Кто изучал зону ближайшего развития ребенка
онаблюдайте, как одевается трехлетний ребенок. Почти со всеми деталями одежды он справляется сам. Вопрос вызывают колготки; сколько раз уже их приходилось переодевать! Лучше уточнить: «Я правильно определил сторону?» Небольшая помощь матери, ее объяснение, — и малыш уверенно продолжает одеваться. А вот шнурки на ботинках… В этом случае подсказка бесполезна; как бы хорошо ни объясняли родители последовательность действий, сколько бы раз ни показывали – трехлетка не сможет завязать шнурки сам.
Этот простой пример отлично иллюстрирует понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития». То, что умеет делать ребенок трех лет без всякой помощи взрослого (надеть простую одежду) – находится в его зоне актуального развития. То, что он может сделать при помощи взрослого (определить переднюю и заднюю сторону, левый и правый ботинок) – находится в зоне ближайшего развития. Пройдет немного времени, подсказка повторится несколько раз, и малыш начнет ориентироваться сам. Из зоны ближайшего развития умение перейдет в зону актуального развития.
А шнурки? Видимо, этот навык пока лежит вне зоны ближайшего развития. Поэтому любые попытки родителей научить трехлетку завязывать шнурки потерпят неудачу. Действительно, рука малыша только к 4 годам будет развита достаточно для овладения таким сложным умением. Вот тогда оно войдет в зону ближайшего развития, и обучение может быть успешным.
Область применения
Ребенок познает мир путем наблюдения, подражания, и, наконец, присвоения опыта. Происходит это через взаимодействие с другими людьми, взрослыми и детьми, общение с ними, совместную деятельность. Общение, взаимодействие здесь – ключевые слова. Любой человек эффективнее всего обучается среди других людей, во взаимодействии с ними.
Подумайте, когда ребенок знакомится с новым понятием, эмоцией, социальной ролью, он ничего не знает о них. Можно сказать, что все новое в жизни ребенка превосходит его текущие знания и возможности. Этот отрезок между знакомым и незнакомым, привычным и неизведанным невозможно преодолеть в одиночку.
Соотношение зон актуального и ближайшего развития похоже на процесс становления высших психических функций (к ним относят восприятие, память, мышление и речь). Они также формируются в совместной деятельности с другими людьми. Поначалу они выступают как нечто внешнее по отношению к человеку, но постепенно переходят в разряд внутренних психических процессов, и человек начинает оперировать ими так, как будто эти свойства были даны ему при рождении. Когда психический процесс формируется, он находится в зоне ближайшего развития, а после формирования переходит в зону актуального развития.
Зона актуального развития – то, что ребенок успешно делает сам без помощи взрослых.
Зона ближайшего развития – то, что ребенок может сделать при помощи, подсказке взрослых, в сотрудничестве с взрослым, в коллективе.
Умения, навыки, знания через какое-то время переходят из зоны ближайшего развития в зону актуального развития.
Примеры показывают, что у понятия «зона ближайшего развития» широкая область применения. Его можно отнести к разным сферам жизни ребенка (эмоциональной, социальной, психологической), к формированию разнообразных умений, навыков, накоплению знаний. Однако первоначально оно использовалось только для характеристики умственного развития, для понимания соотношения между обучением и развитием.
Термин «зона ближайшего развития» предложил советский психолог и педагог Лев Семенович Выготский в начале 30-х годов XX века. В книге «Мышление и речь» он писал:
Мы видели, что обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития. Тогда оно … и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Этим и отличается обучение ребёнка от дрессуры животных.
Иными словами, в норме психическое развитие ребенка всегда немного отстает от того, чему его обучают, психика как бы «подтягивается» за изучаемым материалом.
Этот зазор между зонами актуального и ближайшего развития очень важен – именно он позволяет ребенку развиваться. Без него созревающие, но еще не созревшие психические процессы рискуют остаться в области нереализованного потенциала.
Поэтому понятие «зона ближайшего развития» считается важнейшим в педагогике. Выделяют даже особую форму обучения, основанную на нем – развивающее обучение. Оно дополняет традиционное школьное обучение и нацелено на развитие потенциальных возможностей детей.
