Коррекция развития ребенка с нарушенным зрением
Кирсанова Светлана
Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с нарушением зрения
Профессиональная коррекция нарушений развития детей в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения – это планируемый и особым образом, организуемый процесс,основу которого составляют принципиальные положения:
— коррекционная работа включается во все направления деятельности Учреждения;
— содержание коррекционной работы – это система оптимальной комплексной (педагогической, психологической, медицинской) поддержки, направленной на всестороннее развитие, коррекцию и компенсацию имеющихся у детей с нарушением зрения недостатков развития, обусловленных степенью и характером зрительного дефекта.
Прием детей в Учреждение осуществляется на основании направления врача-офтальмолога, медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка и заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
В соответствии с ФГОС ДО коррекционнаяработа в Учреждении направлена на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития детей с патологией зрения, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с нарушением зрения Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа осуществляется в соответствии с Программой специальных образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л. И. Плаксиной «Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду».
Цель коррекционной работы: стабилизация всего хода психофизического развития ребенка с нарушением зрения и успешная интеграция в общеобразовательную школу и общество сверстников.
Задачи :
— формировать навыки социально-адаптивного поведения, которое позволяет быть адекватным и самостоятельным в разных бытовых и простейших социальных условиях;
— формировать у детей представления о своих зрительных возможностях и умение пользоваться нарушенным зрением;
— формировать умение получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;
— обучать использованию получаемой полисенсорной информации в предметно- практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.
Принципы организации коррекционной работы,
рекомендованные Плаксиной Л. И. и Фомичевой Л. В.
— принцип превентивной направленности, которая решает задачи опережающего характера для предупреждения появления отклонений в психофизическом развитии детей с ОВЗ;
— принцип пропедевтической роли коррекционной работы, который имеет большое значение для введения ребенка в различные виды деятельности: игру, занятия, труд и другие;
— принцип преобразующей, трансформирующей роли коррекционной работы. Сущность его состоит в формировании новых обходных способов ориентации в окружающей действительности, когда недостаточность зрения восполняется за счет полисенсорных связей сохранных анализаторов, усиления регулирующей роли речи, мышления, памяти, т. е. когда активизируется и расширяется роль и значение других психических функций;
— принцип оптимальной информационной направленности коррекционной работы. Реализация данного принципа основывается на информативной обеднённости познавательного процесса и имеющемся разрыве между ребенком и его окружением. Предоставление информации в форме, доступной для ребенка, является важным условием успешности его социальной адаптации. Критерием доступности и целесообразности информационного содержания коррекционной работы является его адекватность познавательным возможностям ребенка с нарушенным зрением. В результате соответствующей коррекционной работы у ребенка возрастают адаптивные качества.
— принцип единства педагога и ребенка, он включает в себя такие критерии,как:
1. адекватность содержания психолого-педагогического воздействия состоянию и уровню психофизического развития ребенка с ОВЗ;
2. оптимальная направленность коррекционной работы и её процессов на достижение объективно оправданных целей;
3. обеспеченность практическим взаимодействием, приводящих ребенка к осознанию своих потенциальных возможностей. Педагог внимательно изучает ребенка в процессе организованной деятельности, которая строится на основе его интересов, склонностей и психических возможностях. При этом педагогу важно использовать все способности ребенка, и это является принципиальной основой нормализации и стабилизации его психического развития. Эмоциональный комфорт ребенка в большей мере зависит от степени его доверия к педагогу как главному посреднику между ним и окружающей действительностью.
Основными особенностями подхода к организации коррекционного и образовательного процессов являются:
-учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;
-комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;
-модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения при соблюдении дидактических требований соответствия содержания обучения познавательным возможностям детей;
-дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных наглядных пособий, тифлотехнических и оптических средств коррекции, в условиях уменьшенной наполняемости групп и применения методики индивидуально-подгруппового обучения;
-система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушением зрения;
-создание офтальмогигиенических условий в групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка.
Особенности организации коррекционной работы
• Во все общеобразовательные занятия включаются упражнения для активизации зрительного анализатора и развития зрительного восприятия (выделение формы, цвета, величины, пространственного положения предметов и др.). В процессе таких упражнений дети учатся сравнению, узнаванию, классификации предметов по их основным признакам.
