Консультация практикум развитие мелкой моторики ребенка

Ирина Маркова
Консультация-практикум «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»

Цель:

• показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;

• обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи, всех психических процессов у дошкольников дошкольника;

• научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Подготовительная работа:

1. Организация выставки литературы и пособий

2. Изготовление памяток для родителей

3. Подготовка презентации

4. Подготовка раздаточного материала для практикума

Оборудование: презентация

— мультимедийная установка

-клубки, карандаши, орехи, зубные щетки

-макароны, крупы, подносы, лотки

-картон с отверстиями, леска

-шаблоны головы, нитки, ножницы

Ход:

О важности развития мелкой моторики дошкольников вы, конечно, хорошо знаете. Сегодняшнею нашу встречу я предлагаю посвятить этой теме. Хочу представить вашему вниманию презентацию «Развитие мелкой моторики» и несколько практических советов.

Представление презентации.

Уважаемые родители, поделитесь, пожалуйста, опытом, как Вы дома развиваете руку ребенка.

А теперь приглашаю вас вместе с детьми на практическую часть.

Перед вами лежат предметы, которые есть в каждом доме и с помощью которых возможно прекрасно заниматься с детьми.

1.Разогреем пальчики мы пальчиковой игрой:

Разотру ладошки сильно (растираем ладони)

Каждый пальчик покручу … (захватывают каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходят до ногтевой фаланги)

затем руки я помою… («моют руки»)

пальчик в пальчик я вложу (пальцы складывают в «замок»)

на замочек их закрою

и тепло поберегу.

Выпущу я пальчики –

Пусть бегут, как зайчики (расцепляют пальчики и перебирают ими)

2. А можно помассажировать любыми предметами, которые окажутся под рукой. Это и карандаш, орехи, клубочки, старая зубная щетка.

3. А теперь поиграем с крупой или макаронами, имитируя движения с тестом.Можно читать небольшие стишки:

Месим, месим тесто.

Есть в печи место.

Будут, будут из печи

Булочки и калачи.

А из макарон сделать бусы.

4. Можно смешать крупы и сортировать их.

А беря по одному зернышку набрать горсть. Рассыпать крупу на столе и нарисовать узоры.

5. Дома практически всегда есть спички или зубочистки. Их можно превратить в интересную постройку или выложить картинку.

6. Шнурки тоже можно приспособить, завязывая или развязывая узелки.

А нитки сматывать в клубки или наматывать на карандаш, устраивая соревнования.

7. Можно не просто развивать ручки ребенка. А одновременно заниматься творчеством. Например, вырезать шаблон головы, сделать отверстия и вдевая нитки получить красивую прическу.

8. Положительное влияние на мелкую моторику оказывает шитье, а если ребенок мал, то можно заменить нитку с иголкой на леску.

9. Хорошо развивает пальчики работа с соленым тестом и пластилином. Можно лепить не только предметы, но и буквы, цифры, создать целые картины. Чем меньше слепленные детальки, тем лучше развивается моторика

Конечно, это лишь малая часть того, чем можно развивать мелкую моторику в домашних условиях, но я буду рада, если эти советы вам пригодятся.

А в помощь предлагаю вам памятки по развитию мелкой моторики, а также посмотреть выставку специальной литературы и пособий.

Спасибо за внимание.

Источник

«Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста»

Основная часть.

Цель: Научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей.

Задачи:

•    повышать компетентность и знания родителей о значении работы по развитию мелкой моторики рук для успешного овладения письмом;
•    показать родителям взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и речью дошкольника;
•    привести примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук.

Оборудование и материалы: столы, расставленные полукругом, компьютер, проектор, презентация к семинару, листы бумаги для записей, карандаши, ручки или фломастеры, необходимые атрибуты для игр и упражнений на развитие моторики, «Листы обратной связи» на каждого родителя.

Подготовительная работа:
1. Изготовить приглашения на собрание для родителей.

2.Организация выставки литературы, пособий и картотек по развитию мелкой моторики.
3. Приготовить презентацию для родителей.

4. Распечатать памятки для родителей «Развитие мелкой моторики рук».

Участники:
•    воспитатели;
•    родители.

