Конструирование с ребенком в 3 года дома
наталья понамарева
Консультация для родителей «Как играть с ребенком дома, используя разные виды конструирования»
Одно из любимых детских занятий — конструирование, т. е.создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов. Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна. Ведь когда малыш строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение. Конструируя что-то, т. е. соединяя части, друг с другом, ребенок подстраивает свою руку к деталям конструктора, благодаря чему развивается ручная ловкость и мелкая моторика. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает целенаправленность собственных действий.
Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.
1. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).
2. При конструировании по условиям образца нет — задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
3. Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких- либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности ребёнка.
Но главное — конструирование позволяет ребенку из любых подручных средств творить свой собственный неповторимый мир. Дети очень любят создавать игровое пространство из того,что есть под рукой: мебели, диванных подушек, бумаги, а также разнообразного природного материала (веточек, камешков, шишек и т. п.).Широкие возможности предоставляют простые картонные коробки: из них можно сделать домик и для кукол, и для самого малыша. Для этой важной и чрезвычайно полезной детской деятельности существуют и специальные игрушки — конструкторы.
Начинаем с кубиков. Одной из первых игрушек для конструирования могут быть простые кубики. Их можно использовать уже для годовалого малыша. Сейчас в продаже большое количество разных видов кубиков: есть и традиционные деревянные, и пластиковые, и даже кубики из мягких материалов. Пластмассовые и мягкие кубики, конечно, наиболее безопасны. Однако поверхность деревянных не покрытых лаком кубиков лучше стимулирует развитие тактильных ощущений. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков. Покажите ему, как построить башенку, и дайте возможность разрушить ее. Любимое занятие маленьких детей — ломать сделанные постройки. Не расстраивайтесь, если сначала ребенок будет только разрушать. Это самое доступное для него и имеющее видимый результат действие. Держать в руке кубики, а уж тем более что-то строить из них гораздо сложнее. Но позже малыш научится и этому, и строить ему будет уже интереснее, чем ломать. Покажите, как можно построить и другие простые конструкции: паровозик, ворота для машинки или мячика и т. п. Количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук и строить не только башенку,но и домики с окошками: поставьте два кубика на небольшом расстоянии друг от друга, а сверху накройте третьим. Если у малыша получается, то попробуйте строить домик из большего количества кубиков. В это же время малышу уже можно предложить традиционный набор строительных материалов, состоящий из деталей разнообразной формы: конусов, пирамидок, брусков и т. п. Такой строительный материал до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста. Есть, конечно, специальные наборы для самых маленьких с меньшим количеством деталей, но лучше сразу купить большой и самому отобрать несколько деталей, а позже постепенно добавлять в игру остальные. Попытки малыша строить по показанному образцу или самостоятельное манипулирование деталями от 1,5 до 3 лет сами по себе являются игрой.
Источник
Возраст до 3 лет является решающим в формировании личности ребенка, поэтому так важно уделить особое внимание разностороннему развитию малыша и выбору для него правильных игрушек, одной из которых в этом возрасте является конструктор
Его положительное влияние сложно переоценить, наряду с совершенствованием мелкой моторики и глазомера, конструктор помогает развивать пространственное мышление, закреплять цвета, понятия величины, длины и высоты, изучать цифры. Игры с конструктором и кубиками формируют образное мышление, воображение и фантазию, ведь для того, чтобы построить что-либо, нужно сначала придумать это, а затем уже осуществить в реальности.
Как выбрать правильный конструктор
Сегодня в продаже представлена масса конструкторов различных форм и материалов. Это классические наборы кубиков, цилиндров и кирпичиков разных размеров, деревянные конструкторы необычных фантазийных форм, блочные конструкторы, детали которых плотно соединяются друг с другом, например, всем известный LEGO. Есть также варианты с игольчатым, трубчатым или магнитным соединением. Чем разнообразнее ваш арсенал конструкторов, тем шире поле для деятельности юного строителя.
Чтобы не ошибиться в выборе, стоит помнить некоторые правила. Во-первых, конструктор должен соответствовать возрасту вашего ребенка. Чем младше ребенок, а начинать конструирование можно с самого раннего возраста, тем больше по размеру должны быть детали конструктора, количество же деталей лучше ограничить, чтобы не распылять внимание малыша.
