Лаборатория развития личности ребенка

Лаборатория развития личности ребенка thumbnail

Объединяет ведущих специалистов в сфере оценки и повышения качества дошкольного образования.

Исследования лаборатории:

Исследование качества дошкольного образования с помощью шкал ECERS

В настоящий момент в лаборатории работают четыре эксперта по комплексной оценке качества образования с помощью шкал ECERS, прошедших международную сертификацию. Сотрудники лаборатории организовали и

провели исследование качества дошкольного образования в г. Москве (при участии Всемирного банка), а также лонгитюдное исследование в 74 субъектах РФ (по заказу Рособрнадзора).

Повышение квалификации педагогов дошкольного образования г. Москвы

Сотрудники лаборатории развития ребенка регулярно проводят для педагогов дошкольного образования г. Москвы и других регионов курсы повышения квалификации, посвященные проблемам оценки и развития качества дошкольного

Исследование образовательного потенциала детских площадок г. Москвы.

В числе текущих проектов лаборатории — проект по исследованию качества образовательной составляющей общественных детских площадок. Цель проекта: разработка рекомендаций по обновлению развивающей

предметно-пространственной среды общественных детских площадок.

Исследование особенностей этических норм взаимодействия в детских садах, разработка этического кодекса работников дошкольного образования.

Сотрудники лаборатории регулярно принимают участие в международных конференциях: Ежегодная конференция европейской ассоциации исследователей дошкольного образования (EECERA), ежегодная Международная

конференция «Воспитание и образование детей дошкольного возраста (Москва), Ежегодная Международная конференция ECERS-ассоциации, Международная конференция Европейской ассоциации исследователей развития взрослых (ESRAD), Международная конференция по мышлению (ICOT).
В рамках реализации исследовательских проектов лаборатория сотрудничает со многими зарубежными партнерами: Университет Гетеборга (Швеция), Кельнский университет (Германия), Информационная система оценки качества образования (Берлин, Германия), Институт шкал оценки качества образования (Чеплел Хилл, США) и др.

Исследование механизмов и разработка образовательных технологий по развитию диалектического мышления дошкольников, школьников и студентов.

В лаборатории сосредоточены основные исследования научной школы «Диалектическая психология развития» под руководством проф. Н.Е. Вераксы. Разработана инновационная программа дошкольного образования

«Превращения», прошедшая апробацию в ряде детских садов Москвы. Программа направлена на развитие диалектического мышления дошкольников.

Также сотрудниками лаборатории разрабатываются подходы к формированию диалектического мышления в школе и активно используется технология позиционного обучения студентов психолого-педагогическим дисциплинам. В июле 2017 года на базе лаборатории организован и проведен

Первый международный симпозиум по проблемам диалектического мышления с участием ведущих специалистов из США, Великобритании, Швеции, Португалии, Германии, Кыргызстана.

Источник

13.12.201813:30Информатизация дошкольного образования
Онлайн видео часть 1
Материалы вебинараСоколов В.Ю. — «Вступительное слово»

Додонова Е.В. — «Реализация личностно-ориентированного, дифференцированного подхода в образовательной деятельности дошкольников с использованием ИКТ»

Осина И.Ю. — «Виртуальная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с Москвой»

Новосёлова Ю.Г. — «Виртуальная экскурсия как средство амплификации развивающей предметно-пространственной среды»

Булатова Н.Р. — ««Matata» – не просто робот»

Запорожцева М.Е., Варачева Д.В. — «Информатизация дошкольного образования. Новый взгляд на проект «Театр. Дети – детям»»

Горшкова Е.П., Трунова Г.А. — «Компьютерные технологии в дошкольных группах»

Большакова И.В. — «Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с дошкольниками»Дошкольное образование22.11.201813:30Диагностика как оценка эффективности педагогических действий
Материалы вебинараСоколов В.Ю. — «Педагогическая диагностика как трудовая деятельность воспитателей»

Латухина О.В. — «Инструмент оптимизации работы воспитателя в группе»

Конушкина О.Г., Визаулина Т.А. — «Диагностика реализации АООП ДО как оценка эффективности педагогических действий»

Реймхен И.Ю., Мейран Светлана Ивановна — «Инструмент профессионального развития педагога МАДОУ №13 г. Томска»Дошкольное образование01.11.201813:30«Свободная деятельность детей в режиме дня»
Онлайн видео часть 1
Материалы вебинараСоколов В.Ю. — «Нужно ли взрослому уметь играть?»

