Критические этапы развития ребенка до года
Критические периоды онтогенеза.
В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность
развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Это обусловливает
повышенный риск возникновения любых заболеваний, в том числе психических, и способствуют утяжелению их
течения. Критические периоды представляют собой короткие отрезки времени, характеризующиеся бурными
изменениями функционирования организма, общей и психической реактивности.
Развитие психоневрологических функций ребенка происходит не одновременно, а гетерохронно по мере развертывания
онтогенеза и роста ребенка. Одни функции развиваются параллельно, относительно независимо друг от друга, другие
последовательно, путем преемственной перестройки сменяя или обогащая предыдущие функциональные возможности.
Возникновение критических периодов развития контролируется эндогенно, генетической программой, которая в
определенной стадии онтогенеза определяет срок перестройки конкретной функциональной системы и готовность ее к
данной перестройке.
Триггерными, пусковыми факторами критического периода являются факторы как внутренней среды, так и внешней.
Предлагаемая схематичная последовательность критических периодов достаточно условна, она не претендует на
учет всех функциональных превращений, которыми заполнен каждый час, день, неделя, месяц жизни маленького
ребенка. Однако, она четко отражает этапы возрастающей степени активности взаимодействия организма с внешним
миром, а также ключевое функциональное назначение и преемственность возрастных периодов.
1. Первые 2 часа жизни — в связи с разрывом «пуповинного» контакта с матерью происходит постепенное
освобождение организма новорожденного от биологически активных веществ, осуществляющих регуляцию
жизнедеятельности плода в период родов (уже упомянутая интранальная гибернация плода или, проще, — «родовой
наркоз»); начало воздействия внеродовых внешних и внутренних факторов (гравитация, световые, звуковые и
тактильные раздражители, интенсивная сигнализация от начавших новый внеутробный способ функционирования
легких, желудочно-кишечного тракта, сердца и кровеносных сосудов).
2. От 2 до 12 первых часов жизни — «имитационный» период (период подражательных автоматизмов),
характеризуется, как уже было отмечено, высокими функциональными возможностями «внеутробного плода»,
вынесенными в первые часы постнатального периода. В эти первые часы жизни, «прощальные» для навыков,
приобретенных плодом в утробе матери, ребенок сохраняет способность удерживать головку, прослеживать глазами за
окружающими, копировать некоторые движения врача или матери.
3. Первая неделя жизни — первичная «настройка» жизненно важных функций в качественно новых
внеутробных условиях (первичная стабилизация дыхания, работы сердца и сосудов, акта сосания и пищеварения). В
этот период у некоторых детей могут отмечаться значительные колебания частоты дыхания и пульса, артериальное
давление, например, может подниматься до 200 мм рт. столба, а затем снижаться до 50-60 мм. Одновременно
окончательно утрачиваются внутриутробные автоматизмы, кроме базисных — автоматизмов сосания и шагового.
Новорожденный уже не видит, крайне обеднение реагирует на другие внешние раздражители. Зато он постепенно
выходит из «стресса», вызванного сверхмощным воздействием постнатальных факторов внешней и внутренней сред.
4. От второй до 8-12 недель — критический постнатальный период — первый период обучения после рождения.
Относительно стабилизированы жизненно важные функции, анализаторы мозга, воспринимающие «сигналы» внешней и
внутренней среды, «настроены», адаптированы к новым условиям жизни. Начинается первичный период отражения
внешней среды, который характеризуется запуском в мозге процесса интенсивного ветвления дендритного дерева,
формированием новых синаптических связей между нейронами. Увеличивается масса мозгового вещества,
преимущественно в тех отделах мозга, которые принимают на себя поступающую информацию, и этим обеспечивается
выполнение задачи обеспечения первоочередных, базисных функций.
Мозг отражает собой внеутробные воздействия на ребенка. В этот период ребенок «учится» видеть и слышать
лишь то, что случайно попадает в поле его зрения и слуха, а в конце критического постнатального периода начинает
немножко следить, следовать глазами и головой за увиденным или услышанным. Появляется навык удерживать голову
в вертикальном положении, постепенно разжимаются кулачки и кисть готовится к навыку схватывания. Но еще нет
активного поиска раздражений, активного общения с внешним миром.
