Контрольная работа развитие личности ребенка в дошкольном возрасте

Ñòðóêòóðà ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû. Ðîëü èãðû â ðàçâèòèè ïñèõèêè ðåáåíêà äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ñàìîñîçíàíèÿ, ñàìîîöåíêè è ìûøëåíèÿ, ýìîöèîíàëüíî–âîëåâîé è ìîòèâàöèîííî-ïîòðåáíîñòíîé ñôåð. Êîìïëåêñ íîâîîáðàçîâàíèé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.

Íàæàâ íà êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ», âû ñêà÷àåòå íóæíûé âàì ôàéë ñîâåðøåííî áåñïëàòíî.
Ïåðåä ñêà÷èâàíèåì äàííîãî ôàéëà âñïîìíèòå î òåõ õîðîøèõ ðåôåðàòàõ, êîíòðîëüíûõ, êóðñîâûõ, äèïëîìíûõ ðàáîòàõ, ñòàòüÿõ è äðóãèõ äîêóìåíòàõ, êîòîðûå ëåæàò íåâîñòðåáîâàííûìè â âàøåì êîìïüþòåðå. Ýòî âàø òðóä, îí äîëæåí ó÷àñòâîâàòü â ðàçâèòèè îáùåñòâà è ïðèíîñèòü ïîëüçó ëþäÿì. Íàéäèòå ýòè ðàáîòû è îòïðàâüòå â áàçó çíàíèé.
Ìû è âñå ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäåì âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

×òîáû ñêà÷àòü àðõèâ ñ äîêóìåíòîì, â ïîëå, ðàñïîëîæåííîå íèæå, âïèøèòå ïÿòèçíà÷íîå ÷èñëî è íàæìèòå êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ»

  • Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Ñàìîñîçíàíèå. Çíà÷åíèå èãðû äëÿ ðàçâèòèÿ ïñèõèêè äîøêîëüíèêà. Ñîöèàëüíàÿ ïðèðîäà Åäèíèöû àíàëèçà è ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ðîëåâîé èãðû. Ðàçâèòèå ðîëåâîé èãðû â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Âèäû èãð.

    ðåôåðàò [31,1 K], äîáàâëåí 03.02.2009

  • Òåîðåòè÷åñêèå àñïåêòû ðàçâèòèÿ ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû äåòåé ìëàäøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ýôôåêòèâíîñòè âëèÿíèÿ ñïåöèàëüíûõ óñëîâèé ïðè îðãàíèçàöèè ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû íà ïðèíÿòèå ðîëè äåòüìè ìëàäøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [41,2 K], äîáàâëåí 09.01.2012

  • Òåîðåòè÷åñêèå îñíîâû ðàçâèòèÿ òâîð÷åñòâà â ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðå ó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ðîëü ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû â ðàçâèòèè òâîð÷åñòâà ó äåòåé. Ýêñïåðèìåíòàëüíàÿ ðàáîòà ïî ðàçâèòèþ òâîð÷åñòâà â ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðå ó äåòåé ñòàðøåé ãðóïïû.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [69,0 K], äîáàâëåí 09.01.2009

  • Âûÿâëåíèå îñîáåííîñòåé èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ. Èçó÷åíèå ñòðóêòóðíûõ êîìïîíåíòîâ ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû. Âèäû è ôîðìû èãðû â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Óðîâíè ðàçâèòèÿ ñþæåòíî-îòîáðàçèòåëüíîé è ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû â ñòàðøåì äîøêîëüíîì âîçðàñòå.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [101,9 K], äîáàâëåí 30.01.2015

  • Àíàëèç òåîðåòè÷åñêèõ îñíîâ ðàçâèòèÿ âíèìàíèÿ ó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà â ïðîöåññå ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé ëèòåðàòóðû. Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà ôîðì ïðîÿâëåíèÿ ïðîöåññà âíèìàíèÿ: èíòåëëåêòóàëüíîå, ñåíñîðíîå, äâèãàòåëüíîå.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [1,1 M], äîáàâëåí 21.12.2016

