Контроль развития ребенка с нарушением
Библиографическое описание:
Дюдюева, О. Ю. Контроль за нервно-психическим развитием ребенка как способ выявления отклонений в раннем возрасте / О. Ю. Дюдюева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 112-115. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2104/ (дата обращения: 19.12.2020).
Правильно ли
развивается ребенок? Как правильно дать оценку уровня его развития,
чтобы избежать в будущем многих проблем? Что является критериями
показателей развития малыша? Ведь своевременность формирования
основных умений, навыков в первые годы жизни, как правило, исключает
трудности дальнейшего обучения. Очень важно, чтобы развитие ребенка
протекало гармонично, раскрывало его способности. Ведь от того, какие
развивающие условия были созданы, на что делается упор, какие
воспитательные приемы использовались, чему и как учили ребенка, и от
многого другого зависит его компетентность. Для того чтобы понять
уровень развития ребенка, необходимо принять во внимание, что это и
проверка взрослого, т.е. педагога, который организует такую
среду, в которой ребенок достигает определенных для его возраста
показателей развития.
Как отмечают В.М. Сотникова, Т.Е.
Ильина, процесс отслеживания педагогического процесса в детском саду
складывается из единства трех стадий [4,
с. 4]:
— сбора информации о ходе воспитательно-образовательного
процесса в детском саду, т.е. установления и выявления фактов;
— анализа собранного материала, его оценка;
— выработки мероприятий, направленных на улучшение
существующего положения в дошкольном учреждении в целом или в
определенной возрастной группе. Организация наблюдения
педагогического процесса в детском саду проходит через все виды
контроля (оперативный, тематический, итоговый).
Контроль должен быть своевременным. В процессе контроля
констатация фактов не должна быть самоцелью, она должна помочь
выявлению причин, вызывающих недостатки в работе, выработке
эффективных мер, предусматривающих их устранение. Необходимо
вскрывать причины, обстоятельства, которые привели к недостаткам в
воспитательно-образовательной работе с детьми, а также педагогической
деятельности коллектива.
Одним из видов контроля за ходом психического развития
ребенка раннего возраста является психологическая диагностика.
Т.Д. Марцинковская пишет, что
термин «психодиагностика» можно рассматривать с разных
позиций: как теоретическую психологическую дисциплину и как
практическую психологическую деятельность. В первом случае –
это область психологической науки «О методах классификации и
ранжирования по психологическим и психофизиологическим признакам».
Во втором случае – это разработка методов выявления и измерения
индивидуально-психологических особенностей личности
(научно-исследовательская деятельность), а также их использование с
прикладными целями (научно-практическая деятельность).
Применительно к дошкольному
детству (включая ранний и дошкольный возраст), психодиагностика
определяется как деятельность по психологическому изучению ребенка на
протяжении всего указанного периода, в контексте семьи и
образовательно-развивающей среды детского образовательного учреждения
(ДОУ). Следовательно, предметом психологической диагностики в
условиях ДОУ являются индивидуально-возрастные особенности детей,
причины нарушений и отклонений в их психическом развитии [1, с.86].
Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в
том, чтобы, опираясь на возможности ребенка, развивать его при
активном участии самого ребенка. Эта задача, по мнению ряда авторов
(Н.М. Щелованов, Э.Л. Фрухт, Н.М. Аксарина, К.Л. Печора, Г.В.
Пантюхина, Н.В. Серебрякова и др.), заключается в ранней и
своевременной диагностике, определяющей уровень развития малыша. При
этом определяется актуальная зона его развития.
Диагностика предполагает
эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в
непринужденной ситуации. При этом важнейшим является не только
альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие
моменты, как направленность детского мышления, проявление его
личности (отношение к предложенной деятельности, умение принять
задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым,
отношение к результатам своей деятельности).
Диагностика психического развития дает возможность
определить такую сложность задания, которая вызывает интерес ребенка
в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым
получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое
общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего
развития». Л.С. Выготский использовал это понятие, имея в виду
психические процессы вообще, «область не созревших, но
созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности
в целом [3,с.32].
Для детей раннего возраста
разработаны показатели и методы диагностики психического развития
ребенка. На 1-му
году жизни авторами
ее являются Н.М.
Щелованов, Э.Л.
Фрухт, на
2-3-м году – Н.М.
