Корректировка индивидуального пути развития ребенка

Корректировка индивидуального пути развития ребенка thumbnail

Дефициты и ресурсы ребенка с ЗПР

Задержкой психического развития считается замедленный темп развития психики ребенка. Причины ЗПР кроются в нейродинамической недостаточности, особенностях конституции, хронических соматических заболеваниях, неблагополучии семьи. Следствием становятся следующие дефициты развития:

  • незрелость ЦНС: слабость процессов торможения и возбуждения, отставание в формировании систем межанализаторных связей;

  • истощаемость психических функций;

  • отставание в развитии психомоторных функций;

  • низкая интеллектуальная продуктивность;

  • недостаточный объем, обобщенность, предметность и целостность восприятия;

  • низкая прочность запоминания;

  • неумение применять дополнительные средства запоминания;

  • эмоциональная неустойчивость;

  • низкий уровень произвольности познавательных процессов и поведения;

  • недоразвите речи: задержка формирования, ограниченность словарного запаса, аграмматизмы, затруднения в построении связных высказываний, трудность понимания значения слов;

  • инертность мыслительной деятельности;

  • длительный период приема и переработки информации;

  • нарушения пространственной ориентировки;

  • стремление избегать трудности;

  • отсутствие самоконтроля.

Наряду с перечисленными недостатками эти дети обладают хорошей базой внутренних ресурсов, которую способен реализовать индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР:

  • способность пользоваться оказанной помощью;
  • способность осмысленно воспринимать сюжет услышанного литературного произведения;

  • способность понимать условие простой задачи;

  • способность группировать объекты и устанавливать причинно-следственные закономерности;

  • способность разбираться в учебном материале и выполнять задание, руководствуясь его образцом и целью;

  • активность в поисках средств, облегчающих выполнение заданий;

  • заинтересованность в чтении книг и умение логично и скрупулезно пересказывать прочитанное;

  • способность проявлять глубокие эмоции по поводу прочитанного;

  • интерес театральному и изобразительному искусству;

  • стремление к творческому самовыражению;

  • любовь к фантазиями и вытеснение ими неприятных жизненных ситуаций.

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребенка с ЗПР

Поступившего в ДОУ ребенка с ЗПР всесторонне изучают все специалисты, а затем составляется «Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения». Для этого используются «Диагностические карты индивидуального развития ребенка».

Диагностические карты индивидуального развития ребенка. Вторая младшая группа

Опираясь на данные карты, коллектив ДОУ составляет «Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут» воспитанника на весь период его пребывания в детском саду. Цель индивидуального маршрута ребенка-дошкольника с ЗПР — обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования, развивая у воспитанника функциональный базис для формирования универсальных учебных действий

Индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР определяет:

1. Стратегическую цель развития: заложить основы знаний об окружающем мире, сформировать речь, дать самые простые базовые представления о математике, всесторонне развить психические процессы.

2. Принципы прохождения маршрута. Наиболее важные из них

● принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений.

В его основе лежат взаимосвязанные действия всех специалистов ДОУ и родителей. Психолог формирует у ребенка навыки анализа и синтеза, сравнения и классификации, логопед использует их при постановке речи, воспитатель и родители закрепляют в «социальных» ситуациях.

● принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования

Все действия педагогов предупреждают и корректируют нарушения с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма, используя современные специальные ТСО, ИКТ, особую организацию обучения.

Свой «Индивидуальный коррекционный маршрут дошкольника с ЗПР» составляет каждый специалист ДОУ. Познакомимся с ним на примере работы логопеда.

Индивидуальный логопедический маршрут дошкольника с ЗПР

Индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ по развитию речи ставит цель: совершенствовать его речевые возможности, учитывая все специфические особенности. Рассмотрим раздел логопедического маршрута «Связная речь (монологическая и диалогическая речь)» для ребенка ЗПР старшей группы (5-6 лет).

Задачи Методы Содержание работы
Развить диалогическую речь Свободная беседа о самом себе, семье, друзьях, играх

Попросить ребенка нарисовать то, что любит рисовать и затем ответить на вопросы по рисунку: «Что ты нарисовал?» «Почему ты это нарисовал?» «Как бы ты назвал свой рисунок?»

