Личностное развитие ребенка что это

Личностное развитие ребенка что это thumbnail

Личностное развитие ребенка и его дошкольное воспитание. Что следует знать родителю для того, чтобы взрастить счастливое и ни в чем не нуждающееся чадо? Как правильно распределять время малыша и каким правилам лучше следовать в воспитании ребенка?

Обо всем этом вы можете узнать в этой статье, которая раскроет перед вами глубокий и неизведанный мир саморазвития и расскажет, как помочь ребенку в его личностном становлении и разработке собственной индивидуальности.

<<Оглавление>>

личностное развитие ребенка

Что такое личностное развитие ребенка в раннем возрасте? Каждый родитель вкладывает в это понятие свой смысл. Но тенденция такова, что многие современные мамы и папы, желая обеспечить своему чаду светлое и успешное будущее, чуть ли не с пеленок записывают кроху во всевозможные кружки, спортивные секции, вокальные студии, на математические занятия, курсы чтения и английского.

При этом любящие родители уверены, что именно данный подход обеспечивает полноценное развитие ребенка. Ведь всем известно, насколько велики возможности маленького человека запоминать и впитывать огромный объем информации. Выходит, чем раньше, тем лучше?

Но так ли много нужно малышу для гармоничного развития? Каким образовательным сферам стоит уделить первоочередное внимание? Как грамотно организовать обучающий процесс для ребенка в возрасте до 3 лет и привить ему желание саморазвиваться и самосовершенствоваться?

личностное развитие ребенка

Начните с пеленок

В определенный момент жизни выражения «успех» и «успешный человек» стали для многих приоритетом. Поэтому нынешние мамы и папы стараются в первую очередь взрастить из маленького ростка интеллектуально развитую личность, а привитие духовно — нравственных качеств отодвигается на второй план. И это глубочайшая ошибка.

Да, такие детки будут восхищать окружающих своими знаниями и умениями. Однако если они при этом не усвоили, например как общаться со сверстниками и взрослыми, не осознают, что хорошо, а что плохо, капризничают по любому, не устроившему их поводу, — то о гармоничном развитии ребенка не может быть и речи.

личностное развитие ребенка

Гармоничное развитие ребенка: кружки или индивидуальное обучение?

Но заметят ли подобный дисбаланс родители? И смогут ли они что-то впоследствии исправить? При таком положении дел в семье в лучшем случае вырастет успешный эгоист, который будет думать только о личном успехе, не считаясь с потребностями окружающих.

Поэтому воспитание благополучного во всех отношениях человека начинается не с обучающих кружков и секций, а дома, в семье, и с самого рождения с личностного развития. Ведь уже в младенческом возрасте в сознании ребенка откладываются определенные базовые установки, которым он будет следовать всю жизнь. Такие, например, как доверие или недоверие к окружающему миру, распознавание эмоционального фона близких, взаимоотношение членов семьи между собой и другие.

Ведь, все что нужно крохе для правильного развития – это ласковый голос близкого человека, мелодичные колыбельные, любящие и уважающие друг друга родители, ну и пальчиковая гимнастика.

личностное развитие ребенка

Учимся и играем: личностное развитие ребенка

Далее, по мере взросления малыша, задача родителей постараться создать среду вокруг него насыщенной, интерес ной, разнообразной, информативной. И речь идет не только о том, что ребенка нужно тут же записывать во всевозможные кружки, едва он немного подрастет. Ведь когда мама идет с малышом по улице и рассказывает ему о происходящем вокруг, какого цвета одуванчик, чем питаются птички — это уже развитие.

Читайте детям сказки, не заменяйте их мультфильмами. Ведь что такое сказка? Это не просто занимательная история, а глубоко продуманная метафора, которая учить маленького человека самому главному: как вступать в это сложный мир, как преодолевать трудности и испытания.

Кроме того, благодаря сказкам ребенок учится фантазировать рисовать в воображении близкие ему образы. Мультфильмы же проделывают эту работу за малыша, поэтому личностное развитие ребенка невозможно представить без постоянного воображения и мечтаний.

