Консультация для родителей ребенка грамматическое развитие

Консультация для родителей ребенка грамматическое развитие thumbnail

Татьяна Афонина
Консультация для родителей «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в

словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и

синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая

система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается

самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его

формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря,фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.

К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.

К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще

преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные.

Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является

правильное использование предлогов и согласование существительных с

прилагательными. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). У детей этого

возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6. Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека. Как следствие этому увеличение числа грамматических ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой. Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша к этому времени был уже накоплен определенный словарный запас, и имелась возможность достаточной речевой практики. Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи,

формированием фонематического восприятия. Средний дошкольный возраст – 5-6 лет — период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию. Ребенок создает собственные слова по знакомым ему

грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные слова как «рогаютс» (бодаются, «насупился» (наелся супа). В этом проявляется стремление малыша усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к смысловому.

Шестой и седьмой год жизни — этап овладения способами грамматически

правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап

формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения

способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. Словарь ребенка этого возраста достигает 3-3.5 тысяч слов. Важнейшим показателем уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко подобрать нужные слова, умение использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения. Хотя в речи ребенка еще могут наблюдаться ненормативные варианты словообразования и словоизменения. Управление грамматическим развитием ребенка должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, а также через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Основным, и конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование грамматического строя речи является игра. Существует большое количество речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка.Вот лишь некоторые из них:

Игра «Один-много»

Цель: совершенствовать навыки словоизменения – употребление

существительных во множественном числе именительном падеже.

Ход игры: Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в

единственном числе, ребенок возвращает мяч, называя это существительное во множественном числе.

Примерный лексический материал: мяч — мячи, машина – машины, кукла –

куклы, кубик- кубики и т. д.

Игра «Назови ласково»

Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования

существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами.

Ход игры: Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен

перекинуть мяч и назвать слово ласково.

Примерный лексический материал: мяч-мячик, машина — машинка, дом —

домик, кукла — куколка и т. д.

Игра «Чего не стало»

Цель: развивать внимание, память, совершенствовать навыки словоизменения — употребление существительных в родительном падеже множественном числе.

Ход игры:

Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов – 4 –

7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться,

а сам в это время убирает один любой предмет.

Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало.

Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах, названных

ребенком.

Примерный лексический материал: Кукла, мяч, машина, матрешка, самолет.

(Нет матрешки, нет самолета, ит. д.)

Игра «Сосчитай до 5»

Цель: совершенствовать навык согласования числительных с существительными.

Упражнять детей в счете.

Ход игры:Детям предлагается сосчитать до пяти с заданным словом: один мяч, два мяча, пять мячей…

Примерный лексический материал: один карандаш, два карандаша, три

карандаша, четыре карандаша, пять карандашей; одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; один ключ, два ключа, три ключа, четыре ключа, пять ключей и т. д.

Задание можно усложнить, предложив ребенку сосчитать до пяти со

словосочетанимиями: один синий мяч, два синих мяча….

Игра «Жадина и щедрый».

Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными

местоимениями.

Ход игры: Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной.

Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья корова? — Корова моя. Чей поросенок? — Поросенок мой».

Читайте также:  Развитие коммуникации у ребенка

Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему) стать щедрым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья корова? — Корова твоя (или ваша)».

Примерный лексический материал: Чья кофта? — кофта моя. Чей шарф? —

Шарф мой и т. д.

Чья книга – твоя книга; чьи игрушки – твои игрушки и т. д.

Игра «Из чего какой»

Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования

относительных прилагательных.

Ход игры: Взрослый называет предмет и материал из которого он сделан, а

ребенок в ответ прилагательное характеризующее этот предмет.

Примерный лексический материал: дом из камня – каменный, чашка из

фарфора – фарфоровая, солдатик из олова – оловянный, мяч из резины –

резиновый, ложка из дерева – деревянная и т. д.

Игра «Чей хвост, чьи уши, чья голова»

Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования

притяжательных прилагательных.

Ход игры: Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела этого животного, чья она.