Сформировать речевую инициативу и самостоятельность Игра «Зоологический музей»

Предложить ребенку самостоятельно рассмотреть картинки с животными, самостоятельно придумать и задать познавательные вопросы; затем ответить на вопросы взрослого, чем бы он мог помочь животным

Сформировать умение говорить от лица другого персонажа «Игровой диалог» Попросить ребенка самостоятельно придумать диалог между одушевленными и неодушевленными предметами
Сформировать умение вести диалог и соблюдать принятые нормы поведения Игра «Телефонный разговор» Озвучить ребенку список правил этикета телефонного разговора и попросить от лица двух игрушек озвучить их телефонный разговор

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ

Используя стратегический «Индивидуальный маршрут развития дошкольника с ЗПР», педагоги ДОУ ежегодно составляют подробную программу обучения ребенка, или «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР». Его тактические шаги соответствуют рекомендациям ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного образования с ЗПР и включают:

●социально-коммуникативное развитие

●познавательное развитие

●речевое развитие

●художественно-эстетическое развитие

●физическое развитие

●сенсорное развитие

●познание окружающего мира.

Педагоги ДОУ определяют задачи и содержание работы с ребенком по «Индивидуальному образовательному маршруту» в соответствии с АООП ДО для детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР

Рассмотрим раздел «Физическое развитие», направление «Коррекция и развитие психомоторных функций» для воспитанника с ЗПР средней группы

Задачи Метод Содержание
Развить мелкую моторику Упражнение «Катание карандаша» Ребенок катает в руке круглые карандаши и карандаши с гранями

Игра «Сосулька». Самостоятельный контроль за мышцами на основе контрастных ощущений.

Попросить ребенка представить, что он держит зимой в руках холодную сосульку: — мышцы напряжены; попросить ребенка представить , что он держит весной в руках сосульку -мышцы расслаблены.
Оптимизировать речевую моторику

Различные виды массажа рук.

Самомассаж рук с использованием массажных мячиков.

Попросить ребенка представить, что в руках у него ниточка.

Дыхательное упражнение «Растягивание ниточки».

Произносить по очереди гласные и согласные звуки. Просить ребенка их повторять с условием. На гласный звук он раздвигает руки и растягивает «ниточку», на согласный звук он сводит руки и сжимает «ниточку».
Восстановить вестибулярно-моторный аппарат Упражнения «Прыжки»

Попросить ребенка выполнить 5 раз группу прыжков: прыжок назад — пальцы рук сжать, прыжок вперед — пальцы рук разжать.

Попросить ребенка выполнить 3 прыжка с одновременным продвижением вперед на одной ноге и хлопком рук.

Индивидуальный маршрут ребенка с ЗПР в школе

Выпускники ДОУ, имеющие диагноз ЗПР, перед поступлением в школу проходят ППМК. При подтверждении нарушений инклюзивные школы организуют специальное комплексное сопровождение, цель которого — возместить дефициты развития познавательной сферы, откорректировать личностные специфические особенности, обучить самостоятельной деятельности, контролируя этот процесс, наладить тесное сотрудничество с семьей ребенка. В системе сопровождения важное место отводится работе школьного психолога. Он работает со школьником ЗПР по «Индивидуальному маршруту психологической коррекции». Цель маршрута — в первую очередь обеспечить ребенку адаптивность, обучить самостоятельно сознательно удерживать равновесие в отношениях с самим собой и новым школьным окружением, а затем, регулируя происходящие в головном мозге процессы активности и торможения, развить произвольность поведения и осознанность каждого учебного шага своего подопечного.

Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР

Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР — это его собственный поход за знаниями, «путь героя», преодолевающего на своем пути множество трудностей, к заслуженной награде, которой в перспективе станет аттестат зрелости и возможность получить интересную, востребованную, высокооплачиваемую профессию. Школьный консилиумом, учитывая предложения ППМК и запросы семьи ребенка, на основании ФОГС и АООП НОО 7.1 или 7.2 разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут для детей с ЗПР с учетом всех особых образовательных потребностей. Этим потребностям соответствуют базовые учебники для здоровых школьников и специальные приложения, иллюстративные наглядные дидактические материалы, рабочие тетради, как печатные, так и электронные, для варианта обучения в течение 4-х лет по программе 7.1.

