Козлов физиология развития ребенка
Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического, функционального (психофизиологического) и психического развития, поэтому многие исследователи считают, что оптимальный возраст поступления в школу — не 6 (до 1 сентября), а 6,5 лет. Именно за этот период (от 6 до 7 лет) формируются многие важные психологические новообразования: интенсивно развиваются регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий.
Следует учитывать расхождение биологического и паспортного возраста, которое может составлять в этом возрасте 0,5–1,5 года.
Длительность и успешность процесса адаптации к школе, дальнейшего обучения во многом определяются состоянием здоровья детей. Легче всего адаптация к школе протекает у здоровых детей, имеющих I группу здоровья, а тяжелее всего у детей, имеющих III группу (хронические заболевания в компенсированном состоянии).
Есть факторы, существенно облегчающие адаптацию к школе всех детей, особенно «неготовых» и ослабленных, — факторы, которые во многом зависят от учителя и родителей. Наиболее важный из них — рациональная организация учебных занятий и рациональный режим дня.
Одним из главных условий, без чего невозможно сохранить здоровье детей в течение учебного года, является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ, условий внешней среды возрастным функциональным возможностям первоклассников.
Обеспечение соответствия двух факторов — внутреннего морфофункционального и внешнего социально-педагогического — является необходимым условием благоприятного преодоления этого критического периода.
ЛИТЕРАТУРА
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М., 1968.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975.
Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. — Л., 1975.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. — М., 1966.
Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. — М., 1983.
Возрастная физиология: Руководство по физиологии. — Л., 1975.
Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений. — М., 1984.
Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. — М., 2000.
Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. — Л., 1985.
Козлов В.И., Фарбер Д.А. Основные теоретические предпосылки изучения физиологии развития ребенка // Биологический возраст и возрастная периодизация. — М., 1977.
Корниенко И.А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморегуляции. — М., 1979.
Лурия А.Р. Естественно-научные основы психологии. — М., 1978.
Маркосян А.А., Ломазова Х.Д. Возрастные особенности системы крови // Руководство по физиологии: Возрастная физиология. — Л., 1975.
Маркосян А.А. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. — М., 1969.
Сельверова Н.Б. Физиология развития нейроэндокринной системы // Физиология роста и развития детей и подростков: (Теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. — М., 2000.
Ухтомский А.А. Очерк физиологии нервной системы // Собрание сочинений. — М.; Л., 1954.
Фарбер Д.А. Закономерности морфофункционального созревания мозга ребенка // Совершенствование преподавания возрастной физиологии и школьной гигиены в педвузе. — Новосибирск, 1986.
Фарбер Д.А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. — Л., 1990.
Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. — М., 1990.
Физиология подростка / Под ред. Д.А. Фарбер. — М., 1989.
Физиология развития ребенка: (Теоретические и прикладные аспекты) / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. — М., 2000.
Харрисон Дж., Уайнер Дж., Таннер Дж., Барникот Н. Биология человека. — М., 1968, 1976.
Хрипкова А.Г., Антропова М.Б., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Учебное пособие для педагогических институтов. — М., 1990.
Шмидт-Ниельссен К. Размеры животных: почему они так важны? — М., 1987.
Примечания
1
Сеченов И.М. Избранные произведения. — М., 1952. — Т. 1. — С. 91.
2
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. — М., 1990.
Источник
М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер
Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка)
Учебное пособие
Для студентов высших педагогических учебных заведений
Рецензенты:
доктор биологических наук, зав. кафедрой высшей нервной деятельности и психофизиологии Санкт-Петербургского университета, академик РАО, профессор А.С. Батуев;
доктор биологических наук, профессор И.А. Корниенко
ПРЕДИСЛОВИЕ
Выяснение закономерностей развития ребенка, специфики функционирования физиологических систем на разных этапах онтогенеза и механизмов, эту специфику определяющих, является необходимым условием обеспечения нормального физического и психического развития подрастающего поколения.
