Курсовая влияние игрушек на развитие ребенка
Оглавление
Введение | 2 |
1. Возникновение и историческое развитие игрушки | 2 |
1.1 Игрушка – элемент культуры | 2 |
1.2 Народная игрушка | 3 |
1.3 Современная игрушка | 4 |
2. Исследования о влиянии игрушки на развитие личности ребёнка | 5 |
Заключение | 7 |
Список использованной литературы | 8 |
Приложение | 9 |
ВВЕДЕНИЕ
Игрушка – неизменный спутник каждого ребенка с первых дней рождения. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности.
Актуальность темы: интересно, умеют ли дети правильно действовать с игрушками, то есть играть? Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Таким образом, она зловредно влияет на психику и здоровье детей.
В своей работе я поставила цель: выяснить, как игрушка влияет на психическое развитие ребенка, и как правильно ее нужно выбирать и использовать.
Предмет исследования: роль игрушки в психическом развитии ребенка.
Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в психическом развитии.
Задачи исследования:
- Изучить краткую историю возникновения игрушки.
- Определить виды и назначение игрушек.
- Провести исследования влияния игрушки на развитие личности ребёнка
Предмет исследования. Предметом исследования является влияние современной игрушки на развитие личности ребёнка.
Объект исследования. Объектом исследования является игрушка как элемент культуры.
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСОКЕ РАЗВИТИЕ ИГРУШКИ
1.1 Игрушка – элемент культуры
Игрушка – предмет культуры, выполненный из определенного материала, обладающий формой и содержанием, значением и смыслом. Можно сказать что, игрушка – это «игривое зеркальце» жизни и фантазии.
Функции игрушки – развивать, развлекать и воспитывать, содействовать формированию личности ребенка.
В современном российском обществе распространились игрушки, представляющие угрозу для детей (маски вампира и мертвеца, устрашающий наряд Фредди Крюгера, игрушечный набор «Расчленитель» и др.). Эти игрушки выполнены по зарубежным технологиям. С их помощью дети приобщаются к образам, отражающим злодеев. Поэтому, такие игрушки способствуют передаче отрицательного опыта в развлекательной форме.
То ли дело – дымковская или богородская резная игрушка! Взгляните на них: они вызывают в русском человеке «взрыв радости и оптимизма». Это – жизнеутверждающие игрушки. В этих игрушках проявляется радование человека своему бытию.
1.2 Народная игрушка
Народная игрушка, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.
Примером ритуального предмета детской игры являются традиционные русские куклы из дерева и соломы, которые не имеют прорисовки лица.
Отдельно следует указать на символику коня в русской игрушке. С изображением коня связывался целый ряд представлений. В первую очередь, с конем соотносили солнечных богов.
С символикой солнца связываются и всевозможные кони-качалки и качели. Кони-качалки и изображение коней вообще, должны были принести удачу и благословение солнца для ребенка.
Погремушки, шаркунки, трещетки до начала XX века, кроме развлекательной цели, также служили для призывания к ребенку добрых духов или ангелов-защитников. Отметим, что в русской традиционной игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло.
Той же цели служили различные свистульки. Свистульки часто изображали то или иное животное, кроме того, изображение животных являлось традиционной темой русской народной игрушки. В тульской области зафиксированы поверья, что посвистев в глиняную свистульку и сказав «Пусть порча перейдет на того, кто ее послал» человек выздоравливает, а тот, кто ее наслал, заболеет.
Древний обряд, связанный с игрушечной свистулькой и посвященный изгнанию злых сил и привлечению добрых, зафиксирован в начале XIX века в Вятке. Назывался этот праздник «Свистунья» или «Свистопляска». Ранней весной дети и взрослые в течение нескольких дней свистели в глиняные свистульки, плясали и веселились.
Следует отметить, что практически каждая народная игрушка, а за ними и фабричная, несет в себе определенную символику, использование игрушки, раскрашенной в черные и красные цвета (в определенной пропорции) может нанести наиболее возбудимым детям психологическую травму.
