Критерии социальное развитие ребенка

Показатели социального развития ребенка

и современные требования дошкольного образования

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.

Извлечение из ФГОС ДО

Социальное развитие ребенка-дошкольника – это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть,  с одной стороны,  это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме.  А с другой стороны – это процесс развития сущностного Я ребенка,  его индивидуальности и неповторимости,  определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека.

Социальное развитие воспитанника осваивается с учетом следующих социальных доминант:

— у ребенка формируется уверенность в своих возможностях (ребенок нужен окружающим, его любят);

— развивается чувство собственного достоинства и свободы (ребенок выбирает
друзей, деятельность, у него есть личные вещи);

— воспитывается   позитивное   восприятие   и   отношение   к   окружающим
(терпимость,     уважение     к     сверстникам,     интерес     к     ценностям
сотрудничества, ответственность за данное слово, за свое дело, за другого человека);

— развивается     понимание    окружающих   (их эмоционального состояния, потребность в сопереживании).

В ФГОС дошкольного образования четко прописаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:

1) создание условий непосредственного общения с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям (обеспечение эмоционального благополучия); 

2) создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; принятия  решений, выражения своих чувств и мыслей; поддержка детской инициативы и самостоятельности (поддержка индивидуальности и инициативы);

3) создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками  (установление правил взаимодействия в разных ситуациях).

        Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОУ:

— педагог   формирует   у    ребенка    чувство    собственного    достоинства, уверенность в своих возможностях;

— педагог   развивает,   стимулирует   позитивное   отношение   ребенка   к
окружающим;

— педагог   воспитывает   у   ребенка   социальные   навыки    и   формирует
социальную компетентность.

        Согласно данным исследований отечественных педагогов-психологов Смирновой Е.О.. Стеркиной Р.Б. Щетининой А.М. уровень социализации ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения целесообразно определить с помощью специальных показателей. Показатели благополучного социального развития ребенка вы видите на экране.

        Показатели благополучного социального развития ребенка:   

 — эмоционально откликается на переживания другого;

— эмоционально благополучен;

—  проявляет уверенность в себе,  самостоятелен,  активен, инициативен;

— владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;

— главным образом положительно оценивает и принимает других;

— принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;

— владеет способами социокультурного поведения и общения;

— достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);

— социально готов к школе и др.

Как вы видите, измерить уровень социального развития ребенка воспитателю в условиях детского сада можно и нужно.

Предлагаю вашему вниманию учебно-методическое  пособие «Диагностика социального развития ребенка», автор Щетинина Альбина Михайловна Данное пособие содержит систематизированные по отдельным направлениям методики изучения особенностей социального развития ребенка дошкольного возраста.

Предлагаю вам рассмотреть уровень сформированности социальных форм поведения ребенка  (по результатам наблюдения)  (автор А.М.Щетинина):

— умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми;

— сочувствует другому, когда кто-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть;

— доброжелателен по отношению к другим;

— пытается решить конфликты сам;

— оказывает помощь другому;

— согласовывает свои действия с действиями других;

— сдерживает свои негативные проявлении                

— подчиняет свои интересы интересам других детей          

— уступает другому                                            

— принимает  социальные нормы и правила поведения и следует им          

Уважаемые коллеги! Всегда ли ответственно мы относимся к проведению педагогической диагностики? А ведь на основании полученных результатов можно определить ряд задач развития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педагогического воздействия.

Я желаю вам успехов в нашей нелегкой, но таком нужной и интересной профессии.

Источник

Ирина Маяцкая
Критерии оценки социального поведения детей дошкольного возраста

Читайте также:  Как сделать коврик для развития ребенка

Критерии оценки социального поведения

детей дошкольного возраста.

В современном обществе деятельность людей основана на коллективном сотрудничестве, поэтому,начиная с детских лет необходимо воспитывать у будущих граждан умение жить в коллективе: вместе играть, трудиться совместно, ответственно относится к делу. Воспитание навыков и привычек к совместной деятельности с другими, выполнение обязанностей по отношению к коллективу не могут быть сформированны в процессе индивидуальных контактов воспитателя с детьми или индивидуальных взаимодействий детей, эти качества личности могут быть воспитаны только в совместной деятельности, в которой детьми решаются общие задачи и общие усилия направляются к единой цели. В процессе деятельности, которая объединяет детей общим замыслом, общими переживаниями, возникает потребность в распределении поручений, согласовании действий, в необходимости подчинять собственные желания требованиям других. Совместная деятельность, вызывая согласование действий, общие чувства и переживания, тем самым организует детей и формирует навыки социального поведения.