5. От 3 до 18 месяцев — период, называемый стадией первичного развития сенсорной (воспринимающей)
системы. Развитие двигательных навыков открывает впервые возможность активного контакта со средой. Появляется
активный поиск глазами игрушки ,матери. Кисть схватывает, рука тянется в рот. В 5-6 месяцев ребенок начинает сидеть
и вертикальное положение тела дает новый толчок к развитию: увеличивается обзор помещения, ребенок гулит,
издает звуки, отражающие определенные эмоции, отрицательные или положительные, берет в руку нужный предмет и
рассматривает его, дифференцирует людей, любимые и нелюбимые игрушки.
Этот период характеризуется освоением многих важнейших навыков, ребенок последовательно овладевает
способностью активно видеть и слышать, держать голову, ползать, сидеть, стоять, ходить, а в конце — понимать
обращенную речь и сознательно произносить отдельные слова, однако, основным является приобретение способности
активно взаимодействовать с окружающей средой. В этом же периоде происходит постепенное постнатальное развитие
и дифференциация шагового автоматизма в виде «высвобождения» движений рук и ног от положения головы и шеи,
начинается «высвобождение» движений ног от положения рук.
С началом активного перемещения сперва в виде ползания, а к концу года и в виде ходьбы восприятие
окружающего мира становится активным и избирательным — произвольно избирательным. Возникает готовность к
переходу к следующему периоду. Ребенок способен, увидев или услышав сигнал, повернуть в нужную сторону глаза, а
затем и голову, протянуть к источнику сигнала руку, а если дотянуться невозможно, то подползти или подойти и взять
рукой нужный предмет по общей схеме: увидел (или услышал) — повернул взор и голову, узнал — захотел захватить —
протянул руку — подошел (подполз), схватил рукой — и, чаще всего, поднес ко рту.
6. От 1,5 до 3 лет — период, который можно назвать началом приобретения персонального жизненного опыта.
Главное — появляется осознанная фразовая речь. В мозге формируется межполушарная асимметрия, возникает
доминантное полушарие, концентрирующее в себе основные речевые функции. Развитие импрессивной и
экспрессивной речи имеет решающее значение для социального общения, становления коммуникативных функций.
Вместе с появлением речи приобретается возможность различать, дифференцировать реальные предметы и события от
их символов. Одновременно угасает активность сосательных автоматизмов, которые становятся помехой для
становления речи.
В этот период возникают первые впечатления, память о которых сохраняется на всю жизнь, отсюда идет первый
отсчет воспоминаний о детстве, об участии ребенка в окружающих событиях жизни. Дифференцируется представление
о собственном «Я», ребенок отграничивает себя от окружающих людей, определяется профиль будущих отношений с
родителями, чужими взрослыми, сверстниками, с животными. В мозге в этот период в основном завершается «монтаж»
двигательной системы и анализаторных центров, отбираются наиболее эффективные межнейрональные контакты.
Начинается выработка конкретных двигательных автоматизмов, предназначенных для конкретных жизненных ситуаций.
7. От 3 до 6 лет — дошкольный период. Движения становятся более четкими, начинает создаваться
индивидуальный двигательный «облик» ребенка, характерные позы, мимика, жесты, совершенствуется работа
анализаторов (зрительного, слухового, обонятельного и вкусового, кожной чувствительности), постепенно формируется
личный опыт восприятия, индивидуальные особенности оценки окружающего, некоторые черты характера.
Совершенствуется крупная моторика ног, ребенок учится подпрыгивать вначале на двух, а затем на одной ноге
(правой, потом левой).
В конце этого периода основные системы и центры мозга практически готовы к началу школьного обучения,
интенсивного пополнения запаса знаний и навыков. Развивается мелкая моторика кисти, развивается и при этом
окончательно разобщается шаговый автоматизм, функции руки «высвобождаются» от влияния ног. Создаются реальные
условия для освоения навыка письма. Ребенок готов к школьному обучению.
8. Школьный возраст характеризуется не только усвоением программных знаний, но также овладением
навыка абстрактного мышления, формированием собственного образа мыслей; здесь впервые ребенок становится
членом коллектива, учится подчинять или согласовывать личные интересы с общественными, определяются духовные
качества личности.
9.Наконец, после 11 — 13 лет с некоторым опережением у девочек по сравнению с мальчиками начинается
период полового созревания, который не только внешне изменяет ребенка, но сопровождается серьезными
перестройками в обмене веществ, эмоциональном фоне, поведении и др.
