Лаборатория познавательного развития ребенка

Лаборатория познавательного развития ребенка thumbnail
13.12.201813:30Информатизация дошкольного образования
Онлайн видео часть 1
Материалы вебинараСоколов В.Ю. — «Вступительное слово»

Додонова Е.В. — «Реализация личностно-ориентированного, дифференцированного подхода в образовательной деятельности дошкольников с использованием ИКТ»

Осина И.Ю. — «Виртуальная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с Москвой»

Новосёлова Ю.Г. — «Виртуальная экскурсия как средство амплификации развивающей предметно-пространственной среды»

Булатова Н.Р. — ««Matata» – не просто робот»

Запорожцева М.Е., Варачева Д.В. — «Информатизация дошкольного образования. Новый взгляд на проект «Театр. Дети – детям»»

Горшкова Е.П., Трунова Г.А. — «Компьютерные технологии в дошкольных группах»

Большакова И.В. — «Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с дошкольниками»Дошкольное образование22.11.201813:30Диагностика как оценка эффективности педагогических действий
Материалы вебинараСоколов В.Ю. — «Педагогическая диагностика как трудовая деятельность воспитателей»

Латухина О.В. — «Инструмент оптимизации работы воспитателя в группе»

Конушкина О.Г., Визаулина Т.А. — «Диагностика реализации АООП ДО как оценка эффективности педагогических действий»

Реймхен И.Ю., Мейран Светлана Ивановна — «Инструмент профессионального развития педагога МАДОУ №13 г. Томска»Дошкольное образование01.11.201813:30«Свободная деятельность детей в режиме дня»
Онлайн видео часть 1
Материалы вебинараСоколов В.Ю. — «Нужно ли взрослому уметь играть?»

Ермакова М.В. — «Маленькие «взрослые» из группы «Светлячок»»

Рахматулина О.А. — «В дошкольном мире финансовой грамотности»

Головлёва И.В. — «Создание условий для свободной игры дошкольников»

Сорокина О.М., Савицкая Л.В. — «Дары Вулкана»

Бочарова Н.Д. — «Свободная деятельность – основа индивидуализации дошкольного образования»Дошкольное образование18.10.201813:30Инициатива и самостоятельность в образовательной деятельности дошкольника
Онлайн видео часть 1
Материалы вебинараСоколов В.Ю. — «Вступительное слово»

Ермакова М.В. — «Загадочная инициатива»

Аймалетдинова И.П. — ««Крылатское» – «Реализация идей устойчивого развития на практике»»

Шафикова Л.А. — «Из чего же, из чего же? Сделаны наши игрушки?»

Бойко В.А. — «Творческое самовыражение детей старшего дошкольного возраста»

Соколов В.Ю. — «Инициатива и самостоятельность. Что есть что?»Дошкольное образование27.09.201813:30Вариативные формы работы с дошкольниками
Материалы вебинараСоколов В.Ю. — «Вступительное слово»

Прокофьева М.В. — «Экспериментально-исследовательская деятельность, как одна из вариативных форм работы с дошкольниками»

Круть В.А. — «Россия — наш общий дом»

Флорова Ю.А., Галахина И.О. — «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников с использованием метода канистерапии»Дошкольное образование26.04.201813:30Дошкольное детство как первый шаг в непрерывное и открытое образовательное пространство
Онлайн видео часть 1
Материалы вебинараСоколов В.Ю. — «Вступительное слово»

Федорчук Т.В., Постникова В.Г. — «Разноцветные ленточки»

Халчева И.В. — «Позиция «Ответственный родитель» как условие успешной интеграции ребёнка с особыми образовательными потребностями в непрерывное и открытое образовательное пространство»

Аляутдинова Р.Н., Меерович И.С. — «Возможно ли формировать инженерное мышление дошкольников?»

