Консультация для родителей развитие творчества у ребенка
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей у ребенка»
Цели:
- выявить представления родителей о способностях детей;
- познакомить с понятием «способности», «творческие способности»;
- показать необходимость развития творческого потенциала детей в семье;
учить выявлять и развивать творческие способности у детей.
“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.» Б.Асафьев
По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, написали на нём: «Познай самого себя «Это высказывание в полной мере относится к проблеме способностей. Как только человек начинает осознавать себя, выделять как личность из окружающего мира, перед ним встают важные жизненные вопросы: «кто я?», «в чём моё предназначение?», «на что яспособен?». Что же такое способности? Это такие свойства личности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности. Специалисты расходятся в своём мнении по поводу происхождения и развития способностей: одни считают, что способности даны человеку от природы, а воспитание и обучение лишь способствуют развёртыванию способностей в течение жизни человека. Другая группа учёных уверена, что все дети рождаются с одинаковыми возможностями, а способности – результат обучения и усилий преподавателей, родителей, воспитателей. Истина, как говорится, находится посередине. Существует и третье мнение: и врождённые возможности (задатки) и влияние среды одинаково важны для развития и проявления способностей.
Считается, что каждый здоровый ребёнок имеет от природы все способности, чтобы овладеть любым делом, любой профессией до среднего уровня.
В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.
Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное количество примеров успешных людей творческих профессий: актеры, певцы, артисты, писатели и другие. Они реализовали себя через творчество, у них яркая и интересная жизнь, признание и уважение окружающих. Безусловно, чтобы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.
Зачем нужно развивать творческие способности?
Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.
Пожалуй, каждому родителю хотелось бы, что бы его ребенок вырос творческой личностью. Ничем не ограниченное воображение, свободный полет фантазии, хорошая интуиция – все эти факторы являются необходимым условием творчества, которое потом преобразовывается в различные открытия и изобретения. Поэтому, если родители хотят видеть свое чадо творческой личностью, они должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка.
Что такое творческие способности?
Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:
- стремление к познанию;
- умение познавать новое;
- живость ума;
- умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
- стремление к открытиям;
- умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
- свободное воображение;
- фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.
С чего начать?
Временами можно наблюдать картину, когда взрослый рисует предмет, или просто показывает картинку малышу и озвучивает название предмета, который изображен. А малыш видит это своеобразно. Ребенку кажется, что машинка похожа на дворовую добрую собачку, а чайник – на рыбку. Но взрослый требует от ребенка, что тот запомнил правильное название с точки зрения родителя. Родитель пытается научить свое чадо шаблонному социальному восприятию и пониманию вещей, и пропускает мимо то, что ребенок относится к миру творчески.
Родителю нужно измениться самому, прежде всего, для развития творческого потенциала ребенка. Современные взрослые не умеют играть, фантазировать, как ребенок, они хотят выглядеть серьезными, вместо того, чтобы веселиться или шалить. Они боятся нарушить социальные правила поведения. Однако, прекрасные терапевтические средства, которые могут дать возможность отдохнуть, расслабиться, вдохновиться – это игра, творчество, свободный полет фантазии.
Консервативность, скованность и чрезмерная серьезность родителей – не лучшие помощники для развития творческих способностей ребенка. Научитесь играть в детские игры, не бойтесь на некоторое время стать ребенком, шалите и веселитесь, нарушайте иногда правила поведения взрослого человека во имя вашего ребенка. Это не только поможет вам сблизиться с вашим ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть, отвлечься, снять напряжение и стресс. Сочиняйте вместе с ребёнком сказки, стихотворения, придумывайте несуществующих животных и растений – поддерживайте его творческую инициативу .
Для развития творческих способностей необходимо создание условий для сознательного и активного участия в творческой деятельности важен поиск творческих приемов, формирования и совершенствования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков, вариативное их использование и на любых уроках. Главное – это создание общей атмосферы творчества и радости.
Великий Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
По мнению известно психолога К.Роджерса, дети утоляют свое любопытство, свою неуёмную энергию с помощью интереса. А если его нет у человека, жизнь его становится скучной, окрашиваются в грустные серые тона, радость собственного существования уходит. Давайте откроем дверь в мир интереса ребят нашего класса.