Аксарина, К.Л.
Печора, Г.В. Пантюхина.
К
раннем возрасту применяют термин «нервно-психическое
(психомоторное)» развитие ребенка, которое рассматривают как
качественное изменение его интеллектуальных и двигательных умений.
Наряду с другими показателями, оно является отражением уровня
биологического созревания ребенка, особенно в первые месяцы и годы
жизни. Нервно-психическое (психомоторное) развитие во многом
регулируется воспитательными мероприятиями и качеством ухода за
ребенком, являясь отражением степени его социализации.
Еще в Советском Союзе
Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной, М.Ю.Кистяковской,
С.М. Кривиной, Н.Ф. Ладыгиной были разработаны показатели
нервно-психического развития (НПР) детей раннего возраста и принципы
контроля за их развитием. Этот метод диагностики нервно-психического
развития детей раннего возраста отличался от существующих в
зарубежной педагогике и психологии, так как он опирался на
объективное изучение закономерностей хода развития детей в
определенных условиях воспитания.
Метод
диагностики позволял
ставить перед ребенком определенные задачи и объективно
оценивать его способности и уровень развития.
Цель
диагностики
— своевременное выявление первоначальных отклонений в развитии и
поведении ребенка для необходимой коррекции.
Как отмечали данные исследователи
диагностика нервно-психического развития детей в первые три года
жизни является одной из важных функций врача и педагога дошкольного
учреждения (яслей, яслей-сада, дома ребенка) и детской
поликлиники [2]. Традиционно, воспитательница группы под руководством
старшего воспитателя, применяя методы диагностики, определяет уровень
развития ребенка и оценивает его по показателям. В настоящее время
эту функцию выполняют педагоги-психологи ДОУ.
Контроль за динамикой развития
детей в дошкольных учреждениях осуществляется по представленным
показателям (стандартам) развития в установленные сроки [2]:
на 1-й году жизни — ежемесячно,
на 2-м году – 1 раз в квартал,
на 3-м году — 1pаз в полугодие в дни,
близкие к дню рождения ребенка.
Каждый ребенок проверяется по
показателям своего возраста. Если развитие ребенка не соответствует
возрасту, его проверяют по показателям предыдущего возрастного
периода.
На 1-м году жизни
в возрасте от 1 до
5-6 мес.
Проверяется:
- развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций,
- положительных эмоций и общения детей друг с другом,
- движений руки, общих движений,
- подготовительных этапов активной речи и умений в
процессе кормления.
В возрасте от 6
до 12 мес.контролируется:
- развитие общих движений,
- понимания речи и активной речи,
- действий с предметами,
- умений и навыков в процессах, общения детей друг с
другом.
Наиболее
значимыми в 1-ом
полугодии являются
зрительные и
слуховые ориентировочные реакции,
положительные эмоции
(с 2 мес.)
и движения руки
(с 4 мес.).
Значение движений
руки особенно
велико во 2-ом
полугодии (с
7 мес.). В этом же
возрасте значимым для многих функций оказывается понимание
речи. Наиболее
информативными, отражающими не только развитие ребенка, но и его
состояние, уровень воспитательной работы с ним, зависимыми от многих
умений являются показатели, которые могут быть отнесены к
социальным (этапы развития активной речи, первые формы общения
детей друг с другом, умения и навыки в процессах). В случае задержки
развития других они также формируются с отставанием. На каждом этапе
развития между функционально близкими показателями
устанавливается двусторонняя связь. Два показателя определяют
развитие друг друга и являются взаимно информативными.
Для проверки развития детей должен
быть подобран материал, аналогичный используемому в самостоятельной
деятельности. Одномоментно проверяется развитие ребенка не более
чем по 2-3 показателям.
Поведение ребенка, состояние
возбудимости нервной системы, выносливость, подвижность,
уравновешенность, контактность и другие индивидуальные особенности
могут быть определены путем наблюдения за ним.
За нормальное
развитие на 1-м году жизни
принимается формирование
умении в пределах ± 15 дней от возраста,
принятого за норму.
Умения,
формирующиеся до верхней
границы нормы (до «+ 15 дней»),
т.е. раньше на 16 дней, 1 мес. и более, свидетельствуют об
ускоренном или
раннем развитии.
Овладение
умениями с задержкой
до 1 мес., т.е.
