Коррекция нарушений развития ребенка

Коррекция нарушений развития ребенка thumbnail

Число детей с нарушениями в развитии неуклонно растет. В настоящее время примерно 4,5% от общего числа детей, проживающих в России, относится к лицам с ограниченными возможностями. Тому есть ряд причин: дестабилизация отдельных семей и общества в целом, в ряде случаев отсутствие нормальных условий для будущих матерей и их детей. Из десяти младенцев лишь у двух показатели физического и психического здоровья соответствуют норме.

Категории детей с нарушениями в развитии

Методы коррекции нарушений развития у детейУ детей с нарушениями развития происходит отклонение от нормы психических функций вследствие врожденных или приобретенных поражений опорно-двигательного аппарата, органов речи, слуха и зрения или из-за недостаточности центральной нервной системы.

Существует несколько категорий детей с такими нарушениями развития:

  • С нарушениями зрения;
  • С нарушениями слуха;
  • С нарушениями речи;
  • С нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • С нарушениями поведения;
  • С нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • Умственно отсталые дети;
  • С задержкой психического развития;
  • С комплексными нарушениями развития.

Нарушения в психическом развитии у детей обусловлены двумя группами факторов – биологическими и социальными. Биологические факторы это: различные патологии беременности и родов, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, расстройства обмена веществ, нейрохирургические заболевания, интоксикации в первые годы жизни. К социальным факторам относятся психологические травмы, агрессия по отношению к ребенку, недостаточное общение с ним.

Любые отклонения, особенно у детей с комплексными нарушениями развития, требуют коррекции и своевременной профилактики, так как именно от этих действий зависит дальнейшая социальная адаптация ребенка.

Профилактика нарушений развития у детей

Главную роль в предотвращении нарушений развития у детей разного возраста играет комплексная система мер профилактики. Регулярные консультации и осмотры у педиатра стоят на первом месте. На втором – внимательность самих родителей, которые обязаны научиться проверять основные психомоторные реакции у ребенка, чтобы первые возможные отклонения в его психике не остались без пристального внимания.

Педиатры, детские психологи, логопеды и дефектологи могут определить состояние психического развития ребенка. Точный диагноз и категорию нарушения устанавливают благодаря диагностическим обследованиям. Профилактика нарушений развития заключается в использовании специальных медицинских, социальных, психологических и педагогических методик проверки ребенка.

Чтобы психическое развитие малыша протекало правильно и без отклонений, родители должны использовать положительное коррекционное пространство, в котором ребенок сможет развивать логику, мышление, обучаться и приобретать новые навыки.

Немаловажным фактором профилактики нарушений развития является проведение медицинских и педагогических консультаций будущей мамы во время беременности и соблюдение безопасности.Способы профилактики нарушений развития у детей

Итак, эффективная профилактика включает:

  • Отсутствие физических и психических травм у мамы во время беременности;
  • Благоприятную среду для развития малыша;
  • Отсутствие конфликтов в семье.

Коррекция нарушений психического развития

В коррекции нарушений развития у детей принимают участие специалисты разного профиля: неврологи, педиатры, психологи, логопеды, психиатры и дефектологи. От взаимодействия этих специалистов, а также от методов, выбранных ими, зависит эффективность лечения детей с нарушениями в психическом развитии. Перед выбором конкретной методики доктор диагностирует причину нарушения развития и его тип.

Медикаментозное лечение основывается на иммуностимулирующих, противовоспалительных, противосудорожных, ноотропных и сосудистых средствах. Дополнительно могут применяться витамины.

Детям с комплексными нарушениями развития назначают следующие виды реабилитации: сенсорные упражнения, коррекция психологического характера, коррекция логопедического типа, упражнения на релаксацию, лечебная гимнастика и физкультура, физиотерапия.

Одним из важных этапов коррекции нарушений развития является индивидуальная учебная программа для ребенка. Она разрабатывается педагогами и психологами и основывается на художественных, хореографических и музыкальных занятиях. Также в ней присутствуют особые интеллектуальные упражнения.