Ермакова М.В. — «Маленькие «взрослые» из группы «Светлячок»»

Рахматулина О.А. — «В дошкольном мире финансовой грамотности»

Головлёва И.В. — «Создание условий для свободной игры дошкольников»

Сорокина О.М., Савицкая Л.В. — «Дары Вулкана»

Бочарова Н.Д. — «Свободная деятельность – основа индивидуализации дошкольного образования»Дошкольное образование18.10.201813:30Инициатива и самостоятельность в образовательной деятельности дошкольника
Онлайн видео часть 1
Материалы вебинараСоколов В.Ю. — «Вступительное слово»

Ермакова М.В. — «Загадочная инициатива»

Аймалетдинова И.П. — ««Крылатское» – «Реализация идей устойчивого развития на практике»»

Шафикова Л.А. — «Из чего же, из чего же? Сделаны наши игрушки?»

Бойко В.А. — «Творческое самовыражение детей старшего дошкольного возраста»

Соколов В.Ю. — «Инициатива и самостоятельность. Что есть что?»
Читайте также:  Методика по работе с ребенком для его развития
Дошкольное образование27.09.201813:30Вариативные формы работы с дошкольниками
Материалы вебинараСоколов В.Ю. — «Вступительное слово»

Прокофьева М.В. — «Экспериментально-исследовательская деятельность, как одна из вариативных форм работы с дошкольниками»

Круть В.А. — «Россия — наш общий дом»

Флорова Ю.А., Галахина И.О. — «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников с использованием метода канистерапии»Дошкольное образование26.04.201813:30Дошкольное детство как первый шаг в непрерывное и открытое образовательное пространство
Онлайн видео часть 1
Материалы вебинараСоколов В.Ю. — «Вступительное слово»

Федорчук Т.В., Постникова В.Г. — «Разноцветные ленточки»

Халчева И.В. — «Позиция «Ответственный родитель» как условие успешной интеграции ребёнка с особыми образовательными потребностями в непрерывное и открытое образовательное пространство»

Аляутдинова Р.Н., Меерович И.С. — «Возможно ли формировать инженерное мышление дошкольников?»

Ларионова Е.А., Чуфирина В.А. — «Механизмы преемственности дошкольного и начального общего образования»

Филатова С.В., Ильницкая Т.Л. — «Интерактивный курс «Пытливые умишки» как инструментарий для

взаимодействия участников образовательного процесса»Дошкольное образование05.04.201813:30Вариативность в работе с детьми дошкольного возраста – основа формирования социально значимых качеств личности
Онлайн видео часть 1
Доброград
Материалы вебинараСоколов В.Ю. — «Вступительное слово»

Абелян О.А., Залбекова Г.Р. — «Юные кадеты»

Щипкова И.В. — «Вариативность форм в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на формирование навыка совместной работы»

Ложкина Е.А., Головлева А.В. — «Когда детские идеи воплощаются: проект «Космическое Путешествие»»

Олендарева Е.В., — «Использование игр в формировании коммуникативных навыков дошкольников, способствующих успешной социальной адаптации»

Григорьева В.В. — «Метод кейс — технологий в дошкольном образовании как эффективный способ внедрения компетентностного подхода»

Абрамова О.В., Писарева М.В. — «Формирование социально значимых установок и норм толерантного поведения детей дошкольного возраста: проект «Доброград»»Дошкольное образование15.03.201813:30Индивидуализация дошкольного образования: инициатива, субъектность, ответственность
Онлайн видео часть 1
Театр теней
Просто о сложном
Материалы вебинараСоколов В.Ю. — «Вступительное слово»

Бочарова Н.Д. — «Мир увлечений дошкольника: выбираю, познаю, созидаю!»

