Коррекционная работа с ребенком 1 года жизни

Коррекционно–развивающие игры

с детьми 1-го года жизни

I этап

коррекционно-педагогической работы

                                                                                  (1-3 месяца)

1. Развитие зрительных ориентировочных реакций

Цель: Формирование зрительной активности, зрительной ориентировки в окружающем; развитие зрительного сосредоточения и слежения.

а) Игра «Где же наш малыш?»

Цель: Развитие умения удерживать в поле зрения лицо взрослого.

б) Игра «Подвешенная игрушка»

Цель: Развитие умения удерживать в поле зрения неподвижный предмет.

в) Игра «Ванька-встанька, будь послушен!»

Цель: Развитие умения плавно прослеживать за лицом взрослого или движущимся предметом (погремушки, султанчики, резиновые пищащие игрушки, орнаменты в черно-белом изображении).

2. Развитие слуховых ориентировочных реакций

Цель: Формирование слуховой активности, слуховой ориентировки в окружающем: развитие слухового сосредоточения и локализации звука в пространстве.

а) Игра «Колокольчик»

Цель: Формирование зрительно-слуховых связей.

б) Игра «Звенящий шар»

Цель: Формирование зрительно-двигательных слуховых связей

3. Нормализация положения кисти пальцев рук. Развитие

   движений руки

а) Массаж кисти

— Игра с поглаживанием (см. массаж кистей рук)

Цель: Стимулирование раскрытия кулачка и разведения пальцев.

— Игра с кремом

Цель: Стимулирование раскрытия кулачка и разведения пальцев.

— Игра «Похлопаем по маминой ладошке»

Цель: Стимулирование раскрытия кулачка и разведения пальцев.

Детка хлопать так умеет,

Своих ручек не жалеет.

Вот-так, вот-так, вот-так.

Своих ручек не жалеет.

б) Стимулирование хватательного рефлекса

— Игра «Мамин пальчик»

                                Гуля, гуля – голубок.

Гуля сизенький,

Сизокрыленький,

Всем миленький.

— Игра «Щекотка»

Цель: Стимулирование хватательного рефлекса путем вкладывания в ладошку ребенка перышка или кисточки

Наша деточка в дому,

Что оладушек в меду.

Что оладушек в меду.

Наша деточка в дому.

— Игра «Ленты, шнурки и веревочки»

Цель: Формирование первых движений наталкивания, схватывания и ощупывания предметов              

4. Нормализация дыхания

(В.Л. Страковская, В.Е. Ладынина. Упражнения дыхательной гимнастики для недоношенных детей 1-го года жизни, 1991)

Цель: Активизация вдоха и выдоха

5. Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции

(см. расслабляющий и укрепляющий массаж мышц лица, губ и языка)

6. Развитие предпосылок активной речи

а) Игра «Забава» («болтушка», «трубочка», пропевание гласных)

Цель: Стимулирование отдельных звуков гуканья в ответ на эмоциональное обращение взрослого

б) Игра с губками ребенка

Цель: Стимулирование повторного произнесения звуков гуканья в ответ на эмоциональное обращение взрослого

в) Игра «Дышим и поем»

Цель: Стимулирование гуления

                                   II этап

коррекционно-педагогической работы

                                                                                 (3-6 месяцев)

1. Развитие зрительного восприятия.

а) Игра с наручными куклами 

Цель: развитие умения прослеживать за игрушкой по кругу, вправо-влево, вверх-вниз,  лежа на спине.

б) Игра «Посмотри на меня»

Цель: развитие умения прослеживать за лицом взрослого или игрушкой вправо-влево, вверх-вниз, лежа на животе.                                      

в) Игра «Кто у нас красивый?»

Цель: Развитие восприятия отраженного (игра с зеркалом)

                                 Кто у нас красивый?

                                Кто у нас пригожий?

                               Ванечка красивый,

                               Ванечка пригожий.

2. Развитие слухового восприятия.

а) Игра «Послушай и найди»

Цель: Развитие локализации звука в пространстве / прислушивание к голосу взрослого, звучанию игрушек, музыкальных инструментов/.

б) Игра «Кто у нас хороший?»

Цель: Формирование слуховых дифференцировок /узнавание голоса близких взрослых, различение интонации голоса, мелодий при напевании песенок и чтении потешек/.

в) Игра: «Позову, позову!»

Цель: Развитие слуховой ориентировочной активности и положительной реакции на свое имя /многократное повторение имени ребенка с различной интонацией/.

3.Развитие эмоционально-положительных ответных реакций.