Ближе к 3 годам конструктор становится одной из основных игрушек ребенка, активно участвует во всех ролевых играх, поэтому стоит выбирать набор с большим количеством деталей, фигурками людей, животных и другими частями, с помощью которых можно придумывать новые ролевые игры, конструкторы LEGO подходят для этого как нельзя кстати, молодая мама или папа могут ознакомиться с каталогом в сети фирменных магазинов LEGO. Однако не стоит увлекаться наборами с заранее определенным сюжетом, это ограничивает фантазию малыша, чем больше вариантов сборки, тем лучше.
И, конечно же, стоит помнить о качестве материала, из которого изготовлен конструктор, его прочность и экологичность являются залогом безопасности здоровья вашего малыша.
Как привлечь ребенка к игре в конструктор
Предлагая малышу конструктор, будьте готовы, что первое время он будет лишь разбрасывать детали и рушить построенные вами башенки. Со временем, к 2-3 годам, малыш научится сооружать простейшие конструкции, повторяя за вами, а позже и придумывать свой собственный новый мир из кубиков, кирпичиков и блоков Lego.
Для начала вручите ребенку новый конструктор и дайте поиграть с ним самостоятельно. Возможно, малыш с первых же секунд начнет исследовать игрушку и её возможности, а не разбрасывать конструктор по комнате. Позже можно начать совместную игру, показывая как построить башню, дорожку, забор или столик. Залогом успеха совместной игры будет ваша увлеченность строительством. Только искренне заинтересованная мама сможет привлечь внимание ребенка к игре, поэтому если сейчас вы не хотите заниматься с конструктором, не предлагайте его ребенку, вряд ли это приведет к успеху.
Начинайте привлечение ребенка к конструированию с просьбы вам помочь, объясняйте словами, что нужно сделать, позже можно просить малыша повторять постройку за вами симметрично с другой стороны, а потом и создавать похожее сооружение одновременно с вами. Конечно, сооружения в данном случае должны быть простыми и быстро воспроизводимыми. Хвалите малыша, независимо от того, что у него получилось, и обязательно поощряйте проявление инициативы в его занятиях с конструктором. Сначала малыш будет повторять за вами, потом строить сам по вашему заданию и постепенно придет к самостоятельно придуманным сооружениям и героям.
Как играть с ребенком в конструктор
Самыми первыми сооружениями, которые стоит показать малышу будет башня из стоящих друг на друге кубиков, дорожка из приложенных друг к другу прямоугольных плашек, лесенка из кубиков разной величины, домик, гараж. Такие сооружения не только развивают фантазию и образное мышление, на их примере ребенок может закрепить понятия большой/маленький, больше/меньше, высокий/низкий, выше/ниже (например башня или дом), широкий/узкий, длинный/короткий (например, дорожка), для этого мама должна обратить внимание малыша на эти понятия и проговаривать их, например, «эта башня высокая, а эта низкая».
После 2 лет конструктор становится активным участником ролевых игр мамы и малыша. С его помощью можно разыгрывать сказки и песенки, придумывать и строить свои истории, основанные на опыте, которым уже обладает ребенок. Сначала это будет домик, на разных этажах которого живут небольшие фигурки людей и животных, или гараж, где стоят машины, на которых те же фигурки могут поехать в парк или магазин. Можно сложить из кубиков детскую площадку, загоны для животных, стол, стул, другую миниатюрную мебель и даже машину или паровозик, главное, не просто показать, как их строить, но и придумать с ними небольшую историю, такие игры обязательно понравятся малышу и заинтересуют его.
Позже начнут появляться целые города и деревни из конструктора, где машины будут ездить по дорожкам, а фигурки людей и животных жить в домиках, ходить по делам и ездить в гости. Очень скоро малыш начнет придумывать свои интереснейшие сюжеты и игры.
К 3 годам ребенок освоит не менее занимательные игры, где нужно повторить сооружение, нарисованное на бумаге. При всей важности свободного конструирования, развивающего воображение и фантазию, навык точного повторения по образцу, воспитывающий внимание и собранность, будет также очень полезен ребенку в дальнейшем обучении и будущей жизни.
Освоив простейшее конструирование в возрасте до 5 лет, позже ребенок с легкостью будет собирать более сложные конструкторы с болтовым соединением, создавая всевозможные модели самолетов, машин, прочей техники и не только, развивая свои инженерные и конструкторские способности.
Конструктор, позволяющий одновременно развивать и творческие навыки ребенка, и логическое мышление, является незаменимой игрушкой с самого раннего детства. Помогая своему малышу освоить все возможности игр и занятий с конструктором, вы закладываете базу его будущих знаний, умений и интересов, основу дальнейшего выбора профессии и предназначения в жизни.