Народная игрушка является культурным наследием подобно родной речи, сказке, песне. Народные игрушки тысячелетиями воспитывали ребенка, они проверены детской любовью к ней, детской игрой. Через неё передается любовь и ласка, веселость и смех. В такой игрушки много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении.
1.3 Современная игрушка
Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучиваются конструктивно играть.
Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник 30–40 лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм, назначений.
У каждого ребенка должна быть любимая игрушка, которой он сможет доверить свои самые сокровенные тайны. Причем, чаще всего выбор игрушки для ребенка осуществляет взрослый (родители, близкие родственники, педагоги).
Игрушки покупаются, как сказал один папа, чемоданами и через месяц так же чемоданами выбрасываются. Так конечно, не у всех, но у всех постоянно идет смена красок, форм, мелькание картинок, предметов, лиц. И психика ребенка не справляется, деформируется восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, деформируются и представления о добре и зле.
Игрушки можно разделить на следующие группы:
- Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию: различные виды животных (мишки, зайчики, собачки и прочие); куклы со всевозможной кукольной утварью; наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин; детали костюма помогающие принять и удержать игровую роль (халат и шапочка врач, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка); транспортные игрушки (грузовик, поезд, машинка).
- Игрушки, способствующие интеллектуально-познавательным и моторным способностям: всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаика, лото, домино и прочие.
- Игрушки способствующие развитию физических качеств: мячи, обручи, скакалки, кегли.
Значительная часть современной игрушечной продукции характеризуется низким качеством и сомнительным предназначением, оказывающих отрицательное влияние на развитие и психическое здоровье детей. Многие современные игрушки для детей для мальчиков, девочек совершенно не развивают личность и становятся не интересными и не востребованными. Многие родители замечают, что после первых восторгов от красивой и «укомплектованной» игрушки, ребенок быстро привыкает к ней и практически перестает с ней играть. Или, что хуже, начинает подчиняться ее требованиям. Не он управляет ею, а сам предмет навязывает ему определенные действия.
Поэтому, можно сказать, что многие современные игрушки не дают развиваться детской творческой активности в игре, а уводят ребенка в сторону механического использования операций, заложенных производителем.
Дети быстро теряют к таким предметам интерес, как только изучат ее функции. И чем современнее такая игрушка, тем быстрее с ней перестают играть, или в лучшем случае, разбирают ее на части, чтобы изучить изнутри.
Все это и обусловило направление нашего исследования, цель которого состояла в выявлении взаимосвязи между выбором игрушки и эмоциональным состоянием у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
2. ИССЛЕДОВАНИЯ О ВЛИЯНИИ ИГРУШКИ НВ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОЧТИ РЕБЕНКА
В исследовании приняли участие 75 испытуемых, из них 24 ребенка возраста 5-7 лет, 36 учащихся 8-9 лет и родители в количестве 26 человек. В качестве стимульного материала для организации эксперимента использовалось два комплекта игрушек, формируемых и по признаку половой принадлежности, и учитывающие единство предпочтений у детей разного пола. В комплект игрушек для мальчиков вошли: мяч, машина (Джип), пистолет, мягкая игрушка «Кот «Барсик», Бэтмэн. В комплект игрушек для девочек вошли: мяч, обезьянка, классическая кукла, кукла Барби, пупс (классический), мягкая игрушка «Кот Барсик».
Ребенку предлагали поиграть в «Магазин», где он имел возможность «купить» понравившуюся ему больше всего игрушку из предложенного экспериментатором набора. Определившись с выбором игрушки, ребенок мог поиграть с ней некоторое время.
Анализ детских предпочтений показал, что первое место в выборе игрушки у девочек первое место – мягкая игрушка «Кот Барсик». Второе место занимает кукла «Барби», на третьем месте классический пупс. У мальчиков самые высокие показатели обнаружены по игрушке «Робот»; второе место по частоте встречаемости выбора – у игрушки «машина»; третье место – игрушка «пистолет».
Проведенные наши психологические исследования подтвердили, что игры, в которые играли родители и современные дети отличаются.
