перцептивному моделированию. Социализированная речь. Развитие наглядно-образного и появление словесно–логического мышления. Появление «внутреннего мира».

Кризис 7 лет ‑ это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года. По мнению Л.И. Божович это период рождения социального «Я» ребенка. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Базальная  потребность – уважение. Потеря детской непосредственности  (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции.

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по проблеме дошкольного детства. Перечислите основные вопросы, расматриваемые автором понравившейся вам статьи.

  1. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1988. ‑ №6. – С.52.
  2. Якобсон С.Г., Доронова Т. Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. ‑1988. ‑ №3. –С. 30.
  3. Якобсон С. Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольника // Вопросы психологии. ‑ 1989. ‑ №6. – С.34.
  4. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1989. ‑ №3. – С.39.
  5. Синельников В. Б. Формирование образного мышления у дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1991. ‑ №5. – С.15.
  6. Катаева А. А., Обухова Т. И., Стребелева Е. А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1991. ‑ №3. – С. 17.
  7. Веракса И. Е., Дьяченко О. Н. Способы регуляции поведения детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. ‑ 1996. ‑ №3. – С.14.
  8. Коломинский Я. Л., Журавский Б. П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1986. ‑ №5. – С.38.
  9.  Якобсон С. Г., Сафинова И. Н. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №5. – С.3.
  10. Ермолова Т. В., Мещарикова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №1. – С.50.
  11. Поддьяков Н. Н.. Доминирование процессов интеграции в развитии детей дошкольного возраста // Психологический журнал. – 1997. ‑ №5. – С.103-112.
  12. Каменская В. Г., Зверева С. В., Музаневская Н. И., Маланов Л. В. Дифференциальные психофизиологические признаки мотивационного влияния на эффективность интеллектуальной деятельности старших дошкольников // Психологический журнал. ‑ 2001. ‑ №1. – С. 33.
  13. Сергиенко  Е. А., Лебедева Е. И. Понимание обмана детьми дошкольного возраста в норме и при аутизме // Психологический журнал. -2003. -№4. –с.54.
  14. Эльконин Д. Б. Детская игра // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. ‑ С. 58-64.
  15. Смирнова  Е. О. Игра с правилами как средство развития воли и произвольности дошкольника // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. – С.64-74.
  16. Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. – С.74-81.
  17. Тендрякова М. В.  Игра и расширение смыслового пространства (взаимопереходы игры и реальности) // Мир психологии. ‑ 2000. ‑ №3. – С.113-121.
  18. Занченко Н. У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликтов между детьми и взрослыми // Мир психологии. ‑ 2001. ‑ №3. – С.197-209.
  19. Сенько Т. В. Взаимосвязь личностного поведения, эмоционально — потребностной сферы и социометрического статуса старшего дошкольника // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1997. ‑ №3. – С.35-44.
  20. Коростелева М. М. Совершенствование качества дошкольного образования в Беларуси // Адукацыя і выхаванне. ‑ 2004. ‑ №10. – С.28.
  21. Лебедева И. В. Психологический анализ проявления агрессии и тревоги у дошкольника // Адукацыя і выхаванне. ‑ 2004. ‑ №11. – С.3.
  22. Ермаков В. Г. О проблемах развивающего обучения в сфере математического воспитания дошкольников // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1996. ‑ №8. –С.9-19.
  23. Абрамова Л. Н. Особенности взаимоотношений  дошкольников в совместной деятельности // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1996. ‑ №10. – С.43-55.
  24. Абрамова Л. Н. Влияние характера контактов взрослого с ребенком  на поведение и эмоциональное проявление жалоб дошкольника // Адукацыя I выхаванне. — 1998.  ‑ №4. – С.24-30.
Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу по музыке

2. Дайте ответы на следующие вопросы:

а) почему, общаясь со сверстниками, даже непонятливыми, ребенок расширяет свой словарный запас значительно лучше, чем при общении с родителями?;

б) детям 5-6 лет показывали фильмы. В них мужчины и женщины выполняли работу, которая обычно выполняется представителями противоположного пола. Мужчина был няней, а женщина – капитаном большого теплохода. После просмотра фильма задали вопрос: «Кто был няней, а кто капитаном?» Дайте прогноз возможных ответов;

в) у детей раннего возраста поведение жестко определяется воспринимаемой ими ситуацией. Каждый предмет тянет ребенка к тому, чтобы он его потрогал, пощупал. Предметы диктуют ему, что и как надо делать. Так, дверцу можно открывать и закрывать. Так продолжается примерно до 3-4 лет. Как же научить дошкольника выполнять предметное действие осознанно и произвольно?

Список рекомендуемой литературы

  1. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.
  3. Мухина В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. ‑ 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология развития. – М.: «Роспедагенство», 1989.
  5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2004.

