Личностное развитие ребенка 5 лет

Личностное развитие ребенка 5 лет thumbnail

Кристина Нагорнова
Личностное развитие ребенка 5–6 лет

Возраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке. Появление произвольности — решающее изменение в деятельности ребенка: целью последней становится не изменение внешних, окружающих ребенка предметов, а овладение собственным поведением. Существенно меняется представление ребенка о себе, его образ Я. Примерно до пяти лет в образе Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях. В образе Я, кроме Я-реального — тех качеств, которые, по мнению ребенка, у него имеются, появляется и Я-потенциальное, которое включает в себя как положительные черты, которые ребенку хотелось бы у себя видеть, так и отрицательные, которые ему не хотелось бы иметь. Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем, — не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества. Появление Я-потенциального, или Я-идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребенка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Вряд ли старательное выписывание палочек и букв может представлять для детей особый интерес. Существенным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим». Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с этого возраста сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. Причин тому несколько. До трех лет сверстник является для ребенка лишь более или менее приятным либо интересным объектом. На четвертом году жизни ребенка больше интересуют предметы и игрушки, с которыми действует сверстник, чем он сам. Совместная игра — важнейшая основа детских взаимоотношений — по-настоящему еще недоступна детям, и попытки наладить ее порождают множество недоразумений. Общение в форме обмена впечатлениями и мыслями не представляет интереса, ибо сверстник не способен ни понять личные проблемы и интересы другого, ни оказать ему поддержку или выразить необходимое сочувствие. Да и речевые возможности детей четвертого года не позволяют полноценно осуществлять такое общение. На пятом году дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими. Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру. Как мы уже отмечали, у ребенка развивается представление о себе, благодаря этому он начинает более дифференцированно воспринимать сверстников и проявлять к ним интерес. Все это, вместе взятое, приводит к двум существенным изменениям в жизни детей. Это, во-первых, изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений. Во-вторых, появление интереса к личности и личным качествам других детей. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. Дети 5—6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Поскольку дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) В играх действия детей становятся весьма разнообразными. К моменту поступления в старшую группу большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, принимают объясняемые им цель и мотив деятельности. Это обеспечивает интерес и положительное отношение ребенка к предстоящей работе, позволяет совершенствовать его память, воображение. Задание дети выполняют тем лучше, чем значимее для них мотив предстоящей деятельности. Так, очень эффективна игровая мотивация. Например, большее число новых слов дети запоминают не на занятиях, а во время игры в «магазин», получив задание сделать необходимые покупки. В игре у всех детей шестого года значительна (до 40—70 минут) длительность удержания цели в памяти. Самостоятельно ставят цель в индивидуальной игре уже воспитанники средней группы, но в старшей с 80 до 92% увеличивается число умеющих ставить цель в общей игре.

Читайте также:  Если ребенок 5 лет отказывается от еды

Развитие психических процессов

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями, а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов. Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5—6 объектов, к концу года — 6—7. Память. В возрасте 5—6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5—6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5—6 слов. Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т. д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Ж. Пиаже показал, что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака.В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее,можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню. Речь. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Источник

Возраст 5-6 лет очень важен для психологического и личностного развития ребенка. Впервые он начинает осознавать многие социальные связи между людьми, особенности развития детей 5 6 летсобытиями. А еще находит свое место в этом мире.

Сейчас личность детей формируется гораздо глубже и быстрее, чем раньше. Это время, когда родители могут наблюдать, как их малыш взрослеет. Становится более правильной его речь, появляются новые интересы. Он готов вступить в новый жизненный этап, а значит, нужно ему помочь.

Сейчас некоторые особенности развития могут смутить родителей. В 5-6 лет малыши часто рассказывают выдуманные истории. Не стоит ругать их за ложь, ведь это особенность развития психики ребенка. Просто научите малыша, в каких ситуациях и с кем можно выдумывать, а когда нужно говорить только правду.

Социально-эмоциональное развитие

Для малышей теперь важно делать сознательный нравственный выбор: быть честным и справедливым, особенности развития детей 5 6 летзаботливым. Все эти качества они перенимают от родителей, а еще из среды, которая их окружает. Часто такие качества они перенимают от героев сказок, детских фильмов.

Если малыш в 5-6 лет совершенно лишен эмпатии, ему чуждо понятие вежливости, он не знает, как обращаться ко взрослым, то это серьезное упущение родителей. Бывает очень трудно потом воспитать его правильно. Таким малышам будет тяжело сформировать здоровую личность, нормальные социальные отношения. Поэтому воспитание ребенка нужно начинать значительно раньше. А к возрасту 5-6 лет моральные правила, нормы поведения и общения уже должны стать привычными и естественными для малыша.

