Культурно гигиенические навыки ребенка на 2 году жизни

МБДОУ детский сад г. Павлово

Методическая разработка раздела общеобразовательной программы

по теме «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей 2 – 3 лет»

Аттестационная работа

на I квалификационную категорию

воспитателя Ульяновой Н.Б.

Образование среднее специальное

Педагогический стаж 25 лет

г. Павлово, 2014 г.

Актуальность проблемы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей

Известно, что самые прочные привычки формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно — гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Воспитание у детей навыков личной гигиены и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Наши отечественные педагоги Нечаева В.Г., Горбачева В. А. и психологи Мухина В.С., Субботский Е. В. доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений.

Также проблемами воспитания культурно- гигиенических навыков занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л. С., Забрамная С. Д., Малер А.Р., Шипицина Л. М.

С первых дней жизни при формировании культурно- гигиенических навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Культурно – гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость и самостоятельность.

Освоение культурно — гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трехлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки.

С формированием культурно – гигиенических навыков развиваются и нравственные качества. Малыши до трех лет испытывают удовольствие от того, что они в начале выполняют действия вместе со взрослым, а потом самостоятельно.

Актуальность проблемы развития культурно – гигиенических навыков дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников.

Анализ существующих программ

  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

По воспитанию культурно – гигиенических навыков в первой младшей группе тут решаются такие задачи:

— Продолжать учить под контролем взрослого , а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;

— Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок, формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовой платок, расческа, салфетка, полотенце, горшок);

— В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке;

— В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь; в определенном порядке складывать снятую одежду, и правильно надевать одежду и обувь.

  • Программа «Кроха» Г. Г. Григорьевой и др.

В этой программе не дается конкретного содержания культурно – гигиенических навыков. Однако очень подробно объясняется последовательность выполнения действий, даются рекомендации, пояснения. Она представляем собой целостную научно – обоснованную программу и методику последовательного воспитания, обучения и развития детей от рождения до трех лет.

  • Программа «Детство» В. И. Логиновой и др.

Авторы этой программы предлагают формировать не только культурно – гигиенические навыки, но и представления.

Задачи для формирования каждого практического навыка расписываются отдельно: умывание, поведение за столом, одевание, уход за вещами и игрушками, уход за внешним видом, игровые приемы.

Цели и задачи раздела

Цель: формировать у детей основы культуры поведения через привитие культурно – гигиенических навыков.

Познавательные:

  • Формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания и еды);
  • Учить под контролем взрослого, а потом самостоятельно, мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
  • Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, горшком).

    Развивающие:

  • Развивать у детей умение запоминать последовательность действий;
  • Развивать и обобщать знания о назначении предметов гигиены (мыло, полотенце, зубная щетка);
  • Развивать у детей интерес к совместным действиям со взрослым (воспитателем) и между сверстниками.

   Воспитательные:

  • Воспитывать у детей аккуратность во время приема пищи, соблюдать правила поведения за столом;
  • Формировать у детей стремление быть опрятными, бережно относиться к одежде, игрушкам, поощрять самостоятельность;
  • Воспитывать у детей вежливость в общение (говорить слова «спасибо! здравствуйте! до свидания»);
  • Воспитывать чувство взаимопомощи.

Возрастные особенности детей 2-3 лет

Поставленные задачи могут быть успешно решены только на основе учета возрастных особенностей ребенка. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее, продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно – деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно – действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоение культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Возрастной особенностью детей 3 –го года является стремление к самостоятельности. Для более легкого овладения определенными навыками, действия делят на несколько операций. На начальном этапе усвоение навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать  им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия.

Еще одной важной особенностью этого возраста является то, что по мере овладения новыми действиями детям хочется их неоднократно повторять. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

Освоение детьми культурно – гигиенических навыков осуществляется в разных формах работы организации педагогического процесса:

  • в процессе режимных моментов
  • в непосредственно образовательной деятельности
  • в создании условий для самостоятельной деятельности детей
  • во взаимодействии с семьями воспитанников

И в разных формах организации детей:

  • групповой
  • подгрупповой
  • индивидуальной

Описание системы работы

Первым этапом моей работы было диагностирование детей, чтобы определить уровень сформированности культурно – гигиенических навыков у каждого ребенка. Для этого я составила таблицу, где у каждого ребенка выявила уровень усвоения культурно – гигиенических навыков:

  • навыки мытья рук и умывания;
  • навыки культуры еды и поведения за столом;
  • навыки самообслуживания (одевания, раздевания);
  • навык пользования носовым платком.