Ларионова Е.А., Чуфирина В.А. — «Механизмы преемственности дошкольного и начального общего образования»

Филатова С.В., Ильницкая Т.Л. — «Интерактивный курс «Пытливые умишки» как инструментарий для

взаимодействия участников образовательного процесса»Дошкольное образование05.04.201813:30Вариативность в работе с детьми дошкольного возраста – основа формирования социально значимых качеств личности
Онлайн видео часть 1
Доброград
Материалы вебинараСоколов В.Ю. — «Вступительное слово»

Абелян О.А., Залбекова Г.Р. — «Юные кадеты»

Щипкова И.В. — «Вариативность форм в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на формирование навыка совместной работы»

Ложкина Е.А., Головлева А.В. — «Когда детские идеи воплощаются: проект «Космическое Путешествие»»

Олендарева Е.В., — «Использование игр в формировании коммуникативных навыков дошкольников, способствующих успешной социальной адаптации»

Григорьева В.В. — «Метод кейс — технологий в дошкольном образовании как эффективный способ внедрения компетентностного подхода»

Абрамова О.В., Писарева М.В. — «Формирование социально значимых установок и норм толерантного поведения детей дошкольного возраста: проект «Доброград»»Дошкольное образование15.03.201813:30Индивидуализация дошкольного образования: инициатива, субъектность, ответственность
Онлайн видео часть 1
Театр теней
Просто о сложном
Материалы вебинараСоколов В.Ю. — «Вступительное слово»

Бочарова Н.Д. — «Мир увлечений дошкольника: выбираю, познаю, созидаю!»

Хохлова Н.Б. — «Театрализованная игра как средство формирование ответственности у детей дошкольного возраста»

Калугина Т.В., Акинфова А.Э. — «Развитие воображения и игровых предпосылок у детей дошкольного возраста посредством «Игры теней»»

Конушкина О.Г., Русских М.А. — «Исследовательская деятельность в бассейне – миф или реальность?»

Исакова Г.А., Пронина О.В. — «Индивидуализация образовательного процесса в дошкольных группах»

Абысова В.А., Бушманова Ю.А. — «Система работы по реализации индивидуализированного подхода к детям с ОВЗ»
Читайте также:  Как повлиять на развитие речи ребенка
Дошкольное образование15.02.201813:30Мониторинг эффективности педагогических действий как инструмент управления качеством дошкольного образования
Онлайн видео часть 1
Материалы вебинараСоколов В.Ю. — «Вступительное слово»

Морсакова Е.Н. — «Внешняя оценка эффективности педагогических действий»

Дуженкова Ю.В. — «Аутентичная оценка как основа для построения качественного дошкольного образования»

Косташ Н.Н. — «Использование кейс – метода в работе с педагогами»

Дрогина И.С. — «Стратегия развития коррекционно-образовательных тактик педагогов как эффективный инструмент для успешной социализации детей с ОВЗ»Дошкольное образование25.01.201813:30Современные модели взаимодействия участников образовательных отношений
Онлайн видео часть 1
Материалы вебинараСоколов В.Ю. — «Вступительное слово»

Кищенко Е.Г., Гордеева И.А. — «Субъект — субъектные отношения в образовательном процессе. Педагогика сотрудничества»

Чернова Т.В. — «Поиск и использование активных форм взаимодействия участников образовательных отношений»

Горлова О.А., Норенко В.Е. — «О нормах и правилах орфоэпии для участников образовательных отношений»

Ермакова С.С. — «Интеграция ребенка после кохлеарной имплантации в образовательную среду: взаимодействие педагога с детьми в дошкольных группах»

Ирина В.К. — «Использование IT-технологии как инструмента взаимодействия педагога с детьми с нарушением зрения»

Крылова Ю.В., Нагайчук М.Н. — «Современная модель преемственности в реализации инклюзивного образования»Дошкольное образование

Источник

hello_html_104dff12.jpg

hello_html_ma862b57.jpg

Содержание:

  1. Введение

  • Актуальность выбранной темы 2

  • Достоинство экспериментально-исследовательской деятельности 3

  • Современное состояние вопроса 4

  • Дидактический смысл проектно-исследовательской деятельности 5

II Системность выполнения работы.

  • Педагогическая идея создания мини-лаборатории «Познай-ка»,

характеристика модулей 6

  • Принципы построения мини-лаборатории 7

  • Задачи экспериментирования в младшем дошкольном возрасте 9

  • Задачи экспериментирования в старшем дошкольном возрасте. 10

  • Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности 11

  Приложение

  • Перечень оборудования и материалов для работы лаборатории. 13

  • Результат педагогической идеи в использовании мини-лаборатории «Познай-ка» 14

  • Литература 15

  • Опытно-исследовательские опыты, эксперименты для детей младшего дошкольного возраста. 16

  • Опытно-исследовательские опыты, эксперименты для детей старшего дошкольного возраста .  21

  • Алгоритм — проведения опытов для детей дошкольного возраста 44

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире

что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку

захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал

(В. А. Сухомлинский)

Как подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира, побуждать делать выводы и обобщение?