Воспитание устойчивости поведения, складывание характера и волевых качеств на ступени дошкольного возраста служит предпосылкой последующего, более эффективного развития организованных форм поведения. Упустить этот возраст – значит, многое перевоспитывать в дальнейшем.

Рассматривая организованное поведение в плане взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, мы подчеркиваем значение этого качества в складывании начал коллективизма.

Организованность поведения является важной стороной морального поведения детей и проявляется в знании правил и умении их выполнять, подчинятся общим требованиям, в готовности совместными усилиями достигать поставленной цели, согласовывая между собой действия.

Мы убеждены, что рассматривать какую-то одну сторону социального поведения невозможно: оно проявляется и формируется в тесной связи с другими нравственными качествами. Развитие их на более ранней ступени дошкольного возраста, является основой воспитания социального поведения.

На ступени дошкольного возраста дети приучаются действовать заодно с другими детьми — играть вдвоем, в небольшом коллективе, вместе убирать игрушки, что-то строить, направлять действия к единой цели, подчиняться правилам игры.

Дети усваивают важные для развития социального поведения культурно-гигиенические навыки, некоторые правила поведения в обществе сверстников, которые, прежде всего, предполагают развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей. Осваивая нормы опыта социального поведения, принятые в группе, дети непременно проявляют активность; она выступает в умении сдерживать себя, управлять своими чувствами, желаниями, порой мешающими выполнять свои обязанности по отношению к другим детям.

Освоение и присвоение ребенком старшего дошкольного возраста норм морали предполагает знание и понимание ребенком сущности нравственных правил и способов поведения в процессе взаимодействия.

Правила, определяющие организованное поведение ребенка и являющиеся основанием положительных взаимодействий его с окружающими, можно представить следующим образом.

Знание и понимание детьми сущности правил взаимодействия :

• что значит быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость;

• почему надо быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость;

• что значит играть дружно, быть справедливым;

• почему нужно выполнять правила, их гуманистический смысл;

• что дружеское отношение сверстников зависит от того, как ребенок обращается с другими, умеет ли быть приветливым, интересным собеседником и партнером в игре;

• что значит учитывать настроение сверстника в общении с ним;

• что нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища;

• что такое несправедливость по отношению к слабому;

• почему недопустимо проявлять такие отношения;

• возможных негативных последствий для других своими неосторожными действиями (толкнул, напугал, бросил камнем, песком).

Знание и понимание способов положительного взаимодействия:

• конкретных способов и приемов распределения ролей, игровых материалов (считалки, жеребьевка, очередность, общая договоренность);

• способов исправления своей неловкости и неосторожности;

• способов улаживания конфликтов;

• способов знакомства;

•способов налаживания отношений в разных ситуациях: как включиться в любую коллективную деятельность, как принять в нее сверстника, как тактично отказать в чем-либо и др.

Основными показателями нравственного поведения, которые служат критериями непосредственного опыта социального поведения являются умения:

• с улыбкой обращаться с предложениями, вопросами, просьбами;

• внимательно выслушивать ответ;

• в вежливой форме отвечать на вопросы;

• доброжелательно, достойно предлагать свою помощь при затруднениях;

• научить другого тому, что умеешь сам;

• согласовывать свои действия с действиями сверстников;

• спокойно высказывать свое мнение, вносить предложения;

• соблюдать установленный порядок поведения в группе;

•регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других детей;

• пользоваться способами мирного разрешения конфликтов.

Активность в игре проявляется и в самоконтроле. Этот акт растущего детского самосознания в большей мере, чем что-либо, содействует развитию опыта социального поведения.

Анализируя условия формирования поведения детей, мы видим, что при выполнении четких, точных и всегда посильно трудных требований усиливается роль самоконтроля, именно это побуждает ребенка к постоянному активному усилию, к необходимости организованно вести себя.

Организованность поведения тесно связана с волей. Причины того, что у ребенка не сложился опыт социального поведения можно усматривать, прежде всего, в недостаточном волевом развитии.

Читайте также:  Аленушка центр развития ребенка уфа

В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в волевом развитии ребенка, особенно эти изменения заметны на седьмом году жизни. Проявление воли есть проявление активности личности. А. С. Макаренко подчеркивал «Воля – это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание, и остановка, и желание и отказ одновременно. Если ваш ребенок упражняется только в том, что он свои желания приводит в исполнение, и не упражняется в тормозе, у него не будет большой воли. Без тормоза не может быть машины, и без тормоза не может быть никакой воли».

