Коррекционная работа в центре развития ребенка
«Развитие партнерства, активности, самостоятельности дошкольников на занятиях с использованием коллективного способа обучения»
«ОБУЧЕНИЕ — это общение человека с человечеством» А.Петровский
Основная идея технологии Коллективного Способа Обучения (КСО)
заключается в организации занятий на основе взаимодействия детей. Идея обучения ребенка самим ребенком берет свое начало из древности.
Впервые технологию КСО использовал на Украине в 1918 году талантливый инженер педагог Александр Григорьевич Ривин.
С 1984г и до сих пор во главе движения КСО-шников стоит его теоретик Виталий Кузьмич Дьяченко, профессор, член-корреспондент Академии социальных и педагогических наук, и Манук Ашотович Мкртчян, доцент, кандидат физико-математических наук.
В книге Г.К.Селевко «Педагогические технологии» дается такое определение КСО: «Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого».
В настоящее время господствующим способом обучения является групповой, который в XVI веке сменил индивидуальный способ обучения. В групповом способе обучения используется групповая организационная форма, она же является ведущей. А в коллективном способе обучения оптимально сочетаются уже четыре организационные формы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Именно коллективная организационная форма является принципиально новой.
Главная проблема КСО — освоить эту новую организационную форму и сделать ее ведущей,
Новая педагогическая технология профессора В. К. Дьяченко осваивается в школах учителями предметниками. Проводятся многочисленные открытые коллективные занятия, семинары, курсы. Разработаны для учителей — предметников доступные пособия. Для педагогов дошкольников эта технология принципиально новая, нет разработок по ее внедрению в воспитание и обучение детей дошкольного возраста. А между тем, используя элементы технологии КСО, можно разнообразить проведение занятий в детском саду, повысить их эффективность.
Ознакомившись и изучив технологию В.К.Дьяченко, мы попробовали использовать ее элементы на занятиях по развитию элементарных математических представлений.
На первых порах детям предлагалась игра. Например, «Найди лишний» Цель игры: На основе зрительного анализа, сопоставления надо найти предмет, который не должен быть помещен в таблице, и обосновать выбор. При обычном способе обучения мы всем детям даем одинаковые карточки. Дети выполняют одно и то же задание одновременно. Но дети индивидуальны: кто-то выполняет задание быстро, а кто-то долго не может с ним справиться. Когда с заданием справилась основная масса детей мы, как правило, разбираем данное задание. Отвечают чаще всего наиболее смелые, способные дети. А те, у кого способности ниже, они наверняка еще и не успели справиться с заданием. И выходит, что удел этих детей: всегда получать готовую информацию. Возможно, что они к этому привыкнут, и не будут стремиться закончить работу быстрее. Вот поэтому мы стали давать детям разные, но подобные задания. Теперь ребенку обязательно надо выполнить все самому. Тем детям, у которых способности выше, предлагались более сложные задания, а тем, кто послабее — наоборот, легкие. Дети, которые быстро справляются с заданием, получают дополнительное задание, и снова работают. Поэтому праздно сидящих детей на занятии нет.
Теперь уже каждый ребенок включается в работу, он в принципе не может «отсидеться» как на обычных занятиях. Мы пришли к выводу, что только на коллективных занятиях возможна подлинно индивидуальная работа с детьми. Работа в паре делает помощь воспитателя адресной и своевременной, что не всегда удается при обычной организации занятия.
На следующем этапе внедрения элементов КСО в обучение детей дошкольного возраста математике мы использовали такой прием: дети выполняют каждый свое задание, например, в игре «Закрой коробку подходящей крышкой» Цель игры: упражнять детей в количественном счете до 10, уметь соотносить количество с нужной цифрой.
Выполнив свою работу, ребенок проверяет ее, затем меняется заданием со своим товарищем, выполняет и это задание. Если кому-то из детей необходима помощь воспитателя он поднимает сигнал — светофор.
