Коррекция развития ребенка с умственной отсталостью
Ирина Седова
Направления коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью в рамках внедрения в процесс обучения ФГОС
Процесс обучения и воспитания в школах VIII вида носит коррекционную направленность.
Коррекционная работа представляет собой систему психолого — педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии умственно отсталых школьников.
Ребенок с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей.
Обучающиеся с неосложнённой формой умственной отсталости приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но в повседневной практике умеют поддерживать беседу, используя несложные предложения. Обладают независимостью в уходе за собой. Основные затруднения проявляются в сфере школьном обучении, особенно в овладении чтением, письмом, элементарной математикой. Отмечается заметная эмоциональная, личностная, социальная незрелость, нарушения адаптивного поведения в виде расторможенности, дурашливости. Более заметны успехи в области практической деятельности, включая малоквалифицированный ручной труд.
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)обеспечивается:
выделением пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
введением учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира;
овладением разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;
возможностью обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися;
психологическим сопровождением, направленным на установление взаимодействия семьи и организации;
постепенным расширением образовательного пространства, выходящего за пределы организации.
Обучение в коррекционной школе имеет решающее значение для развития умственно отсталых детей и их реабилитации в обществе. Установлено, что наибольший эффект в их развитии достигается в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции, т. е. исправление присущих этим детям недостатков.
Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведет его за собой», а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание. (Л. С. Выготский, 1985)
Таким образом, принцип коррекции заключается в исправлении недостатков психофизического развития умственно отсталых детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. В результате применения коррекционных приемов обучения одни недостатки у обучающихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своем развитии. Чем больше умственно отсталый ребенок продвигается в развитии, тем успешнее он будет овладевать учебным материалом, т. е. развитие обучающихся и обучение их на основе принципа коррекции – это два взаимосвязанных процесса.
Исправление недостатков развития у обучающихся коррекционных школ происходит медленно и неравномерно, поэтому учителю обычно бывает трудно заметить изменения в развитии мыслительных процессов у обучающихся, в формировании волевых и других качествах личности. Педагог хорошо знает, как каждый ученик усвоил тот или иной учебный материал, но этого недостаточно для характеристики уровня его продвижения в развитии.
Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий.
Коррекции подлежат не только недостатки психофизического развития, общие для всех умственно отсталых школьников, но и недостатки, характерные для тех или иных учеников (индивидуальная коррекция). Индивидуальная коррекция обусловлена тем, что основной дефект у умственно отсталых детей проявляется неодинаково. В обучении это наблюдается в значительных различиях в уровне овладения знаниями, умениями и навыками разными учениками и в неравномерном продвижении их в умственном и физическом развитии.
Для осуществления индивидуальной коррекции необходимо выявление затруднений, испытываемых учениками в обучении различным предметам и установление причин этих затруднений. На основе этого разрабатываются меры индивидуальной коррекции.
Общая и индивидуальная коррекция осуществляется практически на одном и том же учебном материале и почти в одно и то же время. Общая коррекционная работа проводится обычно фронтально, индивидуальная коррекция – с отдельными учениками или с небольшой группой. В классе может быть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. При фронтальной работе целесообразно проводить индивидуальную коррекцию попеременно, фиксируя внимание или дополнительно работая то с одним, то с другим учеником.
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы заключается в формировании у учащихся волевых качеств личности, в воспитании эмоций, в том числе эмоционально-волевых компонентов поведения, что отражается и в учебе, и в труде, и в отношении к своим товарищам, учителям
Основные направления коррекционной работы с обучающимися неосложнённой формы умственной отсталости:
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-развитие навыков каллиграфии;
-развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекцияотдельных сторон психической деятельности:
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие зрительной памяти и внимания;
-формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина.)
-развитие пространственных представлений и ориентации;
-развитие представлений о времени;
-развитие слухового внимания и памяти;
-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3.Развитие основных мыслительных операций:
-навыков соотносительного анализа;
-навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
-умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-умения планировать деятельность;
-развитие комбинаторных способностей.