Взрослый может нарисовать фантастическое животное, состоящее из частей

различных животных и попросить ребенка назвать части тела какого животного он видит на рисунке (Например: кошачья голова, львиное туловище, утиные лапы и т. д.).

Примерный лексический материал: Голова кошки чья? (кошачья, уши зайца

чьи (заячьи, хвост волка чей? (волчий).

Игра «Подбирай, называй, запоминай».

Цель: расширять и активизировать у ребенка словарь признаков и глагольный словарь.

Ход игры: Взрослый просит ребенка, рассказать о каком – то предмете, подобрав как можно больше слов признаков и слов действий к предложенному слову.

Примерный лексический материал: Снег какой? (пушистый, белый,

холодный)

Снег что делает? (падает, на солнце блестит, переливается, тает)

Лед (какой)— холодный, блестящий, прозрачный, твердый и т. д.

Лед (что делает)— трещит, блестит, тает. Переливается и т. д.

Игра «Волшебные очки»

Цель: совершенствовать навык согласования существительных с

прилагательными.

Ход игры:Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки.

Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым,

синим и т. д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало,

скажи».

Примерный лексический материал: красный мяч, красные сапоги,

красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.

Речевых игр, в которые вы могли бы поиграть со своим ребенком очень много.

Играя со своими детьми,придерживайтесь следующих рекомендаций:

• Верьте в силы ребенка!

• Обучайте в игре!

• Умейте выслушать ребенка.

• Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво

поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует

успешной и быстрой автоматизации звуков.

• Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания

взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного

развития лексической, грамматической сторон детской речи.

Источник

Советы  для родителей

 грамматического строя речи у дошкольников.

«Овладение языком

является важным

 условием умственного

развития…»

(А.Н. Леонтьев).

Уважаемые родители!

У  детей старшего дошкольного возраста  могут возникать проблемы  в развитии лексико-грамматического строя речи (под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование): дети затрудняются в  подборе слов для построения предложения, неправильно употребляют предлоги, изменяют окончания слов, не согласуют слова между собой и т. п. А ведь речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря–это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря и грамматически правильно речи – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому  необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте.

Предложенные вашему вниманию задания желательно проводить в игровой форме: в виде соревнования («Кто больше?», «Самый сообразительный» и т.д.), с мячом, с игрушками, используя разный иллюстрационный материал. У вас нет времени? На кухне во время приготовления еды можно проводить игры на обогащение словаря ребёнка (Например:»Вкусняшки».Давай вспомним самые вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» на тарелочку, затем вы.) В такие игры можно играть идя по дороге в детский сад и из него, при посещении магазинов, при визите в поликлинику… необходимо только ваше желание и терпение. Обязательно поддерживайте у ребенка желание заниматься, поощряйте малейшие успехи и учите преодолевать трудности. Желаем вам в занятиях успехов, удовольствия в общении!

Формируем грамматический строй речи у детей 5 — 6 лет

При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственнойречи.
Овладение морфологической системой языка предполагает многообразную интеллектуальную деятельность ребенка: он должен научиться сравнивать слова по значению и звучанию, определить их различие, осознавать изменения в значении, соотносить изменения в звучании с изменением его значения, выделять элементы, за счет которых происходит изменение значения, устанавливать связь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов. Например:
НОЖ – значение единственности;
НОЖИ – значение множественности;
НОЖОМ – значение орудийности. 
У детей с нарушениями речи отмечается и нарушение формирования синтаксической структуры предложения. Нарушение синтаксической структуры предложения обычно выражается в пропуске членов предложения, в необычном порядке слов.
Особую трудность для детей представляют сложноподчиненные предложения.
Только систематическая, планомерная и совместная работа педагогов и родителей приведет к устранению нарушений лексико-грамматических компонентов речи детей.

