Кризиса 1 го года жизни ребенка

Кризиса 1 го года жизни ребенка thumbnail

Многие взрослые считают, что возрастные кризисы у детей начинаются не раньше 3-х лет. До этого они слишком маленькие, чтобы что-то понимать настолько глубоко и переживать какие-то противоречия. Такое отношение нередко оборачивается для родителей первыми и, увы, необратимыми ошибками в воспитании. Если бы они не списывали нервозность, раздражительность и любые другие проявления личности годовалого малыша на прорезывание зубов, а помогли преодолеть ему переживаемое состояние, в дальнейшем было бы гораздо проще решить многие проблемы.

Все родители просто обязаны знать, как проявляется и сколько длится кризис 1 года, в чём его суть и что они должны сделать, чтобы помочь ребёнку преодолеть первые в его жизни противоречия. Именно в этом возрасте, если взрослые не справятся самостоятельно, возможна первая консультация у детского психолога.

Суть кризиса

Кризиса 1 го года жизни ребенка

За первый год жизни ребёнок проходит путь от маленького сморщенного комочка, появившегося из утробы матери, до самостоятельной личности, которая может показать свой характер. За этот период ему приходится изучить столько всего нового, сколько он впоследствии не узнает за всю жизнь.

Чтобы понять, что малыш растёт не только в физическом плане, но и в личностном, родителям нужно вспомнить его новорождённым. В первые дни он плакал только потому, что хотел есть, у него что-то болело, он замерзал или не высыпался. Большинство его реакций было продиктовано физиологией, а жизнью управляли биологические ритмы.

Но, начиная с 8-9 месяцев, всё кардинально меняется. Чем ближе первый день рождения, тем труднее управляться с ним. Всё чаще он плачет по необъяснимым причинам. В туалет сходил, выспался, наелся, нагулялся, в тепле, окружён лаской и заботой — но вдруг морщится и капризничает, отталкивает игрушки и мамину руку. Терапевт после обследования говорит, что поводов для беспокойств нет, малыш здоров. Так в чём же тогда дело?

Именно так начинается кризис 1 года жизни. У ребёнка складываются первые представления об окружающем мире и нём самом. Он переживает состояние лёгкого, но всё же стресса, обусловленного тем огромным скачком в развитии, который он совершил от новорождённого до этого момента. Он ощущает себя уже полноценной личностью, так как осознаёт собственные желания: хочет и просит есть, гулять, играть, спать и т. д.

Связь с мамой становится немного слабее: он понимает, что может уйти от неё в другую комнату, наесться без её груди. Этот фактор усугубляется, если именно на данный период приходится отказ от лактации или выход женщины на работу. Малышу трудно осознать, что он может без неё обходиться.

Главное противоречие 1 года жизни ребёнка заключается в том, что он ощущает себя полноценной личностью (в его субъективном понимании). А на деле к нему продолжают относиться как к малышу, у которого пока не может быть никаких личностных потребностей. Он знает только одно понятие — «хочу», и то продиктованное больше физиологией. А мир взрослых навязывает ему что-то непонятное и неприятное — «надо» и «нельзя». Маленький человечек не может ещё до конца их усвоить, хотя ему приходится подстраиваться под те нормы и запреты, к которым к этому времени приучают его родители.

Вывод первый. К концу 1 года жизни ребёнок переживает возрастной психологический кризис, который заключается в ощущении им самого себя как самостоятельной личности. Первое противоречие, с которым ему приходится сталкиваться, — к нему продолжают относиться как к ничего не понимающему малышу. Второе — как соединить «хочу» и «надо». Третье — как можно обойтись без мамы.

Причины

Если родители смогли осознать суть кризиса, им будет проще понять его причины. Это поможет наладить отношения с ребёнком и совместно преодолеть все противоречия этого непростого периода.

