Кто ведет дневники развития своего ребенка

Кто ведет дневники развития своего ребенка thumbnail

девочки, кто как ведет дневник развития ребенка? Сынуля развивается, учится все новым вещам, хочется сохранить что и как было, чтобы потом можно было почитать, вспомнить. Мама обо мне вела подобный дневник в тетрадке — очень интересно почитать, но к сожалению сохранились только первые два месца записей — мне очень интересно был прочитать это о себе. вот хочется что-то подобное и о своем малыше записывать, хочется узнать, а как делаете вы?

Выберите один из вариантов:

даже мыслей таких не возникало :gy:

когда моя была мелкой, я думала, ну нафига звести, не уж то я забуду такие важные моменты, и ведь забываю. что-то совсем забыла. Жалею в общем что не вела, сейчас мы в таком возрасте когда было бы интересно почитать, доча постоянно собой маленькой интересуется, рассказать ей проит о себе,что она вытворяла. да когда)

Позвольте себе быть собой, а другим быть другими

веду обоим. Сейчас старшему 6 лет — с удовольствием как смотрит видеозаписи про себя, так и сравнивает, что он раньше научился делать , чем младший брат. Частенько рассматривает альбом с записями. Да и самой интересно вспомнить, как рос старший

Иноходка

не уж то я забуду такие важные моменты, и ведь забываю

это точно! а почитаешь и вспоминаешь, как он чудил мелким 🙂

Со старшими вела, с мелкой честно отписывалась в тематическом ю-сообществе, потом просто всё оттуда сохранила. :gy:

Детство — это та счастливая пора, когда бежишь ночью из туалета и радуешься что тебя не съели…

я вообще маньячка :geek: . в своё время вела дневник беременности, теперь — дневник развития своего карапуза.

основные моменты до года записывала себе, а потом к году сделала альбом в фотошопе, где все с фотографиями и записями. Вообщем-то вроде ничего не упустила 🙂 Получилось хорошо, мне нравится, да и всем кто посмотрел тоже ;)Сообщение было изменено пользователем 12-12-2011 в 22:11

вела дневник до года, всё подробно описывала. Нужно распечатать и вклеить в альбом. Думаю дочке будет очень интересно почитать, когда свои детки будут на подходе.

Чужая жизнь, как чужие окна – даже если на подоконнике цветы, это еще не значит, что внутри рай…

Тоже веду — хотя замечала, что просто так делать записи бывает скучно и забываю, а на форуме есть желание поговорить что умеет сынуля, поэтому убиваю двух зайцев — общаюсь на форуме, сохраняю себе в ворде и добавляю что то семейное, фотки и дневничок пополняется таким образом)

Со старшим вела. Со второй нет. Что выбрать? :gy:

Подробный дневник не виду, а вот альбом 1-го жизни малыша «Я родился!» заполняю с удовольствием.

со старшим вела. Храню, перечитываю раз в сто лет. Интересно:) с младшими до года ооочень редко чота записывала, щас перестала даже 🙁

Все будет хорошо. Вот прямо сейчас!

Medeа

Подробный дневник не виду, а вот альбом 1-го жизни малыша «Я родился!» заполняю с удовольствием.

аналогично, плюс записываю самое важное и часто фоткаемся

а я фотоаппарат всегда держу на взводе, и дата всегда выставлена, теперь всё это нужно собрать и сделать на годик фотоотчёт

тоже так думала с первенцем 🙂

Иноходка

я думала, ну нафига звести, не уж то я забуду такие важные моменты, и ведь забываю. что-то совсем забыла

однозначно нужно вести дневник — это сейчас кажется, что сейчас все помнится и никак нельзя забыть, а через пару лет уже с трудом вспоминаются точные даты и уже каке-то веселые истории начинают забываться. С первым ребенком я к сожалению вела записи очень не регулярно, оставляя напотом. Вот теперь жалею — так хочется сравнить с моим вторым сынулей, а уже и не вспомнить какие события когда происходили. Поэтому теперь я веду дневник и стараюсь все приятные мелочи записывать. Я веду отдельный дневник о развитии моего малыша на bookinza.ru, так как это удобнее тетрадки, которую можно потерять, и получается очень аккуратно и потом можно будет распечатать как книжку. Плюс еще в том, что все родственники, живущие в других городах могут читать о том как поживает Алёшенька.

