Консультация для родителей об интеллектуальном развитии ребенка

Интеллектуальное развитие дошкольников .

Консультация для родителей .

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован каждый родитель. Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды.

Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематичному интеллектуальному воспитанию. Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Интеллектуальное развитие предполагает:

-дифференцированное восприятие;

-аналитическое мышление (способность воспроизвести образец);

-рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

-логическое запоминание;

-интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

— овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию, и применение символов;

-развитие тонких движений рук и зрительно –двигательной координации.

Для организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:

Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессо — образующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

 Новое знание дается не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);

Обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

 При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);

 У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);

 Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

Обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

Методы и приемы: 

-практические(игровые);

-экспериментирование;

-моделирование;

-воссоздание;

 -преобразование;

-конструирование;

Дидактические средства:

Наглядный материал (игры, демонстрационный материал, схемы, символы, модели).

Форма организации детской деятельности: 

  -индивидуально-творческая деятельность;

 -творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);

-учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);

Все это опирается на развивающую среду:

1. Математические развлечения: -игры на плоскостное моделирование (Танграм и т. д.); -игры-головоломки; -игры с блоками Дьенеша и палочками Кьюзнера; -задачи-шутки.

2. Дидактические игры: -сенсорные; -моделирующего характера;

3. Развивающие игры –это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется совместными усилиями воспитателей и родителей, которых объединяет общий взгляд на детей

Источник

наталья жемердей
Консультация для родителей «Интеллектуальное развитие дошкольников»

Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Такую способность можно ускорить, замедлить или приостановить. Очень большое влияние на формирование интеллектуальных способностей оказывают условия семейного воспитания. Интеллектуальное развитие малышей дошкольного возраста – это очень важный процесс, требующий от родителей ответственности и образованности.

Все родители заинтересованы в непрерывном интеллектуальном развитии своих детей. Интеллектуальное развитиеотвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению.

Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. Они в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Существует множество способов развития интеллекта у малышей, которые можно применять в обучении с раннего возраста. Интеллект ребенка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей действительности.

Интеллектохватывает все стороны деятельности человека: умственную, эмоциональную и физическую. Интеллект у детей очень важно развивать для успешного обучения, а также возможности делать то, что не умеют делать другие. Поэтому развитием интеллекта ребенка необходимо заниматься с раннего возраста. Уровень интеллекта проявляется в мыслительных процессах ребенка. Мышление очень тесно связано с уровнем физической активности малыша. Никогда не ограничивайте двигательную активность детей. Помните, что запреты и ограничения значительно тормозят мыслительные процессы в головном мозге ребенка.

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ?:

1. От наследственности, которую ребенок получает вместе в генами родителей;

2. От образа жизни мамы в период беременности;

3.От условий жизни малыша: питания, общительности, достаточного количества двигательной и познавательной активности;

4. От количества детей в семье. Дети из многодетной семьи намного лучше приспосабливаются к жизни в обществе;

5. От социального статуса семьи;

6. От характера и темперамента малыша;

7. От качеств личности родителей.

КОГДА НАЧИНАТЬ РАЗВИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА?:

Ребенок начинает развиваться с первых дней жизни. Но наиболее интенсивно происходит развитие его интеллекта с 2 до 8 лет, поскольку в этот период мозг ребенка наиболее восприимчив и способен к развитию. С двух лет можно применять логические игры для детей, начинать обучение ребенка чтению для развития мышления и расширения запаса слов.

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА:

• Создание благоприятной эмоциональной атмосферы;

• Отсутствие принуждения. Интеллектуальная деятельность должна нравиться ребенку и носить только добровольный характер;

Развивающая деятельность должна быть доступной для ребенка и соответствовать его возрасту.