Главные вопросы, которые должны возникать у родителей, педагогов и психологов в процессе воспитания и обучения ребенка дома, в детском саду или в школе, на консультативном приеме или индивидуальных занятиях, — это какой он, каковы его особенности, какой вариант занятий с ним будет наиболее эффективным. Ответить на эти вопросы совсем не просто, ибо для этого требуются глубокие знания о ребенке, закономерностях его развития, возрастных и индивидуальных особенностях. Эти знания чрезвычайно важны и для разработки психофизиологических основ организации учебной работы, выработки у ребенка механизмов адаптации, определения влияния на него инновационных технологий и т. п.
Пожалуй, впервые значимость комплексного знания физиологии и психологии для педагога и воспитателя выделил известный русский педагог К.Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» (1876). «Искусство воспитания, — писал К.Д. Ушинский, — имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже — делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания, хотя многочисленные блуждания наши и могли бы всех убедить в этом». Именно К.Д. Ушинский показал, что физиология относится к числу тех наук, в которых «излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т. е. человека». Анализируя физиологические знания, которые были известны, а это было время становления возрастной физиологии, К.Д. Ушинский подчеркивал: «Из этого источника, только что открывающегося, воспитание почти еще не черпало». К сожалению, и сейчас мы не можем говорить о широком использовании данных возрастной физиологии в педагогической науке. Единообразие программ, методик, учебников ушло в прошлое, но педагог по-прежнему мало учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения.
В то же время педагогическая эффективность процесса обучения во многом зависит от того, насколько формы и методы педагогического воздействия адекватны возрастным физиологическим и психофизиологическим особенностям школьников, соответствуют ли условия организации учебного процесса возможностям детей и подростков, учитываются ли психофизиологические закономерности формирования базисных школьных навыков — письма и чтения, а также основных двигательных навыков в процессе занятий.
Физиология и психофизиология ребенка — необходимый компонент знаний любого специалиста, работающего с детьми, — психолога, воспитателя, учителя, социального педагога. «Воспитание и обучение имеет дело с целостным ребенком, с его целостной деятельностью, — считал известный российский психолог и педагог В.В. Давыдов. — Эта деятельность, рассматриваемая как особый объект изучения, содержит в своем единстве много аспектов, в том числе… физиологический» (В.В. Давыдов «Проблемы развивающего обучения». — М., 1986. — С. 167).
Возрастная физиология — наука об особенностях жизнедеятельности организма, о функциях его отдельных систем, процессах, в них протекающих, и механизмах их регуляции на разных этапах индивидуального развития. Частью ее является изучение физиологии ребенка в разные возрастные периоды.
Учебное пособие по возрастной физиологии для студентов педагогических вузов содержит знания о развитии человека на тех этапах, когда наиболее значимо влияние одного из ведущих факторов развития — обучения.
Предметом возрастной физиологии (физиологии развития ребенка) как учебной дисциплины являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.
Источник
Физиология развития ребенка
Доступна только бумажная версия документа
297 с.
Количество страниц
О произведении
Ответственность
НИИ физиологии детей и подростков
Общее примечание
В надзаг.: НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР
Еще
Библиотека
Российская национальная библиотека (РНБ)
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Пожалуйста, авторизуйтесь
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале.
Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом.
Заполните форму.
Источник
ослабленных, — факторы, которые во многом зависят от учителя и родителей. Наиболее важный из них — рациональная организация учебных занятий и рациональный режим дня.
Одним из главных условий, без чего невозможно сохранить здоровье детей в течение учебного года, является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ, условий внешней среды возрастным функциональным возможностям первоклассников.
Обеспечение соответствия двух факторов — внутреннего морфофункционального и внешнего социально-педагогического — является необходимым условием благоприятного преодоления этого критического периода.
ЛИТЕРАТУРА
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М., 1968.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975.
Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. — Л., 1975.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. — М., 1966.
Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. — М., 1983.
Возрастная физиология: Руководство по физиологии. — Л., 1975.
Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений. — М., 1984.
Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. — М., 2000.
Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. — Л., 1985.
Козлов В.И., Фарбер Д.А. Основные теоретические предпосылки изучения физиологии развития ребенка // Биологический возраст и возрастная периодизация. — М., 1977.