Позиции общения
Приемы развивающего обучения дают отличный результат, когда требуется подтянуть слабоуспевающего ребенка. Их используют все грамотные учителя. Они помогут и родителям, особенно родителям школьников младших классов. Ведь многие свойства памяти, мышления, других необходимых для успешной учебы качеств у младшеклассников еще находятся в стадии формирования.
Как же применить понятие «зона ближайшего развития» на практике? Рассмотрим простую, но часто встречающуюся ситуацию.
Мальчик-второклассник выполняет домашнюю работу по математике и не может решить задачу. На самом ли деле это трудная задача или ребенок плохо понял объяснения учителя в классе? А может быть, просто математика дается ему нелегко? В контексте нашего примера это не важно. Мальчику нужна помощь.
Мама (папа) видит затруднения сына, или он сам просит о помощи. Оказать помощь можно по-разному. Кто-то отложит домашние дела, присядет за стол и постарается вместе с ребенком вникнуть в условия задачи, записать их, порассуждать о ходе решения, записать действия, а в конце попросит сына еще раз рассказать, как решается эта задача.
Кто-то попытается выяснить, что именно не понимает ребенок и оказать помощь только в этом конкретном вопросе, с тем, чтобы остальное мальчик делал самостоятельно. Кто-то будет задавать наводящие вопросы: «Запиши условия задачи, а я проверю. Подумай, что получится, если сложить это и это? Как эта сумма поможет найти ответ?» А кто-то, возможно, предложит нарисовать задачку и поиграть с ее участниками, ненавязчиво подталкивая ребенка к нужным действиям с цифрами.
Все это – разные позиции общения (взаимодействия взрослого с ребенком). От того, какую позицию выберет взрослый, зависит успех ребенка в решении задачи. Кроме того, позиция общения характеризует ширину зоны ближайшего развития.
Принято различать пять позиций общения:
- Независимая позиция – взрослый оказывает самую малую, точечную помощь, либо начинает действие, а ребенок подхватывает и завершает.
- Позиция «на равных» – взрослый действует одновременно с ребенком, но не в команде с ним. Вариант этой позиции – соревнование.
- Позиция «снизу» — взрослый помогает ребенку наводящими вопросами, небольшими подсказками, провоцирует активность намеренными ошибками.
- Позиция «сверху» — взрослый выступает в роли учителя, объясняет непонятное, демонстрирует способы и ход решения задачи.
- Позиция «мы» — взрослый и ребенок объединяются команду для решения задачи.
Одним детям достаточно небольшой подсказки, с другими необходимо делать все вместе, вплоть до мелочей. Чем меньше помощи оказывает взрослый, тем шире зона ближайшего развития ребенка. Если же ребенок не справляется и никакая, даже самая серьезная помощь не обеспечивает выполнения задачи, значит, материал пока находится вне зоны ближайшего развития, и его освоение лучше отложить.
Рекомендации
Несколько полезных советов позволят родителям максимально эффективно использовать понятие «зона ближайшего развития».
- Определите текущую ширину зоны ближайшего развития ребенка. Для этого примените разные позиции общения в схожих ситуациях, сделайте вывод, какая из них работает лучше. Полезно также понаблюдать за ребенком, когда он учится чему-то спонтанно.
- Старайтесь постепенно увеличивать зону ближайшего развития до тех пор, пока знания и умения не перейдут в зону актуального развития. Допустим, школьник не умеет решать задачи в три действия. Начните с того, что постройте с ним команду. Если в команде вы с задачей справились, следующую задачу объясняйте с позиции учителя. Потом ограничьтесь подсказками и наводящими вопросами. Продолжайте расширять зону, пока ребенок не сможет решить задачу такого типа сам.
- Есть почти безотказный прием, который помогает даже в самых трудных случаях. Ребенка нужно поместить в пространство между двумя взрослыми, один из которых находится в позиции «мы» (команда), а второй – в позиции учителя («сверху»). Таким образом, первый будет помогать ребенку «изнутри», преодолевая трудности вместе с ним, а второй создаст условия для изменения границ зоны ближайшего развития. Этот прием требует больших затрат времени и сил со стороны родителей, но он чрезвычайно эффективен.
