Коррекция и развитие проблемного ребенка эффективна при помощи

Коррекция и развитие проблемного ребенка эффективна при помощи thumbnail

Психологическая коррекция (психокоррекция) ребенка – это специально разработанная система психологических воздействий, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности. Посещая специальные занятия, ребенок избавляется от негативных личностных реакций, возникающих в результате эмоциональных нарушений, становится менее агрессивным, возбудимым и мнительным.

Психологическая коррекция ребенка

Цель коррекции

Главная задача психологической коррекции заключается в том, чтобы помочь ребенку, изменить некоторые модели мышления и поведения, которые осложняют жизнь ему и окружающим. Психокоррекция помогает привить позитивное мышление, создать условия для полноценного развития личности, самоактуализации. При этом раскрываются индивидуальные способности и личностный потенциал.

Показания для назначения

Те или иные методы психокоррекции применяют, если в поведении ребенка начинают наблюдаться следующие нарушения:

  • гиперактивность, импульсивность;
  • неконтролируемая агрессия;
  • тревожность, мнительность;
  • чрезмерная стеснительность, боязливость;
  • неоправданные страхи;
  • трудности запоминания;
  • неусидчивость;
  • нарушения мышления;
  • трудности в процессе обучения.

Этапы психологической коррекции

Психологическая коррекция обычно предусматривает соблюдение следующих этапов:

  • сбор информации;
  • создание программы проведения психокоррекции;
  • установочный этап;
  • процесс психологической коррекции;
  • завершающий этап.

Сбор информации происходит на первой встрече со специалистом, который будет составлять программу последующих занятий. Обычно она проходит без ребенка. Основной задачей предварительной встречи является передача психологу детальной информации о развитии ребенка, особых чертах его поведения. Может оказаться полезным изучение его индивидуальной медицинской карты.

Создание программы происходит с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Она включает в себя определение расписания посещаемых занятий, а также изменений, которые должны произойти в домашней обстановке и поведении родителей для осуществления психокоррекционного процесса.

Установочный этап представляет собой процесс формирования положительной установки на проведение занятий. На этом этапе все действия будут направлены на снижение эмоционального напряжения, активизацию самостоятельной психологической работы, повышение веры в достижение положительных результатов, формирование доверительного контакта специалиста с ребенком и его родителями.

Процесс психологической коррекции подразумевает точное выполнение всех рекомендаций в рамках психокоррекционной программы. Выполнение предписаний, направленных на решение конкретных задач: преодоление кризиса внутри семьи, изменение родительских позиций и установок, устранение дезадаптации в поведении ребенка, расширение сферы социального взаимодействия, формирование адекватного отношения к себе и окружающим.

Завершающий этап представляет собой оценку достигнутых результатов. При этом обычно просматривают отчеты родителей о поведении ребенка на начальном и конечном этапе занятий. Также происходит разбор и анализ поведенческих и эмоциональных реакций ребенка при помощи метода наблюдения. Анализ проделанной работы может выявить необходимость проведения дополнительных занятий.

Основные методы

Программу психологической коррекции специалист составляет индивидуально для каждого пациента, выбирая наиболее подходящие методы.

Самыми популярными методами психокоррекции детей являются игры. Игровые методы бывают направленные и ненаправленные. Направленная игротерапия построена на активном участии психолога в игре ребенка. Ненаправленная игротерапия проходит в свободной форме. Играя, ребенок учится самовыражаться, достигать эмоционального равновесия. К методам директивной игровой коррекции относят сюжетноролевые игры и психодрамы.

Сюжетноролевые игры помогают формированию достаточной самооценки ребенка и положительных отношений с окружающими. В начале игры психолог задает сюжет, выбирает игровой материал, планирует определенные ситуации. Этот метод эффективен в борьбе с межличностными конфликтами и нарушениями поведения.

Игры драматизации хорошо подходят для детей с ограниченным социальным опытом. Такая игра помогает рассмотреть характер межличностных отношений и прожитых ситуаций исходя из сюжетов знакомых сказок. При этом свои эмоции и личностные качества ребенок переносит на игровой образ, наделяя ими персонажей.