• Все виды деятельности детей, помимо общеобразовательных задач пронизаны задачами коррекции зрения и развития зрительного восприятия.
• Обязательно учитываются индивидуальные особенности и зрительные возможности каждого ребенка, осуществляется дифференцированный подход.
• На индивидуальные занятия допускается брать детей с общеобразовательных занятий, учитывая их индивидуальные особенности, уровень знаний и достижений. Такая организация обеспечивает исключение превышения учебной нагрузки на ребёнка.
Продолжительность подгрупповых коррекционных занятий у специалистов зависит от возраста, индивидуальных особенностей детей и составляет от 15 до 30 мин., индивидуальных – от 10 до 20 мин. Частота их проведения определяется характером зрительных нарушений, вторичных отклонений, индивидуальных особенностей детей.
• В режиме дня предусмотрено время для коррекционной работы по тренировке зрительных функций, которые проводятся 2 раза в день в первую и вторую половину дня. Коррекционный материал и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребенка в соответствии со зрительной нагрузкой, которую определяет врач-офтальмолог. В содержание коррекционных занятий входят не только механическая тренировка зрительных функций глаза, но и развитие зрительного восприятия, ориентировки на микроплоскости, развитие мелкой моторики, самостоятельности, творческих способностей (например, плетение ковриков, штриховка, составление узоров, выкладывание из мозаики, нанизывание бус и т. д.).
• В образовательном процессе наряду с наглядными и словесными методами педагоги используют полисенсорный метод,который предполагает возможность максимально использовать сохранные анализаторы: слух, остаточное зрение, тактильно-вибрационные ощущения ребенка.
• Особое внимание педагоги уделяют изготовлению и подбору специфических наглядных пособий, отвечающим требованиям тифлопедагогики (четкость, яркость, контрастность цветовой гаммы, контурное и силуэтное изображение предметов, по возможности – объемные, с использованием натуральных материалов и фактуры). Широко используются зрительные ориентиры.
• Быстрая утомляемость детей с нарушением зрения требует смены видов деятельности, использования различных форм и способов организации. В середине периода непрерывной образовательной деятельности проводится физминутка.
• Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастикас использованием игровых и речедвигательных элементов. Она проводится несколько раз в течение дня по 3-5 минут, а также во время проведения любой образовательной деятельности через каждые 10-15 минут непрерывной зрительной нагрузки.
•Педагоги создают щадящие офтальмо-гигиенические условия: правильное освещение, размещение детей в зависимости от дефекта зрения, требования к наглядным пособиям, минимум статических поз, использование сохранных анализаторов, включение игр и упражнений на развитие зрительно-двигательных функций и другое.
• Объединение лечебно-восстановительного и коррекционно-педагогического процессов является основным принципом работы детского сада компенсирующего вида.
• Коррекционно-развивающаяработа осуществляется в двух направлениях:
1. Специально организованная коррекционная деятельность (узкие специалисты)
2. Включение коррекционных упражнений во все виды образовательной деятельности (воспитатели).
Таким образом, система коррекционной работы предусматривает комплексный многосторонний подход к развитию детей с нарушением зрения и включает активное взаимодействие воспитателей, специалистов (дефектолог, логопед, психолог и др., медицинских работников, а также родителей воспитанников.
Источник
Ахметшина Илюса
Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в группах компенсирующего вида
В последние годы в нашей стране развернулась значительная сеть специализированных детских садов и групп компенсирующего вида для детей, страдающих различными глазными заболеваниями.
В нашем детском саду функционируют две специализированные группы для детей с нарушением зрения. Эти группы посещают дети, имеющие различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Самыми распространенными диагнозами являются: дальнозоркость с косоглазием (чаще всего со сходящимся, дальнозоркий астигматизм, близорукость. Все чаще в детский сад стали приходить дети с более сложными диагнозами, например, такими как: отслоение сетчатки, амблиопия высокой степени, блефароптоз, есть дети-инвалиды по зрению.