  • Ñþæåòíî-ðîëåâàÿ èãðà êàê èñòî÷íèê âîñïèòàíèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Äèàãíîñòèêà è îöåíêà ðàçâèòèÿ äîøêîëüíèêîâ ïî ìåòîäèêàì Áîãóñëàâñêîé, Ñìèðíîâîé è Âèöëàê. Âîçäåéñòâèå èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè íà ñòàíîâëåíèå ëè÷íîñòè ðåáåíêà äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [46,7 K], äîáàâëåí 07.10.2012

  • Èçó÷åíèå ïðèðîäû äåòñêèõ ýìîöèé. Èññëåäîâàíèå ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ðàçâèòèÿ ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Àíàëèç òèïîâ ðîäèòåëüñêîãî âîñïèòàíèÿ. Ðîëü è çíà÷åíèå îáùåíèÿ â ñåìüå â ðàçâèòèè ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû äîøêîëüíèêà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [95,8 K], äîáàâëåí 25.11.2014

  • Ïðîáëåìà ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Ëè÷íîñòü è åå ñòðóêòóðà. Ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ðåáåíêà â ñòàðøåì äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Ðàçâèòèå ëè÷íîñòè â èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè. Äåÿòåëüíîñòü äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ñàìîîöåíêà ðåáåíêà ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [38,7 K], äîáàâëåí 04.06.2002

  • Ïðåäñòàâëåíèÿ î ïðèðîäå ðîëåâîé èãðû â îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãèè. Ðîëü èãðû â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåá¸íêà, å¸ ïîëüçà. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èçó÷åíèå ïîâåäåíèÿ äåòåé-äîøêîëüíèêîâ âî âðåìÿ ïîâåäåíèÿ ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû, àíàëèç è èíòåðïðåòàöèÿ åãî ðåçóëüòàòîâ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [43,7 K], äîáàâëåí 15.02.2015

  • Ïîçíàâàòåëüíîå ðàçâèòèå äîøêîëüíèêà. Îùóùåíèå, âîñïðèÿòèå, ïàìÿòü. Àíàëèç ðàçâèòèÿ ìûøëåíèÿ ó äîøêîëüíèêîâ. Ðîëü èãðû â ñòàíîâëåíèè íîâîîáðàçîâàíèé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ðàçâèòèå ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ äîøêîëüíèêîâ â ðàçëè÷íûõ ôîðìàõ äåÿòåëüíîñòè.

    ðåôåðàò [31,4 K], äîáàâëåí 06.08.2010

  • Источник

    СОДЕРЖАНИЕ

    План………………………………………………………………………стр. 3
    Введение…………………………………………………………………стр. 4
    Глава
    I. Проблема развития
    личности
    .……………………………
     стр.5-7
    Глава
    II. Развитие личности
    ребенка в старшем дошкольном
    возрасте
    ………………………………………………………………….
                   
    стр. 8-22
    2.1. Личность 
    ребенка в старшем дошкольном 
    возрасте……………..
    стр.8-11
    2.2. Особенности
    поведения детей старшего дошкольного
    возраста с различным типом самооценки……………………………………….
              
    стр. 12-15               
    2.3.
    Что оказывает влияние на формирование
    самооценки и представлений ребенка о
    себе?……………………………………………………..
                  стр. 16-22     
    Заключение……………………………………………………………..стр.23
    Список 
    литературы……………………………………………………
    стр. 24

    План.

    1. Введение.
    2. Глава I. Проблема
      развития личности.
    3. Глава II. Развитие
      личности ребенка в старшем дошкольном
      возрасте.
    4. 2.1.Личность
      ребенка в старшем дошкольном возрасте.
    5. 2.2.Особенности
      поведения детей старшего дошкольного
      возраста с различным типом самооценки.
    6. 2.3.Что оказывает
      влияние на формирование самооценки и
      представлений ребенка о себе?
    7. Заключение.
    8. Список литературы.