Для полноценной и эффективной коррекции нарушений психического развития необходимо сочетать все аспекты лечения — лекарственные препараты, реабилитацию и индивидуальные учебные программы.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Galina Markova
Коррекция нарушений развития и социальная адаптация детей

Коррекция нарушений развития и социальная

адаптация детей


Маркова Галина Михайловна,

МБДОУ ЦРР — детский сад № «Чуораанчык»,

муниципального района «Таттинский улус»

Республики Саха (Якутия,

С. Ытык-Кюель,

учитель–дефектолог.

В современном развивающемся обществе, где происходят изменения во всех сферах жизни актуальным встаёт вопрос о подготовке к самостоятельной жизни, социальной адаптации детей с особыми потребностями. Педагогика реагирует на развитие общества, на его запросы. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились в содержании коррекционно – развивающего обучения детей с ограниченными возможностями.

К числу первоочередных задач современной коррекционной педагогики относится изучение инновационных направлений, создание оптимальных условий для профилактики и успешной коррекции нарушений в развитии, воспитании и обучении ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, его социальной адаптации.

В своей работе осваиваю технологию Стребелевой Е. А., Екжановой Е. А., Глена Домана.

В нашем детском саду 8 детей – инвалидов и 9 детей с ОВЗ.

Провожу специальные подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей детей. В основном работаю индивидуально, потому что наш садик посещают дети с разными диагнозами.

Инклюзивное образование и работа педагога-дефектолога в ДОУ сравнительно новая деятельность в практике дошкольных учреждений. Поэтому во время работы встретила такие трудности, как острая нехватка развивающих, обучающих и раздаточных материалов для детей с ОВЗ.

Для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ, по своему усмотрению изменила некоторые пособия, например развивающее пособие немецкого производителя SPECTRA «Палитра».

Я хотела бы Вас познакомить с этим пособием, которое я периодически использую в своей работе и поделиться опытом применения. Для проведения занятий по коррекции нарушений развития и социальной адаптации детей, я изменила задания в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

Разработала новые карточки с заданиями: на развитие памяти, логического мышления, внимания. Карточки классифицированы по тематическим разделам н-р: овощи, фрукты, одежда, геометрические фигуры, цифры, величина, антонимы и. т. д.

Также успешно использую технологию физиотерапевта Глена Домана. Распечатала картинки размером с А4, для детей со слабым зрением.

Несмотря на то, что эта технология спорна в оценке, я хочу отметить положительные стороны применения карточек Домана:

1. Универсальны. Можно применить всем детям, в том числе детям с ОВЗ ;

2. Привлекает интерес детей, благодаря цветной яркой иллюстрации;

3. Реалистичные картинки, благодаря этому ребенок с ОВЗ не будет путаться в реальном мире, он с уверенностью может знать тот предмет, который уже проходил по методике Домана.

4. Подходит детям с 6 месяцев до 7 лет;

5. Можно создать самостоятельно, не покупая в магазинах;

6. Формируется зрительная память;

7. Существенно расширяется словарный запас и обогащается багаж знаний.

8. Развивается память;

Данными карточками, сделанными по Доману, пользуюсь на каждом занятии. Все картинки, задания каждый раз обновляются.

Для снятия эмоционального и физического напряжения детей, развития восприятия сшила тактильные рукавички. Их можно применять как раздражителями вовне, так и внутри. Раздражители: мех, кожа, пайетки, фетр, фоамиран, материалы с разной структурой- гладкие, шероховатые, холодные, грубые, мягкие по разному воздействуют на рецепторы восприятия. Дети могут гладить себя, друг друга, и получать разные ощущения. Также могут надеть рукавички раздражителями вовнутрь, пощупать предметы, угадывать их.

Результатами работы являются:

— создание образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей воспитанников с задержкой психического развития, умственной отсталости и развития компетенции, необходимой для жизни ребенка.

— благоприятная адаптация детей к условиям детского сада и к сверстникам.

— расширение возможностей детей с ЗПР в общении с детьми и со взрослыми в детском саду.

— повышение самостоятельности детей на занятиях, инициативность, формируется чувство доверия к окружающим.

— позитивные сдвиги в развитии психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики.