- Помните, что никакие приемы и методики не сработают, если взрослый сам не заинтересован в общении с ребенком. Общение, основанное на подлинном сотрудничестве, а не снисхождении к ребенку – вот ключ к успешному обучению. Только в таком общении, такой совместной деятельности ребенок развивается быстро и правильно.
- В роли педагога, помогающего освоить новое пространство, может выступать любой человек, даже сверстник. Главное, чтобы он знал немного больше, чем сам ребенок и с желанием сотрудничал с ним. Вообще, чем шире круг общения ребенка с более знающими людьми, тем лучше для его развития.
- Нельзя игнорировать текущие потребности развития ребенка, но и форсировать их тоже не стоит. Обе крайности могут привести к деформациям личности и даже психическим расстройствам. Все хорошо в свое время. Обучение наиболее эффективно тогда, когда оно происходит в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития (Выготский называл это «оптимальным сроком обучения», а Монтессори «сензитивным периодом развития»).
- Некоторые родители опасаются, что в ситуации постоянной помощи взрослых ребенок станет несамостоятельным, не способным в одиночку преодолевать трудности. Это не верно, равно как неверен подход к детям как к «маленьким взрослым», которые «сами знают, что им нужно», «способны сами выбрать лучшее для себя». Дети нуждаются в помощи взрослых, в общении с ними, в совместной деятельности. Без этого они будут отставать в развитии. Для воспитания самостоятельности просто не делайте за детей того, что входит в их зону актуального развития.
- Темп развития каждого ребенка индивидуален. Не стоит зацикливаться на времени, которое уходит на восприятие и переработку новых знаний. Лучше измерять не скорость, а глубину восприятия.
Некоторым людям, особенно тем, кто много учится, знакомо «чувство сопротивления материала». Новые знания, незнакомые раньше понятия, определения, термины на первый взгляд кажутся непонятными, нелогичными, не желают оставаться в памяти. Но, по мере погружения в материал, приложения усилий для овладения им в какой-то момент все встает на свои места. Оглядываясь назад, человек удивляется, почему раньше что-то было непонятно – «сопротивление материала» преодолено!
То же самое испытывает ребенок, когда учится, только справиться с «сопротивлением материала» ему гораздо труднее, чем взрослому (а иногда и вовсе невозможно). Ему не хватает «умения учиться», его психика, его личность еще не сформированы полностью. Кто, как не родители призваны помочь своему ребенку преодолеть это сопротивление!
Источник
Ñîâñåì ïëîõî ñòàëî, êîãäà ìàìà íà÷àëà ïðîäàâàòü åãî èãðóøêè.
Âîò, ñìîòðèòå, ãîâîðèëà îíà, âûíîñÿ èç êîìíàòû êîðîáêó. Ñîâåðøåííî íîâûå ñîëäàòèêè! Âàøåìó ìàëü÷èêó î÷åíü ïîíðàâèòñÿ!
Äîðîäíàÿ äàìà ñ ÿðêî-àëûìè ãóáàìè êðèâèëà ðîò, áðåçãëèâî âîðîøèëà ðóêîé åãî áîãàòñòâî.
Êàêèå æ îíè íîâûå, öåäèëà îíà íåäîâîëüíî, âîí, êðàñêà îáëóïèëàñü ñîâñåì. Ïîäè, âàø ìàëåö çàèãðàë èõ äî íåâîçìîæíîñòè, à òåïåðü äåâàòü íåêóäà
Îíè áûëè â áîþ! âñòðåâàë îí âîçìóùåííî, è òîãäà ìàìà äåðãàëà åãî çà ðóêó.
Îí ñìèðèëñÿ ñ òåì, ÷òî ñ íåêîòîðûìè èãðóøêàìè ïðèäåòñÿ ðàññòàòüñÿ, íî íå ìîã ñòåðïåòü ïðåíåáðåæèòåëüíîãî îòíîøåíèÿ ê åãî áðàâîìó âîéñêó, âìåñòå ñ íèì ïîáûâàâøåìó â òàêîì êîëè÷åñòâå ïåðåäåëîê.