Ход мероприятия.

1.    Организационная часть.
Уважаемые родители! Глядя на предложенный материал на ваших столах, Вы все догадались, какова тема нашего практикума. Тема «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста».

2.Основная часть.

И педагогов и родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Мы подробно остановимся на оном из аспектов развития дошкольника: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ни для кого не секрет, что у большинства современных детей слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Современная одежда, оснащённая, в основном, липучками и кнопками, не предполагает усилий со стороны ребёнка. Многие дети предпочитают компьютерные игры конструкторам и рукоделию. Как результат – ручная неумелость, неспособность справиться с заданием, требующим координации пальцев рук, мышечного напряжения пальцев. Это, в свою очередь, ведёт к трудностям в обучении в школе. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Почему же ещё важно развивать мелкую моторику рук? Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Предлагаем вашему вниманию игры  и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Чтобы лучше запомнить и прочувствовать на себе, все предлагаемые методы мы будем отрабатывать их на практике. Будем рады прислушаться к Вашим предложениям и идеям.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • развивает тактильную чувствительность;
  • снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Капуста.

Что за скрип?   (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст?   (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

На выставке мы представили Вам подборку  пальчиковых игр для работы с детьми.

Игры с пуговицами.

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Предложите ребёнку выложить рисунок или орнамент. Чем мельче пуговицы, тем кропотливей работа, развивается пинцетный захват. Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Упражнение с дыроколом.

Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь можно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия. Работа с дыроколом развивает силу нажатия.

Читайте также:  Личностное развитие ребенка раннего возраста

Игры с сыпучими материалами.

1.Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

Можно в ёмкость с горохом спрятать мелкие игрушки и предложить их найти. Тем самым развиваем тактильные ощущения.

2.Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем, развиваем пинцетный захват.

3.Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

4.Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Предложите ребёнку нарисовать картину пальцем одной руки, одновременно пальцами обеих рук, оставляя отпечатки подушечками пальцев и т.д.

Игры с пробками от бутылок.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно, развиваем координацию движений пальцев.

Игры с прищепками.

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2.Предложите ребёнку прикрепить прищепки по периметру вырезанной из картона фигуры. Можно «приделать» иголки ежу, лучи солнышку и т.д.

3.Ну и, конечно, развешивание  носовых платочков после стирки и закрепление  их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Игры с пинцетом и пипеткой.

Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и,  вместе с тем, развивает его моторику.

Игры с бусинами, макаронами.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все,  что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.д. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры – шнуровки.

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют  навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Аппликация, лепка, рисование.

Работа с ножницами хорошо развивает координацию и силу пальцев. Вырезать можно из бумаги, сложенной вдвое, вчетверо, гармошкой, получая интересные силуэты.

В процессе лепки развиваются тактильные ощущения, координация движений пальцев, мышцы пальцев. Наряду с традиционными приёмами лепки, можно использовать пластилинографию, то есть «рисование пластилином», в процессе которого детали рисунка покрываются тонким слоем пластилина. Размазывание пластилина требует определённых усилий и ручной умелости.

Рисование  — одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет  в школе выводить первые буквы и слова.  Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек –разукрашек, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.

Использование зубочистки.

Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

3 часть. Заключительная.

К сожалению, с проблемами ребёнка в координации движений и мелкой моторике большинство родителей сталкивается только школе. Это оборачивается усиленной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах ручку и карандаш. Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем  нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших  психических функций, развитию пространственных ориентировок (Вручаю каждому участнику памятку «Развитие мелкой моторики рук» (Приложение 4).

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями.

Нам очень важно Ваше мнение, поэтому заполните, пожалуйста, «Лист обратной связи» (Приложение 3).

Большое спасибо за активное участие!

Приложение 1

Анкета для родителей «Развитие мелкой моторики ребенка»

(для определения уровня компетентности родителей

в вопросах развития мелкой моторики детей).

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

1. Фамилия, имя ребенка …………………………………………………………………………………

Ф.И.О. родителя ……………………………………………………………………………………………

2. Дата рождения ребёнка ……………………………………………………………………………….

3. Обращаете ли вы внимание, насколько развиты движения рук вашего ребёнка?