  • Т. Н. Ситникова. Математика. 1 класс.
  • С. С. Минаева, Л.О. Рослова, Л. И. Федорова, В.А. Булычева Математика. 1 класс. Часть1.
  • Т. Н. Максимова. Литературное чтение.1 класс.
  • И. Ф. Яценко. Обучение грамоте. 1 класс.
  • Сборник интернативных тестов по русскому языку. Интерактивный тренжер

Маршрут ребенка с ЗПР по программ 5-летнего обучения 7.2. требует к базовым учебникам добавить специальные электронные программные приложения

Пример. Индивидуальный образовательный маршрут 1 класс, ЗПР

I Организационный компонент

1. Пояснительная записка с информацией о ЗПР по ФОГС.

2. Перечень использованных нормативных документов.

3. Цель «Индивидуального образовательного маршрута». Образовательный маршрут ребенка с ЗПР в 1-м классе должен обеспечить продвижение школьника в освоении учебных предметов и развить способность обучаться не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками.

4. Цели учителя.

● Обеспечить ребенку освоение адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, корректируя недостатки его физического и психического развития

● Своевременно выявлять трудности прохождения образовательного маршрута и гибко его редактировать.

5. Задачи, которые ставит перед учителем индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР, изложены в «АООП НОО для ЗПР» вариант 7.1

Самые важные из них:

● Создать темп учебной работы, соответствующий возможностям ученика и скорости формирование у него обобщенных знаний

● Создать охранительный педагогический режим

● Использовать здоровьесберегающие технологии

● Развить общеинтеллектуальные умения

● Сформировать основы социальных компетениций и умение ими целенаправленно и осознанно пользоваться

● Поощрять и стимулировать работу ребенка, используя только качественную оценку

6. Психолого-педагогическая характеристика на ученика 1 класса. Указывается диагноз, главные проблемы обучения и уровень знаний по основным учебным предметам.

II Недельный индивидуальный план с количеством часов на каждый предмет

Заполняется в соответствии с выбранным видом АООП НОО для ЗПР. 7.1 или 7.2

III Образовательный компонент индивидуального маршрута

1. Пояснительная записка с анализом соответствия выбранной программы индивидуальным особенностям ребенка

2. Планируемые результаты освоения учеником АООП НОО ЗПР, 1 класс.

● Описать по каждому учебному предмету (АООП НООО ЗПР 7.1) , например, по математике, результаты к концу учебного года:

— чему ребенок научится

Называть числа от 1 до 20 и проговаривать их последовательность. Оперировать словами «сложение», «вычитание». Определять разрядный состав чисел от 11 до 20. Сравнивать группы предметов , составляя из них пары. Определять длину отрезка.

— чему будет учиться:

Решать примеры, имеющие 1-2 действия. Решать простые задачи на сложение и вычитание в педелах 20-ти. Узнавать геометрические фигуры. Работать с математической таблицей из двух строк.

— механизм определения уровня знаний и умений:

Тесты, контрольные и проверочные работы.

IV Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

«Математика».

Универсальные познавательные действия.

● Развитие навыка работы с информацией: умение с помощью учителя отличать новое от известного; умение ориентироваться в учебнике.

● Развитие исследовательских способностей: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, полученные на уроке знания и свой жизненный опыт; умение осознанно взаимодействовать с информацией, делая собственные выводы о работе класса

● Развитие способностей классифицировать и обобщать: умение сравнивать и группировать числа, числовые выражения, равенства и неравенства, плоские геометрические фигуры.

Т.Н. Максимова. Математика. 1 класс.

Начиная проходить свой индивидуальный маршрут в ДОУ и продолжая учебное «путешествие» в школе, ребенок с ЗПР имеет все шансы успешно освоить вариант АООП НОО. И тогда первым достижением «особого» школьника может стать решение ППМК считать его здоровым ребенком, не нуждающемся в особых образовательных условиях.

