Куда обращаться если ребенок не разговаривает в 2 года
Развитие речи ребёнка — сфера, окруженная массой мифов и рекомендаций, нередко взаимоисключающих друг друга. Родителям, обеспокоенным тем, что двухлетний малыш так и не начал разговаривать, сначала наперебой рекомендуют «больше читать вслух», «петь песенки» и «не переживать — сам дорастёт». Но вот проходит год, полтора — и те же самые советчики заводят новую песню: «Ребёнок так и не заговорил? А где же вы раньше были?!».
Есть много литературы, посвященной вопросам становления речи. Вместе с тем в интернете активно транслируются и псевдонаучные или искаженные факты — и разобраться, где информация правдива, а где нет, бывает нелегко. Для того, чтобы родителям было проще сориентироваться, мы попросили Наталью Ульянову, кандидата психологических наук и игротерапевта, выделить несколько ключевых моментов.
Как понять, есть ли у ребёнка трудности речевого развития?
Прежде всего, необходимо оценить, соответствуют ли освоенные им умения возрастным нормам:
— в три месяца ребенок начинает гулить — многократно повторять одни и те же слоги («гугугу», «аляля» и т. п.);
— в шесть месяцев у младенца появляется лепет — несколько слогов, соединенных друг с другом в подобие слов («пабада», «ляп-тяп-тяп» и т. д.);
— к году появляются первые слова, которые малыш соотносит с определенными объектами или действиями («мама», «дай», «киса», «ам» и др.);
— в полтора года ребенок уверенно пользуется десятью-пятнадцатью упрощенными словами и звукоподражаниями («ляля», «ав-ав», «каша», «би-би» и т. п.);
— к двум годам активный словарный запас ребёнка составляет уже несколько десятков слов, появляются первые фразы из двух (реже трех) слов («машина поехала», «папа ушел на работу», «тётя, пока!» и др.)
— в три года малыш разговаривает полными предложениями, способен развернуто ответить на вопрос, хотя и может допускать грамматические ошибки и неправильно произносить «трудные» звуки (заменять «ш» на «с», «р» на «л» и т. п.);
— в пять лет речь ребёнка полностью соответствует языковой норме и с точки зрения грамматики, и в произношении звуков; словарный запас составляет несколько тысяч слов и постоянно пополняется.
Индивидуальные темпы развития могут немного колебаться по сравнению с «табличными» нормами. Тем не менее, если задержка перехода речи ребёнка на новый этап составляет больше трёх месяцев — это повод обратиться к специалистам. Общая последовательность действий при этом такова: в первую очередь необходимо исключить соматические (телесные) заболевания, которые могут влиять на речь, затем — провести диагностику психологического развития.
Для этого необходимо обследовать ребёнка у оториноларинголога, чтобы проверить, в порядке ли слух, и у невролога, чтобы понять, есть ли у ребёнка органические поражения центральной нервной системы. На этом этапе врач может рекомендовать дополнительную аппаратную диагностику: электроэнцефалографию, нейросонографию, магнитно-резонансную томографию и т. д., чтобы получить более точное представление о состоянии пациента. Следующий шаг — обращение к дефектологу или клиническому психологу для выявления возможных причин задержки формирования речи. Параллельно родители могут получить консультацию логопеда — он подскажет методы и техники, которые можно использовать в процессе коррекции, или предложит записать ребёнка на специальные занятия.
Вполне возможно, что тревога родителей окажется ложной, малыш — полностью здоровым, а его речь действительно запустится «сама собой» в чуть более поздний срок. Но всё-таки в этом вопросе лучше оказаться излишне бдительными, чем пропустить проблему и потерять драгоценное время. Дело в том, что чем меньше возраст ребенка, тем пластичнее его психика и тем больше шансов компенсировать нарушения с помощью специальной коррекционной работы.
Какими бывают нарушения речевого развития?
Существует достаточно много различных нарушений речи, и даже опытному специалисту не всегда удаётся сразу поставить ребёнку точный диагноз. Приведём самую общую классификацию таких нарушений.
Прежде всего, проблемы развития речи могут быть первичными и вторичными. К первичным относится поражение органов, непосредственно отвечающих за речь: слухового или артикуляционного аппарата или определенных участков коры головного мозга. Вторичные нарушения возникают вследствие проблем социального развития (например, пребывания в условиях детского дома с раннего возраста).