Игра «Веселые ребята».

Цель: развитие ответной улыбки, «комплекса оживления» и смеха /сочетание тактильных, вестибулярных, зрительных, слуховых воздействий с эмоционально-речевыми;  игры с ручками и ножками;  поддержание активности детей через восприятие вида взрослого, мимики и призывного взгляда/.        

4. Нормализация тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев рук.

Дифференцированный массаж, с целью нормализации тонуса рук / см. массаж рук и пальчиковую гимнастику/.

5. Развитие движений руки.

Игра: «Схвати и потрогай»

Цель: — развитие целенаправленного схватывания, ощупывания и удержания предметов;

             — обогащение чувственного опыта ребенка, развитие осязания /вызывание движений руки по направлению к предмету, путем совместных действий или частично совместных. Побуждение, при случайном прикосновении, захватывания предметов; ощупывание предметов разной фактуры/.

б) Игра «Подержи игрушку»

Цель: — раскрытие пальчиков руки, противопоставление большого пальца остальным

          — формирование щипкового захвата

          — формирование манипулятивной деятельности ( побуждать детей удерживать игрушку над грудью, брать одной и двумя руками, отпускать; стимулировать захватывание игрушки с разных положений: сбоку, лежа на животе, на руках взрослого).

в) Игра «Вот колечко»

Цель: — развитие умения захватывать и удерживать предметы и игрушки, протянутые ребенку над грудью

         — формирование зрительно-моторной координации.

г) Игра «Браслет на ножке»

Цель: развитие умения захватывать рукой свою ножку  (правой рукой – левую, левой рукой – правую).

6. Нормализация дыхания.

Дыхательные упражнения (см. дыхательную гимнастику)

Цель: — увеличение объема выдыхаемого и вдыхаемого воздуха

          — тренировка глубины и ритмичности дыхания.

7. Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции.

Дифференцированный массаж.

Цель: развитие произвольного гуления.

8. Развитие звуковой активности.

а) Игра «В ритме выдоха»

Цель: стимулирование певучего гуления (ребенок расположен в позе «на боку»;  ритмично надавливать  обеими руками на заднюю и боковую поверхности грудной клетки, пропевать различные звуки гуления).

б) Игра «Тихо-тихо»

Цель: Стимулирование певучего гуления (ребенок расположен в позе «на животе» на груди у взрослого; пропевать потешки голосом нормальной громкости, а потом все тише и тише)

Тихо-тихо-тихо-тихо

В наши двери входит Тихон,

Не аукать, не кричать,

А баюкать и качать.

в) Игра «Поиграем с губками малыша»

Цель: Стимулирование появления отдельных слогов лепета (ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба),  путем смыкания и размыкания губ.

III этап

коррекционно-педагогической работы

           (6 – 9 месяцев)

1.Развитие общих движений

а) Игра «Через поворот на бок»

Цель: Тренировка умения самостоятельно садиться

Рекомендации: ребенок находится в положении «лежа на боку», колени и бедра полусогнуты. Осторожно потянуть на себя ребенка за одну руку, чтобы ребенок сел боком, опираясь на локоть (позднее – на кисть) нижележащей руки.

Читайте также:  Как ведет себя ребенок 1 год в самолете

б) Игра «Крепкие ручки»

Цель: Тренировка умения самостоятельно садиться

в) Игра «Равновесие»

Цель: Тренировка умения сидеть, сохраняя равновесие

Рекомендации: Удерживать ребенка на своих коленях, медленно покачивая из стороны в сторону, побуждая, сидя, сохранять равновесие

Еду, еду к бабе, к деду

На лошадке, в красной шапке.

Сидит белка на тележке,

Продает орешки.

Тень-тень-потетень,

Села кошка на плетень.

Налетели воробьи,

Хлопни им в ладошки!

Улетайте, воробьи,

Берегитесь кошки.

г) Упражнение с большим мячом

Цель: Тренировка умения сидеть, сохраняя равновесие

Рекомендации: Перед сидящим ребенком положить большой мяч. Побуждать ребенка вытянуть руки, раскрыть кисти и опереться на мяч.

