Лфк для ребенка 1 год и 3 месяца

Лфк для ребенка 1 год и 3 месяца thumbnail

Каждый родитель знает, как полезна физическая активность для развития маленьких детей. И ограничивать ее не стоит: дети должны постоянно бегать, прыгать, ползать, преодолевать преграды, лазать по канатам или деревьям, кататься на велосипеде или самокате… При всем этом в распорядке дня малыша обязательно должно быть место для гимнастики, во время которой ребенок выполняет упражнения, совершенствуя свои движения. Деткам до года гимнастику проводят родители, приводя в движение ручки и ножки. Но к году дети обычно начинают самостоятельно ходить, позже учатся приседать и вставать, могут повторять простые движения за взрослыми. Расскажем, какой должна быть гимнастика для детей от 1 года.

Совершенствуем навыки

Итак, детки после года активно осваивают двигательные навыки: учатся бегать, прыгать, проползать под препятствиями или переползать через них, лазать на возвышения, преодолевать лестницы, качаться на качелях, скатываться с горок, ходить по бревну… Но движения их, конечно, пока неловкие и несогласованные, координация и равновесие развиты очень слабо. Поэтому с годовалого возраста и до тех пор, пока малышу не исполнится 3–4 года, задача взрослых – подбирать упражнения, которые помогут крохам стать ловкими и развить координацию движений, научат держать равновесие.

Кроме того, гимнастика для детей от 1 года и старше помогает:

  • укреплять иммунитет;
  • развивать выносливость;
  • правильно дышать (что способствует лучшему насыщению органов и тканей кислородом);
  • чувствовать свое тело в пространстве;
  • улучшать обменные процессы;
  • укреплять мышцы, связки, суставы, скелет;
  • улучшать осанку;
  • нормализовать работу нервной системы;
  • улучшать пищеварение;
  • нормализовать сон;
  • развивать чувство ритма.

Если во время гимнастики малыш выполняет движения по кругу или квадрату, он, к тому же, выучит эти простые фигуры. Поворачиваясь в стороны, шагая в разных направлениях, закрепит понятия «лево-право», «вперед-назад». В процессе подвижных гимнастических игр ребенок развивает смелость, настойчивость, уверенность в себе, упорство. Так что ценность гимнастических упражнений не ограничивается только улучшением физических показателей.

Общие правила

Главное, на что родители должны ориентироваться, подбирая упражнения для малышей, – соответствие навыкам крохи, постепенное усложнение по мере развития ребенка. То есть движения должны быть ему доступны и легко выполнимы. Поначалу это будет просто ходьба, приседания, ползание, затем к ним добавляют преодоление преград, лазание по канатам, веревкам, прыжки, игры с мячом, обручем, игрушками и т. д.

Что еще важно знать об организации гимнастических занятий с малышами?

  • В гимнастический комплекс нужно включить 5–6 упражнений, затрагивающих все мышечные группы (рук, плеч, ног, пресса, спины, шеи), причем их нужно чередовать.
  • Упражнения для рук и ног могут выполняться быстрее, чем для туловища.
  • Дышать ребенок должен через нос, при этом не задерживая дыхание.
  • Чтобы сделать занятие более интересным, в комплекс включают пару упражнений-подражаний, которые могут объединиться в сюжетную игру.
  • Нельзя заниматься натощак, а также сразу после приема пищи, необходимо подождать примерно час.
  • Гимнастику проводят ежедневно либо через день, на это отводится от 5 до 15 минут (ведь детки в таком возрасте не могут долго концентрировать внимание и очень быстро утомляются).
  • Упражнения повторяют от 3 до 5 раз.
  • Ели позволяет погода, занятия лучше проводить на свежем воздухе (например, во время прогулки).
  • Обязательно в комплекс включают ходьбу и упражнения на восстановление дыхания.
  • Малыши склонны подражать, поэтому движения в гимнастике могут и должны имитировать движения животных, героев мультфильмов или сказочных персонажей.
  • Полезно использовать материал, имеющийся под рукой (на улице это игровые площадки, деревья, пни, камешки, холмики, бордюры; дома – стулья, столы, ковры, подушки и т. д.).
  • Если ребенок устал или начинает протестовать, капризничать – занятие лучше остановить. Против воли ребенка они пользы не принесут.
  • Для занятий утренняя или вечерняя прогулка прекрасно подходят. Главное, чтобы активные физические упражнения не проводились сразу после дневного сна или менее чем за 2–3 часа до сна ночного.

