Кругозор ребенка в 3 года
Вашему чаду исполнилось 3 годика? Поздравляем! Надеемся, вы полны энергии, чтобы наслаждаться всем тем, что ждёт вас впереди, ведь в ближайшие несколько месяцев вам ребёнок превратится в настоящего фантазёра и непоседу. Утром, днём и вечером засыпать вас непрекращающимися вопросами. Научится управлять трёхколесном велосипедом, сможет самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице чередуя ножки.
Он так же сможет нарисовать красивый круг, осмысленно нажимать на кнопки музыкального руля сидя рядом с папой в машине, застёгивать собственную непослушную куртку. Ваш трёхлетний малыш — будет превращаться в любознайку. Он будет стремительно учиться познавать мир через органы чувств. Играя, так сосредотачиваться на собственной игре, что сможет игнорировать любые отвлекающие факторы, в том числе и не замечать вас.
Но давайте более детально разберёмся в навыках, которыми должен овладеть ваш непоседа к этому возрасту.
Что должен уметь ребенок в 3 года?
Физическое развитие ребенка в 3 года
Сразу поясним: все описанные ниже навыки малыш приобретет только в том случае, если папа и мама приложили достаточные усилия для занятий с ним. Другими словами ребенок в три года никак не сможет ездить на трехколесном велосипеде, если родители не купили ему этот велосипед и не потратили как минимум неделю на обучение катанию на нем. То же самое касается навыков с мячиком и всего остального. Все что должен уметь ребенок в данном возрасте — это лишь результат тех занятий, которые проводят с ним родители или педагоги в развивающих клубах. И, если ваши усилия достаточны, то ваш маленький непоседа должен уметь:
• уверенно, не покачиваясь стоять 5 секунд на одной левой или правой ножке;
• самостоятельно, без маминой и папиной поддержки подниматься и спускаться по ступенькам лестницы;
• пинать попеременно ножками вперед мяч;
• бросать мяч в руки стоящему напротив человеку;
• бросать мяч в кольцо подвешенное на 1-метровой высоте (не обязательно попадать!);
• ловить мяч из рук другого человека;
• двигаться вперед и назад с совершением поворотов;
• выполнять наклоны вперёд и назад не падая;
• управлять трёхколёсным велосипедом.
Развитие речи у ребенка в 3 года
При оценке речевых навыков в данном возрасте надо обратить внимание на то, что девочки всегда разговорчивее мальчиков, а дети имеющие старших братьев и сестер почти всегда разговорчивее тех кто их не имеет. И главное — если ваш ребенок в трехлетнем возрасте не очень разговорчив, не переживайте, это вероятнее всего изменится в ближайшие месяцы, или к 4 годам. Но в самом усередненном случае в 3 года ваш ребёнок должен уметь:
• чётко произносить свое имя, имя мамы и папы, ближайших родственников — сестёр, бабушек и дедушек;
• отвечать на простые вопросы;
• говорить фразами из 5-6 слов;
• говорить внятно не сильно коверкая и не слишком искажая слова;
• рассказывать короткие истории.
В трехлетнем возрасте дети начинают интересоваться всем тем, что видят. Они начинают задавать огромное количество вопросов, главые из которых «почему» и «зачем»
• Зачем папа уходит на работу?
• Почему кошка мяукает?
• Почему лимон кислый? И так до бесконечности.
Родители наблюдают: вопросы, вопросы и еще раз вопросы! И хотя для многих взрослых такая активность детей может быть раздражительной и навязчивой, на самом деле для маленького человечка — это нормальный и важный показатель правильного развития. В результате он накапливает необходимый объем знаний, который позволяет ребенку в 3 года уметь:
• безошибочно называть знакомые цвета;
• правильно понимать понятие: одинаковые — разные;
• уметь притворяться и фантазировать;
• помнить часть прочитанного рассказа;
• понимать счет на пальцах;
• быстро сортировать объекты по форме и цвету;
• складывать несложные карточные головоломки;
• узнавать и характеризовать людей и объекты на картинках и фотографиях.
