Лечение для развития речи у ребенка

Лечение для развития речи у ребенка thumbnail

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи характеризуется задержкой речевого развития, в первую очередь, экспрессивной речи. Подобное состояние часто связано с недоразвитием корковых отделов головного мозга, которые со взрослением малыша приобретают зрелый «вид». При сохранении проблем у ребенка после трех лет ему может быть выставлен диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР). В этом случае начинается активная логопедическая работа, направленная на коррекцию нарушений. Дополнительно могут использоваться препараты для развития речи: ноотропы и лекарства, улучшающие состояние нервных клеток.

Информация о заболевании

Развитие речи – сложный процесс

Речевое развитие ребенка проходит ряд последовательных этапов, за которыми внимательно следят педиатр и родители. При взрослении наблюдается постепенное обогащение словарного запаса, формирование правильного произношения и понимания сказанного окружающими. Считается, что речевое развитие малыша активно продолжается до 3 лет. В этот временной отрезок ребенок попадает в детский сад, где начинает активно общаться со сверстниками и воспитателями.

В возрасте 3 лет и старше может быть выставлен диагноз задержки речевого развития. Врачи считают, что это патология проявляется одновременным нарушением всех частей речи: грамматики, фонетики и лексикона. Как правило, подозрения о наличии расстройства возникают раньше, но ЗРР выставляется только по достижении трехлетнего возраста. До этого времени с ребенком активно работает логопед, что у большинства детей приводит к формированию нормальной речи.

В отсутствии коррекции ЗРР может стать причиной развития дисграфии и дислексии, характеризующихся нарушениями письма и чтения, соответственно. Это в свою очередь негативно влияет на память, внимание ребенка, а также на процесс обучения в детском саду и школе.

Задержка речевого развития является следствием функционального нарушения созревания корковых отделов головного мозга и артикуляционного аппарата. В связи с этим терапия подобного состояния всегда проводится совместно педиатром и логопедом при использовании медикаментов, логопедических упражнений и других методов.

Необходимое лечение

Эффективный подход к устранению речевых нарушений − комплексный, включающий в себя логопедические занятия, медикаментозные препараты и улучшение социальной обстановки в семье. С родителями ребенка и им самим работает психолог и психотерапевт. Это позволяет повысить качество общения в семье и ориентировать родителей на регулярное общение.

Артикуляционная гимнастика и логомассаж

Частая причина ЗРР − нарушение артикуляции, связанное с патологией языка, зубов, губ или челюстей. Для их устранения проводится специальная гимнастика, направленная на улучшение работы артикуляционного аппарата. Дополнительно используется логопедический массаж, снимающий напряжение с мимических и жевательных мышц. Дополнительное значение в терапии имеет физиолечение: электростимуляция, ЛОГО+ и другие методики. Они могут способствовать улучшению функции корковых и подкорковых отделов головного мозга, устраняя речевой дефект.

Улучшение обменных процессов и защита нервных клеток от повреждающих факторов возможна при использовании лекарственных средств различных фармакологических групп. Подбирать препараты должен только специалист, так как все они имеют определенные показания и противопоказания к своему применению.

Цели медикаментозного лечения

Основная цель использования лекарств в лечении задержки речевого развития − улучшение питания нервной ткани. Известно, что нейроны активно метаболизируют глюкозу, получая из нее энергию и необходимые питательные вещества. Стимулирование обменных процессов позволяет повысить активность клеток и их функциональную зрелость. Основная группа препаратов, используемых для этого − ноотропы.

Дети с функциональными расстройствами корковых отделов головного мозга могут проявлять признаки синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. Для коррекции симптомов в этом случае рекомендуют принимать Пикамилон и его аналоги. При повышенной заторможенности детей следует выбирать Цераксон и схожие с ним лекарственные средства.

Пикамилон и Цераксон

Родителям важно понимать, что назначение медикаментов для лечения ЗРР носит вспомогательный характер. Даже хорошие лекарственные препараты не исключают регулярных и длительных логопедических занятий, а только обеспечивают ускорение формирования правильной речи.