Среди первичных нарушений наиболее часто встречаются следующие:
Алалия — недоразвитие или отсутствие речи вследствие поражения коры больших полушарий. Может быть моторной (ребенок понимает, что ему сказали, но говорить сам не может), сенсорной (с произношением трудностей нет, но смысл слов остается непонятым) или сенсомоторной, т. е. включающей в себя обе стороны проблемы.
Афазия — утрата речи после трехлетнего возраста ребёнка в результате травм или болезней. Так же, как и алалия, может быть сенсорной, моторной или смешанной.
Дизартрия — нарушение произношения звуков из-за проблем с иннервацией речевого аппарата. При дизартрии ребёнок понимает речь и может говорить сам, но окружающие не понимают его из-за того, что произносимые звуки смешиваются в «кашу».
Общее недоразвитие речи — недостаточная сформированность всех систем, участвующих в освоении языка и общении.
Большая часть этих проблем поддается коррекции, то есть может быть частично или полностью решена в результате специальных занятий. Рекомендации по медикаментозной или психолого-педагогической поддержке ребенка всегда носят индивидуальный характер. Родителям важно помнить, что давать их может только профильный специалист и только после личной встречи и проведения диагностики малыша.
Можно ли предотвратить нарушение речевого развития ребёнка?
И да, и нет. Да — потому что речь, как и другие высшие психические функции человека, формируется в процессе непосредственного общения ребёнка со взрослым. Поскольку закладывается она практически с самого рождения малыша, очень важно говорить с младенцем с первых дней жизни, соблюдая при этом несколько несложных рекомендаций:
— активно общаться с ребёнком, обращаться к нему, называть по имени, комментировать его и свои действия и т. д.;
— включать малыша в разговор, даже если тот ещё не может ответить «по-настоящему», можно реагировать на издаваемые им звуки или говорить реплики как бы «за него»;
— не превращать свою речь в монолог, делать паузы и давать ребенку возможность ответить на обращения взрослых на доступном ему уровне;
— задавать вопросы, постепенно переходя от простых к более сложным;
— настаивать на использовании речи там, где малыш уже может это делать, «не понимая» жестов и восклицаний;
— помогать ребёнку правильно сформулировать фразы, если самому это сделать ещё трудно;
— вместе с малышом радоваться его успехам, отмечать новые слова, освоенные навыки, совершённые достижения, и т. д.
Нет — потому что, к сожалению, не всё в жизни поддаётся нашему контролю. От проблем со здоровьем не застрахован никто, и речевые нарушения в этом смысле не исключение — они могут проявиться у детей даже самых заботливых родителей, подолгу и с удовольствием общающихся с ребёнком. В этом смысле речь, развивающаяся у малыша как бы «сама собой», без специальных усилий со стороны взрослых — это своеобразный выигрыш в «генетическую лотерею» — такой же, как, например, высокий интеллект или абсолютный музыкальный слух.
Что делать, если у ребенка выявлено нарушение развития речи?
Прежде всего — не отчаиваться и помнить, что чем скорее начнется психолого-педагогическая и, при необходимости, медикаментозная коррекция, тем больше вероятности «подтянуть» речь малыша к возрастной норме. Для этого родителям необходимо найти грамотных специалистов: невролога, психолога, логопеда-дефектолога, — готовых работать над решением проблемы единым фронтом.
Вместе со специалистами нужно составить план занятий и согласовать последовательность применения разных видов терапии (в зависимости от ситуации, ребёнку могут быть рекомендованы, например, биоакустическая коррекция, томатис, логопедические упражнения и массаж и т. д.). И самое сложное, но и самое важное — последовательно и планомерно претворять план в жизнь, внимательно отслеживая реакции малыша и при необходимости корректируя программу.
Вне зависимости от выбора способа коррекции, родителям ребёнка с речевыми нарушениями придётся много времени уделять занятиям дома. Их содержание и продолжительность обсуждаются со специалистами, «ведущими» малыша: психологом, дефектологом, логопедом — и время от времени пересматриваются. Для развития речи очень важна систематичность, поэтому лучше заниматься по пять-десять минут в день, но регулярно и с удовольствием, чем целый час, но раз в неделю «из-под палки».
И, конечно же, нужно помнить, что все усилия прилагаются не зря. Иногда это бывает трудно, иногда — невыносимо и беспросветно, а в самые сложные моменты руки могут просто опускаться. Но всё-таки родительская любовь и готовность искать наилучший способ помочь собственному ребенку обязательно сделают любую проблему преодолимой!
Источник
ää!
îÕÖÎÁ ÏÂÝÁÑ ÐÏÍÏÝØ, ÓÏ×ÅÔÙ, ËÏÎÓÕÌØÔÁÃÉÉ…
ðÒÅÄÙÓÔÏÒÉÑ.