Результаты диагностики на начальном этапе выявили низкий уровень развития навыков самообслуживания. Не все дети умели самостоятельно и аккуратно есть, не знали последовательности одевании и раздевания, не умели мыть руки, не умели правильно держать ложку во время еды.

Вторым этапом моей работы было составление перспективного плана работы с детьми с указанием методов:

  1. Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур.
  2. Пример взрослого.
  3. Приучение, упражнение.
  4. Создание воспитывающих ситуаций.
  5. Поощрение, которое помогает ребенку поверить в свои силы (особенно в освоении новых навыков).

 и приемов работы:

  1. Показ и объяснение.
  2. Упражнения и контроль.
  3. Пример взрослых.
  4. Игровые приемы.
  5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, бесед, инсценировок.
  6. Единство требование со стороны взрослых.
  7. Контроль со стороны взрослых.
  8. Совместная деятельность с детьми.

Был составлен перспективный план работы с родителями. Я стала обращаться к непосредственной помощи родителей, опрашивала родителей, какие условия имеются у них дома для привития культурно – гигиенических навыков. Было проведено родительское собрание о необходимости воспитания у детей навыков самообслуживания, анкетирование на тему «Психолого – педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в детский сад». Для родителей я оформила стенд «Я сам», изготовила папку – передвижку с советами родителям по развитию культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 года жизни.

Работу по воспитанию культурно – гигиенических навыков следует начинать с первых дней пребывания детей в группе. С младшим воспитателем заранее обговаривали свои требования к малышам. Уже в первые дни начала знакомить детей с последовательностью одевания. В процессе одевания были использованы заинтересовывающие моменты, чтобы создать эмоциональный настрой: «Кукла Катя уже оделась и ждет малышей». Малыши любят, когда с ними разговаривают. Во время одевания, например: «Ира, какая красивая у тебя кофта! Кто тебе ее купил?». И девочка охотна сама старается одеть кофту. Если ребенок одел что-то сам, надо обязательно похвалить его, и он начнет стараться. Малыши очень чувствительны к доброму отношению к себе взрослых. В своей работе я широко использовала стихи и потешки, которые читала детям в процессе одевания, например:

«Наша Маша маленька

На ней шубка аленька.»

Учила детей самостоятельно развиваться и убирать свои вещи в шкафчик или на стул. Навыки самообслуживания закреплялись во время дидактических игр «Одень Катю на прогулку» и др. и игр на развитие мелкой моторики: пристегивание, шнуровка. Сложно было научить детей правильно мыть руки и пользоваться индивидуальным полотенцем. Я старалась вызвать чувство брезгливости к грязи, приучала их мыть руки перед едой и по мере загрязнения. Малыши не боялись воды, но умываться не умели: подставят руки под струю воды и держат. Сначала мы с детьми рассматривали схему умывания. Я объясняла детям, что сначала нужно намочить руки, намылить их мылом (сделать пенку), а затем смыть водой из под крана. В процессе умывания также использовала потешки «Водичка, водичка…» и др. Полученные навыки закрепляли, рассматривая сюжетные картинки в дидактических играх «Научим Катю умываться», «Миша в гостях у Маши», «Купаем кукол». Во время кормления следила, чтобы дети правильно сидели за столом. Первое время приходилось пользоваться нагрудными салфетками, но постепенно дети научились есть аккуратно. Дети научились пользоваться бумажными салфетками и говорить «Спасибо» после еды. Навык культуры поведения закрепляли с помощью игр и игрушек.

Постепенно дети овладели основными культурно – гигиеническими навыками. Но на этом работа не заканчивается, требования к малышам усложняются.

Правило: нужно добиваться от ребенка, чтобы он самостоятельно делал то, что умеет.

Мы не только учим детей умываться, одеваться, есть и пользоваться носовым платком, но и приучаем их к посильному труду. Малыши учатся убирать игрушки на место после игр, помогают мыть их, поливать цветы.