Итак, мы приходим к выводу, что поведение, направленное на достижение поставленной цели, на утверждение порядков, правил, традиций, принятых в данном обществе и помогающее устанавливать слаженные взаимоотношения, является организованным, в нем мы отчетливо видим тенденцию к совпадению морального требования и характера поступков детей. И, наоборот, хаотичность детской деятельности, отсутствие в ней целенаправленности, неумение согласовывать свои действия с другими детьми, считаться с ними, поведение, противоречащее принятым в детском саду устоям, порядкам, будет неорганизованным.

Организованным мы называем такое поведение, при котором ребенок постепенно становится не только исполнителем требований воспитателя, обращенных к нему персонально или к коллективу в целом, но и начинает предъявлять требования к самому себе, к другим детям.

Воспитание опыта социального поведения представляет собой сложный процесс. В этом процессе активно взаимодействуют компоненты, представляющие собой обобщенный опыт, который передается детям от взрослых в виде готовых правил, режима, традиций, порядка жизни учреждения или отдельной группы, с другой стороны, это собственная детская жизнь, разнообразная деятельность, в которой складываются взаимоотношения между детьми, требующие ответственности, умение выполнять общее дело к установленному сроку, согласовывать действия, направляя их к общей цели.

Д. Б.Эльконин подчеркивал: «Лишь активное усвоение ребенком практических умений, научных знаний, норм поведения в процессе определенным образом организованной деятельности может превратить усвоенное в подлинное достояние детской личности и тем самым поднять ее на более высокую ступень развития».

В общей характеристике морального облика ребенка организован-ность поведения имеет большое значение, она помогает ребенку найти свое место и определить свою роль в общественном порядке, в жизни формирующегося коллектива. Формирование личности – это целостный процесс, в котором осуществляется одновременно развитие многих качеств, умственных и физических сил, моральных привычек, чувств, отношений.

В анализе организованности дошкольников мы постоянно обращались к роли совместной деятельности детей, значению правил в формировании опыта социального поведения, и здесь мы видим очень тесную связь в развитии игровой деятельности, как ведущей деятельности, ребенка дошкольника и формировании опыта социального поведения.

Таким образом, можно утверждать, что в игре, как ни в какой другой деятельности, происходит более естественное формирование опыта социального поведения и положительных взаимодействий, становление нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста. Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелом педагогическом руководстве, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности.

Список используемой литературы:

1. Урунтаева Г. А.Детская психология: учебник для студ. Сред. Уч. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. -368 с.

2. А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта. – М., 1958г. [электронный ресурс]. –Режим доступа : https://elib.gnpbu.ru/text/makarenko_pedagogicheskie-sochineniya/ (дата обращения 25.12.2017)

3. Эльконин Д. Б Психология игры. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 360 с. [электронный ресурс]. –Режим доступа: (дата обращения 20.01.2018)

Источник

Соня Псардиева
Критерии успешности социального воспитания дошкольников

ДОУ – целостная, динамическая система, оптимальное жизнеобеспечение которой возможно лишь при наличии её организации, в частичности организационно – педагогической деятельности заведующей ДОУ, предопределенной потребностью планировать, контролировать, регулировать, согласовывать и координировать работу коллектива ДОУ.

Система социального воспитания дошкольников – педагогически целесообразная организация воспитательного в разных сферах микросреды, с участием всех субъектов социального воспитания, полноценное использование в воспитательном процессе всего арсенала средств и возможностей которыми располагает общество.

Сегодня система социального воспитания в ДОУ ориентирована на субъект – субъектные отношения в цепочке руководитель – педагог – ребёнок – родитель.

Социальное воспитание эффективно лишь в случае активноё позиции тех, на кого оно направленно – самой личности, её семьи, группы общения. Развитие личности ребёнка – главный критерий воспитательной системы. Целостность системы социального воспитания обеспечивается созданием и укреплением связей между её субъектами.

Условие социального воспитанияможно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние условия:

• Состояние социально – педагогической среды и социокультурная обстановка в ДОУ, регионе, районе;

• Особенности заказа родителей;

• Материально – техническое и научно – методическое обеспечение образовательного процесса.

Внутренние условия это уровень профессиональной компетентности и педагогической культуры педагогов и родителей как субъектов системы социального воспитания, состояние образовательной среды в ДОУ.

Эффективность данной работы характеризуется показателями личностного развития детей, педагогов и родителей.По отношению к педагогам это выражается в следующем:

Читайте также:  Центры развития ребенка брянска

• Степени удовлетворённости своим трудом;

• Гуманизация отношения к ребёнку;

• Стремление к личностному росту.