Кризиса 1 го года жизни ребенка

Психологи называют следующие факторы-провокаторы:

  • огромное количество информации, которую нужно ежедневно усваивать и перерабатывать;
  • необходимость постоянно учиться чему-то новому: есть ложкой, ползать, сидеть, ходить, говорить;
  • непомерные физические нагрузки: на фоне ещё не сформировавшегося опорно-двигательного аппарата ребёнок начинает ходить, что даётся ему крайне нелегко;
  • открытие окружающего мира, который, оказывается, не ограничивается кроваткой или одной комнатой, и по нему можно перемещаться — причём самостоятельно;
  • отрыв от родителей: от них можно уползти и убежать — это второй разрыв с матерью в жизни ребёнка, но уже осознанный (первый — рождение);
  • отказ от материнской груди — потеря ещё одной важной психофизиологической связи с мамой;
  • освоение новых предметов (ложки, пирамидки, книжки, телевизора);
  • выстраивание первых отношений с окружающими: у кого-то можно попросить кушать, у других это делать бесполезно.

С точки зрения психофизиологии, мозг ребёнка постоянно развивается и совершенствуется, он пытается понять, какое место занимает в этом огромном мире и как нужно себя в нём вести. Это первые шаги на пути социализации, и чем увереннее они будут, тем успешнее человек будет в будущем. Но без помощи взрослых малышу это не под силу.

Если раньше он жил по законам биологических ритмов, то к 8-9 месяцам они теряют свою организационную функцию. Его поведение кардинально меняется из-за созревания структур головного мозга и перестройки нервной системы.

Овладение ходьбой, речью, манипулятивными и предметными действиями сопровождается формированием новых качеств психики. Появляется потребность в самостоятельности (ребёнок понимает, что сам может перемещаться, чтобы изучить окружающее пространство и предметы), но для этого отсутствуют условия. Для родителей он всё такой же кроха, и большинство из того, что ему хочется, нельзя.

Разобрав каждую причину подробно и применив её к своему малышу, родителям будет проще понять, что с ним происходит. Это позволит более безболезненно преодолеть возрастной кризис первого года жизни ребёнка. Психологи и педиатры называют данный фактор обязательным условием формирования гармоничной личности в будущем.

Вывод второй. Кризис 1 года жизни — закономерный процесс, которого нельзя избежать. Его причины заложены на эволюционном уровне развития каждого человека. Гораздо страшнее его отсутствие, которое свидетельствует о наличии психофизических проблем. Вот с ними потом придётся идти уже даже не к психологу, а психотерапевту.

Как проявляется

Самое сложное — распознать кризис 1-го года, т. к. психологическое взросление, как и физиологическое, сугубо индивидуально. Название носит условный характер: у одних детей его проявление наблюдается уже в 8 месяцев, другие могут прийти к этому только в 15 месяцев. Обычно это происходит в течение 3-4 недель после того, как ребёнок начинает ходить. И вот тут важно заметить признаки, которые свидетельствуют о начале становления личности.

Кризиса 1 го года жизни ребенка

Главным проявлением первого возрастного кризиса являются гипобулические реакции. В психологии под этим понятием подразумеваются ярко выраженные эмоции, в основе которых лежит недовольство. Запрет на желаемое или просто его физическая недосягаемость порождает в ребёнке агрессию, он входит в кратковременное состояние аффекта и стресса и требует любыми доступными способами то, что ему нужно. Эти вспышки характеризуются:

  • громким плачем, но чаще всего без слёз (они могут пойти потом, когда состояние аффекта закончится, а желаемое ребёнок так и не получит, и это будет уже другая реакция — разочарование и обида);
  • резкими движениями: взмахи руками, топанье ногами, мотание головой, может даже упасть навзничь;
  • живой мимикой: нахмуренные брови, плотно сжатые губы, сузившиеся глаза;
  • требовательными интонациями: взрослые могут не понимать детского лепета, но по недовольному тону и быстрому темпу речи будет понятно, что малыш что-то требует и рассержен.
Читайте также:  Торты ребенку на 1 год для мальчика

Гипобулические реакции могут проявляться в разные моменты. Чаще всего их причина лежит на поверхности и вполне понятна взрослым. Например, ребёнку не дали игрушку или заставляют есть пресную кашу вместо вкусной конфеты. Но иногда провоцирующий фактор завуалирован и далеко не так просто распознать, что именно ему не нравится. Это может быть детская ревность (когда кто-то целует маму или она при малыше активно общается с кем-то другим) или нехватка внимания (взрослые заняты своими делами, а он должен развлекать себя сам).