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    — 
     
     
     
     
     
     

    Введение.

         Все
    мы родом из детства. Дети растут, развиваются,
    превращаются в самостоятельных взрослых.
    Сильной личность становится не за год
    и даже не за два, для этого иногда требуется
    вся жизнь. Какому этапу развития принадлежит
    ведущая роль в этом процессе. Решающее
    значение в формировании и развитии личности
    имеет дошкольное детство. Про исходы
    формирования всех компонентов личности;
    а особенно самооценки. Именно в этом возрасте
    у ребенка формируется представление
    о себе, которое включает в себя эмоциональный,
    когнитивный, волевой компоненты.

         Развитие 
    личности в старшем дошкольном возрасте
    характеризуется освоением новых знаний,
    появлением новых качеств, потребностей.

         Развитие 
    старших дошкольников осуществляется
    в процессе разнообразной деятельности
    ребенка со взрослыми и в коллективе
    сверстников. Особая роль в связи 
    с этим отводится игровой деятельности,
    в частности дидактическим играм.

         Старший
    дошкольный возраст является дальнейшим
    продолжением сеизетивного периода 
    в личностном развитии. Этот период
    благоприятен для овладения социальным
    пространством человеческих отношений
    через общение со взрослыми и сверстниками.
    Этот возраст приносит ребенку новые принципиальные
    достижения. У ребенка старшего дошкольного
    возраста в содержание представлений
    о себе входит отражение или своих свойств,
    качеств, возможностей.

         Накопленные
    данные о возможностях, представления
    о самом себе дополняются соответствующим
    отношением к самому себе. Формирование
    образа самого себя происходит на основе
    установления связей между индивидуальным
    опытом ребенка и информацией получаемой
    в процессе -общения. У ребенка в старшем
    дошкольном возрасте развивается сложный
    компонент самосознания — самооценка.
    Она возникает на основе знаний и мыслей
    о себе. 

    Читайте также:  Семья как источник развития ребенка

         Глава
    I.  Проблема развития
    личности.

         На 
    вопрос, что такое личность, психологи
    отвечают по-разному, и в разнообразии
    их ответов, а отчасти и в расхождении
    мнений на этот счет проявляется многогранность
    и сложность самого феномена личности.
    Наличие и сосуществования множества
    разных определений личности, имеющихся
    в литературе, заслуживает того, чтобы
    учесть его в поисках глобального определения
    личности.

         Личность 
    чаще всего определяют как человека
    в совокупности его социальных и приобретенных
    качеств. В понятие «личность» обычно
    включены такие свойства, которые являются
    более или менее устойчивые и свидетельствуют
    об индивидуальности человека, определяя
    его значимые для людей поступки.

         По 
    мнению Немова Р.С.: «Личность — это человек,
    взятый в системе таких его психологических
    характеристик, которые социально обусловлены
    проявляются в общественных по природе
    связях и отношениях являются устойчивыми,
    определяют нравственные поступки человека
    имеющие существенное значение». [2]

         Крысько
    В.Г. считает, что личность — существо
    активное и сознательное она может
    выбирать тот или иной образ жизни: смиряться
    с положением угнетаемого или бороться
    против не справедливости, отдавать свою
    жизнь обществу или жить личными интересами.
    В отечественной психологии психологи
    имели разные подходы к изучению личности.

         Подход 
    Ананьева Б.Г. Рассматривает личность
    в единстве четырех сторон: человека
    как биологического вида; онтогенезе и
    жизненном пути человека и индивида; человека
    как личности; человека как части человечества.
    [3]

         Подход 
    Абульхановой К.А. Личность как субъект 
    жизненного пути и субъект деятельности.
    В основе ее развития лежит развитие
    таких качеств, как активность (инициатива,
    ответственность) способность к организации
    времени, социальное мышление. Подход
    Мясищева В.В. Ядро личности как система
    ее отношений к внешнему миру и самому
    себе, которая формируется под воздействием
    отражения осознанием человека окружающей
    действительности, являясь одной из форм
    этого отражения. [3]

    (Подход 
    Платонова К.К. Личность имеет 
    динамическую функциональную структуру, 
    элементами которой являются: направленность;
    опыт; особенности психических процессов;
    биопсихологические свойства.