Корниенко И.А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморегуляции. — М., 1979.
Лурия А.Р. Естественно-научные основы психологии. — М., 1978.
Маркосян А.А., Ломазова Х.Д. Возрастные особенности системы крови // Руководство по физиологии: Возрастная физиология. — Л., 1975.
Маркосян А.А. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. — М., 1969.
Сельверова Н.Б. Физиология развития нейроэндокринной системы // Физиология роста и развития детей и подростков: (Теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. — М., 2000.
Ухтомский А.А. Очерк физиологии нервной системы // Собрание сочинений. — М.; Л., 1954.
Фарбер Д.А. Закономерности морфофункционального созревания мозга ребенка // Совершенствование преподавания возрастной физиологии и школьной гигиены в педвузе. — Новосибирск, 1986.
Фарбер Д.А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. — Л., 1990.
Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. — М., 1990.
Физиология подростка / Под ред. Д.А. Фарбер. — М., 1989.
Физиология развития ребенка: (Теоретические и прикладные аспекты) / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. — М., 2000.
Харрисон Дж., Уайнер Дж., Таннер Дж., Барникот Н. Биология человека. — М., 1968, 1976.
Хрипкова А.Г., Антропова М.Б., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Учебное пособие для педагогических институтов. — М., 1990.
Шмидт-Ниельссен К. Размеры животных: почему они так важны? — М., 1987.
Примечания
1
Сеченов И.М. Избранные произведения. — М., 1952. — Т. 1. — С. 91.
(обратно)
2
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. — М., 1990.
(обратно)
Источник
ослабленных, — факторы, которые во многом зависят от учителя и родителей. Наиболее важный из них — рациональная организация учебных занятий и рациональный режим дня.
Одним из главных условий, без чего невозможно сохранить здоровье детей в течение учебного года, является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ, условий внешней среды возрастным функциональным возможностям первоклассников.
Обеспечение соответствия двух факторов — внутреннего морфофункционального и внешнего социально-педагогического — является необходимым условием благоприятного преодоления этого критического периода.
ЛИТЕРАТУРА
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М., 1968.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975.
Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. — Л., 1975.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. — М., 1966.
Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. — М., 1983.
Возрастная физиология: Руководство по физиологии. — Л., 1975.
Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений. — М., 1984.
Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. — М., 2000.
Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. — Л., 1985.
Козлов В.И., Фарбер Д.А. Основные теоретические предпосылки изучения физиологии развития ребенка // Биологический возраст и возрастная периодизация. — М., 1977.
Корниенко И.А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморегуляции. — М., 1979.
Лурия А.Р. Естественно-научные основы психологии. — М., 1978.
Маркосян А.А., Ломазова Х.Д. Возрастные особенности системы крови // Руководство по физиологии: Возрастная физиология. — Л., 1975.
Маркосян А.А. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. — М., 1969.
Сельверова Н.Б. Физиология развития нейроэндокринной системы // Физиология роста и развития детей и подростков: (Теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. — М., 2000.
Ухтомский А.А. Очерк физиологии нервной системы // Собрание сочинений. — М.; Л., 1954.
Фарбер Д.А. Закономерности морфофункционального созревания мозга ребенка // Совершенствование преподавания возрастной физиологии и школьной гигиены в педвузе. — Новосибирск, 1986.
Фарбер Д.А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. — Л., 1990.
Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. — М., 1990.
Физиология подростка / Под ред. Д.А. Фарбер. — М., 1989.
Физиология развития ребенка: (Теоретические и прикладные аспекты) / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. — М., 2000.
Харрисон Дж., Уайнер Дж., Таннер Дж., Барникот Н. Биология человека. — М., 1968, 1976.
Хрипкова А.Г., Антропова М.Б., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Учебное пособие для педагогических институтов. — М., 1990.
Шмидт-Ниельссен К. Размеры животных: почему они так важны? — М., 1987.
Примечания
1
Сеченов И.М. Избранные произведения. — М., 1952. — Т. 1. — С. 91.
(обратно)
2
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. — М., 1990.
(обратно)
Источник