Контроль за развитием ребенка первого года жизни
Контроль за развитием детей — составная часть системы оздоровительно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Цель его прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка, возрастной группы и дошкольного учреждения в целом. При этом устанавливают также правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, определив для него индивидуальный режим жизни.
Что же это за критерии, по которым оценивается уровень развития детей?
Контроль за развитием ребенка, разработанный в нашей стране в 30-е годы в клинике проф. Н. М. Щелованова (за детьми первого года жизни), а в 50-е годы продолженный сотрудниками Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ) под руководством проф. Н. М. Аксариной (для второ-
Зак. 1109. К- Л. Печор» и др.
го и третьего года жизни), имеет методологическую основу, которая отличает его от тестовых систем, существующих на Западе. У нас контроль опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания. Ребенок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому чем он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле за развитием. А это, в свою очередь, служит основанием создания для него необходимых условий — «социальных ситуаций», которые обеспечивают «…особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий» (Л. С. В ы-готский), необходимых для формирования новых качественных достижений в психическом развитии детей. На первом году жизни развитие ребенка контролируют детские поликлиники один раз в месяц, на втором — один раз в квартал, на третьем — один раз в полгода, в так называемые эпикризные сроки.
Контроль за развитием ребенка носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения. Невозможно врачу определить состояние здоровья ребенка без оценки его психического развития, как нельзя педагогу оценить психическое развитие без учета его состояния здоровья и применять соответствующие педагогические воздействия. В дошкольных учреждениях очень важна связь в работе врача и педагога. Развитие ребенка неразрывно связано с его воспитанием. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, что, зная «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский), важно своевременно и правильно определить задачи для дальнейшего его
хода.
Известно, что ребенок развивается неравномерно: неравномерно созревание различных морфологических структур, функциональных систем, неравномерно и его психическое развитие. Поэтому наиболее чувствительные периоды к определенным воздействиям оптимальны и для определения состояния функциональной деятельности. Ведя контроль за развитием детей, дают оценку прежде всего ведущим, определяющим линиям (сферам) развития организма.
Что же должно оцениваться с целью контроля за развитием
Детей?
Прежде всего состояние здоровья; физическое и психическое развитие; поведение малыша. Одновременный контроль по указанным направлениям дает возможность провести комплексную оценку здоровья и развития ребенка.
При оценке поведения детей, за которым воспитатель следит ежедневно (а к моменту его оценки — в эпикризный период — особенно внимательно), следует учитывать настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности, черты личности ребенка. Для этого можно пользоваться памяткой-вопросником.
Настроение(бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое):
1. Бодрое, жизнерадостное настроение. Положитель
но относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен,
реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется,
охотно контактирует с окружающими.
2. Спокойное настроение. Положительно относится к окру
жающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, чем
при бодром состоянии, меньше контактирует с окружающими по своей
инициативе.
3. Раздражительное, возбужденное состояние. Не
адекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность или дея
тельность неустойчива, может вступать в конфликт, наблюдаются аф
фективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик.
4. Подавленное настроение. Вял, бездеятелен, пассивен,
неактивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.
5. Неустойчивое настроение. Весел, смеется, быстро мо
жет заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, переходить от од
ного настроения к другому.
Сон:1. Засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное).
2. Характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, не
спокойный с дополнительными воздействиями).
3. Длительность сна (укороченный, длительный, соот
ветствующий возрасту).
Аппетит(хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище).
Характер бодрствования(активный, малоактивный, пассивный).
Индивидуальные особенности,черты личности ребенка (контактен, инициативен, любознателен, дружелюбен, застенчив и др.).
При выявлении нервн о-п сихического развития ребенка второго года жизни1 следует его оценивать, исходя из основных линий развития, которые представлены определенными показателями состояния детей 1 года 3 месяцев, 1 года 6 месяцев, 1 года 9 месяцев и 2 лет. Это эпикризные сроки, когда проводится оценка нервно-психического развития ребенка: развитие понимания и активной речи ребенка; сенсорное развитие малыша; развитие игры и действий с предметами; развитие общих движений; формирование навыков самостоятельности.