         В.С.
    Мухина считает, что личность по своей 
    Феноменологии предполагает развитие
    Человека как социальная единица 
    и как уникальная личность формируется 
    через свои отношения с другими 
    людьми. Он познает себя как индивид 
    через другого, себе подобного, так
    как другой как и он является носителем
    общественных отношений. Развитие личности
    идет через присвоение материальной и
    духовной культуры человечества. Процесс
    развития человеческой личности бесконечен.
    Личность является носителем существующих
    общественных отношений. Личность развивается
    как родовой индивид, как индивидуальность
    совершенствуясь и совершенствуя других.
    Личность продукт общения и познания обусловленный
    конкретно историческими условиями жизни
    общества.

         Притязая 
    на признание, ребенок с помощью
    взрослого проектирует себя в будущем
    как сильную, все умеющего и все мощную
    личность стремление соотнести себя настоящего
    с собой в прошлом и будущем — важнейшее
    позитивное образование самосознания
    развивающейся личности.

    Представители
    зарубежной психологии имеют другие подходы
    к проблеме личности.

         Один 
    из подходов биогенетический, он ставит
    в основу развития личности биологические
    процессы созревания организма. С. Холл
    считал, что развитие личности повторяется
    в свернутом виде. Другой вариант биогенетического
    подхода, разрабатывая Э. Кречмер, выводя
    типы личности из особенностей телосложения
    человека. З.Фрейд считал, что все поведение
    личности обусловлено физиологическими,
    бессознательными влечениями человека.

         Психогенетический
    подход не отрицает значения ни биологии,
    ни среды, но на первый план выдвигает
    развитие собственно психических процессов.
    Представители когнитивистикой ориентации
    отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной
    сферыпсихики. (Й.Пиети, Д.Келли и другие).
    [3]

         Из 
    всех определений личности, предложенных
    в начале, можно выделить одно наиболее
    точное, которое объединяет в себе смысл
    других — личность есть пожизненно формирующихся
    индивидуально своеобразная совокупность
    психофизиологических систем, которые
    определяют своеобразное для данного
    человека мышление и поведение. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава
    II. Развитие личности
    ребенка в старшем

    дошкольном 
    возрасте.

    2.1.
    Личность ребенка 
    в старшем дошкольном 
    возрасте.

         В
    старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7
    лет) отмечается бурное развитие и перестройка
    в работе всех физиологических систем
    организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой,
    эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок
    быстро прибавляет в росте и весе, изменяются
    пропорции тела. Происходят существенные
    изменения высшей нервной деятельности.
    По своим характеристикам головной мозг
    шестилетнего ребенка в большей степени
    приближается к показателям мозга взрослого
    человека. Организм ребенка в период от
    5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности
    к переходу на более высокую ступень возрастного
    развития, предполагающую более интенсивные
    умственные и физические нагрузки, связанные
    с систематическим школьным обучением.

         Старший
    дошкольный возраст играет особую роль
    в психическом развитии ребенка:
    в этот период жизни начинают формироваться
    новые психологические механизмы деятельности
    и поведения.