Таким образом, разнообразие методов и приемов позволили сформировать у детей культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Наблюдается позитивная динамика. Повторная диагностика показала улучшение результатов усвоения детьми культурно – гигиенических навыков. Улучшение показателей у детей явилось результатом совместной работы педагогов и родителей.

Ожидаемые результаты

В соответствие с целевыми ориентирами образования в раннем возрасте:

  • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
  • Использует специфические культурно – фиксируемые предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески) и умеет пользоваться ими, владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.
  • Владеет активной речью, включенной в общение, можете обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых.
  • Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях, появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.
  • Проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им.
  • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку, эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Результаты, которых мы добились в ходе проделанной мной работы, можно увидеть на диаграмме:

Здесь мы видим, что если в сентябре было 40 % детей с низким уровнем сформированности культурно – гигиенических навыков, 60 % со средним уровнем, где еще навыки находятся в стадии становления, то уже в марте с низким уровнем 10 %, средним уровнем – 50 % и у 40 % все навыки полностью сформированы соответственно возрасту.

Интеграция по задачам и содержанию психолого – педагогической работы по воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей 2 – 3 лет

Образовательная область

Интеграция

Социально – коммуникативное развитие

Развивать у детей желание общаться между собой и взрослыми во время проведения режимных моментов, в совместных играх, отражая свои знания в ходе игровой деятельности («Уложим куклу спать», «Напоим мишку чаем» и тд.) и формировать навыки безопасного поведения во время режимных моментов.

Познавательно развитие

Поддерживать и развивать интерес к совместному со взрослым обследованию предметов личной гигиены (мыло скользкое, щетка колючая и тд. ), разнообразных действий с ними, экспериментирование с водой (холодная, горячая, теплая).

Речевое развитие

Развивать у детей речь во время режимных моментов с использованием различных потешек, стихов, называть предметы одежды во время одевания и раздевания.

Художественно- эстетическое развитие

Развивать интерес с прослушиванию небольших произведений («Мойдодыр» Чуковского К.И. и тд.), договаривать слова, фразы при чтении, воспитывать у детей интерес к музыкально – художественной деятельности (малым формам фольклора), подпевать песенки при укладывании игрушек спать

Физическое развитие

Вырабатывать у детей полезные привычки при развитии культурно – гигиенических навыков, правильную осанку во время завтрака, обеда и ужина, развивать мелкую моторику кистей рук в играх (с прищепками, шнуровкой, пуговицами).

Применение методической разработки в образовательном процессе

Внешние результаты для социума.

Были созданы:

  • Перспективно – тематический план по развитию культурно – гигиенических навыков у детей 2 – 3 лет на год;
  • Рекомендации по созданию предметно — развивающей среды (алгоритмы в картинках);
  • Разработки организации НОД;
  • Картотека потешек к разным режимным моментам;
  • Методика диагностики детей по культурно – гигиеническим навыкам;
  • Проведены консультации.

Внешние результаты для родителей следующие:

  • Материалы на информационном стенде;
  • Анкетирование родителей;
  • Картотека потешек;
  • Индивидуальные рекомендации;
  • Совершенствование педагогической культуры по ознакомлению важности привития культуры у детей;
  • Консультации.

Внутренние результаты можно описать через портрет группы.

  • Дети стали активнее в общении со взрослыми и сверстниками
  • Быстро откликаются на просьбы взрослых
  • Стали более самостоятельны
  • Эмоционально реагируют на происходящие события
  • Бережно относятся к своим вещам и игрушкам
  • Умеют самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
  • Проявляют навыки опрятности (замечают непорядок в одежде), устраняют его при небольшой помощи взрослых.
  • При небольшой помощи взрослых пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, горшком, расческой).
  • Умеют самостоятельно есть.

Характеристика эффективности методической разработки

Анализ программ позволил определить основные задачи по развитию у детей культурно – гигиенических навыков, совершенствовать свои аналитические умения.

Изучение методической литературы по проблеме помогло систематизировать знания о методах, приемах организации деятельности детей по данному разделу программы, совершенствовать профессиональные знания (теоретические, методические, технологические) и информационные умения (отбирать необходимую информацию, творчески ее перерабатывать).

В процессе разработки раздела совершенствовались проектировочные умения  — отобрать нужный материал (подобрать потешки, стихи, песенки), спланировать предстоящую работу.