Так 39% родителей ответили, что любимой игрой в детстве была резиночка, скакалочка, лапта и игры в мяч. Современные дети на первое место поставили компьютерные игры. – 46%. Хотя 69% учащихся знают подвижные игры типа догонялок, пряток, но правила игры самое главное, её смысловой стержень сформулировать смогли лишь некоторые.
23% родителей с удовольствием играли в «Дочки-матери». Мои сверстники предпочитают играть с интерактивными игрушками – это 30%. 19 % родителей играли в «Казаки-разбойники» и столько же процентов родителей играли в куклы. Из детей только 24% играют в куклы.
Второй вопрос нашего анкетирования для родителей и детей звучал так «Любимая твоя игрушка?» Кукла – ответили 35% родителей. Мои одноклассники на первое место поставили мягкую игрушку, типа медведь Тедди, кот «Барсик». Лишь у 15% родителей мягкие игрушки были любимые в детстве. А 19% ребят на второе место поставили интерактивные игрушки типа Фёрби, Беби Бёрна. На третьем месте у родителей оказались машинки, солдатики, железная дорога. Дети на на последнее место поставили конструктор, пазлы.
Диаграмма 1 Сравнение игр между родителями и детьми
Можно сделать вывод, что современные дети предпочитают компьютерные игры, интерактивные игры, подвижным играм. Это приводит к неумению дружить со сверстниками, проблемам со здоровьем и эмоциональным нарушением.
Так же можно отметить, что успехом у современных детей не пользуются пупсы, классические куклы и игрушки спортивного типа (мяч) – именно им принадлежит наименьшее количество выборов (диаграмма 1).
Диаграмма 2 Выбор игрушек между мальчиками и девочками
Так же можно отметить, что успехом у современных детей не пользуются пупсы, классические куклы и игрушки спортивного типа (мяч) – именно им принадлежит наименьшее количество выборов (диаграмма 2).
В целом исследование показало, что многие современные игрушки актуализируют у детей неблагополучные тенденции в эмоциональной сфере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- В связи с этим вполне актуальной и востребованной выглядит необходимость внимательно и осторожно относиться к тому, какие игрушки попадают в руки современных детей, какой психологический, культурный смысл они несут детской психике. Современные Барби очень похожи друг на друга. Пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой — комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. Интересно и то, что девочки всё меньше играют в обычные куклы и пупсы — они также предпочитают, чтобы им покупали куклы Барби, Братц и т.д.. В результате у материнский инстинкт у девочек не формируется, формируется искаженно.
- Для того, чтобы дети учились общаться и ладить друг с другом, чтобы у них формировались социальные навыки, они должны играть в старые классические игры. Для девочек это, прежде всего, игры с обычными меховыми зверюшками и куклами, игры, способствующие формированию материнских навыков: «дочки-матери», «школа», «больница», и т.д. Для мальчиков — машинки и конструкторы, когда они что-то строят совместно.
Список использованной литературы
Приложения
Источник
Психологические особенности развития детей дошкольного возраста. Игра как ведущая деятельность, разнообразие игрушек и их назначение. Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек. Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы.
Закономерности психомоторного развития детей дошкольного возраста. Взаимосвязь процессов развития психомоторики и овладения ведущим видом деятельности в дошкольном периоде. Влияние нарушения статодинамической функции на психическое развитие ребенка.
курсовая работа, добавлен 20.12.2015
Характеристика игрушки и взгляды педагогов на нее. Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Виды игрушек: звуковые, двигательные, твердые и мягкие. Подбор видов для разных возрастов. Методика ознакомления детей с игрушкой. История.
контрольная работа, добавлен 29.05.2008
Игра как ведущий вид занятий у детей дошкольного возраста. Виды и история происхождения игрушек. Основные требования к их подбору. Группы игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка. Определение роли игровой деятельности у дошкольников.