Специальные проверки (с целью контроля) говорят о том, что показатели развития, отражающие становление игры и действий с предметами, движений, понимания речи, являются более стабильными, стержневыми, редко поддаются влиянию неблагоприятных факторов среды. Чаще наблюдается задержка в развитии по тем показателям, которые отражают развитие активной речи, так как на втором году жизни это новое образование в развитии психики ребенка и оно особенно чувствительно к влиянию неблагоприятных факторов. Данный показатель является информативным и требует
1 Здесь мы не останавливаем внимание читателя на методике оценки нервно-психического развитияребенка первого года жизни; даются лишь показатели развития, которые учитываются при планировании контроля за развитием детей второго и третьего годон ЖИЗНИ.
Выявляя уровень развития детей, воспитатель во время плановых проверок не обучает малыша, задания дает с опорой на приобретенные им умения.
вмешательства со стороны взрослых, которые стимулируют развитие активной речи детей.
На третьем году жизни оценка уровня развития ребенка идет по следующим линиям: развитие активной речи; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; формирование изобразительной и конструктивной деятельности; развитие общих движений; воспитание навыков самостоятельности.
Источник
Матвеева Екатерина
Диагностика и контроль физического и нервно-психического развития детей раннего возраста
В Дошкольном учреждении с целью определения уровня развития физического и психического развития детей раннего возраста осуществляется систематический контроль и диагностика. Это составная часть оздоровительной и воспитательной работы с детьми. Диагностика и контроль за физическим и нервно-психическим развитием позволяет судить о результативности проводимой воспитателем оздоровительной и воспитательной работы с детьми. Контрольосуществляется коллегиально: медицинским работником, психологом, при непосредственном участии воспитателя группы. Поэтому, умение контролировать развитие ребенка – необходимое профессиональное качество воспитателя, работающего с детьми на группах раннего возраста. Каждому педагогу необходимо овладеть элементарными методами и приемами, диагностическими методиками, позволяющими судить об уровне об уровне развития и состояния здоровья своих воспитанников. Результаты диагностики являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания детей, средств и приемов адекватного педагогического воздействия. Следует также отметить, что выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволяет определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального психического и физического развития каждого ребенка.
В результате систематического контроля удается определить не только уровень развития ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать его развитие и воспитательные воздействия, определив индивидуальную работу с каждым конкретным ребенком.
Уровень развития физического и психического развития определяется на основе разработанных критериев, которые определены в кн. К. П. Печора, В. Г. Пантюхина, Л. Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях, — М.: 1985, а также В кн. Оценка физического и нервно психического развития детей раннего возраста, Спб, 1999.
На первом году жизни такой контроль за ребенком осуществляет врач-педиатор в детской поликлинике один раз в месяц, на втором году – один раз в квартал, на третьем – в детском саду один раз в пол-года, в так называемые эпикризные сроки. Контроль за развитиемносит комплексный характер: диагностируется и оценивается состояние здоровья малыша, его физическое, психическое развитие и поведение. А отсюда психологом, медиком выдаются соответствующие рекомендации воспитателю и выстраивается стратегия педагогических воздействий для воспитателя и родителей ребенка.
Что же должно оцениваться с целью контроля за развитием детей:
• Состояние здоровья;
• Физическое развитие;
• Психическое развитие;
• Поведение малыша;
• Адаптационные возможности.
Оценка поведения ребенка обычно осуществляется воспитателем, которые систематически наблюдает за ребенком.Учитывается:
• настроение ребенка (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое);
• сон (засыпание: медленное, быстрое, спокойное, беспокойное; длительность сна);
• аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище);
• характер бодрствования (активный, малоактивный, пассивный);
• индивидуальные особенности, черты личности ребенка (контактный, инициативный, любознательный, дружелюбный, застенчивый и др.);
При выявлении нервно-психического развития ребенка третьего года жизни оценка уровня развитияребенка идет по следующим линиям: оценка развития активной речи, мышления, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, формирование разных видов деятельности (Изобразительной, контсруктивной, развитие общих движений, навыков самостоятельности.)