В процессе применения данной методической разработки развивались умения организовывать НОД, деятельность в режимных моментах, самостоятельную деятельность, взаимодействие с родителями.

Совершенствовались коммуникативные умения – вызывать доверие у детей, привлекать их к той или иной деятельности, умение педагогической техники – заинтересовать детей владеть голосом, придавая ему различные интонации: жестами и мимикой.

В процессе оценки результатов работы развивались умения анализа и самоанализа – осуществлять диагностику развития детей, верно оценивать их деятельность, анализировать полученные результаты в сопоставлении с начальными данными, определять эффективность своей работы.

Список используемой литературы

  1. « Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комарова
  2. Программа «Кроха», Г. Г. Григорьева
  3. Программа «Детство», В.И. Логинова
  4. «Трудовое воспитание в детском саду», Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова
  5. «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет», Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова
  6. «Развитие и воспитание детей раннего возраста», Л.Г. Голубева, М.В. Печора
  7. «Как воспитать здорового ребенка», В.Г. Алямовская

Источник

максим jk;
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет

Актуальность проблемы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей

Известно, что самые прочные привычки формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно — гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Воспитание у детей навыков личной гигиены и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Наши отечественные педагоги Нечаева В. Г., Горбачева В. А. и психологи Мухина В. С., Субботский Е. В. доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений.

Также проблемами воспитания культурно- гигиенических навыков занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л. С., Забрамная С. Д., Малер А. Р., Шипицина Л. М.

С первых дней жизни при формировании культурно- гигиенических навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Культурно – гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость и самостоятельность.

Освоение культурно — гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трехлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки.

С формированием культурно – гигиенических навыков развиваются и нравственные качества. Малыши до трех лет испытывают удовольствие от того, что они в начале выполняют действия вместе со взрослым, а потом самостоятельно.

Актуальность проблемы развития культурно – гигиенических навыков дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

По воспитанию культурно – гигиенических навыков в первой младшей группе,решаются такие задачи:

— Продолжать учить под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;

— Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок, формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовой платок, расческа, салфетка, полотенце, горшок);

— В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке;

— В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь; в определенном порядке складывать снятую одежду, и правильно надевать одежду и обувь.

Цели и задачи раздела

Цель: формировать у детей основы культуры поведения через привитие культурно – гигиенических навыков.

Познавательные:

• Формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания и еды);

• Учить под контролем взрослого, а потом самостоятельно, мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать их полотенцем;

• Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, горшком).

Развивающие:

• Развивать у детей умение запоминать последовательность действий;

• Развивать и обобщать знания о назначении предметов гигиены (мыло, полотенце, зубная щетка);

• Развивать у детей интерес к совместным действиям со взрослым (воспитателем) и между сверстниками.

Воспитательные:

Воспитывать у детей аккуратность во время приема пищи, соблюдать правила поведения за столом;

• Формировать у детей стремление быть опрятными, бережно относиться к одежде, игрушкам, поощрять самостоятельность;

Воспитывать у детей вежливость в общение (говорить слова «спасибо! здравствуйте! до свидания»);

Воспитывать чувство взаимопомощи.

Возрастные особенности детей 2-3 лет

Поставленные задачи могут быть успешно решены только на основе учета возрастных особенностей ребенка. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее, продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно – деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно – действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоение культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Возрастной особенностью детей 3 –го года является стремление к самостоятельности. Для более легкого овладения определенными навыками, действия делят на несколько операций. На начальном этапе усвоение навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия.

Еще одной важной особенностью этого возраста является то, что по мере овладения новыми действиями детям хочется их неоднократно повторять. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

Освоение детьми культурно – гигиенических навыковосуществляется в разных формах работы организации педагогического процесса:

• в процессе режимных моментов

• в непосредственно образовательной деятельности

• в создании условий для самостоятельной деятельности детей

• во взаимодействии с семьями воспитанников

И в разных формах организации детей:

• групповой

• подгрупповой

• индивидуальной

Описание системы работы

Первый этап работы — это диагностирование детей, чтобы определить уровень сформированности культурно – гигиенических навыков у каждого ребенка. Для этого можно составить таблицу, где у каждого ребенка будет свой уровень усвоения культурно – гигиенических навыков:

навыки мытья рук и умывания;

навыки культуры еды и поведения за столом;

навыки самообслуживания (одевания, раздевания);

навык пользования носовым платком.