 2. Сенсорное развитие

а) Игра «Подтягивание воздушных шариков за тесьму»

Цель: Развитие восприятия предметов, различных по цвету

Материал: два слабо надутых  воздушных шарика (синий и желтый)

б) Игра «Вынимание разноцветных игрушек из ведерка»

Цель: Развитие восприятия предметов, различных по цвету

Материал: ведро и пластмассовый конструктор

в) Игра «Бусы»

Цель: Развитие восприятия предметов, различных по величине

Материал: бусы с крупными и мелкими бусинами

г) Игра «Кубиком о кубик»

Цель: Развитие восприятия предметов, различных по форме

Материал: два кубика и два брусочка

Содержание: Взять по кубику или брусочку в каждую руку и стучать друг о друга

Туки-тук! Туки-тук!

Туки-туки-туки-тук!

Ай!

д) Игра «Петушок», «Вышел зайчик погулять»

Цель: Развитие зрительного предвосхищения

Материал: ширма, игрушки петушок и зайчик

Содержание: Игрушку спрятать и показывать сначала с одной стороны ширмы, а затем с разных сторон в сопровождении потешек:

Рано-рано поутру

Петушок поет:

Ку-ка-ре-ку!

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать?

Как нам быть?

Нужно заиньку ловить.

Ай!

е) Игра с зеркалом «Где ты носик»

Цель: Развитие восприятия отраженного

Содержание: Показывать малышу в зеркале его отражение, дотрагиваясь до носика, ушек, глаз, рта.

3. Развитие слухового восприятия

а) Игра «Похлопываем по бубну»

Цель: Развитие умения извлекать звуки из игрушек и предметов

б) Игра «Маракасы»

Цель: Развитие умения извлекать звуки из игрушек и предметов

Содержание: Стучать маракасом по полу, по ведерку, по барабану, по маракасу взрослого, а потом маракасом о маракас.

в) Игра «Поиск музыкальной шкатулки» (колокольчика,  звучащей игрушки»

Цель: Развитие умения находить невидимый источник звука в окружающем пространстве

4. Развитие звуковой активности и предпосылок понимания речи

 а) Игра «Где часики? Тик-так, тик-так»

Цель: Развитие умения находить взглядом игрушку, стоящую в одном и том же месте

б) Игра «Где кукла? Ля-ля, ля-ля»

Цель: Развитие умения находить взглядом игрушку, стоящую в одном и том же месте

в) Игра «Где огонек?»

Цель: Развитие умения находить взглядом игрушку, стоящую в одном и том же месте

г) Игра «Где часики? Где куколка?»

Цель: Развитие умения находить взглядом две игрушки, стоящие в одном и том же месте

д) Игра «Наша песенка простая»

Цель: Стимулирование произнесения одних тех же слогов

Утром я встаю,

Песенку пою:

Да-да-да-да!

На-на-на!

Ба-ба-ба!

Жи-жи-жи!

Чух-чух-чух!

Та-та-та!

Ду-ду-ду!

е) Игра «Испечем оладушки»

Цель: Развитие умения понимать движения и повторять их

ж) Игра «Гули»

Цель: Развитие умения понимать движения и повторять их

Прилетели гули, гули-голубочки.

Сели на головку на головку (имя ребенка)

Ты, моя (имя ребенка),

Помаши ладошкой,

Кыш, гули, кыш!

з) Игра «Прятки»

Цель: Развитие умения находить игрушки и предметы при их перемещении

IY этап

коррекционно-педагогической работы

                                                                               (9-12 месяцев)

1. Сенсорное развитие

а) Игра «Корзинка»

Цель: Развитие восприятия предметов, различных по цвету

Материал: пластмассовые овощи и фрукты, коробка и корзинка

б) Игра «Большие и маленькие кубики», «Большие и маленькие шары»

Цель: Развитие восприятия предметов, различных по величине

Материал: два ведерка (большое и маленькое), два набора кубиков (большие и маленькие), гирлянда с большими и маленькими шарами

в) Игра «Кубики и брусочки»

Цель: Развитие восприятия предметов, различных по форме

Материал: грузовик, кубики и брусочки

г) Игра «Большой и маленький зайчики»

Цель: Развитие зрительного предвосхищения

Материал: зайчик большой и маленький, ширма

д) Игра «Петушок»

Цель: Развитие зрительного предвосхищения и восприятия плоскостного изображения

Материал: игрушка  петушок и её плоскостное изображение    

е) Рассматривание книжки

Цель:  Развитие умения рассматривать книжки и картинки

ж) Игра «Зеркало»

Цель: Развитие восприятия отраженного

Материал: крем (на нос, щечки, лоб, подбородок), расческа

з) Игра «Погремушка, погреми», «Птичка, запищи» и т.п.

Цель: Развитие умения извлекать звуки из игрушек и предметов

Материал: маракасы, погремушки, пищалки

и) Игра «Где звучит?»