курсовая работа, добавлен 15.06.2014
Теоретические и психологические основы формирования словаря при использовании игрушки. Анализ предметно-пространственной среды и особенности словаря детей третьего года жизни. Содержание опытной работы по развитию словаря с использованием игрушек.
курсовая работа, добавлен 11.06.2012
Значение игрушки в жизни детей, краткая история ее возникновения. Взгляды педагогов на игру и игрушку как спутника жизни ребенка. Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников. Методическое влияние игрушки на развитие ребенка, требования к ней.
курсовая работа, добавлен 09.11.2010
Особенности игровой деятельности современных детей, значимые для разработки адекватной стратегии психологического сопровождения развития дошкольника средствами игры как ведущей для данного возраста деятельности. Отбор игрушек для мальчиков и девочек.
контрольная работа, добавлен 07.07.2013
Конструирование как вид изобразительной деятельности дошкольников. Способы изготовления игрушек с подвижными частями: материалы, оборудование, инструменты. Экспериментальное исследование по развитию умений дошкольников в изготовлении подвижных игрушек.
курсовая работа, добавлен 02.06.2011
Анализ психологических теорий внимания. Особенности формирования психики у детей дошкольного возраста. Влияние игры на личностное развитие ребенка. Развитие свойств и видов внимания дошкольника. Формы его проявления, основные функции, связь с восприятием.
курсовая работа, добавлен 01.12.2014
Особенности развития зрительной памяти у детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности. Критерии и показатели оценки зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста, методика исследования и развитие с помощью дидактических игр.
курсовая работа, добавлен 28.07.2011
Психологические теории эмоций, их основные виды. Педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей. Роль английских сказок в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, характеристика методик диагностики ее развития.
курсовая работа, добавлен 26.05.2015
Источник
СЛЕТ НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ
Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка
Секция: Прикладное искусство
Таджибова Саният Нажмудинова,
8-А класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Cредняя школа №30 с углубленным изучением отдельных предметов»
Руководитель:
Старцева Галина Ресульевна,
Учитель технологии
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Cредняя школа №30 с углубленным изучением отдельных предметов»
Нижневартовск 2017
Оглавление
Введение
1.Актуальность. Цели и задачи проекта—————————————————-3
2. Из истории народной игрушки————————————————————5
3. Результаты анкетирования——————————————————————7
4. Можно ли развивать интерес детей к народным игрушкам в наши дни?———8
5. Проект игрушки своими руками————————————————————10
6.Заключение.————— ———————————————————————11
7. Литература и ресурсы————————————————————————13
8.Приложение————————————————————————————14
У большинства людей детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимы без игры, а, следовательно, без игрушки. Игрушки для ребенка — та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя.
Актуальность. Цели и задачи проекта.
Актуальность моей работы в том, что как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку и пр.). Развивающий потенциал игрушки, ее «полезность» взрослые либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками, но нужных и важных для детского развития мало. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.
Именно младшем возрасте до 10-11 лет происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого, безусловно, лежит приобщение к инациональному культурному наследию.
Гипотеза моего исследования состоит в том, что возможно текстильная игрушка является развивающей,если ее изготовить своими руками.
2.Из истории народной игрушки.
На протяжении многих веков кукла была и остаётся первой и любимой игрушкой человека. В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. У наших славян, был ужасный обычай, они приносили в жертву людей, но однажды человека заменила кукла. Березовое полено нарядили в платочек и сарафан, получилась женщина с белым лицом. Затем появились куклы-чучела, которых сжигали и просили хорошего урожая. Так кукла спасла человека от страшного обряда.
Работая над проектом, мы обращались ко многим источникам, в которых слово «детская игрушка», «кукла» имеет разное значение, например, сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и прочего материала подобие человека, а иногда и животного. Возраст древнейшей на земле куклы более 4 тысяч лет!
Тряпичная кукла-это наша история, традиции, культура, она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей. Она оказывала покровительство и помощь, в ней причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Как и у других народов, в русскую тряпичную куклу вкладывали определенный смысл. Вот почему часто игрушка могла быть оберегом, свадебным атрибутом или предназначаться для забавы детям.