         В
    этом возрасте закладываются основы
    будущей личности: формируется устойчивая
    структура мотивов; зарождаются 
    новые социальные потребности (потребность 
    в уважении и признании взрослого,
    желание выполнять важные для других,
    «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность
    в признании сверстников: у старших дошкольников
    активно проявляется интерес к коллективным
    формам деятельности и в то же время –
    стремление в игре и других видах деятельности
    быть первым, лучшим; появляется потребность
    поступать в соответствии с установленными
    правилами и этическими нормами и т.д.);
    возникает новый (опосредованный) тип
    мотивации – основа произвольного поведения;
    ребенок усваивает определенную систему
    социальных ценностей; моральных норм
    и правил поведения в обществе, в некоторых
    ситуациях он уже может сдерживать свои
    непосредственные желания и поступать
    не так как хочется в данный момент, а так
    как «надо» (хочется посмотреть «мультики»,
    но мама просит поиграть с младшим братом
    или сходить в магазин; не хочется убирать
    игрушки, но это входит в обязанности дежурного,
    значит, это надо делать и т. д.).

    Читайте также:  Право ребенка на физическое развитие

         Старшие
    дошкольники перестают быть наивными
    и непосредственными, как раньше,
    становятся менее понятными для 
    окружающих. Причиной таких изменений
    является дифференциация (разделение)
    в сознании ребенка его внутренней и внешней
    жизни.

         До 
    семи лет малыш поступает в 
    соответствии с актуальными для 
    него в данный момент переживаниями.
    Его желания и выражение этих
    желаний в поведении (т.е. внутреннее
    и внешнее) представляют собой неразделимое
    целое. Поведение ребенка в этих возрастах
    можно условно описать схемой: «захотел
    — сделал». Наивность и непосредственность
    свидетельствуют о том, что внешне ребенок
    такой же, как и «внутри», его поведение
    понятно и легко «читается» окружающими.
    Утрата непосредственности и наивности
    в поведении старшего дошкольника означает
    включение в его поступки некоторого интеллектуального
    момента, который как бы вклинивается
    между переживанием и действием ребенка.
    Его поведение становится осознанным
    и может быть описано другой схемой: «захотел
    — осознал — сделал». Осознание включается
    во все сферы жизни старшего дошкольника:
    он начинает осознавать отношение к себе
    окружающих и свое отношение к ним и к
    самому себе, свой индивидуальный опыт,
    результаты собственной деятельности
    и т.д.

         Одним
    из важнейших достижений старшего дошкольного 
    возраста является осознание своего социального
    «Я», формирование внутренней социальной
    позиции. В ранние периоды развития дети
    еще не отдают себе отчета в том, какое
    место они занимают в жизни. Поэтому осознанное
    стремление измениться у них отсутствует.
    Если новые потребности, возникающие у
    детей этих возрастов, не находят реализации
    в рамках того образа жизни, который они
    ведут, это вызывает неосознанный протест
    и сопротивление.

    Источник

    Федеральное
    агентство по образованию

    ГОУ ВПО 
    «Удмуртский государственный университет»

    институт 
    психологии и педагогики

    кафедра
    общей психологии 
     
     
     
     
     
     

    Контрольная
    работа по предмету

     «Возрастная
    психология»

    на тему
    «Развитие личности в дошкольном возрасте» 
     
     

                                               Выполнила:

                                               студентка группы

                                               3С-031000-31(К)

                                               Несмелова Е.П.

                                               Проверила:

                                               Лобаскова

                                               Марина Михайловна 
             
             
             

    Ижевск,
    2011

    СОДЕРЖАНИЕ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          Дошкольное 
    детство – один из самых важных
    этапов жизни ребенка: без полноценно
    прожитого, всесторонне наполненного
    детства вся его последующая жизнь будет
    ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического,
    личностного и физического развития в
    этот период позволяет ребенку в кратчайшие
    сроки пройти путь от беспомощного существа
    до человека, владеющего всеми основными
    началами человеческой культуры. Он идет
    по этому пути не в одиночестве, рядом
    с ним постоянно находятся взрослые –
    родители, воспитатели, психологи. Грамотное
    взаимодействие взрослых в процессе воспитания
    ребенка обеспечивает максимальную реализацию
    всех имеющихся у него возможностей, позволит
    избежать многих трудностей и отклонений
    в ходе его психического и личностного
    развития. Пластичная, быстро созревающая
    нервная система дошкольника требует
    бережного отношения к себе. Этим объясняется
    актуальность выбранной темы.

