Консультация роль музыки в развитии личности ребенка
«Роль музыки в гармоничном развитии личности дошкольника» Консультация для родителей музыкального руководителя Ханеевой С.Ю.
Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.
В.А.Сухомлинский
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Зачем нужна музыка? А ведь она необходима для правильного развития их детей. Вот уже более 100-и лет назад специалистами был доказан факт того, что ребёнок в материнской утробе способен по-разному реагировать на различные звуки, доходящие до него из внешней среды. Музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже и формирует его вкусы и предпочтения. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его психических функций, а также поведения в целом. Мир музыки открывает возможности развивать музыкальные способности ребёнка, творить вокруг красоту и гармонию жизни, раскрывать его эмоционально-чувственную сферу.
Эстетическая роль музыки заключается в воспитании эстетической и этической восприимчивости и отзывчивости. Чувства (эмоции) радости и горя, наслаждения и боли, возвышенно-героического и низменного, красивого и безобразного как бы вызываются и упражняются музыкой. Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса как ядра ценностных ориентаций в художественной картине мира, развивается способность эстетического созерцания и самоуглубления.
Музыка несет в себе не только эмоции; в процессе музыкальной деятельности ребенок знакомится с историческими эпохами, личностями, усваивает лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. В этом познавательная роль музыки.
Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала извечных человеческих ценностей — любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Музыка является предметом и источником духовного общения, совершенствования. Огромна роль ее в передаче народных, национальных ценностей и традиций.
Развивающая роль занятий музыкой определяется художественно-творческим характером музыкальной деятельности, направленностью на самовыражение, самосозидание. Освоение музыки помогает развить мышление — образное и логическое, абстрактное и конкретное; музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев.
Психологами установлено, что музыка способна воздействовать на чувства человека, она может пробудить соответствующие ей мысли, воздействовать на сознание. На фоне переживаний музыки зарождаются духовно–нравственные качества, которые делают человека добрее, мудрее, искреннее, а значит, счастливее.
Мир эмоций ребёнка ограничен в своих проявлениях: его радуют и огорчают лишь доступные ему явления жизни. Введение ребёнка в мир музыки побуждает его к эмоциональному сопереживанию и осознанию не только музыки, но и жизненных ситуаций. Музыка способна научить детей сопереживать, чувствовать, мыслить. Воздействуя на эстетические чувства, она направляет ребёнка в область нравственных переживаний, а значит, к сознательному отрицанию злого, безобразного и признанию доброго, нравственного. Нравственные и эстетические качества очень важны для человека, для формирования культурной личности. И чем раньше малыш начнёт это осознавать и принимать, тем больше общечеловеческих качеств будет заложено в его личности.
Благодаря музыке и музыкальному искусству, ребёнок учится тонко воспринимать происходящее вокруг, в нём раскрываются искренность и открытость, чуткость к проблемам окружающих. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, пробуждают у него фантазию, обогащают духовный мир. Музыка способна захватывать миром звуков и уносить в мир красоты и вдохновения.
Музыка не только способствует общему развитию, но и обладает целебными свойствами. Положительное терапевтическое влияние музыки и в целом искусства на развитие человека уже хорошо известно. До эпохи Ренессанса музыка считалась одним из главных предметов в общей системе образования. Музыкантами были и ученые, и политики. И только в современной культуре искусство оказалось растоптанным технической цивилизацией. Но именно исследования последних лет в области физиологии мозга возвращают искусству ту важную роль в развитии человека, которая по праву должна ему принадлежать. Как в Европе, так и в США, они доказывают, что увеличение количества занятий музыкой и живописью помогает ученикам в усвоении математики и языков. Средствами музыки мы можем изменять такт дыхания, снижать кровяное давление, убыстрять или замедлять обменные процессы в человеческом организме, уменьшать физическую усталость и стресс, ослаблять нагрузку на органы чувств, уменьшать боль. Музыкальная логика и математика развивают мышление, даже упражнение пальцев при игре на музыкальных инструментах укрепляет мозговые клетки . В своей книге “Здоровье по нотам” С.В. Шушарджан говорит о благотворном влиянии на здоровье человека напевного, протяжного произнесения гласных звуков.Так, звук “а — а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу; звук “о — о” оздоровляет среднюю часть груди; звук “о — и — о — и” массирует сердце; звук “и — э — и” воздействует на мозг, почки, железы внутренней секреции; звук “а — у — э — и” помогает всему организму в целом. (Каждый звук произносится 3 — 4 раза).