Цель: Развитие умения находить невидимый источник звучания

Материал: музыкальная игрушка, коробка с крышкой

2. Развитие предпосылок понимания речи и звуковой активности

а) Игра «Кукла и киска в коробке» («Мишка и кубик», «Мячик и машинка» и т.п.)

Цель: Развитие умения находить знакомые игрушки среди других

б) Игра «Катаю мяч», «Одень колечко»

Цель: Выполнение простых поручений

Материал: горизонтальная палочка с колечком, мяч

в) Игра «Найди, принеси, отдай»

Цель: Выполнение простых поручений. Стимулирование произнесения первых облегченных слов

Материал: корзинка с крышкой и знакомые для ребенка игрушки

г) Игра «Топ-топ», «С куклой попляшем», «Покачай куклу»

Цель: Развитие понимания различных действий с игрушками

д) Игра «Соотнесение картинки и игрушки»

Цель: Развитие умения соотносить игрушку с её плоскостным изображением

3. Нормализация движений руки и пальцев рук

а) Игра «Размазываем крем по мисочке»

Цель: Укрепление мышцы руки и пальчиков

Содержание: Размазывать вместе с ребенком крем по дну и стенкам миски

б) Игра «Игра с теплым тестом»

Цель: Укрепление мышцы руки и пальчиков

Содержание: Сделать самое простое теплое тесто. Спрятать на глазах ребенка в тесте шарик и попросить малыша найти его. Искать вместе, месить тесто, шлепать по нему руками, сжимать и разжимать кулачки

в) Игра «Бросание прищепок»

Цель: Стимулирование умения брать игрушки двумя и тремя пальчиками, отпускать их

Оборудование: пластмассовая банка с прищепками, прикрепленными к краям

г) Игра с пальчиковой куклой

Цель: Тренировка противопоставления указательного пальчика

Материал: пальчиковые куклы

4. Развитие действий с предметами

а) Игра «Игрушки вынимаем и вкладываем»

Цель: Развитие умения вынимать игрушки (по просьбе взрослого и самостоятельно)

Материал: ведро с набором геометрических фигур

б) Игра «Опускаем изюм в пластиковую  бутылку

Цель: Развитие умения вкладывать игрушки (по просьбе взрослого и самостоятельно)

в) Игра «Открываем – закрываем коробку»

Цель: Развитие умения открывать – закрывать предметы (по просьбе взрослого и самостоятельно)

Материал: коробка с бубенцами

г) Игра «Сними – надень колечко» (на руку и на пирамидку)

Цель: Выполнение действий по слову взрослого

д) Игра «Вылавливаем шарики из воды»

Цель: Выполнение действий по слову взрослого

е) Игра «Кто спрятался под шляпой?»

Цель: Выполнение действий по слову взрослого

Материал: шляпа и две игрушки (мишка и зайка)

Мишка милый, мишка славный,

Неуклюжий и забавный.

Весь из плюша мишка сшит,

Ватой пышною набит.

Зайчик, ты, зайчик,

Коротенькие ножки,

Сафьяновы сапожки!

5. Развитие двигательной активности

а) Игра «Стук да стук каблучком»

Читайте также:  Ребенок весит в 1 год 8 килограмм

Цель: Тренировка умения входить на лесенку

Стук да стук каблучком,

Это мы наверх идем.

б) Игра ««Стук да стук каблучком»

Цель: Тренировка умения идти вниз  по лесенке

Вниз по лесенке идем,

 Ни за что не упадем.

в) Игра «Иди ко мне!»

Цель: Тренировка  умения идти вперед

Наша деточка идет,

Ни за что не упадет.

Источник

Содержание  коррекционно-развивающей работы с детьми

до  1-года

Содержание коррекционно- развивающей работы с детьми

с интеллектуальной недостаточностью.

1 этап коррекционно- развивающей работы.

                                                (1-3 мес.)

Развитие слуховых ориентировочных реакций

-пропевание потешек: «баю-баюшки-баю».

-колыбельная : «спи-усни мой мальчик».

-музыкальная шкатулка.

Цели:стимулировать малыша прислушиваться к речи взрослого,отвечая  вокализациями и двигательным оживлением. Локализация звука в пространстве. Различать различно-интонируемый голос взрослого. Развивать умение ребенка поворачивать голову к источнику звука.

Развитие зрительных ориентировочных реакций

Игра «посмотри на меня».

Игра «Тюшки-Тютюшки, вот какие ушки, вот какие глазки….»

