Курсовая работа на тему личностное развитие ребенка

Курсовая работа на тему личностное развитие ребенка thumbnail

Психологические новообразования и личностные характеристики ребенка дошкольного возраста. Эмоционально-волевая и мотивационная сферы дошкольника. Развитие нравственно-этических и социально-значимых представлений и ценностей, межличностных взаимоотношений.

Подобные документы

  • Психологические особенности детей дошкольного возраста. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры, ее место в деятельности дошкольника. Формирование эмоциональной сферы личности ребенка и развитие отношений со сверстниками во время ролевых игр.

    курсовая работа, добавлен 01.03.2019

  • Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста. Значение эмоций в процессе становления личности ребенка. Анализ методов и приемов, направленных на формирование эмоциональной сферы дошкольников, порядок диагностики данного процесса.

    курсовая работа, добавлен 20.01.2011

  • Особенности и закономерности развития детей дошкольного возраста. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Новообразования дошкольного возраста. Психологическая готовность дошкольника к школе. Психическое развитие детей дошкольного возраста.

    курсовая работа, добавлен 07.05.2018

  • Место детства в развитии личности. Роль социальных факторов и общения с людьми и его влияние на развитие личности. Личностные новообразования младенчества. Речь и становление личности. Формирование основных личностных качеств у ребенка дошкольника.

    курсовая работа, добавлен 19.02.2010

  • Особенности процесса детско-родительских взаимоотношений. Роль семьи в развитии личности дошкольника. Организация, методы и результаты исследования влияния детско-родительских отношений на развитие различных сторон личности ребенка дошкольного возраста.

    дипломная работа, добавлен 20.04.2015

  • Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Предметная деятельность и игра. Восприятие, внимание, память дошкольника. Воображение и мышление дошкольника. Развитие личности в дошкольном возрасте. Эмоционально-мотивационная регуляция поведения.

    реферат, добавлен 07.04.2015

  • Составляющие структуры личности по Фрейду. Личностные характеристики детей от 3 до 6 лет. Обзор социально-психологических предпосылок и условий развития личности ребенка дошкольного возраста. Инициативность вместо чувства вины. Интервью как метод оценки.

    реферат, добавлен 25.11.2013

  • Характеристика, психологические причины и проявления «кризиса 3-х лет». Сущность игры по Л.С. Выготскому. Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства, центральные новообразования. Развитие восприятия, мышления и речи ребенка дошкольного возраста.

    реферат, добавлен 28.03.2012

  • Психическое развитие ребенка младенческого, дошкольного возраста. Развитие познавательной сферы детей. Начальные этапы формирования личности ребенка. Организация режима дня, учебной деятельности. Особенности ребенка, проявляющиеся в первый месяц обучения.

    лекция, добавлен 22.03.2018

  • Кризис трех лет — формирование целостного феномена «Я сам». Предметная деятельность дошкольника, значение игры в его развитии. Влияние социальных институтов на развитие личности. Психологические новообразования дошкольного возраста, готовность к школе.

    контрольная работа, добавлен 04.09.2010

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Сущность социально-личностного развития дошкольника

Определение 1

Социально-личностное развитие – это формирование верного отношения ребёнка к себе и окружающему, а также его социальных мотивов, потребностей.

В соответствии с ФГОС ДО социально-личностное развитие включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и направлено на:

  • усвоение детьми ценностей и норм, принятых в современном обществе;
  • формирование и развитие навыков общения посредством активного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
  • формирование навыков самостоятельности, самовоспитания, саморегуляции и направленности своих действий;
  • развитие эмоционального и социального интеллекта, сопереживания и эмоциональной отзывчивости (эмпатии);
  • формирование готовности к осуществлению совместных видов деятельности со сверстниками;
  • формирования уважения к окружающим людям, Родине, истории и традициям народа;
  • формирования гордости и чувства принадлежности к своей семье, определенной национальности и сообществу;
  • формирование положительного отношения к разным видам трудовой и творческой деятельности;
  • формирование основ по безопасному поведению в быту, обществе и природе.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

В рамках ДОУ социально-личностное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в следующих формах:

  • образовательная деятельность;
  • совместные виды деятельности воспитателя и детей;
  • совместная деятельность воспитанников;
  • индивидуальные виды работы воспитателя с детьми.