- Как показывают исследования, под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими усилиями не расшевелить. Дети, занимающиеся музыкой, отмечают венгерские и немецкие учёные, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше ориентируются в пространстве. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями.
- Занятия музыкой – это чаще всего коллективные занятия, поэтому они становятся и уроками общения. Дети учатся слышать друг друга, взаимодействовать друг с другом.
Музыка создаёт благоприятный фон и для общения в кругу семьи. Семья — первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми.
Советы родителям.
- Самой простой естественной формой включения музыки в жизнь ребёнка может и должно быть пение взрослого, которое органично сопровождает различные моменты жизни, а именно: колыбельные, чтобы успокоить малыша при укладывании спать; пестушки, потешки, приговорки – для развлечения, оздоровления и развития ребёнка; протяжные и лирические песни – во время какой-то работы и т.д.
Кроме того, последние исследования показали, что с помощью певучих колыбельных у ребенка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет разговаривать.
Недавно ученые из Геттингенского университета в Германии провели эксперимент: на группе добровольцев изучили влияние различных медикаментозных средств и колыбельных песен на качество сна. Мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: после их прослушивания сон у испытуемых был крепким и глубоким. Музыка — лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны.
- Полезно закреплять полученные впечатления, расспрашивая о пребывании в детском саду, предлагать спеть песню, станцевать или нарисовать особенно запомнившееся.
- Как можно чаще устраивать совместные дуэты с мамой, папой, бабушкой, что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению.
- Важно постоянно развивать слуховое восприятие детей – в первую очередь внимание и память. Водите детей не только смотреть – водите их слушать капель, журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны. Эти звуки несут радость и здоровье вашим детям. С них начинается приобщение к звуковой картине мира, к внимательному вслушиванию в его звуковую палитру.
- Слушать музыку желательно каждый день, но не более чем 5 минут для младших дошкольников, 10 минут – для старших.
- Вы можете организовать со своими детьми игры со звуками, которые помогут детям лучше научиться слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной силы и разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука.
Важной задачей, стоящей перед образовательным учреждением и семьей является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. Вместе с родителями дети должны принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях. Музыка оказывает благотворное влияние на развитие всех сфер личности ребенка: на формирование его умственных, физических, творческих способностей. — формирование готовности к дальнейшему обучению; — развитие навыков общения и соучастия: контактности, доброжелательности, взаимоуважения; — формирование у детей качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы мышления, индивидуальности восприятия.
Источник
Роль классической музыки в становлении личности ребенка
Что же такое классическая музыка в понимании современного ребенка? Скорее всего, для него это скучная музыка, которую играют люди с непонятными инструментами. И, к сожалению, это наше упущение, что большинство детей не слушают и не понимают классическую музыку.
Однако не все еще так безнадежно. Постепенно можно привить ребенку если не любовь, то хотя бы в какой-то степени уважение к этому виду искусства. И вовсе не обязательно для этого ходить в музыкальную школу. Для начала достаточно будет купить пару дисков с записями классических произведений и ненавязчиво ставить их для фона. Детей постарше можно сводить на концерт в консерваторию, на балет или в оперу.
Самое благоприятное время для знакомства ребенка с музыкой в период до 5-6 лет. А еще лучше начать «музыкальное образование» ребенка уже с момента зачатия. Ведь исследования показывают, что ребенок, находясь в животике у мамы, реагирует на все окружающие звуки и музыку. Именно во время беременности рекомендуется слушать классическую музыку, которая благоприятно действует на развитие внутриутробного плода. А грудные дети с удовольствием слушают как классику, так и колыбельные, часто засыпая под них. Кроме того, у кормящих матерей при прослушивании классической музыки происходит значительное увеличение лактации.
С возраста двух-трех лет необходимо целенаправленно знакомить малыша с классическими музыкальными произведениями. Благодаря этому у ребенка развивается музыкальная память, воображение и внутренний слух.