Арт-терапия это специализированный метод психотерапии, основанный на изобразительном искусстве, задачей которого является развитие самовыражения и самопознания ребенка. В рисунках детей отражается их уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности. Это своеобразная проекция личности. Анализируя детский рисунок необходимо выражать одобрение. Похвала вызовет гордость у ребенка за выполненное задание. В процессе псикоррекции методом арт-терапии, ребенку могут предложить изготовить маску, фигурку из пластилина, конструкцию из подручных материалов.

Музыкотерапия прекрасно помогает справиться с эмоциональными нарушениями. Основные психологические механизмы музыкотерапии: катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния), эмоциональная экспрессия, повышение социальной активности. Эффективными методами музыкотерапии являются рецептивная методика (восприятие музыки с определенной целью) и активная терапия (коррекционно-направленная, активная музыкальная деятельность).

По завершению курса коррекции психолог обязательно даст рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, с учетом приобретенных навыков и качеств.

Источник

Методы педагогической коррекции детей с трудностями поведения и характера.

Фомина Татьяна Викторовна

МБДОУ «Детский сад №136» г.о.Самара

Воспитатель

    Первым этапом в работе с детьми, имеющими трудности в поведении и характере,  является педагогическая диагностика.

    Диагностирование особенностей развития трудного ребенка и причин  отклоняющегося поведения предполагает многоуровневое изучение его личности. Опираясь на педагогические критерии развития личности, педагогическая диагностика позволяет сравнить уровень развития ребенка с другими детьми данной возрастной группы, определить зону ближайшего развития, своевременно обнаружить предпосылки возможных адаптивных нарушений или их начальные проявления, обосновать требуемые условия обучения или необходимость изменения существующих, установить вид и объем педагогической помощи.

К методам относят: беседа, наблюдение, тестирование, обучающий эксперимент, анализ продуктов деятельности и т.д.

В коррекционно-педагогической работе выделяются следующие компоненты:

-Нормализация и обогащение отношений ребенка с окружающими, прежде всего с воспитателем и сверстниками;

-Компенсации пробелов и недостатков в его общем развитии, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой может добиться хороших успехов;

-Восстановление у ребенка положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию;

-Постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости;

-Формирование ведущих положительных качеств;

-Усвоение и накопление социально-ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;

-Накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей;

-Исправление как преодоление отрицательного, т.е. ликвидация пробелов в формировании положительных качеств, искоренение отрицательных качеств и вредных привычек.

С детьми дошкольного возраста, а особенно эффективно с агрессивными детьми, можно использовать изотерапию (игры с водой и глиной, рисование пальцами, ладошками, ступнями.)

Читайте также:  Развивающие игры для развития ребенка

С целью коррекционного реагирования агрессии можно ставить с детьми спектакли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т.д.) Можно использовать подвижные игры, способствующие коррекционному реагированию агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения.

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой. Их могут проводить и сами родители.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется в двух направлениях:

  • Первое направление – это ежедневная работа по развитию движений и самоконтроля их поведения во время прогулок, использование двигательных упражнений в игровой форме индивидуально или с небольшой подгруппой. Такие игры упражнения направлены на развитие координации и внимания у детей. Им подробно объясняются правила, и демонстрируется каждое движение. В процессе усвоения правил и содержания игры дети должны все делать по инструкции взрослого и непосредственно под его наблюдением.
  • Второе направление — работа с семьей ребенка, задачей которой, является формирование у родителей положительной направленности на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия и общения со своим ребенком.

Коррекционные упражнения для гиперактивных детей.

У гиперактивных детей наблюдается повышенный уровень мышечного напряжения, – особенно в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Частое и регулярное выполнение ребёнком релаксационных упражнений поможет стать ему более уравновешенным и спокойным, а также выработает саморегуляцию.

    Коррекционная работа с застенчивыми детьми должна быть систематичной и многоаспектной. Главное ее назначение – преодоление данного качества. Воспитатель может использовать как групповую, так и индивидуальную форму работы. Основные методы: игротерапия, арттерапия, сказкотерапия, психогимнастика, творческие игры, коммуникативные упражнения.

