Курсовая работа влияние типа семьи на развитие личности ребенка
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………3
Глава
1. Формирование и развитие личности………………………………………5
1.1. Социальная
среда и формирование личность…………………………………5
1.2.Социализация
личности…………………………………………………………7
1.3. Периодизация
развития личности………………………………………………9
Глава 2. Влияние
семьи на формировании личности ребенка…………………..14
2.1.Сущность, структура
и функции семьи……………………………………….14
2.2. Семейное воспитание
ребенка………………………………………………..22
2.3. Стиль семейного
воспитания и его влияние на развитие
ребенка………….31
Заключение………………………………………………………………………….36
Список
литературы………………………………………………………………….38
Введение
На
развитие человека оказывает влияние
множество различных факторов, как биологических,
так и социальных. Главным социальным
фактором, влияющим на становление личности,
является семья.
Актуальность
темы исследования обусловлена значимостью
семьи для человека как первой воспитательной
системы. Именно семья – основа всего
позитивного и негативного в судьбе каждого
человека, в формировании его личности.
Проведённые к настоящему времени исследования
показали, что формирование у детей высоких
нравственных качеств происходит успешно
лишь на основе имеющегося у ребёнка некоего
фундамента: наличия более или менее устойчивых
положительных форм общения, нравственных
привычек индивидуального поведения и
более простых нравственных качеств, имеющих
гуманную основу. В семье этот фундамент
можно начинать создавать очень рано.
Ребёнку трудно будет менять характер
своих взаимоотношений, когда он достигнет
старшего дошкольного возраста. Изменение
положения в семье ребёнка, привыкшего
быть объектом любви, внимания взрослых,
потребует перестройки характера семейного
воспитания, а это нелёгкая задача.
Семья
для ребёнка – первая и часто
почти единственная общественная среда,
первый и наиболее долго действующий фактор,
формирующий личность, а влияние на ребёнка
младшего школьного возраста всех остальных
общностей лишь корректирует семейное
воспитание. В семье ребёнок впервые познаёт
самого себя и окружающий мир, здесь формируется
его отношение к окружающему. Всё это создаёт
своеобразные возможности для организации
воспитательного процесса и выполнения
семьёй своей главной функции – воспитание
детей. Задачи семьи по воспитанию, формированию
личности ребёнка – разносторонни и ответственны.
Формирование
правильных взаимоотношений родителей
с ребёнком должно начинаться тогда,
когда ребёнок в силу своих
возрастных возможностей ещё объективно
требует постоянного ухода и внимания
взрослых. Если воспитанием детей в семье
не занимаются, то дети растут педагогически
запущенными, их социальный опыт характеризуется
конфликтными взаимоотношениями с родителями
и другими взрослыми, со сверстниками;
у ребят формируются отрицательные привычки,
стремление добиваться своего, ни с кем
не считаясь.
Объектом
исследования курсовой работы является
личность ребенка и его поведения
в межличностных отношениях с
родителями.
Предмет
исследования работы заключается в
стиле родительских отношений, вызывающих
ответную реакцию у ребенка и проявляющуюся
в поведении.
Цель
данной курсовой работы является определить
влияние семьи на формирование личности
ребенка.
Задачи
курсовой работы:
- Изучить психолого-педагогическую
и методическую литературу по исследуемой
теме; - определить
принципы и содержание семейного воспитания; - рассмотреть
влияние семьи на формирование личности
и характера ребенка; - исследовать
какие ошибки могут совершать родители
в воспитании своего ребенка;
Гипотеза:
Можно предположить, что стили
родительских отношений неадекватные
ситуации формируют не только негативные
поведенческие реакции, но и способствуют
дисгармоничному развитию личности в
целом.
Структура:
работа состоит из введения, 2-х глав, заключения
и списка литературы.
Глава
1. Формирование и
развитие личности.
1.1.
Социальная среда и
формирование личность.
Социальная
среда – это все, что окружает
человека в его социальной жизни,
это конкретное проявление, своеобразие
общественных отношений на определенном
этапе их развития. Социальная среда
зависит от типа общественных экономических
формаций, от классовой и национальной
принадлежности, от внутриклассовых различий
определенных слоев, от бытовых и профессиональных
отличий.
