Курсовая по развитию самооценки ребенка в дошкольном возрасте

Государственное образовательное 
учреждение

высшего профессионального образования

Новосибирский Государственный Педагогический
Университет

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Курсовая работа

Развитие самооценки
у детей старшего дошкольного возраста в системе детского сада

Выполнила:

студентка 2 курса,

Чепурная  С.Н.

Научный руководитель:
Беляева Р.А.

Новосибирск – 2010

Содержание

Введение.

Глава 1.Анализ психолого-педагогических
источников по проблеме исследования.

    1. Понятие самооценки в детской психологии.
    2. Развитие самооценки на протяжении дошкольного детства.
    3. Факторы формирования самооценки у старшего дошкольника
      в системе детского сада.
    4. Влияние личности воспитателя на формирование самооценки старшего дошкольника в системе детского сада.

Глава 2.Эксперементальное исследование
условия развития самооценки у старшего
дошкольника.

 Заключение.

Список литературы.

Введение

Объектом настоящей
курсовой работы является самооценка
ребенка.

Предметом – условия
развития и механизмы формирования самооценки.
Эти части будут подробно рассмотрены
в первой главе

Актуальность выбранной
для исследования темы заключается в том,
что вопросы воспитания волновали всегда
и всех, а на сегодняшний день к ним проявляется
особый интерес как со стороны СМИ, так
и со стороны родителей, и педагогов.

Гипотеза – взаимодействие
со взрослыми и сверстниками оказывает
влияние на самооценку ребенка.

Целью исследования
является рассмотрение формирования самооценка
ребенка в системе детского сада.

 Для достижения поставленной 
цели необходимо решить ряд конкретных задач:

  1. рассмотреть понятие самооценки;
  2. просмотреть развитие самооценки на протяжении дошкольного детства;

3. продемонстрировать
на примере экспериментального изучения
условия  развития  самооценки у
старшего дошкольника.

.

Цели и задачи работы определили
её композицию. Курсовая работа состоит
из следующих частей:

  1. Введение, в котором определяется объект исследования, описываются цели, задачи, композиция курсовой работы;
  2. Глава 1,  в которой рассматривается
    психологическая природа самооценки
  3. Глава 2, в которой приводится экспериментальное изучение самооценки ребенка;
  4. Заключение, содержащее общие выводы по работе;
  5. Список использованной литературы, включающий 30 наименований.

Глава 1АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

    1. Понятие самооценки в детской психологии.

Самооценка
– это оценка личностью самой себя, своих
возможностей, способностей, качеств и
места среди других людей. Самооценка
относится к фундаментальным образованиям
личности. Она в значительной степени
определяет ее активность, отношение к
себе и другим людям.

Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет,
например, оценка своей внешности, различных
черт характера. В общей, или глобальной самооценке
отражается одобрение или неодобрение,
которое переживает человек по отношению
к самому себе.

Процесс формирования
глобальной самооценки противоречив и 
неравномерен. Это обусловлено тем, что
частные оценки, на основе которых формируется
глобальная самооценка, могут находиться
на разных уровнях устойчивости и адекватности.
Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать
между собой: быть согласованными, взаимно
дополнять друг друга или противоречивыми,
конфликтными. В глобальной самооценке
отражается сущность личности.

Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно
(завышать либо занижать свои успехи, достижения).
Самооценка может быть высокой и низкой, различаться
по степени устойчивости, самостоятельности,
критичности.

Заниженная 
самооценка — проявляется в недооценке
человеком своих качеств, возможностей.
В детском возрасте она возникает после
неоднократных, низких оценок и негативного
отношения к деятельности человека со
стороны окружающих — учителей, родителей,
сверстников — тем более, если они солидарны
в данной оценке. Заниженная самооценка
чаще всего последствие слабого знания
личностью своих возможностей или стимулируемая
значимыми другими недооценка ею самой
себя. Она ведет к пассивности личности
в связи с боязливым ожиданием плохих
результатов, к высокой тревожности, к
постоянному самоунижению. Дети и взрослые
с низкой самооценкой всегда более остро
реагируют на критику, смех, порицание.
В общении с окружающими они чувствуют
себя неловко, заранее уверены в том, что
партнеры о них плохого мнения. Низко оценивающие
себя люди принимают значительно меньшее
участие в общественной жизни, не стремятся
на выборные должности, склонны к самоизоляции
и одиночеству. В эмоциональном плане
для них свойственен постоянный страх:
субъект не только охвачен всевозможными
подозрениями, но, накапливая опыт своих
ошибок и поражений, он может почувствовать
себя совершенно безнадежно, склониться
к суициду.