Гипобулические реакции чаще всего протекают бурно, с истерическими нотками. Однако внимательные родители на их фоне могут заметить и более смягчённые проявления кризиса:

  • любопытство: малыша тянет ко всему запретному — розеткам, электроприборам, открытым окнам, дверям;
  • чрезмерная активность, непоседливость;
  • сопротивление маминым действиям (более мягкое, чем при гипобулических реакциях) — например, настойчивое срывание шапки с головы;
  • назойливость: ползает (ходит) за мамой или папой по пятам, не отстаёт ни на минуту, не отпускает даже в туалет, дёргает за одежду, пытается что-то говорить и требует ответа;
  • отказ от привычных ритуалов (не обязательно посредством гипобулических реакций): не хочет спать, есть, гулять, умываться, одеваться и т. д.

Чаще всего первый психологический кризис ребёнок переживает достаточно бурно, т. к. у него ещё нет способности саморефлексии. Все свои эмоции он демонстрирует, чтобы донести до взрослых свои ощущения и противоречия. К сожалению, большинство родителей списывают эти капризы на недомогание или, что ещё хуже, на плохой характер (молодые мамочки нередко говорят фразы вроде «вредный — весь в папашу»).

Это приводит к тому, что в плане психологического развития малыш остаётся без помощи, что впоследствии негативно сказывается на его формировании как личности. Неразрешённые противоречия могут тянуться за ним ещё длительное время, препятствуя в дальнейшем нормальной социализации.

Вывод третий. Не нужно списывать изменения в поведении ребёнка на прорезывание зубов или проявления характера. Главное — вовремя догадаться, что это первые признаки кризиса и предпринять все необходимые меры для его преодоления.

Сроки

Как уже было сказано, кризис 1 года у детей может проходить по-разному. В среднем, психологи называют период, когда он проявляется наиболее ярко, с 8 до 15 месяцев. Именно в этот отрезок нужно особенно внимательно наблюдать за всем, что происходит с малышом и ловить первые признаки зарождающихся противоречий. Здесь тоже есть несколько важных моментов, которые родителям нужно обязательно усвоить.

Во сколько начинается

Не нужно думать, что чем раньше начнётся кризис, тем лучше и тем быстрее он закончится. Здесь всё наоборот: психологи считают, что оптимальным вариантом является преодоление противоречий в период с 12 до 15 месяцев. Это продиктовано тем, что личностное развитие в этом возрасте тесно взаимосвязано с физиологией. Мозг ребёнка в 8 и 15 месяцев существенно отличается. Чем больше нейронных связей сформировано у него к моменту кризиса, тем легче ему его пережить, потому что он понимает гораздо больше.

Однако его нельзя замедлить, он зависит от индивидуальных особенностей. Если кризис выпал на младенческий возраст (до года), родителям нужно просто набраться терпения и предпринять все возможные меры для его благополучного разрешения.

Сколько длится

Длительность кризиса может составлять от 1 месяца до 1 года. Этот срок зависит от многих факторов, начиная с индивидуальных особенностей и заканчивая помощью со стороны. Чем активнее будет участие родителей в данном процессе, тем успешнее и быстрее будут преодолены противоречия. Некоторые психологи считают, что основной пик приходится на 8-15 месяцев, а затем он начинает стихать, т. е. ребёнку хватает этого времени, чтобы осознать собственную значимость и освоить основные запреты.

Другие специалисты считают, что кризис длится на протяжении целого года — с 12 до 24 месяцев. Просто гипобулические реакции то затихают, то проявляют себя с новой силой в течение всего этого времени. С одной стороны, кажется, что права именно эта группа психологов. Стоит только вспомнить, как детки, которым уже исполнилось полтора года, закатывают истерики в магазинах, чтобы им купили то, что они хотят. Однако считается, что в данном возрасте это уже последствие неправильного воспитания, когда малыш не смог в период первого кризиса освоить запреты и простейшие социальные нормы.

