Лаборатория развития личности ребенка
Объединяет ведущих специалистов в сфере оценки и повышения качества дошкольного образования.
Исследования лаборатории:
Исследование качества дошкольного образования с помощью шкал ECERS
В настоящий момент в лаборатории работают четыре эксперта по комплексной оценке качества образования с помощью шкал ECERS, прошедших международную сертификацию. Сотрудники лаборатории организовали и
провели исследование качества дошкольного образования в г. Москве (при участии Всемирного банка), а также лонгитюдное исследование в 74 субъектах РФ (по заказу Рособрнадзора).
Повышение квалификации педагогов дошкольного образования г. Москвы
Сотрудники лаборатории развития ребенка регулярно проводят для педагогов дошкольного образования г. Москвы и других регионов курсы повышения квалификации, посвященные проблемам оценки и развития качества дошкольного
Исследование образовательного потенциала детских площадок г. Москвы.
В числе текущих проектов лаборатории — проект по исследованию качества образовательной составляющей общественных детских площадок. Цель проекта: разработка рекомендаций по обновлению развивающей
предметно-пространственной среды общественных детских площадок.
Исследование особенностей этических норм взаимодействия в детских садах, разработка этического кодекса работников дошкольного образования.
Сотрудники лаборатории регулярно принимают участие в международных конференциях: Ежегодная конференция европейской ассоциации исследователей дошкольного образования (EECERA), ежегодная Международная
конференция «Воспитание и образование детей дошкольного возраста (Москва), Ежегодная Международная конференция ECERS-ассоциации, Международная конференция Европейской ассоциации исследователей развития взрослых (ESRAD), Международная конференция по мышлению (ICOT).
В рамках реализации исследовательских проектов лаборатория сотрудничает со многими зарубежными партнерами: Университет Гетеборга (Швеция), Кельнский университет (Германия), Информационная система оценки качества образования (Берлин, Германия), Институт шкал оценки качества образования (Чеплел Хилл, США) и др.
Исследование механизмов и разработка образовательных технологий по развитию диалектического мышления дошкольников, школьников и студентов.
В лаборатории сосредоточены основные исследования научной школы «Диалектическая психология развития» под руководством проф. Н.Е. Вераксы. Разработана инновационная программа дошкольного образования
«Превращения», прошедшая апробацию в ряде детских садов Москвы. Программа направлена на развитие диалектического мышления дошкольников.
Также сотрудниками лаборатории разрабатываются подходы к формированию диалектического мышления в школе и активно используется технология позиционного обучения студентов психолого-педагогическим дисциплинам. В июле 2017 года на базе лаборатории организован и проведен
Первый международный симпозиум по проблемам диалектического мышления с участием ведущих специалистов из США, Великобритании, Швеции, Португалии, Германии, Кыргызстана.
Источник
Онлайн видео часть 1
Материалы вебинара
Додонова Е.В. — «Реализация личностно-ориентированного, дифференцированного подхода в образовательной деятельности дошкольников с использованием ИКТ»
Осина И.Ю. — «Виртуальная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с Москвой»
Новосёлова Ю.Г. — «Виртуальная экскурсия как средство амплификации развивающей предметно-пространственной среды»
Булатова Н.Р. — ««Matata» – не просто робот»
Запорожцева М.Е., Варачева Д.В. — «Информатизация дошкольного образования. Новый взгляд на проект «Театр. Дети – детям»»
Горшкова Е.П., Трунова Г.А. — «Компьютерные технологии в дошкольных группах»
Большакова И.В. — «Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с дошкольниками»
Материалы вебинара
Латухина О.В. — «Инструмент оптимизации работы воспитателя в группе»
Конушкина О.Г., Визаулина Т.А. — «Диагностика реализации АООП ДО как оценка эффективности педагогических действий»
Реймхен И.Ю., Мейран Светлана Ивановна — «Инструмент профессионального развития педагога МАДОУ №13 г. Томска»
Онлайн видео часть 1
Материалы вебинара
Ермакова М.В. — «Маленькие «взрослые» из группы «Светлячок»»
Рахматулина О.А. — «В дошкольном мире финансовой грамотности»
Головлёва И.В. — «Создание условий для свободной игры дошкольников»
Сорокина О.М., Савицкая Л.В. — «Дары Вулкана»
Бочарова Н.Д. — «Свободная деятельность – основа индивидуализации дошкольного образования»
Онлайн видео часть 1
Материалы вебинара
Ермакова М.В. — «Загадочная инициатива»
Аймалетдинова И.П. — ««Крылатское» – «Реализация идей устойчивого развития на практике»»
Шафикова Л.А. — «Из чего же, из чего же? Сделаны наши игрушки?»