— развитие мотивации к учению и познавательных интересов.

— Формирование учебных умений (усидчивость, исполнительность, работоспособность).

В своей работе я делаю большой акцент на наглядный материал и практическую деятельность в варианте зарисовок так как дети дошкольного возраста не владеют навыками письма и чтения.

Например: при изучении с детьми темы «Времена года» детям предлагается в напечатанном варианте наклеить в тетрадь общую тему и затем подтемы, которые будут изучаться на протяжении нескольких занятий (Времена года, осень, зима, весна, лето). А признаки каждого времени года обговариваются с детьми после прослушанного материала и предлагается зарисовать их в тетради. И уже на следующих занятиях детям очень просто вспомнить тему, очерёдность времён года и признаки по своим тетрадям. Так как дошкольники практически не владеют навыками письма и чтения.

Опыт показывает, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Но создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. К сожалению, в практике работы многих ДОУ с семьей преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей, характеризующееся четкими

границами и формальностью общения. Оно затрудняет развитие отношений с семьей, а значит и развитие ребенка. Поддерживающее и развивающее взаимодействия наблюдаются крайне редко. В чем состоит их смысл? Поддерживающее взаимодействие (или поддержка) — это взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых. Развивающее, продуктивное взаимодействие с воспитателями (и другими специалистами детского сада) призвано помогать родителям осваивать продуктивные способы общения с ребенком.

Поэтому, на наш взгляд, важнейшим условием успешного развития детей является взаимодействие педагогов и родителей, установление конструктивных, партнерских взаимоотношений между ними. Но как нелегко порой объяснить нашим родителям, что ребенка надо не только накормить и одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками общего воспитательного процесса?

Опыт работы педагогов нашей группы по формированию нового типа взаимодействия педагогов и семьи помог установлению более тесных, доверительных и творческих отношений с родителями, включению родителей в образовательный процесс, как полноправных партнеров.

Для нас основной целью построения развивающего взаимодействия педагогов с семьёй является достижение оптимальных результатов воспитательно-образовательной работы группы, всестороннее развитие и социализация ребенка за счёт расширения поля педагогического воздействия.

Строительство развивающего взаимодействия мы осуществляем по следующим направлениям:

Одним из важнейших направлений в коррекционно – педагогической деятельности учителя – дефектолога является работа с родителями, как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего интеллектуальную недостаточность. Для того чтобы работа с родителями осуществлялось конструктивно, необходимо привлекать их к активному участию в педагогическом процессе. Поэтому, моя задача, как учителя — дефектолога – ориентировать родителей на социальное благополучие своих детей, которое предусматривает раскрытие и развитие возможностей ребенка, обеспечение помощи ребенку в социальной адаптации, формирование социальных и учебных компетенций.

Успешному решению задач по развитию интеллектуальных способностей, способствует совместная работа с родителями. В рамках Недели игры родители приняли участие в мастер-классе по создании с детьми развивающего альбома на тему которую проходили в детском саду изготовленный из плотной заламинированной бумаги в формате А4 с липучками, наполнение альбома может быть с разными заданиями с учетом пожеланиями ребенка, количество страниц зависит от прохождения обучающих тем по перспективному плану дефектолога и возраста ребенка материалы накапливаются с младшего возраста до окончания детского учреждения., а также в обучающем тренинге «Значение развивающих игр для детей с ОВЗ». Взаимодействие с родителями проходит систематически. Мы стараемся заинтересовать и привлечь родителей к данной работе через: индивидуальные беседы, консультации «Домашняя игротека», «Просто научиться логически мыслить», «Развиваем внимание»; игровые тренинги, на которых познакомили родителей с развивающими пособиями, приглашали родителей на открытые мероприятия, провели мастер-класс на тему «Интеллектуальные игры дошкольников».

Таким образом хочу передать педагогам и родителям для всестороннего развития детей с ОВЗ можно адаптировать методики под возможностями ребенка и тогда дети начнут с азартом и большим желанием стремится в мир познаний. Игровая методика отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым. Предлагаем педагогам дошкольных учреждений использовать игровую технологию в работе с детьми во всех видах деятельности, также с детьми ОВЗ и в кружковой работе.