Источник

Хотим
мы того или не хотим, в учеб­но-воспитательном
процессе необхо­димо
совместить две, казалось бы, несовместимые
вещи — достижение цели
и задач воспитания в условиях массового
коллективного воздействия и учета,
корректи­
ровки
индивидуального пути развития
каждого
воспитан-

6.6.
Развитие индивидуальности и
самоактуализация личности 405

ника.
Задача не из легких, но реально
осуществимая. Что

же
для этого надо? Думается, есть несколько
аспектов

внимания
и специальной заботы классного
руководителя

(воспитателя).

О
Умение увидеть в каждом воспитаннике
индивидуаль­ность,
уникальность и неповторимость каждой
лично­сти
и принять ее такой, какая она есть.

О
Глубокое, на научной основе изучение
личности вос­питанника, его положения,
статуса в воспитательном процессе.

О
Установление индивидуально-личностных
отношений с
каждым воспитанником.

О
Организация личностно ориентированной
воспитыва­ющей деятельности в классном
коллективе на основе индивидуальных
особенностей учащихся.

О
Инструментовка воспитания как
самопознания и са­моразвития
личности, ее самоактуализации.

О
Индивидуальный корректив в воспитании
некоторых школьников.
Преодоление «сопротивления воспита­нию».

Возможная типология инди­видуальностей

С.Д.
Поляков предлагает для практи­ческого
использования при индиви­дуальном
подходе к учащимся такую типологию
индивидуальных
различий*, в
которой несколько подходов.

1. На
основании склонностей
учащихся
к развитию в тойили
иной личностной сфере:’

>*
школьники с доминантой интересов в
интеллекту­альной
сфере;

:*-
школьники, ориентирующиеся на
художественную сферу;

>-
воспитанники, для которых привлекательна
сфера практических
задач и действий;

>•
воспитанники с доминантой интересов
в сфере от­ношений
людей.

2. На
основании установления взаимосвязи
между
форма­ми
деятельности и общения учащихся и
процессом раз­вития
его индивидуальности:

*
Поляков
С.Д.
Психопедагогика
воспитания. М., 1996. С. 57—58.

406

Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

6.6.
Развитие индивидуальности и
самоактуализация личности

407

>~
склонные к индивидуальной деятельности;
>•
склонные к совместной, групповой,
коллективной деятельности;

>•
с приоритетностью межличностного
общения; >~
акцентированные на групповом общении;
>-
склонные к ситуациям публичности —
действиям, выступлениям
перед «массой».

3.
С
точки зрения решения специфических
воспитательных
задач
при
различных
отношениях школьников к себе,
сво­им
проблемам, возможностям их решения: >-
школьники, которым достаточно
подтверждения их мнения
о себе и своих действиях; >•
воспитанники, которым требуется активное
участие педагога
в их отношениях с собой, активное
подтал­кивание
в самопонимании и самореализации; >*
воспитанники, которым нужно весьма
жесткое ру­ководство
их действиями и энергичное стимулирова­ние
их обращенности на себя.

МЕТОДИКА
И
ТЕХ­НИКА
ИНДИВИДУ­АЛЬНОГО
ПОДХОДА В
ВОСПИТАНИИ

Установление
индивидуально-личност­
ных
контактов
педагога
и воспитан­ника
складывается постепенно. При этом
воспитатель поначалу сознатель­но,
целеустремленно
использует осо­бые
приемы,
проецирует
специальное вхождение в кон­такт:
ритуал уважительного знакомства (с
улыбкой, доб­рожелательным рукопожатием,
специальными выражени­ями:
«Я так рад с тобой познакомиться…», «Я
ждал этой встречи…»,
«Прекрасно’, ну вот мы и знакомы…»;
более выигрышное
употребление имени и фамилии воспитан­ника,
обращение на «Вы» или с разрешения (!)
на «ты» по
праву старшинства и более близких
контактов по срав­нению
с учителями-предметниками…). Это
выражение доверия
(даже с «авансом») в порученных делах,
это бла­гожелательный,
добродушный тон общения, это частое
употребление «вежливых слов», это
«контакт понимаю­щих глаз». Это, может
быть, и взывание к силе физичес­кой
и духовной воспитанника, типа: «Я
женщина, мне не
дано.., а ты ведь мужчина». Это и наличие
общих тайн: «знаю
о тебе что-то плохое, но… это наша тайна,
и она останется
между нами, и я тебя никогда не упрекну
и не