   Коррекционная работа с тревожными детьми.

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

  • Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
  • Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?».
  • Если воспитатель вводит новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.
  • Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

Источник

Коррекция и развитие проблемного ребенка эффективна при помощи

Этой статьей мне хотелось бы внести ясность в определение понятий психотерапии, психокоррекции и психологического консультирования, применительно к работе детских психологов. Зачастую сами психологи не до конца понимают тех отношений, в которые вступают с родителями своих маленьких клиентов, что чревато утратой границ психологического пространства и не может быть полезно ни родителям, ни ребенку, ни психологу. Эта статья может быть полезна как родителям, так и психологам, чья профессиональная идентичность еще не сформирована.

Психокоррекция. В задачи детской психокоррекции входит восстановление психических функций (внимания, памяти, мышления, речи), эмоциональных состояний, а также восстановление и формирование функциональных связей между структурами головного мозга. Психолог в работе может использовать различные техники и приемы, в том числе, нейропсихологические программы (метод замещающего онтогенеза) или методы биологической обратной связи (при помощи специального оборудования и программного обеспечения).  Такая работа психолога не подразумевает намеренного установления взаимопонимания в семье и часто не решает в полной мере «поведенческих» проблем ребенка, но в большой степени подготавливает платформу для подобного рода изменений. Улучшение контакта между родителями и ребенком, ребенком и обществом (учителями, друзьями, одноклассниками) может достигаться за счет повышения личностной устойчивости ребенка. Этому способствуют совместное выполнение домашних заданий (если таковые имеются), лучшее понимание своих возможностей и осознание сферы своей ответственности (что касается не только ребенка, но в какой-то степени и родителей). Занятия, чаще всего, интенсивные (несколько раз в неделю). Продолжительность курса зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка, а также от степени включенности и уровня согласованности действий всех участников процесса (родителей, ребенка и психолога). Таким образом, психологическая коррекция ориентирована на развитие или восстановление психических функций, коррекцию психоэмоционального состояния ребенка или же на установление необходимых функциональных связей структур головного мозга. Работая с ребенком психолог больше ориентирован на результат, нежели на процесс, так как имеются определенные рамки (в виде поставленных целей и задач), ограниченные отдельным временным промежутком (определенное количество занятий).

Психотерапия. В задачи же детской (немедикаментозной) психотерапии входит личностное развитие ребенка, осуществляемое психологом через различного рода воздействия. Чаще всего это методы арт-терапии, сказка-терапии, специализированные игры, беседы. Они призваны формировать в ребенке здоровую, адаптированную личность, способную к осознанию собственных потребностей, выстраиванию и отстаиванию психологических границ, принятию ответственности (соответственно возрасту). Детский психотерапевт прежде всего ориентирован на сопровождение процесса личностного развития ребенка, принимая во внимание семейную и социальную ситуацию его развития. Такая работа чаще всего является длительной, c периодичностью (в большинстве случаев) – 1-2 раза в неделю. Как правило, в терапию приходят тогда, когда имеются сложности – будь то сложности установления контакта между родителями и ребенком, конкуренция в семье, различные поведенческие проблемы, — но проведение психотерапии не ограничивается этим списком, она может быть не менее полезна и при отсутствии видимых «симптомов». В последнем случае, терапия также будет служить задачам формирования здоровой, социально адаптированной личности и способствовать успешному преодолению кризисных периодов (что справедливо и для личной терапии взрослых). Существенным аспектом, влияющим на эффективность терапии, является осознание родителями своей роли в формировании личности ребенка. Психолог же в большей степени ориентирован на процесс, нежели на четкий результат: на выявление взаимосвязей и особенностей взаимоотношений в семье, на поддержку родителей и ребенка в сложившихся отношениях,  поиск наиболее оптимального варианта взаимодействия между родителями и ребенком. Таким образом, терапия более бережна и внимательна к внутреннему миру и переживаниям участников процесса.