навык пользования горшком.

Составление перспективного плана работы с детьми.

1. Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур.

2. Пример взрослого.

3. Приучение, упражнение.

4. Создание воспитывающих ситуаций.

5. Поощрение, которое помогает ребенку поверить в свои силы (особенно в освоении новых навыков).

Приемы работы:

1. Показ и объяснение.

2. Упражнения и контроль.

3. Пример взрослых.

4. Игровые приемы.

5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, бесед, инсценировок.

6. Единство требование со стороны взрослых.

7. Контроль со стороны взрослых.

8. Совместная деятельность с детьми.

Работу по воспитанию культурно – гигиенических навыков следует начинать с первых дней пребывания детей в группе. С младшим воспитателем заранее обговаривали свои требования к малышам. Уже в первые дни нужно знакомить детей с последовательностью одевания. В процессе одевания можно использованы заинтересовывающие моменты,чтобы создать эмоциональный настрой: «Кукла Аня уже оделась и ждет малышей». Малыши любят, когда с ними разговаривают. Во время одевания,например: «Игорь, какая красивая у тебя кофта! Кто тебе ее купил?». И мальчик охотно сам старается одеть кофту. Если ребенок одел что-то сам, надо обязательно похвалить его, и он начнет стараться. Малыши очень чувствительны к доброму отношению к себе взрослых. Учить детей самостоятельно развиваться и убирать свои вещи в шкафчик или на стул. Навыки самообслуживания закреплялись во время дидактических игр «Одень куклу на прогулку» и др.игр на развитие мелкой моторики: пристегивание, шнуровка. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют, поэтому сначала с детьми рассматривается схема умывания. В процессе умывания также используются потешки. Полученные навыки закрепляются рассматриванием сюжетных картинок, в дидактических играх «Научим Элю умываться», «Миша в гостях у Маши», «Купаем кукол». Во время кормления следить, чтобы дети правильно сидели за столом. Первое время необходимо пользоваться нагрудными салфетками, но постепенно дети научаются есть аккуратно. Детей необходимо приучать к бумажным салфеткам и говорить «Спасибо» после еды. Навык культуры поведения закрепляли с помощью игр и игрушек.

Постепенно дети овладевают основными культурно – гигиеническими навыками. Но на этом работа не заканчивается, требования к малышам усложняются.

Правило: нужно добиваться от ребенка, чтобы он самостоятельно делал то, что умеет.

Нужно не только учить детей умываться, одеваться, правильно есть и пользоваться носовым платком, но и приучать их к посильному труду. Малыши учатся убирать игрушки на место после игр.

Таким образом, разнообразие методов и приемов позволяют сформировать у детей культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Улучшение показателей у детей также является результатом совместной работы педагогов и родителей.

Ожидаемые результаты

В соответствие с целевыми ориентирами образования в раннем возрасте:

• Ребенок может интересоваться окружающими предметами и активно действовать с ними; эмоционально вовлекаться в действия с игрушками и другими предметами, стремиться проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

• Ребенок может знать назначение бытовых предметов (ложки, расчески) и может пользоваться ими, может владеть простейшими навыками самообслуживания; может стремиться проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.

• Может владеет активной речью, включенной в общение, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых.

• Может стремится к общению со взрослыми и активно подражать им в движениях и действиях.

• Может проявлять интерес к сверстникам, наблюдать за их действиями и подражать им.

• Может проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремлению двигаться под музыку, эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства.

Изучение методической литературы по проблеме помогает систематизировать знания о методах и приемах организации деятельности детей по данной работе, помогает совершенствовать профессиональные знания (теоретические, методические, технологические) и информационные умения (отбирать необходимую информацию, творчески ее перерабатывать).

Список используемой литературы

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комарова

2. «Трудовое воспитание в детском саду», Т. С. Комарова Л. В. Куцакова

3. «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет.

Е. М. Белостоцкая, Т. Ф. Виноградова

4. «Развитие и воспитание детей раннего возраста», Л. Г. Голубева, М. В. Печора

5. «Как воспитать здорового ребенка», В. Г. Алямовская

Источник