Лексические темы для развития ребенка
Татьяна Бойчук
Примерный перечень лексических тем со словарем для углубленного изучения в ДОУ
Примерный перечень лексических тем со словарем для углубленного изучения в ДОУ
Дата Тема недели
Сентябрь
1 неделя Диагностика детей
2 неделя Диагностика детей
3 неделя Диагностика детей
4 неделя «Грибы»Существительные: подосиновик, боровик, сыроежка, поганка, подберезовик, моховик, мухомор, рыжик.
Глаголы: расти, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать.
Прилагательные: белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный.
Наречия: рядом, близко, далеко.
Октябрь
1 неделя «Овощи»Существительные: редька, баклажан, хрен, чеснок, пастернак, тмин, салат, ботва, стручок, урожай.
Глаголы: расти, поливать, копать, выкапывать, вскапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять, срывать, выращивать, окапывать, подкапывать, вырастать, срезать, вырезать, рассаживать, пересаживать.
Прилагательные: зеленый, желтый, красный, синий, рыжий, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, большой, маленький, хрустящий. Овощной, пузатая (тыква, пупырчатый, толстокожий.
2 неделя «Фрукты»Существительные: апельсин, ананас, банан, груша, вишня, черешня, лимон, слива, яблоко, яблоня, мандарин, фрукт, айва, авокадо, гранат, хурма, киви, персик, абрикос, косточка, кожура, сок, варенье, джем, повидло.
Глаголы: расти, цвести, зреть, плодоносить, наливаться, зацветать, отцветать, созреть, дозреть.
Прилагательные: красивый, сочный, вкусный, сахарный, нежный, ароматный, наливное, румяное (яблоко, лимонный, вишневый, малиновый (сок, абрикосовое, яблочное, персиковое (варенье).
3 неделя «Ягоды. Домашние заготовки»Существительные: клубника, смородина, крыжовник, малина, черника, брусника, клюква, земляника, компот, варенье, морошка, рябина, голубика, костяника, сироп, джем, желе, салат, соленье.
Глаголы: варить, резать, рубить, квасить, консервировать, солить, мариновать, сушить.
Прилагательные: соленый, квашеный, маринованный, моченый, вареный, сушеный.
4 неделя «Осень. Деревья»Существительные: осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, куртка, плащ, сапоги, шапка, перчатки, свитер, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, береза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клен, лиственница, ольха, ива, каштан, ель, сосна.
Глаголы: желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, вянуть, моросить, срывать (листья, пожухнуть, расписать, хмуриться, облетать, накрапывать.
Прилагательные: желтый, красный, сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, косой, унылый, пасмурный, золотая (осень, сырые (дни, промозглый, проливной, моросящий.
Наречия: мокро, сыро, ненастно, пасмурно.
Ноябрь
1 неделя «Дикие животные и их детеныши»Существительные: волк, заяц, еж, медведь, лось, лиса, кабан, хвост, рога, лапы, копыта, рысь, енот, белка, бобр, олень, ласка, куница, ондатра, выдра, барсук, клыки, плутовка.
Глаголы: ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить, загонять, нагонять, подстерегать.
Прилагательные: колючий, рыжая, серый, злой, пушистый, хитрая, бурый, трусливый, полосатый, косолапый, длинноухий.
2 неделя «Дикие животные готовятся к зиме»Существительные: Дупло, берлога, нора, логово.Глаголы: запасать, рыть, строить, залегать, впадать (в спячку, ловить, охотиться, грызть, гнать, догонять, сосать (о медведе – сосет лапу). красться, бродить, загонять, нагонять, подстерегать.
3 неделя «Перелетные птицы»Существительные: ласточка, журавль, грач, скворец, лебедь, стриж, аист, жаворонок, дрозд, стая, косяк, клин, перья, пух, крыло, клюв.
Глаголы: лететь, улетать, перелетать, зимовать, курлыкать, облетать.