Читайте также:  Развитие ребенка от 4 лет занятие задание

Консультирование. В случаях, когда родитель приходит к психологу за некоторым экспертным решением, мы, скорее всего будем говорить о психологическом консультировании. Суть его заключается в предъявлении психологом своего профессионального видения описанной родителем ситуации и некотором «ведении», сопровождении родителя в подборе средств ее разрешения. Такая работа не является глубинной и требует меньшего количества встреч. Чаще всего осуществляется по факту возникновения проблемных ситуаций. Также считаю важным отметить, что психолог не должен давать советов или «подводить» обратившегося к готовому решению – он скорее выступает некоторым индикатором эффективности тех или иных мер воздействия, выбранных самим родителем, но также может предложить (не навязать!) родителю некоторую иную стратегию поведения, расширив тем самым его поведенческий репертуар.

В заключение хочу обратить ваше внимание на то, что работа  психолога с ребенком не является альтернативой детско-родительским отношениям и родитель не обязан и, более того, не должен (!) быть своему ребенку психологом даже если он является психологом по образованию. Наслаждайтесь родительством, оставаясь бережными и внимательными  к себе и друг к другу!

Источник

Когда родители и педагоги пасуют перед детьми и их нестандартным поведением, то нередко записывают своих питомцев в «трудные». На самом деле, важно понять, в чем особенности каждого конкретного случая, почему именно он кажется проблемным и как справляться с трудным ребенком.

Каких детей относят к «трудным» и способы коррекции поведения

Агрессивный ребенок

О том, что у их детей случаются приступы агрессии, родители обычно узнают от воспитателей, учителей или соседей. «Ваша Мила опять дралась», – сообщают отцу девочки, когда он вечером забирает дочь из детского сада. «Ваш Алексей грубил классному руководителю», – читает мать в дневнике сына. И за всем этим стоят какие-то причины. Агрессия может выражаться в словах и действиях. Агрессивные дети недооценивают собственную враждебность. При этом окружающих считают врагами. Им свойственно винить в собственном поведении людей и обстоятельства. С себя же ответственность они снимают и не думают о последствиях своих поступков. Они не понимают, что другим может быть обидно и больно.

Чаще всего причинами агрессивных проявлений у детей являются:

  • неуверенность в себе и ощущение внешней угрозы. Ребенок боится быть побежденным, уязвленным, обиженным и, чтобы избежать роли жертвы, атакует сам;
  • желание обрести самостоятельность и самоутвердиться. И тогда агрессия –способ избавиться от опеки взрослых;
  • подражание старшим. Ребенок действует по образцу – к примеру, видит, как старшие мальчишки обижают малолетку, и поступает так же;
  • агрессия родителей (угрозы, оскорбления, телесные наказания);
  • повышенная возбудимость и избыток энергии, которой нужен выход;
  • желание привлечь к себе внимание, потребность в любви;
  • неумение контролировать свои эмоции и выстраивать мирные отношения с окружающими;
  • стремление доминировать в коллективе и продемонстрировать собственное превосходство. К примеру, мальчики посредством драк стараются занять лидирующее положение в классе или дворовой компании.

Психологическая коррекция:

Следует развивать в детях умение «перенаправлять» агрессию социально приемлемыми способами. Выход агрессивности можно дать через активные игры и спорт. Необходимо развивать навыки коммуникации и показывать модели неагрессивного поведения в различных ситуациях. Родители должны оценивать не самого ребенка, а его поступки, т.е. говорить не «ты плохой», а «это ты сделал плохо». А затем объяснить, что за подобными действиями последует.

Демонстративный ребенок

Он старается все время быть в центре внимания, как актер на сцене – все делает напоказ. Поэтому все его действия заметные и яркие, а любые проявления –гипертрофированные. И неважно, шалит такой ребенок, капризничает, играет, корчит рожицы, внимает чему-либо – все будет сделано нарочито и таким образом, чтобы окружающие обязательно заметили и отреагировали. Ведь он дает понять, что ему важно почувствовать интерес к себе. За демонстративным поведением скрываются недостаток любви и ласки со стороны родителей, а также потребность в заботе, дефицит общения, неумение контактировать со сверстниками и повышенная тревожность.