Для
социально-психологического анализа
личности следует четко разграничить
понятия «личность», «индивид», «индивидуальность»,
«человек».
Наиболее
общим является понятие «человек»
– биосоциальное существо, обладающее
членораздельной речью, сознанием, высшими
психическими функциями (абстрактно-логическое
мышление, логическая память и т.д.), способное
создавать орудия, пользоваться ими в
процессе общественного труда. Эти специфические
человеческие свойства (речь, сознание,
трудовая деятельность и пр.) не передаются
людям в порядке биологической наследственности,
а формируются у них прижизненно, в процессе
усвоения ими культуры, созданной предшествующими
поколениями.
Поскольку
сознание, речь не передаются людям
в порядке биологической наследственности,
а формируются у них прижизненно,
то используют понятие «индивид» как
биологический организм, носитель общих
генотипических наследственных свойств
биологического вида (индивидом мы рождаемся).
И понятие «личность» как социально-психологическая
сущность человека, формирующаяся в результате
усвоения человеком общественных форм
сознания и доведения, общественно-исторического
опыта человечества (личностью мы становимся
под влиянием жизни в обществе, воспитания,
обучения, общения, взаимодействия).
Психология
учитывает, что личность не только объект
общественных отношений, не только испытывает
социальные воздействия, но преломляет,
преобразует их, поскольку постепенно
личность начинает выступать как совокупность
внутренних условий, через которые преломляются
внешние воздействия общества. Таким образом,
личность не только объект и продукт общественных
отношений, но и активный субъект деятельности,
общения, сознания, самосознания.
Личность
есть понятие социальное, она выражает
все, что есть в человеке надприродного,
исторического. Личность не врожденна,
но возникает в результате культурного
и социального развития.
Особенная
и не похожая на других личность
в полноте ее духовных и физических
свойств характеризуется понятием «индивидуальность».
Индивидуальность выражается в наличии
разного опыта, знаний, мнений, убеждений,
в различиях характера и темперамента,
индивидуальность свою мы доказываем,
утверждаем.
Формирование
личности – очень сложный, длительный
и противоречивый процесс. Изменения
в нашем организме происходят на протяжении
всей жизни, но особенно интенсивно меняются
физические данные и духовный мир человека
в детском и юношеском возрасте. Формирование
не сводится к простому накоплению количественных
изменений и прямолинейному поступательному
движению от низшего к высшему. Характерная
особенность этого процесса – диалектический
переход количественных изменений в качественные
преобразования физических, психических
и духовных характеристик личности.
Основные
факторы, оказывающие влияние на
формирование личности, делятся на
следующие типы: биологическая наследственность;
физическое окружение; культура; групповой
опыт; уникальный индивидуальной опыт.
На
формирование личности определенное влияние
оказывают биологические факторы,
а также факторы физического
окружения и общие культурные
образцы поведения в отдельной
социальной группе. Однако главными факторами,
определяющими процесс формирования личности,
безусловно, являются групповой опыт и
субъективный, уникальный личностный
опыт. Эти факторы в полной мере проявляются
в процессе социализации личности.
1.2.
Социализация личности.
Социализация
личности представляет собой процесс
формирования личности в определенных
социальных условиях, процесс усвоения
человеком социального опыта, в ходе которого
человек преобразует социальный опыт
в собственные ценности и ориентации,
избирательно вводит в свою систему поведения
те нормы и шаблоны поведения, которые
приняты в обществе или группе. Нормы поведения,
нормы морали, убеждения человека определяются
теми нормами, которые приняты в данном
обществе.
Термин
«социализация» соответствует концепции,
согласно которой человек (ребенок) изначально
асоциален или его социальность сводится
к потребности в общении. В этом случае
социальность – процесс превращения изначально
асоциального субъекта в социальную личность,
владеющую принятыми в обществе моделями
поведения, воспринявшую социальные нормы
и роли. Считается, что такой взгляд на
развитие социальности характерен, прежде
всего, для психоанализа.