Читайте также:  Карта развития ребенка структура

Поиграйте с ребенком в игру «Есть – нет»

Эта игра закрепит умение детей использовать в речи имена существительные в родительном падеже. Вы говорите, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.
У меня есть помидор. – А у меня нет помидора.
У меня есть стакан. – А у меня нет стакана.
У меня есть кубик. – А у меня нет кубика.
У меня есть мяч. — А у меня нет мяча.
У меня есть обруч. — А у меня нет обруча.
У меня есть кукла. — А у меня нет куклы.
У меня есть кофта. — А у меня нет кофты.
У меня есть лента. — А у меня нет ленты.
У меня есть ведро. — А у меня нет ведра.
У меня есть кольцо. — А у меня нет кольца.
У меня есть колесо. — А у меня нет колеса.
У меня есть полено. — А у меня нет полена.
У меня есть ложка. — А у меня нет ложки.
У меня есть яблоко. — А у меня нет яблока.
У меня есть книга. — А у меня нет книги.
Добивайтесь от ребенка правильного образования имен существительных. Если ребенок допустил ошибку, исправьте ее, и бросьте мяч, еще раз назвав предложение с этим существительным. Хвалите ребенка за правильные ответы. 

Подбери прилагательные к существительному

Мы продолжаем работу по обогащению речи ребенка именами прилагательными.
Предложите ребенку подобрать к каждому существительному по два прилагательных так, чтобы одно обозначало цвет, другое – материал.
ДОМ – красный кирпичный.
ШАРФ – белый шерстяной.
СТОЛ – коричневый деревянный.
КУВШИН – желтый глиняный.
МЯЧ – разноцветный резиновый.
СТАКАН – белый стеклянный.
МЕДВЕЖОНОК – коричневый плюшевый.
ВЕДРО – зеленое пластмассовое.
БЛЮДЦЕ – белое фарфоровое.
ПАЛЬТО – синее драповое
БЛУЗКА – красная шелковая.
ЧАШКА – синяя фарфоровая.
ПОЛКА – коричневая деревянная.
МАШИНА – черная металлическая.
ШУБА – белая меховая.
ВАЗА – голубая стеклянная.
КОЛГОТКИ – желтые шерстяные.
НОСКИ – оранжевые шерстяные.
САПОГИ – черные кожаные.Следите, чтобы ребенок четко произносил окончания прилагательных.

Источник

Конец формы



МБОУ «Полтавская школа» Структурное подразделение «Детский сад»

Консультация для родителей

«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

подготовила

воспитатель

Макарова Нина Михайловна

2017

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в

словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и

синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это

умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая

система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова

в предложении, правильно использовать предлоги.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается

самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его

формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми,

совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и

разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные

условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического

слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются

первые фразы, а, следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов

внутри них.

К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями

как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными

предложениями.

К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще

преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш

начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные.

Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является

правильное использование предлогов и согласование существительных с

прилагательными. Начинается формирование высказываний типа элементарных,

коротких монологов (рассказов). У детей этого

возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6. Это

связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения

маленького человека. Как следствие этому увеличение числа грамматических

ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая

следить за их смысловым содержанием и грамматической формой. Для

дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша к

этому времени был уже накоплен определенный словарный запас, и имелась

возможность достаточной речевой практики.

Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи,

формированием фонематического восприятия. Средний дошкольный возраст – 5-6

лет — период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову,

его звучанию. Ребенок создает собственные слова по знакомым ему

грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные слова как

«рогаются» (бодаются), «насупился» (наелся супа). В этом проявляется стремление

малыша усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к

смысловому.

Шестой и седьмой год жизни — этап овладения способами грамматически

правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения

сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап

формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения

способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. Словарь

ребенка этого возраста достигает 3-3.5 тысяч слов. Важнейшим показателем

уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко

Читайте также:  Ребенок отстает в развитии на 2 года как развить ребенку 8 лет

подобрать нужные слова, умение использовать устойчивые словосочетания,

употреблять образные слова и выражения. Хотя в речи ребенка еще могут

наблюдаться ненормативные варианты словообразования и словоизменения.

Управление грамматическим развитием ребенка должно осуществляться прежде

всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, а

также через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Основным, и

конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной

деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование

грамматического строя речи является игра. Существует большое количество

речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка. Вот

лишь некоторые из них:

Игра «Один-много»

Цель: совершенствовать навыки словоизменения – употребление

существительных во множественном числе именительном падеже.