Диагностика осуществляется при помощи методов контроля :
• метод опроса матери (при приеме в детское учреждение в дальнейшем по ходу развития ребенка);
• Наблюдение в группе за ребенком
• Диагностические и тестовые методики.
Методика проведения диагностики:
1. От обычного наблюдения метод диагностики психического развития детей отличается тем, что контроль проводится с помощью определенного стимульного материала, в определенной ситуации, максимально приближенной к естественным условиям жизни малыша.
2. В процессе диагностики педагог (психолог) должен не обучать ребенка, не показывать, а умело выявлять уже сформированные знания и умения малыша):
3. Все задания, выполняемые ребенком должны обязательно положительно оцениваться воспитателем (психологом);
4. Если ребенок не справляется с предложенным заданием, то педагог задает ребенку задание на возраст ниже. Например, если ребенок не выполнил задание 3 года не выполнил задание соответствующее своему возрасту, ему дается задание, соответствующее ребенку 2,6 мес.
Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребенка, количество выполняемых заданий с детьми соответственно показателям.
При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выделенный показатель. За нормальное развитиеребенка 3-го года жизни принимается формирование умений ребенка в пределах полугодия : 2 года 1 месяц – 2 г. 6 месяцев; 2 года 7 мес. – 3 года
По уровню развития дети условно делятся на 3 основные группы (есть и четвертая группа, которая встречается редко и свидетельствует о глубокой задержке развития ребенка – ЗПР.
К 1 группе относятся дети с нормальным развитием, т. е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также дети с опережением в развитии.
Во П группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1-е полугодие)
Ш группу составляют дети с более глубокой задержкой – на 2 эпикризных срока).
1У группу – с еще большей задержкой – на три эпикризных срока.
Результаты оценки нервно-психического развития и поведения заносятся в карту нервно-психического развития, которая хранится у психолога, у которого составлена такая картотека по группам.Карту заводят на ребенка один раз в два года: на второй и третий год жизни. Она имеет определенну. Форма (предложена на стр. 120 в кн. Печора, Пантюхина, Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях, — М,: 1985)
ВЫВОД:
Таким образом, своевременно проведенная диагностика позволяет увидеть отклонения в физическом и психическом развитии ребенка, а также в его поведении и выстроить индивидуальную стратегию воспитательных воздействий, коррекционно-развивающую работу с ребенком в различных направлениях, которая осуществляется педагогом, психологом и будет результативной при непосредственном участии родителей ребенка.
Источник
Контроль за развитием детей –
составная часть системы оздоровительно-воспитательной работы с детьми в
дошкольном учреждении. Цель его прежде всего в том, чтобы определить
уровень развития каждого ребенка, возрастной группы и учреждения в
целом. При этом устанавливают также правильность медико-педагогических
воздействий, условий воспитания. В результате систематического контроля
удается не только определить уровень развития каждого ребенка, но и
увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, а главное,
своевременно скорректировать воспитательные воздействия, определив для
него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.
Каковы критерии, по которым оценивается уровень развития детей?
Система контроля за развитием ребенка (за
детьми первого года жизни) разработанная в нашей стране в 30-е годы в
клинике профессора Н.М. Щелованова, затем усовершенствованная Н.М.
Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт, имеет
методологическую основу, которая отличает ее от тестовых систем,
существующих на Западе. У нас контроль опирается на изучение объективных
закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях
воспитания.