Âîçüìó, ïîæàëóé, íàêîíåö ðåøèëà äàìà, çàêðûâàÿ êîðîáêó è äåëîâèòî ïåðåìåùàÿ åå ïîä ìûøêó. Òîëüêî, êîíå÷íî, íå êàê íîâûõ.
Îíà ñóíóëà ìàìå ñìÿòûå áóìàæêè è âûøëà, íå ïîïðîùàâøèñü. Îí ñòîÿë íà ïîðîãå êîìíàòû è ñìîòðåë, êàê ìàòü ìåäëåííî, áåðåæíî ðàçãëàæèâàåò äåíüãè, áåççâó÷íî øåâåëÿ ãóáàìè.  òàêèå ìèíóòû åìó õîòåëîñü ïëàêàòü è çëèòüñÿ îäíîâðåìåííî. Ïî÷åìó, íó ïî÷åìó îòåö íå âåðíóëñÿ?
Ìàëü÷èê çíàë, ÷òî òàêîå âîéíà. Îòåö ñàì ðàññêàçûâàë î íåé, ïîêàçûâàë ñòàðûé, ïîòåìíåâøèé îò âðåìåíè ïèñòîëåò. È ýòî îí êóïèë åìó ïåðâûõ ñîëäàòèêîâ. Îòåö âîîáùå ëþáèë ïîêóïàòü ìàëü÷èêó èãðóøêè.
Ïëþøåâûé ùåíîê ñïàë ñ íèì öåëûõ òðè ãîäà, ïîêà íå óøåë íà òîé íåäåëå âìåñòå ñ êàêîé-òî ñîâñåì ìàëåíüêîé äåâî÷êîé. Ìàëü÷èê óòåøàë ñåáÿ ìûñëüþ, ÷òî îí ñîâñåì âûðîñ, à ìàëåíüêèì äåòÿì òîæå íóæíû ñîáàêè.
Çàáàâíàÿ ìàðèîíåòêà, ïðèâåçåííàÿ îòöîì èç êàêîé-òî äàëüíåé ïîåçäêè, òîæå ïîêèíóëà åãî. Îíà òàê ñìåøíî ïîçâÿêèâàëà ñâîèìè êîëîêîëü÷èêàìè, íåóâåðåííî (óïðàâëÿòü òàêîé êóêëîé öåëàÿ íàóêà) øàãàÿ ïî ïîëó è ñèëüíî êðåíÿñü íàëåâî. Ðàçìàëåâàííîå ëèöî, êàçàëîñü, ñìåÿëîñü â òàêò êàæäîìó øàãó. Îíà òàê è óøëà, ïîçâÿêèâàÿ è ñìåÿñü, âíèç ïî ëåñòíèöå, óïðàâëÿåìàÿ êóäà áîëåå îïûòíûìè, ñòàð÷åñêèìè ðóêàìè.
Îãðîìíûé íåïîâîðîòëèâûé êðåéñåð óïëûë â íåèçâåäàííûå äàëè ñ ìîëîäûì ìóæ÷èíîé è áåðåìåííîé äåâóøêîé. Îíè áûëè ïðèÿòíûìè, óëûáàëèñü è î÷åíü áëàãîäàðèëè ìàìó çà ÷òî-òî. Ìàëü÷èê íå î÷åíü æàëåë ñâîé êîðàáëü åìó ïîíðàâèëàñü òà äåâóøêà, è áûëî ïðèÿòíî, ÷òî åé òàê ïðèãëÿíóëàñü åãî èãðóøêà. Îíà ïðèæàëà åå ê ñâîåìó áîëüøîìó êðóãëîìó æèâîòó è ñêàçàëà, ÷òî åå ñûí íàâåðíÿêà áóäåò çíàòíûì ìîðÿêîì.
Ìàìà ïëàêàëà êàæäûé ðàç, êîãäà çà íåçíàêîìûìè ëþäüìè çàêðûâàëàñü äâåðü. Îíà áåññèëüíî îñåäàëà íà ìàëåíüêóþ òàáóðåòêó ó âõîäà è òèõî âñõëèïûâàëà, òî è äåëî ïîäíîñÿ ðóêó ê ãëàçàì.