Игра «Веселая Петрушка песенку поет».

Цели:

-учить прослеживать за предметом в горизонтальной, вертикальной плоскости, по кругу.

-развивать длительное сосредоточение на лице взрослого, выражая при этом различные эмоциональные реакции.

Развитие эмоционально-положительных реакций на общение.

Игра «Наш Ванюшка- Ванюшка….».

Игра «Вздумалось нашей детке…».

Цели:стимулирование сосредоточения, смеха, эмоционального возбуждения на общение с взрослым. Развитие  «комплекса оживления». Формирование чувства защищенности.

Нормализация тонуса  рук, физиологического положения кисти и пальцев руки.

Развитие общих движений.

Массаж рук.

Игра «переборы пальчиков».

Игра «Веселая погремушка». «Поролоновые мячики».

Игры с поглаживанием.

Цели:

-активизация функционирования пальчиков, руки ребенка.

-стимулирование раскрытия кулачка и разведения пальчиков.

-развитие моторно- кинестетических ощущений (удержание головы в положении лежа на животе), ощупывание предмета и  себя руками.

-тренировка опоры на кисти рук.

Нормализация дыхания.

Игра «полежим на боку и попоем».

Игра « в ритме выдоха».

Цели:

-увеличение объема и силы дыхания.

-выработка ритмичности дыхания.

Развитие предпосылок активной речи.

Игра « Гули-голубочки» . «Споем песенку вместе и улыбнемся»

Игра  «Поиграем с губками малыша». « Как нам весело с тобой».

Игра «Звуки».

Цели:

-стимулирование появления звуков гуления в ответ на эмоциональное обращение взрослого.

-активизация губной мускулатуры.

-стимулировать подражательно-мимические способности ребенка за взрослым.

-стимулировать интонационные подражания и вокализации за взрослым.

2 этап коррекционно- развивающей работы.

(3-6мес).

1.Развитие зрительных и слуховых реакций:

а). Игра с наручными куклами

Цель: развивать умение рассматривать свои руки, игрушку на запястье, дотягиваться до нее, ощупывать и совершать изучающие действия. с предметом.

б )Игра «Шуршащая бумага»

Цель: Развивать умение поворачивать голову в сторону невидимого звука и

находить его.

в )Игра « Веселые мальчишки».

Цель: Развитие длительного сосредоточения на лице взрослого и игрушке.

Игра «Ищем музыкальную шкатулку».

Цель: Стимулирование ищущих поворотов головы при длительном звуке.

2. Развитие эмоционально-положительных ответных реакций и эмоционального общения ребенка с взрослым.

а ). Игра с шарфиком.

Цель: Стимулирование «комплекса оживления», развитие ориентировочной реакции, эмоционального общения.

а). Игра «Вздумалось нашей детке…..»

Цель: Стимулирование смеха в ответ на эмоциональное общение.

в). Игра « Смелый пилот».

Цель: Стимулирование смеха в ответ на эмоциональное общение.

3.Нормализация тонуса мышц, физиологического  положения кисти и пальцев рук. Развитие движений руки и общей моторики.

а). Игра «Браслет».

Цель: Развитие умения захватывать другую ручку.

Игра: «Вот погремушка».

Цель: развитие умения захватывать и удерживать предметы и игрушки, протянутые ребенку над рукой.

в). Упражнение «Толкаю мяч».

Цель: Тренировка опоры на кисти рук.

г)Игра «Та-та-та, вот какая красота!»

Цель: Тренировка подползания.

д) Игра с поглаживанием.(стимулирование раскрытия кулачка и разведения пальчиков.

е). Игра «Поролоновые мячики».

Цель: развитие умения захватывать и удерживать предметы и игрушки, протянутые ребенку над грудью.

4. Нормализация дыхания.

а). «Полежим на боку»

Цель: Увеличение объема и силы выдоха.

б). «Дышим и поем».

Цель: выработка ритмичности дыхания.

5.Развитие предпосылок активной речи.

а) Игра «Попоем песенку со мной….»

Цель: Стимулирование певучего гуления в ответ на эмоционально- голосовое воздействие со стороны взрослого.

б).Игра: Заюшка-заюшка, попляши со мной….»

Цель:развитие игры с ручками, с пропеванием потешки. Стимуляция появления лепетных звуков и активной вокализации, а также развитие «комплекса оживления».

в).Игра « с губками малыша».

Цель: развитие тактильных  ощущений у  ребенка, активного желания контактировать с взрослым, произносить лепетные сочетания.

г).Пропевание потешек для ребенка.