Прилагательные: пуховый, журавлиный, утиный, гусиный, лебединая (песня, верность).
4 неделя «Зимующие птицы»Существительные: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, поползень, сойка, куропатка, свиристель, овсянка, рябчик, тетерев, глухарь.
Глаголы: летать, искать, кормиться, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться.
Прилагательные: красногрудый (снегирь, перелетные (птицы).
Декабрь
1 неделя «Домашние животные и их детеныши»Существительные: Кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кот, пес, бык, козел, конь, кабан, баран, табун, стадо, отара, свора. Котята, щенки, телята, жеребята, ягнята, поросята, крольчата, буренка.
Глаголы: мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять, ласкаться, кусаться, пастись, облизывать, резвиться, играть, выводить, пасти, плавать, кормиться, визжать, доить.
Прилагательные: пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, копытные, молочные, мясные, бодливые, быстроногий, ловкий, неуклюжий, шустрый, вороной, игривый, заботливый.
2 неделя «Домашние птицы»Существительные: куры, утки, гуси, цыплята, гусята, утята.
Глаголы: выводить, высиживать, плавать, кормиться, разводить.
Прилагательные: быстроногий, ловкий, неуклюжий, шустрый.
3 неделя «Зима. Зимняя одежда»Существительные: мороз, холод, ветер, снег, лед, снежинка, снегопад, льдинка, шуба, пальто, варежки сапоги, валенки, шапка, вьюга, узор, иней, поземка, метель, стужа, оттепель, дубленка, пуховик, рукавицы, перчатки.
Глаголы: идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать, развязывать, завязывать, расстегивать, застегивать, расшнуровывать, зашнуровывать, раздевать, одевать, надевать.
Прилагательные: стылый, ледовый, белый, легкий, пушистый, холодный, зимний, морозный, искристый, жесткий, прозрачный, резкий, шерстяной, меховой, пуховый, трескучий, суровый, студеный.
4 неделя «Зимние забавы. Подготовка к новому году. Праздник Нового года»Существительные: лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, лыжи, палки (лыжные, лопата, хоккей, ворота, вратарь, гол, крепления (лыжные, полозья, трамплин, лом, прорубь, трасса, клюшка, шайба, слалом.
Существительные: праздник (Новый год, карнавал, елка, украшения (елочные).
Глаголы: танцевать, праздновать.
Глаголы: ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, уставать, отталкиваться, катать (снежный ком, кого-либо на санках, сгребать, рубить (лед, приземляться, разгоняться, скрипеть (о полозьях, хрустеть (о снеге).
Прилагательные: лыжный, быстрый, острый (лед, коньки, зимний, скользкий, санный, искристый, липкий, подледная (рыбалка).
Прилагательные: новогодний.
Январь
1 неделя —
2 неделя «Человек. Части тела»Существительные: рука, палец, ноготь, ладонь, нога, колено, спина, живот, глаз, нос, рот, ухо, плечо, локоть, запястье, ступня, пятка, голень, бедро, грудь, шея, бровь, лоб, висок, скула, ноздря, затылок, причёска, челка, пробор, усы, борода, ресницы, здоровье, закалка.
Глаголы: брать, класть, ходить, бегать, прыгать, царапать, чесать, нахмурить, морщить, расчесывать, улыбаться, нести, гладить, бросить, согнуться, кивать, разжимать, сжимать, разогнуть, согнуть, хлопать, крутить.
Прилагательные: длинноволосый, стриженый, высокий, низкий, рыжеволосый, светловолосый, темноволосый, синеглазый, кареглазый, зеленоглазый, сероглазый, плечистый, голенастый, лобный, глазной, одноглазый, одноногий, лохматый, кудрявый.
3 неделя «Транспорт»Существительные: машина, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, шофер, остановка, катер, вокзал, кондуктор, билет, гараж, пристань, аэропорт, рельсы, шпалы, ракета, паром, электричка, рефрижератор, трасса, самосвал, парусник, такси, телега, пилот, штурман, велосипед, мотоцикл.
