Кругозор ребенка в 4 года
Воспитание детей — это самая древняя профессия и не каждый взрослый успевает “квалифицироваться” в ней. Многим из нас приходится осваивать родительство параллельно с другими обязательствами в обществе, что сопрягается с эмоциональными и физическими нагрузками.
Общее напряжение сопровождается “выгоранием” в той или иной сфере, а ведь можно использовать простые,
проверенные способы для реализации задач по воспитанию или обучению детей без потерь ресурсного состояния. Когда я начинала свою деятельность в семейном Центре “Интернатива”, где мы обучаем детей и родителей использовать IT в учебе и делах, то я отмечала, что широкий кругозор ученика, является основой успешной работы с IT-проектами.
Целевые группы были разные от 9 до 14 лет и мы с командой преподавателей, психологов, исследователей решили
разработать программу по расширению кругозора у самых маленьких. С 2011 года в детских садах страны практиковались игротехники, когда дети в 3-5 лет самостоятельно создавали мультфильмы и “окунались” в миропознание.
После трех лет педагогической практики, мы убедились, что данная технология очень эффективна и может активно применяться в домашнем обучении, при этом любой родитель способен курировать процесс.
В чем сила метода “Юный мультипликатор”
Дошкольники — “почемучки” и это знает каждый родитель. На разные вопросы ребенка можно передавать ответы
через креативную работу в мультстудии. Поговорив с ребенком на новую тему и раскрыв ему понятие простыми словами, пусть он расскажет историю, выдав свою версию в виде мультфильмов, которые малыш создает сам.
Например, представлю опыт работы молодой воспитательницы с дошкольниками. Посмотрите, как малыши осваивают навык приготовления винегрета.
На креативной сессии за 15-25 минут, ученик выбирает сцену для мультфильмов, героя, запоминает новые английские слова, формирует мыслеформы о том, что нужно для приготовления винегрета, описывает образы, логически связывает понятия и пр.
Главное условие этого подхода — естественное ведение беседы с интеграцией создания визуальных образов и английского языка. Сторителлинг и брифинг должны проходить в непринужденной обстановке. Через 2-3 недели создания мультфильмов по 1-2 минуте родитель и дошкольник получает невероятный результат развития.
Ребенок в 3-5 лет запоминает 12-15 новых понятий и пять видов мышления активируются на такой уровень, что родители удивлялись, как изменился их наследник: стал усидчивее, рассудительнее, дисциплинированнее, креативнее или добрее!
Прошло немало времени с 2011 года, подросла моя старшая дочка, став интеллект-тренером и преподавателем этой технологии. Вторая наследница — малышка София с 2-х лет “окунается” в миропонимание, создавая свои мультфильмы. Помогают весело расти нашей трехлетке программа Toontastic 3D, а также беседы с мамой, папой и сестрой. Повторите это, дальновидный родитель!
Через творчество будьте ближе со своими детьми (в любом возрасте). Для собственного вдохновения и расширения детского кругозора
используйте метод — “юный мультипликатор”. В сотрудничестве с нашей командой из Центра “Интернатива”, осознанное родительство может долгосрочно реализовываться с радостью. До встречи на вершинах творческого интернета и — всех Вам благ!
от Марченко Веры (эксперт социалномики, разработчик дистанционной модели обучения цифровым навыкам)
Источник
К 5 годам у ребенка формируется уже существенное количество навыков: он может помогать взрослым в решении домашних задач, убирать за собой кровать, самостоятельно одеваться и обуваться. В возрасте 4-5 лет появляется особенная любознательность, которую еще часто называют «периодом почемучки».
Вопросы почемучке
Для того, чтобы использовать эту особенность с пользой для расширения кругозора малыша, стоит не только терпеливо отвечать на вопросы чада, но и задавать в ответ свои. Так формируется навык ведения беседы, развивается логическое мышление у ребенка. Важно не настаивать на своем варианте ответа, а дать возможность маленькому собеседнику поделиться своим видением мира.
Рассмотрим первые 15 вопросов, которые родитель должен успеть задать до 5-летия своему ребенку:
- Как тебя зовут?
- Где ты живешь?
- Как зовут твоих папу и маму?
- Что делает на работе папа?
- Какое время года сейчас?
- Почему ты не пошел в садик вчера?
- Какой твой любимый фрукт?
- Кем ты будешь, когда вырастешь?
