Кто автор концепции развития субъектности ребенка в трудовой деятельности
1. Укажите наиболее точные понятия «дошкольная педагогика»:
1. Дошкольная педагогика – это наука об обучении детей дошкольного возраста.
2. Дошкольная педагогика – это наука о воспитании детей от рождения до поступления в школу.
3. Дошкольная педагогика – это наука об образовании и развитии детей дошкольного возраста.
4. Дошкольная педагогика – это искусство воспитания, обучения детей дошкольного возраста.
5. Правильного ответа нет.
6. Не знаю
2.Укажите наиболее точное определение понятия «обучения»:
1. Обучение – это целенаправленный, планомерный процесс передачи учащимся знаний, умений, навыков.
2. Обучение – это процесс взаимосвязанной, последовательно изменяющейся деятельности воспитателя и ребенка, направленный на формирование знаний, умений, навыков, всестороннее развитие ребенка.
3. Обучение – это процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучающимися, в результате которого у обучающихся формируются знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества.
4. Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и ребенка, в ходе которого осуществляется образование, разностороннее развитие личности.
5. Правильного ответа нет.
3.Укажите наиболее точные значения понятия « педагогика»:
1. Педагогика – область практической деятельности
2. Педагогика – искусство воспитания
3. Педагогика – область научного знания, наука
4. Педагогика – наука и искусство
5. Правильного ответа нет.
4.В какое время педагогика стала оформляться как отрасль теоретического знания:
1. в 17 веке
2. в 18 веке
3. в 20 веке
4. в 1148 году
5. Правильного ответа нет.
5.С чьим именем связано становление научной педагогики:
1. Ж.Ж. Руссо
2. Я.А. Коменский
3. К.Д. Ушинский
4. И.Г. Песталоцци
5. Не знаю
6.Выделите источники педагогики как науки:
1. Литература
2. Искусство
3.. Религия
4. Народная педагогика
5. Педагогическая практика
7.Выделите отрасли современной педагогики:
1Философия
2. Дошкольная педагогика
3. Психология
4. История педагогики
5. Педагогика школы
8.Какая отрасль педагогики изучает теоретические основы воспитания детей с нарушениями в развитии:
1. Частные методики
2. Коррекционная педагогика
3. Возрастная педагогика
4. История педагогики
5.. Правильного ответа нет.
9.Связь педагогики с какими науками наиболее существенна:
1. Философия
2. Психология
3. Анатомия и физиология
4. Информатика
5. Математика
10.Укажите методы педагогического исследования:
1. Наблюдение
2. Изучение теоретических источников
3. Анкетирование
4. Лабораторный эксперимент
5. Не знаю
11.Укажите характеристики процесса воспитания:
1. Воспитание – вечная категория
2. Воспитание – общественное явление
3. Воспитание – историческое явление
4. Воспитание – постоянно меняющееся явление
5. Воспитание — функция педагога
12.К разряду основных педагогических понятий относятся:
1. Личность
2. Образование
3. Деятельность
4. Метод
5. Педагогический процесс
13. Укажите, что является предметом дошкольной педагогики как науки:
1. Ребенок
2. Закономерности развития ребенка
3. Закономерности воспитания ребенка
4. Взаимодействие педагога с ребенком
5. Задачи педагогики
14.В какой книге впервые была представлена система дошкольного воспитания:
1. «Великая дидактика» Я.А. Коменский
2. « Материнская школа» Я.А. Коменский
3. «Здравствуйте, дети» Ш.А. Амонашвили
4. «Рождение гражданина» В.А. Сухомлинский
5. « Поучение детям» В. Мономах
15. Свободный ответ. Обоснуйте, как вы понимаете слова великих педагогов:
1.Ш.А. Амонашвили: « Действительно гуманная педагогика — это та, которая в состоянии приобщить ребенка к процессу созидания самого себя»
2. К.Д. Ушинский: « В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».
3. К..Д. Ушинский: « Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях».