Глаголы: ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, отчаливать, причаливать, тормозить, выруливать, ремонтировать, буксовать, подлетать, отлетать, взлетать.
Прилагательные: быстрый, скорый, пассажирский, грузовой, подземный, воздушный, морской, автомобильный, снегоуборочный, железнодорожный, наземный, речной.
4 неделя «ПДД. Транспорт на улицах моего города»Существительные: колесо, руль, дверца, стекло, дорога, пешеход, улица, переход, фара, светофор, кабина, поворот, салон, двигатель, обгон, авария, тротуар, кювет, тормоз, кузов, сирена, перекрёсток, топливо.
Глаголы: подходить, останавливаться, пропускать, перебегать.
Прилагательные: скорая (помощь, пожарная, милицейская (машины, аварийная (машина, верховая (езда).
Февраль
1 неделя «Материалы и инструменты»Существительные: молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, нож, сверло, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень, тиски, рубанок, лопата, грабли, гвоздь, дрова, гайка, винт, железо, медь, золото, серебро, пуз, вата, шерсть, ситец, капрон.
Глаголы: забивать, рубить, пилить, откручивать, закручивать, шить, резать, копать, сгребать, зажимать, собирать, разбирать, вскапывать, закапывать, выкапывать, перекапывать.
Прилагательные: кожаный, металлический, серебряный, нейлоновый, дровяной, пуховый, стеклянный.
2 неделя «Профессии. Строительство»Существительные: стройка, каменщик, бетонщик, маляр, электрик, сантехник, экскаваторщик, сварщик, плотник, стекольщик, мастер, архитектор, кладка, кирпич, стена, панель, блок, крыша, краска, кран, фундамент, цемент, трактор, бульдозер, свая, котлован, паркетчик, паркет, плиточник.
Глаголы: поднимать, класть, управлять, красить, собирать, монтировать, строить, разравнивать, возводить, устанавливать, строгать, стеклить, сваривать, благоустраивать.
Прилагательные: высокий, низкий, красивый, блочный, кирпичный, деревянный, городской, деревенский, высотный, комфортабельный, железобетонный, многоэтажный.
Наречия: красиво, аккуратно, ровно, прямо, высоко, быстро.
3 неделя «Защитники Отечества»Существительные: солдат, Родина, снайпер, офицер, ракетчик, танкист, десантник, полководец, ракета, танк, летчик, пограничник, герой, парашют, бомба, отвага, противник, подводник, зенитчик, пехотинец, доброволец, предатель.
Глаголы: воевать, защищать, драться, ранить, перевязать, вылечить, победить, сражаться, восстанавливать, сопротивляться.
Прилагательные: храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, доблестный, военный.
4 неделя «Времена года. Календарь. Весна»Существительные: зима, весна, лето, осень, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, утро, день, вечер, ночь, сосулька, оттепель, проталина.
Глаголы: греть, мерзнуть, висеть, расти, удлиняться, укорачиваться, щебетать, чирикать, пригревать, отогревать, нагревать, замерзать, примерзать, подмерзать, оттаять, наступать, отступать, св6еркать, звенеть.
Прилагательные: весенний, зимний, солнечный, теплый, прохладный, суровый, яркий, рыхлый.
Наречия: тепло, холодно, сыро, грязно, светло, ярко, звонко.
Март
1 неделя «Мамин день. Семья»Существительные: подарок, цветы, мама, бабушка, прабабушка, папа, дедушка, прадед, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра, племянник, дядя, тетя.
Глаголы: заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, убирать, стирать, гладить, накрывать (на стол, мыть, работать, протирать, вытирать, ухаживать, растить.
Прилагательные: родная, любимая, заботливая, взрослая, маленькая, ласковая, добрая, трудолюбивая, строгая, вежливая, послушная.
