Консультация для родителей физическое развитие ребенка 4 года жизни
Консультация для родителей
Особенности физического развития детей 3-4 лет.
Каким должно быть физическое развитие детей 3-4 лет в соответствии с возрастными нормами? Родителям полезно об этом знать, чтобы вовремя заметить отклонения и исправить их по мере возможности. От этих показателей во многом зависит социальная адаптация ребёнка и его успешность в обучении. Анатомо-физиологические возрастные особенности, характерные для данного возраста, диктуют определённые виды занятий и упражнений, от которых зависят навыки, умения и знания малышей по физической культуре.
Особенности
Врачи называют следующие особенности физического развития детей 3-4 лет, которые соответствуют нормам:
Обычно физическое развитие ребёнка 3 лет определяется следующими параметрами: рост 96 (допускается отклонение в 4 см), вес 12 (плюс-минус 1 кг), окружность груди 51 (больше-меньше на 2 см), окружность головки 48 см, молочных зубов должно быть около 20.
За два года все эти параметры, естественно, изменяются. К пятилетнему юбилею физическое развитие ребёнка 4 лет должно соответствовать уже иным числам: рост 104 (допускается отклонение в 4 см), вес 17 (плюс-минус 1 кг), окружность груди 55 (больше-меньше на 2 см), окружность головки 50 см, молочные зубы ещё не должны меняться на коренные.
Объём черепной коробки в 3 года составляет почти 80% от примерного объёма черепа, диагностируемого у взрослого человека.
Изгибы позвоночника неустойчивы, суставы и кости легко деформируются под влиянием негативных внешних воздействий.
Диаметр мышц существенно увеличивается в несколько раз, мышечные волокна дифференцируются. На начальном этапе крупная мускулатура развита больше, чем мелкая. Но с течением времени движения пальцев и кистей совершенствуются, если физическое развитие идёт в соответствии с нормой.
Просветы дыхательных путей (носовые ходы, трахея, гортань, бронхи) пока всё ещё максимально узкие. Выстилающая их слизистая оболочка нежна и быстро ранима. Поэтому одной из физических особенностей этого возраста являются частые воспалительные заболевания органов дыхания. Ребёнок не может регулировать дыхание на сознательном уровне и сочетать его с собственными движениями.
Cердце работает без проблем в условиях посильных нагрузок. Кровообращение очень быстрое. Давление — 95 на 58.
Строение и деятельность центральной нервной системы постоянно совершенствуется. Ребёнок способен к анализу и синтезу. Он умеет воспринимать окружающий мир, обладает речью, которая помогает ему обобщать и уточнять воспринимаемое.
Процессы возбуждения и торможения легко рассеиваются. Поэтому дети в этом возрасте делают много ненужных, совершенно лишних движений, суетливы, много говорят или резко замолкают. Повышенная возбудимость приводит к скорой утомляемости.
Нужно понимать, что все эти особенности физического развития детей в 3-4 года достаточно условны. Маленькие организмы могут развиваться по индивидуальным траекториям с учётом каких-то болезней, но отклонения от этих норм не должны быть значительными. В соответствии с этими моментами ребёнок должен обладать определённым набором знаний, умений и навыков, характерным для данного возраста.
Навыки, умения, знания
Перечисленные выше анатомо-физиологические возрастные особенности ребёнка в 3-4 года заметны чаще всего невооружённым глазом, так как касаются внешности. Или же они выявляются в ходе медицинских обследований и лабораторных анализов, если речь идёт о функционировании внутренних органов. В поведении же, на занятиях в детском саду, а особенно — в играх можно тоже увидеть, в норме ли его физическое развитие. В этом возрасте он должен:
- задействовать в играх обе руки;
- ходить на носочках;
- делать различные виды шагов: широкие и мелкие, приставные и в прискоке;
- ходить и бегать, управляя темпом (быстро, умеренно, медленно);
- ходить и бегать в заданном направлении (прямо, змейкой, по кругу, между предметами);
- ходить и бегать, держась крепко за руки;
- прыгать на месте, продвигаясь либо вперёд, либо назад, через невысокие и недлинные препятствия;
- достаточно точно бросать мяч в определённую цель, ловить его пока ещё только двумя руками;
- принимать активное участие в спортивных, танцевальных, игровых мероприятиях;
- последовательно выполнять разнообразные двигательные действия;
- управлять телом — удерживать равновесие при ходьбе по наклонной поверхности;
- уверенно крутить педали на велосипеде (пока ещё трёхколёсном);
- хорошо ходить спиной вперёд;
- подниматься и спускаться по лестнице, как взрослый, — чередуя ноги.