- Что ты любишь делать больше всего на свете?
- Какие картинки здесь лишние?
- Как по очереди разложить все картинки?
- Какие животные могут жить в деревне?
- Какие животные живут в лесу?
- Как растут апельсины?
- Как поет соловей? (петушок, дятел и т. п.)
Четкий ответ или развернутый?
Первые пять вопросов из списка потребуют наиболее четких и однозначных ответов. Но способность верно ответить на первые три может в критической ситуации спасти ребенку жизнь. Поэтому эти знания крайне важны. Шестой вопрос — это своеобразное приглашение к беседе — пусть ребенок порассуждает и попробует самостоятельно выстроить логическую цепочку из событий прошедшего дня. В конце рассуждения взрослый может помочь ему выделить главные моменты и причины, почему малыш остался дома.
Седьмой вопрос предполагает разговор о том, что нравится вашему чаду, что он любит больше. Здесь же можно поразмышлять с ним вместе вслух о том, чем отличаются фрукты от овощей или ягод. Восьмой вопрос затрагивает тему профессий. Не стесняйтесь после однозначного ответа спросить, почему ребенок выбрал именно этот вариант, а не другой. Девятый вопрос связан с предыдущим, так как позволяет подумать и родителей, и их чадо, стоит ли учиться на водителя, если больше всего нравится играть на пианино.
Вопросы с наглядным материалом
Десятый и одиннадцатый вопросы потребуют дополнительной подготовки. Нужно нарисовать (или купить готовый развивающий набор) две серии картинок. В первой среди нескольких видов личного транспорта может находиться один вид общественного. Малыш должен найти лишнюю карточку и обосновать свой выбор. Во втором варианте игровой задачи вопрос ставится так, что нужно расставить картинки с событиями по их хронологии.
Вопросы 12 и 13 касаются проверки элементарных знаний о животном мире, которые уже должны быть у ребенка. Четырнадцатый вопрос может касаться особенностей выращивания и сбора экзотических фруктов — таких, которые нельзя увидеть у бабушки в деревне. Для закрепления услышанного от мамы или папы, можно посмотреть документальный фильм об апельсиновых рощах или банановых пальмах.
Последний вопрос — это предложение воспроизвести звуки, которые издают разные птицы. Это и возможность вспомнить, как выглядит та или иная пернатая красавица, обсудить отличия одной от другой.
Не бойтесь общаться с ребенком так, как будто и вам это все интересно. Только так можно привить своему любимому почемучке тягу к новым знаниям и открытиям, которых его ждет впереди великое множество.
Понравилась статья? Подпишитесь, чтобы не упустить ничего важного! В моём блоге всегда только полезная информация!
Источник
В период дошкольного детства ребенок активно развивается, исследует мир и изучает себя в нем. К 4 годам интересы детей делаются более устойчивыми, совершенствуются уже полученные умения и навыки, а также происходят значительные изменения в физическом и познавательном развитии. Можно сказать, что четырехлетний ребенок – это вполне самостоятельная личность, с которой интересно как взрослым, так и детям.
Физическое развитие ребенка 4 лет
К четырем годам дети приобретают следующие моторные навыки:
- Уверенно прыгать с места и с разбега;
- Бегать, быстро меняя направление;
- Стоять на одной ноге;
- Взбираться по веревочной лестнице;
- Преодолевать препятствия;
- Ходить и стоять на цыпочках;
- Кувыркаться вперед;
- Ездить на самокате и велосипеде с боковыми колесами.
У четырехлетнего ребенка достаточно хорошо развиты координация движения и равновесие, благодаря чему малышу становятся более доступны различные виды физической активности, такие как танцы, гимнастика, езда на велосипеде.
Особенности умственного развития ребенка в 4 года
Интеллектуальное развитие четырехлетних детей во многом зависит от их окружения. Малыши в этом возрасте любят играть с конструктором, собирать пазлы, а также с радостью принимают всевозможные дидактические игры, с помощью которых можно развивать память, внимание и мышление крохи. В детском центре «Созвездие» для детей специально создана Монтессори-среда, в которой есть все, что нужно для развития малышей в соответствии с возрастом и их потребностями.