Очень мягко и ненавязчиво приступайте к обучению: предлагайте малышу порисовать, слепить фигуру, сделать поделку, наклеить аппликацию, познакомиться с цветами и формами, рассмотреть на картинках домашних животных. Только стоит помнить, что в силу своих физиологических особенностей больше пяти минут на одном виде деятельности малыш сосредоточиться не способен.

Ребенок в возрасте до 3 лет больше всего хочет играть — это его основной вид деятельности. И уже в процессе игры он готов усваивать огромный объем информации, поэтому подбирайте доступные, легкие, веселые и занимательные варианты занятий.

личностное развитие ребенка

Обратный эффект

Однако, подбирая для малыша обучающие занятия, важно соблюдать одно простое правило — амбиции родителей не должны превышать возможности маленького человека. Многие мамы из «общей песочницы» хвастаются, мол, мой полуторагодовалый ребенок начал заниматься английским, а другой карапуз уже пытается читать. Тем не менее, стоит задуматься: а нужно ли это ребенку в данный момент? Для чего ему в два года уметь читать? Или решать примеры на сложение и вычитание?

Конечно, эрудированный ребенок — это всегда гордость для родителей, но нагрузки не по возрасту могут привести к обратному эффекту в его близком и далеком будущем. Рано или поздно он наиграется в «раннее развитие» и начнет сопротивляться любой предлагаемой информации, новым занятиям. Это, в свою очередь, приведет к заторможенности в интеллектуальном и физическом развитии. А также может вызвать ряд психологических проблем в подростковом возрасте.

личностное развитие ребенка

Информационный «бум»

Важно распознавать сигналы, свидетельствующие о том, что ребенок перегружен информацией. Уставший от всестороннего и всеобъемлющего обучения малыш обычно перестает слушать, постоянно отвлекается, не запоминает то, что ему говорят.

Кроме того, его тяжело уложить спать на ночь : вроде бы устал, хочет спать, но не может отключить мозг, который усваивает полученные за день сведения. Отсюда — истерики и капризы. В таких случаях родителям стоит немного сбавить обороты или вовсе дать ребенку временный перерыв, чтобы не отбить у него дальнейшую тягу к знаниям.

личностное развитие ребенка

Свободное время

Важно предоставлять маленькому человеку столько свободного времени, сколько необходимо. Пусть он использует его исключительно по своему усмотрению. В этот период не нужно никаких обучающих методик, даже самых легких и ненавязчивых, ничего такого, что пришлось бы запоминать, осваивать и усваивать. Только играть!

Причем если малыш хочет вовлечь маму, например в строительство гаража из конструктора, не стоит отмахиваться ой, сынок, поиграй сам. Ребенок еще находится в том возрасте, когда общение ему необходимо как воздух, а внимание мамы — тем более.

Сегодня чувство ответственности за судьбу своего чада и стремление как можно глубже его развить настолько одолевает над современными родителями, что они готовы использовать каждую удобную минуту, чтобы чему-нибудь кроху научить.

Однако, по большому счету все, что нужно малышу в данном возрасте, это счастливое детство и любящие близкие рядом.

личностное развитие ребенка

Эдипов комплекс

Эдипов комплекс – это совокупность бессознательных эмоций, чувств и представлений, формирующих личность человека в детском и подростковом возрасте. Автором данного комплекса является Зигмунд Фрейд, само же название восходит к древнегреческой мифологии.

Смысл этой теории заключается в том, что в период от двух до шести лет чадо «влюбляется» в родителя противоположного пола. Именно он является для маленького человечка идеалом и авторитетом. Дочка хочет, чтобы отец больше времени проводил с ней, старается быть милой, чтобы ему понравиться. Сын начинает проявлять мужские качества, стремится защитить маму, помочь ей.

После шести лет Эдипов комплекс переходит в следующую фазу, которая заключается в желании быть похожим на родителя своего пола. Девочка мечтает носить такие же туфли, как мама, пользоваться косметикой и делать красивые прически. Мальчик стремиться стать копией отца – интересуется его работой, просится с ним на рыбалку и т. д.