Основные группы лекарств

Все таблетки для развития речи у детей принято делить в зависимости от их химической структуры и оказываемого эффекта на головной мозг. Врачи выделяют следующие группы препаратов для лечения ЗРР:

  • Аналоги гамма-аминомаслянной кислоты (ГАМК) − Пикамилон, Пантогам и др. ГАМК является тормозным нейромедиатором, обеспечивающим нормализацию проведения нервных импульсов в головном мозге. Последние научные исследования показывают, что препараты на основе ГАМК улучшают поглощение нейронами кислорода и глюкозы, что положительно сказывается на их функционировании. Пантогам и его аналоги рекомендованы детям с проявлениями синдрома гиперактивности и другими состояниями, сопровождающимися повышенной возбудимостью ЦНС. Многие из указанных средств выпускаются в виде капель, что облегчает их использование в детском возрасте.
  • Средства, содержащие пиритинол (Энцефабол, Церебол), являются активными нейропротекторами. Они оказывают мембраностабилизирующее действие и блокируют образование свободных радикалов, способных разрушить нервные клетки и их внутренние структуры. Кроме того, благодаря указанному действию, препараты повышают жизнеспособность нейронов при гипоксии, то есть нехватке кислорода. Выпускаются в виде таблеток и суспензии.
  • Цераксон относится к ноотропам со стимулирующим эффектом на центральную нервную систему. В препарат в качестве активного компонента входит цитиколин, повышающий энергообеспечение нервной ткани и стимулирующий восстановление клеточной мембраны нейронов. Дополнительно оказывает противоотечный эффект, уменьшая количество межклеточной жидкости в головном мозге. Принимать Цераксон можно детям, страдающим ЗРР с признаками заторможенности работы ЦНС, в том числе, при аутизме.

В возрасте 1-2 года лекарственные препараты при функциональной задержке развития речи не используются, так как состояние легко купируется с помощью логопедических занятий.

Указанные лекарственные средства характеризуются высокой эффективностью и входят в рейтинг самых часто назначаемых препаратов для устранения дефектов речи в детском возрасте.

Витаминные комплексы

Образование нейромедиаторов в нервной ткани зависит от содержания в организме витаминов. В связи с этим дополнительный терапевтический эффект при ЗРР оказывает использование поливитаминных комплексов. Одним из популярных средств является Элькар. Его таблетки содержат левокарнитин, необходимый для регуляции обмена веществ в клетках организма. Помимо этого, в терапии используется Глиатилин, содержащий витамин В4, улучшающий контактное взаимодействие между нейронами.

Шипучие гранулы Элькар

Препараты природного происхождения

Кортексин и Церебролизин − два ноотропа, созданных на основе лиофилизированной ткани головного мозга животных. Входящие в их состав полипептиды обладают регулирующим действием на нервную систему. Сами пептидные молекулы выступают источником аминокислот, необходимых для жизнедеятельности и регенерации нейронов.

Ни в коем случае не следует использовать гомеопатические средства для лечения ЗРР. Они не имеют доказанной эффективности, так как не содержат молекул действующего вещества. При их использовании родители могут длительное время отказываться от действующих лекарственных препаратов, что усложнит течение патологии.

Особенности лечения

Наиболее часто у детей для лечения ЗРР используют Пикамилон, Цераксон и Энцефабол. Данные препараты имеют определенные схемы терапии, которые необходимо строго соблюдать. Пикамилон может быть использован для детей старше 3 лет. Назначают его в виде таблеток, содержащих 20 мг активного компонента. Если ребенку от 3 до 10 лет, то препарат принимают два раза в сутки по 1 таблетке. В возрасте старше 10 лет – три раза в день. Средняя продолжительность курса лечения 3 месяца. При необходимости, терапия может быть продолжена после консультации с неврологом.

Если ребенок имеет диагноз аутиста или другие комплексные психиатрические заболевания, то в лечении задержки речевого развития всегда должен участвовать врач-психиатр. Связано это с тем, что нейропротекторы и ноотропы, влияя на головной мозг, могут стать причиной обострения патологий.

Цераксон − один из наиболее удобных препаратов для лечения ЗРР. Он выпускается не только в виде таблеток, но и в виде сиропа. Может быть использован только у детей старше трех лет. Необходимо использовать 1 таблетку, 1 саше или 1 ч. л. сиропа в день, разделив суточную дозу на два отдельных приема. Лечение продолжается 1 месяц, после чего ребенок повторно обследуется педиатром или неврологом. Следует отметить, что в современных клинических рекомендациях по лечению ЗРР Цераксон назначается только при возможности постоянного медицинского контроля за состоянием малыша.

Читайте также:  Физического развития ребенка от рождения до одного года

Суспензия Энцефабол

Лекарственное средство Энцефабол относится к пиритинол-содержащим препаратам. Выпускается оно в виде суспензии для приема внутрь. Детям старше года назначают Энцефабол по 1 ч. л. трижды в сутки. Терапию продолжают 1-2 месяца, после чего необходимо проконсультироваться у невролога.