2 неделя «Ранние признаки весны. Первые цветы»Существительные: первоцвет, ледоход, лужа, ручей, верба, почка, подснежник, мать-и-мачеха, одуванчик, нарцисс, гиацинт, бутон, лепесток, лист, мимоза, тюльпан.
Глаголы: таять, греть, расцветать, распускаться, набухать.
Освобождаться (от снега, льда, оседать, обветриться, пахнуть.
Прилагательные: яркий, рыхлый, маленький, мелкий, душистый, гладкий, хрупкий, нежный, пушистый.
3 неделя «Электроприборы. Ателье»Существительные: щелк, хлопок, шерсть, трикотаж, заказчик, примерка, катушка, нитка, иголка, ножницы, фасон, размер, утюг, холодильник, кофемолка, пылесос, мясорубка, часы, рукав, воротник, карман, телевизор, закройщик, швея, лен, капрон, пуговица, шаблон, миксер, тостер, электрочайник.
Глаголы: облегчать, ускорять, кроить, шить, примерять, гладить, вязать, вешать, складывать, стирать, готовить, варить, жарить, наметывать, строчить, ткать, застегивать, расстегивать, отстегивать, пристегивать, отпарывать, вышивать, зашивать, пришивать, перевешивать.
Прилагательные: разноцветная, узкая, широкая, удобная, ситцевая, льняная, шелковая, шерстяная, вязаная, сезонная, легкая, стиральная, швейная.
4 неделя «Весна в природе»Существительные: март, апрель, май, месяц, солнце, небо, журчание, звон, капель, смола, грач.
Глаголы: просыпаться, наступать, трещать, ломаться, журчать, пробиваться, пробуждаться, вылезать, выводить, выкармливать, натаскивать.
Прилагательные: ранний, поздний, звонкий, радостный, дождливый, шумный, погожий, светлый, красивый, яркий.
Апрель
1 неделя «Труд людей весной»Существительные: лопата, грабли, теплица, грядка, огород, сад, клумба, семена, саженцы, рассада, посадка, поле, трактор, тракторист, лейка, парник.
Глаголы: сажать, сеять, поливать, белить, обрезать, удобрять, копать, пересаживать, рассаживать, отсаживать, перекапывать, закапывать, откапывать, окапывать.
Прилагательные: ранний, поздний, яровая (пшеница).
2 неделя «Космос»Существительные: Земля, Луна, Солнце, космос, планета, звезда, корабль, ракета, космонавт, спутник, комета, созвездие, станция, скафандр, отсек, невесомость, туманность, телескоп, астроном, затмение, орбита.
Глаголы: лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать.
Прилагательные: солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, межпланетный.
3 неделя «Возвращение птиц. Насекомые»Существительные: ласточка, соловей, дрозд, грач, скворец, журавль, жаворонок, стриж, цапля, жук, стрекоза, муравей, комар, оса, пчела, паук, муха, гусеница, яйцо, гнездо, щегол, кукушка, чибис, кулик, выпь, зяблик, трясогузка, куколка, личинка, водомерка, шмель, бабочка.
Глаголы: летать, виться, порхать, парить, нестись, откладывать, вить, зимовать, выводить, курлыкать, щебетать, куковать, чирикать, щелкать, звенеть.
Прилагательные: быстрый, перелетный, голосистый, трудолюбивый, веселый, звонкий, проворный, дружный, заботливый, задорный.
4 неделя «Посуда. Продукты питания»Существительные: сервиз, тарелка, чашка, блюдце, вилка, ложка, нож, чайник, поварешка, кастрюля, сковорода, молоко, масло, йогурт, кефир, колбаса, мясо, котлета, ветчина, сосиска, сарделька, хлеб, булка, пирог, пирожное, компот, варенье, конфета, суп, салат, крупа, дуршлаг, скалка, противень, простокваша, кофейник, миска, вкус, запах, аромат, специи, соус.