     В период кардинальных социально-экономических и политических преобразований в Казахстане возросли престижность образования в общественном сознании,  требование общества к содержанию образования, уровень и качество подготовки всех  образовательных ступеней.

Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность, которая давно заняла прочное и основное место в высшей и средней школе.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.

     Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи):

  • дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,  

  • о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

  • В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности,  идет развитие психических процессов —  обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.    

Следует отметить положительное влияние экспериментальноисследовательской деятельности:

  • на эмоциональную сферу ребенка,

  • на развитие творческих способностей,

  • формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

  Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально — исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три  года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Читайте также:  Развитие речи ребенка после 2 лет

Экспериментально-исследовательская деятельность — это не что-то вновь изобретенное, а способ обучения, который редко использовался или совсем не использовался в педагогическом процессе, а иногда был попросту забыт.       

Обучать всему новому, где ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Педагогами нашего детского сада был предложен один из вариантов мини-лаборатории «Познай-ка» для индивидуальной –исследовательской деятельности в дошкольном учреждении.
Для реализации ГОСО, каждый из педагогов, так или иначе, понимает, что модернизация в образовании и инновации, которые уже внедряются в образовательный процесс, неизбежны, так как новые образовательные стандарты не могут быть достигнуты иным способом.

На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения современного мира, и наши дети должны быть к этому готовы.
       

Дидактический смысл проектно-исследовательской деятельности заключается в том, что

  • помогает связать обучение с жизнью,

  • формирует навыки исследовательской деятельности,

  • развивает познавательную активность детей,

  • приучает действовать самостоятельно,

  • планировать работу, доводить ее до положительного результата,

  • проявлять инициативу и творчество.

В проекте исследовательской деятельности, благодаря нашей мини-лаборатории «Познай-ка», дети смогут познать объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика).

А  какое удовлетворение получает сам  ребенок оттого,  что сделал для себя открытие!
        

Мини-лаборатория «Познай-ка» представляет собой специфический модуль, с дополнительными отсеками предназначены для оборудования при проведении опытно-исследовательской деятельности.

Цель создания мини-лаборатории «Познай-ка» — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции,

способность к исследовательскому типу мышления.

Модуль разделен на 4 сектора:

  • Природный, включает в себя компоненты живой и не живой природы. (Вода, песок, камни, семена, желуди, крупы и т.д.)

  • Рукотворный, включает в себя компоненты созданные руками человека. ( Бумага, ткань, магнит, стекла, химические жидкости и т.д.)

  • Методический, включает в себя картотеки экспериментов, опытов, инструкции по технике безопасности, алгоритмы проведения опытнической деятельности, дидактические игры с элементами познавательной деятельности.

  • Сектор-материалы и оборудования. (колбы, микроскоп, мензурки, шпатели, лупы, ложечки, пипетки и т.д.)

Материал подобран(сконцентрирован по определенному принципу:

— по задаче (например, моделирование, накопление познавательного опыта через наглядность);

— по виду деятельности (экспериментирование, преобразование);

— содержанию и тематике ( «Осень», «Камни»…)

Принцип статичности – подвижности.

С одной стороны, ребенку обеспечивается возможность свободной ориентации в знакомой среде и, следовательно, надежности, уверенности и защищенности, а с другой – он может изменять, вносить  в среду новое в соответствии со своими интересами, вкусами, настроением.

Принцип эмоционального благополучия и комфорта.

Содержание материалов и оборудования, их размещение,должны вызывать положительные эмоции .

Принцип закрытости.

Развивающая среда помогает понять разграничение внешнего и внутреннего мира (« я и другие», «один ребенок – группа детей», «группа детей – детский сад», «детский сад – весь мир»…), предполагает открытость природе, обществу и т.д.

Принцип универсальности.

Предусматривает возможность самостоятельно или с помощью взрослого изменять предметно-пространственную среду, трансформируя как само оборудование, так и его размещение.

Многофункциональность.