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА:

1. Использование развивающих игр. Для этих целей отлично подойдут шахматы, шашки, головоломки, настольные игры, которые призваны развивать интеллект и мышление у детей;

2.Различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование. Они прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление;

3. Компьютерные игры для развития логического мышления и интеллекта;

4. Математика и точные науки;

5. Чтение;

6. Изучение иностранных языков;

7. Чтение энциклопедий, справочников, просмотр образовательных фильмов и передач, посещение познавательных сайтов и мероприятий;

8. Использование вопросов как метода стимулирования умственных способностей малыша;

9. Всестороннее и гармоничное развитие интеллекта.

Дошкольники окружающий мир познают в привычной для взрослых повседневной жизни в процессе общения со старшими или сверстниками, игр, труда, какой-либо деятельности. Поэтому основной задачей родителей является заметное улучшение качества прогулок на свежем воздухе, игр, занятий с малышами. Важно оценить значимость каждой минуты общения родителей с ребенком. Ведь таким образом происходит активное развитие мышления и речи, расширение знаний об окружающей среде. Организовывайте с детьми разнообразные игры, направленные на развитие памяти, речи, наблюдательности и внимания. Развитие интеллектуальных способностей малыша должно происходить целенаправленно и систематически. Обязательно во всех видах деятельности учитывайте его возрастные и индивидуальные особенности. Если кроха посещает детский сад или центр раннего развития, родители должны приобретенные знания использовать и в повседневной жизни, а не только на занятиях. Именно родители должны рассмотреть в своем малыше ценные задатки, с которыми он родился и стараться максимально их развивать.

Читайте также:  Развитие ребенка с года сургут

НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ:

1. Поддержка проявления любознательности ребенка;

2. Создание условий для изучения различных материалов (песка, пластилина, глины, крупы, бобов) и инструментов с первого года жизни;

3. Вовлечение малышей в повседневные будничные дела;

4. Проведение разнообразных развивающих занятий с использованием карточек, пазлов, книг;

5. Организация увлекательного и познавательного досуга малыша. Посещайте с детьми цирк, кукольные театры, музеи, ходите на стадион, рыбалку, в гости;

6. Расширяйте круг общения детей;

7. Общайтесь с малышом на равных, как со взрослым человеком;

8.Соблюдайте следующие условия: здоровое питание, свежий воздух, хороший психологический климат в семье;

9. Поддерживайте и прививайте малышу любовь к чтению;

Дети очень любознательны, поэтому родители должны направить их энергию и желание познавать окружающий мир в нужное русло.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТА РЕБЕНКА:

• Используйте игры для развития интеллекта ребенка;

• Предлагайте ребенку «полезные» игрушки, стимулирующие мыслительную деятельность.

• Изготовляйте игрушки самостоятельно вместе с ребенком;

• Используйте многофункциональные игрушки;

• Не перегружайте ребенка;

• Проводить занятия с ребенком только в игровой форме;

• Решайте совместно с ребенком интеллектуальные задачи. Не оставляйте малыша одного наедине с трудностями, всегда старайтесь прийти на помощь;

• Подбирая ребенку детский сад,обращайте внимание на отношение педагогов к детям: добры ли они, создают ли условия для развития их интеллекта;

Развивайте творческие способности ребенка, хвалите их за различные поделки и рисунки;

• Создайте в семье доверительные отношения, поддерживайте друг друга, всесторонне развивайте ребенка, проводите время вместе с пользой;

• Формируйте у ребенка удовольствие и радость от процесса развития и обучения.

Развивайте малышей гармонично. Занимайтесь вместе с ребенком. Пусть занятия будут нескучными и полезными!