          Цель 
    контрольной работы — описать особенности
    развития личности дошкольного возраста
    и новообразования.

          Предметом
    исследования является личностное развитие
    в дошкольном возрасте. Безусловно, что
    дети дошкольного возраста обладают рядом
    психологических и поведенческих особенностей,
    знание которых необходимо для того, чтобы
    получать достоверные результаты в процессе
    их психодиагностического обследования.

    1.1.
    Игра как ведущая деятельность

         Игра
    — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного
    возраста. Предметом игровой деятельности
    является взрослый человек как носитель
    определенных общественных функций, вступающий
    в определенные отношения с другими людьми,
    использующий в своей деятельности определенные
    правила.

         Главное
    изменение в поведении состоит 
    в том, что желания ребенка 
    отходят на второй план, и на первый
    план выходит четкое выполнение правил
    игры.

         Структура
    сюжетно-ролевой игры:

         В
    каждой игре свои игровые условия —
    участвующие в ней дети, куклы,
    другие игрушки и предметы.

         В
    развитии игры выделяются 2 основные фазы
    или стадии. Для первой стадии (3-5
    лет) характерно воспроизведение логики
    реальных действий людей; содержанием 
    игры являются предметные действия. На
    второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные
    отношения между людьми, и содержанием
    игры становятся социальные отношения,
    общественный смысл деятельности взрослого
    человека.

         Роль 
    игры в развитии психики ребенка.

         1)
    В игре ребенок учится полноценному
    общению со сверстниками.

         2)
    Учиться подчинять свои импульсивные
    желания правилам игры. Появляется соподчинение
    мотивов — «хочу» начинает подчинятся
    «нельзя» или «надо».

         3)
    В игре интенсивно развиваются 
    все психические процессы, формируются 
    первые нравственные чувства (что
    плохо, а что хорошо).

         4)
    Формируются новые мотивы и 
    потребности (соревновательные, игровые 
    мотивы, потребность в самостоятельности).

         5)
    В игре зарождаются новые виды 
    продуктивной деятельности (рисование, 
    лепка, аппликация)

         На 
    фоне многочисленных изменений особая
    роль в дошкольном возрасте принадлежит
    становлению основных элементов самосознания.
    Это проявляется в повышении осознанности
    мотивов собственной деятельности, в том,
    что ребёнок более объективно может оценить
    свои поступки и в какой-то степени личностные
    качества. Начатки самосознания обнаруживаются
    в самооценке ребёнка, содержание которой
    — качество умений, связанных с выполнением
    предметно — практических действий, и моральные
    свойства, связанные с подчинением или
    неподчинением правилам поведения. Не
    менее важное значение имеет открытие
    и осмысление ребёнком своих собственных
    переживаний и осмысленная ориентировка
    в них. Самооценка и осознание своих переживаний
    составляют важные стороны самосознания
    ребёнка, которое формируется к концу
    дошкольного возраста в качестве основного
    новообразования.

         Формирование 
    самооценки тесно связано с новым 
    осознанием себя во времени. На протяжении
    дошкольного возраста формируются 
    индивидуальное прошлое и индивидуальное
    будущее, которые непосредственно 
    связаны с настоящим, являются как бы его
    прямым продолжением.

         Будущее
    позволяет создать «жизненную перспективу»
    в форме «когда я вырасту и 
    стану большим» с системой положительных 
    и самых невероятных ожиданий.
    Осознание себя во времени имеет 
    и другую сторону: ребёнок начинает
    интересоваться началом и концом своей
    жизни.

         Первое 
    проявляет себя в вопросах, откуда
    он взялся, почему у него двое родителей,
    интересоваться ролью отца в своем 
    появлении на свет. Второе дает целый 
    спектр разнообразнейших детских страхов
    (огня, воды, пожара, землетрясения и т.д.),
    связанных с концом жизни.