Источник
Возраст от 2 до 3 лет – это период активного знакомства с окружающим миром, овладения речью, предметные действия, продуктивная деятельность и творческое начало.
Развивающие занятия с детьми 2-3 лет или конструирование из строительного материала позволяет создать простые постройки: дорожки, домики, башенки и пр., развивая координацию движений, обогащая словарный запас.
«Чудесные кирпичики»
Цель: познакомить со свойствами деталей строительного материала через сюжетное конструирование.
Материал: набор строительного материала — кирпичики и кубики, матрёшка.
Занятие.
Познакомьте ребёнка с кирпичиками: показывая и рассказывая, что можно построить из этого материала.
Продемонстрируйте устойчивость кирпичиков от их расположения. Для этого поставьте их вертикально друг за другом и слегка подтолкните первый из них. Все кирпичики упадут друг на друга.
Попросите ребёнка повторить ваши действия. Помогите, если он затрудняется.
Импровизируйте сюжет игры появлением главного персонажа – матрёшки Машеньки.
Для неё необходимо построить домик, дорожку и скамеечку.
Стройте вместе, управляйте процессом, объясняя свои действия.
« Петушок – золотой гребешок»
Цель: научить конструировать через простой сюжет, различать материалы.
Материал: набор строительного материала — кубики, матрёшка, игрушка петушок.
Занятие.
Продолжите сюжетную игру с Машенькой, у которой живёт петушок. Для него необходимо построить башенку.
Попросите ребёнка помогать вам в строительстве: взять кубики синего цвета и установить их друг на друга.
Похвалите малыша, произнеся: «Какая высокая башенка синего цвета получилась для петушка!»
Петушок взлетел вверх и закричал: «Ку-ка-ре-ку». Спросите, как петушок кричит?
Предложите построить башенку красного цвета, затем жёлтого и т.д.
«Дружок»
Цель: обучить созданию простых конструкций через сюжет, познакомить с новой деталью стройматериала – призмой, расширить словарный запас новыми словами.
Материал: набор строительного материала – кубики, кирпичики, призма, матрёшка, петушок, собачка.
Занятие.
Постройте домик для Машеньки с новым элементом – призмой наверху. Получилась крыша.
Обратите внимание ребёнка на новый материал, возьмите его в руки и сравните с кубиком, объясните между ними разницу.
По сюжету у Маши появляется друг — собачка по кличке Дружок.
Попросите малыша построить для него маленький домик — будку.
Проведите сравнение дома Маши и будки Дружка: «большой — маленький».
Спросите, как лает собачка, расскажите, для чего нужна ему будка.
«Гости»
Цель: раскрыть разные свойства строительного материала – цвет, форму, возможности, развивать речь.
Материал: набор строительного материала, матрёшки, игрушечная посуда.
Занятие.
Перед началом поупражняйтесь в повторении пройденного материала. Попросите ребёнка показать кубики разных цветов, кирпичики и призму. Затем вспомните, где живёт петушок, собачка Дружок и какие звуки они издают. Всё получилось? Отлично!
По сюжету к Маше в гости пришли её подруги — матрёшки, яркие платочки, розовые щёчки. Маша, как радушная хозяйка, хочет напоить их чаем, но мебели нет: ни стола, ни стульев. Нужно помочь Маше построить мебель.
Строим стол: на кубик кладём кирпичик, а затем и стулья: кирпичик на спинку, а кубик для сиденья.
Рассадите матрёшек на стулья, накройте столы игрушечной посудой, называя каждый предмет. Пока гости заняты чаепитием, постройте для них диван, применяя кирпичики и кубики.
В процессе игры задавайте ребёнку вопросы: « Для чего необходим стол, стулья, диван и посуда?»
После отдыха гости поблагодарили Машу, произнеся: «Спасибо».
«Машинка»
Цель: познакомить с новой деталью – пластиной, научить строить по образцу машинку, формировать представление о машине, как транспортном средстве.
Материал: набор строительного материала, матрёшки.
Занятие.
Предложите ребёнку внимательно посмотреть на детали стройматериала. Спросите: « На что похожа пластина: на кубик или на кирпичик?»
Поместите рядом с пластиной кубик и кирпичик. Пусть ребёнок сравнит их между собой и подведёт итог.