Ваш малыш без проблем справляется со всем этим в свои 3-4 года? Тогда можете быть уверены: особенности его физического развития не отклоняются от нормальных показателей. Если же у него ещё не всё получается, отчаиваться не стоит. Нужно лишь немного позаниматься с ним дополнительно, чтобы всё встало на свои места.
Занятия
Разбираясь в особенностях физического развития детей 3-4 лет, можно грамотно организовать занятия с ними. Усиливая тренировки в одном месте и ослабляя напряжение в другом, можно добиться очень хороших результатов. С таким подходом к этому делу ваш ребёнок станет физически крепким и здоровым дошкольником. Вот какие упражнения окажутся весьма полезными в этом возрасте.
Чтобы совершенствовать движения пальцев и кистей, ребёнку требуется рисование, строительные и дидактические игры. Это — основы развития мелкой моторики. Овладеть собственным телом ребёнку помогают поднимания рук в стороны и вверх, повороты туловища и его покачивания.
Регулярное выполнение упражнений, требующих усиленного выдоха: разнообразные игры с пушинками или лёгкими изделиями из бумаги. Это способствует нормальному развитию дыхательной системы.
Бег трусцой (не более 500 м), бег на носочках. Вспомогательная игра — кто быстрее добежит.
Ходьба змейкой между различными предметами, на носочках.
Прыжки одновременно на двух ногах и попеременно на одной. Прыжки через предметы (их высота — не более 5 см). Вспомогательная игра — классики.
Приседания: не более 5 раз за 1 заход.
Для физического развития ребёнка очень важно равновесие. Поэтому его нужно заставлять ходить по прямой линии, приставляя пятки одной ноги к носкам другой. Вспомогательные игры — качели, карусель. При ходьбе по прямой линии можно давать ему предметы — стакан с водой или ложку с теннисным шариком.
Вис и качание на перекладине, кольцах, трапеции, турнике.
До 5 кувырков за день.
Очень важны для физического развития в 3-4 года упражнения на пресс. Предлагайте малышу подтягивать ноги к туловищу во время виса на турнике.
Работайте с ребёнком над осанкой. Упражнения со спиной — кошечка и лодочка. Можно попробовать ходить с книгой на голове.
Ползание между предметами и под ними высотой 50 см, по туннелю.
Гонять мяч по полю, ловить его двумя руками, пытаться играть в футбол, пробовать забивать в ворота, бросать его в цель (она должна быть пока только горизонтальной — учитывайте эту возрастную особенность физического развития детей 3-4 лет).
Катания на трёхколёсном велосипеде, самокате.
При регулярности таких занятий физическое развитие ребёнка в 3-4 года будет соответствовать нормам. Однако родителям необходимо учитывать здесь такой момент, как отсутствие противопоказаний для нагрузок подобного рода. Если малыш здоров, можете приступать к физкультуре хоть сегодня. При наличии же патологий и болезненных состояний необходима консультация врача. Нужно учитывать все особенности подобного рода занятий. Несколько полезных советов помогут сориентироваться.
Полезные советы
Чтобы не навредить собственному ребёнку, организуйте физические нагрузки для него грамотно, с учётом его возрастных особенностей 3-4 лет. Иначе можно замедлить развитие растущего организма.