Безусловно, не стоит зацикливаться только на классической музыке, ведь развитие должно быть многосторонним. Нужно знакомить малыша с различными музыкальными жанрами: поп-музыкой, джазом и другими. Однако следует помнить о том, чтопоп-музыка и рок, по мнению врачей и психологов, оказывает мощное отрицательное влияние на слабую нервную систему ребенка. Поэтому предпочтение лучше отдать классической музыке, так как исследованиями доказано ее благотворное влияние на умственное и физическое развитие детей.
В.А.Сухомлинский писал: “Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки….”.
Знакомство с музыкальными произведениями великих композиторов, в равной степени, как и с полотнами знаменитыми художников, не должно стать для ребенка скучной обязанностью, как математика и литература в школе. Это должно быть своего рода общением между педагогом или родителем и ребенком. Однако прежде чем прививать любовь к искусству детям, необходимо сформировать музыкальную культуру у взрослых людей, которые занимаются их образованием.
Что дает это знакомство с музыкальным искусством?
Уже давно известно, что ежедневное прослушивание музыкальных произведений Моцарта в течение 15 минут значительно улучшает память и мозговую деятельность в целом. Однако немецкие неврологи опровергли эту идею о влиянии классической музыки на умственные способности человека. Проведя ряд экспериментов, немецкие специалисты не выявили значительного повышения интеллекта у маленьких детей после прослушивания музыки Моцарта.
При общении с искусством у ребенка начинает формироваться художественный вкус, развивается музыкальный слух и творческая активность. Кроме того, у маленького человека уже формируется своя система эстетических ценностей, которая развивает его как личность.
По мнению специалистов, классические произведения заряжают энергией, положительно влияют на нервную, пищеварительную и сердечнососудистую системы. Эта музыка может обладать как расслабляющим эффектом, так и стимулировать физическую деятельность и мыслительную активность. Поэтому очень важно, чтобы ребенок с детства начал понимать красоту звуков классической музыки.
И чем раньше ребенок приобщится к этой музыке, тем больше у него шансов понять и полюбить ее по-настоящему!
Источник
Консультация для родителей детей дошкольников: «Роль музыки в формировании личности ребенка»
Автор: Чурута Татьяна Алексеевна,
Музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №12» г.Дальнереченск, Приморский край.
Описание материала. Материал будет интересен родителям, воспитателям, музыкальным руководителям детских садов, работающим с детьми 3-7 лет.
Давно доказано, что ребенок начинает познавать окружающий мир еще задолго до своего рождения. Именно поэтому во многих странах мира, в частности, Японии и Ирландии, будущие мамы относятся к беременности с особым трепетом, стремясь создать для малыша оптимальные условия не только физического, но и духовного развития.
Многочисленные научные исследования показывают, что плод уже на 3-4 месяце жизни может чувствовать боль и радость, улавливать настроение матери и ее эмоции, а также воспринимать звуковые импульсы из внешнего мира, реагируя на них достаточно активно.
Так, если женщина во время беременности работает на производственном предприятии при постоянном гуле оборудования, то ее малыш еще на стадии формирования эмбриона будет пытаться защититься от неприятного шума и «выключать звук». Нередки случаи, когда после рождения у таких детей возникают проблемы со слухом, а также наблюдается искаженное мировосприятие, неконтролируемые приступы агрессии, истерии и т.д.
В то же время будущая мама, увлекающаяся классической или народной музыкой, играющая на каком-либо музыкальном инструменте либо любящая петь, уже на стадии беременности прививает малышу любовь к искусству и не только формирует его эстетический вкус, но и укрепляет нервную систему.
Первые годы жизни ребенка очень важны для формирования его личности — необходимо, чтобы малыш получил наиболее полное и правильное представление об окружающем его мире. Музыка в этом вопросе является незаменимым помощником, так как выполняет сразу несколько функций.
В первую очередь, она способствует развитию ребенка, формируя у него чувство ритма и воображение, активируя память, мыслительные процессы и образное восприятие действительности, а также духовно обогащая его внутренний мир и являясь великолепным средством общения. Если малыш осваивает игру на каком-либо музыкальном инструменте, то этот процесс способствует развитию мелкой моторики, учит ребенка концентрировать свое внимание и добиваться поставленной цели. Занятия вокалом, в свою очередь, помогают не только поставить голос, но и сформировать слух, а также укрепить голосовые связки, бронхи и легкие.