Когда заниматься нельзя?

Наверняка многим известно, что любые нагрузки противопоказаны деткам, недавно перенесшим профилактическую прививку. Но это, оказывается, далеко не единственная причина, по которой гимнастику придется отменить.

Существует целый ряд заболеваний, при которых гимнастические занятия под запретом:

  • любые состояния, сопровождающиеся повышением температуры и лихорадкой;
  • различные воспалительные поражения кожи (в том числе гнойные), а также мышц, костей, лимфоузлов или подкожной клетчатки;
  • атрофия;
  • заболевания костей, сопровождающиеся их болезненностью и ломкостью;
  • острый артрит, туберкулез костей или суставов;
  • острый нефрит или гепатит;
  • рахит;
  • врожденные пороки сердца;
  • геморрагический диатез, гемофилия;
  • туберкулез в активной форме;
  • большие грыжи (паховые, пупочные, мошоночные, бедренные).

Иногда мы не можем «на глазок» определить наличие у малыша того или иного заболевания. Поэтому прежде чем начинать с ним активные физические занятия, проконсультируйтесь с педиатром.

Играем в гимнастику

Самый лучший способ организации гимнастический занятий для маленьких детей – превратить их в игру, сопровождаемую веселой музыкой, песенками, стихотворениями и подражаниями различным действиям. Так крохам будет интересно. Игра для них – лучшая мотивация.

Читайте также:  Что делать когда ребенку 3 года а садик не дали куда обращаться

Например, можно разыграть веселое детское стихотворение («Мишка косолапый», «Идет бычок, качается» или любое другое, описывающее действия). Детки могут топать, как медвежата, скакать, как зайчата, прыгать, как воробушки, изгибать спинки и потягиваться, как кошечки, гудеть, как паровозики, летать, как самолетики, сопровождая движения соответствующими звуками…

Еще веселее разыграть забавную песенку («В Африке горы – вот такой ширины», «Каравай», «Танец маленьких утят» и другие).

Существует также множество забавных потешек, мотивирующих ребенка начать занятие. Примеры их можно найти в детских книжках или сочинить самим. Это несложно, главное – мотивация:

Малыши, малыши

Выходят на площадку,

Станут по порядку

И начнут зарядку.

Станут наши малыши

Крепыши, крепыши!

Гимнастические комплексы для малышей должны включать:

  • общеразвивающие упражнения (укрепляющие мышцы пресса, спины) – «Лодочка», «Велосипед» и др.;
  • задания на совершенствование ходьбы, бега – подвижные имитационные игры («Дождик», «Лошадки», «Воробушки»);
  • для развития меткости («Кегли», «Попади в корзинку, мяч»);
  • простые акробатические упражнения (преодоление небольших препятствий, быстрое приседание и подъем);
  • музыкальные упражнения, развивающие чувство ритма – сопровождающиеся стихами или песенками.

Составляем комплекс

Упражнения для детей усложняются по мере их роста. Если в год это совсем простые имитации и движения (приседания, наклоны), то постепенно они усложняются. Так, к 2 годам ребенку можно предложить такой вариант гимнастики:

  • ходьба вверх и вниз по наклонной поверхности (доске), упражнение можно сопровождать стихотворением «Идет бычок, качается»;
  • «Кошечка» — шаги и прыжки в разных направлениях под стихотворение «Кошка на зарядке»;
  • «Змейка» — проползание под невысоко растянутой веревкой;
  • «Баскетболист» — бросание мяча вперед из-за головы (на расстояние до метра);
  • «Цапля на болоте» — перешагивание через «кочки» (мячи);
  • «Тюлень» – поднимание мяча перед собой вверх, лежа на животе;
  • «Скалолаз» — преодоление лесенки до 1,5 метров (1–2 раза);
  • имитационные движения на расслабление кистей рук (под стихотворение «Наши пальчики устали»).