Суставы пальцев у ребёнка в 3-4 года легко деформируются, если, например, он часто лепит из очень жёсткого пластилина. Следите за тем, чтобы подсобный материал был мягким и податливым.
Не должно быть неправильных поз: сведены плечи, опущено одно плечо, постоянно опущена вниз голова. Они могут стать для ребёнка привычными, что неизменно приводит к серьёзным нарушениям осанки. В дальнейшем это отрицательно скажется на развитии кровообращения и дыхания.
Для нормального физического развития органов дыхания учите ребёнка дышать носом.
Обеспечьте ребёнку в 3-4 года сон в 11-13 часов в сутки. На дневной сон из них приходится 2-2,5 часа.
Наполняйте день малыша физической активностью для его полноценного развития. Реализуйте его потребность в постоянном движении с помощью утренней зарядки, длительных прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, физкультминуток и даже домашнего спортзала.
Обучайте его новым навыкам: езде на велосипеде, плаванью, игре в мяч. Это придаст ему уверенности, повысит самооценку.
Будьте аккуратны с правилами в играх: не используйте соревнования. Соблюдать правила в 3-4 года ребёнок способен, но только не проигрывать. Иначе физическое развитие будет проходить на фоне нервного стресса.
Сразу пролечивайте любые заболевания. Не забывайте про профилактику.
Чтобы физическое развитие ребёнка в 3-4 года соответствовало нормам, родители должны уделять его здоровью большое внимание. Постоянное посещение врачей, профилактика распространённых детских заболеваний, навыки здорового образа жизни, выполнение физических упражнений, закаливание — всё это играет здесь определённую роль. Только с учётом всех этих аспектов малыш будет формироваться правильно на фоне своих сверстников. Это положительно скажется на всей его дальнейшей жизни.
Источник
Консультация для родителей
«Физическое развитие детей 4 — 5 лет»
Воспитатель: СесореваМ.А.
Особенности физического развития в 4 года
Малыш 4 лет полон энергии. Ему нужно постоянно чем-то заниматься. В 4 года ребёнок умеет:
- Прыгать, бегать и кувыркаться (на полу в помещении, на траве или на песке на улице).
- Стоять на одной ноге (почти 10 секунд), ходить на цыпочках.
- Изображать на бумаге простые геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник), людей, животных.
- Уверенно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой), аккуратно есть.
- Мыть руки, чистить зубы.
- Самостоятельно одеваться и раздеваться. Помощь родителей требуется только со сложными крючками.
- Лазать по «шведской стенке» вверх и вниз, держаться за канат и висеть на нём. Подниматься по канату ему ещё сложно.
- Строить объекты из 10 и более блоков.
- Кататься на 3-колёсном велосипеде.
Малыш в 4 года уверенно бегает, редко падает. Играя в «догонялки», он может уворачиваться от рук ловящего его человека. Ребёнок хорошо владеет своим телом, но с равновесием ещё могут возникать проблемы: по узкой скамейке он ходит очень неуверенно. Чтобы потренировать малыша, можно разложить на асфальте верёвку и предложить ему походить по ней, дальше можно тренироваться на бревне.
Ребёнок может пробежать около 150 метров, но с такими нагрузками надо быть очень осторожными. Прыжки у него получаются неплохо: и вперёд, и назад. Он способен перепрыгивать различные невысокие предметы, прыгать на ступеньку и с неё, но со скакалкой малыш, которому 4 года, работать ещё не может.
В этом возрасте многие дети пытаются сами завязывать шнурки, но у большинства это пока не получается.
Особенности физического развития в 5 лет
Ребёнок, достигший 5 лет, способен:
- Бегать на достаточно длинные дистанции (200-300 м). Не каждый родственник сможет его догнать. Бегать он может и на ровной, и на пересечённой местности, огибая неровности, деревья, строения, перепрыгивая через ямки.
