Консультация для родителей роль литературы для развития ребенка

Консультация для родителей роль литературы для развития ребенка thumbnail

Консультация для родителей

«Роль художественной литературы
во всестороннем развитии детей»

         Художественная литература – важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература влияет на формирование нравственных чувств, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.
      Литература помогает ребёнку изложить своё отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы. Роль   художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Важным качеством речи является выразительность. Педагогический аспект этой проблемы освещён Н.С.Карпинской, которая отмечает, что уже в раннем возрасте дети способны улавливать и воспроизводить элементы выразительных средств. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребёнку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.
       В.В. Сухомлинский справедливо утверждал: «Воспитание чувствительности к слову и его оттенкам – одна из предпосылок гармонического развития личности». Поскольку у детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление, в ходе беседы воспитатели могут повторно демонстрировать рисунки – иллюстрации.
      Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Средствами художественного слова ещё до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребёнок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. В рассказах дети познают локанизм и точность языка, в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, в сказках – меткость, выразительность.
         Из книг ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
       При ознакомлении с книгой отчётливо выступает связь речевого  и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.
         Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают. Образная богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у детей младшего дошкольного возраста – явление крайне редкое. А между тем, владение речью в возрасте 3 – 4 лет имеет ключевое значение: именно этот период наиболее сенситивен к её усвоению.
     Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотёк. Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием ребёнка. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов.
        При выборе художественного произведения для чтения мы должны вначале проанализировать текст. Можно  выделить три аспекта анализа:

         Содержательный. Мы должны определить, что ребёнок сумеет понять сам,  а на что следует обратить его внимание, как сделать, чтобы малыш понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и постарался подражать им в добрых делах.

         Языковый. Предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых способствует тому, чтобы язык художественной литературы постепенно становится достоянием речи ребёнка.

        Исполнительский. Учит как правильнее и выразительнее прочесть произведение.  
          Используя определённые формы работы с художественной литературой,  родители могут стать активными участниками процесса речевого развития своих детей. В качестве материала для развития речи можно использовать произведения малых жанров (колыбельные песни, потешки, поговорки, скороговорки, считалки, загадки). Это обусловлено возрастными особенностями младших дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать своё внимание лишь на короткий период времени. Залогом успешной работы с детьми дошкольного возраста является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст, как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда ребёнок хорошо владеет его содержанием, можно предложить ему ответить на вопросы. Необходимость отвечать  на вопросы не только развивает речь ребёнка, но и делает её образной, позволяет сделать процесс восприятия художественного произведения осмысленным.

Источник

Консультация для родителей

Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.

      Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература  оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского  литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

Читайте также:  Дневник наблюдения за речевым развитием ребенка

Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных  форм эстетического  восприятия литературного произведения. Эстетическое  восприятие литературного произведения происходит в  результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

       В младших группах  знакомство с художественной литературой осуществляется  с помощью литературных произведений разных жанров. В этом  возрасте  учат слушать стихи, сказки, рассказы.  Также детей учат  следить за развитием   действия в сказке, сочувствовать  положительным героям. Малышей также привлекают  произведения  стихотворного жанра, которые отличаются  ритмичностью,  четкой  рифмой, музыкальностью. Дети начинают  запоминать текст при повторном  чтении (или многократном  повторении), утверждаются   в чувстве рифмы,  ритма,  усваивают  смысл  стихотворения.  При этом  речь  ребенка  обогащается  наиболее запоминающимися  ему  словами  и предложениями.

       В возрасте 4-5 лет   детей продолжают  знакомить  с художественной  литературой. Воспитатель  обращает  внимание детей, как на само  содержание  литературного  произведения,  так и на  некоторых  особенности  языка (некоторые  эпитеты и  сравнения, образные  слова и выражения).  После  прочтения (рассказывания)  сказок необходимо  приучать  детей отвечать  на вопросы, связанные с содержанием  произведения, а также на самые простые вопросы  по художественной форме. Очень важно после  чтения  правильно  сформулировать  вопросы. Это нужно для того, чтобы помочь  детям  выделить  главное —  основные события произведения,  действия  главных героев,  их поступки  и взаимоотношения.  Заставить  ребенка думать,  размышлять, приходить к правильным  выводам  может заставить только  правильно  поставленный вопрос. При  чтении стихотворений выделяют  музыкальность, ритмичность, напевность  стихотворений,  подчеркивают  образные  выражения, развивают  у детей  способность  замечать  богатство  и красоту  русского языка.