буду
уважать меньше». Это может быть и серия
«особых» просьб: «Ты ведь сделаешь это
лучше меня (лучше дру­гих)…», «У тебя
это прекрасно получается». Это и особая
техника
поощрения — наказания либо их отсутствие
в знак
глубокого уважения. Это и посещение
ученика дома, а
значит, маленькие и большие семейные
тайны, это не­редко
откровения самого ученика или его
родителей… И умение
прощать…(как мама). И многое.-многое
другое.

Индивидуально-личностный
контакт педагога с вос­питанником
облегчает процесс введения
каждого воспи­
танника
в коллективную творческую деятельность
всего
ученического
коллектива,
превращение
общеклассных дел в
личностно-ориентированные дела*.

Индивидуальный
подход к воспитанникам предпо­лагает
еще три важных момента. Первый — научение
тому,
что выполняет. Тогда классный руководитель
(вос­питатель)
выступает по отношению к воспитаннику
в качестве
методиста, наставника. Формы научения
са­мые
различные: и школа актива, и индивидуальное
на­учение,
и передача опыта, и письменно оформленная
«организаторская
задача», и разного рода «памятки»,
и.краткий
инструктаж. Второй, связанный с первым,
-организация
«ситуации
успеха»,
т.е.
помощь в высоко­качественном
исполнении порученного дела на виду у
всех
с последующей позитивной
оценкой
(это
третий мо­мент),
когда позитивная оценка педагога
постепенно становится
позитивной оценкой классного коллектива,
а
потом и самооценкой.

Важный
момент работы классного руководителя
— за­бота
о том, как
«вписывается»
каждый
школьник в
жизнь
и
деятельность классного коллектива.
Современный
школь­ник
— член многих коллективов: не только
класса, но и семьи,
неформальных объединений в школе и за
ее пре­делам, круга друзей и
единомышленников, группы, где «тусуется»
от нечего делать… С возрастом число
групп и коллективов
увеличивается, отношения с ними и в них
обогащаются,
усложняются.

*
Подробнее об этом в книге: Поляков
С.Д., Ясшщкая В.Р., Зилин Э.С.
Цели
современного воспитания. Личностно
ориентированное коллектив­ное
творческое дело. Ульяновск, 1996.

408

Глава
VI,
Организация воспитательного процесса
в школе

Вот
почему так важно использовать специальные
при­емы
с целью обеспечения каждому ученику
комфортно­го
состояния в классном коллективе:
специальные класс­ные
часы «Интересный человек рядом» (о
каждом с ин­тересом:
его хобби, о деятельности вне школы, о
его путешествиях
и поездках, коллекционировании, о
роди­телях
и бабушках-дедушках…), серия «ситуаций
успеха», празднование
в классе дней рождения и дней именинни­ка,
публичное награждение за успехи,
различные психо­логические тренинговые
упражнения (типа «учимся го­ворить
комплименты», «учимся дарить подарки»
и т.п.)… Все
это позволяет создать в классе
благоприятный эмо­циональный
климат, сделать позицию каждого радостной
и
защищенной. Этому способствуют еще и
специальные-правила,
традиционно вводимые в общение: «Живи
для улыбки
друга», «Развивай в себе чувство локтя»,
«Нико­му
не позволено обижать другого» и т.п.,
которые неукос­нительно
соблюдаются.

Современное
решение проблемы индивидуального
подхо­да
— это еще максимальное способствование
развитию инди­
видуальности
ученика,
его самопроявлению и саморазвитию.

Это
происходит через включение детей в
разнообраз­ные
виды классной и школьной деятельности
на основе способностей
и интересов, через участие их в различных
учреждениях
системы дополнительного образования.
Цен­но
использование различных многопрофильных
детско-юношеских
объединений, где каждый может попробовать
себя
в разнообразных видах и формах
деятельности.