………………………………………………………………………………………………………………..

4. Как Вы считаете, соответствует ли развитие моторики рук вашего ребёнка возрастной норме? (да, нет, не знаю)

………………………………………………………………………………………………………………..

5. Знакомы ли вы с нормами речевого развития вашего ребёнка (нормы развития речи детей 6-7 лет) (да, нет)

………………………………………………………………………………………………………………..

6. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем

она заключается?

………………………………………………………………………………………………………………..

7. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, воспитатели, логопед)

………………………………………………………………………………………………………………..

8. Проводилось ли ранее логопедическое обследование вашего ребенка?

……………………………………………………………………………………………………………….

9. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения (диагноз; понимаете

ли вы, что означает данный диагноз)

………………………………………………………………………………………………………………..

10. Проводите ли занятия по развитию мелкой моторики дома? (с какого возраста, как часто, что именно)

………………………………………………………………………………………………………………..

11. Знакомы ли Вы с понятием «Мелкая моторика рук» (нет, да, что означает данное понятие?)

………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………..

12. Как Вы думаете, участие родителей в формировании мелкой моторики (необходимо,

не нужно, не играет роли)
………………………………………………………………………………………………………………………………………..Дата ……………………………………… Подпись родителя:

Благодарим за сотрудничество!

Приложение 2.

Лист регистрации присутствующих на собрании родителей.

№ п/п

Фамилия, имя, отчество.

Приложение 3.

Анкета обратной связи.

Уважаемый родитель!

С целью совершенствования нашей работы, ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы, поделитесь с нами своими мнениями и замечаниями.

1. Важность темы (оцените по пятибалльной системе, нужное подчеркнуть). 5 4 3 2 1

2.Полезность и необходимость информации.

5 4 3 2 1

3.Практичность информации (можно применить в жизни). 5 4 3 2 1

4. Что на родительском собрании было для Вас

1) Самым полезным_______________________________________________

__________________________________________________________________

2) Самым бесполезным____________________________________________

__________________________________________________________________

3) Самым запоминающимся_____________________________________________________________________________________________________________________

5. Какую информацию по теме «Развитие мелкой моторики» Вы хотели бы получить ещё? _____________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Что бы Вы хотели пожелать педагогам группы.____________________________________________________________

Большое спасибо!

Приложение 4.

Упражнения по развитию мелкой моторики

1.“Коза”: вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10).

Читайте также:  Особенности развития личности ребенка с умственной отсталостью

2.“Три богатыря”: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8).

3.“Заяц”: вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10).

4.“Вилка”: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).

5.Сила тонуса. “Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня”.

МБОУ «Лицей им.Г.Ф.Атякшева»

Дошкольные группы

«РАЗВИТИЕ

МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК»

«Один родитель дороже тысячи учителей» (китайская пословица).

Предлагаем вашему вниманию игры  и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

1.Пальчиковая гимнастика.

2.Игры с пинцетом и пипеткой.

3.Игры с бусинами, макаронами.

4.Игры – шнуровки.

5.Аппликация, лепка, рисование.

6.Использование зубочистки.

7.Игры с пробками от бутылок.

8.Упражнение с дыроколом.

9.Игры с пуговицами.

10.Игры с сыпучими материалами.

11.Игры с прищепками.

12.Массаж и самомассаж кистей рук.

Источник

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей.

Задачи:

• повышать компетентность и знания родителей о значении работы по развитию мелкой моторики рук для успешного овладения письмом;

• показать родителям взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и речью дошкольника;

• привести примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук.

Оборудование и материалы: столы, презентация к семинару, листы бумаги для записей, карандаши, ручки или фломастеры, необходимые атрибуты для игр и упражнений на развитие моторики, «Листы обратной связи» на каждого родителя.

Подготовительная работа:

1. Изготовить приглашения на собрание для родителей.

2. Организация выставки литературы, пособий и картотек по развитию мелкой моторики.

3. Приготовить презентацию для родителей.

4. Распечатать памятки для родителей «Развитие мелкой моторики рук».

Участники:

• воспитатели;

• родители.

Ход мероприятия.

1. Организационная часть.