Нередко родители, имеющие детей среднего и старшего школьного возраста, замечают, что, взрослея, их сообразительный ребенок становится более заурядным. Конечно, он становится все умнее, получает все больше знаний, но теряет живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача родителей – не позволить ребенку потерять способность фантазировать, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!
II. Практическая работа
Что способствует развитию творческой активности у ребенка?
На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности:
- Окружающий мир.
- Развивающие игры и игрушки.
- Рисование.
- Лепка.
- Чтение.
- Музыка.
- Аппликация.
Уважаемые родители, давайте начнем прямо сейчас, пока дети способны все воспринимать с присущей им природной живостью ума. Существуют специально разработанные упражнения, часть из которых описана в популярном пособии для родителей и педагогов Л.Я. Субботиной «Развитие воображения у детей». Сейчас мы проиграем в некоторые из них. Но для начала я хочу предложить Вам самим проверить свои способности. (Тест «Ваш творческий потенциал»,Приложение 1)
Игра «Музыка»
Родители слушают музыку. После прослушивания они берут четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую – и изображают услышанную музыку. Затем можно предложить родителям озаглавить рисунок.
Упражнение «Незаконченный рисунок»
Родителям предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками. Линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача – используя различные элементы, изобразить какие-либо образы. Повторяться нельзя.
Игра «Рифмоплет»
Родители придумывают слова, окончания которых звучат одинаково (палка – галка), сочиняют двустишья на заданные рифмы.
Игра «Изобретатель»
Предлагается придумать:
– несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;
– необычные способы использования обычных предметов.
«Хорошо-плохо»
– вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например, утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься, ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть.
«Нестандартные задачки»
– пусть ребёнок находит предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в другую и т. п. Придумайте необычный способ использования зеркала, стола, кружки, мяча и другим предметам. Не бойтесь сами придумывать различные задачки.
Например, вот вариант одной из них. В город приехал цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали все жители? Другая задачка. Вся семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку? И еще одна задачка. Маше на день рождения подарили несколько одинаковых игрушек (бантов, открыток и т. д.). Что ей с ними делать?
«Что будет, если…»
– предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее.
III. Итог
Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка.
Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:
Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».
Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.
Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).
Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.
Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
Помогайте ребенку… порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее
Источник
Консультация для родителей
Развитие творчества у детей
Сегодня во всех сферах крайне востребована творческая личность – жизнь настоятельно требует от человека качеств, позволяющих нестандартно и продуктивно подходить к любому делу. Чтобы выжить в ситуации постоянных преобразований и адекватно на них реагировать, чтобы быть востребованным и успешным, личность должна активизировать свой творческий потенциал.
Соответственно, для родителей становится важно понять, что такое креативность ребенка, являются ли врожденными или благоприобретенными ее показатели, можно ли стимулировать развитие этой способности?
В детском характере изначально присутствуют важные составляющие креативности: оригинальнальность мышления и любознательность. Поэтому необходимо формировать в ребёнке качества, обогащающие его творческий потенциал, заложенный природой.
Американский психолог Э. Фромм предложил такое определение понятия креативности: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
Являются показатели креативности врожденными или они могут поддаваться влиянию среды? Один из создателей системы измерения творческих способностей, Э. Торренс, считает, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте. Сам Торренс считал, что творческое мышление обнаруживается после 5 лет, по данным других психологов, ориентирующихся на разные критерии и оценки, эти сроки колеблются от 1,5 до 6 лет.
Творчество – всегда воплощение индивидуальности и форма самореализации личности, а еще – возможность выразить свое неповторимое отношение к миру. Некоторые взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями. Нужно лишь не мешать ему, и они (рано или поздно) непременно проявятся. Увы, далеко не все дети сами могут найти верную дорогу, и таланты, действительно заложенные природой, иногда не раскрываются. Только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить личности высокий уровень развития врожденных творческих способностей. И активное формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях развития ребенка.
Детская креативность – это воображение ребенка плюс творческий порыв взрослого. Все зависит от того, с какими типами задач ребенок будет встречаться в процессе обучения в детском саду или школе: задачами «закрытого» типа с единственно правильным ответом, или «открытого», которые предполагают полную самостоятельность в выборе способа решения и большое число ответов. Именно «открытые» задачи формируют оригинальность и самостоятельность мысли. Понятно, что речь не только о математических задачах, а о заданиях в любом разделе знаний и виде творчества.