К 3 годам занятия могут стать еще более сложными (но от этого не менее интересными):

  • «Часовые на посту» — перешагивание по разложенным на полу цветным кружкам;
  • «Бегущие лошадки» — бег со сменой темпа (до 20 секунд);
  • «Метатель» — бросание мяча каждой рукой по очереди (цель – на расстоянии около метра);
  • упражнение на пресс – подъем туловища («гусеница ищет завтрак», например, или «Ванька-встанька»), ноги фиксирует взрослый;
  • «Лодочка» — поднимание вверх прямых рук и туловища из положения на животе;
  • «Лягушонок» — прыжки двумя ногами через лежащую на полу веревку или палку;
  • ходьба со сменой опоры (на носки или пятки) под стихотворение «Цапля ходит по болоту»;
  • «Стряхиваем снежинки» — движения на расслабление рук и ног.

Итак, чтобы организовать гимнастические занятия с малышами после года, важно учитывать их возраст, физические умения, состояние здоровья и эмоций, время суток, а также необходимость в мотивации. При этом важно не просто играть, использовать музыку или потешки, но и вдохновлять собственным примером. Только тогда ребенок будет считать гимнастику неотъемлемой частью жизни.

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Источник

Многие молодые мамочки игнорируют советы педиатров о проведении ежедневной утренней зарядки для детей 1 года, ссылаясь на плотный график и катастрофический недостаток времени. Сразу скажу, что это не оправдательная отговорка, чтобы лишать малыша перспектив раннего физического развития.

«Чем же так хороша утренняя зарядка для детей 1 года?» — спросите Вы.

Приведу основные аргументы, которые указывают педиатры и детские врачи:

зарядка для детей 1 года (1)

Зарядка!? А зачем она?!

  • утренняя зарядка способствует полноценному развитию и укреплению мышечного корсета ребенка;
  • активнее развиваются умственные способности малыша, так как они непосредственно  связаны с его физической формой;
  • при выполнении ребенком тех или иных упражнений у Вас появиться возможность своевременно выявить возможные нарушения в развитии его костно-мышечного аппарата. Ведь своевременно выявленная проблема проще поддается лечению или корректировке.
  • сохранение и развитие тесной психологической связи матери (отца) и ребенка
  • с раннего возраста прививается малышу любовь к спорту и закладывается фундамент его будущего физического развития.
  • зарядка способствует формированию некоторых положительных черт характера: терпение и выносливость.
Читайте также:  Коризалия ребенку 3 года

Веселая зарядка для детей — упражнения.

Если я Вас убедила в том, что зарядка для детей 1 года просто необходима, то ознакомьтесь с основными ее упражнениями:

  • Дайте ребенку в руки круг и вместе с ним, стоя в исходном положении, делайте сгибание и разгибание рук. Выполняйте 6-10 раз.
  • Поднимание туловища с положения лежа в положение сидя. Ребенок ложится на спину, поднимает туловище и возвращается в исходное положение. Мама держит малыша за коленки, чтобы они находились в фиксированном положении.
  • Поднимание головы и части туловища с положения лежа на животе. Малыш ложится на живот и прогибает туловище, поднимая голову и опуская ее. Мама держит малыша за ножки.
  • Приседания с кольцом. Малыш и взрослый держат в руках кольцо, плавно приседают, а затем поднимаются на носки, выпрямляя ноги. Такое упражнение повторить около 4- 6 раз.
  • Упражнение: «Достань до палочки!» Ребенок ложиться на спину, поднимает ножки вверх и пытается дотянуться до палочки, которую держит взрослый. Такое упражнение повторить 4-6 раз.
  • Упражнение: «Выгибание туловища». Малыш садится на ноги мамы, его ножки она зажимает коленками. Мама просит, чтобы карапуз взял игрушку, лежащую слева. Он наклоняется и, дотягиваясь, берет игрушку, лежащую слева. Таким же образом, попросите, чтобы малыш подал игрушку, которая находится справа. Обязательно поддерживайте малыша за туловище, чтобы он не упал. Такое упражнение в форме игры повторяют около 4-6 раз.
  • Наклоны. Малыш стоит спиной к взрослому и наклоняется, чтобы взять игрушку, лежащую на полу. Причем, колени не сгибает! А взрослый подстраховывает малыша, чтобы он не упал. Так повторять около 3-6 раз.
  • Ходьба (желательно по ребристой доске). Это упражнение рекомендуют для лечения или предупреждения плоскостопия.
  • Лазанье под преградой, высотой от 24 см от пола. Это может быть табуретка, скамейка и т.д. Повторите упражнение от 2 до 4 раз. Конечно же, если малышу понравится, то может разрешить ему полазить и дольше.