Îí óòåøàë åå. Ìàëü÷èê ñ÷èòàë, ÷òî ìóæ÷èíà äîëæåí óòåøàòü ïëà÷óùóþ æåíùèíó, äàæå åñëè ýòîò ìóæ÷èíà òîëüêî ÷òî ëèøèëñÿ ñâîèõ ñàìûõ áîëüøèõ äðàãîöåííîñòåé.
Åñëè áû òâîé îòåö òîëüêî âåðíóëñÿ, ïëàêàëà ìàìà, åñëè áû îí òîëüêî âåðíóëñÿ
Íî îí íå âîçâðàùàëñÿ. Óæå âåðíóëèñü âñå îòöû, ïðî êîòîðûõ çíàë ìàëü÷èê. Âåðíóëñÿ ñîñåä ñíèçó ïîñåäåâøèé, áóäòî ñïóñòèâøèéñÿ ñ ãîð; âåðíóëñÿ îäèí èç äâóõ áðàòüåâ, æèâóùèõ â êîíöå óëèöû; âåðíóëñÿ îòåö åãî ëó÷øåãî äðóãà, ñ ÷åðíîé íàøëåïêîé íà ãëàçó, äåëàâøóþ åãî òàê ïîõîæèì íà ïèðàòà Âñå îíè â ðàçíîå âðåìÿ îòêðûëè êëþ÷àìè ñîáñòâåííûå äâåðè, è èõ ìàòåðè, äåòè è æåíû áðîñèëèñü èì íà øåþ. Òîëüêî èì äâîèì íå ê êîìó áûëî êèíóòüñÿ.
Ìàòü âñõëèïíóëà, óáèðàÿ äåíüãè â êàðìàí. Ïîâåðíóëàñü ê ìàëü÷èêó, è, ñèëÿñü óëûáíóòüñÿ, ïðîãîâîðèëà:
Íó âîò. Òåïåðü ìû ñìîæåì ïîåñòü ãîðÿ÷åãî. Öåëûõ äâà äíÿ, ïðåäñòàâëÿåøü?
Îí êèâíóë, ñ òðóäîì ðàñòÿãèâàÿ óëûáêó íà ãóáàõ. Â åãî êîìíàòêå åùå îñòàâàëèñü èãðóøêè. À âîò êîìíàòà ìàòåðè áûëà ñîâñåì ïóñòîé.
Òîëüêî ÷åðåç äåíü èì âûïàäàëî ÷òî-òî, ïîìèìî õëåáà è âîäû. Îâîùíàÿ ïîõëåáêà, êîòîðóþ ìàìà íàçûâàëà ãîðÿ÷èì, áûëà íàñòîÿùèì ïèðîì.
Ìàëü÷èê áûë íåìíîãî ðàä: ïîñëåäíèå äíè ó íåãî îò ãîëîäà òî è äåëî áîëåë æèâîò. Îí íèêîãäà íå æàëîâàëñÿ, ÷óâñòâóÿ, ÷òî ýòî åùå áîëüøå ðàññòðîèò ìàìó, è òà íà÷íåò óñòóïàòü åìó ñâîþ ïîðöèþ åäû. À âåäü ìàìà åäâà ñòîÿëà íà íîãàõ ñ òåõ ïîð, êàê çàêðûëè ìàãàçèí, â êîòîðîì îíà ðàáîòàëà.
Îí óøåë â ñâîþ êîìíàòó è ëåã íà êðîâàòü, áåçó÷àñòíî ñêîëüçíóâ âçãëÿäîì ïî ïîëêàì. Áîëüøîé ìÿãêèé ìåäâåäü ñî øêàôà ïîäìèãíóë ìàëü÷èêó, íî òîò íå îòâåòèë. ×òî òîëêó ïðèâÿçûâàòüñÿ ê ñâîèì äðóçüÿì, åñëè ñêîðî îíè åãî ïîêèíóò.
Íà íèæíåé ïîëêå âûñòðîèëñÿ ñ äåñÿòîê êíèæåê. Ìàìà ñêàçàëà, ÷òî èõ îíà õî÷åò ñîõðàíèòü âî ÷òî áû òî íè ñòàëî. Ê íèì ìîæíî ïðèâÿçûâàòüñÿ. Ê íèì ìàëü÷èê áûë ïðèâÿçàí.