после допустимой степени отклонения(нижней границы
кормы » — 15 дней»),
указывает на замедленный
темп развития.
Формирование
умений с задержкой
до 2 мес.
классифицируется как отставание,
требующее консультации врача-педиатра и специалиста
и дополнительных воспитательных воздействий.
Овладение
умениями с задержкой
на 3 мес. и более
свидетельствует о значительном
отставании, которое может быть отнесено к состоянию,
пограничному с нормой.
Причинами отставания могут быть
длительное заболевание ребенка, неблагоприятные условия жизни,
педагогическая запущенность или не выявленная ранее патология
центральной нервной системы. Поэтому необходимы тщательное
обследование ребенка и постоянный контроль за ним со стороны
специалистов.
На 2-м году жизни
в развитии ребенка выделено четыре периода:
от
1 г. 1 мес. до
1 г. 3 мес., от
1 г. 4 мес. до
1 г. 6 мес., от
1 г. 7 мес. до
1 г.9 мес., от
1 г. 10 мес. до
2 лет.
В каждом периоде диагностируется
развитие понимания речи, активной, речи, сенсорное развитие, развитие
игры и действий с предметами, движений, навыков.
Развитие активной речи — наиболее
информативный показатель на 2–3-м году жизни,
сигнализирующий о каких-либо неблагополучных условиях воспитания
и требующий особого внимания со стороны воспитателей, показатель,
наиболее сложный и вновь формирующийся.
Наиболее значимыми на 2-м году являются показатели,
отражающие развитие движений, действий с предметами, понимания
речи. На 3-м году все показатели приобретают одинаковую значимость.
За нормальное развитие на 2-м году жизни принимается
формирование умений в пределах квартала.
На 3-й году жизни
в развитии ребенка выделено два полугодия. В 1-м полугодии
проверяется развитие активной речи, игры, конструктивной
деятельности, сенсорное развитие, развитие движении и навыков в
процессах, во 2-м полугодии — развитие активной речи, игры,
изобразительной и конструктивной деятельности, сенсорное
развитие, развитие движений и навыков.
На 3-м году жизни за нормальное развитие принято
формирование умений в пределах 1-го полугодия.
Анализ последних лет показывает, что если раньше дети
раннего возраста воспитывались больше дома, то теперь в ДОУ в большом
количестве поступают дети, как из неблагополучных, так и
благополучных семей, однако дети с задержкой в развитии остаются.
Что, прежде всего, задерживается у детей? Прежде всего,
функции, которые вновь формируются, являются новообразованием –
развитие активной речи, сенсорное развитие, которое связано с
формированием наглядно-действенного мышления. Это не может не
отразиться на дальнейшем развитии детей дошкольного возраста, где
также наблюдается более позднее развитие речи и мышления. Кроме этого
выявляется более позднее формирование внимания и памяти.
Определяя уровень психического развития, и оценивая
поведение детей, мы всегда обращаемся к анамнезу ребенка, т.к.
опираемся на систему комплексной оценки состояния здоровья ребенка,
включающая, как биологический, так и социальный анамнез.
Анализ влияния биологического
анамнеза на психическое
развитие и поведение ребенка выявил следующее
[3]:
число детей, имеющих благоприятный анамнез, с годами
постепенно уменьшается;дети, имеющие неблагоприятный анамнез, имеют больший
процент отклонений в развитии и поведении;
3) развитие такого социального
показателя, как речь, также имеет связь с биологическим анамнезом.
Динамика такого важного показателя, как активная речь в периоде
становления, связана с тем, как протекала беременность и роды мамы.
Явления токсикоза беременности, обвитие пуповины при родах, диагноз
невропатолога при рождении ребенка имели определенную связь с речевым
развитием;
длительность грудного вскармливания, предполагающего
необходимый интимный эмоциональный контакт ребенка с матерью, также
необходима для здоровья и развития ребенка (многие дети
вскармливаются до 3-х месяцев, наиболее эффективный срок
вскармливания – 9-12 месяцев. Дети, вскармливаемые грудным
молоком после 12 месяцев, имеют аффективную привязанность к матери,
проблемы адаптации к ДОУ).