Имеющийся опыт организации лечебно-восстановительной работы в детском саду показывает, что эффективность лечения в таких группах выше, чем в кабинете охраны зрения при детской поликлинике. Это объясняется системностью лечения и сочетанием его с коррекционно-педагогической работой:
• Коррекция – в переводе означает “исправление”. Врач-офтальмолог, в поликлинике, проводит прием и осмотр детей с нарушенным зрением, уточняет и назначает лечение; определяет зрительную нагрузку для каждого ребенка и направляет в группу компенсирующего вида. Дети получают лечение в нашем детском саду, в специально организованном ортоптическом кабинете, с помощью современной лечебно-медицинской аппаратуры: (ПОТ – периометрический офтальмологический тренажер, предназначен для лечения амблиопии, для улучшения глазодвигательных функций; ЛКА-1, предназначен для лечения всех видов косоглазия и восстановления бинокулярного зрения; электростимулятор – для тренировки мышц аккомодации) и др.
• Учитель –дефектолог использует на занятиях методики, которые направлены на коррекцию нарушения зрительного восприятия основных свойств предметов и изображений (формы, размера, цвета) в условиях различной адаптации и пространственной локализации. Эти методики реализуются с помощью специальных психофизиологических стимуляторов, позволяющих варьировать форму, цвет, размер, яркость, контраст и менять условия стимуляции (адаптацию, фиксацию, частоту и время).
Основные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения
1. Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки): повышение остроты зрения. Это различные мозаики, домино, лото, бусы, обводка, т. е. фиксация и работа с мелкими предметами. (Детям с близорукостью нагрузки не давать вообще или соблюдать осторожность).
2. Тренировка сетчатки глаза. Упражнения с цветными предметами – яркими, крупными. Формирование цветоразличения основных цветов и оттенков.
3. Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения.
4. Развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации): использовать красную точку на белом фоне. Смотреть, видеть, напрягать зрение. Восстановление пространственной локализации.
5. Выработка бинокулярного зрения.
6. Развитие стереоскопического зрения.
Организация коррекционно-педагогической работы
При поступлении детей в группу с нарушением зрения учитель-дефектолог тщательно изучает и анализирует анамнез каждого ребенка, беседует с родителями; по рекомендациям врача-офтальмолога определяет индивидуальную зрительную нагрузку; проводит первичную диагностику уровня развития зрительного восприятия. Итогом такой предварительной работы является составление плана индивидуальной работы по развитию зрительного восприятия с каждым ребенком, который основывается на зрительном диагнозе, уровне развития и самостоятельности при выполнении заданий.
Методологической основой коррекционно-педагогического процесса являются программа для детей с нарушением зрения под редакцией Л. И. Плаксиной. Если говорить о коррекционно- педагогическом процессе в целом, то он строится так, чтобы повысить остроту зрения детей и закрепить достигнутые результаты по устранению косоглазия и амблиопии. Вся учебно-воспитательная и коррекционная работа осуществляется в условиях тесной взаимосвязи и слаженной работы всех педагогов и специалистов (учителя-дефектолога, воспитателей, инструктора по физической культуре, воспитателя по изобразительной деятельности, учителя-логопеда, работающих с этими детьми.
С этой целью в начале учебного года учителем –дефектологом составляется памятка “Рекомендации по проведению коррекционной работы в группе с нарушением зрения”. В ней фиксируется следующие индивидуальные данные на каждого ребенка:
• Зрительный диагноз и диагноз сопутствующего заболевания;
• Зрительные нагрузки, тренировочные упражнения, преследующие лечебные цели;
• Практические рекомендации педагогам при реализации коррекционно-педагогических задач в разных видах деятельности;
• Необходимые ограничения, записываются их характер и срок, на который они установлены;
• Группа здоровья по зрению и по физкультуре отдельно;
• Офтальмологические требования при работе с наглядностью.
Вышеперечисленные рекомендации выполняются всеми педагогами, работающими с этими детьми.
Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия ведется в сочетании с фронтальной и подгрупповой работой. Специфичной частью этих занятий является, во-первых, зрительная гимнастика. Так, с детьми, имеющими расходящееся косоглазие, используется упражнение на усиление аккомодации (взор вниз и в близь). Во- вторых, строгий учет офтальмологических требований при работе с наглядностью.