Îí ëþáèë ÷èòàòü, è, áûâàëî, îòåö ïðèíîñèë îòêóäà-òî òîëñòåííûå êíèãè, ïîëíûå êðàñî÷íûõ èñòîðèé ïðî ïèðàòîâ, äðàêîíîâ, ïðèêëþ÷åíèÿ è âîëøåáñòâî. Ìàëü÷èê æàäíî ÷èòàë ñòðàíèöó çà ñòðàíèöåé, ïîñëå ÷åãî îòåö óíîñèë êíèãó îáðàòíî êàê îí ãîâîðèë, íóæíî äàòü ïî÷èòàòü äðóãèì. Ïîçæå ìàëü÷èê óçíàë ïðî áèáëèîòåêè. Îí áû è ñåé÷àñ ñ óäîâîëüñòâèåì õîäèë áû â íèõ, íî ÷èòàòåëüñêèé áèëåò ñòîèë äåíåã. Äåíåã íå áûëî.
Âçãëÿä åãî íàòêíóëñÿ íà ïóñòîå ìåñòî íà ïîëêå. Ðàíüøå òàì ñòîÿëà êîðîáêà ñ ñîëäàòèêàìè. Ìàëü÷èê óáåäèëñÿ, ÷òî äâåðü â êîìíàòó çàêðûòà, ïîñëå ÷åãî íåñëûøíî çàëèëñÿ ñëåçàìè. Ñðåäè ñîëäàòèêîâ áûë è åãî îòåö ñàìûé áðàâûé, ñàìûé áîåâîé âîèí. Ïðàâäà, ó íåãî îò êîëè÷åñòâà ñðàæåíèé îòâàëèëàñü íîãà, íî ýòî åãî íè÷óòü íå ïîðòèëî. Îòåö î÷åíü ñìåÿëñÿ, êîãäà óçíàë, ÷òî ýòî îí.
Ãîâîðèøü, âîò ýòîò, îäíîíîãèé? îí ïðèïîäíèìàë ñîëäàòèêà íà óðîâåíü ãëàç, è òîò ãðîçíî íàñòàâëÿë íà íåãî ïèñòîëåò. Ïîõîæ, ïîõîæ! Íàäåþñü, îí íèêîãäà íå áåæàë ñ ïîëÿ áîÿ?
Íèêîãäà! êëÿëñÿ ìàëü÷èê. Îí ñàìûé õðàáðûé!
Îòåö óäîâëåòâîðåííî êèâàë è âîçâðàùàë ôèãóðêó ñûíó.
Ñåé÷àñ ó ìàëü÷èêà íå áûëî íè íàñòîÿùåãî îòöà, íè îòöà-ñîëäàòèêà. Òîëüêî òîíêèé çàïàõ ñëàäêîâàòûõ äóõîâ òîé íàêðàøåííîé æåíùèíû. Ýòîò íàñòîé÷èâûé, íàñòûðíûé, íåïðèÿòíûé àðîìàò ïðîñî÷èëñÿ äàæå â åãî êîìíàòó èç êîðèäîðà íàñòîëüêî âúåäëèâûì îí îêàçàëñÿ. À ÷òî, åñëè
Ìàëü÷èê ñåë íà êðîâàòè, âðàç çàáûâ ïðî ñëåçû. À ÷òî, åñëè âûñëåäèòü ýòó æåíùèíó è îòíÿòü ó íåå êîðîáêó? Íó, õîòÿ áû îäíîãî, òîãî ñîëäàòèêà?
Îí òîðîïëèâî ñîñêî÷èë íà ïîë, ãëóáîêî âòÿíóë âîçäóõ. Çàïàõ, îò êîòîðîãî ìàëü÷èê ìå÷òàë èçáàâèòüñÿ âñåãî ñåêóíäó íàçàä, ñòàë ñàìûì âàæíûì íà ñâåòå. Îáóâàÿñü íà õîäó, îí âûñêî÷èë â êîðèäîð è õëîïíóë âõîäíîé äâåðüþ.