К 4 годам обычно становится понятно, какой канал восприятия мира развит у ребенка лучше всего: зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный) или тактильный (кинестетический). Так, к примеру, некоторые дети обожают слушать музыку и сказки, другие любят рассматривать иллюстрации, а третьи – лепить. Знание о том, в какой форме ребенок лучше воспринимает информацию, позволяет способствовать гармоничному развитию малыша.
Итак, интеллектуальное развитие ребенка в 4 года характеризуется следующими умениями и навыками:
- Считать до 5;
- Знать некоторые цифры и буквы;
- Знать основные геометрические фигуры;
- Сравнивать предметы;
- Определять положение в пространстве (перед, за, над, под, справа, слева, спереди, сзади, сбоку, посередине);
- Собирать пазлы;
- Выполнять задания по образцу;
- Находить лишнее, исправлять ошибки;
- Знать времена года и их признаки;
- Знать названия домашних и диких животных, деревьев, овощей и фруктов, транспорта, мебели, посуды, одежды.
Развить интеллект ребенка и также весело провести время в кругу семьи помогут различные игры.
- Мышление детей 4 лет является образным. Чтобы думать о предмете, им не обязательно видеть его. Для этого четырехлетки используют образы, сохраненные в памяти.
- Память дошкольников тесно связана с эмоциями: дети лучше запоминают то, что произвело на них впечатление.
- В этом возрасте внимание малышей становится избирательным и целенаправленным, но четырехлетки все еще не могут подолгу концентрироваться на одной деятельности. Именно поэтому умственный труд должен обязательно чередоваться с физической активностью.
- К 4 годам у ребенка обычно формируется ведущая рука. Ей он рисует, пишет, держит ложку и т.д. Однако по-прежнему нужно развивать мелкую моторику обеих рук.
Развитие речи у детей 4 лет
В 4 года у ребенка активно совершенствуется фразовая речь, он может разговаривать предложениями от 4 до 8 слов. Словарный запас малыша составляет уже около тысячи слов. Чаще всего употребляются существительные, чуть реже – глаголы и прилагательные. Также обычно в возрасте 4 лет дети уже умеют согласовывать части речи друг с другом (например, существительное и прилагательное) и правильно ставить ударения, поэтому их речь звучит более грамотно, чем у младших детей. Однако сложные лексические конструкции даются четырехлеткам с трудом, поэтому часто они избегают союзы «если», «хотя», «иначе» и т.д.
Чтобы словарный запас ребенка постоянно пополнялся, чаще читайте малышу книги, играйте с ним и просто разговаривайте.
Развитие речи происходит активно, так как дети в этом возрасте стремятся к общению со сверстниками. Они задают взрослым и друг другу вопросы, учатся слушать и не перебивать собеседника. Ребенок 4 лет может рассказать о том, как прошел его день, поделиться впечатлениями о мультике, пересказать сюжет сказки. При этом интонации малыша могут быть очень разнообразными, а речь подкрепляется мимикой и жестами.
Если вы замечаете у своего четырехлетнего ребенка дефекты речи, рекомендуется обратиться к логопеду. Специалист поставит малышу звуки, поработает над артикуляцией и даст советы, как помочь ребенку в домашних условиях.
Развитие мальчиков и девочек в 4 года: есть ли различия?
Многие замечают, что девочки в 4 года разговаривают лучше мальчиков, у них более развит артикуляционный аппарат, шире словарный запас и меньше дефектов речи. Однако так бывает далеко не всегда. Мальчики в этом возрасте также могут говорить развернутыми предложениями и обладать прекрасной дикцией. Кроме того мальчишки обычно, физически более развиты, а также лучше ориентируются в пространстве и обладают хорошей памятью.
В среднем, мальчики четырех лет выше своих ровесниц (средний рост — мальчиков от 99 до 105,5 см, средний рост девочек – 97 – 103 см). У мальчишек более развиты мышцы, поэтому по весу они обычно тоже немного больше девочек (средний вес мальчиков – 16-18 кг, а девочек – 14-17 кг).
Выводы
Итак, 4 года — это период открытий, как для малыша, так и для его родителей. Четырехлетний ребенок активно познает себя и мир, у него проявляются способности и таланты. Навыки, полученные ранее, продолжают совершенствоваться. Происходит интенсивное физическое, умственное и личностное развитие ребенка: малыш учится управлять своим телом и эмоциями, развивается память, внимание, мышление, речь и воображение. Четырехлеткам просто необходимо общение со сверстниками, ведь развитие малышей происходит, в основном, именно в сюжетно-ролевой игре.
