Лаборатория познавательного развития ребенка
Онлайн видео часть 1
Материалы вебинара
Додонова Е.В. — «Реализация личностно-ориентированного, дифференцированного подхода в образовательной деятельности дошкольников с использованием ИКТ»
Осина И.Ю. — «Виртуальная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с Москвой»
Новосёлова Ю.Г. — «Виртуальная экскурсия как средство амплификации развивающей предметно-пространственной среды»
Булатова Н.Р. — ««Matata» – не просто робот»
Запорожцева М.Е., Варачева Д.В. — «Информатизация дошкольного образования. Новый взгляд на проект «Театр. Дети – детям»»
Горшкова Е.П., Трунова Г.А. — «Компьютерные технологии в дошкольных группах»
Большакова И.В. — «Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с дошкольниками»
Материалы вебинара
Латухина О.В. — «Инструмент оптимизации работы воспитателя в группе»
Конушкина О.Г., Визаулина Т.А. — «Диагностика реализации АООП ДО как оценка эффективности педагогических действий»
Реймхен И.Ю., Мейран Светлана Ивановна — «Инструмент профессионального развития педагога МАДОУ №13 г. Томска»
Онлайн видео часть 1
Материалы вебинара
Ермакова М.В. — «Маленькие «взрослые» из группы «Светлячок»»
Рахматулина О.А. — «В дошкольном мире финансовой грамотности»
Головлёва И.В. — «Создание условий для свободной игры дошкольников»
Сорокина О.М., Савицкая Л.В. — «Дары Вулкана»
Бочарова Н.Д. — «Свободная деятельность – основа индивидуализации дошкольного образования»
Онлайн видео часть 1
Материалы вебинара
Ермакова М.В. — «Загадочная инициатива»
Аймалетдинова И.П. — ««Крылатское» – «Реализация идей устойчивого развития на практике»»
Шафикова Л.А. — «Из чего же, из чего же? Сделаны наши игрушки?»
Бойко В.А. — «Творческое самовыражение детей старшего дошкольного возраста»
Соколов В.Ю. — «Инициатива и самостоятельность. Что есть что?»
Материалы вебинара
Прокофьева М.В. — «Экспериментально-исследовательская деятельность, как одна из вариативных форм работы с дошкольниками»
Круть В.А. — «Россия — наш общий дом»
Флорова Ю.А., Галахина И.О. — «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников с использованием метода канистерапии»
Онлайн видео часть 1
Материалы вебинара
Федорчук Т.В., Постникова В.Г. — «Разноцветные ленточки»
Халчева И.В. — «Позиция «Ответственный родитель» как условие успешной интеграции ребёнка с особыми образовательными потребностями в непрерывное и открытое образовательное пространство»
Аляутдинова Р.Н., Меерович И.С. — «Возможно ли формировать инженерное мышление дошкольников?»
Ларионова Е.А., Чуфирина В.А. — «Механизмы преемственности дошкольного и начального общего образования»
Филатова С.В., Ильницкая Т.Л. — «Интерактивный курс «Пытливые умишки» как инструментарий для
взаимодействия участников образовательного процесса»
Онлайн видео часть 1
Доброград
Материалы вебинара
Абелян О.А., Залбекова Г.Р. — «Юные кадеты»
Щипкова И.В. — «Вариативность форм в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на формирование навыка совместной работы»
Ложкина Е.А., Головлева А.В. — «Когда детские идеи воплощаются: проект «Космическое Путешествие»»
Олендарева Е.В., — «Использование игр в формировании коммуникативных навыков дошкольников, способствующих успешной социальной адаптации»
Григорьева В.В. — «Метод кейс — технологий в дошкольном образовании как эффективный способ внедрения компетентностного подхода»
Абрамова О.В., Писарева М.В. — «Формирование социально значимых установок и норм толерантного поведения детей дошкольного возраста: проект «Доброград»»
Онлайн видео часть 1
Театр теней
Просто о сложном
Материалы вебинара
Бочарова Н.Д. — «Мир увлечений дошкольника: выбираю, познаю, созидаю!»
Хохлова Н.Б. — «Театрализованная игра как средство формирование ответственности у детей дошкольного возраста»
Калугина Т.В., Акинфова А.Э. — «Развитие воображения и игровых предпосылок у детей дошкольного возраста посредством «Игры теней»»
Конушкина О.Г., Русских М.А. — «Исследовательская деятельность в бассейне – миф или реальность?»