Ребенок раннего возраста отличается
необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому чем он младше, тем чаще
нуждается в своевременном контроле за развитием. А это, в свою очередь,
служит основанием для создания для него необходимых условий –
«социальных ситуаций», которые обеспечивают «особое сочетание внутренних
процессов развития и внешних условий» (Л.С. Выготский), необходимых
для формирования новых качественных достижений в психическом развитии
детей. На первом году жизни развитие ребенка контролируют детские
поликлиники один раз в месяц, на втором – один раз в квартал, на третьем
– один раз в полгода, в так называемые эпикризисные сроки.
Контроль за развитием ребенка носит
комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и
психического развития детей, их поведения. Невозможно врачу определять
состояние здоровья ребенка без оценки его психического развития, как
нельзя и педагогу оценивать психическое развитие без учета его состояния
здоровья и применять соответствующие педагогические воздействия. В
дошкольных учреждениях очень важна взаимосвязь в работе врача и
педагога. Развитие ребенка неразрывно связано с его воспитанием. Роль
взрослого в этом процессе заключается в том, что, зная «зону ближайшего
развития» (Л.С. Выготский), он должен своевременно и правильно определять задачи для дальнейшего его хода.
Известно, что ребенок развивается
неравномерно: неравномерно созревание различных морфологических
структур, функциональных систем, неравномерно и психическое развитие.
Поэтому наиболее чувствительные периоды к определенным воздействиям
оптимальны и для определения состояния функциональной деятельности. Ведя
контроль за развитием детей, дают оценку прежде всего ведущим,
определяющим линиям (сферам) развития организма.
Что же должно оцениваться с целью контроля за развитием детей?
Прежде всего – состояние здоровья,
физическое и психическое развитие, поведение малыша. Одновременный
контроль по указанным направлениям дает возможность провести комплексную
оценку здоровья и развития ребенка.
При оценке поведения детей, за которыми
воспитатель следит ежедневно (а к моменту его оценки – в эпикризисный
период – особенно внимательно), следует учитывать настроение, сон,
аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности, черты
личности. Для этого можно пользоваться следующей памяткой-вопросником.
Настроение (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое):
1. Бодрое, жизнерадостное настроение.
Положительно относится к окружающим, с интересом активно играет,
дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается,
смеется, охотно контактирует с окружающими.
2. Спокойное настроение. Положительно
относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально
окрашены, чем при бодром состоянии, меньше контактирует с окружающими по
своей инициативе.
3. Раздражительное, возбужденное
состояние. Неадекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность
или деятельность неустойчива, может вступать в конфликт; наблюдаются
аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик.
4. Подавленное настроение (вял, бездеятелен, пассивен, неактивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго).
5. Неустойчивое настроение. Весел,
смеется, быстро может заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым,
переходить от одного настроения к другому.
Сон:
1. Засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное).
2. Характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный, с дополнительными воздействиями).
3. Длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).
Аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище).
Характер бодрствования (активный, малоактивный, пассивный).
Индивидуальные особенности, черты личности ребенка (контактен, инициативен, любознателен, дружелюбен, застенчив и др.).
При выявлении нервно-психического развития ребенка второго года жизни следует оценивать его исходя из основных линий развития,
которые представлены определенными показателями состояния детей 1 года 3
месяцев, 1 года 6 месяцев, 1 года 9 месяцев и 2 лет. Это эпикризисные
сроки, когда проводится оценка нервно-психического развития ребенка:
развитие понимания и активной речи; сенсорное развитие; развитие игры и
действий с предметами; развитие общих движений; формирование навыков
самостоятельности.
Специальные проверки (с целью контроля)
говорят о том, что показатели развития, отражающие становление игры и
действий с предметами, движений, понимания речи, являются более
стабильными, стержневыми, редко поддаются влиянию неблагоприятных
факторов среды. Чаще наблюдается задержка по тем показателям, которые
отражают развитие активной речи, так как на втором году жизни это новое
образование в формировании психики ребенка и оно особенно чувствительно к
влиянию неблагоприятных факторов. Данный показатель является
информативным и требует вмешательства со стороны взрослых, которые
стимулируют развитие активной речи детей.