    Читайте также:  Остановка физического развития ребенка

         Не 
    менее важный компонент детского
    самосознания — психосексуальная идентификация,
    т.е. осознание ребёнком своей половой
    принадлежности, переживание себя как
    мальчика или девочки. Они уже знают, как
    должны вести себя, и какими должны быть
    мальчики и девочки вообще, поэтому девочки
    стремятся делать что-то типично женское,
    а мальчики — типично мужское.

         На 
    основе всех перечисленных элементов 
    к концу дошкольного возраста
    у ребенка складывается общая схема
    образа «Я» («Я-концепция»).

    1.3.
    Развитие эмоционально – волевой сферы

         Дошкольный 
    возраст, как писал А.Н. Леонтьев, —  это «период первоначального 
    фактического склада личности». Именно
    в это время происходит становление основных
    личностных механизмов и образований.
    Развиваются тесно связанные друг с другом
    эмоциональная и мотивационная сферы,
    формируется самосознание.    

     Для 
    дошкольного детства характерна 
    в целом спокойная эмоциональность, 
    отсутствие сильных аффективных 
    вспышек и конфликтов по незначительным
    поводам. Это новый относительно стабильный
    эмоциональный фон определяет динамика
    представлений ребенка. Динамика образных
    представлений — более свободная и мягкая
    по сравнению с аффективно окрашенными
    процессами восприятия в раннем детстве.
    Но из этого совсем не следует снижение
    насыщенности, интенсивности эмоциональной
    жизни ребенка.

         В
    старшем дошкольном периоде изменяется
    структура самих эмоциональных 
    процессов. Ребенок начинает радоваться
    и печалится не только по поводу
    того, что он делает в данный момент,
    но и относительно того, что еще ему предстоит
    сделать. В ходе онтогенеза в эмоции постепенно
    включаются, помимо вегетативных и моторных
    реакций, познавательные процессы (воображение,
    образное мышление, сложные формы восприятия).
    Они становятся «умными», интеллектуализируются,
    а познавательные процессы в свою очередь
    приобретают аффективный характер, обогащаются
    чувством.     

     Уже 
    в дошкольном возрасте можно 
    наблюдать проявление таких интеллектуальных 
    чувств ребёнка, как любопытство, 
    удивление, чувство нового, стремление
    утвердиться в истине, любознательность.
    Развитию этих чувств, способствует внимательное
    отношение родителей к детским вопросам
    познавательного характера, организация
    поисковой деятельности малыша, предоставление
    ему возможности самостоятельно поэкспериментировать,
    своевременное и частое включение в познавательное
    и личностное общение, непосредственное
    участие в детских забавах, играх, совместные
    наблюдения, чтение, экскурсии и т. д.     

     Действия 
    ребенка строятся на основе представлений
    о предмете, о желательном результате,
    о возможности его достичь в ближайшем
    будущем. Эмоции, связанные с представлением,
    позволяют предвосхищать результаты действий
    ребенка. Еще до того как дошкольник начнет
    действовать, у него появляется эмоциональный
    образ, отражающий и будущий результат,
    и его оценку со стороны взрослых. Ребенок
    уже заранее знает, хорошо или дурно он
    собирается поступить. Если он предвидит
    результат, не отвечающий принятым нормам
    воспитания, у него возникает тревожность
    — эмоциональное состояние, способное
    затормозить нежелательные для окружающих
    действия. Предвосхищение полезного результата
    действий и вызванной им высокой оценки
    со стороны близких взрослых связано с
    положительными эмоциями, дополнительно
    стимулирующими поведение.        