4. В.А. Сухомлинский: « Истинное воспитание совершается только тогда, когда есть самовоспитание»
Тест по дошкольной педагогике « Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»
1.Выберите наиболее полное определение трудового воспитания:
а) взаимодействие педагога и ребенка с целью формирования положительного отношения к труду и психических качеств, необходимых для трудовой деятельности
б) способ привлечения дошкольника к труду
в) целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования положительного отношения к труду
г) взаимодействие взрослого с ребенком по формированию способности к труду
2. Назовите исследователей проблем трудового воспитания дошкольников:
а) М.В. Крулехт
б) Д.В. Сергеева
в) С.Л.Новоселова
г) М.И. Лисина
3. Выберите виды труда дошкольников:
а) производительный труд
б) хозяйственно-бытовой
в) ручной
г) прикладной
4.Назовите автора концепции развития субъектности ребенка в трудовой деятельности:
а) Л.С. Выготский
б) М.В. Крулехт
в) Д.Б. Эльконин
г) А.В. Запорожец
5. Выберите способы организации коллективного труда дошкольников:
а) индивидуальный
б) труд рядом
в) совместный труд
г) общий труд
6. Выберите формы организации труда дошкольников:
а) самообслуживание
б) трудовое поручение
в) дежурство
г) совместный со взрослым труд
7.Определите компоненты труда как деятельности:
а) мотив
б) результат
в) прием
г) способ
8. Назовите принципы трудового воспитания детей дошкольного возраста:
а) принцип добровольности участия
б) принцип наглядности
в) принцип диалогового общения
г) принцип гуманизации
9. Определите специфические особенности дежурств:
а) всегда идут от взрослого
б) являются обязанностью
в) это труд для других
г) являются добровольными
10. Какие компоненты отражают способность детей к трудовой деятельности:
а) овладение системой знаний
б) желание трудиться
в) наличие обобщенных трудовых умений
г) наличие специальных трудовых умений
11.Назовите средства трудового воспитания дошкольников:
а) трудовое обучение
б) самостоятельная трудовая деятельность
в) ознакомление с трудом взрослых
г) пословицы и поговорки о труде
12.Отметьте специфические особенности хозяйственно-бытового труда:
а) имеет цикличность
б) сопровождает любую деятельность
в) используется только в младшем дошкольном возрасте
г) цель отдалена во времени
13.Какие формы организации трудового воспитания характерны для детей младшего дошкольного возраста:
а) совместный со взрослым труд
б) самообслуживание
в) самостоятельная трудовая деятельность
г) длительные поручения
14.Какие виды труда характеры для детей старшего дошкольного возраста:
а) коллективный труд
б) ручной труд
в) труд в природе
г) индивидуальный труд
15.В чем отличия трудовой деятельности от игры:
а) деятельность процессуальная
б) деятельность результативная
в) деятельность, осуществляемая в воображаемом плане
г) деятельность реалистическая
Ответы на тестовые задания:
«Воспитание- ведущая функция дошкольной педагогики»
1.в 2.б 3.б4.а в5.а б г6.б7.а в г8.а9.а б в10.а б г11.а б в 12.а б в13. б14.а б в15.а б в
« Ребенок и социум
1.а б в 2.б3.а б4.б5.а б в 6. а 7.а 8.б в9.а б в10.а б в11.а 12.а б13.б в14.а в г15.в
Воспитание здорового ребенка»
1.б 2. б в г 3. а б в 4.а в г 5.а б 6. а в г 7. а б в 8. в 9. б в г 10.а б в 11. а б г 12. а б в 13. а б г 14. а 15. а б в
Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой
1.а2.аб 3.а в4.а в5.а б6.а б7.а в8.а б9. а б 10.а в11. а в12.б13.а14.б15.а б
«Игровая деятельность дошкольника
1.а б в г2.а в 3.а 4.а в д5.в 6 а7.а8.а б в9.в г д 10.г 11.а б в12.б г д13.б в г14.а15.а б в д16.а б17.а г д ж18.а б г д
Система дошкольного образования
1.а в2.а б г3.б4.а в г5.а б в6.а б г7.а8.а г9.а б г10.а11. а12. а в13.а 14.а б в г15.а
Обучение детей дошкольного возраста
1.б2.б в3. а б 4.а5. б6.а б7. б в 8.а9.в10.а б11. б 12.б 13.а14.б в15.а б в
Дошкольная педагогика как наука
1.2 32. 33.3 4.15.2 6.3 4 57.2 4 58. 9.1 2 310.1 2 311.1 2 312.2 4 513.3 14.215.
« Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»
1.а 2. а,б 3. б,в 4. б 5. б, в,г 6. б в г 7. а,б,г 8. а,в,г 9.б,в 10. а,в,г 11. а,б,в 12. а, б 13. а 14. б,в 15. б,г
Источник
Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку (воспитывается ли тот в домашних условиях или в детском саду), осуществлять разные виды свободной деятельности — играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду.
Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги, прежде всего, радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности (именно многообразие!) дает детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное — развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, личностные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Т.е., как мы с вами говорили, ребенок-дошкольник наиболее полно развивается в собственно детских видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности.
Кто такой субъект? В чем проявляются особенности субъектной позиции человека? педагогика дошкольник труд ребенок
В педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность. Субъект — это носитель активности. Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственную деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.
Таким образом, поведенческая цепочка проявлений человека как субъекта деятельности выглядит следующим образом:
- · эмоциональный компонент — выражает отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности;
- · эмоционально-деятельностный компонент формируется на основании инициативы и инициирует собственно деятельность
- · деятельностный компонент проявляется в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.
Следовательно, позиция субъекта деятельности характеризуется отсутствием жёстких стереотипов осуществления деятельности, творческими проявлениями, обусловленными возможностью выбора путей и средств достижения цели.
Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно, становятся: ценностное отношение к деятельности (эта деятельность имеет для человека особое значение), избирательная направленность; инициативность, свобода выбора, самостоятельность, автономность, творчество.
И все же, как показывают исследования педагогов нашей кафедры Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.Н. Сомковой О.В. Солнцевой и др., субъектная позиция ребенка в деятельности может успешно развиваться уже в дошкольном возрасте, определяя целостность его развития, включение (интеграцию) дошкольника в этот мир и возможность творить в нем.