Понимание
процесса усвоения социальных норм, умений,
стереотипов, формирования социальных
установок и убеждений, обучения
принятым в обществе нормам поведения
и общения, вариантам жизненного стиля,
вхождения в группы и взаимодействия с
их членами как социализация имеет смысл,
если изначально индивид понимается как
несоциальное существо. И его несоциальность
должна в процессе воспитания в обществе
не без сопротивления преодолеваться.
В иных случаях термин «социализация»
применительно к социальному развитию
личности избыточен. Понятие «социальность»
не подменяет и не заменяет собой известных
в педагогике и в педагогической психологии
понятий обучения и воспитания.
Выделяют
следующие стадии социализации:
- Первичная
социализация, или стадия адаптации
(от рождения до подросткового периода
ребенок усваивает социальный опыт некритически,
адаптируется, приспосабливается, подражает). - Стадия
индивидуализации (появляется желание
выделить себя среди других, критическое
отношение к общественным нормам поведения).
В подростковом возрасте стадия индивидуализации,
самоопределения «мир и я» характеризуется
как промежуточная социализация, так как
все еще неустойчиво в мировоззрении и
характере подростка.
Юношеский
возраст (18-25 лет) характеризуется как
устойчиво концептуальная социализация,
когда вырабатываются устойчивые свойства
личности.
- Стадия
интеграции (появляется желание найти
свое место в обществе, «вписаться» в общество).
Интеграция проходит благополучно, если
свойства человека принимаются группой,
обществом. Если не принимаются, возможны
следующие исходы:
- сохранение
своей непохожести и появление агрессивных
взаимодействий (взаимоотношений) с людьми
и обществом;
- изменение
себя, «стать как все»; - конформизм,
внешнее соглашательство, адаптация.
- Трудовая
стадия социализации охватывает весь
период зрелости человека, весь период
его трудовой деятельности, когда человек
не только усваивает социальный опыт,
но и воспроизводит его за счет активного
воздействия человека на среду через свою
деятельность.
- Послетрудовая
стадия социализации рассматривает
пожилой возраст как возраст, вносящий
существенный вклад в воспроизводство
социального опыта, в процесс передачи
его новым поколениям.
Таким
образом, социализацию личности можно
рассматривать как совокупность
всех социальных и психологических
процессов, посредством которых
индивид усваивает систему значений,
норм и ценностей, позволяющих ему
функционировать в качестве полноправного
члена общества. Она включает в себя не
только осознанные, контролируемые, целенаправленные
воздействия, но и стихийные, спонтанные
процессы, так или иначе влияющие на формирование
личности.
1.3.
Периодизация развития
личности.
Периодизация
– разделение жизненного цикла на отдельные
периоды или возрастные этапы.
Разделение
жизненного пути на периоды позволяет
лучше понять закономерности развития,
специфику отдельных возрастных
этапов.
Рассмотрим
концепция полного жизненного цикла
Э. Эриксона. Развитие личности он представляет
как развитие «Я», в ходе которого индивид
устанавливает основные ориентиры по
отношению к себе и своей социальной среде.
Стержневым процессом развития личности
является динамика «эгоидентичность»
— чувства устойчивости и непрерывности
своего «Я», несмотря на происходящие
изменения.
Источник
Основные типы семейного воспитания, их эмоциональная, когнитивная и поведенческая характеристики. Особенности родителей, имеющих черты агрессивной, авторитарной модели общения. Влияние типов семейного воспитания на процесс личностного развития ребенка.
Подобные документы
Факторы и стиль семейного воспитания; их влияние на развитие личности ребенка. Его роль в семье и позиция родителей по отношению к детям. Возникающие деформации в личностном развитии ребенка и его эмоционально-волевой сфере, методы их коррекции.
дипломная работа, добавлен 31.01.2015
Понятие о стилях семейного воспитания. Педагогические условия, предупреждающие психологический дискомфорт детей пятого года жизни во время их пребывания в детском саду. Система работы по эмоциональной воспитанности ребенка средствами семейного воспитания.
курсовая работа, добавлен 07.07.2014
Характеристика ошибок воспитания, вызванных мотивацией родителей. Распространенные стили семейного воспитания. Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания. Родительские директивы как проявление ошибок в семейном воспитании.