Источник

 Денисова И.В.,

педагог-психолог МКОУ ЦППРИК (г. Куровское)

Нейропсихологическая коррекция в работе с детьми

с нарушениями в развитии   

Аннотация: в данной статье рассматривается использование современных методов и технологий в работе педагога-психолога. Эти методы разработаны отечественными нейропсихологами (А.В. Семенович, Л.С. Цветковой и др.) и опираются на закономерности развития мозговых механизмов психической деятельности.

Ключевые слова: нейропсихологическая коррекция, метод замещающего онтогенеза, сенсомоторная коррекция, восстановительное обучение, дети с нарушением онтогенеза, дети с трудностями в обучении.

         В психологии  на сегодняшний день существует много различных направлений и подходов коррекции и реабилитации процессов развития, но, несмотря на это проблема эффективности психологической помощи детям  остаётся очень актуальной.  

        Десять-пятнадцать лет назад коррекционные программы чаще всего представляли собой набор упражнений, направленных на тренировку слабой функции. Например, если у ребёнка страдала память – в заданиях предлагалось запомнить и воспроизвести различные стимулы, если у ребёнка были трудности произношения – нужно было многократно повторять звуки слова по образцу логопеда. Т.е. и без того слабое звено в психической деятельности ребёнка получало дополнительную нагрузку без исследования причин его недостаточности.  

        В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получило наиболее эффективное направление – нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А.Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций. Этот подход дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы, в основе которых лежит системный подход к коррекции развития ребёнка.

        Нами на базе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции применяются следующие нейропсихологические системы:

— комплексная методика сенсомоторной коррекции, созданная группой психологов под руководством А.В. Семенович;

— методы восстановительного обучения, разработанные Цветковой Л.С.

        В рамках нейропсихологической коррекции по Семенович А.В. реализуется принцип замещающего онтогенеза,  предполагающий развитие мозгового обеспечения психических функций.  

         Метод замещающего онтогенеза (МЗО) заключается в соотнесении актуального статуса ребёнка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены. Проще говоря, основной принцип коррекции – прохождение непройденных этапов. Коррекционная работа ведётся по двум направлениям:

— с использованием методов двигательной коррекции;

— с использованием собственно когнитивных методов.

        Первой и основной коррекционно-абилитационной целью МЗО является формирование у ребёнка сенсомоторных взаимодействий. Здесь максимально используется психомоторная коррекция. Формируемое на этом уровне сенсомоторное обеспечение всех психических функций активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус. Комплекс этих технологий ориентирован на коррекцию и абилитацию 1-го функционального блока мозга (таблица 1).

        Постепенно в этот процесс интегрируется нейропсихологическое сопровождение развития специальных когнитивных функций, а именно речи, письма, пространственных представлений, памяти и т.д. Коррекция познавательных процессов связано с воздействием на 2-ой функциональный блок мозга.

        Последний этап направлен на повышение уровня саморегуляции и произвольного контроля (оптимизация структур 3-го функционального блока).

Таблица 1. Трёхуровневая система методики

Уровни

Коррекционные методы направлены

на элиминацию дефекта и

функциональную активацию:

  1. Уровень стабилизации,  активации и энергоснабжения психических процессов

подкорковых и стволовых образований головного мозга

  1. Уровень операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов

задних и премоторных отделов правого и левого полушарий мозга  и их взаимодействия

  1. Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психических процессов

передних (префронтальных) отделов мозга

        Для осуществления коррекционного воздействия используются двигательные упражнения:

  1. упражнения, повышающие уровень  активации больших полушарий мозга (массаж кистей рук, стоп ног, ушных раковин; пальчиковая гимнастика; дыхательные упражнения);  
  2. упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, нормализацию мышечного тонуса («Яйцо», прокатки, растяжки);  
  3.  упражнения для развития базовых сенсомоторных взаимодействий, крупной моторики, пространственных представлений (глазодвигательные упражнения, параллельные и перекрёстные движения, различные виды ползания, игры с мячом, графические упражнения);  
  4. упражнения, направленные на формирование произвольности и внимания (стоп-игры, игры с правилами,  формулировка вопросов, «объяснялки», развитие коммуникативных навыков

        Когнитивные методы направлены на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование высших психических функций.