Современные куклы.
Матрёшка – замечательная игрушка. Она стала нашим национальным сувениром. Эта кукла оказывается сюрпризом, она содержит в себе до двенадцати куколок. Собирая и разбирая матрёшку, мы получили первые знания о форме, величине, цвете, количестве.
Очень похожа на матрешку и другая кукла — неваляшка. Эта игрушка состоит из геометрической фигуры — круг. Куклы пирамидки – увлекательнейшие детские игрушки, собирать которые – самое настоящее удовольствие. Здесь цвет, форма, материал, размер.
Кукла «Масленица» – обязательный атрибут веселого одноименного праздника, так как она является символом злой и холодной Зимы. Изготавливают куклу из веток, прутьев, соломы, вместо волос – очесы льна, заплетенные в косу, на голове – платок. Это, пожалуй, один из немногих вариантов кукол, на которой разрешалось изображать лицо.
Новая кукла Барби была сделана в середине 20 века. Это — самая популярная кукла в мире.
Еще есть такие как Winx, пупсы, роботы. И если дети и взрослые выбирают кукол, значит, она становится их любимой игрушкой. А узнав историю возникновения кукол, пришла к выводу: куклы сопровождают нас всю жизнь, а в настоящее время пользуются большой популярностью у детей и взрослых. В куклы дети и взрослые играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда.
И еще один важный открылся момент: наши мамы играли в «Дочки-матери», «Дом» и кукла выступала в роли дочки, которую нужно было пеленать, укрывать, кормить, воспитывать. Таким образом, девочка приучала себя к роли матери в будущем. То современная кукла-красавица приучает девочку к совсем другой роли: наряжаться, делать прически, макияж, быть модницей, иметь мебель, автомобиль, Кена и т.д.
Мне стало интересно, а как дети в наше время относятся к игрушкам? Как они понимают суть игры с игрушками? Я провела анкетирование среди детей младших классов.
На вопрос «Играете ли вы с игрушками?» «да» ответили 75 % детей, а «нет» ответили 25 % детей. Если уже некоторые дети не играют с игрушками, то возможно их детство наполнено компьютерными играми? 1
Также я спросила детей, «Какие у вас любимые игрушки? Почему?». Были такие ответы как «Красивые, забавные, любимые. Я их очень люблю, они мне дарят счастье» или «Черепашки ниндзя. Они яркие, красивые, цветные. Также солдатики, с ними весело играть», но также были такие ответы как « Компьютер и телевизор, машинки, PSP», «машинки, вертолет, кубики, танки, самолеты, компьютер, телефон, PSP». Думаю трудно назвать «компьютер» прекрасной игрушкой для ребенка младших классов, или же сотовый телефон.
Также я задала вопрос детям, «По какому принципу родители покупают вам игрушки?»
58% ответили, что ориентируют на их запросы, 8% по своему вкусу, 34% — развивающие игрушки. Конечно, это хорошо, что родители покупают любимые игрушки детей, но сильно баловать не следует, иначе ребенок может вырасти эгоистичным.2
«Как вы считаете, какие игрушки нужны детям? Почему?»
На этот вопрос все ответили по разному, кому то нравятся машинки, кому то куклы, но никто не ответил на вопрос «Почему»? Были также дети, которые не были разборчивы в игрушках, и написали просто ответ «все»
Таким образом, мы может сказать, что есть дети, которым игрушки идут на пользу, но также есть дети, которые не понимают суть игры, и предпочитают компьютерные игры, или же не так разборчивы в игрушках. Большинство родителей также не прививают вкусов своим детям и покупают им все, что они хотят.
4. Можно ли развивать интерес детей к народным игрушкам в наши дни?