реферат, добавлен 13.05.2010
Влияние семейного руководства на усвоение агрессивного поведения детьми. Природные особенности темперамента. Типичные ошибки семейного воспитания. Психологическое обеспечение гармоничного развития ребенка. Предупреждение десоциального влияния семьи.
дипломная работа, добавлен 09.03.2013
Роль семьи в развитии личности, цели воспитания, задачи семьи. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей. Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей. Ошибки семейного воспитания.
реферат, добавлен 29.11.2010
Семья как малая социальная группа. Стили семейного воспитания: гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жесткие взаимоотношения, повышенная моральная активность. Методы воспитания. Особенности физиологического и психологического развития подростков.
курсовая работа, добавлен 09.02.2011
Роль семьи в обществе. Авторитарный, демократический и попустительский стили семейного воспитания. Сущность и содержание психологической функции семьи. Подготовка беседы с родителями о половом воспитании. Специфика воспитания ребенка в многодетной семье.
реферат, добавлен 01.02.2016
Семья как фактор воспитания личности ребенка, ее место и значение в современном обществе. Типы и методы семейного воспитания. Констатирующий эксперимент: порядок и этапы, принципы организации, анализ полученных результатов, методические рекомендации.
курсовая работа, добавлен 20.06.2012
Теоретические основы исследования стилей семейного воспитания, опытно-экспериментальный анализ их влияния на развитие личности ребенка. Семья как социальный институт, ее функции. Тест-опросник родительского отношения по методике А.Я. Варга и В.В. Столина.
курсовая работа, добавлен 31.07.2010
Изучение специфики Я-концепции, ее структуры и основных составляющих. Особенности формирования Я-концепции в подростковом возрасте, влияние стилей семейного воспитания на развитие подростка. Самооценка и личностное самоопределение в юношеском возрасте.
дипломная работа, добавлен 25.02.2015
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
метки: Ребенок, Личность, Воспитание, Человек, Формирование, Жизнь, Поведение, Качество
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ 7
1.1. Понятие семейных отношений 7
1.2. Классификация типов семейных взаимоотношений 13
1.3. Классификация стилей воспитания 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТИПОВ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ НА ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК 24
2.1. Методики исследования детско-родительских отношений 24
2.1.1 Метод «Цветовая социометрия» 24
2.1.2 Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия 25
2.1.3 Методика «Рисунок семьи» 26
2.1.4 Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина 28
2.2. Результаты проведенного исследования 29
2.2.1 Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина 29
2.2.2 Методика «Рисунок семьи» 30
ГЛАВА 3. ОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ КАК ДЕТЕРМИНАНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ВВЕДЕНИЕ
Повсеместно главным институтом воспитания личности принято считать семью. Именно здесь совершаются первые и фундаментальные шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов, под влиянием окружающих его людей начинает происходить и формирование будущего хaрaктера малыша. По доминирующим структурам сeмeй, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе, и государстве в целом. Семья является тем зеркалом, в котором отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов, уровень нрaвственного рaзвития и культурный уровень данной нации.
Приобретенные ребeнком в детские годы в сeмьe качества он сохраняет и развивает в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Сeмья – это самый важный коллектив, играющий в воспитании маленького человека основную и долговременную роль.
6 стр., 2646 слов
Эстетическое воспитание в семье, имеющей ребенка с нарушением интеллекта
Реферат Тема: «Эстетическое воспитание в семье имеющей ребенка с нарушением интеллекта» Владимир 2013 Содержание Введение Эстетическое воспитание в семье имеющей ребенка с нарушением интеллекта Заключение Список литературы Введение Всестороннее развитие личности ребенка — основная цель семьи и школы. Идея всестороннего развития личности возникла давно, еще в эпоху Возрождения, более 500 лет назад. …
Родители, как никто другой, играют ответственную роль в жизни рeбeнка. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
В процессе формирования личности ребенка большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения. Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей её членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи. Чем меньше семья, тем выше требования психологической совместимости ее членов. В большой семье психотерапевтическая нагрузка распределяется, и возникают микрогруппы по интересам и духовной близости: отец-сын, бабушка-внучка и т.д.
Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на формирование личности и воспитание маленького человека.
Актуaльность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведение детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Таким образом, тема нашей курсовой работы является актуальной.