Хохлова Н.Б. — «Театрализованная игра как средство формирование ответственности у детей дошкольного возраста»

Калугина Т.В., Акинфова А.Э. — «Развитие воображения и игровых предпосылок у детей дошкольного возраста посредством «Игры теней»»

Конушкина О.Г., Русских М.А. — «Исследовательская деятельность в бассейне – миф или реальность?»

Исакова Г.А., Пронина О.В. — «Индивидуализация образовательного процесса в дошкольных группах»

Абысова В.А., Бушманова Ю.А. — «Система работы по реализации индивидуализированного подхода к детям с ОВЗ»Дошкольное образование15.02.201813:30Мониторинг эффективности педагогических действий как инструмент управления качеством дошкольного образования
Онлайн видео часть 1
Материалы вебинараСоколов В.Ю. — «Вступительное слово»

Морсакова Е.Н. — «Внешняя оценка эффективности педагогических действий»

Дуженкова Ю.В. — «Аутентичная оценка как основа для построения качественного дошкольного образования»

Косташ Н.Н. — «Использование кейс – метода в работе с педагогами»

Дрогина И.С. — «Стратегия развития коррекционно-образовательных тактик педагогов как эффективный инструмент для успешной социализации детей с ОВЗ»Дошкольное образование25.01.201813:30Современные модели взаимодействия участников образовательных отношений
Онлайн видео часть 1
Материалы вебинараСоколов В.Ю. — «Вступительное слово»

Кищенко Е.Г., Гордеева И.А. — «Субъект — субъектные отношения в образовательном процессе. Педагогика сотрудничества»

Чернова Т.В. — «Поиск и использование активных форм взаимодействия участников образовательных отношений»

Горлова О.А., Норенко В.Е. — «О нормах и правилах орфоэпии для участников образовательных отношений»

Ермакова С.С. — «Интеграция ребенка после кохлеарной имплантации в образовательную среду: взаимодействие педагога с детьми в дошкольных группах»

Ирина В.К. — «Использование IT-технологии как инструмента взаимодействия педагога с детьми с нарушением зрения»

Крылова Ю.В., Нагайчук М.Н. — «Современная модель преемственности в реализации инклюзивного образования»Дошкольное образование

Источник

ГБОУ Школа № 1161 Структурное подразделение № 6

Авторская программа

 «Детская научная лаборатория»

Воспитатель высшей

квалификационной категории

 Лошина И.В.

Москва.

Обоснование темы эксперимента.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность — это поиск знаний, приобретение ребенком знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Читайте также:  Развитие ребенка приучение на горшок

Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента:

— идет обогащение памяти ребенка;

— активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;

— стимулируется развитие речи ребенка, т.к. возникает необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Следствием проведений экспериментов является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику работы детского дошкольного учреждения. А для этого необходимо создание среды для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, т.е. создание лаборатории.

Паспорт Программы.

Цель Программы:

— развитие у детей познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения;

— формирование социальной компетентности личности ребенка-дошкольника.

Задачи Программы.

  1. Создание среды (лаборатории), способствующей развитию познавательных и творческих способностей дошкольников:

— стимулирование интеллектуальных усилий ребенка;

— формирование независимости в мышлении;

— стремление доводить начатое дело до конца.

  1. Обогащение эмоционального опыта общения дошкольников:

— воспитание умения понимать чувства окружающих;

— формирование самоуважения, стремления к сотрудничеству.

  1.  Осуществление образовательной работы в разных формах:

— на специально организуемых познавательных занятиях;

— в играх;

— на прогулках и экскурсиях;

— в виде своеобразных домашних заданий, даваемых как детям, так и родителям.

  1. Развитие устойчивого интереса детей к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям.
  2. формирование первоначальных представлений о деятельности научных работников и уважительного отношения к их труду.
  3. Осуществление преемственности дошкольного и начального образования.
  4. Организация педагогического просвещения родителей.
  5. Рациональное использование материальной базы, средств, кадров учреждения для формирования высокого уровня интеллектуального развития воспитанников.

Управление и механизм реализации Программы.