Ход игры: Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в

единственном числе, ребенок возвращает мяч, называя это существительное во

множественном числе.

Примерный лексический материал: мяч — мячи, машина – машины, кукла –

куклы, кубик- кубики и т.д.

Игра «Назови ласково»

Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования

существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами.

Ход игры: Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен

перекинуть мяч и назвать слово ласково.

Примерный лексический материал: мяч-мячик, машина — машинка, дом —

домик, кукла — куколка и т.д.

Игра «Чего не стало»

Цель: развивать внимание, память, совершенствовать навыки словоизменения —

употребление существительных в родительном падеже множественном числе.

Ход игры:

Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов – 4 –

7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться,

а сам в это время убирает один любой предмет.

Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало.

Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах, названных

ребенком.

Примерный лексический материал: Кукла, мяч, машина, матрешка, самолет.

(Нет матрешки, нет самолета, и т.д.)

Игра «Сосчитай до 5»

Цель: совершенствовать навык согласования числительных с существительными.

Упражнять детей в счете.

Ход игры: Детям предлагается сосчитать до пяти с заданным словом: один мяч,

два мяча…, пять мячей…

Примерный лексический материал: один карандаш, два карандаша, три

карандаша, четыре карандаша, пять карандашей; одна машина, две машины, три

машины, четыре машины, пять машин; один ключ, два ключа, три ключа, четыре

ключа, пять ключей и т.д.

Задание можно усложнить, предложив ребенку сосчитать до пяти со

словосочетаниями: один синий мяч, два синих мяча….

Игра «Жадина и щедрый».

Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными

местоимениями.

Ход игры: Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда

говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной.

Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья корова? — Корова моя. Чей

поросенок? — Поросенок мой».

Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему) стать

щедрым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья корова? — Корова твоя

(или ваша)».

Примерный лексический материал: Чья кофта? — кофта моя. Чей шарф? —

Шарф мой и т.д.

Чья книга – твоя книга; чьи игрушки – твои игрушки и т.д.

Игра «Из чего какой»

Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования

относительных прилагательных.

Ход игры: Взрослый называет предмет и материал из которого он сделан, а

ребенок в ответ прилагательное, характеризующее этот предмет.

Примерный лексический материал: дом из камня – каменный, чашка из

фарфора – фарфоровая, солдатик из олова – оловянный, мяч из резины –

резиновый, ложка из дерева – деревянная и т.д.

Игра «Чей хвост, чьи уши, чья голова»

Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования

притяжательных прилагательных.

Ход игры: Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела этого

животного, чья она.

Взрослый может нарисовать фантастическое животное, состоящее из частей

различных животных и попросить ребенка назвать части тела какого животного

он видит на рисунке (Например, кошачья голова, львиное туловище, утиные лапы

и т.д.).

Примерный лексический материал: Голова кошки чья? (кошачья), уши зайца

чьи (заячьи), хвост волка чей? (волчий).

Игра «Подбирай, называй, запоминай».

Цель: расширять и активизировать у ребенка словарь признаков и глагольный

словарь.

Ход игры: Взрослый просит ребенка, рассказать о каком – то предмете, подобрав

как можно больше слов признаков и слов действий к предложенному слову.

Примерный лексический материал: Снег какой? (пушистый, белый,

холодный…)

Снег что делает? (падает, на солнце блестит, переливается, тает…)

Лед (какой?)- холодный, блестящий, прозрачный, твердый и т.д.

Лед (что делает?)- трещит, блестит, тает. Переливается и т.д.

Игра «Волшебные очки»

Цель: совершенствовать навык согласования существительных с

прилагательными.

Ход игры: Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки.

Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым,

синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало,

скажи».

Примерный лексический материал: красный мяч, красные сапоги,

красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.

Речевых игр, в которые вы могли бы поиграть со своим ребенком очень много.

Играя со своими детьми, придерживайтесь следующих рекомендаций:

 Верьте в силы ребенка!

 Обучайте в игре!

 Умейте выслушать ребенка.

 Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво

поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует

успешной и быстрой автоматизации звуков.

 Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания

взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного

развития лексической, грамматической сторон детской речи.

Источник