ðÅÒÅÄ ÓÁÄÉËÏÍ ÐÒÏÈÏÄÉÌÉ ÍÅÄÉÃÉÎÓËÕÀ ËÏÍÉÓÓÉÀ. îÁÍ ÂÙÌÏ 2,5. ðÒÏÛÌÉ ÐÓÉÈÉÁÔÒÁ – ×ÓÅ ÏË.
ðÏÛÌÉ Ë ÎÅ×ÒÏÌÏÇÕ × ÐÌÁÔÎÕÀ ËÌÉÎÉËÕ. îÅ×ÒÏÐÁÔÏÌÏÇ ÏËÁÚÁÌÁÓØ ÄÅÔÓËÉÍ ÐÓÉÈÉÁÔÒÏÍ. îÅ×ÒÏÌÏÇ × ÐÏÒÏÇÁ ÚÁÑ×ÉÌÁ: «÷ÁÛ ÒÅÂÅÎÏË ÏÓÏÂÅÎÎÙÊ. õ ÒÅÂÅÎËÁ ÁÕÔÉÚÍ.» é ÐÉÛÅÔ, ÞÔÏ ÒÅÂÅÎÏË ÚÄÏÒÏ×, ÏÔËÌÏÎÅÎÉÊ ÎÅÔ. «ðÒÉÈÏÄÉÔÅ ËÏ ÍÎÅ, ÂÕÄÅÍ ÌÅÞÉÔØ. ëÁÖÄÏÅ ÐÏÓÅÝÅÎÉÅ 1500ÒÕÂ, Ñ ÖÅ ËÁÎÄÉÄÁÔ ÍÅÄÉÃÉÎÓËÉÈ ÎÁÕË!»
ñ ÐÏÛÌÁ × ÂÅÓÐÌÁÔÎÕÀ ÐÏÌÉËÌÉÎÉËÕ Ë ÎÁÛÅÍÕ ÎÅ×ÒÏÌÏÇÕ (ËÏÇÄÁ-ÔÏ Ñ ÅÅ ÓÞÉÔÁÌÁ ÏÞÅÎØ ÄÁÖÅ ÎÅÐÌÏÈÉÍ ÓÐÅÃÉÁÌÉÓÔÏÍ). «áÕÔÉÚÍ ÐÏÓÔÁ×ÉÌÉ, ÄÁ? îÕ, ÚÎÁÞÉÔ ÁÕÔÉÚÍ!» ñ ÇÏ×ÏÒÀ, ÞÔÏ ÓÔÁ×ÉÌÉ ÄÉÁÇÎÏÚ. ïÎÁ ÏÔËÁÚÙ×ÁÅÔÓÑ.
ðÏÛÌÁ Ñ Ë ÚÎÁËÏÍÏÍÕ ×ÚÒÏÓÌÏÍÕ ÐÓÉÈÉÁÔÒÕ. åÓÔÅÓÔ×ÅÎÎÏ, ÎÅ ×ÉÄÑ ÒÅÂÅÎËÁ, ÏÎ ÍÎÅ ÓÍÏÇ ÔÏÌØËÏ ÐÏÒÅËÏÍÅÎÄÏ×ÁÔØ ÏÂÒÁÔÉÔØÓÑ × «òÏÓÔÏË». ñËÏÂÙ ÔÁÍ ÈÏÒÏÛÉÅ ÓÐÅÃÉÁÌÉÓÔÙ ÐÏ ÒÁÎÎÅÊ ÄÉÁÇÎÏÓÔÉËÅ ÁÕÔÉÚÍÁ. é ÄÉÁÇÎÏÚÙ ÔÁËÉÅ × ÔÁËÏÍ ×ÏÚÒÁÓÔÅ ÎÅ ÓÔÁ×ÑÔ.