Çàïàõ ñîõðàíèëñÿ è íà ëåñòíèöå. Ïðèíþõèâàÿñü èçî âñåõ ñèë, ìàëü÷èê êóáàðåì ñêàòèëñÿ âíèç è âûñêî÷èë íà óëèöó. Ïîñìîòðåë íàïðàâî, íàëåâî…
Âîí îíà! Äàëåêî-äàëåêî, åäâà ðàçëè÷èìî, ìàÿ÷èëà ïîëíàÿ ôèãóðà ñ çàæàòîé ïîä ìûøêîé êîðîáêîé. Ìàëü÷èê çàìåòèë åå âîâðåìÿ åùå ñåêóíäà, è òà áû ñêðûëàñü â ïåðåóëêå.
Çàäûõàÿñü îò âîëíåíèÿ, îí ïðèïóñòèë ñëåäîì. Æåíùèíà ñâåðíóëà íà ñîñåäíþþ óëèöó, íî ìàëü÷èê óñïåë çàìåòèòü, êóäà èìåííî. Ìûñëü î òîì, ÷òî îíà ìîæåò ïîâåðíóòü åùå ðàç è íàâñåãäà çàòåðÿòüñÿ, ïðèáàâèëà åìó ñèë. Îí äîì÷àë äî ïîâîðîòà è íûðíóë íàëåâî, åäâà íå óïàâ îò âîçáóæäåíèÿ è ñêîðîñòè.
Îíà áûëà ñîâñåì ðÿäîì, è ìàëü÷èê íå âûäåðæàë.
Ñòîéòå! Ýé, ñòîéòå!
Îíà íåäîóìåííî îáåðíóëàñü, âíîâü ñêðèâèâ ñâîè àëûå ãóáû. Ïëîòíî çàæàòàÿ êîðîáêà äåðíóëàñü, áóäòî ñîëäàòèêè, óñëûøàâ åãî ãîëîñ, çàêîïîøèëèñü, òðåáóÿ âûïóñòèòü èõ íàðóæó.
Îí ïîäáåæàë, çàïûõàâøèñü íàñòîëüêî, ÷òî åäâà ìîã ïðîèçíîñèòü ñëîâà:
Òàì…òàì…òàì ìîé ïàïà
Îí ñîãíóëñÿ, óïèðàÿñü ðóêàìè â êîëåíè. Æèâîò ñíîâà íà÷èíàë áîëåòü. Æåíùèíà íåäîóìåííî èçîãíóëà óõîæåííóþ áðîâü:
×åãî? Êàêîé åùå ïàïà? Ãäå, â êîðîáêå?
Îí ìîë÷à êèâíóë, ñèëÿñü âîññòàíîâèòü äûõàíèå. Òîëüêî ñåé÷àñ ìàëü÷èê ïîíÿë, êàêîé ãëóïîé áûëà èäåÿ. Æåíùèíà çíàëà åãî â ëèöî è, êîíå÷íî æå, îïîçíàëà áû, íàïàäè îí íà íåå è îòíèìè êîðîáêó. Îí áû òîëüêî äîáàâèë ïðîáëåì ñåáå è ìàìå.
Èøü êàêîé, ôûðêíóëà îíà, ðàçâîðà÷èâàÿñü ê ìàëü÷èêó. À ìàìû òàì òâîåé íåò? Ó÷èñü áûòü âçðîñëûì, ìàëåö. Ýòî áîëüøå íå òâîè èãðóøêè, ïðèäóìàé ñåáå äðóãîãî ïàïó.
Ôðàçà áóäòî õëåñòíóëà åãî ïî ëèöó. Îí îòøàòíóëñÿ, âûïðÿìèëñÿ, â ãíåâå ñæèìàÿ êóëàêè:
Äðóãîãî ïàïó?
Îíà ïîïÿòèëàñü îò ñóìàñøåäøåãî ìàëü÷èêà, è òîò áðîñèëñÿ íà íåå. Äâà ìåòðà, îäèí…îí íàöåëèëñÿ íà êîðîáêó îí âûáüåò åå, âûõâàòèò è óáåæèò, è áóäü, ÷òî áóäåò!