Читайте также:  Развитие глубоко недоношеного ребенка

Многие слышали, что девушка выбирает мужчину, похожего на ее отца, а парень желает видеть в жене прообраз матери. Но если у человека тянущийся конфликт с родителем противоположного пола, то и его отношения не будут счастливыми и гармоничными. Он просто не верит в них, делая для себе приоритетными другие, часто лживые ценности.

Чтобы нормально разрешить Эдипов комплекс у ребенка, родителям нужно уделять разумную долю внимания всем членам семьи, не позволять ребенку расти эгоистом и всеми манипулировать. Не общаться на повышенных тонах, решать все споры спокойно.

Необходимо объяснять ребенку, что кроме него в любви нуждаются и другие и не надо ревновать к ним. Не приучать его спать вместе с родителями. У взрослых есть своя комната, а у детей – своя.

личностное развитие ребенка

Вывод

Наблюдайте за своим будущим гением, чтобы понять его склонности и интересы, участвуйте в его играх, отвечайте на глупые вопросы, давайте ему возможность выпускать эмоции, выбирать занятие по душе, шалить. Как можно чаще будьте ему хорошим другом, который не контролирует, не требует демонстрации знании, а просто играет.

Источник

Развитие личности ребенка представляет собой формирование личностных качеств, свойств человека, его ценностей, убеждений, мировоззрения, отношений с внутренним и внешним миром. Это сложный, многогранный процесс, требующий внимания и участия родителей и других окружающих взрослых, при этом подчиняющийся определенным универсальным законам. Он тесно связан с развитием физических, когнитивных, коммуникативных и других навыков и способностей. Психологи и философы на протяжении веков искали ответ на вопрос о том, что такое личность и когда она начинает зарождаться. Высказывались разные позиции на этот счет, в том числе и о том, что личность – это то, что есть только у взрослых. В этой статье мы поделимся некоторыми идеями о том, что представляет собой система развития личности ребенка.

На самом деле формирование и развитие личности ребенка начинается уже с первых дней жизни. С точки зрения Э. Эриксона, в течение первого года в психике младенца закладывается основа для развития различных сторон личности: базовое доверие к миру. Это отношение к жизни, становление которого зависит от того, насколько в младенчестве внешний мир был безопасен и комфортен для ребенка. Если малыш был окружен заботой родителей, его потребности в пище, физической активности, прикосновениях и позитивном эмоциональном внимании удовлетворялись, то и доверие к миру будет высоким. Напротив, у детей, лишенных постоянной заботы со стороны близких взрослых, возможности иметь одного или двух значимых надежных людей рядом, закладывается базовая установка на то, что мир не дружелюбен, ему доверять нельзя.

Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте происходит в нескольких направлениях, каждое из которых становится более или менее приоритетным в зависимости от этапа. Малыш активно исследует окружающий мир, что проявляется в постоянных поисках интересных предметов во всех доступных маленькому человечку местах, а также в попытках эти предметы разобрать, сломать, попробовать на вкус и тому подобное. Несмотря на то, сколько хлопот приносит такой научный интерес, родителям следует проявить терпение, с одной стороны, поощряя ребенка в стремлении к познанию мира, с другой – обеспечивая безопасность ему, себе и своему дому, приучая его к наличию правил и границ. Важно не оказать слишком сильное давление на ребенка, поскольку именно этот зарождающийся интерес к новым знаниям и впечатлениям Вы будете пытаться возродить, когда придет пора учиться.