4.Развитие различных видов мышления:
-развитие наглядно-образного мышления;
-развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями.)
5. Коррекциянарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
-развитие навыков адекватного общения.
6. Развитие речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Одной из основных форм организации учебного процесса является урок, который позволяет организовать не только учебно-познавательную деятельность обучающихся, но и осуществлять коррекционно-компенсирующую направленность обучения, включающего
• комплексное воздействие на обучающихся, целью которого является активизация речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности;
• использование «зоны актуального развития», проектирование «зоны ближайшего развития»;
• формирование и развитие положительной мотивации учебно-познавательной деятельности;
• осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;
• практическое освоение умений коллективной деятельности и навыков социального поведения;
• использование охранительно-педагогического режима обучения.
Содержание уроков определяется Программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и учебным планом ОУ и зависит от особенностей психофизических особенностей ученика.
В своей работе педагогам необходимо использовать как общепедагогические методы и приёмы обучения, так и специальные, отбор и сочетание которых отвечает специфике коррекционной работы. Например, на начальном этапе изучения нового материала ведущими могут быть наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения, рассказа или беседы, а позднее – словесные методы занимают ведущее место, но при этом дополняются наглядными или практическими методами.
При выборе методов для коррекционной работынеобходимо учитывать:
• предпочтение отдается методам, которые помогают наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для учащихся виде, в соответствии с особенностями их развития;
• при отклонениях в развитии нарушено развитие речи, это означает, что на начальных этапах обучения невозможно использовать словесные методы в качестве ведущих;
• отклонения в умственном развитии приводят к преобладанию наглядных видов мышления, затрудняют формирование словесно-логического мышления, что значительно ограничивает возможность использования в образовательном процессе логических методов; с учётом не только отдалённых коррекционно-образовательных задач, но и ближайших конкретных целей обучения.
Так, для достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта, необходимо применение элементов личностно-ориентированных, игровых и коммуникативных технологий, технологий развивающего и проблемного обучения, метода проекта.
Их применение позволяет педагогу, работающему в системе специального образования, использовать наглядность как средство более полного и глубокого осмысления и усвоения содержания учебного материала обучающимися.
Поэтому, очень важно применять в своей работе не только разнообразные таблицы, схемы и т. д., предлагаемые современными издательствами, но и разработанные авторские пособия, которые позволяют школьнику получить максимально полную информацию об объекте, с использованием всех сохранных анализаторов.
Одним из важных средств реализации наглядно-практических методов обучения в специальном коррекционном образовании является дидактический материал, который предназначен для практической деятельности ребёнка с расчётом на максимально возможную степень самостоятельности. Его применение в ходе проведения урока или выполнения домашнего задания вызывает живой интерес обучающихся, обеспечивает мотивацию учения, повышает эмоциональный настрой, обеспечивает взаимосвязь умственной работы с практической деятельностью, формирует необходимые умения и навыки по предмету.
Для развития мыслительных операций школьников, создания представлений об объектах, явлениях окружающей действительности, поэтапного формирования умственных действий, обобщения изученного учебного материала, особую значимость приобретает использование такого средства наглядности, как моделирование. Моделирование — наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и др.).
Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок — кашкой для куклы, а он сам — папой, шофером, космонавтом).
В настоящее время получили распространение технические средства обучения, применение которых играет важную роль для коррекции и компенсации недостатков развития обучающихся: позволяет знакомить учащихся с окружающим миром во всем его многообразии, рационально использовать учебное время, создавать действенные мотивы к получению знаний и их использованию в практической деятельности.
Большое внимание на уроках уделяется самостоятельной работе с раздаточным материалом, который подбирается индивидуально для каждого ученика с учетом сложности заданий.
Таким образом, урок направлены на практическую подготовку умственно отсталых детей к самостоятельной жизни, на повышение уровня их общего развития.
Коррекционная работа с умственно отсталыми обучающимися проводится не только в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении). А так же в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционноразвивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой); и в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Психологическое обеспечение образовательного процесса осуществляет педагог-психолог.