В трехлетнем возрасте ребенок становится очень шустрым. В этот момент своего развития он должен уметь:
• быстро обрабатывать мелкие предметы;
• легко переворачивать страницы книжек и журналов;
• строить башни из 6 и более предметов;
• резать детскими ножницами бумагу и картон;
• рисовать при помощи карандашей кружочки и квадратики (очень неровные, но примерно напоминающие настоящие геометрические фигуры);
• уметь одеваться и снимать одежду без помощи родителей;
• завинчивать и отвинчивать крышку на пластиковой бутылке;
• поворачивать, нажимать и открывать ручки на дверях.
К возрасту 3 лет дети становятся более независимыми как с физической точки зрения, так и эмоциональной. Дети реже впадают в истерики, не боятся оставаться в садике с воспитателем или с няней, любят общение с знакомыми и посторонними детьми.
Малыши так же становятся более социальными. Ребенок уже может сотрудничать со своими друзьями, соблюдать очередь, показывать первые навыки решения возникающих проблем.
На данном этапе развития, ваш ребенок должен уметь:
• подражать родителям, родственникам и друзьям;
• показывать симпатию к маме, папе, бабушкам, дедушкам, знакомым семьи, друзьям;
• понимать понятия: мое, его, ее, не наше, чужое (слово МОЁ, а точнее ЭТО МОЁ любой ребенок уж точно понимает безошибочно и использует постоянно и дома и в любой песочнице);
• уметь демонстрировать широкий диапазон эмоций, таких как грусть, радость, гнев, огромное счастье или скучно.
В возрасте трех лет воображение детей находится в стадии становления, поэтому родители могут замечать как хорошие, так и плохие его проявления. Фантазии, притворства и способности играть у детей становятся более интересными и участливыми, но в этом возрасте ребенок может начать разрабатывать нереальные страхи, такие как вера в чудовище живущее в шкафу, страшного зверя живущего на балконе и т.д. Эти страхи следует искоренять, чтобы не травмировать психику ребенка.
Внимание: нельзя ни в каких педагогических целях пугать малыша вымышленными чудовищами под кроватью или за дверью, если вы не хотите впоследствии иметь проблемы с ночными страхами у ребенка. Злой волк живет в лесу (где-то далеко) — допустимо. Злое чудище живет под твоей кроватью (где-то в доме) — не допустимо никогда. Ребенок должен в своем доме чувствовать себя в полной безопасности. Мой дом — моя крепость
Первая дружба
В три года дети часто хотят и стремятся иметь друзей. Без помощи родителей дружба не возможно. Поэтому детские психологи часто призывают родителей не препятствовать потребностям ребёнка. Родителям предлагается:
• организовывать встречи с ровесниками;
• посещать общественные игровые детские площадки;
• определить ребенка в спортивную секцию.
Знакомясь с новыми детьми ребенок получит возможность формировать детские отношения, учиться позитивным ценностями и новому опыту. Групповые занятия учат малышей основам игры, подчеркивают коллективность работы и обмена. Они заставляют детей расходовать энергию, правильно двигаться, кувыркаться, плавать, вырабатывать гибкость, преодолевать страх.
Для творческих детей групповые художественные и музыкальные занятия — отличный способ тренировки когнитивных навыков.
Порядок в доме
В этом возрасте малыши обожают помогать родителям. В 3 года почти каждый ребенок должен уметь:
• мыть тарелки в раковине, используя мыльную мочалку;
• ставить свой автомобиль в коробку с игрушками;
• укладывать кукол на полочки;
• складывать грязное белье в бельевую корзину;
• собирать мелкие предметы с ковра;
• протирать пыль с доступных предметов;
• поливать комнатные растения стоящие на подоконнике,
• подметать полы при помощи детского веника.