В Москве, в ГОУ д./с № 643, провели эксперимент с хорошо играющими детьми разных возрастных групп (от 2,5 до 3, от 3 до 4 и от 4 до 5 лет).3 Детям были представлены заранее изготовленные из ткани три куклы –Пеленашка, Тряпичная кукла и Куватка. Выбор кукол был предопределен простотой их изготовления и большой популярностью в игровой среде крестьянских детей 21 и первой половины 20 веков. Были подготовлены рассказы об истории каждой куклы и правилах игры с ней, также разработан сценарий практического занятия «Народная кукла в игровой деятельности современного ребенка».
Эксперимент показал, что данные виды кукол практически не вызывает игрового интереса у детей, вовлеченных в эксперимент. Они не знают, что с ними делать и как играть, не способны сфантазировать эмоции и чувства кукол, хотя с обычной, фабричной куклой они могут играть долго и их игра основана на предметных действиях с ней. Детям от 4 до 5 лет были предложены ( помимо названых кукол) матрешки и фабричные куклы, а также соответствующие игровые атрибуты ( мебель, посуда, кусочки ткани). В первую очередь девочки выбрали кукол современных и играли в них достаточно долго. Матрешки в игре использовались не как куклы, а как предметы интерьера или игрушки – погремушки для кукол – дочек. С народными куклами дети не знали, что делать, и воспринимали их так же как предметы интерьера. Они выстраивали игру с посудой и другими бытовыми предметами. Либо у них возникали игровые действия друг с другом без кукол. После пояснения детям правил игры с этими куклами игра постепенно зарождалась, но продолжалась не более 5-10 минут.
Ребенок в своей игре воспроизводит то, что видит в повседневной жизни, поэтому он выбирает современную фабричную игрушку – более понятную и привычную. Способы использования и сюжеты к ней подобрать проще. А народная кукла предполагает создание некоего сказочного сюжета. Наши дети не умеют играть в сказку. Они не знают, что такое русская народная рукотворная кукла (и многие даже не когда не видели её). Но интерес к рукотворной кукле у детей, безусловно, есть. Они внимательно слушали рассказ о том, как бабушки делали этих куколок и играли с ними. Но этот интерес носил по преимуществу познавательный характер. Желания поиграть с такой куклой у детей не возникает. Дети ее собирают, стоят в ряд, рассматривают расписной наряд, но не играют.
Данный эксперимент показал мне путь разрешения этой проблемы и подтвердил предположение о том, что можно подобрать интересный сюжет и способы действия с современной текстильной куклой – сделать ее вместе с детьми! Это позволяет развивать у детей творческое начало, воображение, фантазию, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, коммуникабельность.
5.Проект игрушки своими руками.
В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. И все же, на фоне серийных игрушек, в конце XX века появляется новый жанр искусства – текстильная авторская кукла. «Авторская» означает, что данная кукла сделана автором вручную по своим эскизам и задумкам
Чтобы качественно выполнить работу, нужно организовать рабочее место. Для этого лучше всего убрать со стола всё лишнее, приготовить все инструменты и материалы. Во время работы нужно соблюдать правила безопасности.
1.Сначала нужно нарисовать эскиз куклы и сделать выкройки.
2.Из светлой ткани выкраиваем детали куклы.
3. На швейной машине стачиваем все детали между собой.
4.Набиваем детали куклы синтепоном.
5.Сборка всех деталей куклы ручными подшивочными стежками.
6. Выкраивание и стачивание одежды для куклы.
7. Вязание шапочки спицами платочной вязкой.
8.Далее начинается самое интересное — создание образа.
Кукла, которую я еще не успела сделать, начала жить своей жизнью, диктуя свои правила. Поэтому во время работы мне пришлось дополнять, или же убирать некоторые детали.
И вот всё готово! Мне очень нравится! А вам?
6.Заключение
Очень многие психологи говорят о том, что игрушка – это инструмент, с помощью которого можно влиять на детей. Поэтому нельзя просто прийти в магазин, схватить яркую игрушку и подарить ребенку. Потом ребенок, получающий подобные подарки, так и будет обращаться с вещами, а может быть, не только с вещами. Игрушка, сделанная своими руками учит общению, а современная игрушка – крайне индивидуализирована. В нее можно играть одному. Это хорошо, но не всегда. Детство – это время, когда ребенок на очень глубинном уровне учится общению, тонкости понимания другого человека, пониманию того, что значит сделать другому доброе или как-то обидеть его, может и невольно.