Уважаемые родители! Глядя на предложенный материал на ваших столах, Вы все догадались, какова тема нашего практикума. Тема «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста».

2. Основная часть.

И педагогов и родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Мы подробно остановимся на оном из аспектов развития дошкольника: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ни для кого не секрет, что у большинства современных детей слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Современная одежда, оснащённая, в основном, липучками и кнопками, не предполагает усилий со стороны ребёнка. Многие дети предпочитают компьютерные игры конструкторам и рукоделию. Как результат – ручная неумелость, неспособность справиться с заданием, требующим координации пальцев рук, мышечного напряжения пальцев. Это, в свою очередь, ведёт к трудностям в обучении в школе. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Почему же ещё важно развивать мелкую моторику рук? Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Чтобы лучше запомнить и прочувствовать на себе, все предлагаемые методы мы будем отрабатывать их на практике. Будем рады прислушаться к Вашим предложениям и идеям.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

• способствует овладению навыками мелкой моторики;

• помогает развивать речь;

• повышает работоспособность головного мозга;

• развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

• развивает тактильную чувствительность;

• снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Капуста.

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим (щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

На выставке мы представили Вам подборку пальчиковых игр для работы с детьми.

Игры с макаронами развивают мелкую моторику, зрительное восприятие, творческие способности и чувство композиции.

Чтобы мир игровых приключений стал еще веселее, макароны можно покрасить. Для игры еще пригодятся пластиковые контейнеры, поднос, миски, ложки и мелкие игрушки.

1. Найди игрушки.

Возьмите пластиковый контейнер, насыпьте в него макароны, закопайте в глубине мелкие предметы и предложите ребенку найти их.

2. Сделай бусы для любимой мамы.

Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок. Можно брать макароны разного цвета или разной формы.

3. Выложи узор.

Тонким слоем пластилина покрываем лист картона. И выкладываем узоры, вдавливая их в пластилин.

Игры с сыпучими материалами.

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

Можно в ёмкость с горохом спрятать мелкие игрушки и предложить их найти. Тем самым развиваем тактильные ощущения.

2. Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем, развиваем пинцетный захват.

3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Предложите ребёнку нарисовать картину пальцем одной руки, одновременно пальцами обеих рук, оставляя отпечатки подушечками пальцев и т. д.

Игры с пробками от бутылок.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Читайте также:  Развитие личности умственно отсталого ребенка

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно, развиваем координацию движений пальцев.

Игры с прищепками.

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Предложите ребёнку прикрепить прищепки по периметру вырезанной из картона фигуры. Можно «приделать» иголки ежу, лучи солнышку и т. д.

3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Аппликация, лепка, рисование.

Работа с ножницами хорошо развивает координацию и силу пальцев. Вырезать можно из бумаги, сложенной вдвое, вчетверо, гармошкой, получая интересные силуэты.

В процессе лепки развиваются тактильные ощущения, координация движений пальцев, мышцы пальцев. Наряду с традиционными приёмами лепки, можно использовать пластилинографию, то есть «рисование пластилином», в процессе которого детали рисунка покрываются тонким слоем пластилина. Размазывание пластилина требует определённых усилий и ручной умелости.

Рисование — одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек –разукрашек, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.

Использование зубочистки.

Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

Сенсорный куб — изготовлен из шести решеток для раковины (соединенных с помощью прозрачного скотча). При желании все решётки быстро и легко снимаются и занимают мало места. Куб может быть демонстрационным, а ещё его можно использовать в пальчиковых играх. Помощниками здесь будут разноцветные бельевые прищепки, шнурки, резинки, ленты и др.

На одной стороне куба размещены две косички, разные по ширине, цвету и длине (понятия «широкий»-«узкий», «длинный»-«короткий»). Детям можно предложить задания: заплети косичку серого цвета, закрепи резиночкой; заплети косичку белого цвета, завяжи бант.

Это пособие многофункционально, предусматривает различные виды заданий, с кубом могут заниматься одновременно несколько детей.

Выкладывание узоров счетным материалом, палочками.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для выполнения множества разнообразных бытовых и учебных действий.