На третьем этапе мы усложнили работу. Предложив детям не только меняться заданием с соседом, но и закончив выполнять свои задания, поменяться заданиями с другой парой. Вот тут у нас возникла непредвиденная ситуация. В силу того, что темп работы у каждой пары свой, он разный, случалось так. что дети, закончив работу, не находили пару, которая тоже закончила работу и им приходилось «простаивать», дожидаясь других. Тогда мы поставили дополнительный, свободный стол, за который садилась выполнять задания, та пара, которая уже закончила свою работу. Проблема исчезла. Дети стали выполнять подобных заданий на 1-2 больше.
На следующем этапе введения элементов КСО в обучение дошкольников математике мы внесли стенд учета выполненных заданий. У каждого ребенка на стенде фотография. Выполнив задание, ребенок подходит к стенду и ставит в свою ячейку значок (капельку), который символизирует выполнение одного задания. В конце занятия каждый ребенок видит свой результат. Он может посчитать капельки и узнать, сколько заданий он успел сделать.
В последующем ввели еще одно новшество: если ребенок выполнил задание сам, без помощи товарища или воспитателя, то он выставляет себе один значок (например, сердечко), но если ребенку была оказана помощь, он сам затруднялся в выполнении задания, то выставляет себе уже другой значок (например, цветок). И также в конце занятия подводит итог своей работы. Каждый из детей стремится выполнять задание сам и на помощь зовет в крайних случаях.
Активность детей на таких занятиях -100%, нет праздно сидящих детей, все работают.
Работают в том темпе, в каком могут оба. Развивается речь детей, т.к. информацию передают товарищу. На обычных занятиях, если у ребенка плохие знания, он старается молчать, а в парах волнение проходит, и ребенок говорит и работает в режиме, подходящем для него. В течение определенного времени каждая пара выполняет столько заданий, сколько им под силу.
Некоторым детям рассказать воспитателю перед группой страшнее, чем своему же товарищу. Например, Алеша Б. никогда на обычном занятии по математике, не отвечал ни на какие вопросы, часто плакал оттого, что не может справиться с тем или иным заданием, очень переживал свои неудачи. После того, как мы начали применять элементы технологии КСО, Алеша стал более уверенным в себе. В пару он всегда выбирает своего товарища Кирилла. При необходимости Кирилл помогает Алеше, объясняет ему, советует как лучше, рациональнее выполнить задание. Дети учатся общаться, договариваться, формируется чувство взаимопомощи.
При подобном подходе у детей возникает ощущение радости победы над поставленной задачей и над собой, радости творчества. Это позволяет ребенку подняться на более высокую ступеньку развития своих возможностей, где его развитие идет более успешно. Приятно наблюдать, как дети активно работают. Дети учатся рассуждать, доказывать свою точку зрения, анализировать, сопоставлять. Коллективный способ обучения (в парах, группах) способствует приобретению не только специальных учебных навыков, но и навыков социального общения, самостоятельности.
Оценив применение технологии КСО на занятиях по математике, мы решили попробовать ее на познавательных занятиях и занятиях по развитию речи. Дети с увлечением пересказывают друг другу тексты, составляют рассказы по модулям, по картине, заучивают стихи и т.д., потому, что рассказать, например, стихотворение товарищу совсем не страшно, по сравнению со всей группой. И на обычном занятии, например, рассказать составленный рассказ успевают 4-5 человек, обычно самых активных, а остальные только слушают, А на занятиях с использованием КСО каждый должен составить рассказ и рассказать его своему партнеру, а может, даже еще и перейти к другому ребенку и успеть рассказать свой рассказ и послушать рассказ партнера.
Первый удачный опыт при заучивании стихотворения «Осенний клад» И.Пивоваровой: Воспитатель Безденежных В.П. распределила детей в пары так, чтобы один из них был с более лучше развитой памятью. Прочитав стихотворение и поговорив о его содержании, как на обычном занятии, воспитатель предложила детям заучивать стихотворение в паре. Дети по очереди рассказывали друг другу и в результате, стихотворение было на занятии заучено всеми детьми, а не 5-6, как обычно.
Воспитатель Дронина Н.А. при обучении детей пересказыванию сказки «Лиса и рак» тоже использовала элементы технологии КСО, Дети, прослушав и поговорив о содержании сказки, стали пересказывать ее друг другу. В результате сказку пересказал даже Ваня И., который никогда не рассказывал на занятии ничего, хотя речь его развита в соответствии с возрастом. Сказку он пересказал девочке Саше С, с которой был в паре. Пусть первый раз неуверенно, не смело, еле слышно, но на лицо был положительный результат.