úÁÐÉÓÁÌÁÓØ ÎÁ ÐÒÉÅÍ Ë ×ÒÁÞÕ-ÐÓÉÈÏÔÅÒÁÐÅ×ÔÕ äÅÎÉÓÏ×ÏÊ × «òÏÓÔÏË». åÚÄÉÌÉ ×ÍÅÓÔÅ Ó ÍÕÖÅÍ. ÷ÅÓØ ÐÒÉÅÍ ÏÎÁ ÒÕÇÁÌÁ ÎÁÓ Ó ÍÕÖÅÍ, ÞÔÏ ÍÙ ÏÞÅÎØ ÏÐÅËÁÅÍ ÓÙÎÁ (ÎÅ ÔÁË ÇÏ×ÏÒÉÍ, ÍÎÏÇÏ ÐÏÚ×ÏÌÑÅÍ, ÄÅÌÁÅÍ ÚÁ ÎÅÇÏ É ÐÒ.) É ÐÏÓÔÏÑÎÎÏ ÕÐÏÒÎÏ ÉÎÔÅÒÅÓÏ×ÁÌÁÓØ ÐÅÒ×ÏÊ ÎÅÕÄÁ×ÛÅÊÓÑ ÎÁ ÐÏÚÄÎÉÈ ÓÒÏËÁÈ ÂÅÒÅÍÅÎÎÏÓÔØÀ, ÏÔÞÅÇÏ ÄÏ×ÏÄÉÌÁ ÍÅÎÑ ÄÏ ÓÌÅÚ. «äÁ, ÁÕÔÉÚÍ, ÎÏ ÄÉÁÇÎÏÚ ÓÔÁ×ÉÔØ ÎÅ ÂÕÄÕ. ðÒÏÐÅÊÔÅ ËÏÇÉÔÕÍ+ÍÁÇÎÉÊ ×6. ðÒÉÅÚÖÁÊÔÅ ÞÅÒÅÚ ÍÅÓÑÃ, ÐÏËÁÖÉÔÅÓØ É ÐÏÂÅÓÅÄÕÅÍ ÐÒÏ ÷ÁÛÕ 1 ÂÅÒÅÍÅÎÎÏÓÔØ. é ÂÕÄÅÍ ÖÄÁÔØ ÉÚÍÅÎÅÎÉÊ ÐÏÓÌÅ ÓÁÄÉËÁ, ÍÏÖÅÔ ÞÔÏ ÉÚÍÅÎÉÔÓÑ»
îÁ ÏÂÝÅÍ Ó ÍÕÖÅÍ ÓÏ×ÅÔÅ ÒÅÛÉÌÉ, ÞÔÏ × «òÏÓÔÏË» ÂÏÌØÛÅ ÎÅ ÐÏÅÄÅÍ. îÏ ËÏÇÉÔÕÍ É ÍÁÇÎÉÊ ×6 ÐÒÏÐÉÌÉ. é ÒÅÛÉÌÉ ÖÄÁÔØ ÓÁÄÉË. íÏÖÅÔ ÏÂÝÅÎÉÅ Ó ÄÅÔÉÛËÁÍÉ ÞÔÏ-ÔÏ ÉÚÍÅÎÉÔ, Ô.Ë. × ÒÅÁÌØÎÏÓÔÉ ÒÅÂÅÎËÕ ÐÏÏÂÝÁÔØÓÑ ÐÏÞÔÉ ÎÅ Ó ËÅÍ, ËÒÏÍÅ ÍÁÍÙ É ÐÁÐÙ+ ÄÅÔÓËÁÑ ÐÌÏÝÁÄËÁ.
óÈÏÄÉÌÁ ÅÝÅ ÒÁÚ Ë ×ÚÒÏÓÌÏÍÕ ÐÓÉÈÉÁÔÒÕ. óËÁÚÁÌ: «âÏÌØÛÅ ÏÂÝÅÎÉÑ + ÚÁÎÉÍÁÊÔÅÓØ»
óÅÊÞÁÓ ÓÙÎÕ 3,2. èÏÄÉÍ × ÓÁÄÉË. ó ÄÅÔØÍÉ ÏÂÝÁÅÍÓÑ.
îï…ÐÏÞÔÉ ÎÅ ÒÁÚÇÏ×ÁÒÉ×ÁÅÍ.
«íÁ-ÍÁ-ÍÁ-ÍÁ», «ÐÁ-ÐÁ-ÐÁ-ÐÁ», «ÇÕ-ÇÕ-ÇÕ», «ÂÁ-ÂÁ-ÂÁ» É ÐÒÏÞÅÅ.