         В старшей группе  при  восприятии  содержания  литературных  произведений  детей учат замечать  выразительные  средства.  Дети  5-6  лет способны более глубоко  осмысливать  содержание  литературного  произведения,  осознавать  особенности  художественной  формы. К этому  возрасту,  они  уже  могут  различать  жанры  литературных  произведений  и  некоторые специфические особенности  каждого  жанра. Чтобы  дети могли  понять  и почувствовать  художественные достоинства сказки и глубокое идейное  содержание,  необходимо чтобы им полюбились  и надолго запомнились  поэтические  образы.

       При ознакомлении  детей  с  произведениями  стихотворного  жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать напевность  и  красоту  стихотворения. Глубже  осознавать его  содержание. При  знакомстве с жанром рассказа,  воспитатель  должен раскрывать  взаимоотношения  героев, общественную  значимость  описываемого  события,  обращать  внимание  детей на то,  какими  словами  автор характеризует  как  самих  героев,  так и  их поступки. Вопросы по прочитанному  произведению  должны  определять  понимание  ребенком  основного  содержания, а  также  умение оценивать  поступки  и действия героев.

         Перед педагогом подготовительной группы  стоят  следующие задачи:

  • воспитывать любовь у детей к художественной  литературе,  книге;
  • развивать умение  чувствовать  художественный  образ;  
  • развивать поэтический слух (способность  улавливать звучность, музыкальность, ритмичность), интонационную  выразительность речи;
  • воспитывать  способность  чувствовать  и понимать  образный  язык  сказок, рассказов, стихотворений.

        Необходимо  проводить  такой  анализ  литературных  произведений, при котором  дети  научатся  различать  жанры,  понимать  их  специфические  особенности,  чувствовать образность языка сказок,  рассказов,  стихотворений, басен.

       Чтение  художественных  произведений  раскрывает  перед  детьми все богатство  русского  языка.  В этом возрасте  у  детей  развивается  способность  наслаждаться волшебством слова,  закладывается  фундамент  для  формирования  любви  к родному языку.

        Художественная  литература  является универсальным  средством  в познавательном  развитии ребенка, выводя его за пределы  непосредственного воспринимаемого,  погружая  его  в  возможные  мира с широким  спектром  моделей  человеческого поведения  и  ориентируя  в них.             Тексты  различных произведений позволяют  эмоционально схватывать  целостную  картину  мира  во всем  многообразии  связей  вещей, событий, отношений.  Художественная  литература в познавательном развитии  детей  выполняет  следующие  функции: расширяет  представления  о мире (явлениях, не данных  непосредственно в наблюдении  и  практически  действенном  опыте);  поможет  осваивать  такие  средства  восприятия мира,  как  временные  и  причинно-следственные связи  событий; освоение моделей  человеческого поведения  в  разных  обстоятельствах;  формирование  эмоционально-ценностных  установок  по отношению к  разным  аспектам действительности (природному  и рукотворному миру, миру человеческих отношений) в сценке с представлениями о них.

       Литература открывает  и объясняет  ребенку  жизнь  общества  и природы, мир человеческих  чувств и  взаимоотношений. Она развивает  мышление  и воображение  ребенка, обогащает  его  эмоции,  дает  прекрасные  образцы русского  литературного  языка.

Источник

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

Читайте также:  Влияние фрустрации на развитие ребенка

В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам малыша, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям.

Уже в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать содержание, идею и выразительные средства языка, и дальнейшее знакомство с литературными произведениями будет опираться непосредственно на фундамент, который взрослые (родители, воспитатели) закладывают в дошкольном детстве. 

Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Психологи обратили внимание на особенности понимания дошкольниками художественной формы и содержания литературных произведений – это и небольшой жизненный опыт ребенка, и конкретность мышления, и непосредственное отношение к действительности. Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

Взрослея, дети овладевают способностью анализировать литературные произведения, учатся передавать определенное содержание в единстве его художественной формы, а также в активно осваивают средства художественной выразительности.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и УНТ (в том числе и малые литературные формы). Достаточный объем активного словаря, разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также выразительное оформление связного высказывания являются показателями богатства речи ребенка. В связи с этим прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Значение фольклора огромно: он оказывает и познавательное, и воспитательное, и эстетическое влияние на ребенка. Нельзя не подчеркнуть, что фольклор развивает умение чувствовать мелодику, художественную форму, ритм родного языка. Своеобразна и сама художественная система русского фольклора. Жанровые формы произведений (былин, сказок, легенд, песен, преданий, а также малых форм – потешек, частушек, загадок, пословиц и поговорок) также чрезвычайно богаты, в тоже время язык их точен, прост и выразителен.