По отношению к ребёнку это выражается в следующем:

• Эмоционально – положительном отношении к другим людям;

• Познавательной активности;

• Повышение уровня самооценки личности.

Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Учитывая ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, важно, чтобы каждая тема подкреплялась различными играми, продуктивными видами деятельности. Итоги работы, синтезирующие знания детей можно увидеть во время праздников, развлечений. Так как у дошкольников наглядно- образное мышление,необходимо использовать наглядные предметы и материалы: посуду, мебель, утварь, старинные костюмы, украшения. В решении этой задачи очень помогает музей предметов русско-армянского быта, созданный в ДОУ. Именно здесь для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю родного края, расширяются возможности игрового способа подачи разнообразных сведений.

Работа с детьми направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине на основе приобщения к народной культуре.

Воспитание детей в духе народных традиций, это не отдельное направление работы, оно должно пронизывать всю жизнь ребёнка, всю его деятельность в детском саду.

Мы считаем,что эффективность работы возможна если:

• Относиться к ребёнку как к субъекту своей жизни;

• Рассматривать педагога как посредника между ребёнком и народной культурой;

• Относиться к ДОУ как пространству где происходят культурные события, осуществляется воспитание человека, культуры.

Эффективность использования средств народной культуры в воспитательном процессе ДОУ, зависит от их содержания, системного, дифференцированного, интегрированного использования их в пространственно – предметной среде и художественно – творческих видах деятельности, от актуализации ребёнка ценностей народной культуры в своей жизни и специально организованных видах деятельности.

Создание среды жизнедеятельности ребёнка, наполненной культурными национальными ценностями и позволяющей ему использовать ему ментальные характеристики своего народа обеспечивает интеграция образов национальных героев, отраженных в народных сказках, играх, произведениях искусства.

Проводником данной работы в детском саду, конечно, является педагог.

Важное место в повышении квалификации педагогов занимает работа по освоению содержания образования и воспитания в ДОУ. Необходимым условием успеха в работе педагогов является соблюдение принципов социального воспитания:

• Индивидуальная помощь в предотвращении конфликтных ситуаций в социальном взаимодействии детей;

• Общественная защита законных интересов и прав ребёнка на достойную жизнь;

• Практическая забота о сохранении и укреплении физического и психического здоровья в данной микросреде;

• Организация разносторонней социально приемлемой групповой и досуговой деятельности;

• Помощь в создании условий в микросреде.

Основными критериямипрофессиональной пригодности педагога к этой деятельности являются:

• Высокий уровень интеллектуального развития педагога;

• Потребность и способность помогать людям в трудных ситуациях;

• Способность к творчеству;

• Самодисциплина, работоспособность;

• Чуткость и оптимистичность.

Особое внимание необходимо уделять укреплению связей с родителями. Родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса; они принимают участие во всех праздниках и развлечениях, но и помогают в подготовке и проведении занятий, семинаров, собраний. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям»- эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать в работе с родителями. Работа с родителями по-прежнему трудна и актуальна.

Они могут оказать большую помощь в воссоздании местных национально-культурных традиций.

Работа с родителями: формирование новых взаимоотношений с ними, поиск новых интересных форм взаимоотношений с ними -в этом мы видим дальнейший путь развития.

Всё что мы делаем повседневно, наши традиции направлено на совершенствование и коллектива в целом, и каждой отдельной личности — будь то ребенок, сотрудник или родитель.

Педагогический коллектив ДОУ взаимодействует со всеми социокультурными объектами по обеспечению единства культурного и образовательного пространства в рамках личностного ориентированного подхода к образовательному процессу.

Целостность образовательной системы региона (создание в последние годы единого образовательного пространства Ростовской области с преобладающим видом образования – личностно ориентированного, культурологического типа) позволяет видеть дальнейшую перспективу ДОУ в работе по проблеме социально – эмоционального развития.

Обязательным условием функционирования ДОУ как системы является эффективное управление.Управление ДОУ содержит обширный круг функций : анализ, изучение состояния дел с учётом нового социального заказа, целепологание – выбор целей и конкретных задач деятельности, планирование содержания, форм, расстановку кадров, оказание им конкретной помощи, контроль, анализ результатов.

Управление системой социального воспитания на основе народной культуры в ДОУ – это целостная основанная на достижениях науки и передового опыта, народной педагогики, анализе социально – педагогического процесса, система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на развитие и повышение творческого потенциала педагогов, детей, родителей.

Источник