И самое главное они с большим удовольствием делают это подражая маме и папе. Так они чувствуют себя взрослыми, о чем непременно сообщают при каждом удобном случае: «А я уже взрослый!»
Если родители будут вместе с детьми делать уборку, готовить обед или выполнять домашнюю работу, маленький непоседа будет ощущать себя важной частью семьи и не сможет чувствовать разочарование, подавленность и отстраненность. Ценные привычки заложенные на раннем детстве позволят воспитать в ребёнке хорошего помощника для взрослой жизни.
Процесс питания ребенка в 3 года
К возрасту трех лет дети часто настаивают на самостоятельном кормлении. Если это стремление присутствует у вашего малыша, значит он правильно развивается и взрослеет. Многие дети в возрасту 3 лет уже умеют употреблять пищу, используя детскую ложку и вилку, пьют жидкости их обычного стакана. Однако с трёх лет дети начинают осознать, что есть вкусная и не вкусная еда, есть красивые и не очень привлекательные блюда и предпочитают отвергать все то, что выглядит для них не интересно.
Чтобы справиться с проблемой психологи советуют маскировать фрукты и овощи с неинтересной для малышей едой — кашами, поднадоевшими супами и детскими пудингами. В детский рацион следует вводить разноцветные каши, цветные макароны, супы с фигурными компонентами, необычные по форме бутерброды и десерты.
Причины для беспокойства
Основные признаки задержки развития у 3-летнего ребенка:
• невозможность поймать и бросить мяч;
• неспособность подпрыгивать на месте;
• неумение ездить на трёхколесном велосипеде (не смотря на многократно повторяющиеся попытки);
• частые падения, большие трудности при ходьбе по лестнице;
• неспособность держать карандаш, копировать круг, проблемы с рисованием;
• в разговоре ребенок не использует более трёх слов;
• не может складывать башни из трех и более предметов, боится больших объектов;
• испытывает частую тревогу, раздражительность;
• игнорирует детей, не интересуется домашними животными, холодно относится к маме, папе, ближайшим родственникам;
• не понимает и не исполняет простых просьб;
Но не смотря на все вышеизложенное, вы должны понимать — все дети развиваются и взрослеют по разному. Поэтому родителям нет причины волноваться, если ребенок не достиг всех тех вех, которые указаны в медицинских справочниках (или в этой статье). По мере взросления своего малыша родители должны замечать прогрессирующий процесс роста и развития ребенка.
Если прогресса нет и ребёнок остаётся замкнутым, малоподвижным, капризным и явно отстающим от развития сверстников, следует получить консультацию у специалиста. Или просто продолжать заниматься с малышом и терпеливо ждать пока он приобретет все необходимые навыки — а ведь это обязательно произойдет рано или поздно.
Источник
Как развивать кругозор ребенка?
Занятия, направленные на расширение кругозора детей от года до трех лет
Как активен и любознателен малыш в раннем возрасте! У него еще свое, удивительное восприятие всего вокруг. Все нужно потрогать, изучить, а иногда и попробовать на вкус! Именно в это время и необходимо формировать у малютки любовь к природе и знакомить с ее явлениями. Чтобы вызвать у ребенка искренний интерес к окружающему миру, занятия лучше проводит в форме увлекательной игры. Это позволяет не только развивать интеллектуальные способности малыша, но и формировать у него восприимчивость к красоте.
Такие игры проводятся на улице, а их содержание зависит от времени года.
Зима. Занятия на развитие кругозора в зимний период времени
Неживая природа. Какое явление природы зимой самое главное? И взрослые, и дети постарше сразу ответят на вопрос: «Конечно, снег!», а вот малыш этого пока не знает. В зимний период его знакомство с неживой природой начинается со снега. Взрослый объясняет и показывает ребенку, как из снега лепить снежки и играть с ними. Их можно катать и делать большими, можно с помощью взрослого вылепить снежную бабу, а еще снежки можно кидать!