Расширяйте знакомство с окружающим миром.
По сюжету постройте вдоль дороги много домов, изображая улицу. Спросите ребёнка: «Что ездит по улице? Как Маша переходит дорогу?»
Предложите построить машинку. Для этого на кирпичик кладётся кубик – кабинка машины.
Пусть ребёнок повторит ваши действия и построит самостоятельно машинки разных цветов.
Усложните задачу. Предложите построить автобус.
Для этого на длинную пластину кладутся кубики через определённое расстояние друг от друга, оставляя место для окошек.
Верх накрывается другой пластиной, изображая крышу автобуса. Готово!
Посадите матрёшек в машину или автобус и поехали. Имитируете звуки движения транспорта.
« Детский сад»
Цель: научить различать значение слов: узкая – широкая.
Материал: набор строительного материала, матрёшки, игрушки – мелкие машинки.
Занятие.
По сюжету Маша идёт в детский сад. Необходимо построить дорожку. Какую? Узкую.
Кирпичиками разного цвета выкладываете узкую дорожку и, двигая матрешками, шагаете по ней.
Машины ездят по широкой дорожке: пластинами выкладываете широкую дорогу и, обыгрывая её, катаете по ней мелкие машинки.
Пока идёт активное движение на дороге, постройте здание садика, широкие ворота и узкую калитку, через которую Маша войдёт на территорию садика.
Не забывайте озвучивать свои действия, обращая особое внимание ребёнка на новые слова – узкая и широкая.
Машина подъезжает к воротам садика и сигналит. Как? Что привёз шофёр деткам в садик?
Подведите итог развивающей игре.
«Прогулка по парку»
Цель: научить строительству качелей из призмы и пластины, закрепить предыдущие навыки, пополнить словарный запас новыми словами: длинный – короткий, низкий – высокий.
Материал: набор строительного материала, матрёшки, игрушечные деревья.
Занятие.
По сюжету Маша находится на прогулке в парке.
Постройте ворота разной высоты: высокие – из пластин и низкие – из кирпичиков. Поместите игрушечные деревья – имитация парковой зоны.
В высокие ворота въезжают большие машины, которые привезли в парк новые качели и карусели для детей. Низкие ворота – для прохода людей.
Маша входит на территорию парка. А где же дорожка? Постройте узкую дорожку из кирпичиков, но так, чтобы путь получился коротким.
Выдержите паузу и озвучьте ребёнку этот момент.
А Маше нравится гулять по длинной дорожке. Добавьте несколько кирпичиков, чтобы получилась длинная дорожка. Отлично!
Комментируйте действия, обращая особое внимание ребёнка на новые слова: длинный – короткий, низкий – высокий.
В парке дети катаются на качелях, и Маша захотела покачаться.
Постройте для неё качели. Возьмите призму, спросите ребёнка: «Что это?» И на её острый конец положите пластину. Получились качели. Покатайте Машу.
А теперь матрёшка хочет отдохнуть. Постройте для неё скамейку: поставьте два кубика, а на них положите пластину.
Отличное место для отдыха получилось для Маши и её подруг. Рассадите подружек на скамеечку.
Расскажите ребёнку, что интересного и познавательного можно увидеть в лесопарковой зоне.
Если вам приходится часто прогуливаться по живописному месту отдыха, то поинтересуйтесь у ребёнка, что он запомнил во время прогулки.
« На лодочке»
Цель: научить строить лодочку из разных деталей, различая их по форме, цвету, величине, обогащая словарный запас новыми словами.
Материал: набор строительного материала, матрёшки – большая и маленькая.
Занятие.
По сюжету Маша хочет покататься на лодочке. Предложите ребёнку построить для неё лодку.
Возьмите две пластины и положите их параллельно друг другу. Попросите малыша подать призму – это будет нос судна.
В процессе игры задавайте вопросы по цветам деталей, которые применяются в строительстве лодки.
Заднюю часть судна закройте кирпичиком, а по центру положить ещё один для скамеечки, на которой будет сидеть Маша.
Продемонстрируйте катание матрёшки по воде.
У Маши есть подружка, маленькая матрёшка, которая тоже хочет покататься на лодочке.
Предложите ребёнку для неё самостоятельно построить судно.
«Горка во дворе»
Цель: познакомить с крупным строительным материалом, пополнить словарный запас новыми словами: большой – маленький, положи – сними, разбери.
Материал: крупный строительный материал, куклы.
Занятие.