2 стр., 712 слов
Дети и семьи ВИЧ инфицированных. Психологические аспекты
Дети и семьи ВИЧ инфицированных . Психологические аспекты Невозможноточносказать, сколькодетейпострадалооттого, чтоихродители, братья, сестрыилидругиечленысемьибылиинфицированыВИЧ. Срединих: · Дети, родившиесяуВИЧ-позитивныхматерей. · ВИЧ-позитивныедетиилидети, укоторыходинизродителейинфицирован. · Дети, укоторыхВИЧ-позитивныеотцы (частоониприэтомстрадаютгемофилией). · Дети, …
Сложившиеся в последнее время ситуации в нашей стране (экономический кризис, межэтнические конфликты, нагнетание социальной и политической напряженности, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострили положение семьи среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья: изменение ее функций, сокращение размеров, изменение типа главенства.
Объектом нашего исследования являются типы семейных взаимоотношений в семьях младших школьников, а также личность младшего школьника в семье.
Прeдмет исслeдования: процесс формирования личности младшего школьника в семье и влияние взаимоотношений в семье на личность ребенка.
Цель работы: изучение типов семейных взаимоотношений и их роли в формировании личности ребенка.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
— изучить необходимую литературу по данной тематике;
— опрeдeлить основные понятия, необходимые для данного исследования;
— изучить типы семейных взаимоотношений и их влияние на формирование личности младших школьников;
— подобрать комплекс методик и изучить их;
— провести экспериментальное исследование по выявлению зависимости личности ребёнка от условий внутрисемейного воспитания.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала МОУ гимназия № 12 Краснооктябрьского района города Волгограда, а именно школьники десяти и одиннадцати лет, а также их родители.
Мeтодологической основой нашего исследования являются труды ученых таких, как В.В. Абраменкова, А.С. Макаренко, Г.С. Абрамова, С.В. Ковалёв, В.А. Сухомлинский, Н.В Бондаренко, М.И. Буянов, А.И. Баркан, Д.Н. Добрович, И.В.Гребенников, В.Я.Титаренко, Э. Эриксон и других.
6 стр., 2624 слов
Место нейронаук в изучении проблематики психологии личности: обзор исследований
Правительство Российской Федерации Национальный Исследовательский Университет Высшая Школа Экономики Факультет психологии Кафедра Психологии Личности Реферат по дисциплине «Консультативная психология» По теме: Место нейронаук в изучении проблематики психологии личности: обзор исследований Студент группы №381 Малахова София Москва 2015 Введение Непринятие психотерапевтами области нейропсихологии. …
Цели, задачи и материалы нашего исследования диктуют следующую его композицию: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
…………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. 2000. №1. — С.3-16.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2001. — 349с.
3. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. — М., АСТ-ПРЕСС, 2009. – 429с.
4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. — М., 1989. – 204с.
5. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. — М.: Просвещение, 1988. – 207с.
6. Горностая П.П. и Титаренко Т.М. Психология личности: Словарь-справочник. – К.: Рута, 2001. – 320с.
7. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. — М.: Знание, 1999. – 40с.
8. Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология.- М.: Гардарики, 2003 — 480 с.
9. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. — М.: Просвещение, 1999. – 128с.
10. Земска М. Семья и личность. — М.: Прогресс, 2000. – 117с.
11. Кемпбелл Р. Как по-настоящему любить своего ребенка. М.: Мирт, 2007- 125с.
12. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. — М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 415с.
13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. — М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.
14. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. — М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 2: Психология образования. – 548с.
15. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. — Воронеж., 2000. – 304с.
25 стр., 12263 слов
Социально-психологическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из неблагополучных семей
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ) ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ) СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬЕТ КАФЕДРА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «Социально-психологическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из …
16. Радугин А.А. Психология и педагогика. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Центр,2002. — 256 с.
17. Спиваковская А.С. Популярная психология для родителей. — СПб.: СОЮЗ, 1997. – 387с.
18. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. – М.: ЭКСМО, 2000. – 335с.
19. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в терапии.- С-Пб., 2001. – 256с.
20. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Флинта, 2010. – 344 с.
Источник