В настоящее время современные детские сады уделяют большое внимание решению проблемы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что оно направлено на формирование отношения ребенка окружающему миру и самому себе, способствует выработке социальных потребностей и мотивов, становлению самопознаний. Социально-личностное развитие требует от педагога немалых затрат труда и проявление педагогического профессионализма, способствующих получению видимого результата.

Задачи социально-личностного развития дошкольников

Основные задачи социально-личностного развития детей дошкольного возраста:

  1. Формирование у детей полноценной картины социального мира, самого себя и своего места в социуме.
  2. Воспитание активной жизненной позиции и адекватных социальных чувств.
  3. Формирование представление об окружающих людях, самом себе, природе, рукотворных произведениях и т.д.
Читайте также:  Что нужно давать ребенку для развития речи

Процесс социально-личностного развития продолжается у человека на протяжении всей его жизни. Однако его фундамент закладывается в дошкольном детстве. Именно в этот возрастной период у ребенка формируются первые компоненты социального поведения, появляются эмоционально-личностные и поведенческие линии. Дети всегда активны и стремятся к выполнению различных видов деятельности, задача воспитателя (родителя) не тормозить их в этом стремлении, а напротив, мотивировать на постоянное развитие и совершенствование, не давать угаснуть желанию развиваться и познавать. Большую роль в этом направлении имеют разнообразные виды игр, в которые ребенок играет не только со сверстниками, но и со взрослыми и даже сам с собой.

Ошибочным является мнение, что ребенок должен постоянно заниматься чем-то полезным, а не только играть. Однако, именно игра является ведущим видом деятельности ребенка. В игре ребенок познает мир, развивается, у него формируются необходимые умения и навыки. В процессе игр развитие детей движется быстрыми темпами: психическое, социальное, эмоциональное. Каждый педагог, организуя социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, должен максимально использовать возможности игры для социального развития детей.

Средства и способы социально-личностного развития дошкольников

Успешность социально-личностного развития во многом зависит от непрерывности образовательного процесса, организуемого педагогом.

Личный опыт ребенка дошкольного возраста формируется естественным путем, в тех видах деятельности, которые ему доступны, понятны и интересны. Ведущим видом деятельность ребенка-дошкольника является игра. В игре ребенок может максимально раскрыться, проявить самостоятельность, ненавязчиво освоить способы и средства познания, общения и деятельности.

Замечание 1

Таким образом, игра является основным способом социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста. Через игру ребенок имеет возможность войти в общество, познакомиться с профессиями, социальными ролями и особенностями взаимодействия людей друг с другом.

В ДОУ с целью социально-личностного развития детей применяют следующие виды игр:

  • Первый класс игр – игры, организуемые по инициативе детей: самостоятельные сюжетные, театрализованные, сюжетные и т.д.
  • Второй класс игр – игры, организуемые по инициативе взрослых: дидактические, игры-забавы, подвижные, интеллектуальные.
  • Третий класс игр – это народные игры: досуговые, обрядовые, тренинговые, архаические.

Кроме того, игры, используемые для социально-личностного развития детей, делят на:

  1. Творческие игры: строительные, сюжетно-ролевые, игры с водой и песком и т.д.
  2. Игры с правилами: дидактические (математические, экологические, речевые и т.д.), сюжетные, бессюжетные, спортивные, интеллектуальные и т. д.

Используя игры, воспитатель ДОУ решает следующие задачи социально-личностного развития воспитанников:

  1. Игры способствуют обретению ребенком уверенности в собственных силах, веры в людей.
  2. Обеспечение настроя на позитивное отношение к самому себе и окружающей действительности, реализацию собственного предназначения.
  3. Включение каждого ребенка в процесс самовоспитания и самопознания.
  4. Воспитание ответственности, аккуратности, рачительности и самоорганизации.

Замечание 2

Игра – это достаточно сложный социально-психологический феномен, который имеет большое значение не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого человека и является непременным условием разностороннего развития личности.