- Двигаться практически как взрослый: чётко и скоординировано. Он может закрыть глаза и легко дотронуться до своего носа или уха. Повышается ловкость игры в мяч: малыш его быстро ловит и бросает обратно.
- Следить за равновесием. Теперь для него не проблема пройти по чему-нибудь узкому.
- Хорошо прыгать: перепрыгивать через ступеньку или через несколько лежащих на полу предметов. У него получается прыгать через скакалку, в том числе и на одной ноге. Девочки в этом возрасте начинают играть в «классики», «резиночки».
- Легко и долго лазить по «шведской стенке».
- Мускулатура рук у детей 5 лет уже неплохо развита, поэтому они могут немного подняться по канату, но отжиматься от пола пока ещё не получается.
Роль родителей в развитии детей 4-5 лет
Если малыш ходит в детский садик, то его развитием в основном занимается воспитательница. В саду ребёнок играет в активные игры, общается со сверстниками, учится лепить из пластилина, рисовать карандашами и красками. Если же малыш не посещает детское дошкольное учреждение, то его развитием и воспитанием обязаны заниматься родители, которые должны учитывать индивидуальные особенности характера и темперамента своего отпрыска.
Необходимо ежедневно заниматься физическим развитием своего чада – придумывать и играть в подвижные игры, приучать его к зарядке. Зарядка может состоять из комплекса простейших упражнений на разгибание и сгибание конечностей, повороты и приседания. Она не только оказывает положительное влияние на физическое состояние малыша, его иммунную систему, но и приучает к дисциплине и порядку.
Малыша 4-5 лет необходимо водить на специальные занятия. Для развития физической активности мальчика можно записать в спортивную секцию, а девочку водить на танцевальные занятия.
Родители должны способствовать развитию социальной активности своего чада. Ребёнок должен регулярно видеть других детей, общаться с ними, играться в парках, на детских площадках. Дома необходимо читать с малышом сказки, обсуждать их, а также заниматься рисованием и лепкой из пластилина, глины или теста. Эти занятия укрепят мышцы ладони и понемногу подготовят руку к письму. Стоит заниматься и играми, направленными на развитие мелкой моторики – сбор различных конструкторов, пазлов.
Ребёнок должен помогать маме и папе в домашних делах. К 4 годам у него уже должны быть свои обязанности: убирать игрушки, вытирать пыль, собирать посуду со стола.
К 4-5 годам у детей четко формируются преимущественные виды деятельности. Родители могут понаблюдать за своим чадом, выявить его таланты, чтобы как можно раньше начать развивать их. В соответствии с его талантами и интересами, ребёнка можно записать в кружки (рисования, лепки, гимнастики, плавания, лёгкой атлетики и т.п.).
В воспитании детей важным является психологический климат в семье. Отсутствие громких криков и ссор между родителями, резкого тона по отношению к малышу, создают благоприятную атмосферу как для физического, так и для психоэмоционального развития малыша.
Ребёнку 5-го года жизни важно чувствовать свой успех, поэтому мама и папа должны поощрять его достижения. Если у него что-то не получается, малыша необходимо подбадривать, верить в него. Если часто делать замечания и постоянно одёргивать ребёнка, у него может пропасть всё желание стараться и достигать успеха.
Стоит отметить: чем сознательнее родители относятся к воспитанию малыша, тем успешнее он развивается.
Источник
Меркушкина Ксения
Консультация для родителей. Физическое развитие детей 3–4 лет
Особенности физического развития детей 3-4 лет
В современном мире стало модно быть физически развитым человеком. Это в первую очередь для здоровья полезно, что уж говорить о возможностях в будущем! Но физическое развитие человека начинается не на определённой возрастной тапе, а с самого рождения. В первую очередь любые физические упражнения и нагрузки начинаются в домашних условиях. И это правильно.
А бывает и так, что помимо физкультуры в детском саду, родитель отдаёт предпочтение физическому развитию ребёнка, в любое свободное время. И это тоже правильно. Но насколько хорошо вы знаете организм своего малыша? Как правильно дать нагрузку ребёнку, чтобы не навредить ему, чтобы и вовсе не отбить желание к подвижному образу жизни?