Также развитие личности ребенка дошкольника направлено на понимание, кто он такой, где границы между ним и окружающим миром, ним и мамой. Первым ярким проявлением этой стороны развития становится появление местоимения «Я» в речи ребенка. В дальнейшем малыш начинает искать подтверждение в том, что он существует. Это проявляется в желании рисовать на стенах, разбрасывать свои вещи даже в комнате старшего брата, а также, в восприятии всех игрушек вокруг как своих. Вопрос границ между «я – внешний мир» и «мое – чужое» решается на протяжении ряда лет. В этот период можно рассказывать ребенку о том, что такое личное пространство, что в него входит: место, личные вещи, время, которое хочется провести одному. Важно научить его спрашивать разрешения войти в это личное пространство, узнавать, хочет ли человек сейчас общаться. Также необходимо показать малышу, как он сам может защитить себя и свое пространство: как можно ответить, если он не хочет общаться, как вести себя, если граница грубо нарушается, когда и в каких обстоятельствах допустима физическая защита.

Еще одно направление в развитии личности ребенка, которое необходимо держать в фокусе внимания – социальное развитие. Одни родители смело ведут малыша с первых лет в детский сад, другие предпочитают домашнее обучение и развитие. Но и в том, и в том варианте важно наблюдать, как ребенок учится общаться, формировать у него первые, невероятно важные навыки: знакомиться, делиться, договариваться о том, во что поиграть и так далее. Развитие личности ребенка в общении подразумевает не только получение навыков, но и последовательную смену интересов и потребности во взаимодействии с другими. Если в раннем детстве ребенок нуждается в основном в общении с взрослыми, то уже к трем четырем годам появляется игровая мотивация, а к пяти она перерастает в интерес к ролевым играм, где, примеряя на себя роль принцесс, супергероев, волшебников и преступников, дети познают и себя, и мир. Если ребенок к этому возрасту все еще общается только с родителями и не стремится к самостоятельному времяпрепровождению со сверстниками, важно обратить на это внимание и разобраться в причинах такой особенности. Она может заключаться в недостатке навыков, страхе перед другими детьми и/или в слишком крепкой привязанности к родительским фигурам, что говорит о некотором отставании в развитии.

Чем ближе к школьному возрасту, тем большее значение играет обучение в развитии личности ребенка. В детском саду или дома дошкольник начинает пробовать учиться: читать, писать, считать, выполнять творческие задания. Этот опыт закладывает представление о том, насколько я могу быть успешен, компетентен, а также что такое ошибка и как на нее реагировать. Важно в этом возрасте донести мысль о том, что ошибаться – не страшно. Что только благодаря неудаче можно понять, как сделать лучше, научиться чему-либо. Для ребенка будет важна поддержка и принятие со стороны самых близких взрослых, ощущение, что они в него верят, потому что именно из этого ощущения формируется собственная самооценка.

Написано сотни книг о том, что и в каком возрасте ребенок должен уметь, к чему стремиться и чего избегать. Но надо помнить, что индивидуальное развитие личности ребенка может отличаться от стандартов и статистических норм. Поэтому, ориентируясь на информацию о том, как должно быть, наблюдайте, как есть, отмечайте малейшие изменения, сообщающие о том, что малыш развивается и взрослеет. Если Вы замечаете, что в некоторых областях происходит задержка или, напротив, слишком быстрый и несбалансированный скачок, важно обратиться к детскому психологу, который сможет провести диагностические мероприятия, найти причины данного явления. А окончательным результатом обращения станет уникальная программа развития личности ребенка, учитывающая все особенности его индивидуальности и окружающей среды. Она может включать и конкретные мероприятия, такие как занятия с ребенком дома, походы на групповые занятия, целью которых является получение опыта общения и развитие коммуникативных навыков. Также психолог даст рекомендации относительно изменений в системе воспитания и отношений в семье, которые необходимы в обеспечении благоприятных условий для развития малыша.

Читайте также:  Развитие ребенка до 2 лет конспекты занятий

Мария Борисова, психолог центра тренинга и консультирования «12 Коллегий».

Источник

Марина Апаназова
Консультация «Личностное развитие дошкольников»

Компоненты личностного развития.

Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие.

С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части.

Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции.

Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции.

Третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

Эмоциональная сфера.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

В раннем детстве течение эмоциональной жизни ребенка обусловливали особенности той конкретной ситуации,в которую он был включен: обладает он привлекательным предметом или не может его получить, успешно он действует с игрушками или у него ничего не получается, помогает ему взрослый или нет и т. д.