В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учат детей слушать стихи, сказки, рассказы. Также детей учат следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Малышей также привлекают произведения стихотворного жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Дети начинают запоминать текст при повторном чтении (или многократном повторении), утверждаются в чувстве рифмы, ритма, усваивают смысл стихотворения. При этом речь ребенка обогащается наиболее запомнившимися ему словами и предложениями.

В средней группе детей продолжают знакомить с художественной литературой. Воспитатель обращает внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на некоторых особенности языка (некоторые эпитеты и сравнения, образные слова и выражения). После прочтения (рассказывания) сказок необходимо приучать детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения правильно сформулировать вопросы. Это нужно для того, чтобы помочь детям выделить главное – основные события произведения, действия главных героев, их поступки и взаимоотношения. Заставить ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам может заставить только правильно поставленный вопрос. При чтении стихотворений выделяют музыкальность, ритмичность, напевность стихотворений, подчеркивают образные выражения, развивают у детей способность замечать богатство и красоту русского языка.

В старшей группе при восприятии содержания литературных произведений детей учат замечать выразительные средства. Дети 5 – 6 лет способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения, осознавать особенности художественной формы. К этому возрасту они уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Чтобы дети смогли понять и почувствовать художественные достоинства сказки и глубокое идейное содержание, необходимо чтобы им полюбились и надолго запомнились поэтические образы. При ознакомлении детей с произведениями стихотворного жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать напевность и красоту стихотворения, глубже осознавать его содержание. При знакомстве с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать взаимоотношения героев, общественную значимость описываемого события, обращать внимание детей на то, какими словами автор характеризует как самих героев, так и их поступки. Вопросы по прочитанному произведению должны определять понимание ребенком основного содержания, а также умение оценивать поступки и действия героев.

Читайте также:  Задержка физического развития ребенка причины

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей к художественной литературе, книге, умение чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельном творчестве и повседневном речевом общении. В этом возрасте у детей развивается способность наслаждаться художественным словом, закладывается фундамент для формирования любви к родному языку.

Ознакомление с художественной литературой включает как целостный анализ произведения, так и выполнение творческих заданий. Все это оказывает положительное влияние на развитие словесного

Источник

Светлана Шашкова
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в формировании речи вашего ребенка»

Консультация для родителей

«Роль художественной литературы в формировании речи вашего ребенка»

Сегодня перед различными образовательными организациями, в частности детским садом, как никогда остро стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования грамотного читателя.

Значение книг для ребенка очень велико. Они служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем тем, что его окружает. Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.

Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенокначинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.

ЧТЕНИЕ – развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

ЧТЕНИЕ – развивает речь человека, делает ее правильной, понятной, образной, красивой.

ЧТЕНИЕ – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты, которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.

При чтении книг так же создается комфортный психологический контакт родителей с ребенком. Ребенок в такой момент видит в родителях не только близкого человека, но еще и защитника, преподавателя, воспитателя, который таким образом делится с ним жизненным опытом.

Следует придавать огромное значение рассматриванию картинок.

Человек читающий умеет пользоваться информацией, исследовать ее. В наше время умение извлечь информацию, способность принимать решение на основе ее анализа ценится как высокое профессиональное достижение.

•Время для чтения должно быть распределено в распорядке дня.

•Чтение книги должно проходить в непринужденной обстановке.

•Читая книгу, родитель выступает как партнер ребенкапо восприятию ее содержания: проявляет эмоции, удивление, изумления, сострадания и пр.

•Монотонное чтение может отбить у ребенка охоту слушать.

В подборе художественной литературы очень важно взаимодействие детского сада с семьей.

Социологические исследования в нашей стране выявили такие негативные тенденции

1. Заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков;

2. Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного Времени детей из-за того, что телевидение, видео-, и аудио техника, компьютеры и интернет практически вытеснили книгу из их жизни,

3. Подмена подлинной литературы «суррогатами» массовой культуры и т. д.

Чтобы избежать таких проблем, следует начать знакомить ребенка с книгой как можно раньше – за долго до того, как он сам научится читать.

«Только книга может обогатить мир ребенка, сделать его интересным, полным необычайных открытий и наслаждений новым знанием. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, ждать праздника ума и души от общения с нею. «

Источник