Нельзя не обратить внимания малыша на снежинки, на них можно просто смотреть, поясняя: «Это снежинки, посмотри, как они летят, белые пушистые, а если снежинка упадет на руку, она тут же растает».
А какая увлекательная может получиться игра в прятки! Ребенок прячется за сугробы, а взрослый его ищет, но находит не сразу, бегает, изображая, что не знает, где искать, поясняя: «Какие большие сугробы! Как же мне тебя найти?» И вдруг находит, малыш радуется, а главное, запоминает, что сугробы бывают большие.
Чего же еще интересного можно увидеть, прогуливаясь по зимнему скверу? Конечно, деревья, причудливо нарядившиеся в снежные шубы.
Малышу надо объяснить, что деревья сбросили листья и укутались снегом.
Живая природа. Но мир зимних чудес еще не заканчивается! На улице можно увидеть столько всего увлекательного! Например, птицы, которые остались на зимовку. Следует рассказать малышу, что не все птички остались, большинство осенью улетели в теплые края. Остались только самые смелые, которые не боятся зимнего холода: воробьи, голуби, вороны. Лучше их показать и рассказать, чем они отличаются друг от друга (размер, окраска). Нельзя не упомянуть и о том, что птичкам зимой трудно, холодно и голодно, нужно им помогать, кормить и делать кормушки. Можно совместно с ребенком покормить птиц. Многие дети быстро учатся различать птиц, а иногда очень интересно их изображают.
Перед выходом на прогулку, одевая ребенка, следует рассказывать ему о верхней зимней одежде, а после двух лет приучать называть вещи.
Весна. Занятия на развитие кругозора весной
Неживая природа. На весенних прогулках с малышом взрослым следует обращать его внимание на многочисленные ручейки и лужицы, образовавшиеся от таяния снега, поясняя, что все они разные — большие и маленькие. А если совместно с ребенком смастерить бумажные кораблики и отправить их в плавание, это подарит незабываемые впечатления и малышу, и взрослому!
Еще можно рассказать ребенку, что в этот период происходит с растительным миром. На ветвях деревьев набухают почки, появляется обласканная добрыми солнечными лучами первая травка. Потом почки превращаются в листочки, распускаются цветы: одуванчики, подснежники, ландыши.
Взрослому следует акцентировать внимание малыша на разновидностях растений и их названиях, при этом нужно сразу подмечать, что растительный мир очень хрупкий и нежный и к нему надо проявлять особо бережное отношение.
Живая природа. Также надо рассказывать ребенку о животных и их детенышах. Например, собака и щенки, кошка и котята, корова и телята, коза и козлята, лошадь и жеребята, утка и утята, курица и цыплята. При этом надо уточнить, что взрослое (большое) животное — мама, а маленькие — детки. При возможности можно показать малышу животных и обратить его внимание на их повадки, заботу о потомстве, объясняя, что представители животного мира беззащитны, их нужно беречь и любить.
Перед выходом на прогулку, одевая ребенка, следует рассказывать ему о демисезонной одежде, а после двух лет приучать называть вещи.
Лето. Занятия на развитие кругозора летом
Неживая природа. Лето, его разнообразие и многогранность не могут не вызвать у малыша огромного любопытства. Ведь теперь он может ознакомиться и с теплой водой в водоемах, песком, камушками и ракушками, лесными деревьями… Ребенку нужно объяснить, что это самое красочное и яркое время года, которое называется лето. Теперь солнышко стало светить ярче, оно своими теплыми лучами согревает землю и оживляет природу.
Если за окном дождь, то надо пояснить, что его капельки стали теплыми, он бережно поливает растения и освежает воздух, а после дождя бывает многоцветная радуга.
Если погода теплая, рекомендуется начинать знакомить малыша со свойствами воды. Взрослый напоминает ребенку, что вода может превращаться в снег или лед, быть холодной и теплой, может литься, переливаться из одной емкости в другую.
Можно собирать на речке камушки и ракушки, играть в воде с надувным мячом, брызгаться, учить плавать резиновые игрушки.