Цель: учить прислушиваться к речи взрослого, смотреть в лицо, радоваться общению, улыбаться, повторять звуки.

«Котя-котя-коток, котя, серенький лобок…», «Я, веселая игрушка, я игрушка-хохотушка….», «Поиграй со мной дружок, спой мне песенки……».

План коррекционно — развивающих занятий с детьми.

1 этап речевого развития

           1.Звуковая культура речи.

            Развитие слухового внимания, речевого слуха.

« Кто кричит».  «Кто убежал».  «Кого позовем?» Вместе попоем и попрыгаем».

2.Развитие речевого дыхания: Учить произносить на одном выдохе :ох-ах, охи-ахи.

3. Развитие речевого слуха, силы голоса :громко-тихо кричит курочка, собачка. маленькая и большая собачка. (подражаем правильно).

4.Работа по развитияю звукопроизношения, моторики  арт. аппарата:

Па-па-па Ба-ба-ба Пам-Бам….пу-пу-пу Бу-бу-бу Пум-Бум

2.Развитие мелкой, общей моторики.

-упражнения с пальчиками.

-речь с движениями: ко-ко-ко , не ходите далеко….., дует веселый ветерок…

— собери матрешку.

-сложи такие шары.

-пересыпание фасоли, гороха (мет. Монтесори).

-построим домик для собачки и поиграем с ней.

3. Развитие импрессивной. Экспрессивной речи по лексической теме: «Животные».

-рассматривание игрушечных животных: курочка, собачка, корова.

Цели: учить рассматривать и различать по внешнему виду, подражать голосам и движениям животных. Совершать действия с животными по речевой инструкции.

-чтение детям стихов и потешек о животных.

Цели: учить вслушиваться и понимать текст, запоминать и подговаривать его.

-работа с  однопредметным картинками.

Цели: учить различать на картинках животных, подбирать аналогичную. Развивать зрительное внимание, понимание речи.

-игра в прятки с животными.

Цели: учить детей вступать по собственной инициативе в эмоц. игру, угадывать животных, кот. спрятались, Подражать их крику и движениям, радоваться игре.

4.Сенсорное развитие

-разноцветные кубики ( подбор цвета по аналогии).

-Вкладыши по Пилюгиной (подбор форм по аналогии).

-игра : «поставь на стол коробку, мячик, кубик….»

-построим домик для собачки.

-красивую пирамидку собери.

           5.Развитие внимания, мышления, памяти.

             -Найди, поставь, покажи.   -Что будем делать с предметом?

             -Кто как ходит?    — Куда убежала собачка?

План коррекционно- развивающих занятий с детьми.

1 этап речевого развития

1.Звуковая культура речи.

а).Развитие слухового внимания и речевого слуха.

« Кто к нам прибежал?» « Где гудит машина, найди?»

« Узнай по голосу тетю?» « Где стучит барабан?»

б). Развитие речевого дыхания: учить произносить протяжно слоговые сочетания:па-по-пу, да-до-ду…….

в)Развитие силы голоса и интонац, выразительности речи.

« Маленький Мишка рычит-большой….», «Поет петушок и кричат цыплятки….»

г).Работа по развитию звукопроизношения,  моторики арт. аппарата.(  та-та-та. Ба-ба-ба. Там-Там-Там.-Бам-Бам-Бам.( Палочка стучит. Барабан стучит.)

2. Развитие мелкой, общей моторики.

-речь с движениями: «Я везу, я качу,   я колесами кручу».

-упражнения с пальчиками: « Здравствуй пальчик как живешь, песенки ты мне поешь….», « пальчики здороваются и прыгают»!

-построим машину из кубиков.  — вставим форму в отверстие.

-разноцветная пирамида.   — веселый петушок.

3.Развитие импрессивной, экспрессивной речи.

Лексическая тема: машина.

Читайте также:  Что делать если ребенок не может уснуть ночью 1 год

1.Рассматривание игрушечной машины, ее частей.

Цели: учить различать машину по названию, рассмотреть внешний вид, части: кабина, колеса. Учить различать большую- маленькую машину.

1.Игра: «Покатаем на машине игрушки».

Цели: учить понимать речевую инструкцию и выполнять ее, различать животных и подражать их голосам, радоваться игре и активно взаимодействовать с взрослым.Расширять пассивный и активный словарь: машина, гудит, едет, собачка, упала. поехала…..( звукоподражания: би-би, ав-ав,ду-ду…ух-бух,…)

3.Чтение детям потешек, стихов: « Я колесами кручу, бух упала и молчу….»