Нельзя научить тому, чем сам не владеешь. Пробуйте вместе с ребенком «проигрывать» предложенные вами сюжеты и убедитесь в том, что вы сами – человек творческий, нестандартный, увлекающийся (как нет детей без воображения, так и нет взрослых без творческих порывов). В самых разных ситуациях спрашивайте: «А что, если…?» Предлагайте на рассмотрение темы типа: «Что случится, если в детском саду не будет воспитателей?» или «Представь, что ты пишешь сказку «Колобок». Какие изменения ты бы внес в сюжет?». Принимайте и высоко оценивайте любые ответы – от простых и реальных до самых фантастических и завиральных.
Одним из главных условий организации дома творческих занятий является атмосфера доброжелательности и доверия, пробуждающая у ребенка потребность в творческом самовыражении. Он должен быть уверен, что его нестандартные находки будут замечены, приняты и оценены.
- Учите малыша отказываться от обыденного взгляда на жизнь, доверять догадке и интуиции, рассматривать объект с нескольких точек зрения – создавайте условия для «умственной разминки». Чаще предлагайте ребенку для обсуждения парадоксы; учите замечать противоречия; помогайте видеть аналогии.
- Тренируйте умение предлагать большое количество идей в рамках заданной темы, давать их оценку, детализировать более удачные и выбирать оригинальное решение.
- Учите ребенка менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных условий. Пусть он подбирает новые свойства предмету, представляет и объясняет их практическое назначение.
- Формируйте способность делать фантастические преобразования самого объекта, его свойств, места его нахождения или обитания с помощью приемов, заданных вами или выбранных самим «фантастом».
- Постарайтесь убедить ребенка, что многому можно научиться, извлекая опыт из своих ошибок, а воспринимая новшества и изменения,
- не стоит противиться им. Всеми возможными способами развивайте в нем потребность в учении и самообразовании, приучайте быть настойчивым в добывании необходимой информации.
Многие дети, демонстрируя родителям свои достижения (придуманные истории, стихи, поделки, рисунки, аппликации и т.п.), смущаются, начинают со слов: «У меня плохо получилось», «У меня, наверное, все неправильно». Иногда такие оценки соответствуют истине, но часто за ними скрывается совсем другое. Ребенок уверен, что работа сделана хорошо, но сам снижает впечатление от нее, надеясь, что взрослый все отметит и, возможно, приятно удивится тому, как удачно выполнено задание.
С раннего детства необходимо объяснить ребенку, что к своему труду нужно относиться с уважением. Известно, что у всех людей есть «фильтры», через которые проходит любое творение, собственное и чужое. Эти фильтры могут снижать ценность получаемых результатов: «Мне не удалось хорошо нарисовать ежика», «Я придумал плохую загадку», «Моя сказка никому не понравится». Говорите ребенку, что нельзя занижать ценность своей работы, говоря о ней как о неудавшейся еще до того, как ее «отфильтруют» окружающие. С вашей помощью малыш должен отказаться от подобных формулировок. Можно ввести систему шутливых штрафов: за каждую фразу «ой, у меня не так…» назначается штрафное очко. Штрафы не только останавливают забывчивого, но и служат своего рода предупреждением: люби то, что ты делаешь.
Отношение взрослого к результатам детского творчества – вопрос щекотливый: всегда должно превалировать бережное внимание к тому, что создает ребенок.
Игра должна быть… Какой? Нескончаемой! Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его креативность, всегда была и остается игра. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей. И взрослым остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. При этом важно иметь в виду, что при развитии творческих способностей у детей огромное значение имеет сам процесс, эксперимент, а не стремление достичь какого-нибудь конкретного результата игры.
Творческое начало проявляется и в выборе темы игры, и в поиске способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а искренне и непосредственно, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства – используют безграничные ресурсы фантазии.
Воображение помогает творчески преобразовывать действительность, его образы гибки и подвижны, а их комбинации позволяют получать новые и неожиданные результаты. Особенность воображения состоит в том, что оно позволяет принимать решение и находить выход в проблемной ситуации даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях требуются мышлению.
Фантазия позволяет смело «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и представить себе конечный результат. Полноценное развитие этой важной психической функции является основой для совершенствования творческих способностей ребенка.
Источник