Математический планшет или «Геометрик»

Игровой материал позволяет ребенку развивает логику и мелкую моторику, сконструировать на плоскости множество различных изображений (буквы, цифры, геометрические фигуры, узоры, различные предметы, животных)

3 часть. Заключительная.

К сожалению, с проблемами ребёнка в координации движений и мелкой моторике большинство родителей сталкивается только школе. Это оборачивается усиленной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах ручку и карандаш. Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок (Вручаю каждому участнику памятку «Развитие мелкой моторики рук» (Приложение 4).

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями.

Нам очень важно Ваше мнение, поэтому заполните, пожалуйста, «Лист обратной связи» (Приложение 3).

Большое спасибо за активное участие!

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Просим Вас ответить на некоторые вопросы

в рамках темы «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?».

Ваши ответы помогут нам сориентироваться в том, чем мы сможем помочь Вам и Вашему ребенку.

1. ФИО заполняющего анкету (заполняется по желанию)

2. Фамилия, имя ребёнка (заполняется по желанию)

3. Знаете ли Вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей?

(нужное подчеркните)

Знаю.

Смутно представляю.

Не знаю.

4. Считаете ли Вы утверждение о том, что важно развивать мелкую моторику рук детей правильным? Почему (нужное подчеркните)

Да, потому что.

Нет, потому что.

Затрудняюсь ответить.

5. Знаете ли Вы как это делать (нужное подчеркните)

Знаю.

Смутно представляю.

Не знаю.

6. Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие используете в своей практике (перечислите)

7. Имеются ли дома у Вас

специальные пособия,

игры,

литература по данной теме?

(нужное подчеркните)

8. Что из ниже перечисленного есть в арсенале Вашего ребенка?

(нужное подчеркните)

— Шнуровки.

— Вкладыши.

— Кубики (пластмассовые или деревянные).

— Мелкий конструктор.

— Дидактические кубы.

— Мозаики.

— Пазлы, разрезные картинки.

-Дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, кнопками, «липучками»).

— Специальная детская литература с пальчиковыми играми.

9. Доступно ли ребенку в самостоятельной деятельности манипулирование с пустыми пластмассовыми флаконами, пузырьками (нужное подчеркните)

Да.

Иногда.

Нет.

10. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки (нужное подчеркните)

Да.

Иногда.

Нет.

11. Разрешаете ли Вы ребенку играть в так называемые «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т. п.) (нужное подчеркните)

Да.

Иногда.

Нет.

12. Какие развивающие игры предпочитаете покупать ребенку Вы? (перечислите).

13. Укажите ведущую руку Вашего ребенка

(нужное подчеркните)

Правая.

Левая.

Обе.

Затрудняюсь ответить.

14. Поделитесь, пожалуйста, Вашим мнением по вопросу «Какие средства развития и активизации речи детей Вы знаете» (помимо стимулирования и развития мелкой моторики рук)

15. Мы будем рады, если Вы поделитесь с нами Вашим опытом в данном направлении и предлагаем принять участие в семинаре-практикуме на тему: «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи», который состоится … (дата мероприятия)

16. Задавайте вопросы. Мы вместе найдем решение

Уважаемые родители!

Мы хотим, чтобы Вы понимали, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не может сделать для Ваших детей всё. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто нельзя.

Спасибо за уделенное нам внимание. Надеемся на взаимопонимание.

Приложение 2.

Лист регистрации присутствующих на собрании родителей.

№ п/п Фамилия, имя, отчество.

Приложение 3.

Анкета обратной связи.

Уважаемый родитель!

С целью совершенствования нашей работы, ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы, поделитесь с нами своими мнениями и замечаниями.

1. Важность темы (оцените по пятибалльной системе, нужное подчеркнуть). 5 4 3 2 1

2. Полезность и необходимость информации.

5 4 3 2 1

3. Практичность информации (можно применить в жизни). 5 4 3 2 1

4. Что на родительском собрании было для Вас

1) Самым полезным___

___

2) Самым бесполезным___

___

3) Самым запоминающимся___

5. Какую информацию по теме «Развитие мелкой моторики» Вы хотели бы получить ещё? ___

___

6. Что бы Вы хотели пожелать педагогам группы___

Большое спасибо!

Источник