  1. Планирование и ежегодная корректировка этапов Программы, а также поэтапных задач.
  2. Разработка новых форм и методов в условиях лаборатории.
  3. Апробация и отбор форм и методов работы в условиях лаборатории.
  4. Мониторинг уровня развития познавательного интереса детей, навыков исследовательской деятельности дошкольников.
  5. Стимуляция творческой деятельности детей, педагогов.
  6. Контроль и комплексная оценка результатов деятельности.

Научный руководитель.

Ривина Елена Константиновна – кандидат педагогических наук, доцент.

Принципы деятельности лаборатории.

  1. Принцип законности:

означает необходимость неукоснительного следования Закону РФ «Об образовании» и другим законам и нормативно-правовым документам.

  1. Принцип креативности:

Развитие творческих способностей дошкольников.

  1. Принцип гуманности:

Все субъекты, участвующие в реализации Программы, действуют на основе нравственных, общечеловеческих ценностей, принимают решения и реализуют их в интересах личности ребенка, родителя, педагога.

  1. Принцип целевой направленности:

Деятельность педагогов в рамках эксперимента реализует социальные потребности общества.

  1. Принцип партнерства.

В рамках Программы прилагаются усилия, направленные на интеграцию образовательной деятельности всех педагогов ДОО.

Дидактические принципы работы с детьми в лаборатории.

  1. Безопасность.

Создание в лаборатории атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.

  1. Возрастное соответствие.

Предлагаемые занятия учитывают возрастные возможности детей.

  1. Преемственность.

Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и умениях, учитывается постепенность развивающего процесса.

  1. постепенность погружения в проблему.

Познавательные занятия и эксперименты готовят детей к творческому процессу.

  1. Наглядность.

Активное использование предметной среды.

  1. Дифференцированный подход.

Учет индивидуальных особенностей.

  1. Рефлексия.

Совместное обсуждение понятого, увиденного и выполненного эксперимента на занятии и краткое резюме в конце занятия.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является воспитательно-образовательный процесс в ДОО.

Предметом является влияние нового элемента развивающей среды ДОО – лаборатории на интеллектуальное развитие детей.

Гипотеза эксперимента.

Выполнение цели Программы будет успешным, если:

— будут созданы необходимые условия (материальная база, взаимодействие между педагогами в детском саду, с родителями воспитанников);

— проведена диагностика первичных знаний и умений детей;

Читайте также:  Застежки для развития ребенка своими руками

— организовано просвещение родителей;

— созданы условия для повышения квалификации педагогов, работающих над Программой, их самообразования;

— будет разработана система экспериментальных знаний в лаборатории с детьми.

Методы исследовательской работы.

Эмпирические:

Изучение опыта работы педагогов, занимающихся по данной проблеме с последующим аналитическим обзором, выводами. Осуществление педагогического наблюдения, анкетирования, тестирования, изучения и обобщения опыта.

Теоретические:

Сравнение (сопоставление результатов с целями), обобщение, систематизация.

Ожидаемые результаты эксперимента.

Повышение у детей интереса, навыков исследовательской деятельности и социальной компетентности дошкольников.

Критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента.

Критерии

показатели

Диагностические средства

  1. Личностный рост:

а) стимулировать развитие любознательности;

б) сформированность нравственного потенциала личности ребенка;

в) гуманизм, патриотизм.

  1. Формирование осознанно-правильного отношения к природным объектам и явлениям.
  2. Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности.
  3. Развитие креативности личности ребенка.
  4. Воспитание у детей любви к природе родного края.
  5. Наличие положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.
  6. Обладание способности к рефлексии.
  7. Терпимое отношение к мнениям сверстников.
  1. Педагогическое наблюдение.
  2. Методики: «Маленький исследователь», «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова), «Радости и огорчения» (И.В. Цветкова), «Древо желаний» (В.С. Юркевич) для исследования предпочитаемого вида деятельности, материалов в процессе экспериментирования, для выявления места исследовательской деятельности в системе ценностных ориентаций дошкольников.
  3. Диагностическое задание – игра «Да – нет» (по типу игры «Вопрошайка» Н.Б. Шумаковой) для исследования динамики развития исследовательской активности.
  1. удовлетворенность родителей и детей деятельностью лаборатории.
  1. Анкетирование родителей по теме: «Удовлетворенность деятельностью лаборатории».
  2. Анкетирование детей по теме: «Чем тебе нравится лаборатория?»