Глаголы: накрывать, готовить, мыть, жарить, варить, тушить, кипятить, греть, взбивать, мазать, печь, отрезать, нарезать, остудить, подогреть.
Прилагательные: молочный, мясной, хлебобулочный, сливочный, растительный, копченый, подсолнечный, льняной, соевый, кукурузный, хлопковый, оливковый, кухонный, столовый, глубокий, мелкий, чайный, сладкий, соленый, кислый, жирный, вкусный, теплый, холодный, горячий.
Май
1 неделя «Животные жарких стран»Существительные: лев, слон, жираф, зебра, носорог, крокодил, газель, антилопа, леопард, верблюд, черепаха, бегемот, обезьяна, гепард, пустыня, охота, джунгли, саванна, Африка, Австралия, кенгуру, коала, утконос, попугай, варан.
Глаголы: охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись, опасаться, защищаться, нападать, подкрадываться.
Прилагательные: полосатый, пятнистый, быстроногий, медлительный, сумчатый, выносливый.
2 неделя «Мой город»Существительные: город, Барнаул, адрес, улица, переулок, проспект, бульвар, площадь, река, парк, театр, витрина, библиотека, памятник, киоск, газон, подъезд, вокзал, новостройка, сквер, стадион, шоссе, тротуар, благоустройство, район, музей, церковь.
Глаголы: жить, строить, перестраивать, переезжать, ездить, смотреть, расти, хорошеть, расширяться, благоустраивать.
Прилагательные: городской, сельский, барнаульский, широкий, просторный, прямой, узкий, многоэтажный, старый, тихий, шумный, зеленый, каменный, промышленный, культурный, жилой.
3 неделя Диагностика
4 неделя Диагностика
Источник
Эти материалы могут пригодиться родителям, которые самостоятельно занимаются с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Одежда, обувь»
Предметы: ситец, лен, шелк, кожа, мех, шерсть, хлопок; одежда, шуба, пальто, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, майка, брюки, шорты, костюм, юбка, платье, носки, колготки, перчатки, варежки, шарф, комбинезон; шапка, шляпа, кепка; сапоги, туфли, ботинки, сандалии, валенки; рукав, карман, капюшон, воротник, пуговицы, петли, молния, кнопки, манжеты; подошва, каблук, шнурки, язычок; швея, сапожник.
Действия: шить, пришивать, вязать, носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, зашивать, зашнуровывать, покупать, носить.
Признаки: ситцевый, шелковый, шерстяной, кожаные, меховое, вязанная, резиновое, сменная, спортивный, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, верхняя, нижняя, сезонная…
Задания
1. Подбери признаки (не менее трех признаков): платье (какое?) – … сапоги (какие) — …
2. Какой по материалу? платье из шелка – шелковое, пальто из шерсти — … шуба из меха – … сапоги из резины — … сарафан из ситца — … перчатки их кожи — …
3. Нарисуй или приклей картинки с изображением одежды и обуви. рубашка. Назови и покажи части: рубашка – рукав, карман, манжет, воротник, петли; обувь – подошва, каблук, шнурки, язычок
4. Назови ласково: юбка – юбочка рукав — платье – пальто — воротник — сапог
5. Один – много (множественное число). карман – карманы воротник — рубашка — юбка – манжеты — валенок –
6. Есть – нет (родительный падеж единственного числа): платье – нет платья сапог — шуба — манжет – воротник — каблук – сапог — ботинок –
7. Посчитай: Одна рубашка, две…, три…, четыре…, пять… ; одно платье, два…, три…, четыре…, пять… ; один шарф…, два…, три…, четыре…, пять… . Кто шьет одежду и где? Шьет одежду швея на швейной фабрике. Где продается одежда? В магазине «Одежда». Кто и где шьет обувь? На обувной фабрике обувщик. Где можно починить обувь? В обувной мастерской. Кто чинит обувь? Сапожник.