Исакова Г.А., Пронина О.В. — «Индивидуализация образовательного процесса в дошкольных группах»
Абысова В.А., Бушманова Ю.А. — «Система работы по реализации индивидуализированного подхода к детям с ОВЗ»
Онлайн видео часть 1
Материалы вебинара
Морсакова Е.Н. — «Внешняя оценка эффективности педагогических действий»
Дуженкова Ю.В. — «Аутентичная оценка как основа для построения качественного дошкольного образования»
Косташ Н.Н. — «Использование кейс – метода в работе с педагогами»
Дрогина И.С. — «Стратегия развития коррекционно-образовательных тактик педагогов как эффективный инструмент для успешной социализации детей с ОВЗ»
Онлайн видео часть 1
Материалы вебинара
Кищенко Е.Г., Гордеева И.А. — «Субъект — субъектные отношения в образовательном процессе. Педагогика сотрудничества»
Чернова Т.В. — «Поиск и использование активных форм взаимодействия участников образовательных отношений»
Горлова О.А., Норенко В.Е. — «О нормах и правилах орфоэпии для участников образовательных отношений»
Ермакова С.С. — «Интеграция ребенка после кохлеарной имплантации в образовательную среду: взаимодействие педагога с детьми в дошкольных группах»
Ирина В.К. — «Использование IT-технологии как инструмента взаимодействия педагога с детьми с нарушением зрения»
Крылова Ю.В., Нагайчук М.Н. — «Современная модель преемственности в реализации инклюзивного образования»
Источник
Содержание:
Введение
Актуальность выбранной темы 2
Достоинство экспериментально-исследовательской деятельности 3
Современное состояние вопроса 4
Дидактический смысл проектно-исследовательской деятельности 5
II Системность выполнения работы.
Педагогическая идея создания мини-лаборатории «Познай-ка»,
характеристика модулей 6
Принципы построения мини-лаборатории 7
Задачи экспериментирования в младшем дошкольном возрасте 9
Задачи экспериментирования в старшем дошкольном возрасте. 10
Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности 11
Приложение
Перечень оборудования и материалов для работы лаборатории. 13
Результат педагогической идеи в использовании мини-лаборатории «Познай-ка» 14
Литература 15
Опытно-исследовательские опыты, эксперименты для детей младшего дошкольного возраста. 16
Опытно-исследовательские опыты, эксперименты для детей старшего дошкольного возраста . 21
Алгоритм — проведения опытов для детей дошкольного возраста 44
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире
что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку
захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал
(В. А. Сухомлинский)
Как подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира, побуждать делать выводы и обобщение?
В период кардинальных социально-экономических и политических преобразований в Казахстане возросли престижность образования в общественном сознании, требование общества к содержанию образования, уровень и качество подготовки всех образовательных ступеней.
Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность, которая давно заняла прочное и основное место в высшей и средней школе.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи):
дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,
о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов — обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
Следует отметить положительное влияние экспериментально—исследовательской деятельности:
на эмоциональную сферу ребенка,
на развитие творческих способностей,
формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально — исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Экспериментально-исследовательская деятельность — это не что-то вновь изобретенное, а способ обучения, который редко использовался или совсем не использовался в педагогическом процессе, а иногда был попросту забыт.
Обучать всему новому, где ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Педагогами нашего детского сада был предложен один из вариантов мини-лаборатории «Познай-ка» для индивидуальной –исследовательской деятельности в дошкольном учреждении.
Для реализации ГОСО, каждый из педагогов, так или иначе, понимает, что модернизация в образовании и инновации, которые уже внедряются в образовательный процесс, неизбежны, так как новые образовательные стандарты не могут быть достигнуты иным способом.
На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения современного мира, и наши дети должны быть к этому готовы.
Дидактический смысл проектно-исследовательской деятельности заключается в том, что
помогает связать обучение с жизнью,
формирует навыки исследовательской деятельности,
развивает познавательную активность детей,
приучает действовать самостоятельно,
планировать работу, доводить ее до положительного результата,
проявлять инициативу и творчество.
В проекте исследовательской деятельности, благодаря нашей мини-лаборатории «Познай-ка», дети смогут познать объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика).
А какое удовлетворение получает сам ребенок оттого, что сделал для себя открытие!
Мини-лаборатория «Познай-ка» представляет собой специфический модуль, с дополнительными отсеками предназначены для оборудования при проведении опытно-исследовательской деятельности.
