Коррекция развития ребенка 3 лет
Чем быстрее будут выявлены признаки задержки психоречевого развития у ребенка — тем больше надежда на полное выздоровление. Как можно выявить причины ЗПРР?
ЗПРР — это не самостоятельное заболевание, а следствие отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы. Программы лечения…
Обращение в частную клинику имеет ряд преимуществ:
- отсутствие очередей;
- гибкий график работы;
- возможность сделать срочные исследования;
- широкая сеть филиалов.
Выбрать клинику рядом с домом…
«АВС-Медицина» — сеть современных медицинских центров с широким спектром услуг.
По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.
За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.
Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.
Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.
Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития
ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.
Признаки задержки психоречевого развития:
- 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
- 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
- 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
- 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
- 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
- 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
- 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.
Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).
В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.
Основные причины задержки речевого и психического развития
Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.
Факторы, провоцирующие ЗПРР:
- Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
- Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
- Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
- Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
- Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
- Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
- Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.
Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:
- врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
- эпилепсия и другие психические заболевания;
- ишемия головного мозга;
- гидроцефалия;
- повышенное внутричерепное давление;
- ДЦП;
- опухоль головного мозга;
- патологии сосудов головного мозга;
- лейкодистрофии;
- нарушение ликвородинамики.
Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.
ЗПРР с элементами аутизма
В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.
Аутичные черты в поведении ребенка:
- Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
- Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
- Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
- Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
- Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.
Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.
Как лечить ЗПРР
При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.
Основные методы лечения ЗПРР:
Микротоковая рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.
Занятия с дефектологом и логопедом. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.
Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.
Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.
Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.
Дополнительные способы коррекции ЗПРР:
- Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
- Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
- Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.
Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.
Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.
Лечение ЗПРР за границей
Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.
К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.
Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.
Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.
Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.
Где лечить ЗПРР в Москве
В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.
Техники, применяемые в московских медицинских центрах:
- Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
- Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
- Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
- Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).
Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.
Источник
Лика Бердюгина
Консультация «Коррекция нарушений эмоционально-личного развития детей в условиях ДОУ». Кризис 3 лет
В психологии рассматриваются три возрастных кризиса, которые переживает ребёнок в дошкольном детстве: кризис 1-го (новорождённости, кризис 7-ми лет (соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом). Все они характеризуются как переходные этапы от одного возраста к другому и являются закономерными, необходимыми для развития ребёнка, при которых его психическое развитее осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов.
«Кризис 3-х лет«- один из наиболее трудных моментов жизни ребёнка и взрослых. Этот период принято считать критическим, острым, но важным этапом в развитии самосознании ребёнка. По Д. Б. Эльконину «кризис 3-х лет«- это кризис выделения ребёнком своего «я».
В кризисный период у детей происходит изменение типа отношения с взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет
В этот период в поведении малыша начинает появляться целый комплекс явных изменений, от которых взрослые, особенно родители могут прийти в отчаяние, так как ребёнок становится неуправляемым.
Первым заметным признаком кризиса являются трудности взаимодействия с ребёнком нарушается отлаженная система управления, стимулирования его поведения. В ней появляются збои в форме протеста, неподчинения, капризов, своевольных выходок. Резкое, казалось бы ничем необоснованное изменение в поведении ребёнка- 2-й признак кризиса. У него появляются такие черты и особенности, которых раньше не наблюдалось. Кризисные явления выражаются так же в негативизме, т. е неприятие требовании или просьб взрослых, когда ребёнок не хочет что-то делать только потому, что это предложил взрослый (родители,воспитатель).Болезненным явлением этого периода является упрямство, когда ребёнок настаивает на чём-то не потому, что он действительно очень сильно хочет, а только потому, что хочет, чтоб с его мнением считались.
Стремление к самостоятельности может проявляться в строптивости «от нем. «trotz»- «вопреки»,»наперекор». Внешне оно проявляется в резком, вызывающем, а иногда и просто грубом выражении ребёнком недовольства взрослыми и их действиями, всем, что ему предлагают делать. Строптивость ребёнка направлена против сложившейся в раннем детстве системы отношений, принятых в семье норм воспитания. Ребёнок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем,что ему предлагают и делают другие.
Во время кризиса повышенная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, что часто неадекватно возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. Своеволие проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам. Это возрастающая самостоятельность- важное завоевание, которое пока болезненно, но после кризиса примет нормальные формы. Взрослым при этом важно помнить,что нельзя противопоставлять упрямству и своеволию ребенка свои упрямства и своеволие. У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными,они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. в этих случаях говорят о протесте, бунте. В такой ситуации взрослым необходимо соблюдать спокойствие, не устраивать скандалов, избегать конфликтов,но и идти на поводу немотивированных желаний ребёнка нельзя,иначе он может стать десподом.
Деспотизм может проявиться в семье с единственным ребёнком, когда ребёнок старается вернуть состояние, при котором раньше исполнялись почти все его желания, старается стать хозяином положения и отыскивает множество способов, чтобы проявлять власть над окружающими.
Если в семье несколько детей,вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких в семье, с точки зрения юного деспота.
Возможно проявление пренебрежения ребёнка (обесценивание) к тому, что до кризиса не вызывало отрицательных эмоцийи было даже привлекательным : игрушки, предметы обихода, знакомые люди.
3-й признак кризиса – неосознаваемый характер происходящих изменений для самого ребёнка. Трёхлетние дети не понимают и не замечают перемен в своём поведении и характере.
4-м признаком являются временность, нестабильность изменений в характере и поведении детей в этот период. Обычно продолжительность кризиса невелика. Он сменяется периодом эмоциональной стабильности, когда исчезают негативные проявления, а развитие выходит на новый уровень. В редких случаях отдельные черты могут сохраниться, став особенностями личности и индивидуальности ребёнка, а не возрастными особенностями.
Ещё одним признаком и свойством кризисных изменений можно считать сочетание негативных проявлений с позитивными образованиями. Те неудобства, которые кризис несёт с собой, компенсируются стремительным рывком вперёд, совершаемым ребёнком за этот короткий промежуток времен.
Родители не всегда знают как себя вести в ситуации, когда ребёнок становится неуправляемым в период «кризиса 3-х лет», поэтому часто обращаются за консультативной помощью к педагогу-психологу, работающему в ДОУ. Его задача заключается в повышении психологической и педагогической информированности родителей. Задачами коррекционной работы являются
— Создание для ребёнка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
— Понимание внутреннего мира ребёнка и принятие его таким, какой он есть
-Предоставление ребёнку большей свободы и самостоятельности.
Для проведения коррекционной работы необходимы условия: безопасная отдельная игровая комната с наличием «уголка уединения», тёмная сенсорная комната, комната песочной терапии, набор определённых игрушек, дидактических пособий, принадлежностей для рисованию
Советы родителям, у которых ребёнок переживает кризисный период.
Родители должны понимать:
-Кризис 3-х лет- это важный этап в психологическом развитии ребёнка, знаменующий переход на новую ступеньку детства.
-В период кризиса 3-х лет, как правило, в центре событий оказывается мать, и главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на неё
— В этот период малыши не только создаёт родителям проблемы, но и страдает сам. Поэтому если явно видно, что ребёнок очень резко изменился, и не в лучшую сторону, надо постараться выработать правильную линию своего поведения, стать более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширить права и обязанности малыша и в пределах разумного дать вкусить ему самостоятельность, чтоб он смог насладиться ею.
-Ребёнок не просто не соглашается с взрослыми, он испытывает их характер и находит слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день может перепроверять, действительно ли запрещено то, что ему запрещают. И если есть хоть малейшая вероятность «можно» ребёнок добивается своего- не у мамы, так у папы. Не стоит у него за это сердиться.
-Следует правильно сбалансировать поощрения и наказания, ласку и строгость.
-Если взрослые меняют систему требований, то ребёнку трудно понять- почему, и он в отместку твердить «нет» не следует за это на него обижаться, ведь это обычное слово родителей, когда они воспитывают своего ребёнка, а он считая себя самостоятельным начинает подражать взрослым. По этому, когда желание малыша превосходит реальные возможности, необходимо найти выход с помощью ролевой игры, которая с трёх лет становится ведущей деятельностью ребёнка.
— Для нормального развития малыша в кризисный период важно, чтобы он ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а разный им товарищ их и друг. Чтобы кризис прошёл благополучно самое главное – любить ребёнка такого, каков он есть.
Источник