Тема: Одежда и обувь
Дети должны усвоить: назначение и основные виды одежды, обуви и головных уборов, их детали;
кто это изготавливает и из чего.
Лексика
Словарь ребенка должен включать слова: летняя одежда, зимняя одежда, осеннее — весенняя одежда, рукав, воротник, петелька, застежка и др., надевать, завязывать, расстегивать, вешать; взрослая, детская, мужская, женская, праздничная, рабочая; короткий, меховой, шерстяной и т.д.
Грамматический строй
1. «Опиши свою одежду и обувь» (подбор прилагательных к существительным
Кофта (какая?) — вязаная, шерстяная, красная, теплая, нарядная, новая, красивая и т.д. (5-6 определений)
(сапоги, шапка, куртка, платье, брюки, юбка, ботинки, туфли, шуба, шарф)
2. «Что у куклы?» (образование существительных в уменьшительной форме)
У меня шапка, а у куклы — шапочка.
(сапоги, шапка, куртка, платье, брюки, юбка, ботинки, туфли, шуба, шарф, сарафан, майка, трусы, колготки, рукавицы, тапки, футболка, носки, кроссовки, валенки, пижама, рубашка, костюм)
3. «Один — много» (образование множественного числа существительных) РубашкА- рубашкИ
(использовать слова из предыдущего задания)
4. «Сосчитай» (согласование существительных в роде, числе и падеже с числительными 1, 3, 5)
Юбка — одна юбка, три юбки, пять юбок (сапог, шапка, куртка, платье, юбка, ботинок, шуба, шарф, сарафан, майка, рукавица, тапок, футболка, носок, валенок, пижама, рубашка, костюм, жилетка, туфля, рукав, воротник, берет)
5. «Четвертый -лишний» (назвать в цепочке лишнее слово и объяснить свой выбор)
Платье, кукла, шарф, шапка.
Шуба, пальто, санки, штаны
Валенки, лыжи, сапоги, ботинки
Куртка, майка, туфли, юбка.
Кроссовки, носки, чешки, босоножки.
Шляпа, шапка, кепка, шарф.
Связная речь
1. Составление рассказа — описания о предмете одежды и об обуви (опиши свою одежду, обувь, голов. убор)
«Платье — это женская одежда. Оно сшито из ткани. У платья есть воротник, рукава, лиф, пояс, подол, застёжка. Оно красное с белыми цветочками».
«Рубашка — это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая».
«Сапоги — это обувь. Они сделаны из кожи, они кожаные. У сапог есть голенища, молнии, носки, каблуки. Сапоги носят зимой, весной и осенью».
Нарисуй девочку или мальчика в зимней и летней одежде.
Лексическая тема «Одежда, обувь»
Одежда
1.Рассмотрите с ребенком его одежду и научите его произносить некоторые названия: пальто, плащ, куртка, шапка, брюки,свитер, кофта, шуба, платье, футболка, майка, шорты,носки и.т.п. Объясните, что все это — одежда. Научите ребенка произносить это слово.
2.Обратите внимание ребенка на некоторые детали одежды: рукава, карманы, воротник, пуговицы. Отработайте с ребенком произношение этих слов.
3.Побеседуйте о том, какую одежду носят осенью, зимой почему тепло одеваются. Какую одежду носят летом, когда на улице тепло.
4. Рассмотрите с ребенком изображения предметов одежды на картинках, в шкафу. Пусть он показывает и называет их.
5. Предложите ребенку рассказать об одном из предметов одежды, предварительно послушав ваш рассказ:
Это куртка. Она красная, теплая, нарядная. У нее есть капюшон и карманы. В ней можно гулять осенью.
6. Прочитайте ребёнку народную сказку «Рукавичка». Выясните, запомнил ли он, какие звери решили поселиться в рукавичке, в каком порядке они это сделали, чем закончилась сказка.