Кроме этого, музыка выполняет воспитательную роль, прививая ребенку такие понятия, как красота, гармония, любовь и благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит малышей бережно относиться к культурному наследию.
Познавательная функция музыки сводится к тому, что благодаря звукам ребенок знакомится с окружающим миром, получает начальные представления о добре и зле, учится по интонации и стилистической окраске мелодии определять, какую смысловую нагрузку она несет, какие эмоции вызывает и что именно пытается рассказать малышу. Также не стоит недооценивать эстетическую роль музыки в формировании личности ребенка, благодаря которой он учится более глубоко и тонко чувствовать прекрасное, получает широкие возможности для духовного развития и совершенствования.
При этом очень важно обращать внимание на то, какую именно музыку слушает ребенок. Народные напевы и классика, в которых присутствует гармония, способствуют правильному формированию его мировосприятия. В то время как рок-музыка, наоборот, вызывает чувство агрессии и недовольства окружающим миром.
Источник
Конспект заседания Совета педагогов на тему
«Роль музыки в развитии личности ребенка».
Цель. Систематизировать знания педагогов о методике проведения музыкальных занятий, проанализировать эффективность используемых форм организации музыкальной деятельности в режиме дня ДОУ.
Форма проведения – «Путешествие в музыкальном трамвайчике».
Вступительное слово старшего воспитателя. Эпиграф.
Как гимнастика выпрямляет
тело, так музыка выпрямляет
душу человека.
В.Сухомлинский
Воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. По словам известного психолога-музыковеда Б.М.Теплова, музыка является особым видом познания — эмоциональным познанием, она превращает все внешние воздействия в переживание и эмоциональный опыт, без которого личность не может состояться.
Особенно велико значение музыки для детского периода развития человека, когда эмоции являются генетическими формами регуляции поведения. По предположению Л.С.Выготского, эмоциям принадлежит и роль регуляторов общего развития личности: «Главный импульс для деятельности коры полушарий головного мозга идет из подкорки в виде эмоций. Если исключить эти эмоции, то кора лишается главного источника силы».
Современная концепция музыкального обучения и воспитания рассматривает музыку как источник и способ развития ребенка, как метод освоения содержания других предметов, как «почву», на которой могут произрастать духовные, нравственно-эстетические и творческие потенции ребенка.
Можно выделить эстетическую, познавательную, воспитывающую и развивающую роли музыки в формировании личности.
Эстетическая роль музыки заключается в воспитании эстетической и этической восприимчивости и отзывчивости. Чувства(эмоции) радости и горя, наслаждения и боли, возвышенно-героического и низменного, красивого и безобразного как бы вызываются и упражняются музыкой. Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса как ядра ценностных ориентации в художественной картине мира, развивается способность эстетического созерцания и самоуглубления.
Музыка несет в себе не только эмоции; в процессе музыкальной деятельности ребенок знакомится с историческими эпохами, личностями, усваивает лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. В этом познавательная роль музыки.
Вообще роль музыки в познании действительности, постижении человеком целостной картины мира несомненна. По Канту, «искусство есть путь к науке».
Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала извечных человеческих ценностей — любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Музыка является предметом и источником духовного общения, совершенствования. Огромна роль ее в передаче народных, национальных ценностей и традиций.
Развивающая роль занятий музыкой определяется художественно-творческим характером музыкальной деятельности, направленностью на самовыражение, самосозидание. Освоение музыки помогает развить мышление — образное и логическое, абстрактное и конкретное; музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев.
Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост. Как показывает опыт, под влиянием музыкальных занятий начинают делать успехи даже дети с задержкой и отставанием психического развития.
Музыка является средством всестороннего развития ребенка
Великий советский композитор Д.Д.Шостакович отмечал «В горе и радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат не задумываясь, не замечая… На сколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка помогающего людям лучше понимать друг друга». Любителями и знатоками музыки не рождаются, подчеркивал композитор, а становиться. Эти слова Д. Шостаковича об огромном значении воспитания в человеке любви к музыки, умении её воспринимать. И чем раньше музыка войдет в жизнь человека, тем глубже и точнее это искусство займет место в его душе. Все то, что получает ребенок в период дошкольного детства, во многом определяет, что приносит он обществу в будущем. Именно в эту раннюю пору жизни закладываются основы разнообразных качеств и свойств личности ребенка, её интересы и способности. Психологи отмечают, что большая часть приобретенного в этот период, усваивается исключительно быстро, и запоминается на долгие годы, порой до конца жизни.