При неэффективности отдельного препарата, врач может заменить его или назначить комбинацию лекарственных средств. Следует помнить, что помимо медикаментов, ребенок должен посещать логопеда и выполнять логопедические упражнения для развития артикуляционного аппарата.

Возможные побочные эффекты

Все лекарственные препараты способны вызвать нежелательные лекарственные реакции. Риск их возникновения минимален, однако, родители должны знать о них и при выявлении симптомов сразу же обратиться к своему лечащему врачу для коррекции терапии.

При использовании ноотропов и нейропротекторов возможны следующие побочные эффекты:

  • Аллергические реакции в виде крапивницы и кожного зуда при наличии у ребенка индивидуальной непереносимости или аллергии на препарат.
  • При использовании ноотропов с психостимулирующим эффектом родители могут отмечать повышенную возбудимость ребенка, развитие у него бессонницы, усиленного аппетита или отказ от приема пищи. Симптомы задержки речевого развития при этом могут усиливаться в результате дисфункции коры головного мозга.
  • Неправильное применение тормозящих нейропротекторов на основе ГАМК приводит к противоположным эффектам: заторможенности, сонливости, замедленной реакции, отсутствию внимания на окружающие события и людей и пр.

Препараты при ЗРР принимают только по назначению врача

Для того чтобы избежать возникновения побочного действия лекарственных средств, следует всегда перед их назначением консультироваться с врачом. Специалист оценит имеющиеся у ребенка противопоказания и подберет оптимальную медикаментозную терапию.

Медикаменты являются важной частью лечения задержки речевого развития. Они оказывают положительное влияние на головной мозг и способствуют созреванию его центров, ответственных за речь. При выборе лекарственных средств для лечения ЗРР, следует соблюдать советы врача. Доктор совместно с логопедом назначает комплексную терапию, в которой препаратам отводится вспомогательная роль. При выборе конкретных лекарств, учитывается состояние ребенка, а также цена на данные средства.

Источник

Практически все нарушения речи появляются как следствие ряда отклонений здоровья малыша. Они могут касаться мозговой деятельности, работы органов ЦНС, работу артикуляционного аппарата, генетических, а также психических расстройств.

Методы лечения (различные препараты для развития речи у детей)

Если обратить внимание на истории болезней детей с патологическими изменениями речи, можно установить такие закономерности:

  • Роды у женщины были преждевременными, длительными или стремительными.
  • Новорожденный долгое время в утробе находился без воды или достаточного количества кислорода.
  • Женщина получила родовую травму.
  • Во время рождения ребенка произошла асфиксия плода.
  • Нарушено нормальное развитие головного мозга и у ребенка постоянно увеличивается давление.
  • Новорожденный имеет генетическую предрасположенность к ряду психических заболеваний.
  • Грудничка слишком быстро перевели на искусственное вскармливание.

Среди действенных методов лечения стоит выделить прием фармакологических средств. Рекомендуется принимать препараты, что способствуют «активному питанию» клеток мозга, они же являются «основой для строительства» структурно-функциональной ткани мозга (активные вещества кортексина, актовегина, нейромультивита). Также на рынке можно приобрести средства, «стимулирующие» работы артикуляционного аппарата (когитум).

ВАЖНО. Любой приобретенный комплекс должен назначаться доктором, самолечение может быть крайне опасным.

Нередко неврологи рекомендуют пройти курс электрорефлексотерапии и магнитотерапии, благодаря которым улучшается работа необходимых мозговых центров, отвечающих за произношение, запас слов, активность речи и интеллектуальность ребенка. Эти действенные лечебные комплексы запрещается назначать малышам, страдающим на расстройство функций ЦНС, что проявляется в виде судорог, и расстройства психики.

Ноотропы

К этому классу препаратов относятся те, что активизируют обменные процессы в тканях ЦНС.

Фармакологические средства развития речи у детей способствуют активизации процесса запоминания речи и повышают способность ребенка к освоению новых знаний, клетки нервной системы становятся максимально устойчивыми к негативным факторам внешней среды (в частности, если не хватает кислорода).

Все представленные на рынке ноотропные фармакологические средства, похожи на натуральные биологически активные вещества. К ним относятся нейромедиаторы, витаминные и аминокислотные комплексы. Натуральным составом можно объяснить отсутствие токсинов и побочных действий в препарате.

Пирацетам. На рынке можно найти множество его лекарственных форм, фактически это одно из первых ноотропных средств. Не рекомендуется принимать детям до 12 месяцев.