Календарь

По месяцам

Самыми проблемными в кризисе раннего возраста психологи называют 8, 9, 12 и 15 месяцы. Гипобулические реакции выражены максимально ярко и проявляются практически ежедневно.

10-й и 13-й месяцы проходят более спокойно. Гипобулические реакции крайне редки, кризис проявляется преимущественно обычными эмоциями, без истерик.

11-й и 14-й месяцы занимают «золотую середину»: капризы случаются, но в рамках допустимого.

По неделям

Если нужен более подробный календарь, то психологи отмечают следующие моменты:

  • самые проблемные недели, когда с ребёнком трудно совладать и приходится набираться терпения: с 34 по 37, с 42 по 46, с 51 по 55;
  • «золотая середина», когда капризы быстротечны и легко управляемы: 32, 33, 38, 40, 41, 47, 48, 50, 56, 57, 59;
  • благополучные недели, когда гипобулические реакции практически незаметны и взрослым можно на какое-то время расслабиться: 39, 49 и 58.

Однако к данному календарю нужно подходить, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка. Есть дети, которые могут вести себя агрессивно в так называемые благополучные недели или месяцы, но затихать в кризисные. Не нужно относиться к этому как к патологии. Это лишь общие рекомендации психологов, основанные на анализе типичных реакций, и они требуют коррекции в каждом отдельном случае.

Если нужен более подробный календарь кризисных периодов на протяжении первых 2 лет жизни ребёнка, можете воспользоваться следующей схемой:

Кризисный период у ребенка 1 года по неделям

Вывод четвёртый. Сдвинуть сроки первого возрастного кризиса невозможно. Родителям необходимо терпеливо его дождаться. Его по истечении 15 месяцев он никак себя не проявил, лучше проконсультироваться с детским психологом.

Как себя вести: советы психологов

Есть родители, которые на интуитивном уровне чувствуют кризис 1 года и пытаются помочь ребёнку в его преодолении. Это лучше, чем списывать всё на прорезывающиеся зубки или вредный характер. Однако ошибок на данном пути избежать не получится, потому что в некоторых моментах правильно понять потребности малыша поможет только возрастная психология.

Читайте также:  Творожная запеканка для ребенка 1 год с детским творогом

Правильный вариант поведения родителей в данной ситуации — заранее знать о предстоящем кризисе и максимально к нему подготовиться. Это значит, что нужно изучить соответствующий материал по теме (причины, признаки и что делать). С развитием Интернета детская психология стала доступной всем. Если возникли какие-то вопросы или проблемы, необходимо обратиться за помощью к профильному специалисту.

Итак, что же детские психологи советуют родителям делать, когда ребёнок вступает в фазу первого в своей жизни возрастного кризиса?

  • Не бежать сломя голову на приём к психологу или психотерапевту. Кризис 1 года считается одним из самых лёгких и не требует специальной коррекции и уж тем более лечения.
  • Принять ребёнка как самостоятельную личность и расширить круг его прав (можно дать возможность самому выбирать игрушки).
  • Продолжать соблюдать установленный ранее режим дня, несмотря на капризы, но делать это через игру, а не насильственными методами.
  • Развивать ребёнка: расширить его границы (купить ходунки), давать пищу для интеллекта (с помощью игр), тренировать моторику рук.
  • Обеспечить ему бытовую безопасность, учитывая возросшее любопытство (не запрещать тыкать пальцами в розетку, а поставить на неё блокировку).
  • Обучать самостоятельности: пусть сам умывается, ест, одевается — медленно и неправильно, зато он будет удовлетворён собственной значимостью и быстрее научится всё это делать.
  • Не лишать его обратной связи: если он с вами разговаривает на своём языке, старайтесь понять, что он хочет донести до вас, и обязательно отвечайте на любой лепет словами, жестами и мимикой.
  • Приучать к словам «надо» и «нельзя». Причём все запреты должны быть строгими, незыблемыми и соблюдаться всеми членами семьи.
  • Показывать свою любовь: ласково разговаривать, обнимать, целовать, смотреть в глаза.