Записываю в альбом Я родился. Вела и про старшую , теперь сравниваю. Очень интересно.

МАнка

Со старшим вела. Со второй нет. Что выбрать? :gy:

а вы дважды, дважды :gy:

мне лень. реально.
правда.

Пока есть жизнь, есть и счастье. Впереди много, много.

котёнок™

со старшим вела. Храню, перечитываю раз в сто лет. Интересно с младшими до года ооочень редко чота записывала, щас перестала даже

МАнка

Со старшим вела. Со второй нет.

та же фигня.со старшей до 2 лет записывала почти каждый пук :gy: с мелким пыталась немного писать, но ваще времени не было, а раз в несколько месяцев сесть и систематизировать — это уже не тот жанр :nea:

ОСА

с мелкой честно отписывалась в тематическом ю-сообществе, потом просто всё оттуда сохранила.

блин, чет не догадалась
:gy:

Пока вы недовольны жизнью, она проходит (с)

а где свой вариант в опросе??
со старшим вела подробно всё, а с младшим изредка в тот дневник рядышком припишу))))))) для сравнения))
кстати со старшим может быть и не вела бы, но подарили дневник — пришлось вести))))

То, во что ты веришь, становится твоим миром

Веду в ЖЖ 😉
только всё лень становиться… записываю каждый месяц в др новые достижения 🙂
Если не день в день ничего страшного, главное не забыть :write:

alinka15

Мама обо мне вела подобный дневник в тетрадке — очень интересно почитать

:dada: :love: :love: :love:

psihun

в своё время вела дневник беременности, теперь — дневник развития своего карапуза.

точно :gy:

записывала в первый раз (молодая была, глупая :gy: )
во второй — нет, как-то не до того. да и выросла я уже. :gy:

но вообще, дело, наверное, полезное.
поностальгировать вдруг захочется или что.

В любом из нас спит гений. И с каждым днём всё крепче…

Не веду,и мысли не возникало,если честно :scratch:

— Далеко-далеко на лугу пасется ко…— Корабли в моей гавани жечь!— Уберите отсюда эту чумную бабу с гитарой!

не дневник, но записи кое какие делаю периодически, когда тчо уметь стала.. раз в месяц может быть а щас и того реже после года

Веду, спец.альбом купила, туда всё и пишу вкратце

Веду «Дневничок» Комаровского, правда тааак бывает лень :gy: приходится себя заставлять :gy:

Источник

Учебный год начался! Вчера сделали миллиард дел, примерно вырисовывается расписание кружков. Все очень удачно сложилось и хип-хоп и рисование вроде бы вписывается. И даже театральная БЮДЖЕТНАЯ студия нашлась в ДК для Миши. Там правда отбор, сегодня пойдем, надеюсь его возьмут ) А еще вчера были первый раз в этом сезоне в бассейне, теперь Миша с Настей ходят вдвоем. Очень переживали по поводу тренера, но все хорошо, новая тренер — молодая девушка детям понравилась.

Читайте также:  Показатели развития ребенка в два года

Расписание у нас пока примерно такое, кстати школьный дневник вполне себе удобный недельный планер )

А теперь про плюсы и минусы СО спустя год.

Начну с плюсов:

1. Свобода!!!! Ну правда это прекрасно, когда над тобой не висит обязательство 9 месяцев куда-то ходить каждый день с утра пораньше! Когда ты можешь сам планировать свой день и пойти гулять в хорошую погоду, и наоборот позаниматься больше в плохую.