В дошкольном возрасте происходит переход от желаний, направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами. Действия ребенка уже не связаны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем.

Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Все, во что включается ребенок — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т. д., — должно иметь эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание, — без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Механизм возникновения эмоциональных состояний. Эмоции, связанные с представлением, возникают на основе механизма эмоционального предвосхищения. Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых.

Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Эмоциональный образ становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоциональной предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

Контроль эмоциональных состояний. Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей. Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана представлений,он начинает сдерживаться при воображаемом контроле: образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение.

Структура эмоциональных процессов.В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым, в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т. д. Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоций становится у детей более сдержанным.

В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

Мотивационная сфера.

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов.

Все желания ребенка раннего возраста были одинаково сильны. Если разные желания возникали одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей».

Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды.

Более слабый — наказание (в общении с детьми это, в первую очередь, исключение из игры, еще слабее — собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Структура мотивационной системы. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Среди мотивов, обладающих разной силой и значимостью для ребенка, выделяются доминирующие мотивы — преобладающие в мотивационной иерархии.

Долго наблюдая за поведением старшего дошкольника, можно определить, какие мотивы для него наиболее характерны. Один ребенок постоянно соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всем быть первым, у него доминирует престижная (эгоистическая) мотивация. Другой, наоборот, старается всем помочь; интересы детсадовской группы, общие игры, радости и заботы для него — главное. Это — коллективист с альтруистической мотивацией. Для третьего важно каждое «серьезное» занятие в детском саду, каждое требование, замечание воспитателя, выступающего в роли учителя, — у него уже появились широкие социальные мотивы, сильным оказался мотив достижения успеха. Для такого ребенка значимо не столько «что делать», сколько «как делать»: старательно, под руководством взрослого, получая указания и оценки. Некоторые детей увлечены делом,но совсем по-другому: кто-то погружен в процесс рисования, кого-то не оторвешь от конструкторов. У них преобладает интерес к содержанию деятельности.

Виды личностных мотивов. Жизнь дошкольника гораздо более разнообразна, чем жизнь в раннем возрасте. Ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие.

Мотив достижения успехов. Как практически идет развитие мотивации достижения успехов в дошкольном детстве? Многие дети уже в раннем возрасте отмечают свои успехи или неудачи в деятельности соответствующими эмоциональными реакциями на них. Большинство детей дошкольного возраста просто констатируют достигнутый результат; некоторые воспринимают успех или неудачу, соответственно, с положительными и отрицательными эмоциями.

Средние дошкольники уже переживают успех и неуспех. Если успех влияет положительно на работу ребенка, то неудача —всегда отрицательно: она не стимулирует продолжения деятельности и проявления настойчивости.

Для старших дошкольников успех остается сильным стимулом, но многих из них побуждает к деятельности и неуспех. После неудачи они стараются преодолеть возникшие трудности, добиться нужного результата и не собираются «сдаваться».

Мотивы общения. В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми.

Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в дошкольном возрасте, характер общения при включении ребенка в различные виды совместной деятельности, мы можем многое понять в его становлении как личности.

В дошкольном детстве, как и в младенчестве и раннем возрасте, одну из главных ролей в личностном развитии ребенка по-прежнему играет мать. Характер ее общения с ребенком определяет формирование у него тех или иных личностных качеств. Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны матери и других взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми является для ребенка одним из наиболее значимых мотивов межличностного поведения.

Читайте также:  Занятия по развитию мелкой моторики руки ребенка

В старшем дошкольном возрасте мотивом межличностного общения становится стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. Из данного качества вырастают потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие.

Мотив самоутверждения. Другим не менее важным мотивом выступает стремление к самоутверждению. У дошкольников развивается потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими.

В сюжетно-ролевых играх детей мотив самоутверждения реализуется в том, что ребенок стремится взять на себя главную роль, руководить другими, не боится вступить в соревнование и во что бы то ни стало стремится в нем одержать победу.