СВЯЗИ МУЗЫКИ. Музыка связывает, «роднит» человека с окружающим миром, всей природой кратчайшим путем — через впечатление, через чувство, на глубинном, еще не познанном, иррациональном уровне. Именно в процессе постижения этого «родства» к ребенку приходит ощущение гармонии его отношений с миром, мировосприятие «себя во всем и всего в себе». Происходит, согласно учению о становлении человека, «выход за пределы» (Гегель, Энгельс, Вернадский).
«Выход за пределы» означает связь музыкального содержания с естественной природой, с нравственными представлениями и отношениями детей, с их восприятием научной картины окружающего мира, выход в другие общеобразовательные предметы, в сферу других искусств, во все «внемузыкальные» проявления и интересы ребенка. Музыка может работать на человека в целом, обеспечивать перспективы его эффективной созидательной деятельности на всех ее направлениях.
«Влияние музыки на детей благотворно,
и чем раньше они начнут его испытывать на себе,
тем лучше для них». В.Г. Белинский
Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.
Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются — это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и формирует личность ребенка всю жизнь.
Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного свободного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга. В этом другая особенность влияние музыки – объединить людей в едином переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определенный отклик в душе другого.
Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.
Не менее важная особенность влияние музыки, по выражению Д.Шостаковича, — «прекрасный своеобразный язык», сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонии, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, свое отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.
Влияние музыки не способно воздействовать на всех слушателей с одной силой. Каждый ребенок по – своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение, какому – либо музыкальному жанру, любимым произведениям, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечать динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрольных тем и их завершение. Восприятия слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становиться более тонкими и разнообразными.
В наш век расцвета технических средств, компьютеров, буквально сказочных чудес техники музыка получила невероятное звучание. Музыка звучит по радио, телевидению, на концертах – слушатели бывают разных возрастов: молодежь, дети, школьники, старики, взрослые, и на всех их музыка влияет, не одинаково, формируя личность человека.
Дети, они весьма восприимчивы. Ребенок воспринимает материнскую песню вместе с её существом, её образом. И голосом матери, напев колыбельной песни остается в памяти навсегда. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыкальное влияние не выполняет свои воспитательные функции.
В самом раннем детстве малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредотачивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое — то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельные движения, проявляет «комплекс оживления».
Дети постарше способны осмысливать некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске.
Складываются музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанром музыки. К шести семи годам наблюдаются первоначальные появления художественного вкуса – способность дать оценку произведениям и их исполнению.
И для того, что бы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Каким образом Вы , уважаемые педагоги, развиваете познавательные и эмоциональные процессы у детей сегодня Вы нам продемонстрируете в ходе нашего путешествия на «Музыкальном трамвайчике» отправляясь в путь мы с вами разделимся на две команды и вашими капитанами будут музыкальные руководители Дмитриева А.В. и Большакова Н.Н.
Команда Большаковой Н.Н. Команда Дмитриевой А.В.
Киселева Н.В. Губаева Н.Ю.
Салдаева Л.А. Воронкова В.А.
Матвеева Н.А. Шугурова О.Н.
Лазарева О.В. Глебычева Н.Н.
Троян Е.Г. Маркова С.Н.
Андрюшина М.М. Поздеева И.Л.
Кларькова О.А. Кириллова Е.И.
Аринчева И.И. Ларькина В.А.
Щукина Е.М. Родионова В.Н.
Отправляемся в путь и первая наша остановка — станция «Музыкально-ритмическая».
1.Музыкальным руководителям – капитанам команд нужно выбрать из предложенных карточек возрастную группу и продемонстрировать со своими воспитателями набор музыкально –ритмических движений, характерных для этой возрастной группы.