Теперь уже, спустя год, мальчик рассказал стихотворение на утреннике, рассказал очень хорошо, громко, выразительно. Мы рады, что проходит его скованность, стеснение, он стал увереннее в себе. Думаем, что положительный результат дает использование нами технологии КСО.
Хороший, положительный результат виден и при составлении рассказов по модулям, например, составление рассказа «Весна» в старшей группе. Составление рассказа «Кормушка» по фабульным картинкам.
На познавательном занятии «Береги свои игрушки» дети в конце занятия составляют небольшой рассказ в паре (по модулям) «Моя любимая игрушка» При обычном способе организации занятия такой рассказ успели бы рассказать 3-4 человека из самых способных детей, а в нашем случае рассказ рассказал каждый ребенок.
Мы считаем, что это самое главное — активное участие в занятии.
На занятии «Если хочешь быть здоров» дети в конце занятия составляют правила безопасности и меры профилактики в дидактической игре «Если в доме больной»; классифицируют предметы гигиены личного и общественного пользования в дидактической игре «Кому что?».
На занятии «Птицы — наши друзья» дети разгадывают ребусы о птицах. За определенное время каждая пара разгадывает столько ребусов, сколько им под силу. Кто-то успеет разгадать один ребус, а некоторые 3-4.
Эффективность таких занятий превзошла все ожидания. В результате: стихотворение заучено всеми детьми, а не 5-10 самыми способными. Выполнено на занятии от 10 до 16 заданий. Структура занятий по технологии КСО достаточно разнообразна, но подчинена двум принципам — сочетанию активной мыслительной деятельности с практическими действиями.
Мы увидели, что при таком способе организации дети все работают, им некогда отвлекаться, они зависят не только от того, как работают сами, но и от работы товарища. Им приходится помогать друг другу, считаться с мнением напарника. Дети научились доказывать свою точку зрения, рассуждать, если надо, убеждать.
Работой этой мы заинтересовались, показали открытые занятия для педагогов нашего детского сада, многим понравился такой способ организации детей на занятии. Впоследствии мы сделали по этой теме сообщение на педсовете. В апреле 1999 года на базе нашего МОУ было проведено методическое объединение воспитателей города по математике на тему: «Развитие пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста». Мы составили занятие на эту тему с использованием технологии КСО. Занятие прошло очень хорошо, всем присутствующим понравилось, также, как и понравились все наши пособия, которые мы придумали сами. Например, игра «Построй дом». Детям предлагалось по алгоритму, например: провести линию от заданной точки. Ребенок делал свое задание, проверял его, проверял выполнение задания у товарища (у каждого свой алгоритм) и шел за другой стол выполнять такое же задание, но совсем по другим алгоритмам. За короткое время дети выполняют 5 — 6 подобных заданий.
Или другая игра: «Помоги белочке набрать грибов». По алгоритму дети закрашивают столько грибочков, сколько обозначено на карточке, например, слева от елочки 3 грибочка, а справа — 4. У каждого свой алгоритм.
Материала на занятия с такой организацией требуется много, надо хорошо продумывать, как сам материал, так и его расположение.
Мы не хотим сказать, что теперь все занятия проводим только так, конечно нет. Но стараемся использовать эту технологию на многих своих занятиях.
Хочется сказать еще об одной технологии. В своем детском саду мы изучаем и внедряем гуманно-личностную технологию Ш.А.Амонашвили. В своей работе мы стараемся следовать его принципам, и считаем, что наш опыт по внедрению технологии КСО перекликаются с технологией Ш.А.Амонашвили.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КСО
- ИДТИ ОТ РЕБЕНКА, НЕ НАВЯЗЫВАЯ ЕМУ ТЕМП И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЕГО РАБОТЫ
- ПООЩРЯТЬ НЕ СТОЛЬКО РЕЗУЛЬТАТ, СКОЛЬКО СТРЕМЛЕНИЕ РЕБЕНКА К ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ.
- СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОПОМОЩИ
w w
- непрерывной и безотлагательной передачи полученных
знаний друг другу
- обучение по способностям ребенка
ОСОБЕННОСТИ КСО
Дидактические:
А/ обучают дети друг друга Б/ сотрудничество — основа обучения В/ полная самостоятельность Г/ разные темпы и материал
Организационные:
А/ нет четкости и упорядоченности Б/ говорят все, общаются В/ рабочий шум Г/ смена рабочего места
Развивающие:
А/ в соответствии с индивидуальными особенностями Б/ учатся выступать, рассуждать, доказывать. В/ развитие педагогических способностей
Воспитательные:
А/ работают на себя и на других Б/ отношения ответственной зависимости
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ С ПРИМЕНЕНИЕМ КСО:
Самоконтроль Взаимоконтроль Контроль воспитателя
Одним из преимуществ КСО является высвобождение воспитателя от значительной доли фронтальной работы с группой и соответственно увеличение времени для индивидуальной помощи детям.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ по развитию речи
Развивать и совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Продолжать учить детей самостоятельно, без повторов, последовательно передавать содержание текстов.
Совершенствовать умение составлять рассказы (по плану, по картине, по модулям и т.п.), сказки, заучивать стихи.
Воспитывать умение радоваться вместе с товарищем своей и его удаче.
По ФЭМП
Углублять представления детей о составе числа. Совершенствовать знания о геометрических фигурах, цифрах и знаках. Совершенствовать умение решать задачи, задачи — шутки. Закреплять умение работать по схемам, модулям, алгоритмам.
Развивать пространственное воображение, творческое мышление, сообразительность. Воспитывать чувство взаимопомощи, сопереживания.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО МАТЕМАТИКЕ
СЕНТЯБРЬ
ЗАНЯТИЕ 1. Игра «Закрой коробку» (переход в паре сменного состава) Игра «Проведи лягушонка» (переход в паре сменного состава)
ЗАНЯТИЕ 2. Ориентировка на листе бумаги (в паре постоянного состава)
ЗАНЯТИЕ 3. Головоломки с палочками (в паре)
ОКТЯБРЬ
ЗАНЯТИЕ 1. Измерение условной меркой (в паре) Головоломки с палочками
ЗАНЯТИЕ 2. Состав числа 6 «Примеров много, ответ один» Составление задач.
Ориентировка на листе бумаги, Зрительный диктант. Игра «Найди лишнюю».
НОЯБРЬ
Игра «Помоги белочке набрать грибов» (алгоритмы) Составление и решение задач (в паре).
Прямой и обратный счет «Проводи лягушонка» Ориентировка на листе бумаги
Разложение числа 8. «Примеров много, ответ один» Игра « Построй дом» (по схеме)
ДЕКАБРЬ
Прямой и обратный счет «Проводи жучков» Головоломки «Колумбово яйцо» (в паре)
Геометрические фигуры «Найди паспорт каждой фигуры» Дни недели, месяцы года.
Сравнение двух чисел Головоломки с палочками
ЯНВАРЬ
Состав числа «Подбери пару» Задачи
Прямой и обратный счет «Покажи стрелками» Деление на 2, 4, 8 частей
ЗАНЯТИЕ 3.
ЗАНЯТИЕ 1. ЗАНЯТИЕ 2. ЗАНЯТИЕ 3.
ЗАНЯТИЕ 1. ЗАНЯТИЕ 2. ЗАНЯТИЕ 3.
ЗАНЯТИЕ 1. ЗАНЯТИЕ 2,
ЗАНЯТИЕ 3,
Цифры и знаки «Сравни и заполни» Головоломки «Пифагор»
ФЕВРАЛЬ
Знаки, цифры. Игра «Нарисуй стрелки и запиши ответ» Продолжи ряд
Нарисуй предметы так, чтобы они увеличились. Подбери к каждому кубику недостающий кусочек Головоломки «Танграм»
МАРТ
Цифры, знаки. Игра «Цепочки»
Состав числа 9. «Разбей на части разными способами» Игра «Найди лишнюю»
Состав числа. «Строим домики» Равенства «Сравни и допиши» Дни недели, части суток
«Который час»
АПРЕЛЬ
Ориентировка на листе (алгоритмы) Головоломки «Собери квадрат»
Геометрические фигуры, ориентировка на листе «Магазин ковров» Задачи — шутки.