На третьем году жизни оценка уровня
развития ребенка идет по следующим линиям: развитие активной речи;
сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; формирование
изобразительной и конструктивной деятельности; развитие общих движений;
воспитание навыков самостоятельности.
Каковы методы контроля за психическим развитием детей?
1. Метод опроса матери (при приеме ребенка в детское учреждение и в дальнейшем по ходу его развития).
2. Метод наблюдения в группе за поведением детей.
3. Метод диагностики психического развития ребенка.
От обычного наблюдения метод диагностики
психического развития детей отличается тем, что контроль проводится по
единой методике, иногда с помощью определенного материала, в конкретной
ситуации, которая должна быть максимально приближена к естественным
условиям жизни малыша.
При выявлении уровня развития очень важно
установить интимный контакт с ребенком, и взрослый всем своим видом,
тоном должен внушить малышу уверенность, что он выполнит задание,
стимулировать желание выполнить его. Обычно дети с большим интересом
относятся к такому занятию. Однако поведение взрослого при проведении
диагностики не совсем обычно: он должен не обучать ребенка, не
показывать, а только умело выявлять уже сформированные умения малыша.
Ребенок обычно ждет оценки со стороны взрослого. И если он хорошо
справился с заданием, нужно это обязательно положительно оценить. Если
ребенок не справляется с задачей, взрослый дает другую – соответствующую
нижнему возрастному этапу. Например, если ребенок 2 лет не выполнил
задание, ему дается такое же, как ребенку 1 года 9 месяцев, но и в этом
случае, если малыш справится с требованием, его тоже надо похвалить.
С помощью диагностики определяется «ближайшая зона» развития ребенка.
При оценке уровня развития проставляется
тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так
отмечается опережение или задержка в развитии отдельных функций. За
нормальное развитие ребенка второго года жизни принимается формирование
умений в пределах одного квартала: 1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца; 1 год
4 месяца – 1 год 6 месяцев; 1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев; 1 год 10
месяцев – 2 года, а на третьем году – в пределах полугодия: 2 года 1
месяц – 2 года 6 месяцев; 2 года 7 месяцев – 3 года.
Для сравнения детей разного уровня
развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При
этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребенка,
количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.
По уровню развития дети распределены на
три основные группы (четвертая группа встречается редко и составляет
примерно 1,25 % детей).
В первой группе числятся дети с нормальным
развитием, т. е. когда все показатели соответствуют календарному
возрасту, а также с опережением в развитии. Во вторую группу входят дети
с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризисный срок (на
втором году – 1-й квартал, на третьем году – 1-е полугодие). Третью
группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризисных
срока, а четвертую с еще большей задержкой – на три эпикризисных срока.
В каждой группе определена степень
опережения или задержки в развитии. В первой группе опережение на один
эпикризисный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризисных срока –
это высокое развитие. Во второй, третьей и четвертой группах выявлены
три степени задержки развития (в зависимости от количества
несформированных навыков – линий задержки): I степень – 1–2, II – 3–4,
III – 5–7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным
развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием (одна часть
линий выше на 1, другая на 2 эпикризисных срока), во II группе – с
негармоничным развитием (одна часть линий выше на 1, другая ниже на 1
эпикризисный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна
часть линий ниже на 1 эпикризисный срок, другая часть на 2 эпикризисных
срока).
Таблица 28
Качественно-количественная оценка психического развития детей второго года жизни
По группам развития в процентном отношении дети распределяются примерно так:
первая группа развития – 33,1 %; вторая группа – 52 %; третья группа – 13,65 %; четвертая группа – 1,25 %.
Во второй группе развития
большую часть составляют дети с задержкой степени на 1–2 показателя,
чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких
детей следует сразу же взять на учет с целью их речевого развития. Дети
третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а
четвертой – обязательной консультации психоневролога.
Подобная оценка дает возможность
осуществлять дифференцированный подход в воспитании детей и вносить
своевременную коррекцию в их развитие.
Источник