Заключение
В детском Монтессори-центре «Созвездие» есть множество увлекательных занятий, посещая которые Ваш малыш сможет в полной мере раскрыть свои врожденные таланты и способности, а также справиться с трудностями, возникающими в ходе развития. Для детей 4 лет в нашем клубе проводятся общеразвивающие занятия, занятия по подготовке к школе, английскому языку, логопедические занятия, фитнес, художественная и танцевальная студии и многое другое. А в мини детском саде или группе полного дня малыш не только сможет узнать много нового и интересного, но и в полной мере насладиться общением со сверстниками, которое столь важно в этом возрасте. Ждем Вас в нашем центре!
Рассказ о Детском Клубе «Созвездие»
Приглашаем малышей в гости в Детский Клуб «Созвездие» У нас занимаются детки в возрасте от 8 месяцев до 7 лет.
Источник
Книги — универсальный учитель. Правильный подбор библиотеки вашего чада может сыграть огромную роль в том, что из него вырастет в будущем. Чтобы сберечь вам время, мы сделали небольшую подборку познавательных книг для развивающегося ума.
Познавательные сказки
«Познавательные сказки» очень нужная книжка. В ней собраны маленькие сказки Е. Пермяка, М. Горького и Л. Воронковой об окружающих нас вещах. С помощью коротких историй детям легче объяснить важность и нужность каждого предмета. Рисунки к сказкам нарисовали В. Чижиков, Ю. Молоканов, Э. Булатов и О. Васильев.
Для дошкольного и младшего школьного возраста.
Кто там под кроватью
Каждый вечер Лео слышит какой-то странный пугающий шум, как будто под его кроватью кто-то живёт. Он никогда не высовывает ноги из-под одеяла, чтобы чудище не схватило его. Но однажды ночью Лео находит в себе смелость посмотреть страху в глаза и заговаривает с монстром…
Линда Бейли написала более двадцати книг для детей. Она — обладатель многочисленных премий, таких как The California Young Reader Medal и The Georgia Children’s Picturebook Award. Иллюстратор Колин Джек уже долгое время работает аниматором и успел выступить как продюсер мультфильма «Монстры на каникулах». Для дошкольного и младшего школьного возраста.
Что делать, если?
Известный детский психолог Людмила Петрановская в увлекательной форме расскажет вашему ребёнку, как правильно поступать в сложных ситуациях, с которыми дети сталкиваются на каждом шагу. Красочные забавные картинки помогут ему преодолеть страх и избежать опасности. Рекомендуется детям дошкольного и младшего школьного возраста.
Петька-микроб
В книгу «Петька-микроб», помимо забавных и познавательных историй про разумного малолетнего микроба, вошли новые сказочные истории под названием «Пузыри и лужи». Их главная героиня – вода. Маленькая, шустрая, озорная, но очень ответственная. Хорошая подружка для Петьки. Жаль, что они не знакомы. Но вот теперь в одной книжке и познакомятся.
Для дошкольного и младшего школьного возраста.
Затерянный в четвертом измерении
Книга «Затерянный в четвёртом измерении» — это увлекательное путешествие, где именно читатель является главным героем. Почувствуй себя отважным пилотом, волею судьбы заброшенным в неизведанное измерение, полное опасностей и удивительных существ. В конце каждой страницы тебе предложат разгадать загадку и дать правильный ответ. Продвинуться вперёд и вернуться в своё измерение ты сумеешь, если ответишь правильно. Для среднего школьного возраста.
Химия — просто
Книга об истории развития человеческой цивилизации с точки зрения химии. В книге последовательно описываются химические элементы в порядке, в котором они были открыты и какой вклад они внесли в развитие технологий на момент их открытия. Описывается: открытие, применение, некоторые забавные факты об элементе, основные свойства, которыми пользуется человек. Для среднего и старшего школьного возраста.
Любительская астрономия
Астрономия — одна из самых увлекательных наук, и одновременно одна из немногих современных областей знания, в которой ощутимую научную ценность могут принести исследования непрофессионалов. Кроме того, любительская астрономия — очень зрелищное и захватывающее хобби. Чем притягательны для нас просторы Вселенной, как люди открывали для себя ее тайны, какие виды астрономических наблюдений доступны любителям и чем астрономы-любители могут помочь профессионалам даже сейчас, в век высоких технологий и гигантских телескопов? Обо всем этом юный читатель узнает из книги. Для среднего и старшего школьного возраста.