    В деятельности для 
них характерен низкий уровень 
мотивации, неуверенность в достижении
цели, отказ от попыток добиться какого-то
успеха: «Меня не интересует…», «Это
не для меня…» В реализации своих ролевых
функций, такому человеку свойственны
неуверенность, негативные ожидания в
результатах: «Я никогда не смогу достичь
таких успехов…», «Зачем волноваться,
у меня все равно шансов нет». Даже положительную
оценку такой человек воспринимает с подозрительностью:
«Вы, конечно, на самом деле так не считаете».

Адекватная, т.е.
соответствующая, соразмерная внутренним
потенциалам самооценка может проявляться
в целом спектре своих вариантов — от адекватно
низкой до адекватно высокой. Между конкретными
модификациями адекватной самооценки
естественно наблюдается определенная,
порой существенная несхожесть и каждый
из них при их многообразии очень трудно
охарактеризовать. Поэтому рассмотрим
лишь крайние проявления адекватной самооценки.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут физического развития ребенка в детском саду

Адекватно низкая
самооценка — человек видит ограниченность
своих возможностей в каких-то видах деятельности
и творчества, свои слабости и недостатки,
не позволяющие ему претендовать на определенные
посты и должности, но совершенно не удручается
этим, поскольку «нашел себя» в других
делах и видах досуга, сумел выработать
компенсаторные механизмы, способствующие
сохранению уровня собственного достоинства,
внутриличностного комфорта.

Адекватно высокая 
самооценка — признание человеком
высокого значения своих потенциалов
для социального окружения и для его самого.
Имеет основой объективную оценку личности
со стороны окружающих, а также знание
ею своих положительных и отрицательных
сторон с опорой, прежде всего на сильные
стороны личности. Адекватная самооценка
означает, что человек принимает и уважает
себя, положительно относится к себе как
к личности, а это ведет к уверенности
в своих действиях и поступках, к стабильности
настроения, к высокому уровню самостоятельности.
В силу его личностных характеристик избранные
виды деятельностей выполняются им без
особых затруднений, как «сами собой»,
принося ощутимые результаты. Такой человек
активно участвует в общественной работе,
объективно, с пониманием принимает критику
со стороны окружающих. Отношения с другими
людьми обычно ровные, строящиеся на равноправии
и уважении. Именно потому, что индивид
принимает свою собственную высокую ценность,
он способен видеть, принимать и уважать
достоинство других.

   Когда жизнь ставит перед 
таким человеком сложные задачи 
и воздвигает труднопреодолимые 
препятствия, когда проблемы возрастают
и требуют своего решения, он может снизить
свою самооценку и переживать собственные
неудачи. Однако он понимает, что это —
временное состояние, поэтому, не комплексует,
не ищет оправданий и не занимается самобичеванием,
способен принять помощь со стороны других
людей.

  Завышенная самооценка — переоценка человеком своих задатков,
навыков и умений, возможностей. Формируется
обычно после частых захваливании в семье
и школе, необоснованного восхищения талантами
«вундеркинда» или «грандиозными
успехами» специалиста и профессионала.
Такая самооценка нередко ведет к сознанию
собственной исключительности, к зазнайству.
К окружающим такой человек относится
с явным превосходством, любит, чтобы все
восхищались его деятельностью и успехами,
высказывали ему благодарственные чувства.
Если вовремя не принять меры, в таком
человеке могут сформироваться серьезные
негативные качества: поверхностность,
высокомерие, карьеризм. Взаимодействие
с людьми, имеющими завышенную самооценку,
также затруднено, поскольку амбиции,
зазнайство или самодовольство, характерные
для многих из них, детерминируют неправельные
реакции на внешние воздействия. Необходимо
признать нормальным и естественным для
любого человека стремление к адекватно
высокой самооценке. Он будет «искать»
такие обстоятельства, которые обеспечивают
достижение данного состояния и, наоборот,
всеми средствами и способами стремится
уйти от ситуации, которые не дают ему
такой комфортности, «принуждая» формировать
адекватно низкую, тем более заниженную
самооценку.