Индивидуальность.

Под основными, или базовыми, качествами личности понимаются те, которые начинают оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность человека. Это фундаментальные черты личности, доминирующие мотивы и потребности.

Основные личностные качества являются устойчивыми потому, что их развитие зависит от генотипических, биологически обусловленных свойств организма. К числу таких личностных качеств относятся, например, экстраверсия и интроверсия, тревожность и доверие, эмоциональность и общительность, невротичность и другие. Они складываются и закрепляются у ребенка в дошкольном возрасте, в условиях взаимодействия факторов генотипа и среды.

Механизмы формирования индивидуальности. Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте происходит на основе прямого подражания окружающим людям, особенно взрослым и сверстникам. Подражание сопровождатся закреплением наблюдаемых форм поведения первоначально в виде внешних подражательных реакций, а затем — в форме демонстрируемых качеств личности.

Нравственно-этической селективностью подражание в этом возрасте не обладает, поэтому дети с одинаковой легкостью могут усваивать как хорошие, так и плохие образцы поведения.

Особую роль в личностном развитии ребенка играет восприятие и оценка ребенком своих родителей. Те из родителей, кто является хорошим объектом для подражания и одновременно вызывает к себе положительное отношение ребенка, способны оказывать на его психологию и поведение наиболее сильное влияние. Самое заметное воздействие родители оказывают на детей в возрасте от трех до восьми лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. У девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Мальчики значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от пяти до семи лет, т. е. на три года меньше.

Формирование характера. В младшем и среднем дошкольном детстве продолжается формирование характера ребенка. Он складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. В эти же годы начинают оформляться такие важные личностные качества, как инициативность, воля, независимость.

Формирование этических норм. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

В младшем дошкольном возрасте ребенок способен оценить только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих.Этому способствует и построение наиболее простых детских сказок: заяц всегда положительный герой, а волк — обязательно отрицательный. Ребенок переносит свое общее эмоциональное отношение к персонажу на его конкретные поступки. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Скажем, в сказке «Иван- царевич и серый волк» Иван-царевич ведет себя по-детски непосредственно, это — положительный, привлекательный образ, с которым ребенок себя идентифицирует. Но его поступки, идущие вразрез с мудрыми советами волка, оцениваются как «плохие» и «неправильные».

У старших дошкольников эмоциональное отношение к герою сказки определяется этической оценкой его действий. Дети начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и т. п.

Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.

Возникает первичное чувство долга, проявляющееся в наиболее простых ситуациях. Оно вырастает из чувства удовлетворения, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости после неодобряемых взрослыми действий. Начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях с детьми, хотя и избирательно. Ребенок может бескорыстно помогать сверстникам, которым симпатизирует, и проявлять щедрость по отношению к тому, кто вызвал у него сочувствие.

Усвоение этических норм протекает быстрее при определенных отношениях в семье. Дети принимают стиль поведения и установки взрослых. В общении с безусловно любящими их родителями они получают не только положительные или отрицательные эмоциональные реакции на свои поступки, но и объяснения, почему одни действия следует считать хорошими, а другие плохими. Все это приводит к более раннему осознанию этических норм поведения.

Самосознание.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Линии развития самосознания. Можно выделить несколько линий развития самосознания: самооценка, осознание своих переживаний, половая идентификация, осознание себя во времени и др.

Типы самооценки. Собственно самооценка появляется во второй половине дошкольного периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения.

Самооценка в раннем возрасте практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего — оценкой близких взрослых. Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержат какое-то обоснование. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе.

Осознание своих переживаний. В первой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их.Его эмоции и чувства можно было бы передать так: «мне радостно», «мне взгрустнулось». В конце дошкольноговозраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

Половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многое девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо- капризными в общении. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры — только для мальчиков и только для девочек.

Осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом,осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».

Используемая литература: Кураев Г. А. «Возрастная психология», 2002.

Составитель : Апаназова Марина Николаевна.

Источник