Прямой и обратный счет. «Проводи черепаху» Игра «Нарисуй следующую»
МАЙ
Игра «Нарисуй пропущенную» Игра «Что сначала, что потом»
Игра «Продолжи ряд» Игра « Найди лишнюю»
Игра «Проводи жучков»
ЗАНЯТИЕ 1
ЗАНЯТИЕ 1
ЗАНЯТИЕ 2.
ЗАНЯТИЕ 3. ЗАНЯТИЕ 1.
ЗАНЯТИЕ 2. ЗАНЯТИЕ 3.
ЗАНЯТИЕ 1. ЗАНЯТИЕ 2. ЗАНЯТИЕ 3
Игра «Помоги белочке набрать грибов» (алгоритмы)
Воспитатель: Зверева И.А.
Источник
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИЯХ И ВНЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Игра как средство обучения в коррекционной работе с дошкольниками.
Важное место в обучении дошкольников занимает игра. В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения дошкольников, и формой обучения, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В процессе интересных игровых действий формирование у ребёнка знаний и умений осуществляется эффективнее, чем при прямом обучении. В условиях игры гораздо легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании, формировать интерес к занятиям, работе в условиях коллектива.
Воспитателю необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Содержание игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира. Знания об окружающей жизни даются детям по определенной системе. Многие дидактические игры направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. Такие игры как «Кто построил этот дом?», «От зёрнышка до булочки», «С какого дерева лист?», «Новосёлы» и др. содержат дидактические задачи, при решении которых дети должны проявить конкретные знания по лексическим темам «Профессии», «Деревья», «Мебель» и др. С помощью игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Наряду с умственным развитием, игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольника с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему игр и упражнений по сенсорному воспитанию, на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Игры способствуют и речевому развитию детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение («Цветы и пчёлки»), развивается фонематический слух («Поймай рыбку»), физиологическое и речевое дыхание («Чья птичка дальше улетит», «Приятный запах»), развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий («Назови одним словом», «Назови три предмета»). Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, — главная задача большинства словесных игр. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.
Игра создаёт положительный эмоциональный подъём. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, предметами, в процессе которой развивается и укрепляется мелкая моторика, координация движений.
Игры, игровые приёмы чрезвычайно эффективны, когда задание оказывается трудным для детей, или в тех случаях, когда учебная задача требует многократных повторений. Эмоциональная форма вызовет желание справиться с трудностями, обеспечит достаточную активность детей, предупредит утомление от однообразных действий. Например, формирование грамматически правильной речи требует многократных упражнений в склонении имён существительных, образовании форм множественного числа, употреблении предлогов и др. В этих целях широко используются игры «Угадай, что изменилось?», «Найди котёнка», «Что мы видели в лесу?»
Игра в коррекционной работе — это не самоцель, а средство воздействия на ребёнка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.
Игра является неотъемлемой частью работы как учителя-логопеда, так и воспитателя коррекционной группы, а также могут быть использованы при проведении интегрированных занятий.
В своей коррекционной работе с детьми я использую такие игры:
Игра «Собери друзей» (обогащение словарного запаса).
Цель: Пополнять и расширять словарный запас детей.
Оборудование: Два игровых поля, отличающихся по цвету. Контурные картинки с изображениями животных, птиц, насекомых, обитателей водоема.
Описание игры. Картинки с изображениями животных, птиц, насекомых и обитателей водоема располагаются на одном игровом поле. На втором — четыре полосы с картинками-символами действий: ползет, летит, плывет, скачет. Детям предлагается выбрать картинки с изображениями животных, передвигающихся одинаково и не опасных друг другу, а затем объяснить свои действия.
Игра «Чем наполнен предмет» (формирование грамматических категорий).
Цель: Учить ребенка правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом С.
Описание игры. Педагог предлагает ребенку посмотреть на картинку и сказать:
— С чем ведро, если в нём: вода, молоко, бельё, снег, мусор, кипяток, бумага?
— С чем кастрюля, если в ней: суп, рассольник, бульон, картошка, лапша, каша, вермишель, борщ?
