Консультация для родителей ребенка грамматическое развитие
Татьяна Афонина
Консультация для родителей «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в
словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и
синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая
система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.
Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается
самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его
формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря,фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.
Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.
К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.
К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще
преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные.
Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является
правильное использование предлогов и согласование существительных с
прилагательными. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). У детей этого
возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6. Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека. Как следствие этому увеличение числа грамматических ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой. Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша к этому времени был уже накоплен определенный словарный запас, и имелась возможность достаточной речевой практики. Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи,
формированием фонематического восприятия. Средний дошкольный возраст – 5-6 лет — период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию. Ребенок создает собственные слова по знакомым ему
грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные слова как «рогаютс» (бодаются, «насупился» (наелся супа). В этом проявляется стремление малыша усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к смысловому.
Шестой и седьмой год жизни — этап овладения способами грамматически
правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап
формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения
способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. Словарь ребенка этого возраста достигает 3-3.5 тысяч слов. Важнейшим показателем уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко подобрать нужные слова, умение использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения. Хотя в речи ребенка еще могут наблюдаться ненормативные варианты словообразования и словоизменения. Управление грамматическим развитием ребенка должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, а также через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Основным, и конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование грамматического строя речи является игра. Существует большое количество речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка.Вот лишь некоторые из них:
Игра «Один-много»
Цель: совершенствовать навыки словоизменения – употребление
существительных во множественном числе именительном падеже.
Ход игры: Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в
единственном числе, ребенок возвращает мяч, называя это существительное во множественном числе.
Примерный лексический материал: мяч — мячи, машина – машины, кукла –
куклы, кубик- кубики и т. д.
Игра «Назови ласково»
Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования
существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами.
Ход игры: Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен
перекинуть мяч и назвать слово ласково.
Примерный лексический материал: мяч-мячик, машина — машинка, дом —
домик, кукла — куколка и т. д.
Игра «Чего не стало»
Цель: развивать внимание, память, совершенствовать навыки словоизменения — употребление существительных в родительном падеже множественном числе.
Ход игры:
Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов – 4 –
7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться,
а сам в это время убирает один любой предмет.
Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало.
Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах, названных
ребенком.
Примерный лексический материал: Кукла, мяч, машина, матрешка, самолет.
(Нет матрешки, нет самолета, ит. д.)
Игра «Сосчитай до 5»
Цель: совершенствовать навык согласования числительных с существительными.
Упражнять детей в счете.
Ход игры:Детям предлагается сосчитать до пяти с заданным словом: один мяч, два мяча, пять мячей…
Примерный лексический материал: один карандаш, два карандаша, три
карандаша, четыре карандаша, пять карандашей; одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; один ключ, два ключа, три ключа, четыре ключа, пять ключей и т. д.
Задание можно усложнить, предложив ребенку сосчитать до пяти со
словосочетанимиями: один синий мяч, два синих мяча….
Игра «Жадина и щедрый».
Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными
местоимениями.
Ход игры: Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной.
Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья корова? — Корова моя. Чей поросенок? — Поросенок мой».
Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему) стать щедрым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья корова? — Корова твоя (или ваша)».
Примерный лексический материал: Чья кофта? — кофта моя. Чей шарф? —
Шарф мой и т. д.
Чья книга – твоя книга; чьи игрушки – твои игрушки и т. д.
Игра «Из чего какой»
Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования
относительных прилагательных.
Ход игры: Взрослый называет предмет и материал из которого он сделан, а
ребенок в ответ прилагательное характеризующее этот предмет.
Примерный лексический материал: дом из камня – каменный, чашка из
фарфора – фарфоровая, солдатик из олова – оловянный, мяч из резины –
резиновый, ложка из дерева – деревянная и т. д.
Игра «Чей хвост, чьи уши, чья голова»
Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования
притяжательных прилагательных.
Ход игры: Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела этого животного, чья она.
Взрослый может нарисовать фантастическое животное, состоящее из частей
различных животных и попросить ребенка назвать части тела какого животного он видит на рисунке (Например: кошачья голова, львиное туловище, утиные лапы и т. д.).