Гамма-аминомасляная кислота, а также Гопантеновая кислота. На рынок выпускается в виде таблеток или сиропа. Детям рекомендуется принимать до приема еды, активные компоненты в несколько раз усиливают действие снотворного и противосудорожного средства. Возможно развитие тошноты, рвоты, у ребенка может нарушиться ритм сна, повыситься температура тела. У ребенка может резко повыситься температура, возникать одышка.

Никотиноил гамма-аминомасляная кислота, а также Гидрохлорид гамма-амино-бета-фенилмасляной кислоты. Выпускается в форме драже. Второй препарат раздражает слизистую желудка, поэтому его не рекомендуется принимать детям с болезнями ЖКТ.

Витамины

Пантогама. Этот препарат оказывает минимальную стимуляцию на ЦНС, к тому же его считают мягко действующим метаболическим церебропротектором. Препарат способствует энергетическому обменному процессу, предотвращает появление судорог, уменьшает возбудимость ребенка.

Большое количество необходимых витаминных комплексов содержится в сезонных фруктах, овощах, орехах. Поэтому, помимо составления грамотного курса лечения, доктор должен обратить внимание на рацион ребенка, при необходимости, рекомендовать родителям придержаться специальной диеты.

ВАЖНО. Только комплексное лечение поможет быстрее справиться с заболеванием.

Таблетки

Обратите особое внимание на активные вещества:

Энцефабола.
Этот препарат улучшает работу обменных процессов в головном мозге, при этом снижается вязкость красных кровяных телец и улучшается кровоток. Он улучшается и в ишемизированных мозговых центрах, что максимально насыщаются кислородом.

Читайте также:  Разное развитие полушарий мозга у ребенка

Глицин.
Регулирует обмен веществ, при его применении нормализуется и активизируется процесс активизации работы ЦНС, снижается эмоциональное напряжение, ребенок становится менее агрессивным, конфликтным, у него повышается умственная работоспособность.

Сиропы

Обратите внимание на активные вещества входящие в сироп для развития речи для детей:

Семакса.
Препарат оказывает влияние на процесс активизации памяти. Позволяет ребенку максимально концентрировать избирательное внимание в тот момент, когда происходит восприятие и информативный анализ.

Фенибут. Активные вещества препарата способствуют максимально быстрой передачи нервных импульсов в ЦНС. Функциональность мозга улучшается за счет оптимизации обменных процессов и влияния на кровообращение в мозге. У ребенка пропадает ощущение тревожности, напряженности, он больше не беспокоится по пустякам.

Уколы

Используя в лечении уколы для развития речи у детей будьте предельны осторожны.

Церебролизин. После курса лечения повышается эффективность энергетических обменных веществ в мозговой деятельности, предотвращается уничтожение нейронов в гипоксических или ишемических условиях. Уколы оказывают благоприятное воздействие эффект на восстановление познавательной функции, способствуют улучшению внимания, активизируют процессы запоминания. Достаточно эффективное средство.

Церепро. Способствует улучшению кровотока, восстанавливает и нормализует обменные процессы. Оказывает благоприятное воздействие на мозговые реакции на обучение у детей, что страдают на сосудистые заболевание и травматические поражения головного мозга. Это средство считается отечественным аналогом глиатилина.

Есть ли смысл?

Выбирая тот или другой описанный препарат, обязательно проконсультируйтесь с доктором, ведь только он способен назначить правильный курс лечения основываясь на диагноз. Несмотря на то, что болезнь у двух детей может быть одинаковой, динамика их развития варьируется. Степень поражения речевой зоны и причины ее возникновения отличаются, а, следовательно, разнятся и курсы лечения, и рекомендуемые препараты.

Заключение

Многие родители обращают внимание исключительно на неврологические препараты, но помимо этого, малыш должен полноценно питаться и получать необходимое количество йода, что напрямую влияет на умственную активность. И не забывайте что не существует  единого лекарство для развития речи у детей.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Pinterest

Одноклассники

E-mail

Источник



По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:


  • 4 месяца

    : ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);

  • 8–9 месяцев

    : отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);

  • 1 год

    : ребенок очень тихий, почти не издает звуков;

  • 1,5 года

    : не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;

  • 2 года

    : знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;

  • 2,5 года

    : применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;

  • 3 года

    : не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.
Читайте также:  Концепции воспитания и развития ребенка

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
  • эпилепсия и другие психические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.


Основные методы лечения ЗПРР:


Микротоковая рефлексотерапия

— метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.


Занятия с дефектологом и логопедом

. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.


Лекарственная терапия

. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.


Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

Лечение ЗПРР за границей

Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

Где лечить ЗПРР в Москве

В российской столице находится нес?