Обувь
1. Рассмотрите с ребенком его обувь и отработайте произношение следующих слов: ботинки, туфли, сапоги, тапки, босоножки. Объясните, что все это — обувь. Произнесите слово вместе с ребенком, а потом предложите ребенку произнести его самостоятельно.
2. Обратите внимание ребенка на некоторые детали обуви: носок, пятка, каблук,подошва, шнурки. Отработайте произношение этих слов с ребенком.
3. Рассмотрите изображения предметов обуви на картинках. Пусть ребенок показывает и называет их.
4. Предложите ребенку рассказать об одной из пар его обуви, предварительно послушав ваш рассказ:
Это сапоги. Они синие, резиновые, теплые. В них можно ходить по лужам.
5. Научите ребенка отвечать на вопросы:
— Что обувают на ноги?
— Какую обувь ты знаешь?
— Какую обувь носят осенью(зимой)? Почему? Какую обувь носят летом?
6.Предложите ребенку рассмотреть его обувь. Пусть рассматривает и называет ее. Обратите внимание ребенка материалы, из которых обувь сделана.
Ботинки из кожи. — кожаные. Сапоги из резины- резиновые
7. Поиграйте в игру «Четвертый — лишний» по темам «Одежда», «Обувь».
8. Поиграйте в игру «Чего не стало?» по теме «Обувь».(Ребёнок закрывает глаза, вы прячете обувь. Чего нет? (нет тапок, ботинок, сапог….)
Одежда. Обувь.
Дети должны знать:
— названия одежды и когда её носят (летняя, зимняя, осеняя и весеняя), верхняя одежда, нижнее бельё
— знать и называть детали одежды : рукава, воротник, карманы, пуговицы, манжеты
— знать и называть обувь и её детали : носок, каблук, задник, подошва, шнурки.
1)Упражнение «Назови ласково»
Куртка- курточка, кофта- кофточка, брюки- брючки, рубашка- рубашечка, юбка- юбочка, платье- платьице, футболка- футболочка, шорты- шортики, шуба- шубка, брюки- брючки и.т.п.
2)Упражнение «Чего много?»
Чего много в магазине ? В магазине много… курток, шуб, рубашек, платьев, юбок, брюк, маек, плащей, пиджаков, галстуков, футболок и.т.п.
3)Упражнение «Чей? Чья? Чьё?»
Рубашка (чья?)- она моя, платье (чьё?) – оно моё, плащ (чей?) – он мой и.т.п
4)Упражнение «Какой? Какое? Какая?»
Свитер из шерсти (какой?)- шерстяной
Платье из шёлка- шёлковое
Шуба из меха- меховая
Куртка из кожи – кожаная
Сапоги из резины- резиновые
Лексическая Тема: Одежда . Обувь. Головные уборы .
1. Вспомнить с ребенком и записать, какие у него есть одежда, обувь и головные уборы.
2.Дай полный ответ на вопросы:
Почему осенью тебе нужны резиновые сапоги? ( Осенью я ношу резиновые сапоги, потому что………….
Почему летом ты не носишь шубу?
Почему зимой ты не ходишь гулять в босоножках?
3. Ответь на вопросы:
Кофта из шерсти- какая?————————-
Шарф из шерсти – какой?————————
Пальто из шерсти — какое?———————-
Рукавички из шерсти — какие?——————-
4.Игра « Четвертый лишний».
Шлепанцы, пальто, плащ, юбка.
Кроссовки, панама, ботинки, туфли.
Сапоги, шорты, босоножки, тапки.
Сандалии, шуба, кеды, валенки.
5.Отгадай загадки, нарисуй отгадки. Выучи одну загадку.
В нем ношу платок , монетки,
Для сестренки две конфетки,
Болтик, гвоздь, один банан.
Назови его! (карман)
Есть, ребята, он у куртки.
Мне он нужен на прогулке.
От дождя спасает он. Что же это?
(капюшон)
Источник