Примерный лексический материал: Голова кошки чья? (кошачья, уши зайца
чьи (заячьи, хвост волка чей? (волчий).
Игра «Подбирай, называй, запоминай».
Цель: расширять и активизировать у ребенка словарь признаков и глагольный словарь.
Ход игры: Взрослый просит ребенка, рассказать о каком – то предмете, подобрав как можно больше слов признаков и слов действий к предложенному слову.
Примерный лексический материал: Снег какой? (пушистый, белый,
холодный)
Снег что делает? (падает, на солнце блестит, переливается, тает)
Лед (какой)— холодный, блестящий, прозрачный, твердый и т. д.
Лед (что делает)— трещит, блестит, тает. Переливается и т. д.
Игра «Волшебные очки»
Цель: совершенствовать навык согласования существительных с
прилагательными.
Ход игры:Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки.
Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым,
синим и т. д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало,
скажи».
Примерный лексический материал: красный мяч, красные сапоги,
красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.
Речевых игр, в которые вы могли бы поиграть со своим ребенком очень много.
Играя со своими детьми,придерживайтесь следующих рекомендаций:
• Верьте в силы ребенка!
• Обучайте в игре!
• Умейте выслушать ребенка.
• Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво
поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует
успешной и быстрой автоматизации звуков.
• Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания
взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного
развития лексической, грамматической сторон детской речи.
Источник
Советы для родителей
грамматического строя речи у дошкольников.
«Овладение языком
является важным
условием умственного
развития…»
(А.Н. Леонтьев).
Уважаемые родители!
У детей старшего дошкольного возраста могут возникать проблемы в развитии лексико-грамматического строя речи (под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование): дети затрудняются в подборе слов для построения предложения, неправильно употребляют предлоги, изменяют окончания слов, не согласуют слова между собой и т. п. А ведь речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря–это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря и грамматически правильно речи – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте.
Предложенные вашему вниманию задания желательно проводить в игровой форме: в виде соревнования («Кто больше?», «Самый сообразительный» и т.д.), с мячом, с игрушками, используя разный иллюстрационный материал. У вас нет времени? На кухне во время приготовления еды можно проводить игры на обогащение словаря ребёнка (Например:»Вкусняшки».Давай вспомним самые вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» на тарелочку, затем вы.) В такие игры можно играть идя по дороге в детский сад и из него, при посещении магазинов, при визите в поликлинику… необходимо только ваше желание и терпение. Обязательно поддерживайте у ребенка желание заниматься, поощряйте малейшие успехи и учите преодолевать трудности. Желаем вам в занятиях успехов, удовольствия в общении!
Формируем грамматический строй речи у детей 5 — 6 лет
При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственнойречи.
Овладение морфологической системой языка предполагает многообразную интеллектуальную деятельность ребенка: он должен научиться сравнивать слова по значению и звучанию, определить их различие, осознавать изменения в значении, соотносить изменения в звучании с изменением его значения, выделять элементы, за счет которых происходит изменение значения, устанавливать связь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов. Например:
НОЖ – значение единственности;
НОЖИ – значение множественности;
НОЖОМ – значение орудийности.
У детей с нарушениями речи отмечается и нарушение формирования синтаксической структуры предложения. Нарушение синтаксической структуры предложения обычно выражается в пропуске членов предложения, в необычном порядке слов.
Особую трудность для детей представляют сложноподчиненные предложения.
Только систематическая, планомерная и совместная работа педагогов и родителей приведет к устранению нарушений лексико-грамматических компонентов речи детей.
Поиграйте с ребенком в игру «Есть – нет»
Эта игра закрепит умение детей использовать в речи имена существительные в родительном падеже. Вы говорите, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.
У меня есть помидор. – А у меня нет помидора.
У меня есть стакан. – А у меня нет стакана.
У меня есть кубик. – А у меня нет кубика.
У меня есть мяч. — А у меня нет мяча.
У меня есть обруч. — А у меня нет обруча.