Источник

Родители чаще всего приходят в первый раз с жалобами на задержку психического развития таких детей, и прежде всего — развития речи; обо всех остальных трудностях они сообщают позже. Эти прочие трудности в жалобах родителей уходят на второй план, потому что они ко многому притерпелись и приспособились — ребенок уже приучил их к сохранению особых необходимых ему условий жизни, прежде же всего — к строгому соблюдению сложившегося жизненного стереотипа, в который включаются и обстановка, и привычные действия, и весь распорядок дня, и способы контакта с близкими. Обычна особая избирательность в еде, в одежде, фиксированные маршруты прогулок, пристрастия к определенным занятиям, предметам, особый строгий ритуал в отношениях с близкими, многочисленные требования и запреты, невыполнение которых влечет за собой срывы в поведении ребенка. [17, с. 283]
Прогноз на будущее для детей данной группы лучше. При адекватной длительной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в школе (чаще – в массовой, реже – во вспомогательной).
Детей третьей группы
Аутизм предстаёт как захваченность, поглощённость ребенка своими узкими и стереотипными интересами.
• Монологичность в поведении, жесткое неукоснительное разворачивание собственных стереотипных программ поведения ребенка; любой «сбой с программы», необходимость вести диалог с собеседником, подстраиваться под изменения вызывают негативизм и агрессию, чаще вербальную
• Аутостимуляция – через стереотипное проговаривание, рисование и т.п. аффективно заряженных тем, сюжетов, впечатлений, как правило связанных со страхами и/или аффективным реагированием близких.
• Речь – развернутая, как правило интонационно и лексически своеобразная, часто чрезмерно «книжная»
• Накопление большого объема сведений из области стереотипных интересов, которые не используются для решения жизненных задач и сами по себе, без специальной психокоррекционной работы, не могут позитивно влиять на социализацию. [10, с. 76-80]
Данную форму легче всего отличить по внешним проявлениям, прежде всего — по способам аутистической защиты. Такие дети выглядят уже не отрешенными, не отчаянно отвергающими окружающее, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. [19, с. 214]
В данном случае родители вынуждены обращаться за помощью к специалистам не из-за отставания в речевом или интеллектуальном развитии, а в связи с трудностями взаимодействия с таким ребенком, его экстремальной конфликтностью, невозможностью с его стороны уступить, учесть интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или проигрывать один и тот же сюжет. Родителей нередко беспокоит, что ему нравится, когда его ругают, он старается все делать назло. Содержание его интересов и фантазий часто связано со страшными, неприятными, асоциальными явлениями. [14, с. 235]
Эти дети при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе. [8, с. 153]
Детям четвертой группы
Аутизм ребёнка 4 группы – тормозимость в социальных контактах, экстремальная застенчивость
• Характерны тревожность, негибкость в следовании социальным правилам, страх не соответствовать ожиданиям («сверх-правильность»), пассивное подчинение и трудности выбора; зависимость от постоянного подбадривания, одобрения со стороны близкого человека. Ребёнку труднее выстраивать контакты с ровесниками, чем со взрослыми [11, с. 75]
• Развернутой специфической аутостимуляции нет, но возможны отдельные проявления аутостимуляторной активности, особенно на фоне утомления и напряжения, проявления возбуждения и импульсивности
• В интеллектуальной деятельности: медлительность, трудности понимания речи, снижение активности из-за страха перед неодобрением. Крайне трудно таким детям свободно рассуждать о чем-л., высказывать свое мнение присущ аутизм в его наиболее легком варианте. На первый план здесь выступают уже не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах (т. е. контакт прекращается при ощущении малейшего препятствия или противодействия), неразвитость самих форм общения, трудности сосредоточения и организации ребенка. [13, с. 57]
Таким образом, аутист предстает здесь уже не как загадочный уход от мира или его отвержение, не как поглощенность какими-то особыми аутистическими интересами. Туман рассеивается, и высвечивается центральная проблема: недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Поэтому родители таких детей приходят с жалобами не на трудности эмоционального контакта, а на задержку психического развития в целом.