Источник

Консультация для родителей

«Интеллектуальное развитие дошкольников»

Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Такую способность можно ускорить, замедлить или приостановить. Очень большое влияние на формирование интеллектуальных способностей оказывают условия семейного воспитания. Интеллектуальное развитие малышей дошкольного возраста – это очень важный процесс, требующий от родителей ответственности и образованности. 
Все родители заинтересованы в непрерывном интеллектуальном развитии своих детей. Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению. 
Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. Они в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Существует множество способов развития интеллекта у малышей, которые можно применять в обучении с раннего возраста. Интеллект ребенка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей действительности. 
Интеллект охватывает все стороны деятельности человека: умственную, эмоциональную и физическую. Интеллект у детей очень важно развивать для успешного обучения, а также возможности делать то, что не умеют делать другие. Поэтому развитием интеллекта ребенка необходимо заниматься с раннего возраста. Уровень интеллекта проявляется в мыслительных процессах ребенка. Мышление очень тесно связано с уровнем физической активности малыша. Никогда не ограничивайте двигательную активность детей. Помните, что запреты и ограничения значительно тормозят мыслительные процессы в головном мозге ребенка.

От чего зависит интеллектуальное развитие?

  1. От наследственности, которую ребенок получает вместе в генами родителей;     
  2. От образа жизни мамы в период беременности;   
  3. От условий жизни ребенка: питания, общительности, достаточного количества двигательной и познавательной активности;    
  4. От количества детей в семье. Дети из многодетной семьи намного лучше приспосабливаются к жизни в обществе;     
  5. От социального статуса семьи;     
  6. От характера и темперамента ребенка;     
  7. От качеств личности родителей.

Когда начинать развивать интеллект ребенка?

Ребенок начинает развиваться с первых дней жизни. Но наиболее интенсивно происходит развитие его интеллекта с 2 до 8 лет, поскольку в этот период мозг ребенка наиболее восприимчив и способен к развитию. С двух лет можно применять логические игры для детей, начинать обучение ребенка чтению для развития мышления и расширения запаса слов.

Условия для развития интеллекта:

  • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
  • Отсутствие принуждения. Интеллектуальная деятельность должна нравиться ребенку и носить только добровольный характер;
  • Развивающая деятельность должна быть доступной для ребенка и соответствовать его возрасту.

Стадии интеллектуального развития:

1. Конец первого и начало второго года жизни. В это время малыши изучают окружающий мир с помощью тактильных анализаторов (они стремятся все потрогать); 
2. От 4 до 6 лет — этап становления наглядно-образного мышления; 
3. Школьный возраст характеризуется интенсивным развитием словесно-логического мышления. 
Каждый предыдущий этап интеллектуального развития является фундаментом для последующего этапа. Родителям необходимо принимать активное участие в развитии интеллектуальных способностей на каждом этапе развития своего ребенка.

Способы развития интеллекта:

  1. Использование развивающих игр. Для этих целей отлично подойдут шахматы, шашки, головоломки, настольные игры, которые призваны развивать интеллект и мышление у детей;
  2. Различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование. Они прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление;
  3. Компьютерные игры для развития логического мышления и интеллекта;
  4. Математика и точные науки;
  5. Чтение;
  6. Изучение иностранных языков;
  7. Чтение энциклопедий, справочников, просмотр образовательных фильмов и передач, посещение познавательных сайтов и мероприятий;
  8. Использование вопросов как метода стимулирования умственных способностей малыша;
  9. Всестороннее и гармоничное развитие интеллекта.
        

Дошкольники окружающий мир познают в привычной для взрослых повседневной жизни в процессе общения со старшими или сверстниками, игр, труда, какой-либо деятельности. Поэтому основной задачей родителей является заметное улучшение качества прогулок на свежем воздухе, игр, занятий с малышами.

Читайте также:  Развитие ребенка на первом месяце после рождения

Важно оценить значимость каждой минуты общения родителей с ребенком. Ведь таким образом происходит активное развитие мышления и речи, расширение знаний об окружающей среде. Организовывайте с детьми разнообразные игры, направленные на развитие памяти, речи, наблюдательности и внимания.   Развитие интеллектуальных способностей малыша должно происходить целенаправленно и систематически.

Обязательно во всех видах деятельности учитывайте его возрастные и индивидуальные особенности. Если кроха посещает детский сад или центр раннего развития, родители должны приобретенные знания использовать и в повседневной жизни, а не только на занятиях. Именно родители должны рассмотреть в своем малыше ценные задатки, с которыми он родился и стараться максимально их развивать.