В конце учебного года учителем-дефектологом проводится вторичная диагностика зрительного развития. Целью, которой является выявление результативности работы по развитию зрительного восприятия ребенка и при необходимости коррекция плана индивидуальной работы по развитию зрительного восприятия.
Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно –педагогической работы по развитию зрительного восприятия
Обучение и воспитание в нашем детском саду для детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно- восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения этих задач зависит от того, как тесно они будут взаимосвязаны. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, т. к. неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.
Например, в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения по рекомендации врача-офтольмолога на занятиях детям необходимо дать задания по нанизыванию бус,в шнуровке, обводке через кальку контурных изображений, выкладыванию из мозаики, из счетных палочек.
Младшим детям для обводки давать простые крупные предметы (шар, мяч, яблоко и т. д.). Детям постарше — сюжетные картинки. В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому при рисовании и для обводки следует использовать трафареты, контурные изображения. Во время индивидуальной работы необходимо включать упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). Например, “Найди такой же предмет”, “Подбери одинаковые предметы”, “Что от тебя ближе, дальше”, “Составь из частей целое” и др. В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по основным признакам.
В период плеоптического лечения детей младшего возраста можно использовать игры с матрешками, пирамидками, игрушками-вкладышами, например, “Собери матрешку”. Использование игр, в которых дети составляют из частей целое (матрешки, разрезные лото) заставляют детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания. Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты.
Например, на картинке изображены различные животные, от каждого из них отходят линии, дети прослеживают по линиям и в конце линии обнаруживают изображение того, чем питаются животные: коза любит капусту, заяц – морковку и т. д.
Самое главное, важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от состояния зрения и периода восстановительного лечения. Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и их изображения даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см., т. к. у детей с нарушениями зрения страдает и развитие мелкой моторики рук. Все данные об индивидуальной зрительной нагрузке для каждого ребенка должны быть записаны в особой тетради здоровья.
Для активизации зрения с косоглазием в период плеоптического лечения можно использовать такой интересный методический прием, как дидактические игры с электрифицированными игрушками, например, с лазерным фонариком “Где зажегся фонарик”, в том числе авторские пособия: “Разноцветные электрические огоньки” (с какого цвета началось включение и каким цветом закончилось, “Экран заданий” (при правильном ответе загорается световой сигнал или раздается звуковой сигнал). В период восстановления остроты зрения важно систематически упражнять амблиотичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений. В зависимости от рефракции (близорукости или дальнозоркости) система работы по повышению остроты зрения неодинакова. При дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка и применяются пособия и материалы более мелкого размера. При близорукости не допускается зрительная нагрузка и пособия даются крупного размера.
В период ортоптического лечения (развития фузии- слияния двух изображений в одно) косоглазия очень важно провести специальную подготовку к лечению на синоптофоре. Для этого используются такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое. Например, на листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений и даны вырезанные из цветной или черной бумаги точные копии этих изображений, дети должны наложить их на нарисованные изображения.
В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. Для этого можно использовать игры типа “Прокати шар в ворота”, “Попади в цель”.
В период выработки стереоскопического зрения (развития трехмерного видения) особенно эффективны настольные игры “Футбол”, “Бильярд”, “Набрось кольцо”, а также игры с разными конструкторами, мозаиками.
Говоря о результатах коррекционно- педагогической работы на занятиях по зрительному восприятию, хочется отметить, что, после четырехлетнего пребывания в специализированной группе с нарушением зрения, у всех детей повысилась острота зрения, улучшилась клиническая картина офтальмологического заболевания, некоторым из них даже отменили ношение очков. В то же время, был отмечен высокий уровень подготовленности детей к обучению в школе, вследствие того, что у них посредством целенаправленных ежедневных занятий были развиты такие важные психические процессы, как произвольное зрительное внимание, память, наглядно-образное мышление, воображение; сформированы следующие качества характера: аккуратность, усидчивость; развита мелкая моторика.
Источник