Необыкновенные приключения Карика и Вали
Мечта стать маленьким и увидеть мир глазами крошечного существа во все времена владела детьми с воображением. Стоит вспомнить хотя бы Алису в Стране Чудес. Карику и Вале повезло — они уменьшились. А вот насколько трудно им пришлось в огромном мире обыкновенной лужайки, среди гигантских чудовищ, в которых превратились совершенно не опасные для человека насекомые, — вы узнаете, прочитав прекрасную фантастическую повесть «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Яна Ларри (1900—1977). Для младшего школьного возраста.
Ветер в ивах
Сказочная повесть «Ветер в ивах» Кеннета Грэма впервые была опубликована в Англии в 1908 г. и сразу же стала невероятно популярной, а её автор — знаменитым. Сказочная повесть о приключениях четырёх основных героев — дядюшки Рэта (Водяная крыса), мистера Крота, мистера Барсука и мистера Тауда (Жаба). Изумительные иллюстрации Инги Мур переносят читателей в сказку, с героями которой не хочется расставаться.
Сказочная повесть переведена с оригинального издания. Для младшего школьного возраста.
Гарантийные человечки. Гарантийные возвращаются
«Гарантийные человечки» и продолжение «Гарантийные возвращаются» — две веселые и поучительные повести Эдуарда Успенского, в которых рассказывается о маленьких человечках, живущих внутри всевозможных сложных приборов и обеспечивающих их исправность в течение гарантийного срока. Произведения входят в Программу детского чтения в начальной школе. Для младшего школьного возраста.
Русский язык. Грамотные коты
Завсегдатаям Рунета давно знаком «Русский язык в КОТАХ» — серия картинок, посвящённых правилам русского языка. Забавные коты и один лев уже несколько лет помогают писать грамотно и указывать на ошибки, не обижая собеседника. Педагог по образованию и художник по складу души, Анна Беловицкая (dalwen) нарисовала уже более ста «котошпаргалок», ориентируясь на образное мышление и ассоциативные связи. Особое внимание она уделяет тем случаям, когда ошибка может изменить смысл высказывания. Впервые под одной обложкой вы найдёте не только знаменитых котов, но и подробный разбор каждого случая. Скучные правила и длинные формулировки уступили место понятным объяснениям и весёлым примерам. Для среднего школьного возраста.
Русский без нагрузки
Эта книга уже вполне сгодится для чтения не только детям, но и взрослым. Юлия Андреева и Ксения Туркова подобрали типичные ошибки в речи, письменной и устной, объяснили их простым языком и упаковали в понятную для читателя форму — с помощью мнемонических стихотворений и почти 120 забавных и запоминающихся иллюстраций любой научится отличать «вообще» от «в общем», «одеть» от «надеть» и даже « вследствие» от «впоследствии». Вашему ребенку кажется, что русский язык — это скучно и бессмысленно? Удивите его. Для старшего школьного возраста.
Охотники за микробами
Без шуток одна из лучших научно-популярных книг всех времен и народов. Посвящена, понятное дело, истории микробиологии. Она была издана в 1926 году, переведена на все языки мира и до сих пор регулярно переиздается и пользуется огромным успехом у читателей. Новые и новые поколения читателей открывают для себя историю первых микробиологов, вступивших в борьбу с извечными врагами человечества — болезнетворными микробами. Вполне возможно, что эта книга вдохновит и ваше чадо стать ученым. Для старшего школьного возраста.
Безумие ли?
«Безумие ли?» — в этом вопросе таится много эмоций: и страха, и буйства, и тоски — того, что является традиционным проявлением психического расстройства. Психиатрия глубоко вошла в нашу повседневную жизнь, слова «дурак», «кретин», «псих» являются маркерами того, чего мы сами боимся, от чего отгораживаемся и не принимаем. А массовая культура активно эксплуатирует образ сумасшедшего преступника, некоего дракона, с которым сражается герой. Но так ли видят все это психологи и психиатры? На основании чего мы даем им право решать, где эта грань между нормой и патологией? Познавательное чтение для старшего школьного возраста.
***
Понравилась статья? Хотите больше интересных материалов о литературе? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал издательства АСТ!
Источник