У меня есть кукла. — А у меня нет куклы.
У меня есть кофта. — А у меня нет кофты.
У меня есть лента. — А у меня нет ленты.
У меня есть ведро. — А у меня нет ведра.
У меня есть кольцо. — А у меня нет кольца.
У меня есть колесо. — А у меня нет колеса.
У меня есть полено. — А у меня нет полена.
У меня есть ложка. — А у меня нет ложки.
У меня есть яблоко. — А у меня нет яблока.
У меня есть книга. — А у меня нет книги.
Добивайтесь от ребенка правильного образования имен существительных. Если ребенок допустил ошибку, исправьте ее, и бросьте мяч, еще раз назвав предложение с этим существительным. Хвалите ребенка за правильные ответы.
Подбери прилагательные к существительному
Мы продолжаем работу по обогащению речи ребенка именами прилагательными.
Предложите ребенку подобрать к каждому существительному по два прилагательных так, чтобы одно обозначало цвет, другое – материал.
ДОМ – красный кирпичный.
ШАРФ – белый шерстяной.
СТОЛ – коричневый деревянный.
КУВШИН – желтый глиняный.
МЯЧ – разноцветный резиновый.
СТАКАН – белый стеклянный.
МЕДВЕЖОНОК – коричневый плюшевый.
ВЕДРО – зеленое пластмассовое.
БЛЮДЦЕ – белое фарфоровое.
ПАЛЬТО – синее драповое
БЛУЗКА – красная шелковая.
ЧАШКА – синяя фарфоровая.
ПОЛКА – коричневая деревянная.
МАШИНА – черная металлическая.
ШУБА – белая меховая.
ВАЗА – голубая стеклянная.
КОЛГОТКИ – желтые шерстяные.
НОСКИ – оранжевые шерстяные.
САПОГИ – черные кожаные.Следите, чтобы ребенок четко произносил окончания прилагательных.
Источник
Конец формы
МБОУ «Полтавская школа» Структурное подразделение «Детский сад»
Консультация для родителей
«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
подготовила
воспитатель
Макарова Нина Михайловна
2017
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в
словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и
синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это
умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая
система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова
в предложении, правильно использовать предлоги.
Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается
самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его
формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми,
совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и
разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные
условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического
слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.
Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются
первые фразы, а, следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов
внутри них.
К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями
как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными
предложениями.
К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще
преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш
начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные.
Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является
правильное использование предлогов и согласование существительных с
прилагательными. Начинается формирование высказываний типа элементарных,
коротких монологов (рассказов). У детей этого
возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6. Это
связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения
маленького человека. Как следствие этому увеличение числа грамматических
ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая
следить за их смысловым содержанием и грамматической формой. Для
дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша к
этому времени был уже накоплен определенный словарный запас, и имелась
возможность достаточной речевой практики.
Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи,
формированием фонематического восприятия. Средний дошкольный возраст – 5-6
лет — период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову,
его звучанию. Ребенок создает собственные слова по знакомым ему
грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные слова как
«рогаются» (бодаются), «насупился» (наелся супа). В этом проявляется стремление
малыша усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к
смысловому.
Шестой и седьмой год жизни — этап овладения способами грамматически
правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения
сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап
формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения
способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. Словарь
ребенка этого возраста достигает 3-3.5 тысяч слов. Важнейшим показателем
уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко
подобрать нужные слова, умение использовать устойчивые словосочетания,
употреблять образные слова и выражения. Хотя в речи ребенка еще могут
наблюдаться ненормативные варианты словообразования и словоизменения.
Управление грамматическим развитием ребенка должно осуществляться прежде
всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, а
также через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Основным, и
конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной
деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование
грамматического строя речи является игра. Существует большое количество
речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка. Вот
лишь некоторые из них:
Игра «Один-много»
Цель: совершенствовать навыки словоизменения – употребление
существительных во множественном числе именительном падеже.
Ход игры: Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в
единственном числе, ребенок возвращает мяч, называя это существительное во
множественном числе.