Наиболее эффективные приемы развития интеллекта дошкольников:

  1. Поддержка проявления любознательности ребенка;
  2. Создание условий для изучения различных материалов (песка, пластилина, глины, крупы, бобов) и инструментов с первого года жизни;
  3. Вовлечение малышей в повседневные будничные дела;
  4. Проведение разнообразных развивающих занятий с использованием карточек, пазлов, книг;
  5. Организация увлекательного и познавательного досуга малыша. Посещайте с детьми цирк, кукольные театры, музеи, ходите на стадион, рыбалку, в гости;
  6. Расширяйте круг общения детей;
  7. Общайтесь с малышом на равных, как со взрослым человеком;
  8. Соблюдайте следующие условия: здоровое питание, свежий воздух, хороший психологический климат в семье;
  9. Поддерживайте и прививайте малышу любовь к чтению.

Дети очень любознательны, поэтому родители должны направить их энергию и желание познавать окружающий мир в нужное русло.

Как определить уровень интеллекта ребенка?

Для определения интеллекта ребенка существуют специальные тесты, которые дают достоверную информацию о том, опережает, отстает или соответствует норме интеллект вашего ребенка.

Задания для оценки интеллекта ребенка:

1. «Давай вырежем такую же фигурку». Ребенку необходимо вырезать фигурку, которая изображена на бумаге; 
2. «Кому чего не хватает». Ребенку демонстрируют предметные картинки, на которых не хватает какой-то детали. Малыш подбирает картинку, на которой изображена недостающая деталь; 
3. «Что здесь лишнее?». Предназначено для детей 4-5 лет. Им показывают картинку, на которой изображено несколько предметов, в чем-то похожих по содержанию. Но среди них имеется один предмет, который не подходит. Нужно его назвать.

Советы родителям по развитию интеллекта ребенка:

  1. Используйте игры для развития интеллекта ребенка;
  2. Предлагайте ребенку «полезные» игрушки, стимулирующие мыслительную деятельность. 
  3. Изготовляйте игрушки самостоятельно вместе с ребенком;
  4. Используйте многофункциональные игрушки;
  5. Не перегружайте ребенка;
  6. Проводить занятия с ребенком только в игровой форме;
  7. Решайте совместно с ребенком интеллектуальные задачи. Не оставляйте малыша одного наедине с трудностями, всегда старайтесь прийти на помощь;
  8. Подбирая ребенку детский сад, обращайте внимание на отношение педагогов к детям: добры ли они, создают ли условия для развития их интеллекта;
  9. Развивайте творческие способности ребенка, хвалите их за различные поделки и рисунки;
  10. Создайте в семье доверительные отношения, поддерживайте друг друга, всесторонне развивайте ребенка, проводите время вместе с пользой;
  11. Формируйте у ребенка удовольствие и радость от процесса развития и обучения.

Развивайте малышей гармонично. Занимайтесь вместе с ребенком. Пусть занятия будут нескучными и полезными!

Источник

Зарина Рудик
«Интеллектуальное развитие дошкольника». Консультация для родителей

Консультация для родителей:

«Интеллектуальное развитие дошкольника»

Учитель-логопед Рудик З. В. МАДОУ «Детского сада № 56» г. о. Самара.

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован каждый родитель. Интеллектуальное развитие – это и процесс,и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др. ; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию. Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальное развитие предполагает:

-дифференцированное восприятие;

-аналитическое мышление (способность воспроизвести образец);

-рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

-логическое запоминание;

-интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

— овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию, и применение символов;

-развитие тонких движений рук и зрительно –двигательной координации.