На пляже или в песочнице можно играть с песком, в него можно закапывать игрушки, строить замки, с помощью формочек делать всевозможные фигурки, набирать совочком в ведерко, копать ямки.
В летний период следует продолжать знакомство с растительным миром, заучивать, как называется то или иное растение, рассматривать листики и находить различия в форме, собирать растения для гербариев.
Живая природа. Нельзя забывать и о братьях наших меньших! Рекомендуется продолжать знакомство малыша с животным миром и закреплять познания об особенностях животных, повадках, цвете, размере.
Лето богато и всевозможными насекомыми. Полезно познакомить малыша с бабочками, кузнечиками, божьими коровками, жучками, муравьями. Он не должен их бояться. Ребенку надо рассказать об их пользе и беззащитности.
Перед выходом на прогулку, одевая ребенка, следует говорить ему о летней одежде, а после двух лет приучать называть вещи.
Осень. Занятия на развитие кругозора ребенка осенью
Неживая природа. Осень золотая… Время даров природы и преображения. Прежде всего, надо объяснить малышу, что лето закончилось, наступила осень.
Листья деревьев окрасились различными цветами — желтые, зеленые, багряные. Когда они начнут опадать, можно пояснить, что деревья за лето устали и готовятся ко сну, для этого они сбрасывают свою листву-одежду.
Полезно погулять с малышом по осеннему парку, послушать шуршание листвы под ногами и собрать красивый осенний букет, набрать желудей и шишек, оценивая их поверхность, объяснить, что желудь гладкий, а шишка шероховатая.
Живая природа. Следует продолжать знакомство малыша с братьями нашими меньшими и закреплять познания ребенка об их особенностях, повадках, цвете, размере.
Например, взрослый берет в руки кошку и предлагает ребенку ее погладить. При этом необходимо пояснить малышу, что это кошка, у нее пушистая шерстка, маленькие ушки, розовый носик и т. д. Такие же действия можно выполнять и со щенком, хорошо вместе с ребенком налить зверьку молока и наблюдать, как животное пьет.
Если есть возможность, посетить частный сектор, можно показать ребенку домашних птиц, обращая внимание на то, как они кричат, и предложить малышу изобразить курочку, уточку, гуся.
Подвижные игры для детей от 1 до 3 лет
Малыш дошкольного возраста еще не может самостоятельно придумать и организовывать подвижную игру.
Подвижные игры не только помогают разнообразить досуг малыша, но и способствуют его гармоничному физическому и интеллектуальному развитию. Этой сфере деятельности рекомендуется уделять повышенное внимание.
Взрослым для организации разнообразных подвижных игр следует подготовиться заранее и приобрести игрушки, которые позволят проводить их более ярко и интересно, — большие и маленькие мячики, кегли, качалки, обручи. Помимо всех вышеперечисленных плюсов от подвижной деятельности, взрослый, играя вместе с ребенком, формирует у него все навыки совместной игры, которые ему так пригодятся и в детских коллективах. Например, в игре с мячом взрослый показывает малышу мячик и на своем примере подсказывает, как его можно катать, подбрасывать, кидать друг другу.
Можно предложить и игры без дополнительных приготовлений, которые также носят подражательный характер, например, одна из самых распространенных и доступных для восприятия малыша игра — «Наседка и цыпленок». Сначала взрослый знакомит малыша с правилами игры. Ребенку предлагается превратиться в маленького цыпленка, а взрослый становится наседкой. Цыпленок радуется солнышку, резвится и бегает, но когда курица крикнет ему: «Куд-куда, куд-куда!», он должен прибежать к наседке и спрятаться под ее руку («крыло»).
Похожие статьи:
Обучение дошкольников математике. Занятия математикой с детьми от 3 до 5 лет
Как оформить детскую для развития ребенка
Развивающие занятия для детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет
Гармоничное развитие ребенка. Методика Сесиль Лупан
Как заниматься с ребенком дополнительно
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник