Креативный ребенок диагностика и развитие

Креативный ребенок диагностика и развитие thumbnail

ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вопросы:

  1. Одаренность, признаки, виды одаренности и их специфика (по В.И. Панову)
  2. Виды одаренности у детей дошкольного возраста
  3. Степени одаренности у дошкольников
  4. Психолого-педагогическая характеристика и методики мониторинга одаренности у дошкольников

Вопрос 1.

Одаренность, признаки, виды одаренности и их специфика (по В.И. Панову)

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность – это индивидуальное сочетание способностей, которые позволяют человеку легко, быстро, на качественно ином уровне приобретать необходимые для успешного выполнения деятельности навыки и умения.

Одаренность (талант) – это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Признаки одаренности

Выделяются три основных уровня успешной деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

1. Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения.

2. Использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации.

3. Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных, на первый взгляд, идей и решений.

Вопрос 2.

Виды одаренности у детей дошкольного возраста

1) По критерию «степень одаренности» можно дифференцировать:

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются на более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет определенные психические возможности(потенциал) для высоких достижений в том или ином видах деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент.

2) По критерию «форма проявления одаренности» можно говорить о явной и скрытой одаренности

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе») в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов.

3) По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности»

Общая одаренность, которая обеспечивает успешность освоения широкого круга видов деятельности.

Специальную одаренность, которая создает возможность успеха в определенной деятельности.

4) По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать раннюю и позднюю одаренность.

Примером ранней одаренностиявляются дети, которые получили название «вундеркинды» (вундеркинд – буквально «чудесный ребенок»). В ранней одаренности особое место среди детей занимают интеллектуальные вундеркинды.Это не по годам развиты дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей.

Поздняя одаренностьсвязана с возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства. В науке достижения значимых результатов в виде выдающихся открытий происходят обычно позднее.

Вопрос 3.

Степени одаренности у дошкольников

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам – 30-40, а к семнадцати – только 15-20%.

Степени одаренности

  • Первая – сверходаренные дети (гении). Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.
  • Вторая – высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3%.
  • Третья – собственно одаренные (15-25%).
  • Остальные дети входят в пределы нормы (70%) и 2-5% относят к умственно отсталым.

Вопрос 4.

Психолого-педагогическая характеристика и методики мониторинга одаренности у дошкольников

Воспитатель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный вид одаренности.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Высокая познавательная активность, мобильность.
  2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
  3. Устойчивость внимания.
  4. Оперативная память — быстро запоминает услышанное, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
  6. Богатство активного словаря.
  1. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
  2. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
  3. Развитость творческого мышления и воображения.
  4. Владение основными компонентами умения учиться.
  5. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
  6. Возможность предвосхищения результата деятельности.

Методики для определения интеллектуального вида одаренности:

  • Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка (Н.И. Гуткиной)
  • Методика В.С. Юркевича «Дерево желаний», целью которой является изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации).
  • Прогрессивные матрицы Равенна.

Эта методика предназначается для проверки уровня развития наглядно-образное мышления у детей, начиная с 5-ти летнего возраста. Задания представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10-ти постепенно усложняющихся матриц.

  • Рисуночный тест на интеллект (French).

Тест предназначен для измерения общих умственных способностей детей от 3-х до 8 лет. Он состоит из заданий 6 типов: определение объема словарного запаса, понимание, установление сходства, знание величин и чисел, память. Полученные результаты преобразуются в показатель умственного возраста.

  • Шкала интеллекта Станфорд-Бине, которая является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей как у детей, начиная с 2-летнего возраста, так и у взрослых. Многие задания для младшего возраста требуют точных двигательных реакций. Этот тест позволяет определить умственный возраст испытуемого и IQ;
  • Индивидуальный тест Д. Векслера.

Диагностика структуры интеллекта (детский вариант) включающий следующие задания:

Субтест общей осведомленности – исследует запас относительно простых сведений и знаний.

Субтест общей понятливости – оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предположительных действиях в описанной ситуации.

Арифметический субтест – оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом.

Читайте также:  Методики диагностики индивидуального речевого развития ребенка

Субтест установления сходства – оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий.

Словарный субтест – направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов).

Субтест повторения цифровых рядов – направлен на исследование оперативной памяти и внимания.

Несколько отличается от интеллектуального тот вид одаренности, который принято называть академическим.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
  2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
  3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
  4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
  5. Выражает мысли ясно и точно.
  6. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой.
  7. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
  8. Пытается выяснить причины и смысл событий.
  9. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
  10. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

Методики для определения академического вида одаренности:

Диагностика переключения и устойчивости внимания методом сложения чисел с переключением

Диагностика способности к анализу ситуации детей 5-10 лет. «Рассказ по серии сюжетных картинок»

Диагностика уровня развития тонкой моторики и умения работать по образцу

Исследование способности к умозаключению детей 6-8 лет

Методика исследования мышления детей 5-7 лет. «Времена года»

Тест на объём и концентрацию внимания детей 6-10 лет. «Корректурная проба»

Тест на умение ребенка устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

Еще один вид одаренности, не представляющий при диагностике особого труда для воспитателей, – художественный.

Он, как правило, проявляется в высоких достижениях художественной сферы: в музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Воспитатель должен видеть эти способности, содействовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально заниматься с ним.

1) Литературные способности

Психолого – педагогическая характеристика ребенка:

  1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
  6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в тоже время не упускает основной сюжетной линии.
  7. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

2) Артистические способности

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
  2. Интересуется актерской игрой.
  3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
  4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
  5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
  6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.
  7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  8. Пластичен и открыт для всего нового, «незацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.

3) Музыкальные способности

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
  2. Хорошо поет.        
  3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
  4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
  6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
  7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
  8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

4) Технические способности

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Хорошо выполняет разные виды задания по ручному труду.
  2. Интересуется механизмами и машинами.
  3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
  4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
  5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
  6. Любит рисовать чертежи механизмов.

5) Двигательные способности

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Тонкость и точность моторики.
  2. Развитая двигательно-моторная координация.
  3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
  4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
  6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.).

6) Сфера художественных способностей

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
  2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
  3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
  4. Серьезно относится к произведениям искусства.
  5. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру.
  6. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.).
  7. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
  8. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для мамы, дома и т. д.). Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
  10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.

Методики для определения художественного вида одаренности:

Анкета А. де Кафа – Г. Хаана

Фигурный тест Е. Торренса

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А.

Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности (автор Казакова Т. Г.)

«Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (авторы Казакова Т.Г., Лыкова И. А.)

Глубина интереса (автор Блащук Л.П.)

Анализ процесса деятельности (автор Комарова Т.С)

Творческое задание «Дорисовывание кругов» (автор Комарова Т. С.)

Читайте также:  Лошницкий дошкольный центр развития ребенка

Изучение оригинальности решения задач на воображение на основе упражнения «Дорисуй»:

  • Тест «Незаконченный рисунок».
  • Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей
  • Тесты для выявления одаренных детей.
  • Дорисуй рисунок
  • Методика проведения мониторинга для выявления художественных способностей детей Тест по определению склонности воспитателя к работе с одаренными детьми

Главная особенность творческой одаренности – в нестандартности мышления, в особом, часто не похожем на другие взгляде на мир.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Высокая продуктивность в разнообразных видах деятельности, требующая от ребенка креативности.
  2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
  3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
  4. Задает много вопросов по интересующему его предмету.
  5. Любит рисовать.
  6. Проявляет тонкое чувство юмора.
  7. Не боится быть таким, как все.
  8. Склонен к фантазиям, к игре.

Методики для определения творческого вида одаренности:

Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М. Дьяченко и Е.Л. Пороцкой.

Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо).

Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».

Опросник Ф. Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов).

Еще один вид одаренности, который воспитателю сравнительно легко увидеть, но нелегко принять именно как вид одаренности, – это так называемая лидерская, или социальная, одаренность. 

Синонимом к этим словам будет понятие «организаторские способности».

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Легко приспосабливается к новой ситуации.
  2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
  3. Высокая общительность с окружающими.
  4. Стремится к доминированию среди сверстников.
  5. Сверстники обращаются за советом.

Методики для определения организаторского вида одаренности:

Схема наблюдения за общением детей (разработана Бейлзом).

«Методика одномоментных срезов» (разработана Т.А. Репиной).

Социометрический эксперимент «Игра в почтальона» (Л. Кантат).

Методика «Краски в подарок на день рождения», разработанная на основе социометрического эксперимент Е.А. Панько и М. Кашляй.

Детский рисунок может быть применен и в варианте социометрической методики «Выбор в действии» (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько). В этом случае детям предлагается нарисовать подарок товарищам по группе.

Методика «Три желания».

Методики «Цветик-семицветик».

Методика «Если бы ты поймал золотую рыбку».

В заключение отметим, что эффективность работы с одаренными детьми определяется соблюдением следующих условий:

осознание важности работы всеми членами педагогического коллектива;

создание и постоянное совершенствование методической работы с одаренными детьми.

При этом необходимо:

сместить акцент с одаренности ребенка на саму личность одаренного ребенка;

сместить акцент с наших проблем по поводу одаренных детей на самих одаренных детей;

сместить акцент с процесса целенаправленного развития неких качеств или функций одаренности на процесс педагогической поддержки одаренного ребенка.

Источник

Творчество – это способность
удивляться и познавать, умение находить решение
в нестандартных ситуациях, нацеленность на
открытие нового и склонность к глубокому
осознанию своего опыта.

Э. Фромм

В условиях модернизации российской системы
образования, в условиях демократизации и
гуманизации учебно-воспитательного процесса в
образовательных учреждениях на современном
этапе все более отчётливо прослеживается
тенденция формирования творческой личности в
связи с принципиально новыми функциями
художественного образования и эстетического
воспитания, в системе современного образования
и, прежде всего, с переориентацией целевых
установок. Цель образования в современном мире
совпадает с целью жизни человека. Это
самореализация, создание условий реализации
возможностей ребёнка в этом мире.

Этим целям созвучна природа творческого
развития личности ребенка.

Среди многообразия современных типов школ:
гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением
естественно-математического и гуманитарного
циклов выделяются учреждения, специализация
которых направлена на развитие творческих
способностей детей. Речь идёт о
специализированных школах с углубленным
изучением изобразительного искусства и
учреждениях дополнительного образования детей.

В зарубежной и отечественной педагогической
психологии хорошо известны и успешно
используются компенсирующие возможности
занятий изобразительным искусством.
Изобразительная деятельность способствует
развитию всех видов мышления и воображения. В
США, например, занятия изобразительным
искусством используются как эффективное
средство, компенсирующее недостаток творческого
мышления в других сферах образования.

Поставленная учреждениями с углубленным
изучением изобразительного искусства цель
развития творческих способностей личности
останется только декларацией, если нет надёжного
способа контроля, диагностики и развития этих
способностей.

Между тем ,подходы к решению проблемы выявления
и развития творческих способностей и в
отечественной, и в зарубежной педагогической
психологии весьма разнообразны. За рубежом для
характеристики творческих способностей
личности чаще всего используется понятие
«креативность». Более того, это понятие
соотносится с творческим мышлением, так как
критерии творческого мышления и креативности
личности весьма сходны. Что такое креативность?
Аналога в русском языке этому слову, пожалуй, нет,
в буквальном переводе креативность означает
«творческость». Это способность порождать
необычные идеи, отличаться мышлением от
привычных схем, разрешать проблемные ситуации
необычными способами. Креативность может
проявляться в самых разных областях – не только
в области искусства. А самое главное – помогать
при решении жизненных проблем.

Креативный человек – это тот, кто обладает
особым видом мышления – дивергентным.
Дивергентное (творческое) мышление –
противоположность конвергентного
(традиционного, нетворческого) мышления.
Конвергентное мышление подразумевает
нахождение единственно правильного решения
задачи или проблемы – путём интеллектуальной
работы с имеющейся информацией. Но такое решение
является правильным в общепринятом понимании
этого слова, то есть достаточно традиционным и
шаблонным. В дивергентном же мышлении
оригинальные и необычные идеи возникают в
результате выдвижения многих вариантов решения
проблемы. При этом разум не скован стереотипами.
Он более свободен в решении проблем, постоянно
рождает новые идеи, отыскивает неожиданные
повороты и ходы, использует привычные вещи
непривычными способами, видит то, что не замечают
другие. В отечественной педагогике творчество и
творческие способности рассматриваются более
глубоко и широко. Только творческое мышление не
отражает всех аспектов творческой
направленности личности. В творчестве не менее
важны и восприятие, и воображение, и тем более –
фантазия. Одним из первых суть творческого
мышления попытался раскрыть Дж. Гилфорд, выделив
как его важнейшие составляющие оригинальность,
новизну и гибкость высказываемых идей. Другие
попытки определить творческое мышление были,
скорее всего, различными вариантами теории Дж.
Гилфорда и по содержанию и по содержанию очень
близки к ней. В оценке творческих способностей в
отечественной педагогической психологии
относительно устойчивы у разных авторов
критерии быстроты, легкости, гибкости и
оригинальности выполнения предлагаемых заданий:

– быстрота и легкость проявляются в скорости
выполнения задания и определяются путем
подсчета количества ответов, идей или решений
задачи за отведенный промежуток времени;
– гибкость – количество переключений с одного
класса объектов на другие;
– оригинальность оценивается по частоте данного
ответа в однородной группе.

Достаточно широкое применение для диагностики
творческих способностей воспитанников получил
тест Э. Торенса. Тест разбит на три группы или, как
говорится в этой методике, батареи:

– вербальную;
– изобразительную;
– звуковую.

Для диагностики творческих способностей к
изобразительной деятельности легко
адаптируется вторая – изобразительная батарея
этого теста. Оценка результатов проводится по
следующим критериям:

  1. Скорость и беглость – количество ответов.
  2. Гибкость – степень разнообразия ответов.
  3. Оригинальность – редкость идей.
  4. Тщательность разработки идеи – детализация
    ответов.
Читайте также:  Цикл развития ребенка в утробе матери по неделям

Все тестовые методики не являются абсолютным
показателем развития личности. Они только
констатируют достигнутый уровень в очень узком
диапазоне исследований способностей человека.
Наибольшие затруднения в применении тестовых
методик вызывает их некоторая всеобщность:
творчество воспитанников оценивается вообще, а
не применительно к особенностям творческих
способностей в изобразительной или иной
художественной деятельности. Другая трудность
заключается в неоднозначности интерпретации
полученных результатов, что, безусловно, снижает
уровень объективности исследований.
При всём своём несовершенстве тестовые методики
успешно используются как учёными, так и
педагогами – практиками. Предлагаемая мной
серия тестов на выявление способностей к
изобразительной деятельности апробирована в
группах детей младшего и среднего возраста
студии «Художественное творчество»
муниципального образовательного учреждения
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр» г. Шарыпово. Не
претендуя на универсальность предлагаемых
методик, я хотела бы поделиться опытом
диагностики творческих способностей детей в
изобразительной деятельности.
Предлагаемые тесты можно разделить на две
большие группы: изобразительные и вербальные.
Учитывая специфику возраста, я попыталась
предать тестам-заданиям по возможности игровую
форму. Изобразительная группа тестов начинается
с серии заданий «Чудесная линия». Время
исполнения заданий – 10 минут:

1. Тест-игра «Закорючка». Тестирование
проводится индивидуально. Ребёнку
последовательно предлагается десять
рисунков-закорючек. Задача ребёнка, каждую
закорючку дорисовывать так, чтобы получился
конкретный узнаваемый образ. Результаты теста
отражают творческие возможности воображения и
образной памяти ребёнка. Задание оценивается в
баллах: за каждый дорисованный образ – 1 балл,
если вариантов нет – 0 баллов.

2. Тест-задание «Что попало в сеть?».
Тестируется группа детей. Воспитанникам
предлагается закрыть глаза и на листе бумаги
начертить, не отрывая руки от листа, линию,
проводя её в любых направлениях и придавая ей
любой графический характер. Дети открывают глаза
и должны найти в получившейся сети свой улов:
предметы, человека, растения, животных и т.д.
Найденный образ заштриховывается. Оценивается
оригинальность и разнообразие образов. Простые,
примитивные изображения оцениваются от 0 до 3-х
баллов. Изображения более сложных образов
оценивается от 4 до 7 баллов. Сложные, сюжетные
изображения, оригинальные ракурсы, изображения
пейзажа получают оценку от 8 до 10 баллов. Данный
тест-задание можно проводить под музыку. Рука
ребёнка реагирует на восприятие музыки и
вычерчивает линию, опираясь на слуховые
ощущения.
Возможна стандартизация этого теста. Как вариант
предлагается «сеточка», заданная педагогом, что
позволяет более объективно относиться к
полученным результатам.

3. Тест-игра «Геометрический человек».
Педагог предлагает нарисовать человека, который
живёт в стране «Геометрии». Для его изображения
можно использовать точку, прямые линии и
геометрические фигуры: круг, прямоугольник,
треугольник. Вариантом этого теста могут быть
«геометрические» животные и птицы. Как и в
предыдущем задании, баллы в зависимости от
сложности проставляются от 0 до 10. Предлагаемые в
этой серии тесты-задания достаточно полно
отражают способности восприятия линейного
контура, способности «достраивания»,
«продолжения» линейного образа. 
Количественная и качественная оценка итогов
тестирования может быть иной, возможно, более
сложной или критериально более многоплановой.

Следующую серию заданий я объединила названием
«Волшебная клякса». Тесты этой серии восходят к
классическим чернильным пятнам Роршаха. Они
рассчитаны на выявление уровня развития
воображения.

1. Тест-задание «Дорисуй». Ребёнок
должен увидеть в силуэте кляксы или комбинации
нескольких клякс определённый образ и
дорисовать его, сделав более выразительным,
узнаваемым. Тест легко стандартизируется, если
детям одной возрастной группы предъявляются
одинаковые кляксы. Возможен как чёрно-белый
вариант этого теста, так и цветной. Оценка
результата этого теста аналогична первому тесту
в серии «Чудесная линия».

2. Тест «Игра в прятки». В предлагаемом
воспитанникам чёрном или цветном пятне они
должны увидеть «спрятанный там конкретно
заданный образ». Пятно можно поворачивать. При
дорисовке используется минимум средств.
Оценивается оригинальность и выразительность
решения.

Следующая группа заданий – «Отпечатки»
является наиболее показательной при Бесконечное
разнообразие цвета и фактуры отпечатка
стимулирует продуцирование самых разнообразных
образов. По сложности обработки и интерпретации
результаты этого задания выходят на первое
место. Субъективность качественной оценки
полученных результатов – наибольшая.

1. Тест-задание «Отыщи картинку».
Воспитанникам предъявляется цветной отпечаток
(два, три или более цветовых тона), образованный
как сближенными, так и контрастными сочетаниями
цветов. Целью задания является поиск наибольшего
количества изобразительных образов. Чем сложней
увиденный образ, тем большим количеством баллов
он оценивается. Это задание позволяет
использовать все три критерия творческого
мышления: легкость и беглость, гибкость,
оригинальность.

2. Тест-игра «Маэстро». Задание
является вариантом предыдущего теста. Детям
предлагается поиграть в великих художников –
стать маэстро живописи. Предлагаемые отпечатки
являются «картинами» их учеников. Несколькими
выразительными штрихами маэстро должен
преобразить картину ученика так, чтобы возник
оригинальный и выразительный образ. Задание
является завершающим в серии и наиболее
показательным с точки зрения художественной
направленности мышления ребёнка. Интерпретация
результатов может быть аналогичной предыдущим
тестам, но могут быть и иные подходы; экспертная
оценка (экспертами выступают воспитанники
студии или педагоги), ранжирование и т.д. 
Каждый педагог может найти удобную для себя
систему обработки тестов, являющейся достаточно
убедительной и наглядной для других, ведь всё,
чем занимается ребёнок в детстве, он делает
творчески: двигается ли, общается, играет,
исследует мир… Но не всегда сам процесс
творчества и его результаты заметны окружающим.
Поэтому детские рисунки – уникальный способ
понять, как ребёнок видит мир. А главное – они
помогут сохранить материальные свидетельства
того, как развивались его навыки и творческие
устремления.

Источник