        Нейропсихологические исследования А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой, Е.Д., Хомской, А.В. Семенович, Э.Г. Симерницкой и других отечественных учёных показали, что учебные трудности часто имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей, которые и ведут к нарушению таких ВПФ, как речь и письмо, чтение и счёт, интеллектуальная деятельность и память. В таких случаях очень действенными  являются методы восстановительного обучения. Т.е. такие методы, которые позволяют воссоздать в развёрнутом виде внутреннюю структуру нарушенного звена в распавшейся функции с помощью вынесения наружу отдельных, строго соответствующих структуре дефекта операций, последовательное выполнение которых может привести к осуществлению пострадавшей (несформированной) деятельности. Выписанные в нужной последовательности, операции и составят программу, управляющую извне ходом восстановления нарушенного (несформированного) действия и позволяющую контролировать этот ход.  Программа операций, в отличие от применения отдельных методов, приёмов, упражнений, мало связанных друг с другом, создает схему, структуру протекания процесса письма, чтения или счёта, а не отдельных его сторон и вводит его в систему с другими ВПФ. В этом психологическая сущность программированного обучения.

Методы восстановительного обучения разработаны и описаны Цветковой Л.С. [5]

Например, восстановление чтения при оптической дислексии включает следующие приёмы (на первой стадии – восстановления восприятия букв и их узнавания):         

  1. вспомнить данную букву и воспроизвести её моторный образ путём «записи» её рукой в воздухе с закрытыми глазами;
  2. записать букву в тетрадь;
  3. найти среди нескольких других букв;
  4. ощупывание, сравнение её с другими буквами (зрительно и кинестетически);
  5. назвать букву;
  6. подчеркнуть наиболее часто встречающиеся и знакомые слова, начинающиеся с этой буквы и т.д.

        Серия подобных операций позволяет проанализировать конструкцию букв и корректировать буквенный гнозис.

        В программное обеспечение нашей работы входят:  программа комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации процессов развития в детском возрасте (А.В. Семенович [3]), программа сенсомоторной коррекции при психосоматических расстройствах в детском возрасте (А.С. Султанова, [2]), курс нейропсихологических коррекционных занятий с детьми 5-10 лет (М.В.Евлампиева и др., [3]), программа сенсомоторной коррекции при нарушениях психического развития у детей младшего школьного возраста (В.А.  Корнеева, [1]), программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (А.Л. Сиротюк, [4]),

методика развития зрительно-вербальных функций у детей (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, [6]) методика развития и коррекции внимания «Школа внимания» (Н.М.  Пылаева, Т.В.   Ахутина, [7]), методики восстановления (формирования) счёта, письма и чтения (Л.С. Цветкова, [5]).

        Все эти программы составляют основу технологий развивающей и коррекционной работы психолога с детьми следующих категорий:  

  1. дети с нарушением онтогенеза;
  2. дети с трудностями обучения.

        К нам в центр часто обращаются родители детей с отклоняющимся онтогенезом следующих типов:

  1. задержанное психическое развитие;
  1. парциальная несформированность ВПФ, преимущественно регуляторного компонента (гиперактивные дети);
  1. психическое недоразвитие (дети с интеллектуальными нарушениями разной степени выраженности);
  2. дефицитарное развитие (дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
  1. искажённое развитие (дети с РДА).

        Дети с трудностями в обучении – это, в общем-то, нормативно развивающиеся дети, но имеющие неярко выраженные мозговые дисфункции, которые становятся очевидными, когда ребёнок включается в образовательный процесс. Дети с трудностями  в чтении, письме и математике  попадают в поле зрения психологов ЦППРИК в результате обращения за помощью образовательных учреждений района (работа по запросу).