— С чем банка, если в ней: клюква, капуста, повидло, варенье, сметана, мука?
— С чем чашка, если в ней: чай, кефир, компот, сок, фанта, лимонад, кисель, ряженка, квас, молоко?
(Ответы ребенка: ведро с кипятком, стакан с чаем, банка с мукой, кастрюля с кашей и т. п.)
Игра «Цветы и пчелы» (формирования правильного звукопроизношения).
Цель: автоматизация звука [З].
Описание игры. Перед началом игры условливаются, кто будет пчелками, а кто — цветами (например, мальчики — цветы, а девочки — пчелки). Затем все разбегаются по групповой комнате. Как только раздается сигнал педагога (удар в бубен или хлопок в ладоши), дети, изображающие цветы, встают на колено. Пчелки машут крыльями и перелетают с цветка на цветок, при этом они подражают жужжанию пчел: зз-з-з-з. При новом ударе бубна дети меняются ролями, разбегаются по площадке, и уже другие пчелки упражняются в произношении звука [З].
Игра » Слова похожие и непохожие» ( развитие фонематического слуха).
Цель: развивать фонематический слух детей.
Оборудование: персонажи — иллюстрации к сказкам: лиса, заяц, сорока, ворона, волк.
Описание игры. Дети называют героев знакомых сказок: лису, зайца, сороку, ворону, волка и др. Затем вспоминают и придумывают рифмованные слова к названиям героев: сорока-белобока, зайчик-попрыгайчик-побегайчик, волк — зубами щелк, муха-цокотуха, лисичка-сестричка.
Игра «Разноцветный коврик» (развитие фонематического восприятия).
Цель: формирование умения выделять в словах первый звук и соотносить его в разных словах с первыми звуками слов, обозначающих тот или иной цвет.
Оборудование: цветные карандаши (красный, синий, зеленый, желтый, черный).
Описание игры. Перед детьми лежат листы с нарисованными четырьмя пустыми табличками.
У педагога к каждому коврику заготовлен определенный список различных слов, первые звуки в которых должны совпадать с первыми звуками, обозначающими тот или иной цвет.
Взрослый зачитывает по очереди слова из списка к каждому коврику, а дети закрашивают каждый квадратик соответствующим цветом. Например, если педагог называет слово «капуста» — ребенок должен закрасить квадратик красным цветом, «жираф» — желтым цветом и т.д. Если слово начинается на звук[Б], то квадратик закрашивать не надо, он должен остаться белым. Раскрашивать надо начинать с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, потом третий… В результате получится красивый «волшебный коврик».
Игра «Как их зовут?»(формирование звукового- буквенного анализа и синтеза слов).
Цель: закреплять у детей умение выполнять звуковой анализ и синтез слов.
Оборудование: Карточки с изображениями девочек и мальчиков (четырех — пяти). Сверху каждой расположены 4-5 «кармашка» для предметных картинок, внизу — «кармашки» для букв. Предметные картинки (лошадь, арбуз, рак, астра шар, утка, рыба, апельсин; мышь, автобус, шишка, антенна; рука, осы, мак, аист); карточки с буквами А, У, О, С, Л, М, Ш, Р.
Описание игры. Педагог предлагает узнать, имена девочек и мальчиков, изображенных на карточках. Для этого нужно определить первые звуки в словах — названиях предметов, нарисованных на картинках в верхних кармашках. Дети называют: «Лошадь, арбуз, рак, астра». Из первых звуков слов составляют имя «Лара» и т.д.
Игра «Живые слова» ( развитие языкового анализа и синтеза).
Цель: учить последовательному расположению слов в предложениях.
Описание игры. Педагог даёт детям одно из заданий:
— Составить предложение, в котором все слова начинались бы со звука М: Мама моет Машу мочалкой. Со звуком С: Саша сел в сани.
— Составить предложение о рыбаках из двух слов. Теперь из трех. Из четырех слов.
— Начертить на листе бумаги черточки по количеству слов в предложении и громко назови каждое слово.
— Придумать рассказ о рыбной ловле из трех предложений. Из четырех предложений. Тематика может быть самой разнообразной.
Материал подготовила воспитатель Комкина Л.В.
Источник