Источник

алена кириллова
Занятие по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста «В мире эмоций»

Методическая разработка занятия

по социально – личностному развитию детей старшего дошкольного возраста

Тема: «В мире эмоций

Разработала: педагог – психолог

Кириллова Алена Геннадьевна

МБДОУ «Детский сад №18 «Светлячок»

г. Новочебоксарск – 2013

Для ребенка распознавание и передача эмоций – сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Мы, педагоги, начинаем знакомить детей с собственными эмоциями со второй младшей группы. И это дает возможность нашим детям в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволит негативным эмоциям руководить словами, мыслями, поступками и чувствами. Обучая детей эмоциональной грамотности, мы тем самым формируем психологическое здоровье личности ребенка.

Тема занятия: «В мире эмоций

Цель: расширение опыта детей в понимании и выражении эмоций.

Основные задачи занятия:

Образовательные:

1. Актиизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции.

2. Закрепить знания об эмоциональных состояниях.

Диагностические:

1. Исследовать психоэмоциональное состояние детей.

Развивающие:

1. Развивать умения передавать эмоциональные состояния с помощью цвета (радость, удовольствие, страх, вина, обида, грусть, злость и интерес).

2. Учить детей устанавливать связь между событием и эмоцией, расширять эмоциональные представления детей.

3. Развивать умения детей в выражении заданных эмоциональных состояний с помощью мимики и позы.

4. Формировать навыки эмоциональной разрядки.

5. Развивать творческое воображение, мышление.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей способность к сопереживанию.

2. Воспитывать у детей интерес к самим себе, чувство принадлежности к группе.

Основные методы обучения

Занятие строится в доступной и интересной для детей форме.Используются:

1) Креативная визуализация

2) Цветотерапия

3) Включение познавательного компонента занятия — беседа

4) Игры и упражнения, направленные на расширение эмоциональных представлений.

Структура занятия:

Этап Назначение Содержание этапа

1. Приветствие Создать атмосферу группового доверия и принятия.

Коллективное упражнение, направленное на сплочение группы.

2. Разминка Настройка на продуктивную деятельность, активизирует детей и снимает чрезмерное эмоциональное напряжение. Проигрывается ритуал «входа» в сказку.

3. Основная часть Развитие психических процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Проводятся игры, упражнения, позволяющие детям приобрести новый опыт.

4. Заключение. Подведение итогов занятия, закрепление нового опыта и положительных эмоций от занятия, повышение самооценки, собственной значимости, уверенности в себе у детей.

Читайте также:  Роль народного творчества в развитии личности ребенка ушинский

Этот этап является не менее важным, чем основной, т. к. наибольший терапевтический эффект оказывает именно процесс проговаривания своих чувств и отражение в сознании ребенка положительных эмоций и нового позитивного опыта. Ритуал «выхода» из занятия.

Методические рекомендации:

Занятие адресовано детям старшего дошкольного возраста (при нормальном интеллектуальном развитии) и может адаптирована для детей с проблемами развития путем сокращения списка чувств и упрощения заданий. Занятие строится с опорой на ведущую деятельность – игру, предоставляет возможность развития внеситуативно – познавательного общения. Один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать занятие более динамичным, насыщенным и менее утомительным благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Количество детей в группе 6 — 8. Рекомендованная продолжительность занятия — 30 минут. Занятие проводится в помещении группы детского сада, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.

Данное занятие позволяет провести диагностику. Сравнивая результаты (первичной диагностики и повторной, после проведения циклов занятий, мы сможем определить эффективность нашей работы. При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.

— На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков (упражнение «Домики настроения»).

— На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее он является диагностичным.

— На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека (упражнение «Карта страны чувств»).Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:

Голова и шея (символизирует ментальную деятельность);

Туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);

Руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);

Тазобедренная область (символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний);

Ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеческую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.

Предварительная работа: в детском саду система работы по эмоциональному развитиюрассчитана на четыре года: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная. Занятия проводятся один раз в неделю. Одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребенок может в своем индивидуальном темпе обучаться.

Оборудование: Магнитофон и аудиозапись из передачи «В гостях у сказки», ноутбук или мультимедийная установка, компьютерная презентация.

Демонстрационные методические материалы – изображения эмоций (Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес).

Раздаточные материалы по числу детей — бланки для упражнений «Домики настроения», «Карта страны чувств», восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный, карточки для упражнения «Третий лишний»

Игрушка – мяч, фигурка королевы Эмоции.

Ход занятия:

1. Приветствие. Упражнение «Доброе тепло».