10 «нельзя»: памятка для родителей

И ещё одну небольшую памятку предлагают психологи родителям. С 8 по 15 месяцы категорически нельзя:

  1. Повышать голос: все запреты должны объясняться спокойно, с помощью игр.
  2. Идти на поводу у ребёнка и потакать его капризам: табу не должны нарушаться ни при каких условиях.
  3. Делать его центром вселенной.
  4. Лишать самостоятельности: определитесь, что в этом возрасте он может делать сам.
  5. Игнорировать его действия и слова: тесный контакт и прямая связь обязательны.
  6. Паниковать: терпение и спокойствие родителей — залог нормального психического развития ребёнка в любом возрасте.
  7. Нарушать режим дня.
  8. Отучать от груди: нужно сделать это либо раньше, либо позже.
  9. Выходить маме на работу: аналогично с предыдущим «нельзя».
  10. Устраивать ребёнка в детский сад или нанимать ему няню.

Вывод пятый. Главное правило для родителей в этот период — принять ребёнка как самостоятельную личность и помочь ему преодолеть противоречия и пережить кризис без истерик и нервных срывов. Для этого потребуется слаженная работа всех домочадцев и масса терпения, но поверьте: оно того стоит.

Последствия

При неправильном поведении родителей кризис может обернуться для ребёнка следующими проблемами:

  • развиваются эмоционально-поведенческие отклонения;
  • реакции временного характера (обида, ревность, злость, разочарование) становятся устойчивыми паттернами поведения;
  • формируется негативное отношение к привычным вещам;
  • происходит разрыв психоэмоциональной и даже физической связи с родителями;
  • наблюдаются первые признаки нарушения социализации.

Пример. Если ребёнок в момент кризиса постоянно ревновал маму к кому-то (папе, брату, чужому человеку) и взрослые ничего не сделали, чтобы помочь ему пережить эту боль, в будущем это может проявиться патологической ревностью к любимому человеку или даже ненавистью к кому-то из членов семьи.

Второй пример. Если родители в период кризиса насильно заставляют малыша умываться, впоследствии он будет испытывать негативные эмоции по отношению к водным процедурам и в подростковом возрасте будет ненавидеть это делать и всячески избегать.

Вывод последний, итоговый. Не нужно бояться кризиса 1 года. С точки зрения возрастной психологии, он является абсолютно естественным, нормальным и необходимым этапом становления личности каждого ребёнка. Задача родителей — распознать его, помочь преодолеть и направить развитие в нужное русло. Это самым положительным образом скажется на его дальнейшей жизни.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 октября 2019;
проверки требуют 4 правки.

Кризис одного года (Кризис первого года жизни) — один из нормативных возрастных кризисов, завершающий младенческий период развития. Кризис не имеет чётких временных границ, примерная длительность — от нескольких месяцев до полугода. Длительность, выраженность и интенсивность протекания кризиса являются индивидуальными.

Согласно периодизации Д. Б. Эльконина, кризис одного года относится к числу «малых кризисов», то есть возникает на рубеже двух периодов (младенчества и раннего детства), относящихся к одной эпохе (эпоха раннего детства). Кризис одного года связан с противоречием между возрастными новообразованиями, возникшими в конце периода младенчества и социальной ситуацией развития младенческого возраста.

Симптомы кризиса[править | править код]

В исследовании С. Ю. Мещериковой[1] были отмечены следующие симптомы кризиса одного года:

  • «Трудновоспитуемость» — ребёнок перестает слушаться, проявляет упрямство, настырность, требует повышенного внимания.
  • Резкое увеличение положительных и отрицательных новоприобретений — ребёнок овладевает большим числом умений в игре и самообслуживании, проявляет попытки самостоятельных действий там, где раньше полностью подчинялся взрослому (купание, кормление), также начинает отказываться от выполнения обычных повседневных действий, которые раньше спокойно выполнял.
  • Повышенная чувствительность к замечаниям взрослых — обидчивость, недовольство, агрессия.
  • Повышенная капризность.