Призывать к порядку и стыдить «доморощенного актера» бесполезно, ведь он уже добился своего – на него обратили внимание. И какое именно – осуждение это или одобрение – ребенку в принципе безразлично. Ему важно, что он смог вызвать эмоциональную реакцию у взрослых. А вот наказанием для него является игнорирование.

Психологическая коррекция:

Действуйте по принципу: уделяйте внимание ребенку тогда, когда он «хороший», и не замечайте, когда «плохой». А еще приобщайте его к занятиям различными видами творчества, чтобы такие дети могли реализовать свою демонстративность и направить ее в нужное русло. Подойдут занятия танцами, музыкой, живописью и т.п.

Гиперактивный ребенок

Такого наверняка легко узнает каждый. Он непоседлив, энергичен и неуправляем. Конечно, многие дети активны и подвижны, однако при гиперактивности эти качества гипертрофированы. И проблема в том, что ребенок не может себя контролировать и сдерживать. Его активность непродуктивна, а действия хаотичны и довольно бессмысленны. И есть определенные признаки, по которым его отличают специалисты. Обычный активный ребенок предпочитает подвижные игры пассивным. Однако если вы его чем-то увлечете, он спокойно может сосредоточить свое внимание и сохранить спокойствие. И при определенных обстоятельствах (например, в незнакомой обстановке, общественных местах) он может быть вполне уравновешенным и сдержанным.

А гиперактивный ребенок всегда в движении. И даже если он устает, то не отдыхает привычным для нас образом, а начинает капризничать, кричать и рыдать. Говорит он не просто быстро, а как бы глотает слова. Вопросов задает много, но ответы на них не слушает. У гиперактивных детей нередки проблемы со сном. Они часто страдают от нарушения пищеварения и аллергии. Такие дети не реагируют на запреты и ограничения.

Читайте также:  Центр развития мамы и ребенка воронеж

Нередко гиперактивность соседствует с синдромом дефицита внимания, отчего еще больше затрудняется процесс обучения. Обычно такие дети попадают в разряд отстающих учеников и причисляются к хулиганам.

Психологическая коррекция:

Специалисты рекомендуют родителям:

  • сохранять спокойствие и невозмутимость;
  • учить ребенка управлять собой, помогая выплескивать излишнюю энергию (например, в активных играх, спортивных занятиях);
  • оберегать его от излишнего переутомления и перевозбуждения;
  • учить ребенка расслабляться (в частности, подобрав подходящие методы релаксации);
  • обязательно хвалить его, когда он доводит начатое дело до конца;
  • приучать ребенка к учебе и тихим занятиям, стараясь не принуждать, а заинтересовывать;
  • помогать ему планировать время, соблюдать режим и распределять силы.

Тревожный ребенок

Распознать повышенный уровень тревожности у ребенка не всегда просто. Одни дети явно демонстрируют собственное беспокойство. Они становятся непоседливыми, суетливыми, не желают оставаться в одиночестве, а льнут к родителям. Еще они могут жаловаться, пугаться совершенно невинных вещей, часто плакать без явного повода. У тревожных детей появляются странные привычки, показывающие внутреннюю тревогу – специалисты называют их маркерами. К примеру, они могут грызть ногти и как-либо травмировать себя. Нередко возникают проблемы с аппетитом – ребенок чуть ли не часами сидит над тарелкой и даже свои любимые блюда ест без энтузиазма. А еще у тревожных детей может нарушаться сон – их трудно уложить независимо от возраста, а потом сложно поднять с кровати. Многие действия они совершают через сопротивление, со слезами на глазах.Психологическая коррекция:

Для таких детей необычайно важен индивидуальный подход. Так, при обучении в школе их рекомендуется меньше спрашивать у доски и больше давать им письменных заданий. Желательно, чтобы они обучались в достаточно спокойной обстановке и классах, в которых немного учеников. В качестве методов снижения уровня тревоги используются различные психолого-педагогические методы. В их числе – индивидуальные и групповые занятия, игры, сказкотерапия, рисование и иные виды творчества. Важно, чтобы в результате ребенок смог избавиться от своих страхов, успокоился и приобрел уверенность в себе.