Он учится этому в игре. Сначала он учится от матери. Здесь многое зависит, насколько они с матерью гармоничны, близки, насколько мать отдает себя ребенку. А потом это происходит через игрушку и игру. По мнению некоторых психологов, чудовище, имеется в виду игрушка монстр, служит своего рода консервами для имитации взрывов и столкновений. Игра при этом бессодержательна – просто локализованная вспышка возбуждения. В некоторых случаях ее можно рассматривать как выход лишней нервной энергии, но чаще всего, она не успокаивает, а еще больше раздражает, при этом еще и формирует определенную психическую зависимость. Дети становятся агрессивными. Современная игрушка своими резкими и слишком яркими красками возбуждает ребенка. Это портит вкус, а не развивает. Покупая вот такие игрушки, мы не помогаем, а мешаем.
Родители должны находить для своего ребенка хотя бы немножечко времени. Я понимаю, что легче от него откупиться, купить ему какую-то дорогостоящую игрушку в магазине. Но если вместе со своим ребенком сделать текстильную куклу, эмоциональное общение вас так сблизит, что вы будете долго вспоминать полученную радость, полученную в совместном творчестве.
Сейчас очень распространены виртуальные игрушки, к числу которых относятся компьютерные игры. Они воздействуют на душу ребенка самым негативным образом. Эти игры уводят от общения. Ребенок погружается в виртуальную реальность: не в природу, не в общение с друзьями, с мамой, с книжкой. Нет. Это какая-то чисто выдуманная реальность. Это происходит в период детства, когда общение просто необходимо, чтобы вырасти психически здоровым человеком. Необходимо уметь общаться. Но для этого надо чувствовать другого человека, для этого необходим опыт. Погружение в компьютерные игры – это род наркотика. Ребенок уже не властен над собой. Это зависимость затягивает. Такой ребенок мало способен к глубоким движениям чувств, любви жертвенности, прощению, радости, терпению. Поэтому очень важно не дать ребенку втянуться в виртуальный мир, надо ограничивать время, которое он проводит с компьютером. Но все должно делаться разумно.
Мне кажется, что чем дольше ребенок играет в игрушки, тем крепче будет его душа. А разве сейчас у многих взрослых нет любимых мягких игрушек? Это все идет из детства. С другой стороны, наши девочки, которые стремятся так быстро повзрослеть, мне кажется, быстро постареют. Всему свое время, не нужно его торопить. И этому, опять же, можно поучится в общении и совместном творчестве с родителями.
Моя гипотеза о развивающей роли текстильной игрушки подтвердилась. Приобщаясь к совместному творчеству со взрослыми, личность ребенка, приобретает важные качества: творческое начало, воображение, аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь, совестливость, способность к состраданию. Для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов ребёнка ему в равной степени необходимо и современная песня и современная литература и игрушка и т.п. Главное в том, чтобы разные виды искусства и творчества были осмыслены как органические составные части единого целого.
Литература и интернет ресурсы
Александр Рудаков Мистика русской игрушки //Сайт газеты»Завтра»
Гризлюк Л. Время кукол. // Мир музея. – 2005. №2(210).
Дайн Г. В традиции русской артели : история создания кукол в национальных костюмах / Г. Дайн // Народное творчество. — 2001. — № 6. — С. 44-46.
Валентина Ефремова. «Лекарство против Барби»
https://www.eka-mama.ru
https://roghdenierebenka.ru
https://eroditelstvo.ucoz.ru
https://nsportal.ru
Науменко Г.М. ЭТНОГРАФИЯ ДЕТСТВА» https://www.russiantoys.ru
https://pedsovet.su
Цветной мир: народная игрушка. Институт художественного образования Российской академии образования, -№1, 2009
Приложение 1
Приложение 1
Приложение 2
Текстильная кукла своими руками
2Приложение 1
Источник