Бойко В.А. — «Творческое самовыражение детей старшего дошкольного возраста»
Соколов В.Ю. — «Инициатива и самостоятельность. Что есть что?»
Материалы вебинара
Прокофьева М.В. — «Экспериментально-исследовательская деятельность, как одна из вариативных форм работы с дошкольниками»
Круть В.А. — «Россия — наш общий дом»
Флорова Ю.А., Галахина И.О. — «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников с использованием метода канистерапии»
Онлайн видео часть 1
Материалы вебинара
Федорчук Т.В., Постникова В.Г. — «Разноцветные ленточки»
Халчева И.В. — «Позиция «Ответственный родитель» как условие успешной интеграции ребёнка с особыми образовательными потребностями в непрерывное и открытое образовательное пространство»
Аляутдинова Р.Н., Меерович И.С. — «Возможно ли формировать инженерное мышление дошкольников?»
Ларионова Е.А., Чуфирина В.А. — «Механизмы преемственности дошкольного и начального общего образования»
Филатова С.В., Ильницкая Т.Л. — «Интерактивный курс «Пытливые умишки» как инструментарий для
взаимодействия участников образовательного процесса»
Онлайн видео часть 1
Доброград
Материалы вебинара
Абелян О.А., Залбекова Г.Р. — «Юные кадеты»
Щипкова И.В. — «Вариативность форм в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на формирование навыка совместной работы»
Ложкина Е.А., Головлева А.В. — «Когда детские идеи воплощаются: проект «Космическое Путешествие»»
Олендарева Е.В., — «Использование игр в формировании коммуникативных навыков дошкольников, способствующих успешной социальной адаптации»
Григорьева В.В. — «Метод кейс — технологий в дошкольном образовании как эффективный способ внедрения компетентностного подхода»
Абрамова О.В., Писарева М.В. — «Формирование социально значимых установок и норм толерантного поведения детей дошкольного возраста: проект «Доброград»»
Онлайн видео часть 1
Театр теней
Просто о сложном
Материалы вебинара
Бочарова Н.Д. — «Мир увлечений дошкольника: выбираю, познаю, созидаю!»
Хохлова Н.Б. — «Театрализованная игра как средство формирование ответственности у детей дошкольного возраста»
Калугина Т.В., Акинфова А.Э. — «Развитие воображения и игровых предпосылок у детей дошкольного возраста посредством «Игры теней»»
Конушкина О.Г., Русских М.А. — «Исследовательская деятельность в бассейне – миф или реальность?»
Исакова Г.А., Пронина О.В. — «Индивидуализация образовательного процесса в дошкольных группах»
Абысова В.А., Бушманова Ю.А. — «Система работы по реализации индивидуализированного подхода к детям с ОВЗ»
Онлайн видео часть 1
Материалы вебинара
Морсакова Е.Н. — «Внешняя оценка эффективности педагогических действий»
Дуженкова Ю.В. — «Аутентичная оценка как основа для построения качественного дошкольного образования»
Косташ Н.Н. — «Использование кейс – метода в работе с педагогами»
Дрогина И.С. — «Стратегия развития коррекционно-образовательных тактик педагогов как эффективный инструмент для успешной социализации детей с ОВЗ»
Онлайн видео часть 1
Материалы вебинара
Кищенко Е.Г., Гордеева И.А. — «Субъект — субъектные отношения в образовательном процессе. Педагогика сотрудничества»
Чернова Т.В. — «Поиск и использование активных форм взаимодействия участников образовательных отношений»
Горлова О.А., Норенко В.Е. — «О нормах и правилах орфоэпии для участников образовательных отношений»
Ермакова С.С. — «Интеграция ребенка после кохлеарной имплантации в образовательную среду: взаимодействие педагога с детьми в дошкольных группах»
Ирина В.К. — «Использование IT-технологии как инструмента взаимодействия педагога с детьми с нарушением зрения»
Крылова Ю.В., Нагайчук М.Н. — «Современная модель преемственности в реализации инклюзивного образования»
Источник
ГБОУ Школа № 1161 Структурное подразделение № 6
Авторская программа
«Детская научная лаборатория»
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Лошина И.В.