Звучит аудиозапись из передачи «В гостях у сказки»

— Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада всех вас видеть. Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы отправимся в путешествие. Для этого путешествия нам не надо куда-то ехать, не нужны билеты, понадобятся только ваше желание и немного фантазии. В нашем необычном путешествии мы откроем удивительный мир, который скрыт от неопытного глаза, но всегда с нами — наш внутренний мир.

— Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук соседа и передайте свое тепло легким сжатием руки друг другу сначала по часовой стрелке, затем — в противоположном направлении. Дети выполняют упражнение.

2. Ритуал вхождения в сказку.

— А теперь пора создать сказочное пространство. Сегодня оказаться в сказке нам поможет волшебная чашка. Она не видна, потому что существует только в вашем воображении. Поставьте перед собой волшебную чашку. Она волшебная, потому что по нашему желанию она сама наполняется чем угодно. И сейчас мы наполним ее волшебной водой. Эта вода наполнит вас волшебной силой, даст вам заряд творчества, здоровья и бодрости. Поднесите чашку к губам. Сделайте глоток этой необычно освежающей воды. Почувствуйте, как целительная водичка растекается по вашему телу. Пейте медленно, ощущая каждую капельку волшебной воды. Волшебная водичка дошла до каждой клеточки вашего тела. Теперь вы можете поставить чашку. Волшебная сила воды перенесла вас в мир сказки.

3. Упражнение «Домики настроения» Приложение 1

— Вот мы с вами и в волшебной стране. Правит этой страной королева Эмоция (психолог достает фигурку королевы и показывает детям, пуская ее по кругу,и живут в стране чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес (Презентация: слайды 2-10). Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Кто – то живет в красном домике, кто – то синем, кто – то в черном, кто – то в зеленом… Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но вот случилась беда. На страну налетел страшный ураган (Презентация: слайд 11). Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда краску унес ветер.

Каждый из вас в волшебной стране превратился в маленького волшебника. А ведь у каждого волшебника есть какие – то волшебные предметы, верно? И сегодня все вместе тоже создадим волшебство – волшебные краски, чтобы в сказочной стране всегда царило хорошее сказочное настроение. Вы готовы приступить к работе? Здесь целая улица. Но она такая бесцветная, неинтересная.Презентация: слайд 12

Нужно ее раскрасить. Но прежде чем начинать раскрашивать, послушайте, как правильно это сделать. Я скажу, кто живет в каждом домике, а вы покрасьте этот домик в подходящий для этого хозяина цвет.

В первом домике живет Радость. Выберите карандаш, цвет которого, вам кажется, подошел бы этому хозяину. Раскрасьте первый домик. Молодцы!

Обозначение домиков: Во втором домике мы раскрашиваем Удовольствие, в третьем – Страх, четвертый домик – Вина, в пятом домике – Обида, в шестом – Грусть, в седьмом – Злость, в восьмом – Интерес.

Читайте также:  Источником развития ребенка является

Все слова произносятся с четким интонированием. Если детям непонятно, что обозначает названное слово, нужно его объяснить. В результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

— Спасибо вам, ребята, от лица всех жителей. Вы восстановили страну. Настоящие волшебники!

4. Упражнение «Третий лишний» Приложение 2

— Чувства хотят с вами поиграть и приглашают вас на лужайку. Здесь, ребята, есть пиктограмма и три картинки с эмоциями. Уберите лишнюю картинку, которая не соответствует данной пиктограмме. Раздаются индивидуальные карточки. Детям предлагается внимательно рассмотреть карточку и зачеркнуть лишнюю картинку. Затем дети объясняют свой выбор. После ответа детей происходит демонстрация правильного ответа.

— Пиктограмма «Радость» (слайды 14 -15)

Мальчик радуется снегу.

Буратино нашел золотой ключик.

Девочка упала (грусть).

— Пиктограмма «Страх» (слайды 16 – 17)

Слон катается в машине (удивление).

Девочка стоит у окна и ждет возвращения мамы с папой.

Мальчик пытается уснуть.

-Пиктограмма «Грусть» (слайды 18 – 19)

Девочка разбила вазу (вина).

Мальчик заболел.

На вокзале девочка прощается с бабушкой.

-Пиктограмма «Обида» (слайды 20 – 21)

Мальчик уходит от корабля.

Так много в мире есть чудес (интерес).

Рыбка уплывает.

-Пиктограмма «Злость» (слайды 22 – 23)

Мальчик возвращается из леса (страх).

Два сердитых мальчика поссорились.

Котенок убегает от мальчика.

-Пиктограмма «Удовольствие» (слайды 24 – 25)

Хочу все знать, хоть я и кроха (любопытство).

Девочка с бабушкой выпекают пирожки.

Дети запускают воздушного змея.