« Я тебя покачу, до лесочка довезу….», «Я машинка быстрая, локая,веселая, всех детей соберу и на дворик увезу».

Цели: учить детей понимать тескт, подговаривать слова и звукоподражания, понимать эмоц. выразительность текста и его ритмичность.

4.Соберем машинку из частей ( мягкие детали:кузов, кабина.колеса). и поиграем с ней.

Цели: учить детей составлять из частей целое, обыгрывать постройку, понимать действияи производить их самим. Развивать активную речь, речевой слух.

4.Сенсорное развитие.

-разные цилиндры( м. Монтесори)

-складывание из объемных форм машины.

-построим дорожку из кубиков для собачки и мишки.

-подбери по цвету шарики.

5.Развитие внимания, мышления, памяти.

-Угадай кто убежал?   -Кто это кричит и где? -Кому, что оденем?- Разные домики?

3 этап коррекционно-развивающей  работы с детьми

(6-9 мес.)

1.Сенсорное развитие

а) Игра «Подтягивание воздушных шариков за тесьму».

Цель: развитие восприятия предметов , различных по цвету.

б) Игра «Вышел зайчик погулять»

Цель: развитие зрительного и слухового предвосхищения, эмоциональных реакций и положительного настроя на взаимодействие с взрослым.

В).Чтение потешек.

Цель: умение прислушиваться и различать интонацию голоса.

Ой, люли, ой люли, прилетели журавли, они сели на ворота, а ворота скрип, скрип.

Вы, ворота не скрипите, вы ворота не скрипите, нашу детку не будите!

Г).Игра с водой «Водичка».

Цель: развитие тактильных ощущений, расслабление кисти и пальцев рук.

2.Развитие эмоционально-положительных ответных реакций.

Формирование предпосылок к ситуативно-деловому общению ребенка с взрослым.

А). Игра «Где деточка»

Цель: развитие зрительного и слухового предвосхищения, поддерживание радостного настроения, умение вступать в эмоциональную игру с взрослым.

Б).Игра «Вылавливаем игрушки»

Цель: установление доверительных отношений с взрослым во время игры, привлечение внимание взрослого мимикой, жестом, лепетными звуками, развивать умение взаимодействовать с взрослым.

Г). Игра в «Ладушки». Различные движения с ручками ребенка.

Цель: развитие ярких эмоциональных проявлений, зрительно-моторной координации, активного внимания.

Маленькие крошки, хлопают в ладошки, хлопают в ладошки, ручками трясут!!!

Ой ладушки испечем оладушки, воробышки сели, ам,  оладушки съели и улетели!!!

3.Развитие действий с предметами.

Цель: учить брать предмет и совершать с ним манипулятивные действия.

А).Вынимание и складывание игрушек в емкость.(ведерко,коробка).

Б). Игра «Вот какие глазки».

Цель: учить по подражанию противопоставлять указательный пальчик и направлять его к объекту.

Г).Игра «Постучим палочкой по металлофону».

Цель: учить брать предмет (палочку), по подражанию стучать о другой предмет, прислушиваясь к звуку и  радоваться игре.

4.Развитие предпосылок понимания речи.

Цель: развитие регулирующей роли речи в общении ребенка с взрослым, формирование понимания отдельных слов (связь предмета со словом). Понимание вопроса «Где?»

А).Игра : «Ку-ку». «Где куколка».

Цель: развивать умение соотносить слово с предметом и находить его взглядом.

Развивать умение находить предмет, наблюдая за его перемещением. Узнавание предмета в плоскостном изображении.

« Вот красивая игрушка-наша куколка Катюшка, может хлопать может петь, кто желает посмотреть.»

5.Развитие предпосылок активной речи.

Цель: развивать способность подражать слога лепета (цепочки слогов в речи ребенка). Развивать мелодико-интонационную способность  в речи ребенка.

А).Игра «Подражаем»

Цель: стимулирование произношения цепочки слогов лепета.

Б).Игра «Забавы перед зеркалом»

Цель: пассивная гимнастика органов артикуляторного аппарата.

В) Игра « Мяч».

Цель: учить смотреть на взрослого и произносить слоги по подражанию.

Да-да-да, До-до-до, Ду-ду-ду.

«Мячик Коле покажу, и ладошкой постучу, Ду-Ду-Ду.

Пам-Пам-Пам, поскакал! Опа-Опа- и упал-Бам!».

4  этап  коррекционно-развивающей  работы с детьми

(9-12 мес.)