Читайте также:  Игры на дни рождения ребенка 5 лет

Игры

Игра все еще самая желанная и любимая деятельность детей в этом возрасте. Многие родители хотят показать, что малыш взрослеет: забирают у него игрушки, предлагают книги, занятия. Обучение — важная деятельность для этого возраста, но она должна проходить параллельно с игрой. Ребенку все еще нужны его игры и игрушки. Это не только способ снять напряжение, но и реальное обучение. Игры становятся сюжетно-ролевыми. Так ваш кроха отрабатывает многие социальные механизмы:

  • учится особенности развития детей 5 6 летзнакомиться (знакомит игрушки)
  • ведет разговор между ними (общение, имитация дружбы)
  • создает роли (показывает разницу поведения, есть «герои» и «злодеи»)
  • учится создавать ситуации и искать выход из них
  • эмитирует разные виды взаимодействия (игра в семью, школу, больницу и т.д.)

Игры развивают воображение, помогают подготовится к новому этапу жизни — школе. Сейчас нельзя заменять игру учебой. Кстати, лучше всего запоминается тот материал, который подается в игровой, яркой, интересной форме.

Психическое развитие

В этом возрасте проявляются некоторые особенности развития психики крохи. На них родителям стоит обратить особенности развития детей 5 6 летвнимание. Малыш начинает очень вдумчиво исследовать окружающий мир. Его все интересует, он задает много вопросов. Первая волна вопросов прошла в 3-4 годика. Теперь же малышей интересует не только настоящее, но и будущее. Они много расспрашивают о взрослой жизни, понимая, что однажды вырастут.

Нельзя сейчас грубо обрывать вопросы ребенка. Да, они могут быть слегка некорректными или даже глупыми с точки зрения родителей. Однако лучше вас никто не сможет объяснить некоторые вещи ребенку. Будьте терпеливы: ваш малыш учится быть частью общества, хочет лучше разобраться в его механизмах. Вам остается только помогать ему.

Речь

У ребенка 5-6 лет уже довольно хорошо развита устная речь. Звуки произносятся правильно, даже дефект произношения [р] к этому времени проходит. Для 5-6-летних детей норма – правильно использовать все части речи, настоящее, прошедшее и будущее времена. Бывают ошибки, но родителям не стоит волноваться. Еще чуть-чуть, и кроха пойдет в школу, а там эти ошибки быстро исправят. Если логопед не нашел отклонений в 4-5 лет, значит, не стоит беспокоиться.

Творческая деятельность

Малыши этого возраста проявляют интерес к творчеству. В детском садике были занятия по рисованию, лепке, труду. особенности развития детей 5 6 летТакой вид деятельности нравится малышам, ведь через творчество можно выразить свое отношение к окружающему миру. Многие дети даже дома в качестве отдыха или развлечения занимаются творчеством.

В этом возрасте уже принимают в творческие кружки. Если у малыша есть стойкий интерес, попробуйте заняться этим профессионально. Творчество важно для психического развития, формирования абстрактного мышления. А еще это всегда развивает креативность в детях. Такое качество сейчас ценится, ведь креативность мышления — возможность найти нестандартный подход к решению многих ситуаций.

Внимание: активное воображение

Возраст 5-6 лет — самое время для активного развития воображения. Вам может показаться, что малыш стал вас часто обманывать. Ругать за это не нужно, ведь он делает это не из каких-то дурных побуждений. Воображение для детей этого возраста очень сильно приближается к действительности. Они могут с вдохновением рассказывать о том, что было в садике, что сказал воспитатель. На деле же это вымысел, а еще — то, чего бы ребенку очень хотелось, например, какая-то особенная похвала, поощрение.

Таким образом, выдавая фантазию за действительность, малыш делится своими мечтами. Это не попытка обмануть родителей, в лишь возрастная особенность детей. Родители могут поговорить на эту тему, сказать, что говорить неправду нехорошо, это может обидеть человека или даже стать причиной многих проблем. Малыш может рассказать историю, но предупредить, что это вымысел или что ему бы хотелось, чтобы это было реальностью.

Источник

Ольга Кутищева
Развитие личности детей 5–6 лет

Особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста.

Возраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность всех психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке. Появление произвольности —самое главное и решающее изменение в деятельности ребенка: целью последней становится не изменение внешних, окружающих ребенка предметов, а овладение собственным поведением.

Когнитивные способности.

Значительная часть когнитивного развития ребенка в большинстве культур происходит начиная с возраста 5-7 лет. В этот период когнитивные, речевые и перцептивно-моторные навыки становятся более совершенными и взаимосвязанными, что в значительной степени облегчает некоторые виды научения и повышает их эффективность.