Немаловажное значение имеет социальный
анамнез в развитии ребенка, формировании его
личности. Довольно часто в условиях семьи либо не создаются
оптимальные условия для развития ребенка, либо наблюдается
форсирование темпов развития, в результате чего ребенок лишается тех
основ, которые формируются в раннем детстве, и родители не приходят к
желаемым результатам. Выигрывая в сроках усвоения знаний, теряются
неповторимые возможности, присущие детям раннего возраста.
Литература:
Детская практическая психология: Учебник / Под ред.
проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005.Пантюхина Г.В., Печора К.Л.,
Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых
трех лет жизни. – М.: Центральный ордена Ленина институт
усовершенствования врачей Министерства здравоохранения СССР, 1983 г.Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего
возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк.
учреждений. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.Сотникова В.М., Ильина Т.Е.
Контроль за
организацией педагогического процесса в группах раннего возраста
ДОУ. — М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие ребенка, активная речь, ребенок, развитие, ранний возраст, показатель, жизнь, метод диагностики, психическое развитие, сенсорное развитие.
Источник
В общих чертах постуральный контроль можно описать как очень тонкую автоматическую способность удерживать равновесие при изменении положения тела в пространстве за счет работы постуральных мышц, которые расположены глубже остальных. Речь идет о длинной мышце шеи, повздошно-реберной, длинной мышце спины и других «разгибающихся» мышцах тела. Это практически все мышцы, крепящиеся к позвоночному столбу.
Т.е. постуральный контроль отвечает за поддержание позы и равновесие, которые обеспечивают движения. Их сложно отделить друг от друга, но изначально все-таки на первый план выступает сохранение вертикализации, а развитие целенаправленных движений несколько вторично. Если тело не вертикализировалось вовремя, то об остальном говорить не приходится.
В организации постурального контроля участвуют две системы: мышечно-скелетная, отвечающая как раз за работу мышц, суставов, жесткость позвоночного столба, а также невральная, в которой обрабатывается вся сенсорная информация (зрительная, двигательная, слуховая, тактильная и т.д.) и потом отправляется в мозжечок — центр равновесия.
Если ребенок неустойчив, плохо восстанавливает равновесие, с трудом меняет позы, неловок в движениях туловища и конечностей, плохо контролирует повороты головы/тела, хуже сохраняет линию взгляда, у него смещен центр тяжести, можно говорить о постуральных нарушениях и дефектных постуральных рефлексах, отвечающих за работу суставов, тонус тела и рецепторы вестибулярного аппарата.
Когда ребенок совсем маленький это может проявляться в том, что этапы физиологического развития задерживаются. Малыш позже переворачивается, садится, встает, ходит и т.д. По сути, вертикализация максимально нарушена и отодвигается на поздние сроки. Именно в этой области проявляются основные симптомы.
У Ани, как я уже писала, все эти ступени развития сместились на много месяцев вперед.
Удерживала голову — в 4,5 месяца;
перевернулась — в 7,5 месяцев;
села — в 10,5 месяцев;
поползла — в 1 год;
встала у опоры — в 1г. 3м.;
пошла (раскачиваясь и заваливаясь назад) — в 1г. 7м.
Нормально ходить Анюта начала ближе к 3 годам. Нормально — это не падая навзничь. Атаксические проявления оставались еще несколько лет. О них я писала в другой статье.
Ребенок с плохим постуральным контролем устанавливает очень слабую и ненадежную связь между отдельными структурами тела, между телом и окружающим его пространством. Если наблюдать за его нахождением в пространстве, складывается ощущение, что он не вписывается в него: промахивается мимо игрушки рукой, не может попасть ногой по мячу, плохо идет по ступенькам, не может удержать в руках мелкие предметы, падает на детских площадках и т.д.
Постуральные нарушения у Ани остаются сейчас. В чем это проявляется?
Неуклюжая ходьба. Она чаще спотыкается, теряет равновесие, топчется на месте, чтобы обдумать каждое отдельное движение. Если нужно совершить комплекс движений, дочка долго соображает, что к чему, и совершает их будто в замедленном ритме.
Это приводит к падениям и травмам. Она до сих пор натыкается на углы в квартире, падает с кровати, стула, спотыкается о камни и т.д. Руки и ноги у нее постоянно в синяках. Я несколько раз сталкивалась с тем, что меня подозревали в избиении ребенка. И многим доказать обратное нереально, если человек не знаком с подобным нарушением или предвзято к вам настроен. Синяки и шишки бывают не только на теле, но и на лбу.