Классный
руководитель использует возможности
детей, занимающихся
в сфере дополнительного образования
(иг­рает
на музыкальных инструментах, танцует,
поет, рису­ет, делает что-то мастерски
своими руками…), для обо­гащения
содержания воспитательной работы с
классом, повышая
уровень мастерства и качества. И…
поднимая престиж этого ученика,
обеспечивает его самоактуализа­цию
среди сверстников и педагогов.

Говоря
об индивидуальном подходе в воспитании,
нель­зя
забыть о детях, требующих особого
внимания класс­ного
руководителя, — так называемых трудных
(трудно­воспитуемых)
детях и подростках: имеющих отклонения
в
развитии, различную степень недоразвитости
отдельный

6.6.
Развитие
индивидуальности и самоактуализация
личности 409

функций,
детях с различными заболеваниями,
педагоги­чески
запущенных и даже… одаренных в какой-то
облас­ти…
Все они трудно «вписываются» в общую
систему вос­питательной
работы, проявляя «сопротивление
воспита­нию».
Здесь нужен индивидуальный
корректив.
Именно
об этом
писал в свое время еще Ж.-Ж. Руссо:
«…прежде чем воспитывать
характер, нужно его изучить, спокойно
ждать, когда
он проявится, предоставлять ему случаи
проявить себя. Лучше воздержаться от
всяких действий, чем дей­ствовать
некстати. Один талант следует окрылить,
а на другой
накинуть путы; одного нужно подталкивать,
а дру­гого
сдерживать; одного необходимо приласкать,
а дру­гого
приструнить; приходится то просвещать,
то притуп­лять остроту умов. Ведь
иной создан для того, чтобы вес­ти
познания человеческие до последнего
их предела, а для
другого даже умение читать и то окажется
пагубным».

В
настоящее время в современной школе
массовым яв­лением
стало появление классов
педагогической коррек­
ции.
К
сожалению, б
педагогической
практике бытует из­вращенное к ним
отношение: называют «классами дурач­ков»
и… снижают и уровень образования, и
содержание воспитания,
махнув на все рукой. А суть-то в том,
чтобы организовать
их развитие на их собственном уровне.
И это благородно.
Обратимся к размышлениям В. Леви:
«…Оли­гофрен
ли? Олигофрен — малоумный. А малоумие
— по­нятие
растяжимое. Сколько ума надо для жизни,
никому не известно. Не пережимайте.
Ощутил немножко такую опасность
— в Вашей страстности, в стремлении к
пре­одолению
«сопротивления материала»… Главное:
Ваша любовь, которую Вы подарили
воспитаннику. И… пода­рили
ему «себя самого, принятого, любимого.
Пусть же это
не заслоняется частностями, даже такими
важными, как
нормальная речь, усвоение понятий,
доступных дру­гим.
Не верите в наследственность?.. Правильно,
верить в нее
не надо. Но трезво иметь ввиду…

И
второе главное: общение и уверенность…
Нахожде­ние
СВОИХ интересов, СВОЕГО дела… Не
«тянуть», а дать
выявиться. Рисовать, строить, мастерить,
собирать. Общаться
с животными, с растениями»*.

*
Леей
В.
Исповедь
гипнотизера. М., 1994. С. 296. Кн.2. Кот в мешке.

410
Глава VI.
Организация воспитательного процесса
в школе

дифференциро-
I
Внеурочная работа классного руково-ванный
подход
дителя
имеет еще и аспект
дифферен-
в
воспитании
дарованного
подхода,
т.е.
работа с груп­пами
учащихся, созданными по самым разнообразным
признакам: девочек и мальчиков, актива
и пассива, по группам интересов и
склонностей, одаренные дети
и слабоуспевающие, трудные подростки,
дети с от­клонениями
в физическом и психическом развитии,
дети с
ослабленным здоровьем, дети из
неблагополучных семей. Это может быть
работа специально с ними: беседа с малой
группой,
чтение книг и статей, посещение театра
или му­зея, прогулка, «девичник» или
«мальчишник» и т.д. И тем не-менее
главное назначение всей этой работы —
достиже­ние
общей цели воспитания, включение разных
категорий детей
в общую жизнедеятельность, в систему
запланирован­ных отношений на основе
их индивидуального своеобразия.

Источник

Читайте также:  Влияние игрушки на развитие ребенка в раннем возрасте