В каждом из этих периодов программа развития мозга и его функций будет выполнена полностью лишь в том
случае, если обеспечены адекватные средовые воздействия (или условия), и отсутствуют вредоносные влияния или
факторы, препятствующие или тормозящие развитие, наконец, если предшествующие этапы развития были пройдены
правильно и своевременно. Как уже было отмечено, факторы внешней среды являются не просто окружением, с
благоприятными или неблагоприятными условиями для развития ребенка и его нервной системы, но, самое главное, —
стимулируют развитие той или иной функции мозга, обеспечивают запуск дендритного ветвления и увеличение массы
мозгового вещества в области мозга, соответствующей этой функции. Иными словами, внешние сигналы не только
способствуют отражению мозгом окружающей среды и адаптации к ней, но, что немаловажно, дают конкретный стимул
к самоувеличению массы мозга, к его физическому росту.
Важно не только наличие необходимых средовых воздействий, но, главное, своевременность их наличия. Чем
моложе ребенок, тем интенсивнее идет созревание мозга, тем быстрее сменяются внешние условия и тем важнее
своевременность их появления. Опоздание приводит нередко к непоправимым последствиям или к изменениям в мозге,
требующим длительного настойчивого лечения. Поэтому врач (педиатр, детский невролог) должен заранее
позаботиться о подготовке среды к «приходу в нее» растущего ребенка. Условия среды характеризует не только
помещение и человеческое окружение, в котором находится ребенок, но и отношение к нему окружающих людей,
прежде всего матери, висцеральные функции ребенка, нормальное пищеварение и дыхание, нормальный состав
действующих в этот период молекулярных факторов роста и созревания мозга.
Так же вас может заинтересовать:
- Этапы развития речи.
- Развитие ребёнка от 0 до года.
Источник
Содержание
- Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев
- Развитие ребенка: первый месяц жизни
- Развитие ребенка: второй месяц жизни
- Развитие ребенка: третий месяц жизни
- Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
- Развитие ребенка: пятый месяц жизни
- Развитие ребенка: шестой месяц жизни
- Развитие ребенка: седьмой месяц жизни
- Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
- Развитие ребенка: девятый месяц жизни
- Развитие ребенка: десятый месяц жизни
- Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни
- Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни
- Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
- Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев
Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего ребенка с рождения и до 1 года, нужно знать, как развивается вам малыш и какими навыками уже обладает малыш. Предлагаем вам календарь развития ребенка по месяцам после рождения и до года.
Уважаемые мамы и папы предлагаем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения и до достижения 1 годика. Период с рождения и до 12 месяцев – это очень ответственный период, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающий мир, интенсивно развивается. Поэтому прочитайте статью внимательно, поскольку этот период развития малыша является самым важным этапом в жизни вашего крохи.
Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев
Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по месяцам.
Развитие ребенка: первый месяц жизни
В связи с адаптацией к новой жизни, первый месяц новорожденного является самым трудным, как для ребенка, так и для мамы. Новорожденный проводит в состоянии сна около 70%. Во сне он растет ( за месяц может подрасти на 2-3 см), и легче переносит период привыкания к новым условиям жизни. Во время бодрствования ребенок совершает неосознанные махи ручками и ножками, которые пока находятся в тонусе. Поэтому ручки зажаты в кулачок, а ножки поджаты в коленях.
Жизненно важным аспектом является питание. Предпочтительнее грудное вскармливание, во время которого формируется эмоциональная связь между мамой и ребенком. В течение первого месяца жизни малыш прибавляет в весе примерно на 600-700 гр.
К концу первого месяца жизни новорожденный:
- Прислушивается к посторонним шумам и разговорам.
- Смотрит на яркие игрушки и лица окружающих.
- Узнает голос и запах мамы.
- Выражает эмоции плачем.
Малыш рождается с определенным набором рефлексов, которые спустя нескольких месяцев угасают:
- Сосательный. При прикосновении к губам или щеке, ребенок откроет рот и будет двигать языком как при сосании.
- Плавательный. Если поддерживая ребенка окунуть в воду, он будет пытаться плыть.
- Хватательный. Если прикоснуться к ладошке малыша, он будет сжимать ручку в кулачок.
- Поисковый. При поглаживании уголка рта, ребенок повернет голову в сторону прикосновения.
- Шагательный. При поддержки в вертикальном положении, слегка наклоните ребенка вперед. Малыш будет пытаться совершать шагающие движения.
Развитие ребенка: второй месяц жизни
На втором месяце жизни выходит из стадии новорожденного, теперь он грудничок. В этот период начинает активно развиваться как физически, так и психологически. В весе прибавилось примерно 800гр, а в росте 3 см.
- Чадо различает настроение и эмоциональное состояние мамы ( радость, злость, грусть).
- Ребенок уже может самостоятельно приподнимать и держать недолго голову.