     В 
    дошкольном возрасте ребенок 
    включается в новые системы 
    отношений, новые виды деятельности.
    Появляются и новые мотивы, связанные 
    с формирующейся самооценкой, 
    самолюбием, мотивы достижения успеха,
    соревнования, соперничества; мотивы,
    связанные с усваивающимися моральными
    нормами, и некоторые другие. Мотивы 5-6
    – летних детей приобретают силу и значимость:
    они могут подавить свои непосредственные
    побуждения, благодаря сильной мотивации,
    выполняющей роль ограничителя. Интересно,
    что наиболее сильный мотив для дошкольника
    – поощрение, получение награды, более
    слабый – наказание, еще слабее – собственное
    обещание ребенка.

         Дети 
    в этом возрасте усваивают этические 
    нормы, принятые в обществе; учатся
    оценивать поступки с точки зрения
    норм морали, подчинять им свое поведение,
    у них появляются этические переживания.

         В
    этот период начинает складываться индивидуальная
    мотивационная система ребенка.
    Мотивы приобретают относительную 
    устойчивость. Среди них выделяются доминирующие
    мотивы — преобладающие в формирующейся
    мотивационной иерархии. Это ведет к появлению
    волевых усилий для достижения поставленной
    цели.

         Развитие 
    волевой регуляции поведения  у человека
    осуществляется в нескольких направлениях.
    С одной стороны – это преобразование
    непроизвольных психических процессов
    в произвольные, с другой – обретение
    человеком контроля над своим поведением,
    с третьей – выработка волевых качеств
    личности. Все эти процессы онтогенетически
    начинаются с того момента жизни, когда
    ребенок овладевает речью и учится пользоваться
    ею как эффективным средством психической
    и поведенческой саморегуляции.

         В
    детские годы начинает формироваться 
    регулирующая сторона сознания человека,
    способность к целенаправленным
    действиям и поступкам, связанным с преодолением
    препятствий, его воля.

         Воля 
    не дана от рождения, она возникает 
    как результат жизненной практики,
    воспитания и самовоспитания. В младенческом
    периоде и раннем детстве формируются 
    предпосылки волевого действия, возникают
    первые целенаправленные движения, предметно-орудийные
    действия, цепочка действий. Ребёнок учится
    выполнять требования взрослых на основе
    понимания их речи, он овладевает движениями
    своих рук, ног, туловища. Но заметные сдвиги
    в развитии воли наблюдаются в дошкольном
    возрасте. Меняются как сами волевые действия,
    так и их значение, место в общем поведении
    ребёнка. Именно в этот период у детей
    появляется способность самостоятельно
    определить цель своего действия и добиться
    её, организовать выполнение намеченного.
    Не следует ждать (и требовать) частых
    проявлений воли у 3-летнего малыша. Действия
    у младшего дошкольника, как и ребёнка
    раннего возраста, в основном импульсивные,
    проявление волевых действий наблюдается
    у них лишь в наиболее благоприятных обстоятельствах.
    Однако в дальнейшем, особенно в старшем
    дошкольном возрасте, таких волевых действий
    становится всё больше, увеличивается
    и продолжительность волевого усилия
    ребёнка. Однако в целом возможности воли
    ребёнка-дошкольника не следует преувеличивать.
    Они ограниченны, пока ребёнок ещё часто
    находится в плену эмоций.

         Развитие 
    волевых действий дошкольника тесно 
    связано с формированием соподчинения
    их мотивов. Выделение ребёнком наиболее
    значимых мотивов, формирование направленности
    стимулируют сознательное стремление
    дошкольника к достижению поставленной
    цели.

         Эмоции 
    и чувства плохо поддаются 
    волевой регуляции. Взрослым полезно 
    помнить об этом, сталкиваясь с 
    нежелательными или неожиданными для 
    них детскими эмоциями. Чувства ребенка 
    в таких острых ситуациях лучше не
    оценивать – это повлечет за собой лишь
    непонимание или негативизм. Нельзя требовать
    от ребенка не переживать то, что он переживает,
    чувствует; можно ограничивать лишь форму
    проявления его негативных эмоций.

    Источник