Такая возможность определяется психологическими особенностями ребенка дошкольного возраста. Рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника. Важным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка. Это годы оформляющегося образа «Я», когда сравнение Своего Я и Другого Я занимает значительное место в складывающейся шкале ценностей ребенка (как получился рисунок у меня и как у других, что нравится мне и что Оле, во что хочу поиграть я и во что другие дети). Иными слонами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения.
Вместе с тем, мы уже говорили, что уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятелъностная. Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — это, прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.
Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок.
Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут:
- · интерес к деятельности;
- · избирательное отношение к разным видам деятельности;
- · инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;
- · самостоятельности выбора и осуществления деятельности,
- · в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.
Таким образом, субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.
С опорой на концепцию Л.С. Выготского можно предположить, что развитие ребенка как субъекта поведения в раннем и дошкольном детстве осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения.
Переход от неосознанного поведения к осознанному осуществляется в результате освоения ребенком культурно-исторических способов через организованное обучение и деятельность.
Модель развития ребенка как субъекта поведения по Л.С. Выготскому осуществляется от неосознанного субъекта к осознанному субъекту. Ведущие психические процессы как механизмы развития ребенка как субъекта поведения:
- · в раннем возрасте — восприятие;
- · в дошкольном возрасте — память;
- · к концу дошкольного детства (7 лет) — мышление
Исходя их концепции Д.Б. Эльконина, можно выделить основные направления развития ребенка как субъекта деятельности:
- 1-ый год жизни — ребенок субъект эмоционального общения;
- 2-ой год жизни — ребенок субъект предметной деятельности (речь как предмет);
- 3-ий год жизни — ребенок как субъект самостоятельной деятельности;
- 3-5 лет — ребенок субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности — взрослый); ребенок субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий.
- 5 лет — ребенок субъект общественной деятельности;
- 6-7 лет — ребенок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания).
Однако, проявления субъектности дошкольниками будут различны в разных видах деятельности.
Рассмотрим их на примере игры. Игра наиболее привлекательный для детей вид деятельности. Это источник многообразных переживаний значимых для ребёнка, и, в то же время, средство развития других видов деятельности.
Специфика игры состоит в том, что действия осуществляемые ребенком в воображаемом плане неразрывно связаны с общением, направленном на их организацию и осуществление. Поэтому проявление ребенком позиции субъекта в игре заключается в самостоятельном выстраивании игровых замыслов, поиске способов их реализации в процессе построения сюжета, использовании коммуникативных умений в общении, направленных на согласование и реализацию замыслов, создание общего эмоционально-положительного фона игры. (Солнцева О.В.).
Свое своеобразие имеет элементарный труд детей, который, по мнению известного отечественного психолога Б.Г.Ананьева является важным фактором развития личности не только взрослого, но и ребенка. Реальная жизнь малыша осуществляется в элементарных трудовых действиях по самообслуживанию, где проявляется знаменитое «Я сам» как проявление самостоятельности и определенной автономности от взрослого.
В чем значение освоения дошкольником субъектной позиции в деятельности? Исследования последних лет убедительно показывают, что интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ребенка, его благополучие и социальный статус в группе сверстников связаны с освоением позиции субъекта детской деятельности. Основным признаком субъекта деятельности выступает свобода. Именно свобода выбора цели, способа и средств действия делает ребенка уникальным, неповторимым, отличным от всех других.
Освоение личностью позиции субъекта деятельности обеспечивает удовлетворение базовых социальных потребностей — в активной деятельности и самовыражении, в общении и установлении отношений с другими людьми. Это позволяет утверждать, что освоение позиции субъекта деятельности — важнейший, в системе факторов эмоционального благополучия ребенка.
Как показывают работы М.В. Крулехт, А.Г. Гогоберидзе именно освоение субъектной позиции обеспечивает успешность перехода ребенка к следующему возрастному этапу, обеспечивает целостность развития его личности. В свою очередь целостность определяет избирательность и самореализацию ребенка как субъекта в значимой для него деятельности.
Позиция субъекта деятельности, культуры становится своего рода ядром целостности, обеспечивая интеграцию ребенка с миром и возможность творить этот мир. Поэтому создание условий для развития ребенка как субъекту игровой, художественной, элементарной трудовой, культуры и деятельности можно рассматривать в качестве ведущего фактора, обеспечивающего целостность его развития в культуре.
Но всегда ли дошкольник может освоить (и соответственно, занять) СП в деятельности? С чем это связано?
Нет, для этого требуются определенные условия организации педагогического процесса. Освоение ребенком позиции субъекта деятельности требует специальной педагогической технологии, реализации определенных педагогических условий и в первую очередь, «развертывании перед ребенком» палитры разнообразной детской деятельности».
Другое важнейшее условие развитие субъектной позиции ребенка связано с развитием самостоятельности и творчества детей при выборе содержания деятельности и средств ее реализации. Условием такой организации деятельности будет эмоционально-положительная направленность в общении с дошкольниками, развитие стремления к взаимодействию и сотрудничеству.
Таким образом, освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.
Источник