- Начинает активно гулить и агукать.
- Малыш «приветствует» маму, начиная быстрее двигать ручками и ножками, когда ее увидит.
- Идет активное развитие органов зрения и слуха.
- Несколько секунд может удерживать игрушку, сжав крепко в руке.
Развитие ребенка: третий месяц жизни
На третьем месяце продолжают развиваться и совершенствоваться навыки движения. Теперь он умеет переворачиваться со спины на бок, может приподняться на предплечья, уверенней держит голову. Старайтесь чаще выкладывать ребенка на живот, это полезно для укрепления мышц спины и шеи, также помогает при коликах. Малыш с интересом рассматривает ручки и ножки, играет с ними. Изучая, трогает личико.
- Грудничок подрастает еще на 3 см, а прибавка в весе составляет около 750 гр.
- Ночной сон становится длиннее, а дневной сокращается. Время бодрствования увеличивается.
- Ребенок высовывает самостоятельно соску и пытается ее взять обратно в рот.
- Может узнавать окружающих и радуется им.
- Громко смеется и подражает мимике взрослых.
Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
К четвертому месяцу жизни малыш заметно изменяется во внешности. Теперь он уже не тот новорожденный, который только кушал и спал. Ребенку необходимо общение и внимание родителей. Он будет капризничать, если мама ненадолго отойдет.
- К концу четвертого месяца грудничок будет весить еще на 700 гр больше, и вырастит на 2,5 см.
- Малыш переворачивается со спины на живот и обратно. И даже пытается ползать, отталкиваясь от чего-либо.
- Ребенок различает цвета и форму.
- Все что грудничок схватит рукой, потянет в рот. Поэтому необходимо следить, чтобы рядом с ребенком не было мелких деталей.
- Произносятся первые слоги и можно услышать «ма», «па», «ба».
- Отличается родителей от других людей.
- Замирает, когда слышит музыку или громкий разговор.
- При произношении ребенка по имени, начинает обращать внимание на того, кто сказал.
Развитие ребенка: пятый месяц жизни
На пятом месяце грудничок уже более умело управляет своим телом, уверенно переворачивается, предпринимает попытки к самостоятельному сидению, ползанию, пытается вставать, держась за бортики кроватки. Время бодрствования увеличивая, позволяя маленькому человечку познать окружающий мир.
- Приблизительная прибавка в весе к этому времени составит 700гр, а в росте еще 2 см.
- Ребенок уверенно отличается знакомых от чужих ему людей.
- Проявляет желание общения с мамой улыбкой, протягивает к ней ручек.
- Осознанно берет игрушки, кидает их, тянет в рот.
- У малыша начинают прорезываться первые зубки.
- Различает интонацию голоса взрослых и подражает ей.
Развитие ребенка: шестой месяц жизни
На шестом месяце развития ребенок уже может принимать не только молоко матери или молочную смесь, но и начинать кушать пюреобразную пищу. Лучше начинать прикорм с гипоаллергенных продуктов, по выборы которых необходимо проконсультироваться с педиатром.
- Вес малыша прибавляется на 700гр, а рост на 2,5 см.
- На шестом месяце грудничок понимает обращение по имени и отличает его от других.
- Играет с предметами, перекладывая их из одной руки в другую.
- Покачиваясь, встает на четвереньки — это первые предпосылки к ползанию.
- Начинает понимать, что если уронить игрушку, то она упадет, если потрясти погремушку, она издаст звуки.
- Настроение ребенка не постоянно и радость быстро сменяется раздражительностью, грустью и наоборот.
- Долго лепечет и гулит, что доставляет малышу удовольствие от произносимых им звуков.
Развитие ребенка: седьмой месяц жизни
Седьмой месяц развития малыша характеризуется активным прорезыванием зубов. Зудящие десна и боль при прорезывании доставляют малышу дискомфорт, а родителям волнения за своего чада. Грудничок все тянет в рот с целью уменьшить неприятные ощущения. Для данной задачи существуют различные прорезыватели: резиновые, с охлаждающим эффектом. Главное чаще мыть и прорезыватели и все предметы, которые ребенок непременно затянет в рот.
- На седьмом месяце жизни ребенок набирает еще 600гр в весе и прибавляет 2 см в росте.
- Малыш может садиться самостоятельно и уверенно сидеть.
- Начинает ползать «по-«пластунски». Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столике или на диване, он может с легкостью упасть с высоты.
- Может встать на ноги, держась за что-нибудь и немного постоять.