Дети индиго

В различных СМИ сейчас нередко говорят и пишут о детях индиго. И хотя официальная наука этот феномен не признает, вполне возможно, что он все же существует. Просто пока нет исследований, которые бы могли убедительно его доказать. Термин «дети индиго» появился в 80-х годах прошлого века в США. Авторы теории утверждают, что у некоторых детей аура (энергетическая оболочка) имеет необычный, сине-фиолетовый цвет. Поэтому эти дети отличаются от других особенностями личности и поведением. Говорят, с ними сложно найти общий язык. Они плохо поддаются воспитанию и нередко являются нарушителями спокойствия и дисциплины.

Считается, что дети индиго обладают следующими чертами и качествами:

  • высокая (часто завышенная) самооценка и твердая уверенность в себе и своих силах;
  • независимость в суждениях и действиях;
  • ощущение собственной исключительности и уникальности;
  • решительность;
  • настойчивость и упрямство;
  • развитая интуиция;
  • раннее взросление;
  • наличие творческих способностей и большой творческий потенциал;
  • высокий уровень интеллекта;
  • неуравновешенность, импульсивность, перепады настроения;
  • повышенная потребность во внимании и любви;
  • склонность к вредным привычкам;
  • индивидуализм, игнорирование чужого мнения и пренебрежение авторитетами;
  • трудновоспитуемость, асоциальность, низкая коммуникабельность, замкнутость;
  • стремление к справедливости, желание принести пользу и совершить нечто великое;
  • неприятие общепринятых норм и правил. 

Если такие дети подвергаются внешнему давлению, то могут прийти в ярость и «отбрить» любого взрослого. Считается, что дети индиго с одинаковой вероятностью могут стать как гениями, так и преступниками.

Психологическая коррекция:

Приверженцы концепции индиго полагают, что с такими детьми надо обращаться максимально бережно, ничего им не навязывать и не заставлять делать, потому что они «сами с усами». Однако представители традиционной науки не только считают данную гипотезу весьма сомнительной, но и вдобавок уверены, что все дети нуждаются в любви, понимании и корректировке их поведения.

План индивидуальной работы с трудными детьми

Родителям важно понять ребенка, а затем, пусть и корректируя его поведение, сохранить и развить детскую индивидуальность.

  1. При возникновении конфликтов не старайтесь переложить всю ответственность на ребенка. Ищите причины непослушания и странного поведения, а только потом принимайте меры.
  2. Признайте право ребенка на самостоятельность и собственное мнение.
  3. Старайтесь видеть в собственном ребенке положительные стороны, даже если другие его ругают. Доверяйте детям, не заставляйте их соответствовать чужим представлениям взрослых о «правильности».
  4. Создавайте дома эмоционально спокойную атмосферу – ребенок не должен быть свидетелем разногласий и ссор между родителями. Это не только разрушает авторитет старших, но и вызывает у них тревогу и чувство вины.
  5. Показывайте детям четкие границы добра и зла, объясняйте, что такое хорошо и плохо, чтобы они могли вести себя правильно. Замечайте и позитивно оценивайте успехи детей, не забывайте их одобрять и хвалить. Чрезмерная критика и повышенные требования повышают тревожность.
  6. Не злоупотребляйте наказаниями. Иначе они станут привычными для ребенка, и их действенность сведется к нулю. Также вредны придирки и мелочная опека.
  7. Уберите из своей речи фразы типа: «У тебя никаких прав нет, ты полностью зависишь от нас!», «У всех дети как дети, а у нас не поймешь кто!», «Я никогда не была такой в твои годы!», «Радуйся, что родители живы, и не прибавляй нам седых волос», «Я лучше знаю, что и как должен делать мой ребенок»…

Принимайте и любите свое чадо таким, каково оно есть. Относитесь к ребенку доброжелательно и уважительно. Он не обязан оправдывать чужие ожидания и соответствовать чужим притязаниям. И не приписывайте детям своих желаний, не реализовывайте через них собственные амбиции.

Источник