Предполагает возможность использования для решения различных задач организацию деятельности детей.

Рациональность.

Предполагает удобство подхода и свободный доступ к материалу и его использование как в самостоятельной, так и в совместной деятельности, многократное использование материала.

Обновляемость материала.

Вариативность материала для поддержки интереса детей и учета их возможностей через создание разного уровня сложности для одного типа занятий и интересами детей.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста:

Младший дошкольный возраст:

— вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)

— активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;

— формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты) .

Для применения мини-лаборатории «Познай-ка» ,согласно ГОСО прилагаем опыты для исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Приложение№1(опыты для детей младшего дошкольного возраста)

Старший дошкольный возраст.

— формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Читайте также:  Социальный анамнез семьи социальная часть карты развития ребенка

— развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

— формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

— развитие желания пользоваться специальной терминологией, введение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности, способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

Приложение №2(опыты для старшего дошкольного возраста)

Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности в мини — лаборатории

«Познай-ка»

При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности.  

Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит на педагоге.

При организации деятельности с детьми необходимое учитывать следующее:

1. Детей необходимо обучать постановке опытов; чем чаще использует педагог в своей работе метод экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП.

2. Работа с детьми строится по принципу «от простого  к сложному»: педагог должен знать на каждом этапе об уровне умений воспитанников.

3. Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:

  • действие показывает педагог;

  • действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

  • иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;

  • действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

  • действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

  • действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.

4. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации, заранее предвидя нежелательные реакции и поведение.

5. Для исключения гиперопеки со стороны взрослого, работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики.

6. Для обеспечения быстрого пресечения нежелательных действий, имеет смысл выработать у детей условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на сигнал «Стоп!». Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментальной деятельности и обычно проводится в форме игры, когда дети, услышав команду, замирают и прекращают свои действия, а внимание устремляют на педагога. Этот сигнал должен применяться при экстремальных ситуациях.

7. Для успешного руководства экспериментально- исследовательской деятельностью детей педагог должен уметь видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами, а также хорошо владеть фактическим материалом и методикой проведения каждого опыта.

8. На занятиях должна быть спокойная обстановка.

Перечень оборудования мини- лаборатории «Познай-ка»

  • Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, компасы и магниты;

  • Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;

  • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;

  • Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы

  • Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;

  • Красители: ягодный сироп, акварельные краски;

  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;

  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки , нитки.

Успешность педагогической идеи в использовании мини-лаборатории «Познай-ка»

  • Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.

  • Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно, что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.

  • Важно, чтобы была атмосфера лаборатория.

  • Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в мини-лаборатории «Познай-ка», способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательно-исследовательского опыта.

Литература

  1. Государственный общеобразовательный стандарт обучения РК.

  1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.

  1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 128 с.

Приложение

hello_html_529645f5.png

hello_html_25e66e34.png

hello_html_m4d9be558.jpg

hello_html_6728bc33.jpg

hello_html_m5f55bfb2.jpg

hello_html_m185dc09f.jpg

hello_html_34cad2e9.jpg

hello_html_2819fd6a.jpg

hello_html_2c76f56f.png

hello_html_m727e533f.jpg

hello_html_9b10349.jpg

hello_html_m345a364a.jpg

hello_html_26bef7e3.jpg

hello_html_m1f936913.jpg

hello_html_5736220c.jpg

hello_html_31ba9be9.png

hello_html_5ab26752.png

hello_html_8cb48cd.png

hello_html_m3d83b3f7.png

hello_html_m32ac0b00.png

hello_html_20a01e8e.jpg

hello_html_383cda83.png

hello_html_m7b546c53.png

hello_html_m234d3824.png

hello_html_4f5824f.jpg

hello_html_6cce344b.png

hello_html_5828de16.pnghello_html_m55562baa.png

АЛГОРИТМ — СХЕМЫ ОПЫТОВ

hello_html_6a36c229.jpg

hello_html_m7aed5096.jpg

hello_html_m198afdf1.jpg

hello_html_m60e1944e.jpg

hello_html_m7e64a121.jpg

hello_html_mc358695.jpg

hello_html_mc358695.jpg

hello_html_mf9be566.jpg

hello_html_mc358695.jpg

hello_html_2b96b0b8.jpg

hello_html_7aa3a964.jpg

Источник