Лучшая зарядка — это игра!

Если Вас или Вашего ребенка не устраивает такая зарядка, то могу предложить комплекс интересных и полезных упражнений, которые проводятся в форме игры.

  • Делаем лягушку. Малыш ложиться на спину, а мама аккуратно разводит в стороны согнутые в коленках ножки малыша.
  • Кувыркаемся. Согласитесь, что малыш просто так не начнет кувыркаться, поэтому ваша задача его этому научить! Чем же полезны кувырки? Во-первых, развивают мышцы спины и позвоночника. Во-вторых, тренируют вестибулярный аппарат. В-третьих, стимулирует к развитию чувства равновесия. Кувырки выполняют на твердой и упругой поверхности с максимальной аккуратностью. Для начала, покажите малышу: как нужно делать кувырки, а затем помогите малышу сделать первый кувырок. Для этого попросите его опустить голову к полу, а затем, придерживая за туловище, слегка подтолкните попку карапуза вперед. Как правило, малышам очень нравится делать кувырки, поэтому они даже интуитивно чувствуют: как правильно сгруппироваться, чтобы сделать упражнение.
  • Упражнение «По кочкам» очень полезно для карапуза, а именно развивает координацию движения и усовершенствует навыки ходьбы. Суть упражнения состоит в том, чтобы малыш прошелся по небольшим кругам- кочкам, вырезанным из резиновых ковриков и разложенным на расстоянии 10-15 см друг от друга. Сначала карапуз будет ступать по ровной дорожке, а затем, через время, можете выложить ее в виде изгиба или с небольшими препятствиями.
  • Упражнение «Догонялки». Это занятие учит малыша бегать! Суть упражнения: отдалитесь от карапуза на небольшое расстояние, а затем скажите ему: «Поймаю, поймаю, поймаю!» Карапуз прибежит в ваши объятья, а Вы обнимите его и покружите! Можно сказать «Догоню, догоню, догоню!» Малыш попытается от вас убегать! Это очень забавно и весело! Главное, чтобы игра проходила на ровной и не скользкой поверхности, без каких-либо препятствий!

зарядка для детей 1 года (2)

Что должен уметь ребенок в 1 год?!

Гимнастика для детей 1 года может охватывать все навыки, которыми они должны владеть к этому возрасту. Вот примерный перечень, утвержденный педиатрами:

  • ползанье на четвереньках;
  • самостоятельная ходьба;
  • приседание с поддержкой, а затем без нее;
  • ползание через обруч и под препятствиями;
  • залезания на возвышенности, слезание с них. Это могут быть диван, кровать, стулья и т.д.
  •  наклоны туловища влево, вправо, назад и вперед
  • доставание предмета с высоты
  •  поднятие туловища с положения лежа и поднятие ног с положения лежа.
  • бросок мячика и попытка поймать его (желательно, чтобы удачная)
  • ходьба или бег на месте или по дорожке, возможно даже по наклонной поверхности
  • поочередный подъем рук
  • боксирующие движения ручками
  • махи руками, изображая птичку.
Читайте также:  Если ребенок нервный 3 года

Все вышеперечисленные мероприятия: зарядка и гимнастика для детей 1 года должна выполняться в игровой, непринужденной форме, принося и Вам и ребенку удовольствие. Кстати, некоторые специалисты советуют совмещать утреннюю зарядку с дыхательной гимнастикой и артикуляционной гимнастикой, что укрепляет иммунитет и является профилактикой логопедических проблем.

Чтобы вашему малышу было интересно и весело можно показать ему мультик — зарядку для малышей от Тетушки Совы и выполнять упражнения всем вместе:

Источник

  • Комплекс упражнений для детей в 1 год.
  • Упражнения для детей в 1 год: организационные вопросы.