Согласно теории Пиаже, возраст между 5 и 7 годами знаменует собой переход от дооперационального мышления к мышлению на уровне конкретных операций. Мышление становится менее интуитивным и эгоцентричным, постепенно превращаясь в логическое. К концу дооперациональной стадии такие его свойства, как ригидность, статичность, необратимость начинают, по выражению Пиаже, «таять». Мышление детей становится обратимым, более гибким и сложным. Дети начинают обращать внимание на то, каким образом объект меняется в процессе преобразований, и уже способны с помощью логических рассуждений соотнести эти различия во внешнем виде объекта. Дети способны устанавливать причинно-следственные связи, особенно если конкретный объект находится прямо перед ними и можно непосредственно наблюдать происходящие с ним изменения. [2]

Читайте также:  Дисфункция мочевого пузыря у ребенка 5 лет

Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая.

Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л. А. Венгер, с другой стороны, формирование произвольного поведения (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремиться к их достижению, несмотря на препятствия. [1]

В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. [1]

Педагоги и психологи рекомендуют разнообразные стратегии обучения, нацеленные на развитие мышления учащихся. По мнению Косты с коллегами, детям необходимо развивать шесть видов умственной деятельности (Costa, 1985).

1.Воспоминание: восстановление в памяти фактов, представлений и понятий.

2.Воспроизведение: следование образцу или алгоритму.

3.Обоснование: связывание частного случая с общим принципом или понятием.

4.Реорганизация: распространение и перенесение знаний в новые ситуации, изобретение оригинальных решений проблем.

5.Соотнесение: связывание вновь приобретенных знаний с усвоенными ранее или с личным опытом.

6.Рефлексия: исследование самой мысли и причин ее появления.

Это способствует формированию критичного мышления. [2]

Также способствует процессу научения и все более развивающаяся память ребенка. На ранних этапах периода конкретных операций (в возрасте между 5 и 7 годами) способность перечислить предметы по памяти значительно повышается. В это время большинство детей начинают осознанно ставить себе задачу запомнить определенную информацию. Они смотрят на запоминаемый материал и повторяют несколько раз про себя то, что хотят запомнить. Позднее они группируют материал по категориям, а еще через некоторое время могут даже создавать небольшие рассказы и зрительные образы, помогающие лучшему запоминанию.

Социальное знание и моральное сознание

Дети должны научиться принимать в расчет нюансы дружбы и авторитета, расширяющихся или конфликтующих тендерных ролей, а также учитывать множество социальных норм, правил и предписаний. Один из способов достичь этого — продвижение по пути социализации, осуществляемой родителями и учителями, связанное с вознаграждением желательного поведения и наказанием нежелательного. Другой способ — наблюдение за ролевыми моделями и подражание им. В целом обусловливание и социальное научение через наблюдение играют существенную роль в формировании у ребенка представлений о правильном и неправильном. Еще один способ, с помощью которого дети познают социальный мир, связан с психодинамическими процессами. В определенных ситуациях они начинают испытывать тревогу, но постепенно учатся использовать защитные механизмы для ее снижения.

Центральное место в ходе социализации в среднем детстве принадлежит социальному познанию: мыслям, знаниям и представлениям о мире своих социальных взаимодействий с окружающими. Социально-когнитивный подход смещает акценты в представлениях ребенка как в результате вознаграждений, наказаний, наблюдений, психодинамических процессов, так и в результате тех выводов, которые активно и самостоятельно делает он сам.

В течение среднего детства Я-концепция становится более реалистичной, сложной и организованной; большая часть Я-концепции ребенка проистекает из его сравнений себя с другими. В этом возрасте кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях. Конечно, дети старшего дошкольного возраста пока не в состоянии сформулировать, что он хотел бы иметь одни качества и не иметь других. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей, которые ему нравятся, приписывая себе качества этого персонажа.

Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками.

В возрасте 6 лет и младше друг — это просто товарищ по играм, тот, кто живет неподалеку, ходит в тот же сад, школу или имеет интересные игрушки. На этом этапе не существует представления о позиции другого человека, о другом, как об отдельной личности. Однако, начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. Почти все дети имеют односторонние дружеские отношения; взаимность присутствует далеко не во всех этих отношениях. [2]

Благодаря дружбе дети усваивают социальные понятия, овладевают социальными навыками и развивают самоуважение. Дружба придает структуру активности ребенка в играх. Она усиливает и укрепляет групповые нормы, установки и ценности, а также служит фоном для индивидуального и группового соперничества (Hartup, 1970, 1996). Таким образом развитие социальных взаимодействий, а также феномена дружбы ведет к формированию лучших установок к учебе. Согласно современным исследованиям, дети, имеющие постоянных, удовлетворяющих их друзей, добиваются больших успехов в жизни (Ladd, Kochenderfer & Coleman, 1996). [2]

Список используемой литературы:

1. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития.

2. Урунтаева Г. А., Детская психология

Источник