Для организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов: создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности); новое знание дается не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности); обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса); при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире); у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематическипредоставляется возможность выбора (принцип вариативности); процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества); обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.Методы и приемы:

-практические (игровые)

-экспериментирование;

-моделирование;

-воссоздание;

-преобразование;

-конструирование;

Дидактические средства: наглядный материал (игры, демонстрационный материал, схемы, символы, модели).

Форма организации детской деятельности:

-индивидуально-творческая деятельность;

-творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);

-учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);

Все это опирается на развивающую среду:

1. Математические развлечения:

-игры на плоскостное моделирование (Танграм и т. д.);

-игры-головоломки;

-игры с блоками Дьенеша и палочками Кьюзнера;

-задачи-шутки.

2.Дидактические игры:

-сенсорные;

-моделирующего характера;

3. Развивающие игры –это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется совместными усилиями воспитателей и родителей, которых объединяет общий взгляд на детей. Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников. Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу. На языке психологов – это мотивация к обучению. Также он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, контролировать свое поведение, выполнять требования педагога. Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, чтобы мог выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И, пожалуй, самое главное, у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у ребенка развито мышление. Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.Выделяют три вида мышления:

Читайте также:  Природные и социальные предпосылки развития ребенка

— наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.

— наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений. — словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается в младшем возрасте. На основе наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления наглядно -образное. К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, установление причинно –следственных связей, способность рассуждать. Обучение лучше осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности –игре. Важное достоинство игровой деятельности –это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие игры делают учение интересным занятием, порождают интерес к окружающему миру. Работа по развитию мышления должна проводиться систематически. Развивать мышление можно не только дома. Это можно делать по дороге домой, на прогулке и даже во время занятий домашними делами. Самое главное в этом деле – создать положительный эмоциональный настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более подходящее для этого время.

«Закончи слово». Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать»Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-. Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.Например: по-лет, по-лотенце, по-душка. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности. Для развития мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков можно провести игру «Найди лишнее слово». Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите определить слово, которое является «лишним».

• Яблоко, слива, огурец, груша.

• Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

• Платье, свитер, рубашка, шапка.

• Береза, дуб, земляника, сосна.

• Мыло, зубная паста, метла, шампунь.

• Хлеб, молоко, творог, сметана.

• Час, минута, лето, секунда.

• Ласточка, ворона, курица, сорока.

Игра «Назови слово» способствует развитию гибкости ума. Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

• Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина).

• Назови слова, обозначающие домашних животных.

• Назови слова, обозначающие зверей.

• Назови слова, обозначающие овощи.

• Назови слова, обозначающие фрукты.

• Назови слова, обозначающие транспорт.

• Назови слова, относящиеся к спорту.

• Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее. Следующие игры способствуют развитию мышления и сообразительности. Они также способствуют увеличению словарного запаса.

Игра «Бывает – не бывает». Для игры вам понадобится мяч. Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.Ситуации можно предлагать разные:

• Папа ушел на работу.

• Поезд летит по небу.

• Человек вьет гнездо.

• Почтальон принес письмо.

• Яблоко соленое.

• Дом пошел гулять.

• Волк бродит по лесу.

• На дереве выросли шишки.

• Кошка гуляет по крыше.

• Собака гуляет по крыше.

• Девочка рисует домик.

• Лодка плавает по небу.

• Ночью светит солнце.

• Зимой идет снег.

• Зимой гремит гром.

• Рыба поет песни.

• Ветер качает деревья

Игра «Угадай по описанию». Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: это овощ, он красный, сочный (Помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры «Отвечай быстро». Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

Вечером, в спокойной домашней остановке проведите игру «Придумай название». Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении.

Список литературы: 1. Интеллектуальное развитие дошкольников дошкольных образовательных учреждений. / авт. — сост. Н. И. Филимонова – СПб.: КАРО, 2004.- 112с. 2. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. /авт. — сост. Л. Ф. Тихомирова – М.: Рельеф, 2000.- 144с. 3. Развитие логического мышления детей. /Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов –Ярославль: «Академия развития», 1997.-240с.

Источник