óÁÍ ÅÓÔ, ÐØÅÔ, ÈÏÄÉÔ ÎÁ ÇÏÒÛÏË (ÛÔÁÎÙ ÓÎÉÍÁÅÔ-ÏÄÅ×ÁÅÔ), ×ÓÅ ÐÏÎÉÍÁÅÔ. úÎÁÅÔ ÇÄÅ ÅÇÏ ÑÝÉË × ÓÁÄÉËÅ, ÅÇÏ ÍÁÛÉÎÁ ÎÁ ÓÔÏÑÎËÅ, ÐÏ ÇÒÑÄËÁÍ ÎÅ ÂÅÇÁÅÔ. úÎÁÅÔ ËÁË ×ËÌÀÞÉÔØ ÓÅÂÅ ÍÕÌØÔÉËÉ, ËÁË ÏÔËÒÙÔØ ÍÁÛÉÎÕ, ÚÁÌÅÚÔØ × Á×ÔÏËÒÅÓÌÏ É ÐÒ. ÷ÓÅ ÐÏÓÌÅÄÏ×ÁÔÅÌØÎÏ. îÏ, ÎÅËÏÔÏÒÙÅ ×ÅÝÉ ÅÍÕ ÐÒÉÈÏÄÉÔÓÑ ÐÏ×ÔÏÒÑÔØ ÐÏ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÒÁÚ, ÞÔÏÂÙ ÏÎ ÜÔÏ ÓÄÅÌÁÌ. é Ó ÎÅÄÏ×ÏÌØÎÙÍ ×ÉÄÏÍ, ÎÏ ÏÎ ×ÙÐÏÌÎÑÅÔ ÓËÁÚÁÎÎÏÅ.
èÏÞÅÔ ÞÔÏ-ÔÏ ÄÏÓÔÁÔØ, ÅÓÌÉ ÓÁÍ ÓÔÕÌ ÐÏ ËÁËÏÊ-ÔÏ ÐÒÉÞÉÎÅ ÎÅ ÐÏÄÓÔÁ×ÉÔ, ÔÏ ×ÅÄÅÔ ÍÅÎÑ Ë ÜÔÏÊ ×ÅÝÉ. çÏ×ÏÒÀ ÅÍÕ: «óËÁÖÉ äáê!» íÏÌÞÉÔ, ÒÕËÉ ÔÑÎÅÔ. «óËÁÖÉ äÁÊ!» ôÉÛÉÎÁ. íÏÖÅÍ ÍÉÎÕÔ 5 ÔÁË ÓÔÏÑÔØ. ëÔÏ-ËÏÇÏ. åÓÌÉ ÅÍÕ ÎÁÄÏÅÓÔ, ÏÎ ÕÊÄÅÔ, ÍÉÎÕÔ ÞÅÒÅÚ 2-5 ÏÐÑÔØ ÍÅÎÑ ÔÕÄÁ ÖÅ ×ÅÄÅÔ. é Ñ ÓÄÁÀÓØ: ÉÌÉ ÄÏÓÔÁÀ ÉÌÉ ÏÔËÒÙ×ÁÀ, ×ÙÐÏÌÎÑÀ ÖÅÌÁÅÍÏÅ.
åÓÌÉ ÅÍÕ ÏÞÅÎØ ÎÁÄÏ, ÔÏ ÂÕÄÅÔ ÚÁ ÍÎÏÊ ÈÏÄÉÔØ, ÇÏ×ÏÒÉÔØ «ÍÁ-ÍÁ-ÍÁ-ÍÁ».
é ÅÝÅ ÐÏÓÔÏÑÎÎÏ ËÒÉÞÉÔ-×ÏÓËÌÉÃÁÅÔ «áÁÁ!» É ×ÉÚÖÉÔ. ñ ÅÍÕ ÏÂßÑÓÎÑÀ, ÞÔÏ ×ÉÚÖÁÔØ ÎÅÌØÚÑ, ÍÏÖÎÏ ÔÏÌØËÏ ÒÁÚÇÏ×ÁÒÉ×ÁÔØ. ïÎ ÒÁÚÁ ÓÏ 2-3 ÐÅÒÅÓÔÁÅÔ É ÎÁÞÉÎÁÅÔ ÏÐÑÔØ ÓÌÏÇÁÍÉ. éÍÅÎÎÏ Ó «áÁÁ!» ÎÅ×ÒÏÌÏÇ × ÐÌÁÔÎÏÊ ËÌÉÎÉËÅ É «ÐÏ×ÅÓÉÌÁ» ÄÉÁÇÎÏÚ – ÁÕÔÉÚÍ.
òÁÎØÛÅ ÂÙÌ ×ÏÏÂÝÅ ÎÅÕÓÉÄÞÉ×ÙÊ, ÓÅÊÞÁÓ ÎÁÍÎÏÇÏ ÌÕÞÛÅ.