        Использование нейропсихологической коррекции эффективно интегрируется в процесс психолого-педагогического сопровождения процессов развития детей  и имеет положительные результаты.         Эффективность коррекционной работы подтверждают следующие результаты:  

  1. редукция проявлений дезадаптации и имевшихся ранее нарушений у детей:

— с ЗПР (церебрально-органического генеза):  повышение работоспособности, познавательного интереса, улучшение мнестической деятельности, конструктивного праксиса, гностических функций, повышение обобщающей функции мышления; в общем – повышение уровня  развития ВПФ;

— с гиперактивностью: повышение концентрации внимания и его устойчивости, увеличение усидчивости, улучшение письма,  повышение произвольности и самостоятельности, улучшение поведения;

— с РДА: снижение количества стереотипий, аутоагрессии, улучшение эмоционального контакта, развитие «вкуса» к взаимодействию и игре, повышение целенаправленности деятельности, формирование подражательной способности; улучшение интеллектуальных и речевых показателей;

-с психическим недоразвитием: повышение целенаправленности деятельности и уровня произвольности  психических процессов, развитие графо-моторных навыков, улучшение пространственной ориентировки,  улучшение восприятия речи, увеличение связности речи и её активности, повышение сообразительности;

— с трудностями в обучении: улучшение учебной деятельности и повышение успеваемости.

  1. косвенные результаты: например, повышение самооценки, уверенности в себе, преодоление трудностей в общении в школе, дома;
  2. улучшение показателей диагностики: отмечена выраженная положительная динамика в психическом развитии в 80% случаев обращения, о чём можно судить по данным диагностических обследований (пред началом коррекционной работы и по завершению программы), в том числе и по медицинским данным.  

        Ниже даны примеры изменений в  психическом статусе детей в результате коррекционно-развивающей работы. Диагностика проводилась с использованием  психологических, пато- и нейропсихологических методик. Для детей с выраженными нарушениями развития применялся метод наблюдения во время занятий. Результаты диагностики отражены в данных мониторинга психического состояния ребёнка.

Рис. 1. Мониторинг психического статуса ребёнка (Г.С., 6 лет, РДА 2 группа)

Рис.2. Мониторинг психического статуса ребёнка (С.Р., 8 лет, СДВГ)

1 – Восприятие пространства, 2 —        восприятие времени, 3 — мелкая моторика, 4 — крупная моторика, 5 —        внимание, 6 – память, 7 – мышление, 8 – обучаемость, 9 – адекватность, 10 – критичность, 11 – целенаправленность,  12 — выраженность волевого усилия, 13 — интерес к заданиям, 14 — импульсивность-рефлексивность, 15 — агрессивность-миролюбие, 16 — тревожность-спокойствие, 17 – самостоятельность, 18 – мотивация.

 Выводы:

  1. коррекционная работа с использованием нейропсихологических методов приводит к оптимизации ВПФ, изменению структуры их дефекта;
  2. в ходе коррекции обеспечивается повышение общей психической активности, работоспособности;
  3. нейропсихологические упражнения позволяют формировать внимание как целенаправленную избирательную активность, и как навык самоконтроля, улучшается регуляция деятельности;
  4. в результате коррекции значительные изменения происходят в сенсомоторной сфере, что приводит к положительной динамике в развитии познавательных функций;
  5. под влиянием коррекционного воздействия происходят улучшения аффективной организации психической деятельности, за счёт чего развиваются эмоционально-личностные качества детей.

         Нейропсихологическая коррекция – одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.  

Литература

  1. Корнеева В.А. Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития у детей младшего школьного возраста / Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С.) // Лечение детей с психосоматическими расстройствами. — С-Пб., 2002
  2. Султанова А.С. Программа сенсомоторной коррекции при психосоматических расстройствах в детском возрасте /   Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков // Под ред. Ю.С. Шевченко. — С-Пб, 2003
  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2008
  4. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 2002
  5. Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление. Москва – Воронеж, 2005
  6. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Учимся видеть и называть. Методика развития зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет. М., 2008
  7. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В.   «Школа внимания». Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М., 2004
  8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003
  9. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Психологические особенности проблемных детей. М., 2008

Источник

Читайте также:  Занятия для развития ребенка в полтора года