Психологическая восприимчивость 
оценивания усиливается для индивида
в связи с подключением к этому
процессу эмоций и чувств. Частая невысокая
или негативная оценка или даже возрастание
вероятности получения таковой ведет
к отрицательным эмоциям, которые объект
оценки стремится минимизировать — ослабить,
прервать, предотвратить. Наоборот, одобрение
результатов и хода деятельности, позитивное
подкрепление самооценки индивида со
стороны других порождает положительные
эмоции, активно максимализируемые оцениваемым
с целью их усиления, продления, повторения.

Таким образом, и рациональные и 
эмоциональные аспекты самооценки
показывают ее особенную весомость в структуре
личности, стремление любого индивида
высоко держать над собой «‘знамя собственного
достоинства», подчеркивать перед другими
значимость своего «Я».

    1.  Развитие самооценки на протяжении дошкольного детства.

К концу третьего года
жизни происходит «отделение»
ребенка от других людей и осознание 
собственных возросших способностей
и возможностей. Оценка своих поступков 
становится возможной только на основании 
сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками,
качествами других. Сравнение в начале
касается не личностных качеств, а внешних
атрибутов. Постепенно меняется предмет
оценки. Существенным сдвигом в развитии
личности дошкольника является переход
от предметной оценки другого человека
к оценке его личностных свойств. Усвоение
норм и правил поведения становится теми
мерками, которыми пользуется ребенок
в оценке других людей. Достигая старшего
дошкольного возраста, ребенок усваивает
моральные нормы и начинает учитывать
последовательность своих поступков,
использовать их в качестве меры для оценки
себя и окружающих.

Успех, неуспех конкретного 
действия не отделяется от переживания 
благополучия-неблагополучия своей 
личности. Если в общении со взрослыми 
первоначально закладывается ядерная структура образа,
то в контактах со сверстниками в образе
себя и в образе ровесника отражаются,
в первую очередь, представления, организующие
содержательно определяющие его периферическую
структуру. Младший дошкольник имеет явление
доминирования ядерных структур над периферическими.
В тех случаях, когда он не находит необходимого
отклика, у ребенка складывается заниженная
самооценка. Важные источники представления
о своих возможностях – самостоятельная
деятельность, контакты со сверстниками
и деловое общение со сверстниками. Однако
опыт игры и контактов со сверстниками
откладывается в периферических структурах
по началу мало воздействует на ядерные
образования. Между ядром и периферией
начинают устанавливаться двусторонние
отношения, при которых не только центр
определяет эмоционально и содержательно
периферию, как было ранее, но намечается
обратное влияние. В старшем дошкольном
возрасте складываются двусторонние связи
между ядром и периферией. Это выражается
в развитии самооценки, в знании ребенком
предметной и социальной ситуации.

Читайте также:  Сенситивные периоды развития ребенка занятия

Таковы тенденции развития
осознания себя ребенком, становления 
его самооценки.

По мере развития ребенка 
влияние разных факторов, определяющих
его самооценку, меняется. В исследовании
Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, М.И. Ганошенко были выявлены следующие
данные:

4-4,5 года жизни

самооценка связывается 
с успешностью предметной деятельности

4,5-5,5

В отношение ребенка 
к себе начинает проникать оценка
сверстника. Самооценка также связана 
с предметной деятельностью, но в отношение к себе начинает проникать
опыт взаимоотношений ребенка со сверстниками
в предметной деятельности.

5,5-6,5

Утрата предметной деятельности
своего ведущего положения. Ни один вид 
детской деятельности (в т.ч. и 
игра) не имеет связи с самооценкой ребенка. Самооценка также не связана
и с социальной сферой дошкольников. В
этом возрасте успешность предметной
деятельности связана только с предполагаемыми
ребенком оценками этих деятельностей
другими людьми.

6,5-7

Отношение ребенка к 
себе опосредуется оценками сверстников, мамой и воспитателем,
а результативность деятельности становится
важной.

7-7,5

Сфера общения ребенка 
со сверстниками и взрослыми напрямую
определяет отношение ребенка к 
себе.

Источник

Самооценка ребёнка дошкольного возраста

Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности.

В  самооценке отражается то, что человек узнает о себе от других, а также его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это, в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.

Самооценка не дана нам изначально. Её формирование происходит в процессе какой-либо деятельности и межличностного взаимодействия. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом.

В дошкольном возрасте происходит формирование новых психологических механизмов регуляции деятельности и поведения, поэтому старший дошкольный  возраст является очень важным этапом в развитии осознания ребенком самого себя и становлении его самооценки.