Возрастные новообразования[править | править код]

К концу периода младенчества ребёнок обыкновенно уже умеет передвигаться в пространстве (ползать или ходить), понимать обращенную к нему речь, произносить первые слова, манипулировать с предметами, у него появляются аффективно заряженные представления, которые Л. И. Божович назвала «мотивирующими представлениями».

Ходьба[править | править код]

Именно с появлением возможности автономно передвигаться в пространстве Л. С. Выготский связывает изменение отношения ребёнка к окружающему миру. Умение ходить совершенствуется, и ребёнок вскоре может передвигаться по всему доступному пространству, манипулировать всеми предметами, которые оказываются в зоне его доступа. Особую притягательность приобретают предметы, которыми пользуется взрослый человек. Ходьба или ползание позволяют ребёнку самостоятельно приблизиться к интересующему его объекту, не дожидаясь родительского сопровождения. Такое расширение возможностей ребёнка приводит к увеличению количества ситуаций, опасных для него, ситуаций, вызывающих беспокойство родителей. Как следствие, появляются запреты. Запрет или неудовлетворение желания вызывают дискомфорт, приводящий к сосредоточению ребёнка на состоянии стремления и ребёнок начинает «чувствовать» собственное желание, то есть происходит субъективация стремления. Однако запреты, адресованные годовалому ребёнку, редко достигают своей цели. Наиболее частым их результатом являются так называемые гипобулические реакции (Кречмер). Это тенденция, направленная против запретов. Эти реакции связаны с аффектами и волей и выражаются в форме протеста, а при неправильном воспитании перерастают в гипобулические припадки, когда происходит некоторая регрессия поведения: ребёнок падает на пол, начинает кричать и плакать, отказывается ходить (если уже умеет)[2].

Читайте также:  Что сделать чтобы спал ребенок 1 года

Автономная речь[править | править код]

По мнению Л. С. Выготского, начало и конец кризиса одного года знаменуется появлением и исчезновением автономной речи. Л. С. Выготский считает автономную речь основным новообразованием кризиса одного года, которое исчезает в конце этого периода, уступая место социальной речи. Автономная речь отличается от обычной человеческой речи: 1) фонетически, 2) семантически (одно и то же «слово» автономной речи может иметь несколько разных смыслов, которые организованы по принципу комплексов), 3) она аграмматична, 4) она ситуативна (речь ребёнка понятна только близким людям, постоянно общающимся с ребёнком). Через этап автономной речи происходит переход от безъязычного к языковому общению. Её возникновение объясняется потребностью в общении, сформировавшейся в младенческом возрасте. Однако в период кризиса одного года непонимание со стороны взрослых, вызванное своеобразием детской речи также может вести к появлению гипобулических реакций. Л. С. Выготский считает, что именно возникновение автономной детской речи вызывает изменение отношения ребёнка к среде, а значит и переход к новой социальной ситуации развития[3].

Мотивирующие представления[править | править код]

Л. И. Божович выделяла ещё одно важное новообразование, относящееся к началу второго года жизни ребёнка. Если до того ребёнок был полностью зависим от предметов, попадающих в поле его восприятия, то теперь он начинает действовать не только под влиянием непосредственных впечатлений, но также под влиянием образов, которые сохранились в его памяти. Л. И. Божович называет их мотивирующими представлениями. Они аффективно заряжены (привлекают ребёнка или отталкивают) и побуждают поведение ребёнка. Таким образом он действует уже не только и не столько под влиянием того, что он непосредственно видит в данным момент, сколько под влиянием собственных аффективно заряженных представлений, образов памяти. В частности, это означает, что ребёнка уже нельзя отвлечь от понравившегося ему предмета или действия простым переключением его внимания на что-то другое. Это ещё один источник гипобулических реакций[4].