2. Следующая станция «Песенно-распевочная». Музыкальные руководители расскажут, для чего нужны распевки и, выбрав любую, на ваше усмотрение возрастную группу проведут часть музыкального занятия, в которой будет распевка и исполнение или разучивание песни.
3. Следующая станция «Танцевальная». Командам предлагается, выбрав ведущего воспитателя, провести и пояснить часть музыкального занятия по обучению детей танцу.
4. Станция «Послушай». Командам предлагается ответить по очереди на вопросы:
4.1. Из каких произведений состоит репертуар для слушания музыки в детском саду? (из произведений классиков, современных композиторов, народных произведений разных жанров и направлений).
4.2. Каким должно быть слово педагога о музыкальном произведении? (оно должно быть ярким, кратким, образным и направленным на характеристику содержания произведения и средств музыкальной выразительности)
4.3. Есть ли различия в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста и малышами по пояснению музыкального произведения?
(Да, есть. С малышами пояснения педагога коротки, предельно ясны, обращены на основной образ. Например: музыка веселая, плясовая, и наши куклы весело пляшут. А с детьми среднего и старшего возраста пояснения наиболее развернуты, внимание обращается на развитие художественного образа, поясняется выразительное назначение музыкальных средств.)
4.4. Для чего используют наглядность при восприятии музыкального произведения? (для более полного художественного образа)
4.5. Чем достигается эффективность результатов организации слушания музыки? (она достигается выразительным исполнением музыкальных произведений, взаимодействием словесных, наглядных методов, последовательной постановкой разнообразных заданий, активизирующих детское восприятие.)
4.6. Перечислите формы работы по развитию навыков слушания музыки. (это организованные музыкальные занятия, развлечения, самостоятельная деятельность ребенка, концерты, праздники. Рекомендуется иметь в группе музыкальную библиотеку.)
Затем капитанам команд дается задание провести слушание музыкального произведения в старшей и средней группе.
5. Станция «Игровая» задания капитанам команд.
А)Провести часть занятия или свободной деятельности по обучению детей игре на музыкальных инструментах.
Б) Провести музыкальную хороводную игру. (возрастная группа по выбору)
В) Провести музыкально-дидактическую игру. (возрастная группа по выбору)
6. Станция «Теоретическая» учитывая то, что музыкальные занятия являются ведущей формой организации музыкальной деятельности детей, прошу педагогов ответить на следующие вопросы:
6.1. Каково значение занятий как форы организации музыкальной деятельности детей.
6.2. Расскажите о требованиях к построению занятий в зависимости от воспитательно-образовательных задач и возрастных особенностей детей
6.3. Как вы осуществляете планирование и учет музыкальной деятельности детей?
6.4. Составьте перспективный план обучения на занятиях музыкально-ритмическим движениям детей любой возрастной группы.
6.5. Раскройте варианты построения занятий в какой-либо возрастной группе.
6.6.Как вы осуществляете проверку детских знаний?
6.7. Для чего воспитателю необходимо знать ход предстоящего музыкального занятия?
6.8. В чем вы видите роль воспитателя при обучении детей музыкально-ритмическим движениям?
7. Станция «Сказочно-творческая». Педагоги представляют домашнее задание – музыкальную сказку для детей на свободную тему. На этой станции команды соревнуются друг с другом в умении подобрать декорации и атрибуты и умело их использовать, интонационную выразительность и артистизм исполнения ролей, музыкальные способности участников. Оценивает жюри: заведующая ДОУ, медицинская сестра, старший воспитатель.
Проект решений:
- Музыкальным руководителям регулярно проводить педагогический час с воспитателями по знакомству с репертуаром и методикой проведения музыкально-ритмических занятий
Срок: еженедельно, начиная с сентября 2014г. (Большакова Н.Н. – среда, Дмитриева А.В. – четверг)
Ответственные: старший воспитатель, музыкальные руководители.
- Воспитателям составить картотеку музыкальных произведений для слушания детям в каждой возрастной группе.
Срок: сентябрь 2014г.
Ответственные: воспитатели возрастных групп.
- Музыкальным руководителям изготовить музыкально-дидактические игры для каждой возрастной группы и составить их картотеку, которая будет храниться в методическом кабинете.
Срок: сентябрь 2014г.
Ответственные: музыкальные руководители Большакова Н.Н., Дмитриева А.В.
Источник