Uprazhneniia dlia godovalogo rebyonkaУпражнения для детей в 1 год становятся более разнообразными, поскольку у родителей наконец-то появляется возможность использовать самостоятельную активность малыша. Однако не стоит забывать, что и в этом возрасте важна умеренность и постепенность – все детки разные и имеют различные уровни физического развития.

Комплекс упражнений для детей в 1 год

Гимнастические занятия с ребёнком 1 года имеют несколько основных конкретизированных целей. Их подразделяют на упражнения для совершенствования ходьбы, для развития чувства равновесия, способностей в лазании и ползании.

Совершенствование ходьбы: упражнения для детей в 1 год

  1. Kompleks uprazhneniia dlia detei` v 1 godХодьба по узкой дорожке предполагает визуальные ограничения «тропинки» — используйте мел, цветные ленты или другие предметы. Начните с 30 сантиметров ширины, постепенно сужая тропинку до 20, а потом и 10 сантиметров.
  2. Ходьба по наклонной плоскости – в 1 год дети выполняют упражнение с поддержкой взрослого. Для создания наклонной плоскости используйте гимнастическую скамейку или доску, закрепив её с одной стороны. Направление движения – вверх и вниз.
  3. Ходьба боком или передвижение приставными шагами в обе стороны. Начните с простого упражнения, постепенно ограничивая малышу «тропинку» — например, гимнастической скамейкой.
  4. Ходьба и бег со сменой темпов – это весёлое упражнение нравится детям, поскольку в нём присутствует игровой момент и выполняется оно, как правило, под специальную меняющую темп музыку или потешку.
  5. Перешагивание препятствий имеет целью научить ребёнка ходить, высоко поднимая ноги. Пусть препятствием будет любимая игрушка – сначала небольшая, а потом всё больше и больше.

Развитие чувства равновесия у годовалых детей при помощи упражнений

  1. Раскачивание на качели или качалке многие малыши воспринимают с опаской. Первое время обязательно страхуйте ребёнка и отвлекайте от ощущения опасности забавными потешками.
  2. Залезание на предмет. Наверняка малыш уже проявляет интерес к тому, чтобы самостоятельно взобраться на диван или стул. Помогите ему, уменьшив высоту препятствия подставкой.

Совершенствование навыка лазание

  1. Пролезание через обруч поначалу может не получаться, но если вы в качестве «приманки» используете любимую мягкую игрушку малыша, ребёнок охотно пролезет через обруч.
  2. Перелезание через препятствие – например, скамеечку. Научите ребёнка делать это правильно – становиться боком и, оперевшись на руки, перелезть сначала в одну сторону, а потом в другую.

Совершенствование навыка ползание

  1. Ползание на четвереньках к году осваивают большинство деток, но если вы пропустили этот этап, не поздно научиться ползать и сейчас. Поиграйте с ребёнком в «собачку», «козлика», «бычка» или любое другое животное.
  2. Ползание по скамейке требует от малыша определённого умения держать равновесие на высоте – взрослый всегда должен страховать ребёнка, когда он выполняет этого упражнение.
  3. Проползание под препятствием, как и пролезание через обруч, стимулируется любимыми игрушками. После проползания ребёнок должен встать и выпрямиться, а позже даже потянуться за игрушкой.

Упражнения для детей в 1 год: организационные вопросы

Uprazhneniia dlia detei` v 1 godДля того чтобы привить детям привычку выполнять упражнения с годовалого возраста, придётся проявить упорство и изобретательность.

  • Выбирайте правильное время – физические нагрузки лучше всего давать малышу через полчаса после завтрака или сразу после дневного сна.
  • Выбирайте правильную подачу – превращайте гимнастику в весёлую игру с музыкой, потешками и любимыми игрушками.
  • Используйте фитнес-снаряжение: гимнастический обруч, фитнес-болл, скамейку, коврик для йоги и т.д.
  • Помните о том, что малыши с удовольствием обезьянничают – занимайтесь вместе с ребёнком, подавая ему пример.
  • Не перетруждайте детей – упражнения в 1 год включает в себя 3-5 подходов, 5-7 упражнений и обязательные передышки.

Подбирайте для своего ребёнка только те упражнения, которые соответствуют уровню его физического развития. Соизмеряйте его потребности с возможностями и увеличивайте сложность упражнений для детей в 1 год постепенно.

Источник