Примерный лексический материал: мяч — мячи, машина – машины, кукла –
куклы, кубик- кубики и т.д.
Игра «Назови ласково»
Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования
существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами.
Ход игры: Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен
перекинуть мяч и назвать слово ласково.
Примерный лексический материал: мяч-мячик, машина — машинка, дом —
домик, кукла — куколка и т.д.
Игра «Чего не стало»
Цель: развивать внимание, память, совершенствовать навыки словоизменения —
употребление существительных в родительном падеже множественном числе.
Ход игры:
Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов – 4 –
7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться,
а сам в это время убирает один любой предмет.
Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало.
Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах, названных
ребенком.
Примерный лексический материал: Кукла, мяч, машина, матрешка, самолет.
(Нет матрешки, нет самолета, и т.д.)
Игра «Сосчитай до 5»
Цель: совершенствовать навык согласования числительных с существительными.
Упражнять детей в счете.
Ход игры: Детям предлагается сосчитать до пяти с заданным словом: один мяч,
два мяча…, пять мячей…
Примерный лексический материал: один карандаш, два карандаша, три
карандаша, четыре карандаша, пять карандашей; одна машина, две машины, три
машины, четыре машины, пять машин; один ключ, два ключа, три ключа, четыре
ключа, пять ключей и т.д.
Задание можно усложнить, предложив ребенку сосчитать до пяти со
словосочетаниями: один синий мяч, два синих мяча….
Игра «Жадина и щедрый».
Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными
местоимениями.
Ход игры: Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда
говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной.
Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья корова? — Корова моя. Чей
поросенок? — Поросенок мой».
Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему) стать
щедрым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья корова? — Корова твоя
(или ваша)».
Примерный лексический материал: Чья кофта? — кофта моя. Чей шарф? —
Шарф мой и т.д.
Чья книга – твоя книга; чьи игрушки – твои игрушки и т.д.
Игра «Из чего какой»
Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования
относительных прилагательных.
Ход игры: Взрослый называет предмет и материал из которого он сделан, а
ребенок в ответ прилагательное, характеризующее этот предмет.
Примерный лексический материал: дом из камня – каменный, чашка из
фарфора – фарфоровая, солдатик из олова – оловянный, мяч из резины –
резиновый, ложка из дерева – деревянная и т.д.
Игра «Чей хвост, чьи уши, чья голова»
Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования
притяжательных прилагательных.
Ход игры: Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела этого
животного, чья она.
Взрослый может нарисовать фантастическое животное, состоящее из частей
различных животных и попросить ребенка назвать части тела какого животного
он видит на рисунке (Например, кошачья голова, львиное туловище, утиные лапы
и т.д.).
Примерный лексический материал: Голова кошки чья? (кошачья), уши зайца
чьи (заячьи), хвост волка чей? (волчий).
Игра «Подбирай, называй, запоминай».
Цель: расширять и активизировать у ребенка словарь признаков и глагольный
словарь.
Ход игры: Взрослый просит ребенка, рассказать о каком – то предмете, подобрав
как можно больше слов признаков и слов действий к предложенному слову.
Примерный лексический материал: Снег какой? (пушистый, белый,
холодный…)
Снег что делает? (падает, на солнце блестит, переливается, тает…)
Лед (какой?)- холодный, блестящий, прозрачный, твердый и т.д.
Лед (что делает?)- трещит, блестит, тает. Переливается и т.д.
Игра «Волшебные очки»
Цель: совершенствовать навык согласования существительных с
прилагательными.
Ход игры: Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки.
Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым,
синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало,
скажи».
Примерный лексический материал: красный мяч, красные сапоги,
красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.
Речевых игр, в которые вы могли бы поиграть со своим ребенком очень много.
Играя со своими детьми, придерживайтесь следующих рекомендаций:
Верьте в силы ребенка!
Обучайте в игре!
Умейте выслушать ребенка.
Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво
поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует
успешной и быстрой автоматизации звуков.
Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания
взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного
развития лексической, грамматической сторон детской речи.
Источник