Москва.
Обоснование темы эксперимента.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность — это поиск знаний, приобретение ребенком знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.
В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента:
— идет обогащение памяти ребенка;
— активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
— стимулируется развитие речи ребенка, т.к. возникает необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
Следствием проведений экспериментов является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику работы детского дошкольного учреждения. А для этого необходимо создание среды для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, т.е. создание лаборатории.
Паспорт Программы.
Цель Программы:
— развитие у детей познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения;
— формирование социальной компетентности личности ребенка-дошкольника.
Задачи Программы.
- Создание среды (лаборатории), способствующей развитию познавательных и творческих способностей дошкольников:
— стимулирование интеллектуальных усилий ребенка;
— формирование независимости в мышлении;
— стремление доводить начатое дело до конца.
- Обогащение эмоционального опыта общения дошкольников:
— воспитание умения понимать чувства окружающих;
— формирование самоуважения, стремления к сотрудничеству.
- Осуществление образовательной работы в разных формах:
— на специально организуемых познавательных занятиях;
— в играх;
— на прогулках и экскурсиях;
— в виде своеобразных домашних заданий, даваемых как детям, так и родителям.
- Развитие устойчивого интереса детей к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям.
- формирование первоначальных представлений о деятельности научных работников и уважительного отношения к их труду.
- Осуществление преемственности дошкольного и начального образования.
- Организация педагогического просвещения родителей.
- Рациональное использование материальной базы, средств, кадров учреждения для формирования высокого уровня интеллектуального развития воспитанников.
Управление и механизм реализации Программы.
- Планирование и ежегодная корректировка этапов Программы, а также поэтапных задач.
- Разработка новых форм и методов в условиях лаборатории.
- Апробация и отбор форм и методов работы в условиях лаборатории.
- Мониторинг уровня развития познавательного интереса детей, навыков исследовательской деятельности дошкольников.
- Стимуляция творческой деятельности детей, педагогов.
- Контроль и комплексная оценка результатов деятельности.
Научный руководитель.
Ривина Елена Константиновна – кандидат педагогических наук, доцент.
Принципы деятельности лаборатории.
- Принцип законности:
означает необходимость неукоснительного следования Закону РФ «Об образовании» и другим законам и нормативно-правовым документам.
- Принцип креативности:
Развитие творческих способностей дошкольников.
- Принцип гуманности:
Все субъекты, участвующие в реализации Программы, действуют на основе нравственных, общечеловеческих ценностей, принимают решения и реализуют их в интересах личности ребенка, родителя, педагога.
- Принцип целевой направленности:
Деятельность педагогов в рамках эксперимента реализует социальные потребности общества.
- Принцип партнерства.
В рамках Программы прилагаются усилия, направленные на интеграцию образовательной деятельности всех педагогов ДОО.
Дидактические принципы работы с детьми в лаборатории.
- Безопасность.
Создание в лаборатории атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.
- Возрастное соответствие.
Предлагаемые занятия учитывают возрастные возможности детей.
- Преемственность.
Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и умениях, учитывается постепенность развивающего процесса.
- постепенность погружения в проблему.
Познавательные занятия и эксперименты готовят детей к творческому процессу.
- Наглядность.
Активное использование предметной среды.
- Дифференцированный подход.
Учет индивидуальных особенностей.
- Рефлексия.
Совместное обсуждение понятого, увиденного и выполненного эксперимента на занятии и краткое резюме в конце занятия.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования является воспитательно-образовательный процесс в ДОО.
Предметом является влияние нового элемента развивающей среды ДОО – лаборатории на интеллектуальное развитие детей.
Гипотеза эксперимента.
Выполнение цели Программы будет успешным, если:
— будут созданы необходимые условия (материальная база, взаимодействие между педагогами в детском саду, с родителями воспитанников);
— проведена диагностика первичных знаний и умений детей;
— организовано просвещение родителей;
— созданы условия для повышения квалификации педагогов, работающих над Программой, их самообразования;
— будет разработана система экспериментальных знаний в лаборатории с детьми.
