Коррекция развития ребенка с нарушенным зрением

Коррекция развития ребенка с нарушенным зрением thumbnail

Кирсанова Светлана
Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с нарушением зрения

Профессиональная коррекция нарушений развития детей в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения – это планируемый и особым образом, организуемый процесс,основу которого составляют принципиальные положения:

коррекционная работа включается во все направления деятельности Учреждения;

содержание коррекционной работы – это система оптимальной комплексной (педагогической, психологической, медицинской) поддержки, направленной на всестороннее развитие, коррекцию и компенсацию имеющихся у детей с нарушением зрения недостатков развития, обусловленных степенью и характером зрительного дефекта.

Прием детей в Учреждение осуществляется на основании направления врача-офтальмолога, медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка и заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

В соответствии с ФГОС ДО коррекционнаяработа в Учреждении направлена на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития детей с патологией зрения, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с нарушением зрения Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа осуществляется в соответствии с Программой специальных образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л. И. Плаксиной «Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду».

Цель коррекционной работы: стабилизация всего хода психофизического развития ребенка с нарушением зрения и успешная интеграция в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Задачи :

— формировать навыки социально-адаптивного поведения, которое позволяет быть адекватным и самостоятельным в разных бытовых и простейших социальных условиях;

— формировать у детей представления о своих зрительных возможностях и умение пользоваться нарушенным зрением;

— формировать умение получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;

— обучать использованию получаемой полисенсорной информации в предметно- практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Принципы организации коррекционной работы,

рекомендованные Плаксиной Л. И. и Фомичевой Л. В.

— принцип превентивной направленности, которая решает задачи опережающего характера для предупреждения появления отклонений в психофизическом развитии детей с ОВЗ;

— принцип пропедевтической роли коррекционной работы, который имеет большое значение для введения ребенка в различные виды деятельности: игру, занятия, труд и другие;

— принцип преобразующей, трансформирующей роли коррекционной работы. Сущность его состоит в формировании новых обходных способов ориентации в окружающей действительности, когда недостаточность зрения восполняется за счет полисенсорных связей сохранных анализаторов, усиления регулирующей роли речи, мышления, памяти, т. е. когда активизируется и расширяется роль и значение других психических функций;

— принцип оптимальной информационной направленности коррекционной работы. Реализация данного принципа основывается на информативной обеднённости познавательного процесса и имеющемся разрыве между ребенком и его окружением. Предоставление информации в форме, доступной для ребенка, является важным условием успешности его социальной адаптации. Критерием доступности и целесообразности информационного содержания коррекционной работы является его адекватность познавательным возможностям ребенка с нарушенным зрением. В результате соответствующей коррекционной работы у ребенка возрастают адаптивные качества.

— принцип единства педагога и ребенка, он включает в себя такие критерии,как:

1. адекватность содержания психолого-педагогического воздействия состоянию и уровню психофизического развития ребенка с ОВЗ;

2. оптимальная направленность коррекционной работы и её процессов на достижение объективно оправданных целей;

3. обеспеченность практическим взаимодействием, приводящих ребенка к осознанию своих потенциальных возможностей. Педагог внимательно изучает ребенка в процессе организованной деятельности, которая строится на основе его интересов, склонностей и психических возможностях. При этом педагогу важно использовать все способности ребенка, и это является принципиальной основой нормализации и стабилизации его психического развития. Эмоциональный комфорт ребенка в большей мере зависит от степени его доверия к педагогу как главному посреднику между ним и окружающей действительностью.

Основными особенностями подхода к организации коррекционного и образовательного процессов являются:

-учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

-комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

-модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения при соблюдении дидактических требований соответствия содержания обучения познавательным возможностям детей;

-дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных наглядных пособий, тифлотехнических и оптических средств коррекции, в условиях уменьшенной наполняемости групп и применения методики индивидуально-подгруппового обучения;

Читайте также:  Центры развития ребенка в кургане

-система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушением зрения;

-создание офтальмогигиенических условий в групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка.

Особенности организации коррекционной работы

• Во все общеобразовательные занятия включаются упражнения для активизации зрительного анализатора и развития зрительного восприятия (выделение формы, цвета, величины, пространственного положения предметов и др.). В процессе таких упражнений дети учатся сравнению, узнаванию, классификации предметов по их основным признакам.

• Все виды деятельности детей, помимо общеобразовательных задач пронизаны задачами коррекции зрения и развития зрительного восприятия.

• Обязательно учитываются индивидуальные особенности и зрительные возможности каждого ребенка, осуществляется дифференцированный подход.

• На индивидуальные занятия допускается брать детей с общеобразовательных занятий, учитывая их индивидуальные особенности, уровень знаний и достижений. Такая организация обеспечивает исключение превышения учебной нагрузки на ребёнка.

Продолжительность подгрупповых коррекционных занятий у специалистов зависит от возраста, индивидуальных особенностей детей и составляет от 15 до 30 мин., индивидуальных – от 10 до 20 мин. Частота их проведения определяется характером зрительных нарушений, вторичных отклонений, индивидуальных особенностей детей.

• В режиме дня предусмотрено время для коррекционной работы по тренировке зрительных функций, которые проводятся 2 раза в день в первую и вторую половину дня. Коррекционный материал и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребенка в соответствии со зрительной нагрузкой, которую определяет врач-офтальмолог. В содержание коррекционных занятий входят не только механическая тренировка зрительных функций глаза, но и развитие зрительного восприятия, ориентировки на микроплоскости, развитие мелкой моторики, самостоятельности, творческих способностей (например, плетение ковриков, штриховка, составление узоров, выкладывание из мозаики, нанизывание бус и т. д.).

• В образовательном процессе наряду с наглядными и словесными методами педагоги используют полисенсорный метод,который предполагает возможность максимально использовать сохранные анализаторы: слух, остаточное зрение, тактильно-вибрационные ощущения ребенка.

• Особое внимание педагоги уделяют изготовлению и подбору специфических наглядных пособий, отвечающим требованиям тифлопедагогики (четкость, яркость, контрастность цветовой гаммы, контурное и силуэтное изображение предметов, по возможности – объемные, с использованием натуральных материалов и фактуры). Широко используются зрительные ориентиры.

• Быстрая утомляемость детей с нарушением зрения требует смены видов деятельности, использования различных форм и способов организации. В середине периода непрерывной образовательной деятельности проводится физминутка.

• Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастикас использованием игровых и речедвигательных элементов. Она проводится несколько раз в течение дня по 3-5 минут, а также во время проведения любой образовательной деятельности через каждые 10-15 минут непрерывной зрительной нагрузки.

•Педагоги создают щадящие офтальмо-гигиенические условия: правильное освещение, размещение детей в зависимости от дефекта зрения, требования к наглядным пособиям, минимум статических поз, использование сохранных анализаторов, включение игр и упражнений на развитие зрительно-двигательных функций и другое.

• Объединение лечебно-восстановительного и коррекционно-педагогического процессов является основным принципом работы детского сада компенсирующего вида.

Коррекционно-развивающаяработа осуществляется в двух направлениях:

1. Специально организованная коррекционная деятельность (узкие специалисты)

2. Включение коррекционных упражнений во все виды образовательной деятельности (воспитатели).

Таким образом, система коррекционной работы предусматривает комплексный многосторонний подход к развитию детей с нарушением зрения и включает активное взаимодействие воспитателей, специалистов (дефектолог, логопед, психолог и др., медицинских работников, а также родителей воспитанников.

Источник

Ахметшина Илюса
Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в группах компенсирующего вида

В последние годы в нашей стране развернулась значительная сеть специализированных детских садов и групп компенсирующего вида для детей, страдающих различными глазными заболеваниями.

В нашем детском саду функционируют две специализированные группы для детей с нарушением зрения. Эти группы посещают дети, имеющие различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Самыми распространенными диагнозами являются: дальнозоркость с косоглазием (чаще всего со сходящимся, дальнозоркий астигматизм, близорукость. Все чаще в детский сад стали приходить дети с более сложными диагнозами, например, такими как: отслоение сетчатки, амблиопия высокой степени, блефароптоз, есть дети-инвалиды по зрению.

Имеющийся опыт организации лечебно-восстановительной работы в детском саду показывает, что эффективность лечения в таких группах выше, чем в кабинете охраны зрения при детской поликлинике. Это объясняется системностью лечения и сочетанием его с коррекционно-педагогической работой:

Читайте также:  По сопровождению развития каждого ребенка

• Коррекция – в переводе означает “исправление”. Врач-офтальмолог, в поликлинике, проводит прием и осмотр детей с нарушенным зрением, уточняет и назначает лечение; определяет зрительную нагрузку для каждого ребенка и направляет в группу компенсирующего вида. Дети получают лечение в нашем детском саду, в специально организованном ортоптическом кабинете, с помощью современной лечебно-медицинской аппаратуры: (ПОТ – периометрический офтальмологический тренажер, предназначен для лечения амблиопии, для улучшения глазодвигательных функций; ЛКА-1, предназначен для лечения всех видов косоглазия и восстановления бинокулярного зрения; электростимулятор – для тренировки мышц аккомодации) и др.

• Учитель –дефектолог использует на занятиях методики, которые направлены на коррекцию нарушения зрительного восприятия основных свойств предметов и изображений (формы, размера, цвета) в условиях различной адаптации и пространственной локализации. Эти методики реализуются с помощью специальных психофизиологических стимуляторов, позволяющих варьировать форму, цвет, размер, яркость, контраст и менять условия стимуляции (адаптацию, фиксацию, частоту и время).

Основные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения

1. Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки): повышение остроты зрения. Это различные мозаики, домино, лото, бусы, обводка, т. е. фиксация и работа с мелкими предметами. (Детям с близорукостью нагрузки не давать вообще или соблюдать осторожность).

2. Тренировка сетчатки глаза. Упражнения с цветными предметами – яркими, крупными. Формирование цветоразличения основных цветов и оттенков.

3. Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения.

4. Развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации): использовать красную точку на белом фоне. Смотреть, видеть, напрягать зрение. Восстановление пространственной локализации.

5. Выработка бинокулярного зрения.

6. Развитие стереоскопического зрения.

Организация коррекционно-педагогической работы

При поступлении детей в группу с нарушением зрения учитель-дефектолог тщательно изучает и анализирует анамнез каждого ребенка, беседует с родителями; по рекомендациям врача-офтальмолога определяет индивидуальную зрительную нагрузку; проводит первичную диагностику уровня развития зрительного восприятия. Итогом такой предварительной работы является составление плана индивидуальной работы по развитию зрительного восприятия с каждым ребенком, который основывается на зрительном диагнозе, уровне развития и самостоятельности при выполнении заданий.

Методологической основой коррекционно-педагогического процесса являются программа для детей с нарушением зрения под редакцией Л. И. Плаксиной. Если говорить о коррекционно- педагогическом процессе в целом, то он строится так, чтобы повысить остроту зрения детей и закрепить достигнутые результаты по устранению косоглазия и амблиопии. Вся учебно-воспитательная и коррекционная работа осуществляется в условиях тесной взаимосвязи и слаженной работы всех педагогов и специалистов (учителя-дефектолога, воспитателей, инструктора по физической культуре, воспитателя по изобразительной деятельности, учителя-логопеда, работающих с этими детьми.

С этой целью в начале учебного года учителем –дефектологом составляется памятка “Рекомендации по проведению коррекционной работы в группе с нарушением зрения”. В ней фиксируется следующие индивидуальные данные на каждого ребенка:

• Зрительный диагноз и диагноз сопутствующего заболевания;

• Зрительные нагрузки, тренировочные упражнения, преследующие лечебные цели;

• Практические рекомендации педагогам при реализации коррекционно-педагогических задач в разных видах деятельности;

• Необходимые ограничения, записываются их характер и срок, на который они установлены;

• Группа здоровья по зрению и по физкультуре отдельно;

• Офтальмологические требования при работе с наглядностью.

Вышеперечисленные рекомендации выполняются всеми педагогами, работающими с этими детьми.

Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия ведется в сочетании с фронтальной и подгрупповой работой. Специфичной частью этих занятий является, во-первых, зрительная гимнастика. Так, с детьми, имеющими расходящееся косоглазие, используется упражнение на усиление аккомодации (взор вниз и в близь). Во- вторых, строгий учет офтальмологических требований при работе с наглядностью.

В конце учебного года учителем-дефектологом проводится вторичная диагностика зрительного развития. Целью, которой является выявление результативности работы по развитию зрительного восприятия ребенка и при необходимости коррекция плана индивидуальной работы по развитию зрительного восприятия.

Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно –педагогической работы по развитию зрительного восприятия

Обучение и воспитание в нашем детском саду для детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно- восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения этих задач зависит от того, как тесно они будут взаимосвязаны. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, т. к. неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

Читайте также:  Воронеж центр развитие ребенка мариоль

Например, в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения по рекомендации врача-офтольмолога на занятиях детям необходимо дать задания по нанизыванию бус,в шнуровке, обводке через кальку контурных изображений, выкладыванию из мозаики, из счетных палочек.

Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в группах компенсирующего видаКоррекция развития ребенка с нарушенным зрением

Младшим детям для обводки давать простые крупные предметы (шар, мяч, яблоко и т. д.). Детям постарше — сюжетные картинки. В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому при рисовании и для обводки следует использовать трафареты, контурные изображения. Во время индивидуальной работы необходимо включать упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). Например, “Найди такой же предмет”, “Подбери одинаковые предметы”, “Что от тебя ближе, дальше”, “Составь из частей целое” и др. В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по основным признакам.

В период плеоптического лечения детей младшего возраста можно использовать игры с матрешками, пирамидками, игрушками-вкладышами, например, “Собери матрешку”. Использование игр, в которых дети составляют из частей целое (матрешки, разрезные лото) заставляют детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания. Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты.

Коррекция развития ребенка с нарушенным зрением

Например, на картинке изображены различные животные, от каждого из них отходят линии, дети прослеживают по линиям и в конце линии обнаруживают изображение того, чем питаются животные: коза любит капусту, заяц – морковку и т. д.

Самое главное, важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от состояния зрения и периода восстановительного лечения. Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и их изображения даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см., т. к. у детей с нарушениями зрения страдает и развитие мелкой моторики рук. Все данные об индивидуальной зрительной нагрузке для каждого ребенка должны быть записаны в особой тетради здоровья.

Для активизации зрения с косоглазием в период плеоптического лечения можно использовать такой интересный методический прием, как дидактические игры с электрифицированными игрушками, например, с лазерным фонариком “Где зажегся фонарик”, в том числе авторские пособия: “Разноцветные электрические огоньки” (с какого цвета началось включение и каким цветом закончилось, “Экран заданий” (при правильном ответе загорается световой сигнал или раздается звуковой сигнал). В период восстановления остроты зрения важно систематически упражнять амблиотичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений. В зависимости от рефракции (близорукости или дальнозоркости) система работы по повышению остроты зрения неодинакова. При дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка и применяются пособия и материалы более мелкого размера. При близорукости не допускается зрительная нагрузка и пособия даются крупного размера.

В период ортоптического лечения (развития фузии- слияния двух изображений в одно) косоглазия очень важно провести специальную подготовку к лечению на синоптофоре. Для этого используются такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое. Например, на листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений и даны вырезанные из цветной или черной бумаги точные копии этих изображений, дети должны наложить их на нарисованные изображения.

В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. Для этого можно использовать игры типа “Прокати шар в ворота”, “Попади в цель”.

Коррекция развития ребенка с нарушенным зрениемКоррекция развития ребенка с нарушенным зрением

В период выработки стереоскопического зрения (развития трехмерного видения) особенно эффективны настольные игры “Футбол”, “Бильярд”, “Набрось кольцо”, а также игры с разными конструкторами, мозаиками.

Коррекция развития ребенка с нарушенным зрениемКоррекция развития ребенка с нарушенным зрением

Говоря о результатах коррекционно- педагогической работы на занятиях по зрительному восприятию, хочется отметить, что, после четырехлетнего пребывания в специализированной группе с нарушением зрения, у всех детей повысилась острота зрения, улучшилась клиническая картина офтальмологического заболевания, некоторым из них даже отменили ношение очков. В то же время, был отмечен высокий уровень подготовленности детей к обучению в школе, вследствие того, что у них посредством целенаправленных ежедневных занятий были развиты такие важные психические процессы, как произвольное зрительное внимание, память, наглядно-образное мышление, воображение; сформированы следующие качества характера: аккуратность, усидчивость; развита мелкая моторика.

Источник