îÅÊÒÏÓÏÎÏÇÒÁÆÉÀ ÄÅÌÁÌÉ × ÒÏÄÄÏÍÅ, × ÇÏÄ É × 2. ÷ÓÅ ÈÏÒÏÛÏ. îÏ ÎÁÓËÏÌØËÏ ÏÎÁ ÉÎÆÏÒÍÁÔÉ×ÎÁ? þÔÏ Ñ ÍÏÇÕ/ÄÏÌÖÎÁ ÔÁÍ Õ×ÉÄÅÔØ?
îÁÄÏ ÞÔÏ-ÔÏ ÄÅÌÁÔØ! þÔÏ???
÷ÏÐÒÏÓÙ × ÓÌÅÄÕÀÝÅÍ: Ë ËÁËÉÍ ×ÒÁÞÁÍ ÉÄÔÉ? îÁ ÞÔÏ ÐÏÈÏÖÅ? ëÁËÉÅ ÏÂÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ ÎÁÄÏ ÐÒÏÊÔÉ? íÏÖÅÔ ÐÏÓÏ×ÅÔÕÅÔÅ ÞÔÏ!?
ðÓÉÈÏÌÏÇ × ÄÅÔÓËÏÍ ÓÁÄÕ – ×ÏÏÂÝÅ ËÁÄÒ. «óßÅÚÄÉÔÅ Ë ËÁËÉÍ-ÎÉÂÕÄØ ÓÐÅÃÉÁÌÉÓÔÁÍ. òÅÂÅÎÏÞÅË Õ ÷ÁÓ ÎÅÄÏÎÏÛÅÎÎÙÊ. óÁÍÉ ÚÎÁÅÔÅ ËÁË ÜÔÏ ÓËÁÚÙ×ÁÅÔÓÑ, ÎÅÄÏÒÁÚ×ÉÌÓÑ. óßÅÚÄÉÔÅ, ÐÒÉ×ÅÚÉÔÅ ÎÁÍ ÂÕÍÁÖËÉ ËÁË Ó ÔÁËÉÍ ÒÅÂÅÎËÏÍ ÒÁÂÏÔÁÔØ.»
óÙÎ, ÄÅÊÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏ, ÎÅÄÏÎÏÛÅÎÎÙÊ. ÷ 35 ÎÅÄÅÌØ ÏÔÐÒÁ×ÉÌÉ ÜËÓÔÒÅÎÎÏ ÒÏÖÁÔØ, Ô.Ë. ÐÅÒÅÓÔÁÌÉ ÒÁÂÏÔÁÔØ ËÒÏ×ÏÔÏËÉ, ÐÅÒÅÓÔÁÌÏ ÐÏÓÔÕÐÁÔØ ÐÉÔÁÎÉÅ. ðÏ ÐÅÒ×ÏÊ â. – ÎÉËÔÏ ÔÏÌËÏÍ ÎÉÞÅÇÏ ÎÅ ÚÎÁÅÔ, ÎÏ ÄÕÍÁÀ ÔÏ ÖÅ ÓÁÍÏÅ ÂÙÌÏ.
èÅÌÐ!
Источник
Как часто в моей почте оказываются письма-просьбы с одним вопросом: «Ребенку почти 2 года, а он так и не говорит МАМА. Да и в целом говорит мало, неохотно. Что делать? »
Если посмотреть на это со стороны психологии, то если ребенок не говорит в 2 года, волноваться маме не нужно. Любое волнение — это результат сравнения своего ребенка с другими детьми, или с нормами советских учебников. Сейчас все чаще логопеды отмечают более позднее развитие речи у детей.
Если еще 10 лет назад, нормой речевого развития было умение в 1 год произносить минимум 10 слов, то сейчас все чаще встречаются дети, которые в 2 года произносят 2-4 слова и прекрасно с этим живут. Ребенку это не мешает, а вот мама — волнуется и создает излишнее напряжение.
Процесс становления речи проходит у всех деток по-разному. Одних научить легко и просто, у других же возникают некоторые трудности. И если вы задумались, как научить ребенка говорить в 2 года, то вам стоит рассмотреть этот вопрос со всех сторон.
Нормы речевого развития
Нормы – это лишь статистические показатели и сухие данные. Только вы, зная своего малыша, сможете понять его «норму». На развитие речи, как и на многое другое, влияют индивидуальные возможности ребенка, а также ряд психологических и физиологических особенностей, которые не учитываются при составлении примерных сроков появления речевых форм.