-Пиктограмм «Интерес» (слайды 26 – 27)

Девочке не радуют ни игрушки, ни книжки (скука).

Мальчик рассматривает с интересом тетрадь.

Какая интересная книга!

-Пиктограмма «Вина» (слайды 28 – 29)

Какие красивые цветы (удовольствие).

Цветок с горшком на полу.

Мальчик разбил люстру.

– Молодцы! Мы с вами дружно выполнили задание.

5. Упражнение «Загадки – топотушки»

-А сейчас вы затопаете ногами вот так (психолог показывает, если я правильно говорю. Если нет, пусть ваши ноги стоят на месте.

Дети радуются, когда к ним в гости пришел друг.

Бабушки грустят, когда дождик на улице.

Папы боятся, когда сын перебегает дорогу не по правилам.

Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».

Дети радуются, когда их толкают.

Дети грустят, если не с кем поиграть.

Папы боятся маленького мышонка.

Дети радуются, когда им дарят подарки.

Мамы злятся, когда опаздывают с ребенком в детский сад.

Дети грустят, если заболели в день рождения.

-Каждый из вас отгадал, какие события любят наши жители волшебной страны.

6. Беседа «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны»

Чувства можно узнавать!

Чувства можно показать!

Чувством можно управлять!

О чувствах можно рассказать!

— Ребята, как вы думаете, какие эмоции могут подружиться друг с другом, а какие навсегда останутся одни? (используются пиктограммы)

— Представляете, какая жизнь настанет в стране, если Радость, Удовольствие и Интерес исчезнут? (Конечно, страна разрушится).

-Бывает ли в нашей жизни так, что мы злимся, обижаемся, грустим и боимся? И что, как вы думаете, чувствуют окружающие вас люди?

— На какую страну вам приятнее смотреть: на разрушенную или цветущую? Конечно, гораздо приятнее жить в стране процветающей.

7. Игра «Море волнуется»

— По этой волшебной стране можно свободно передвигаться. По сигналу психолога дети с помощью мимики и позы изображают эмоцию.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три.

Радость (Грусть, Злость, Страх, Обида, Интерес) замри!

8. Упражнение «Карта страны чувств» Приложение 3

— Ребята, а вы знаете, что каждая страна имеет свою территорию и границы. Карты бывают разные – круглые, овальные, в форме головы или сапога, могут замысловато изгибаться и могут быть прямыми (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт). И сейчас я хочу предложить вам создать собственную карту, карту страны Чувств, которая будет в форме человеческого тела (психолог показывает силуэт человека).Презентация: слайд 30

Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена. Только вы, ребята, восстановившиеся страну, можете раскрасить карту. Для этого возьмите, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли нам восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту.

Итак, волшебная страна Чувств создана. Чувства прячутся в нас. Мы с Вами получили бесценный опыт радости от совместной работы. Мы берем из волшебной страны все то, что было для нас важным и полезным, все то, что будет помогать нам становиться мудрыми, терпеливыми. Все это пригодится нам в нашей жизни. Давайте возьмем с собой этот опыт из нашей волшебной страны. Для этого протяните руки над страной. Почувствуйте тепло, которое идет к нам из волшебной страны. Возьмите это тепло в свои ладошки (кисти рук описывают полукруг, как будто бы в ладонях появился шар). В наших руках золотистый шар, в котором находится наш бесценный опыт. Поднесите шар к своему сердцу. Так он останется с нами (все действия производятся с детьми совместно с психологом). Затем психолог благодарит ребят и говорит, что в следующий раз они начнут ближе знакомиться с этой страной и узнают много интересных историй.

9. Рефлексия.

Дети, передавая по кругу мяч, рассказывают о том, что сегодня на занятии было для них интересным.

10. Ритуал прощания

— Наша встреча подошла к концу. Каждый раз прощаясь с вами, мы будем становиться в круг, который является очень сильным магическим знаком, браться за руки и говорить волшебные слова –заклинания:

«В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу, и это помогает мне раскрыться. Мне нравится мечтать, творить и это приносит мне чувство радости и удовольствия. В моем мире все прекрасно. Я счастлив!»

Список литературы:

1. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка, Санкт – Петербург, издательство «Речь», 2002г.

2. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии, Санкт – Петербург, издательство «Речь», 2006г.

3. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. «Планета чудес», Санкт – Петербург, издательство «Речь», 2006г.

4. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников, Санкт – Петербург, издательство «Речь», 2006г.

5. Арттерапия для дошкольников. Такие разные дети. Е. В. Свистунова, Е. В. Горбунова, Москва, 2007г.

6. Крылова Т. А., Сумаркова А. Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны, Санкт – Петербург, издательство «Речь», 2011г.

Источник