В данной консультации я бы хотела Вас познакомить с основными особенностями физического развития ребёнка на определённом возрастном этапе. Рассказать о «внутреннем строении организма» и о тех способностях, которыми ребёнок должен обладать в данном возрасте.
Средний рост мальчиков в 4 года =99,3см, а девочек= 98,7см. Средний вес мальчиков 4 года жизни= 16,1кг, девочек=15,8кг.
Опорно-двигательный аппарат.
• Скелет дошкольника отличается гибкостью и эластичностью.
• Средняя затрата калорий в день у ребёнка 4 года жизни составляет 1000-1600 калорий
• Физиологические изгибы позвоночника неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий (пр.: частая лепка из жестокого пластилина приводит к деформации суставов пальцев)
• Отрицательно влияет на ОДА излишний вес ребёнка
• Неправильные позы (сведение плеч, наклон одного плеча, сильное опускание головы) могут стать привычными и привести к нарушению осанки, что отрицательно скажется на кровообращении и дыхании
• При занятиях физическими упражнениями используем разнообразные исходные положения-сидя, лёжа, на спине, на животе. Исходное положение «ноги вместе»— неустойчива и нецелесообразна. Не используем статические позы.
• В этом возрасте крупная мускулатура преобладает над мелкой
Органы дыхания.
• В данном возрасте преобладает брюшной тип дыхания. Узкие просветы трахеи, бронхов
и т. д.,
• Нежная слизистая оболочка
• В данном возрасте ребёнок не может регулировать дыхание и согласовывать его с движением
• Необходимо учить ребёнка дышать носом и без задержки
• Если ребёнок во время бега или прыжков начал дышать через рот, это сигнал к снижению дозировки
•Для малышей полезны игры требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, лёгкими бумажными изделиями
Сердечно-сосудистая система.
• Сердечно-сосудистая система работает лучше органов дыхания на данном возрастном этапе, но сердце ребёнка работает хорошо лишь при условии посильных нагрузок
•Внешние признаки утомления: отвлекаемость, общая слабость, одышка, побледнение или покраснение лица, нарушение координации движений
Высшая нервная деятельность.
• Внимание детей 3-4 лет легко нарушается при изменении окружающей обстановки, под влиянием возникающего ориентировочного рефлекса
• Двигательные умения у детей не прочные и требуют многократных повторений
3года
• хорошо бегает
• легко изменяет скорость, направление и характер движения
• хорошо ходит по прямой линии
• балансирует на одной ноге
• умело ловит брошенный ему мяч
• бросает мяч
• встает из положения лёжа не раскачиваясь
• взбирается и опускается по веревочной лестнице
• одновременно действует руками и ногами
• неплохо ориентируется в пространстве
• касается пальцем руки кончика носа закрытыми глазами
4 года
• легко удерживает равновесие при ходьбе и беге
• во время бега свободно заворачивает за угол, останавливается, меняет направление
• может чередовать бег с прыжками
• может стоять на одной ноге 4-8 сек.
• неуклюже подпрыгивает на одной ноге
• чувствует ритм, марширует под счёт
• поднимается по висячей лестнице, меняя ноги
• перепрыгивает через препятствие высотой до 35см.
• делает 3 прыжка вперёд
• умеет делать кувырок вперёд
• может простоять на одной ноге в течении 10сек.
• умеет ходить задом наперёд
• одинаково уверенно прыгает на правой и на левой ноге
При выполнении какого-либо физического упражнения, изначально делайте его 2-3 раза вместе с ребёнком, затем следите, как малыш выполняет его без вас. Это приучит ребёнка к самостоятельности и сформирует в нём осознанность действий!
Литература :Л. И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Для занятий с детьми 3-4 лет»
Т. А. Тарасова «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста»
Источник