Читайте также:  Игры на развитие эмоций и навыков общения у ребенка

Источник

Фрагмент работы

Введение

Содержание

Список литературы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в соответствии с целью и задачами исследования можно сделать следующие выводы:
1. Личностное развитие детей дошкольного возраста — актуальная задача дошкольной педагогики, так как дошкольное детство — первый период психического развития детей и поэтому самый ответственный, так как этот возрастной период является первоначальным становлением личности: возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами, соподчинение мотивов и самосознание.
2.Исследователи считают, что всестороннее и целостное личности старшего дошкольника происходит в процессе совместной деятельности, среди которых наиболее значимая роль принадлежит сюжетно-ролевой игре — ведущему в
Показать все

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное детство — первый период психического развития детей и поэтому самый ответственный, так как именно в это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности ребенка, его познавательных процессов и различных видов деятельности.
Именно в этом возрасте взрослые находятся с ребенком в самых близких отношениях, принимают в его развитии самое активное участие. Ребенок активно изучает окружающий его мир, подражая взрослым, поэтому для правильного формирования личностного развития дошкольника взрослым, которые находятся рядом с ним, будь то педагог, воспитатель или родители, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка и особенности ведущего типа его деятельности.
Большинство психологов и педагогов считают, что ведущая деятельность детей дошко
Показать все

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА РАЗВИТИИ ИХ ЛИЧНОСТИ 6
1.1 Понятие и сущность личностного развития дошкольников в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста 9
1.3 Сюжетно-ролевая игра, ее роль в развитии личности старшего дошкольника 12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА 20
2.1 Организация и методики исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 21
2.3 Рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр как средства личностного развития дошкольников 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 37

Читайте также:  Центр развития ребенка талант

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахтян А.Г. Социально-личностное развитие дошкольников: подходы к определению понятия[Текст]./ А.Г. Ахтян // Педагогика. — Вестник МГОУ — 2012. — №3. — С.19-22.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей [Текст]/ Л.И. Божович. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 400 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст]/Л.С.Выготский. ВЛАДОС, 2009. — 335с.
4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада [Текст]. — М.: «Мозаико-Синтез» 2010. — 164 с.
5. Деркунская В.А, Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7 лет: учебно-методическое пособие — М.: Центр педагогического образования. — 2014. -128с.
6. Детская практическая психология: Учебник
Показать все

Источник

По результатам проведенного исследования можно сделать выводы.
Детство — это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности. Игра — это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребенок — это, без сомнения, играющий ребенок. Игра — определенное отношение мира к ребенку и ребенка к миру, ребенка к взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к сверстнику, сверстника к
Показать все

Сейчас быстрыми темпами происходит реформирование всех звеньев образовательной системы, в том числе и дошкольной. Важной его задачей является разработка теоретических и методических основ дошкольного воспитания на принципах демократизма и гуманизма и психолого-педагогических принципах. Важное место в этом процессе занимает игра ребенка, то есть активная деятельность ребенка, во время которой он овладевает языком как основным средством общения, отношениями, социальными функциями. Это «детское моделирование социальных отношений». Во время игры формируется интеллектуальная сфера ребенка, эмоциональная, моральная. Она способствует совершенствованию детского организма и физическом развитии, развивает воображение.
Проблема игры была всегда актуальной. Основную форму проявления детской активности
Показать все

Введение 3
Глава 1. Педагогические подходы к определению развивающей игры 5
1.1. Игра как важное средство всестороннего развития детей дошкольного возраста 5
1.2. Понятие развивающей игры и ее особенности 9
Глава 2. Прикладные аспекты применения развивающих игр для познавательного и личностного развития дошкольников 16
2.1. Характеристика познавательного и личностного развития дошкольников 16
2.2. Описание технологии применения развивающей игры для познавательного и личностного развития дошкольников 21
Заключение 28
Литература 30

1. Богуславская 3.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста: кн. для воспитателя дет. сада / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. -М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь / Выготский Л. С. Собр. соч. : В 6т. — М, 1983. — Т. 2. — С. 322.
3. Выготский Л. С. Проблема возраста / Выготский Л. С. Собр. соч. : В 6 т. — М., 1984. — Т. 4. — С. 244-268.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка /Психология развития / Л. С. Выготский. — СПб.: Питер, 2001. — С. 56-79
5. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. — 1987. — № 7. — С. 45-50.
6. Гельфан Е. Л/., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. — М. : Педагогика, 1971.
7. Запорожец А. В., Усова А. П. Психология и педагогика игры дошколь¬ника. — М.: П
Показать все

Источник