Êàê âäðóã ñèëüíûå ðóêè ïåðåõâàòèëè åãî â ñàíòèìåòðå îò æåíùèíû.
Íó, íó, ðàçäàëñÿ ãóñòîé, ïðîïàõøèé òàáàêîì ãîëîñ. Òû ÷òî ýòî òâîðèøü?
Îí èçâåðíóëñÿ â ðóêàõ, ñîáèðàÿñü óäàðèòü íîãîé ñõâàòèâøåãî åãî íåçíàêîìöà, óêóñèòü è âûðâàòüñÿ
È çàìåð, ãëÿäÿ â ëèöî ìóæ÷èíû.  ãëàçà, êîòîðûå òàê ïîõîæè íà åãî ñîáñòâåííûå.
Îòöà ðîäíîãî íå óçíàë! ñìåÿñü, âîñêëèêíóë òîò. Íåò, âû ïîãëÿäèòå!
Îí êðåïêî ïðèæàë ê ñåáå ìàëü÷èêà, è òîò çàðûëñÿ ëèöîì â êîëþ÷óþ, íåçíàêîìóþ òêàíü, òàê îñòðî ïàõíóùóþ êàêèì-òî äûìîì è æåëåçîì.
ß…ÿ ãëóõî ïðîñòîíàë îí â øèíåëü îòöà. ß õîòåë çàáðàòü ñâîåãî ñîëäàòèêà êîòîðûé êàê òû…ïîìíèøü?
À êàê æå, ëåãêî ñîãëàñèëñÿ îòåö. Ïðîðî÷åñêèé òâîé ñîëäàòèê îêàçàëñÿ, ãëÿäè.
Îí îòïóñòèë ìàëü÷èêà è îòñòóïèë íà øàã. Ñ ñóõèì ñòóêîì äåðåâÿøêè, êîòîðàÿ çàìåíÿëà ëåâóþ íîãó.
Ïîòåðçàëè ìåíÿ, áðàò, ïîäìèãíóë îí ìàëü÷èêó. Òåïåðü óæ ÿ íå òàêîé áûñòðûé. Âèäèøü, ñêîëüêî äî äîìà äîáèðàëñÿ.
Îí ïîâåðíóëñÿ ê îøàðàøåííîé æåíùèíå, âñå åùå ñæèìàþùåé â ðóêàõ êîðîáêó.
Ìàäàì, ó÷òèâî îáðàòèëñÿ ê íåé îòåö. Ïîçâîëüòå, ìû çàáåðåì ñâîèõ ñîëäàòèêîâ.
Îíà íàêîíåö îòìåðëà, ïîêðåï÷å âöåïèëàñü â ñâîå ïðèîáðåòåíèå.
Âîò åùå! çàïàëü÷èâî âûêðèêíóëà îíà. Åãî ìàòü ìíå èõ ïðîäàëà!
Ëåãêàÿ òåíü ïðîáåæàëà ïî ëèöó îòöà. Îí áðîñèë âçãëÿä íà ìàëü÷èêà, íà åãî õóäîå, èçìîæäåííîå ëèöî è îäåæäó íå ïî ðàçìåðó, íà èñòðåïàííûå áîòèíêè è çàïëàòû íà øòàíàõ.
Îíà ïîãîðÿ÷èëàñü, ÷óòü õðèïëîâàòî ñîîáùèë îòåö, äîñòàâàÿ áóìàæíèê. Áóäüòå ëþáåçíû, ïðèìèòå îáðàòíî âàøè äåíüãè. Ñêîëüêî òàì áûëî?
Îáðàòíî, ê äîìó, îíè øëè ìåäëåííî, íî òðèóìôàòîðàìè. Îòåö êðåïêî äåðæàë çà ðóêó ìàëü÷èêà, à òîò âòîðîé ðóêîé ïðèæèìàë ê ñåáå êîðîáêó ñ ñîëäàòèêàìè èõ ñëàâíûì îäíîíîãèì êîìàíäèðîì.
Ãðóïïà âêîíòàêòå ñ ìîèìè òåêñòàìè: https://vk.com/samopisanina
Источник