Основными направлениямидеятельности психолога являются:
1. Диагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета воспитанников; определения путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
2. Коррекционно-развивающая работа ориентирована на познавательную, эмоционально- личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей.
Педагог-психолог реализует коррекционно – развивающие программы,включающие в себя следующие блоки: коррекция психомоторной, сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов.
Коррекцию речевых недостатков и формирование речевых средств коммуникации осуществляет учитель-логопед.
Цель работы учителя – логопеда – восполнение пробелов звуковой, лексико-грамматической сторон речи, развитие коммуникативных навыков у учащихся, коррекция недостатков письменной речи.
Социальную помощь, связь с родителями, их представителями, органами социальной защиты, здравоохранения, занятости населения и другими осуществляет социальный педагог. С целью профилактики асоциального поведения учащихся социальный педагог проводит специальные занятия по правовому просвещению учащихся.
Медицинские работники оказывают помощь педагогическим работникам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся, с учетом здоровья и особенностей их развития, дают рекомендации по медико-педагогической коррекции.
Таким образом, все специалисты ОУ активно включаются во все сферы образовательного процесса в рамках психолого-медико-педагогической коррекции.
Источник
Дети с нарушением интеллекта с ранних лет отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Их развитие характеризуется низкими темпами и качественными особенностями.
К началу школьного возраста у детей с нарушением интеллекта не формируется новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Если ребенок в конце раннего возраста позиционирует себя как «большой», то дошкольник к семи годам начинает считать себя маленьким. Ребенок понимает, что для того, чтобы адаптироваться в окружающем мире, необходимо много учиться. Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, т.е. пойти в школу, выполнять более значимую для него деятельность – учебную.
Школьники с нарушением интеллекта испытывают большие трудности при воспроизведении последовательности событий, особенно исторических событий в их хронологической последовательности.
У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития. При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение.
У школьников с умеренной умственной отсталостью значительно нарушено мышление.
Основные недостатки мышления детей с умеренной умственной отсталостью (младший школьный возраст):
Тугоподвижность. Характеризуется снижением мыслительной активности; длительность решения мыслительных операций часто не приводит к продуктивному решению;
Инертность. Не умеет полученные мыслительные навыки перенести в другие условия. Даже при незначительном изменении условий, дети воспринимают задачу, как новую;
Конкретность. Сложно обобщать. Недостаток абстрактного мышления;
Беспорядочность, бессистемность представлений и понятий.
Тугоподвижность, инертность, недостаточная гибкость и конкретность мышления умственно отсталых детей приводит к тому, что каждая вещь и каждое событие получают для него свое особое значение, что они даже при незначительном изменении условия за дачи, воспринимают ее как новую, а усвоенный опыт затрудняются использовать в новых условиях.
Учитывая особенности развития мышления у учащихся с умеренной умственной отсталостью ведущим довольно долгое время, на протяжении всего школьного обучения, остается наглядно-действенное мышление. Это приводит к тому, что в учебной деятельности дети долго заменяют умственные действия на более простые — предметные или мнестические. Несмотря на это учащиеся данной категории при выполнении заданий испытывают трудности. Так, им, как и дошкольникам, трудно сложить несложную разрезанную картинку или правильно заполнить доску Сегена. У учащихся младших классов с умеренной умственной отсталостью недостаточно развиты практические действия, что связано с определенными трудностями, вызываемыми неполноценностью чувственного познания и нарушениями моторной сферы. В этом возрасте действия детей с предметами часто носят импульсивный характер, не связаны с мыслительной задачей и не имеют познавательного значения.
Развитие правильного мышления у детей с умеренной умственной отсталостью — трудная задача. Она достигается с помощью специально разработанных олигофренопедагогикой приемов обучения.
Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с различными нарушениями нервно- психического развития. Коррекция развития учащихся с умеренной умственной отсталостью, особенно младшего школьного возраста, должна осуществляться преимущественно в тех видах деятельности, которые характерны для детей раннего и дошкольного возраста: предметно – практическая деятельность умственно отсталых детей на всех уроках. В предметно – практической деятельности учащиеся вспомогательной школы могут овладевать знаниями и умениями в такой степени, чтобы были осуществлены принципы сознательности и доступности обучения.