Методы исследовательской работы.
Эмпирические:
Изучение опыта работы педагогов, занимающихся по данной проблеме с последующим аналитическим обзором, выводами. Осуществление педагогического наблюдения, анкетирования, тестирования, изучения и обобщения опыта.
Теоретические:
Сравнение (сопоставление результатов с целями), обобщение, систематизация.
Ожидаемые результаты эксперимента.
Повышение у детей интереса, навыков исследовательской деятельности и социальной компетентности дошкольников.
Критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента.
Критерии | показатели | Диагностические средства |
а) стимулировать развитие любознательности; б) сформированность нравственного потенциала личности ребенка; в) гуманизм, патриотизм. |
|
|
|
|
Этапы реализации Программы.
1 этап. Подготовительный.
- Изучение локальных программ и технологий дошкольного образования:
— Н. Рыжова «Наш дом – природа»;
— С. Козлова «Я – человек»;
— С. Николаева «Юный эколог»;
— Т. Попова «Мир вокруг нас»;
— Т. Гризик «Познаю мир»;
— Л. Щипицына «Азбука общения»;
— Н. Комратова «Мир, в котором я живу».
- Создание развивающей среды:
— оформление лаборатории;
— создание библиотечного фонда;
— приобретение необходимого дидактического и наглядного материала, пособий, оборудования для лаборатории.
- Планирование воспитательно-образовательной работы, разнообразной исследовательской деятельности с учетом перспективы развития каждого ребенка.
- Проведение первичной диагностики знаний детей о различных природных объектах и явлениях.
- Прогнозирование возможных проблем при внедрении Программы и пути их решения.
2 этап. Внедрение Программы.
- Разработка новой формы организации работы в ДОО – проведение занятий в лаборатории по подгруппам.
- Апробация новых форм организации исследовательской деятельности дошкольников.
- Консультирование педагогов ДОО по вопросам Программы.
- Информирование родителей об уровне сформированности познавательного интереса детей и навыков исследовательской деятельности.
- Проведение Дня открытых дверей для родителей.
- Освещение опыта работы специалиста, работающего по Программе, через педсоветы, семинары, проводимые в ДОО.
- Мониторинг уровня сформированности познавательного интереса детей и наличия у них навыков исследовательской деятельности.
3 этап.
- Диагностика сформированности знаний выпускников ДОО о природных объектах и явлениях.
- Выявление соответствия результатов поставленным в Программе целям и задачам.
- Анализ затрат (времени, усилий, средств).
- Оформление полученных результатов по внедрению Программы в практическую деятельность.
- публикация наработанного материала в печати.
Тематическое планирование.
(подготовительная к школе группа)
Сентябрь.
- Дары осени. Овощи.
- Дары осени. Фрукты.
- Такие разные грибы!
- Путешествие колоска.
Октябрь.
- Для чего растению нужны семена.
- Как растения готовятся к зиме.
- Как животные готовятся к зиме.
- Перелетные птицы. Зимующие птицы.
Ноябрь.
- Знакомимся с песком и глиной.
- Почва. Как устроена волшебная кладовая.
- Камни в природе.
- Знакомимся с магнитом.
Декабрь.
- Вода и ее свойства.
- Снег. Лед «Оденем сосульку».
- Куда исчез сахар? (вода – растворитель)
- Поможем реке стать чистой.
Январь.
- Свойства воздуха.
- Ветер.
- «Веселые человечки» (3 состояния вещества)
- Знакомимся с увеличительными приборами.
Февраль.
- Сравнения дерева и металла.
- Знакомство со свойствами стекла и пластмассы.
- Плавучесть предметов.
- Бумага. Ткань.
Март.
- Как узнать растение? (органы растения)
- Комнатные растения – спутники нашей жизни.
- Такие разные животные.
- Пищевые цепочки. (лес)
Апрель.
- Внешнее строение человека. Знакомимся со своей кожей.
- Наши умные помощники – органы чувств.
- Наши умные помощники – органы чувств.
- Колыбельная из двух слов. (сердце)
Май.
- Такие разные насекомые.
- Весенние первоцветы.
- Опыты без взрывов.
- «Да сохранится шар земной!»
Источник