- 1-2 месяца – общение происходит интонационно. Вы можете понять, доволен ваш ребенок или нет;
- 2-5 месяцев – период гуления. Кроха произносит что-то похожее на привычные слова;
- 8 месяцев – 1 год 2 месяца – лепет. В этом возрасте малыш уже может подражать животным, говорить короткие слова из одного слога. Например «мяу-мяу» или «дай»; Читайте важную информацию о том, что должен уметь ребенок в 1 год>>>
- 1 год 5 месяцев – 2 года 6 месяцев – рост словаря и первые предложения. Ребенок активно «цепляет» новые слова, складывает их в предложения. Поначалу это короткие фразы из 2 слов, а чем старше становится «болтун», тем больше у него словарный запас;
- 2 года 7 месяцев – 3 года 6 месяцев – грамматический строй, закрепление предложений. В этом возрасте дети формулируют предложения уже более четко. Также на этот период приходятся словесные игры, проговаривание и сочинение историй вслух.
Обратите внимание:
- Девочки начинают общаться немного раньше, чем мальчики. Они не всегда быстро осваивают фразы, но стараются подражать взрослым, повторяя их слова и манеру выражения;
- Мальчики же первое, что начинают говорить, – это «действия» и им легче составлять грамматически верные предложения. Поэтому, если вы пытаетесь научить говорить, учитывайте и эту особенность.
Стоит ли паниковать?
Вы – заботливая мама, любящая свою кроху сильнее, чем кто-либо другой и конечно вас интересует, почему ребенок не говорит в 2 года, как его научить и главное, есть ли повод для паники или это просто индивидуальный процесс развития. Читайте также: Когда ребенок начинает говорить?>>>
В первую очередь советую понаблюдать за поведением малыша. Нет ли чего-то такого, что вас смущает.
- Обычно «молчуны», которые пока еще не хотят говорить, ничем не отличаются от болтливых друзей;
- Если ваше сокровище самостоятельно раздевается, выполняет просьбы, понимает, что от него хотят – повода для беспокойства быть не должно.
Постарайтесь принять, что нет единого возраста, когда дети по команде начинают говорить, ходить, самостоятельно есть и многое другое. И невозможно научить их делать все по команде. Некоторые детишки молчат до 3 лет, а потом в садике начинают говорить больше всех.
Как понять, что обстановка благотворно влияет на развитие речи?
Когда ребенок не говорит в 2 года, есть смысл посмотреть не только на его поведение, но и на окружающую среду. Обратите внимание на такие факторы:
- Активное общение в семье;
- Отсутствие постоянного шума в квартире (радио, телевизор, компьютер);
- Общение со сверстниками;
Кроме этого, ваш ребенок нуждается, чтобы каждый его день был как праздник. Интересные увлекательные события нередко помогают разговориться детям. Особенно, когда бабушка или дедушка спрашивают, как прошел день, чем он запомнился, и при этом не звучит громко-работающий телевизор.
Как побудить к разговору?
Возможно, что ваш ребенок очень хочет говорить, но не знает, с чего начать. Многие дети формулируют предложения, стараются их произнести, но в какой-то момент закрываются в себе.
Если ребенок не говорит в 2 года, что делать? Повторюсь, не волноваться! Научить малыша говорить не так-то сложно, как многие пугают.
Чтобы научить говорить вашу кроху попробуйте советы описанные ниже:
- Не ругайте ребенка, потому что он молчит. Негативное отношение к речи складывается как раз из-за того, что взрослые могут неправильно себя повести.
Попросите близких людей отнестись к этому вопросу максимально серьезно. Также проясните эту тему и с воспитателем в яслях. Ваш малыш заслуживает уважения, несмотря на то, что он пока общается жестами;
- Радуйтесь, когда ваша кроха произносит слова. Поощряйте и одобряйте новые выражения и звуки. Можете научить его отмечать каждое «покоренное» слово;
- Повторяйте названия предметов вместе с малышом. Это можно делать на прогулке, по дороге на занятия или даже сидя дома;
- Задавайте больше вопросов. Постарайтесь не лишать ребенка возможности отвечать на вопросы. Не перебивайте его и дожидайтесь ответа;
- Не предугадывайте желания малыша. Показывает пальчиком на стакан – сделайте вид, что не понимаете, что же он хочет;
- Больше читайте рассказы, сказки, истории. Пойте песенки, проговаривайте стишки. Ребенок должен слышать речь;
- Не просто говорите с ребенком, а делайте это правильно. Не коверкайте слова, не сюсюкайте;
- Покривляйтесь вместе с малышом. Ребенка надо научить цокать, высовывать язык, надувать мыльные пузыри.
Важно! Заведите себе тетрадь, куда будете фиксировать новые звуки и слова. Это даст вам полную картину роста словарного запаса.
Почему ребенок может не говорить?
Причин, по которым ребенок не хочет говорить в 2 года, две. Они обе не связаны с болезнями, пережитыми травмами и задержками в развитии. Именно поэтому вы без проблем сможете решить их.
- «Тишина» в общении с ребенком. Логопеды, психологи и опытные педагоги рекомендуют говорить с новорожденным с первых его дней.
Для кого-то это может показаться странным, ведь грудничок и мама общаются с помощью объятий, прикосновений, и это само собой разумеющееся. Но ребенок должен слышать речь с самого начала, чтобы иметь интерес к ней. И чтобы впоследствии его было легче научить говорить. Если вокруг всегда тихо, и вы мало разговариваете – исправляйте это и сможете сразу же убедиться в правильности этого метода.
От себя хочу добавить, что самое лучшее общение – это совместная игра. Вы играете с игрушками, говорите с ними и за них, а ребенок постепенно втягивается и начинает лепетать вместе с вами.
- Вторая причина – это то, как говорят родители и другое окружение. Если речь взрослых вокруг ребенка беглая, быстрая, нечеткая, то дети не в состоянии все это повторить. Отсюда и возникает проблема, которую вы можете решить, просто замедлив темп речи. Причем не только в общении с крохой, но и всегда, когда он находится в непосредственной близости.
Легкие способы устранения барьеров у малыша
Кроме милых потешек, легких песенок, которые часто встречаются на уроках у логопеда, можно дома самостоятельно заниматься с вашим подрастающим болтуном. Для этого есть несколько простейших хитростей.
- Хитрость №1: «Ничего не понимаю» поможет ребенку преодолеть барьер, а дальше научить его будет уже просто;
Поиграйте с ребенком в игру, будто вы совершенно не понимаете, что он хочет. Показывает пальцем на конфету, дайте ему в руку игрушку. Но не ругайте его, не смейтесь, а комично разыгрывайте ситуацию: «ах, какая я непонятливая».
Также можно играть и с игрушками, которые предварительно необходимо расположить высоко, чтобы ребенок не достал. Когда он жестами объясняет, какую игрушку ему подать, давайте ему совершенно другую.
Важно! Каждой игрушке дайте имя или обозначьте ее словом, которым ребенок должен ее называть. «Киса», «Собачка», «Кукла Катя» и т. д.
Когда будете протягивать ему игрушку, повторите несколько раз: «Дать тебе собачку? Держи собачку».
Ребенок начнет повторять за вами все слова, а возможно, если будете играть часто, он поймет, что незачем терять время в объяснении непонятливому взрослому, проще сказать и сразу получить нужную вещь.
Совет! Проявите терпимость к начинающему болтуну. Заинтересуйте его яркой игрушкой, но сразу не отдавайте. Постарайтесь достичь момента, когда ребенок повторит за вами имя игрушки.
Неадекватная реакция ребенка: крики, топанье ногами и т. д. – означают «стоп игре». Игрушку в таком случае давать нельзя.
- Хитрость №2: «Самое важное поручение» легкий способ научить малыша болтать с удовольствием.
Дети с самых ранних лет любят, когда на них возлагают ответственность. Поэтому старайтесь чаще просить ребенка принести что-то или узнать у папы, бабушки, дедушки какую-то важную информацию.
Обязательно объясните малышу, как вы возлагаете на него надежды и что он незаменим. Только он может справиться с такой непосильной задачей. Это станет стимулом для ребенка, ведь чтобы выполнить задание, нужно заговорить.
- Хитрость №3: «Договори за меня».
Всеми любимый и известный способ, помогающий детям говорить без страха ошибиться. Вы произносите начальный слог и побуждаете своего малыша договорить за вас следующий. Благодаря коллективному творчеству, ребенок сможет «разговориться». Но таким способом не стоит злоупотреблять, чтобы не было как в анекдоте про месяца;
Одна мамочка решила научить говорить свою маленькую дочку. И начали они с месяцев.
— Давай с тобой расскажем месяца. Ян…
— Варь!
— Фев…
— Раль!
— Ма…
— Рт!
— А дальше сама, сможешь?
— рель, нь, ль, густ…
Собирая воедино мои советы, я могу точно сказать одно: если ребенок не говорит в 2 года, хотя вы стараетесь его научить – это еще не повод для паники. Разговаривайте, пойте, болтайте и главное – веселитесь, и все будет хорошо!
Читайте также:
- Почему ребенок не слушается?
- Как развить самостоятельность у ребенка?
- Почему дети плохо спят?
Источник