Дошкольный возраст — это возраст совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. В результате соподчинения мотивов происходит  овладение детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки. В этом возрасте изменяется характер взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми и он уже способен оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества.

Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, самостоятельность, становление нравственной позиции и возникновение обобщённо — интеллектуального переживания.

В развитии самосознания ребёнка очень важна роль взрослого, который, организуя деятельность старшего дошкольника, помогает ему овладеть средствами осознавания себя и самооценивания.

В процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» — «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» — «каким бы я хотел быть»). В период дошкольного детства дети конструктивно взаимодействуют с окружающими, что и приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Не последнюю роль в развитии самооценки у детей старшего дошкольного возраста играет общение со сверстниками. Обмениваясь оценочными воздействиями, у дошкольника возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами.

Самооценка формируется в таких видах деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка. В разных видах деятельности самооценка разная.

Например, в игре, как в ведущей деятельности дошкольника, самооценка и ее особенности проявляются в формировании межличностных отношений. В процессе общения со сверстниками, при обмене оценочными воздействиями, возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами.

Благодаря трудовой деятельности в дошкольном возрасте закладываются основы будущего профессионального самоопределения. Коллективный характер активности старших дошкольников приводит к необходимости обсуждать план своей совместной деятельности, распределять участки работы и согласовывать их между собой, определять ответственных за полученный результат. В результате такой работы у детей развиваются навыки самоконтроля и самооценки на основе сравнения собственной работы с плодами труда ровесников.

Читайте также:  Роль самосознания в развитии личности ребенка

Изобразительная деятельность направлена не только на художественное творчество, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету. Являясь одной из самых интересных, изобразительная деятельность позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное или отрицательное отношение (и тогда, прорисовывая неприятные явления, ребенок как бы изживает вызванные ими неприятные чувства).

В результате исследований было выявлено, что дети, стремящиеся выделить себя через деятельность, чаще завышают свои самооценки; а если выделение происходит через сферу отношений, самооценка обычно бывает заниженной.

Для старших дошкольников, стоящих на пороге кризиса 6-7 лет, характерна несколько завышенная самооценка. В условиях привычной деятельности (в игре, рисовании) они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной, а в незнакомой ситуации – завышена, т.к. дети еще не могут правильно оценить себя. К концу старшего дошкольного возраста у большинства дошкольников формируется адекватная самооценка.

Но встречаются и дети с неадекватно завышенной самооценкой. Они, как правило, очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию.

Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны.

Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, не уверены в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным.

Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее. Такие дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников.

Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия — основа формирования самоконтроля и самооценки. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.

Как выявить самооценку?

Способ № 1.

Спросите у ребёнка:

— Ты хороший?

— Ты добрый?

— Ты красивый?

— Ты умный?

— Ты послушный?

— Ты аккуратный?

Для уточнения можно задать вопрос: «Почему ты так думаешь?».

За каждый ответ «Да» — 1 балл.

  1. баллов – самооценка завышена

     5 баллов – высокая самооценка

     4 балла – средняя самооценка

     2-3 балла – низкая самооценка

     1-0 балла – очень низкая самооценка.

Способ № 2.

По расположению рисунка ребёнка на листе и его размеру.

Вверху – высокая самооценка

В центре – средняя самооценка

Внизу – низкая самооценка.

Маленькая фигурка наверху – стремление повысить низкую самооценку;

Большая фигура внизу – стремление снизить самооценку (или это результат воздействия окружающих на личность ребёнка).

Изображение во весь лист может говорить об эгоцентризме ребёнка.

Способ № 3.

Наблюдение за ребёнком.

Неуверенность в поведении, боязливость, высказывания «у меня не получится», «я не смогу», «я так не умею», «я плохой» свидетельствуют о низкой самооценке.

Способ № 4.

«Нарисуй себя»

По тому, как ребёнок себя изобразил, вы сразу поймёте, как он к себе относится.

Советы родителям

  • любите своего ребёнка!
  • Замечайте все успехи и достижения, даже самые маленькие.
  • Говорите своему ребёнку о том, как он много для вас значит.
  • Хвалите и поощряйте.
  • Верьте в него!
  • Играйте с ним, общайтесь и помните, что именно проявление любви даёт ощущение собственной ценности.

Источник