Цель создания мини-лаборатории «Познай-ка» — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции,
способность к исследовательскому типу мышления.
Модуль разделен на 4 сектора:
Природный, включает в себя компоненты живой и не живой природы. (Вода, песок, камни, семена, желуди, крупы и т.д.)
Рукотворный, включает в себя компоненты созданные руками человека. ( Бумага, ткань, магнит, стекла, химические жидкости и т.д.)
Методический, включает в себя картотеки экспериментов, опытов, инструкции по технике безопасности, алгоритмы проведения опытнической деятельности, дидактические игры с элементами познавательной деятельности.
Сектор-материалы и оборудования. (колбы, микроскоп, мензурки, шпатели, лупы, ложечки, пипетки и т.д.)
Материал подобран(сконцентрирован по определенному принципу:
— по задаче (например, моделирование, накопление познавательного опыта через наглядность);
— по виду деятельности (экспериментирование, преобразование);
— содержанию и тематике ( «Осень», «Камни»…)
Принцип статичности – подвижности.
С одной стороны, ребенку обеспечивается возможность свободной ориентации в знакомой среде и, следовательно, надежности, уверенности и защищенности, а с другой – он может изменять, вносить в среду новое в соответствии со своими интересами, вкусами, настроением.
Принцип эмоционального благополучия и комфорта.
Содержание материалов и оборудования, их размещение,должны вызывать положительные эмоции .
Принцип закрытости.
Развивающая среда помогает понять разграничение внешнего и внутреннего мира (« я и другие», «один ребенок – группа детей», «группа детей – детский сад», «детский сад – весь мир»…), предполагает открытость природе, обществу и т.д.
Принцип универсальности.
Предусматривает возможность самостоятельно или с помощью взрослого изменять предметно-пространственную среду, трансформируя как само оборудование, так и его размещение.
Многофункциональность.
Предполагает возможность использования для решения различных задач организацию деятельности детей.
Рациональность.
Предполагает удобство подхода и свободный доступ к материалу и его использование как в самостоятельной, так и в совместной деятельности, многократное использование материала.
Обновляемость материала.
Вариативность материала для поддержки интереса детей и учета их возможностей через создание разного уровня сложности для одного типа занятий и интересами детей.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста:
Младший дошкольный возраст:
— вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)
— активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;
— формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты) .
Для применения мини-лаборатории «Познай-ка» ,согласно ГОСО прилагаем опыты для исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Приложение№1(опыты для детей младшего дошкольного возраста)
Старший дошкольный возраст.
— формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
— развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
— формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
— развитие желания пользоваться специальной терминологией, введение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности, способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.
Приложение №2(опыты для старшего дошкольного возраста)
Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности в мини — лаборатории
«Познай-ка»
При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности.
Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит на педагоге.
При организации деятельности с детьми необходимое учитывать следующее:
1. Детей необходимо обучать постановке опытов; чем чаще использует педагог в своей работе метод экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП.
2. Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному»: педагог должен знать на каждом этапе об уровне умений воспитанников.
3. Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:
действие показывает педагог;
действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;
действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.
4. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации, заранее предвидя нежелательные реакции и поведение.
5. Для исключения гиперопеки со стороны взрослого, работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики.
6. Для обеспечения быстрого пресечения нежелательных действий, имеет смысл выработать у детей условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на сигнал «Стоп!». Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментальной деятельности и обычно проводится в форме игры, когда дети, услышав команду, замирают и прекращают свои действия, а внимание устремляют на педагога. Этот сигнал должен применяться при экстремальных ситуациях.
7. Для успешного руководства экспериментально- исследовательской деятельностью детей педагог должен уметь видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами, а также хорошо владеть фактическим материалом и методикой проведения каждого опыта.
8. На занятиях должна быть спокойная обстановка.
Перечень оборудования мини- лаборатории «Познай-ка»
Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, компасы и магниты;
Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы
Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;
Красители: ягодный сироп, акварельные краски;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки , нитки.
Успешность педагогической идеи в использовании мини-лаборатории «Познай-ка»
Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.
Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно, что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
Важно, чтобы была атмосфера лаборатория.
Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в мини-лаборатории «Познай-ка», способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательно-исследовательского опыта.
Литература
Государственный общеобразовательный стандарт обучения РК.
Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 128 с.
Приложение
АЛГОРИТМ — СХЕМЫ ОПЫТОВ
Источник