- С удовольствием играет в развивающие игры с пальчиками: » Чи-чи-чи-сорока», в » Ладушки».
- При регулярном занятии может показать где у него глазки, ушки, носик, ручки.
- С интересом изучает предметы: крутит, вертит, пробует на зубок, пытается разобрать.
- Может повторить несложные слоги: «му», «ам», «ав».
Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
На восьмом месяце жизни грудничок становится активней с каждым днем. Он самостоятельно садится, перемещается из одного места в другое. Ему интересно рассматривать картинки и фотографии, малыш даже узнает на них родителей.
- За этот месяц ребенок вырастит на 2 см, и поправится на 600 гр.
- Совершенствуются двигательные навыки, приобретенные за предыдущие месяцы.
- По просьбе старших может что-то принести или показать.
- Ребенок может пытаться играть в развивающие игры, например, в пирамидку.
- Реагирует на музыку, и может по-своему танцевать.
Развитие ребенка: девятый месяц жизни
На девятом месяце жизни ребенок может уже сделать несколько шажков, держась за что-либо, за бортики кроватки, или вдоль дивана. Они упорно осваивают данный навык, падают, но потом опять поднимаются. У малыша расширяется запас слов, повторяя слоги за взрослыми.
- На девятом месяце ребенок прибавит в росте 2 см, в весе 600 гр.
- Пытается вскарабкаться на стул, диван.
- Открывает доступные ему ящики, дверцы шкафов, тумбочек.
- Малыш привязан к маме, потеряв ее из виду, начинает плакать и капризничать.
- Может самостоятельно пытаться одеваться и кушать ложкой.
- На данном этапе жизни оттачивается мелкая моторика, поэтому важно ее развивать игрушками: шнуровками, пластилином. Но обязательно под присмотром старших.
- Понимает поручения как «стой», «ложись», «иди».
- Ребенок разговаривает на своем языке, но близкие могут уже понять, что хочет донести до них чадо.
Развитие ребенка: десятый месяц жизни
На десятом месяце жизни малыш копирует поведение и звуки за взрослыми. Играя, можно предложить ребенку сложить игрушки, попросить маленького помощника положить упавший столовый прибор на стол. В это время уже можно знакомить ребенка с книжками, но лучше с теми, которые трудно порвать.
- Прибавка в росте и весе уменьшается по сравнению с первыми месяцами жизни, и составит еще плюс 1 см к росту и примерно 350гр к весу.
- Малыш может сам сесть и находится в сидячем положении долгое время.
- Вставать и пытаться делать первые шаги.
- Может брать предметы двумя руками, но больше предпочитает обходится одной.
- Берет предметы по принципу пинцета (большим и указательным пальцем), но интерес вызывают все же большие детали.
- Способен показать где ушки, носик и т. д. на себе или на игрушке.
Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни
К одиннадцатому месяцу ребенок уже многому научился. Уверенно садится, встает, ползает, но еще не отточено мастерство ходьбы. Малыш с интересом общается со старшими и с другими детьми. Понимает название некоторых предметов и может на них указать.
- К 11 месяцам грудничок вырастит на 1 см и поправится еще на 350 гр.
- Малыш понимает когда ему что-то запрещают со словом «нельзя».
- Может вскарабкаться на диван, кресло, и спустится обратно.
- Пытается пить из кружки и есть с ложки.
- По просьбе взрослых может поднять, положить, взять предмет.
- Грудничку нравится когда его хвалят и стремится к ней.
- Прощается, махая ручкой.
УРА! Ребенку 1 годик!
Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни
Приближаясь к двенадцати месяцам — своему первому дню рождения, ребенок уже не тот беспомощный младенец, а личность со своим нравом, предпочтениями и характером. В это время пора переходить на один дневной сон. У ребенка проявляется интерес к игре «Дочки-Матери», он качает игрушки, кормит их, купает. Также и сам любит игры в воде во время купания.
- За месяц грудничок вырастит на 1 см, и прибавит в весе 350 гр.
- Самостоятельно встает и может чуть пройти.
- Может сказать несколько слов: «мама», «папа», «баба», «ав».
- Появляются любимые блюда, которые ребенок с удовольствием может кушать ложкой. И отказывается от еды, которая не нравится.
- Понимает предназначение некоторых предметов.
- Капризничает при отсутствии родителей или любимой игрушки.
Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
Врачами-педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют.
Чаще отличия в развитие мальчиков и девочек бывают такими:
- мальчики чаще рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
- говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница не всегда незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
- девочки миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.
Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев
Источник