1.Сенсорное развитие

Игра : «Ай, какой зайчик большой и маленький».

Цель: развивать зрительное и слуховое предвосхищение, познавательную активность,  стимулировать эмоциональные проявления.

 2.Игра: «Поиграй с предметом»

Цель: учить вынимать предмет из емкости и вкладывать его. Учить ребенка захватывать предмет, вынимать, рассматривать, действовать с ним( стучать, крутить, переворачивать, бросать, поднимать и вкладывать в емкость.Развивать познавательную  активность, умение действовать с предметами разной величины и формы.

3.Игра: «Рассматривание на плоскостном изображении лица различных кукол!»

Цель: развивать активное внимание, зрительное предвосхищение, рассматривание  и различение  различных  образов (кукол)  и частей лица.

2.Развитие эмоционально-положительных реакций. Формирование предпосылок к ситуативно-деловому общению ребенка с взрослым.

А) Игра: «Показ заводной игрушки Петушок».

Цель: учить рассматривать объект в движении, радоваться игре с ним, тянуться и захватывать объект и действовать с ним (брать, крутить, стучать, давать взрослому, изучать свойства объекта).

Б). «Экскурсия с ребенком по комнате».

Цель: учить ориентироваться в комнате, выделять значимые объекты по названию, развивать интерес к окружающему миру, познавательную активность.

Г). « Игра с зеркалом».

Цель: учить рассматривать себя в зеркало, радоваться , смеяться, строить гримасы, подражать мимике взрослого. Развивать эмоциональные проявления в игре.

3.Развитие действий с предметами.

Игра «Веселые кубики»

Цель: учить целенаправленно действовать с предметами ( кладем в коробку кубики). Учить закрывать крышку у коробки. Развивать моторику рук, зрительно- моторную координацию.

Игра: Оденем колечко на стержень»

Цель: учить  захватывать предмет, нанизывать на стержень, снимать со стержня колечко. Развивать положительные эмоции при взаимодействии с взрослым, самому инициировать контакт, и ждать результат. Развивать доверие к взрослому.

Игра: «Разные, красивые баночки».

Цель: учить вкладывать одну баночку в другую. Радоваться полученному результату и общению с взрослым. Развивать речевую активность ребенка.

4.Развитие мелкой и общей моторики.

Игра «Игры с пальчиковой куклой»

Цель: учить сгибать пальчик, одевать куклу на пальчик, играть с нею.

Б). Игра: «Соберем шарики»

 Цель: учить брать предмет двумя пальчиками, складывать в коробку. радоваться полученному результату.

Г). Игра: «Подойдем к мячику».

Цель: развивать умение самостоятельно ходить, брать предмет и действовать с ним.

Игра: «Веселая лошадка»

Цель: учить сидеть и качаться без помощи взрослого на лошадке.

4.Развитие мелкой и общей моторики.

А) Игра: «Пальчик-мальчик».

Цель: укрепление мышцы руки и  пальчиков.

«Пальчик-мальчик, где ты был, с этим братцем, в лес ходил!

С этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел!»

Б). Игра: «Вот какие глазки, носик, ротик»!

Цель: тренировка противопоставления указательного пальчика.

5.Развитие предпосылок понимания речи.

Задача: развитие регулирующей функции речи, увеличение объема понимаемых слов.

А). Игра: «Ку-ку, где куколка?».

Цель: развивать умение находить игрушки и предметы при их перемещении.

« Вот красивая игрушка- наша куколка Катюшка, может хлопать может петь. Кто желает посмотреть?».

Б). Рассматривание игрушки и ее плоскостного изображения.

Цель: учить понимать вопрос  «Где?» И находить игрушку.

6 .Развитие предпосылок активной речи.

А).Игра: «Поиграем-попоем»

Цель: стимулирование повторного произношения слогов лепета. Развивать мелодико-интонационную способность речи, активное использование жеста при общении с педагогом.

Б.) Игра: «Веселое зеркало, поиграем с ним».

Цель: развивать подражательно-мимические способности, тренировать органы арт. аппарата, учить соотносить слово с действием.

В). Игра: «Веселый мяч».

Цель: учить повторять слоги по подражанию: да-да-да, до-до-до, ду-ду-ду.

Наблюдать за игрой с мячом и повторять их самостоятельно.

Понимать речь педагога и подговаривать ее.

« Мячик Саше покажу, и ладошкой постучу: Ду-Ду-Ду!

Пам-пам-пам, поскакал! Опа-опа и упал!»

Источник