Целенаправленные занятия по формированию мышления существенно изменяют способы ориентировки младших школьников в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Учащиеся начинают ориентироваться не только на цель, но и на способы достижения ее. А это меняет их отношение к задаче, ведет к оценке собственных действий и разграничению правильных и неправильных. У школьников формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости.
Более подробно остановимся на видах коррекционной работы с детьми умеренной умственной отсталости младшего дошкольного возраста.
Для развития крупной и мелкой моторики используются такие упражнения как:
- Растопырить пальцы – сжать в кулак – разжать;
- Работа с пластилином;
- Перекладывать вещи из одного места в другое;
- Пройти по прямой начерченной педагогом линии;
- Пробежать, неся в руке какой-то предмет;
- Работа с меловой доской и т.д.
Для развития памяти и внимательности педагог предлагает детям работу со следующими упражнениями:
- Работа с изображениями.
Педагог раскладывает их на столе, отсчитывает несколько секунд, а затем убирает. Ребенок по памяти называет увиденные им картинки;
- Психолог задает несложные вопросы детям.
Например, «Что ты ел на завтрак?» или «Сколько у тебя братьев/сестер?». Так ребенок будет совершенствовать свою память;
- Несколько ударов воспитателем в ладоши.
Ребенок должен запомнить и назвать их количество;
- Ритмичный стук карандаша о стол.
Обучающийся его повторяет. Так улучшается память и развивается чувство ритма;
- Педагог проделывает какое-нибудь несложное движение, а школьник это повторяет.
Для того, чтобы определить быстроту движения ребенка педагогу рекомендовано использовать следующие упражнения:
- Убрать руки за спину по команде;
- Быстро вытереть доску или убрать учебный материал;
- Педагог показывает картинки в достаточно быстром темпе. Ребенок должен успевать называть видимые изображения;
- Быстрое движение рук по согласно команде.
Для различения предметов по их свойствам детям рекомендовано предлагать такие упражнения как:
- Педагог показывает предмет любого цвета из геометрической мозаики и просит ребенка найти вещи такого же. То же самое с формой вещи, ее размером и т.д.;
- Складывание кубиков в коробку, их группирование по цветам, форме и т.д.;
- Педагог учит ребенка названиям цветов, постепенно добавляя наименования оттенков.
Для особо беспокойных детей также существуют конкретные упражнения:
- Очень важные упражнения для импульсивного ребенка. Чередовать их нужно с обычными коррекционными заданиями. Спокойно посидеть несколько секунд;
- Игра в «молчанку» хорошо способствует развитию усидчивости ученика;
- Бесшумные действия (встать, сесть и т.д.);
- Без единого звука принести предмет, который попросит педагог.
То, к чему приведут упражнения по коррекции, напрямую зависит от качества и частоты их выполнения, а также степени умственной отсталости. Если у ребенка легкая форма этого недуга, прогнозы благоприятны. Большинство таких детей способны учиться в общеобразовательных школах и даже достигать неплохих результатов при обучении в ВУЗах. Однако при тяжелой степени УО на получение нужного эффекта уйдет гораздо больше времени. Причина этому – аномалии мозга или другие врожденные патологии, которые нередко встречаются у детей с более серьезной формой умственной отсталости. Людям с особенно тяжелой умственной отсталостью понадобится помощь и поддержка на протяжении всей жизни.
Список использованной литературы:
- Маклаков А. Г. Общая психология. [Электронный ресурс] — СПб.: Питер, 2000. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). С.298-331.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
- Обучение детей с особыми образовательными потребностями: Методические рекомендации для педагогов по организации работы с детьми, имеющими отклонения в развитии / Н.Э. Логинова, Е.А. Гильдинберг, Л.Б. Русанова. — Омск: ООИПКРО, 2003.
- Операции мышления // Психология и педагогика [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ido.rudn.ru/ffec/psych/ps7.html.
- Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы: / Под ред. Ж. И. Шиф. — М.: Просвещение, 1965 г. — 343 с.
Источник