Этапы реализации Программы.

1 этап. Подготовительный.

  1. Изучение локальных программ и технологий дошкольного образования:

— Н. Рыжова «Наш дом – природа»;

— С. Козлова «Я – человек»;

— С. Николаева «Юный эколог»;

— Т. Попова «Мир вокруг нас»;

— Т. Гризик «Познаю мир»;

— Л. Щипицына «Азбука общения»;

— Н. Комратова «Мир, в котором я живу».

  1. Создание развивающей среды:

— оформление лаборатории;

— создание библиотечного фонда;

— приобретение необходимого дидактического и наглядного материала, пособий, оборудования для лаборатории.

  1. Планирование воспитательно-образовательной работы, разнообразной исследовательской деятельности с учетом перспективы развития каждого ребенка.
  2. Проведение первичной диагностики знаний детей о различных природных объектах и явлениях.
  3. Прогнозирование возможных проблем при внедрении Программы и пути их решения.

2 этап. Внедрение Программы.

  1. Разработка новой формы организации работы в ДОО – проведение занятий в лаборатории по подгруппам.
  2. Апробация новых форм организации исследовательской деятельности дошкольников.
  3. Консультирование педагогов ДОО по вопросам Программы.
  4. Информирование родителей об уровне сформированности познавательного интереса детей и навыков исследовательской деятельности.
  5. Проведение Дня открытых дверей для родителей.
  6. Освещение опыта работы специалиста, работающего по Программе, через педсоветы, семинары, проводимые в ДОО.
  7. Мониторинг уровня сформированности познавательного интереса детей и наличия у них навыков исследовательской деятельности.

3 этап.

  1. Диагностика сформированности знаний выпускников ДОО о природных объектах и явлениях.
  2. Выявление соответствия результатов поставленным в Программе целям и задачам.
  3. Анализ затрат (времени, усилий, средств).
  4. Оформление полученных результатов по внедрению Программы в практическую деятельность.
  5. публикация наработанного материала в печати.

Тематическое планирование.

(подготовительная к школе группа)

Сентябрь.

  1. Дары осени. Овощи.
  2. Дары осени. Фрукты.
  3. Такие разные грибы!
  4. Путешествие колоска.

Октябрь.

  1. Для чего растению нужны семена.
  2. Как растения готовятся к зиме.
  3. Как животные готовятся к зиме.
  4. Перелетные птицы. Зимующие птицы.

Ноябрь.

  1. Знакомимся с песком и глиной.
  2. Почва. Как устроена волшебная кладовая.
  3. Камни в природе.
  4. Знакомимся с магнитом.

Декабрь.

  1. Вода и ее свойства.
  2. Снег. Лед «Оденем сосульку».
  3. Куда исчез сахар? (вода – растворитель)
  4. Поможем реке стать чистой.

Январь.

  1. Свойства воздуха.
  2. Ветер.
  3. «Веселые человечки» (3 состояния вещества)
  4. Знакомимся с увеличительными приборами.

Февраль.

  1. Сравнения дерева и металла.
  2. Знакомство со свойствами стекла и пластмассы.
  3. Плавучесть предметов.
  4. Бумага. Ткань.

Март.

  1. Как узнать растение? (органы растения)
  2. Комнатные растения – спутники нашей жизни.
  3. Такие разные животные.
  4. Пищевые цепочки. (лес)

Апрель.

  1. Внешнее строение человека. Знакомимся со своей кожей.
  2. Наши умные помощники – органы чувств.
  3. Наши умные помощники – органы чувств.
  4. Колыбельная из двух слов. (сердце)

Май.

  1. Такие разные насекомые.
  2. Весенние первоцветы.
  3. Опыты без взрывов.
  4. «Да сохранится шар земной!»

Источник