Если Аню нечаянно толкнули, она почти в 100% случаев упадет, так как баланс тела в вертикальном положении нарушен больше всего. По моим наблюдениям, именно поэтому она всегда интуитивно ищет опору даже в тех движениях, где уже вполне переросла свои нарушения.
Слабость мускулатуры. Это приводит как раз к ограниченности многих движений. Более слабые мышцы, их гипотоничность ведут к тому, что ребенок хуже владеет своим телом, позже осваивает все навыки, в том числе учебные, требующие слаженной мышечной работы. Анюта до сих пор плохо контролирует степень нажима на карандаш или ручку. Она коряво раскрашивает, не прорисовывает детали, криво вырезает ножницами, не умеет склеивать детали. Некоторые виды творческой деятельности ей пока недоступны в силу неспособности именно физической, а не умственной.
Собственно, я уже сказала, что у детей с постуральными нарушениями страдают исполнительные функции, т.е. сознательная форма управления телом. Из-за сбитой смысловой программы действия хуже работает и крупная, и мелкая моторика. Анюта даже в быту обслуживает себя на уровне 4-летнего ребенка, а ей уже 7 лет! Ложка часто промахивается мимо рта, рука берет бутерброд криво, банан очищается неаккуратно, печенье крошится, белье в шкаф запихивается, а не укладывается стопочками, книжки кучей валятся на полку, носки до сих пор с трудом натягиваются на стопы… Это не лень. Это слабость мышц и вытекающие нарушения исполнительных функций. Анюта прекрасно понимает, что от нее хотят, но выполнить может лишь часть!
Еще я замечала, что ей сложно держать осанку даже в положении сидя. Ее спина настолько становится инертной, что голова опускается на уровне груди, а спина приобретает полукруглую форму. При напоминании держать осанку она выпрямляется, но, как только мыслями сей процесс перестает контролироваться, Аня опять становится похожа на вопросительный знак.
Ограничение подвижности часто ведет к социальной изоляции и страху перед новыми движениями. У Ани это очень заметно. Она боится сделать новое движение, упражнение, покататься на новой горке, откуда-то спрыгнуть. Дело в том, что единожды не справившись с чем-то и получив травму, ребенок начинает избегать любой ситуации, способной, по его мнению, привести к подобному результату. Это страх повторных падений.
При подобном раскладе дети начинают избегать остальных ребятишек, т.к. не успевают за ними ни в подвижных, ни в творческих, ни в ролевых играх. С каждым годом социальная дистанция между особенным ребенком и обычными детками только растет.
Я не могу сказать, что у Ани есть умственные нарушения. Все специалисты подтверждают, что умственно она развита нормально. НО! Все-таки плохой постуральный контроль ограничивает и когнитивные функции. У дочки это выражено тем, что она дольше все обдумывает, дольше вникает в тонкости, ее логика работает замедленно, отчего стопорится весь процесс развития. Потому она и отстает в играх от своих сверстников.
Кстати, постуральные нарушения и часто вытекающая из этого атаксия могут быть обусловлены дисфункцией лобных долей. У Ани это точно есть, т.к. она отличается не только неуклюжей походкой, неустойчивостью тела при резких поворотах и изменениях положения, но и задержкой психического развития, общим недоразвитием речи (которое раньше квалифицировалось педагогами как сенсомоторная алалия), что как раз свидетельствует о слабом развитии лобных долей мозга.
Можно ли наладить постуральный контроль?
Все зависит от степени нарушения и сопутствующих диагнозов. У нас заметные результаты дают массажи, занятия с нейропсихологом, Томатис-терапия (я уже писала, что через ухо идет воздействие на вестибулярный аппарат), занятия с дефектологом, который определяет внимание на сенсорную интеграцию и, конечно, любые домашние развивающие занятия, направленные на восстановление двигательных функций.
Существуют десятки нетрадиционных методик. Я пишу лишь о том, с чем знакома лично. Если есть полезная информация на заданную тему, буду рада прочесть в комментариях!
Спасибо за внимание! Читайте также:
У Анюты третий диагноз ОНР. Что это такое?
Мы возобновили занятия у нейропсихолога. У Ани есть улучшения!
Что помогает Ане при ЗПР и других диагнозах. Наше лечение
Ребенок с ЗПР, общая характеристика
Источник