Представление о себе[править | править код]

Со второго полугодия жизни развитие манипулятивной деятельности приводит к тому что ребёнок начинает более четко воспринимать результаты своих действий и себя как действующее начало. Одним из показателей наличия образа себя у ребёнка является узнавание им себя в зеркале. В исследовании Н. Н. Авдеевой[1] ребёнку незаметно ставили пятно краской на лбу или надевали ватную повязку на ухо. Если ребёнок поставленный в таком виде перед зеркалом пытался стереть пятно или снять повязку, то есть демонстрировал поведение направленное на себя, а не на свое отражение в зеркале, то делался вывод, что ребёнок узнал себя в зеркале. На качественные особенности образа себя влияет характер общения ребёнка со взрослым: опыт личностно-ориентированного общения со взрослым и наличие положительного эмоционального самоощущения приводят к успешному формированию устойчивого образа себя. Переживание ребёнком себя как действующего начала формируется как в общении со взрослым, так и в предметных действиях. Ребёнок переживает себя как активное действующее начало, в результате чего возникает характерное для кризиса одного года стремление самостоятельно совершать действия, копирующие поведение взрослого[1].

Социальная ситуация развития[править | править код]

Все вышеперечисленные новообразования приводят к ещё одному крайне важному изменению в жизни ребёнка. В период кризиса одного года исчерпывает себя та социальная ситуация развития, которая сформировалась в младенческом возрасте. Если раньше взрослый был для ребёнка посредником в его взаимодействиях с миром, то теперь ребёнку уже не нужно это посредничество. ребёнок хочет взаимодействовать с миром самостоятельно, то есть происходит своеобразная эмансипация от взрослого. Но без взрослого ребёнок не в состоянии освоить предметы человеческой культуры, их смысл. Поэтому к концу кризиса одного года и началу следующего периода — периода раннего детства — формируется новая социальная ситуация развития, в которой взрослый выступает не как посредник, а как помощник, носитель социальных способов действия с предметами, смыслов деятельности[5].

Рекомендации родителям[править | править код]

В советской и российской психологии кризис описывается как позитивное явление в развитии ребёнка, связанное с существенными преобразованиями его личности и самосознания. Внешне заметными являются в основном негативные проявления кризиса, но при этом происходят глубокие качественные изменения. При этом кризис не является одномоментным явлением, это период, не имеющий четких временных границ, его длительность зависит в том числе от социальных условий, окружающих ребёнка, от его отношений со взрослым и готовности взрослого перестроить это отношение согласно изменившимся потребностям ребёнка.

Е. Н. Корнеева в своей книге «Детские капризы» советует родителям, чьи дети переживают кризис одного года, следующее[6]:

  • вместо чрезмерного количества запретов — организовать безопасную среду для ребёнка, которую он мог бы исследовать без угрозы для себя;
  • вместо настаивания на своем и попыток заставить ребёнка слушаться — переключить его внимание на что-то другое;
  • стать уже не посредником между ребёнком и миром, а помощником в его освоении: рассказывать и показывать, что можно делать с разными предметами;
  • действовать не вместо ребёнка, а вместе с ним.

См. также[править | править код]

  • Нормативные кризисы развития
  • Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина
  • Кризис новорождённости
  • Кризис трёх лет
  • Кризис семи лет
  • Кризис четверти жизни
  • Кризис среднего возраста

Литература[править | править код]

  • Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1979. — Т. 4. — С. 23-25.
  • Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие — М.: Издательский дом высшей школы экономики. — 2012.
  • Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4.- с. 318—340.
  • Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспекты лекций. М., 2005. — с. 166—167.
  • Корнеева Е. Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития, 2002. — с. 45-48.
  • Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров — М.: Юрайт, 2013. — с. 268—270.
  • Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М. : Академия, 2000.
  • Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». — М.: ВЛАДОС, 2006. — с. 138—143
  • Шаповаленко И. В. Возрастная психология: учебник — Москва: Гардарики. — 2005. — с. 177—181.
  • Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. — с. 47.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». — М.: ВЛАДОС, 2006. — с. 138—143
  2. ↑ Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4.- с. 318.
  3. ↑ Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4.- с. 319—340.
  4. ↑ Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1979. — Т. 4. — С. 23-25.
  5. ↑ Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М. : Академия, 2000. — c. 145—147
  6. ↑ Корнеева Е. Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития, 2002. — с. 45-48.

Источник