2. Спокойствие. Я не знаю как у вас, но у нас, было очень много нервов связанных с такими переживаниями как: «как бы не опоздать», «Я ничего не забыла», «Я все сделала» и т.д. При этом половина этой нервотрепки лежала, разумеется, на мне. Постоянно проверять не испачкалась ли форма, вечная глажка и т.д. Обидно, что тратилось столько энергии и нервных клеток на моменты не связанные с учебой.

3. У ребенка появляется намного больше времени. Выспаться, погулять и сходить на все желаемые кружки — пожалуйста!

4. Качество знаний лучше. Тут момент сложный, и многое зависит от ребенка и от родителя. Но про нас скажу, что это так. Мы быстрей и легче осваиваем программу, много читаем дополнительно, имеем возможность уделить больше времени теме, которая ребенка заинтересовала. И сюда же напишу, что Настя имеет больше времени для бытовых навыков.

5. Близость. За этот год наши с Настей отношения заметно укрепились.

Минусы:

1. Все таки социализация.

Чувстую, что Настя сейчас уже подошла к тому возрасту в котором я висела на телефоне и обсуждала как на меня посмотрел Сережа Ванюшкин и почему мои родители такие, а не иные. Это более глубокое общение нежели побегать на площадке и это не обсудишь с родителями. В деревне с этим проблем не было, там была постоянная компания и Настя могла там обсудить все свои «проблемы» с девочками. Здесь в городе она было заскучала, но сейчас нашла себе подружку ровесницу, с которой она созванивается и выходит одна гулять, сидит в домике для малышей и обсуждает проблемы мироздания )

2. Сложно отпустить ребенка. Не так давно читала мам хоумскуллеров и наткнулась на примерно такой текст мамы гиперактивного мальчика: «Я трачу почти все свое время на то, чтобы придумать что-то интересное для обучения сына, а потом на само обучение, я очень устаю, но награда для меня слова сына «мама ты мой лучший друг!»». Меня это покоробило, потому что все таки мама не лючший друг, мне увиднлся перекос. И где-то я увидела себя, но не с Настей. Мне сложно отпустить Мишу, потому что в него действительно вложено и постоянно вкладывается невероятное количество моих сил. В общем мне кажется есть такая проблема у семейников и нужно себя контролировать.

3. Родителю трудно принять взросление своего ребенка. Мой пример. Гуляем. Я купила Насте нарядное платье, а бабушка панамку ))) И тут Настя встретила девочек из своего класса. Через 5 минут Настя прибежала и отдала мне панамку со словами: «Мама девочки уже как взрослые! Гуляют одни, слушают взрослую музыку и не носят панамки!».

У меня пелена упала с глаз! А ведь и правда! Настя у меня выглядела как выпускница детского сада!

Выводы. Плюсы у нас с Настей точно перевешивают. Но нужно уделять больше внимания общению и друзьям. Я вообще-то надеюсь, что когда мы переедем в таухаус (случится ли это?) там тоже соберется постоянная компания и общения будет достаточно.

С Мишей все сложней т.к. он не простой, и требует намного больше внимания. Со мной он расслабляется и ведет себя ужасно, а в группе более-менее собирается.

Кстати минусы могут быть и у детей которые ходят в школу (есть у нас знакомые мама и сын, сына мама не отпускает до сихпор, а ему 45! и никакая школа не помогла) , просто мне кажется у семейников больше шансов попасть в эти ловушки.

Ну и главное, что все детки разные и что подходит одному может не подходить другому.

Источник

Зачем писать подробный отчет о развитии крохи на первом году жизни? Дневник развития ребенка — это и приятные воспоминания, и помощь в дальнейшем.

Мама с ребенком

ЦФА Бурда

Ведение дневника ребенка — простой и эффективный способ запечатлеть значительные события из первого года жизни карапуза, забавные случаи, разнообразные детские шалости, вопросы и смешные высказывания крохи, реакцию на прикорм и лекарства, этапы взросления (когда малыш перевернулся на животик, во сколько ребенок начал садиться, ползать, ходить). Самое сложное для родителей в этом случае — вести дневник развития ребенка регулярно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 8 приложений на смартфон, которые облегчат жизнь молодой маме

Когда ваш кроха подрастет, вы будете время от времени перечитывать записи, сделанные в первый год его жизни. Помимо положительных эмоций подробные структурированные заметки о поведении и состоянии здоровья малыша помогают избежать многих неприятностей и способствуют правильному подходу к развитию и воспитанию ребенка. Они вам точно пригодятся, поэтому выкроите в вашем плотном графике 10 минут в день на дневник.

дневник ребенка

Что записывать

Попробуйте сделать еженедельное заполнение дневничка семейной традицией. Например, вы можете вспоминать события прошедшей недели и вместе с мужем и решать, что стоит внести в дневничок. Конечно, в первое время малыш не будет принимать активного участия в этих обсуждениях, но уже очень скоро он с большим интересом станет вносить свои предложения. К таким предложениям крохи вам стоит отнестись внимательно и бережно, ведь, скорее всего, окажется, что значительными и запоминающимися вам и ребенку покажутся очень разные вещи.

  1. Дневник развития ребенка лучше вести не в электронном виде, а в ежедневнике, фиксируя дату и время. Электронные варианты дневника, кажущиеся удобными на первый взгляд, имеют несколько очевидных минусов. Во-первых, доподлинно известно, что «рукописи не горят», а обладают теплой, искренней энергией живого общения. Во-вторых, сохранить обычный дневник гораздо проще, чем беречь информацию на электронных носителях. И самое главное: обычный дневник вы в будущем сможете презентовать подросшему сыну или дочери. Вашему ребенку будет интересно узнать, какое слово он сказал первым, во сколько он начал ходить, что подарила зубная фея за первый выпавший зубик и многое другое. Важно вести заметки регулярно, не пропуская ничего интересного.
  2. Самые главные параметры развития ребенка в первый год жизни — рост, вес, физические и эмоциональные навыки, приобретенные в процессе взросления. Чтобы быть уверенными в том, что «все идет как надо», необходимо записывать основные моменты роста и развития малыша и сравнивать их со средними показателями, соответствующими его возрасту. И если в 1,5 месяца малыш начинает сладко улыбаться и смеяться, то этот факт стоит внести в дневник и порадоваться, что развитие крохи — в пределах нормы. Я помню, что событием, вызвавшим у меня самую сильную радость, граничащую с восторгом, было появление в 6 месяцев первого зубика у моего крошки, и именно этот момент я особенно эмоционально отметила в дневнике малютки.
  3. Очень важно записывать изменения в поведении ребенка, если в его окружении появляются новые игрушки или аксессуары. Таким образом можно отслеживать, что нравится малышу, что его успокаивает, а что, наоборот, вызывает слишком бурную отрицательную реакцию или, быть может, даже пугает. В каждый период у ребенка обязательно будут свои любимые игрушки. Сделайте их фото и приклейте в дневник. Не забудьте о смешных высказываниях малыша!
  4. Обязательные прививки, которые в первый год жизни малыша делают по графику довольно часто, также необходимо отмечать в дневнике. Реакция на ту или иную прививку, а также ее связь с питанием и другими факторами способны очень многое рассказать педиатру, если в этом появится необходимость. Записывайте также координаты врачей (телефоны, адреса клиник), которые могут вам потом пригодиться для консультаций и справок, чтобы в нужный момент они всегда были под рукой. Держите страховые полисы и свидетельство о рождении недалеко и постоянно в одном и том же месте.
  5. Особая глава в дневнике малютки должна быть посвящена введению первого прикорма. Введение прикорма — как для малыша, находящегося на грудном вскармливании, так и для крохи-­искусственника — не всегда проходит гладко. Каждый ребенок совершенно индивидуально переносит тот или иной продукт. Для того чтобы не пропустить, как именно поведет себя организм малыша при введении в его рацион нового продукта, необходимо вести пищевой дневник. Его же при необходимости нужно показывать педиатру. Это значительно облегчит поиски «вредного» продукта, на который у малыша возникла негативная реакция.
  6. Введение новых детских косметических средств также лучше отражать в дневнике малютки. Проверить и зафиксировать в дневнике реакцию крохи нужно при переходе с одного вида крема на другой, при смене шампуня или пенки для ванны.

Как оформить

  • Для записи детских событий можно использовать обычную тетрадь или альбом, вести только текстовые записи или дополнять их рисунками, фотографиями, вклеивать билетики из поездок и мест, которые вы посетили, театральные програм­мки и т.д. Можно оформить альбом в стиле скрапбукинга, сделать на страницах различные кармашки и “секретики”, вклеить вырезки из газет и журналов за те периоды, о которых вы пишете, и т.д.
  • Если вы предпочитаете вести записи в электронном виде, можно делать это не в обычном текстовом редакторе, а в специальных программах для заметок, а можно даже завести блог, который смогут читать ваши родные и друзья, и рассказывать на его страницах о ваших буднях и праздниках с ребенком. Впоследствии при желании электронный вариант детского дневничка можно будет распечатать, например, в виде фотокниги.
  • Оформить заметки о детстве малыша можно и в видеоформате. Особенно удобным будет такой способ, если вы увлекаетесь монтажом или хотите чуть лучше в нем разобраться. Видеозаметки удобны, потому что сегодня практически всегда под рукой есть телефон с функцией камеры, от ее зоркого зрачка не ускользнут детали ситуации, а последующий просмотр видео позволит в буквальном смысле пережить запечатленные моменты заново с полным эффектом погружения, которого не дают фотографии и заметки. Для создания фильмов о детских годах совсем необязательно постоянно держать ребенка под прицелом камеры. Даже нескольких увлекательных видео­фрагментов будет достаточно, чтобы интересно оформить их, наложив музыку и дополнив несколькими слайдами с фотографиями, текстом и закадровыми комментариями.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Семейные традиции: 5 способов сохранить воспоминания
Усталость молодой мамы: 3 скрытых причины эмоционального выгорания

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ «Об авторских и смежных правах — «Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.»

Понравилась статья? Оцените:

Загрузка…

Источник

Беременное творчество Ксении ДепелянРастет ребенок, растут вместе с ним родители, развиваются и переходят на новые уровни их взаимоотношения. Действительно, развитие ребенка означает не только то, что учится делать ребенок и что делают родители для ребенка, но и то, что ребенок и родители делают друг для друга. Вся семья постоянно развивается вместе с ребенком, и даже отношения между родителями меняются вместе с семейной системой.

Семья, в которой есть дети, вообще постоянно находится в длительном и сложном естественном эксперименте. Иногда возникают ошибки и пожинаются их плоды, периодически совершаются гениальные открытия, нередко достигаются личные значимые результаты. В семье невозможно стоять на месте, члены семьи постоянно вынуждены двигаться по ступенькам развития, проходить через кризисы этого развития, и в итоге приобретать результаты этого развития.

Различные специалисты в области детского развития – педиатры, педагоги, психологи, а также опытные и внимательные родители устанавливают явную зависимость между родительскими подходами к ребенку, а также их отсутствием, и развитием ребенка. Все дети растут и развиваются, но не все дети развиваются оптимально. Организованное развитие ребенка (т.е. систематизированное) всегда стоит на ступеньку выше спонтанного развития. При организованном развитии родители сами непрерывно и заинтересованно учатся, и поэтому раньше замечают проблемы, быстрее с ними разбираются, тем самым, помогая ребенку более полно реализовать его потенциал.

Организованное развитие подразумевает отслеживание родителями результатов своих родительских действий, для того, чтобы вовремя заметить ошибки, зафиксировать достижения, ввести новые способы развития ребенка и перестроить способы взаимодействия с ним. В этом деле неоценимую помощь может оказать ведение дневника развития ребенка.

1333460470_1285550668-ybmzaccФормы ведения записей могут варьироваться:

— небольшие заметки в блокноте,

— заполнение таблицы развития ребенка,

— оформление альбома с фотографиями и заметками,

— набор на компьютере книги о вашем ребенке,

— аудиозапись на диктофон сообщений о значимых событиях в жизни ребенка и родительских наблюдениях,

— видеосъемка и составление фильма о развитии ребенка с комментариями родителей.

Видеосъемка, составление книги или оформление альбома – достаточно кропотливый и объемный труд, на который нечасто хватает сил, времени и желания. Зато, когда такое желание появляется, родители могут столкнуться с недостатком материалов, не собранных ими в нужное время. Ведение таблицы и краткие блокнотные записи – более просты, как в исполнении, так и в прочтении. Самым полным собирателем информации о развитии ребенка обычно является диктофон, т.к. аудиозапись проста в применении, подробна, насыщенна текущими эмоциями родителей, легко сбрасывается на компьютер и в будущем может быть переработана в книгу.

Чтобы разобраться, какую форму ведения дневника выбрать и какую именно информацию заносить в дневник, можно забежать немного вперед и представить, кому и для чего эти записи могли бы быть полезными.

Например, в процессе заполнения дневника выстраивается определенный ритм  и индивидуальная последовательность этапов развития ребенка, которые можно соотносить с возрастной нормой, к которым можно обратиться в случае проблем на последующих возрастных стадиях. Например, детский психолог может поинтересоваться у родителей школьника, как происходило отучение ребенка от груди, в какой форме развивался кризис 3-х лет, какие любимые игры были у ребенка в возрасте 4-5 лет и т.д. Дневник в подобной ситуации помогает родителям находить точную и подробную информацию.

Хорошую услугу могут оказать дневниковые записи, когда требуется восстановить причинно-следственную цепочку каких-либо событий. Например, если ребенок плохо спит по ночам, полезно внимательно изучить историю развития этой проблемы, т.е. когда и как все начиналось. Часто, под впечатлением постоянных бессонных ночей у родителей может вспоминаться только негативная информация: «всегда плохо спал», а различные маленькие улучшения сна не оставаться в памяти. Дневниковые записи помогают взглянуть на проблему целиком, осознать связь одних событий с другими, а также во время  «достать» из копилки родительского опыта хорошие, но забытые средства.

Дневник позволяет фиксировать удачные родительские открытия, изобретения и методы: «У меня получилось!», «Сработало!», «Это было очень мудрое решение!»

Развивающие программы для детей до 6 месяцевДневник позволяет наблюдать процесс обучения ребенка и фиксировать этапы этого обучения. Например, на начальном этапе знакомства ребенка с горшком, мама может впасть в отчаянье оттого, что ее методы не срабатывают, а когда она уже почти опустила руки (точнее, снизила контроль и предоставила ребенку больше самостоятельности) ребенок наконец-то освоил правила гигиены. Фиксация в дневнике своих эмоциональных состояний по поводу педагогических провалов и успехов позволяет родителю с большей душевной устойчивостью встречать новые задачи на пути развития.

Бывает, что некоторые временные достижения родителя оборачиваются в будущем неприятностями и наоборот. Например, быстрое отучение ребенка от груди, которым так гордилась молодая мама, может обернуться ухудшением качества его ночного сна или спровоцировать невротическую прилипчивость к матери. А такая родительская «неудача», как приучение младенца спать только на руках у матери вдруг окажется самым лучшим средством в борьбе с его послеродовой неврологией. Чтобы сделать грамотные выводы, полезно проанализировать прошлое, которое поможет прояснить родительский дневник.

Читайте также:  Принцип историзма в развития ребенка

Родив второго, третьего и т.д. ребенка, родители с интересом сравнивают особенности развития своих детей. А, сравнивая, начинают лучше понимать индивидуальные особенности характеров детей, некоторые из которых зависят, а некоторые не зависят от их родительского подхода к каждому ребенку. Дневниковые записи оживляют в памяти прошлый родительский опыт.

Дневник развития ребенка может стать приятным и ценным подарком взрослым детям в день их свадьбы или рождения первенца. Новоиспеченные супруги и молодые родители могут извлечь массу полезной информации из дневников собственных родителей. Исторические записи помогут лучше узнать себя, своего избранника и его семью, быстрее и глубже переоценить опыт своих родителей, воспользоваться результатами их достижений и выводами из их родительских неудач, а также переосмыслить свои детские представления об их родительском труде.

О чем писать в дневнике? Наиболее интересными и полезными для последующего прочтения являются следующие области детского развития:

  • Рост, вес ребенка – важные и интересные на первом году жизни малыша показатели детского здоровья.
  • Физическое развитие (что, когда, как и в какой последовательности научился делать малыш, осваивая свое тело). Череда вех физического развития ведет к постепенному отрыву тела от земли, в направлении от головы до пальцев ног. Записывают как раз те физические навыки и умения, которые обычно соотносят с нормативными показателями физического развития: умение держать головку, переворачиваться, сидеть, ползать, самостоятельно садиться, вставать, стоять, ходить. Можно вести и более подробные записи, например: что малыш умеет делать в ванне во время купания, как переносит гимнастику, чему научился после массажа, как ребенок осваивает ползание, когда научился слезать с дивана, залезать на лесенку, качаться на кольцах и т.д.. Прогресс ребенка в освоении своего тела гораздо важнее того времени, когда малыш освоил то или иное действие. Дети вообще растут по-разному – и это делает каждого ребенка уникальным. Иногда развитие происходит постоянно, а иногда – скачками и паузами. Родителям не стоит волноваться, если их ребенок чуть позже начинает осваивать то или иное действие. Дело в том, что нормальных моделей развития – множество, главное, чтобы ребенок прошел все вехи развития, и прошел их в правильной последовательности. Если ребенок заболел, его развитие может временно затормозиться, или даже произойдет откат назад. Зато после выздоровления можно с большой вероятностью ожидать компенсаторного рывка. Получив посильный для себя опыт боления, ребенок часто делает мощный скачек в физическом и интеллектуальном развитии.
  • Развивающие программы для детей до 6 месяцевКрупная и мелкая моторика рук подразумевает развитие ловкости кистей и пальцев рук при действии ребенка с предметами. Сюда относятся: хватание, удержание и манипуляции с  погремушками, перекладывание игрушки из руки в руку, опробование предметов на зуб, бросание мячика, открывание и закрывание коробочек, нанизывание колечек пирамидки, умение брать мелкие предметы пальцами (горошек, сухие завтраки), действия с соской, использование ложки и др.
  • Речевое развитие. Детская «речь» начинается с рождения. Для маленького ребенка язык – это любой звук или жест, который вызывает ответные действия ухаживающего за ним взрослого. В самом начале первого года жизни младенец узнает, что его звуки и телесные знаки являются инструментом межличностного общения, который можно использовать для удовлетворения своих эмоциональных и физических потребностей. Чутко реагируя на сигналы, подаваемые новорожденным, мама помогает ему смягчить его резкий крик, трансформировать крик в более понятные и «вежливые» просьбы, разнообразить спектр возможных звуковых сигналов. В дневнике записываются звуки, слоги, понимание речи взрослого, первые слова, построение предложений, произношение звуков.
  • Развитие общения или развитие коммуникативных способностей является основным источником речевого развития. Родители сначала учатся говорить на уровне ребенка, а затем начинают переводить его на более высокий уровень коммуникаций, когда ребенок становится к этому готов. Интересно описывать эмоции и чувства ребенка при общении, т.е. его умение радоваться, сердиться, удивляться, жаловаться, настаивать на своем, уступать, делиться и т.д.. Любопытно отмечать развитие способности ребенка инициировать  и развивать ситуацию общения, предпочтения в общении, страх общения с кем-либо, развитие подражательной способности, перенос навыков общения со взрослыми в игровую ситуацию. Вот пример интерпретации мамой сигналов ребенка и развития их взаимопонимания:

Сигналы ребенка                      Что он сообщает                      Как отреагировал ребенок

— Смотрит в глаза,                      — «Хочу общаться!»                   —  Общались взглядами,

долго не отводит взгляд.                                                                  пытался подражать моим

губам. Долго спал потом.

— Плачет и выгибается               — «Не хочу есть, хочу                 — Увлеченно делал зарядку

у груди,                                       играть с тобой».                         под мамины песенки.

— Кричит в коляске на                — «Хочу ехать лицом вперед,     — Ехал лицом вперед, долго

улице.                                          а не к тебе».                                  с интересом все

разглядывал и не плакал.

  • Интеллектуальное развитие включает развитие восприятия (зрительного, слухового, вкусового, обонятельного, тактильного), памяти, внимания, мышления, творчества, способности к обучению. Интересно отмечать первые открытия ребенка, например: целенаправленно машет рукой, чтобы перевернуть страницу книги; запомнил дверь в ванну и может «сообщить», когда хочет купаться; «танцует» ручками под любимую песенку…. Ведение записей в этой графе помогает родителям не только наблюдать динамику развития малыша, но и отслеживать свое влияние на ребенка, а также, мотивирует их на поиск новых средств развития.
  • Развивающие программы для детей до 6 месяцевГлавное событие (дня, недели, месяца). Любое событие, которое затронуло родителя эмоционально, например, обрадовало, испугало или заставило задуматься, может быть отмечено здесь. События могут быть как внешними («у крохи вылез первый зуб»), так и внутренними («я заметила, что стала меньше уставать от материнских хлопот»).
  • Что любит ребенок. Любимая одежда, еда, игрушки и игры, занятия, отмечаемые родителями, становятся историческими показателями развития их родительской чуткости и внимания к ребенку, помогают лучше понять характер малыша и вовремя заметить его способности.
  • Что не любит ребенок – это все те ситуации, которые требуют от родителей наибольшего терпения, оригинального творческого подхода и изобретательности.
  • Семейные проблемы (болезни, конфликты, неудачи) и средства их решения. Размышления родителей по поводу семейных проблем ускоряют процесс получения позитивного опыта из негативных ситуаций. Мнение родителя по поводу проблемы, обстоятельно изложенное на бумаге, может стать хорошим средством решения конфликтных ситуаций в семье. Многие «добытые» в проблемах средства становятся «инструментами» родительского мастерства и гармоничных семейных отношений.
  • Родительские идеи и достижения, записанные в дневник, позволяют родительской мудрости откладываться в памяти. В будущем эти заметки дают возможность по-достоинству оценить пройденный путь и, при желании, поделиться его результатами с другими.

Можно добавить такие области, как «кризисы детского развития», «изменения в  характере ребенка», «мои главные воспитательные принципы» и другие интересные для наблюдения изменений во времени области.

В первые два года жизни ребенка, когда событий слишком много, а времени очень мало, удобно заполнять таблицу роста и развитии ребенка. Для этого нужно завести тетрадь, и на верхних строках страниц написать области развития ребенка. В левом столбце каждой страницы указывается возраст ребенка или время заполнения таблицы, а далее следуют небольшие заметки по каждой области развития соответственно этому возрасту.