Познакомьте ребёнка с крупным строительным материалом: показывая и рассказывая, что можно из него построить.
Закрепляя предыдущие навыки, попросите малыша назвать или показать детали мелкого строительного материала, сравнивая с крупным.
Предложите построить большую горку для кукол. Возьмите крупную призму и спросите ребёнка: «Что это? Какого цвета?» Помогите, если он затрудняется ответить на вопрос.
Установите призму и задайте вопрос: « А как подняться на горку? Давай построим лесенку. Принеси мне три кубика»
Два кубика приставляете к призме один на другой, а оставшийся к нижнему кубику. Получились ступеньки на горочку. Теперь можно и прокатиться куклам.
Если крупного материала нет в наличии, замените мелким материалом, произведя с ним те же действия. А куклы возьмите маленького размера.
«Строим мостик»
Цель: научить строить по образцу, называя детали конструктора и цвет, создавать из нескольких деталей целое, объясняя функциональность создаваемой конструкции.
Материал: набор строительного материала, маленькая машинка.
Занятие.
Для закрепления пройденного материала, спросите ребёнка название деталей конструктора и цвет деталей.
Предложите построить мостик для машин.
Возьмите пластину, четыре кубика и две призмы. Поставьте один кубик на другой около одного конца пластины, а другие кубики около другого края пластины.
Сверху на них положите пластину, а по бокам — призмы, чтобы машинка легко заезжала и съезжала с мостика.
Продемонстрируйте движение транспорта по мостику.
Предложите ребёнку построить мост самостоятельно, комментируя последовательность действий, обращая внимание на образец.
Конструируя, расширяйте воображение малыша, создавая познавательные сюжеты.
Развивайте сенсорные способности и наглядно- действенное мышление ребёнка.
Развивающие занятия с детьми 2-3 летнего возраста способствуют развитию связной речи, умению выражать мысли и чувства, строить простые предложения.
Дуэт с взрослым создаёт психологический комфорт, помогая ребёнку говорить свободно, с пониманием, закладывая основу произношения красивой речи.
Наряду с конструированием из строительного материала, развивается конструирование из бумаги, которое способствует созданию различных образов, обогащая сюжетной игрой.
Развивающие занятия с детьми 2-3 лет позволяют понять различные свойства бумаги и деталей конструктора, расширяя мышление и кругозор.
«Первый снег»
Цель: научить приёму скатывания мягкой бумаги в комочки, пополнить словарный запас новыми словами, активизировать речь словосочетаниями: снег падает, снег кружится.
Материал: бумажные салфетки, нитки.
Занятие.
Вспомните, как плавно летит и падает на землю снег.
Имитируйте движение снежинок лёгким покачиванием рук. А чуть подует ветерок, снег начинает кружиться, подниматься, вьюжить.
Продолжите игру, читая стишок Агнии Барто «Снег»:
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
Предложите ребёнку сделать снежные комочки.
Покажите и объясните ему, как путём сминания салфетки и последующего скатывания ладошками, можно сделать пушистые комочки.
Важно! Это упражнение способствует развитию мелкой моторики рук, стимулируя функции головного мозга и речь ребёнка.
Поиграйте в «снежки», бросая и ловя лёгкие комочки, развивая меткость.
Готовые изделия подвесьте на нитку, украсьте комнату или разложите на ёлку перед новогодними праздниками.
«Снеговик»
Цель: заинтересовать конструированием с бумагой, активизировать словарь: мягкий, самый большой, поменьше, самый маленький.
Материал: мягкая бумага белого цвета, салфетки.
Занятие.
Если на улице зимний период времени и у вас есть возможность слепить снеговика, то это будет наглядный урок для ребёнка.
Предложите ему сделать маленьких снеговиков из бумаги.
Возьмите в руки мягкую бумагу белого цвета, сомните её и скатайте большие и маленькие комочки.
Теперь попросите ребёнка повторить ваши действия — сначала самый большой, затем поменьше и, наконец, самый маленький.
Не забывайте произносить название элементов снеговика, побуждая малыша повторять новые слова.
Если требуется помощь, то помогите ему, поощряя и подбадривая приятными выражениями.
Когда комочки разной величины будут готовы, склейте их, наглядно демонстрируя действия. Приклейте нос из красного конуса и нарисуйте глаза.
Снеговики нарядно украсят праздничную ёлку, уютно расположившись на её пушистых лапах.
Литература:
Развивающие занятия с детьми 2-3 лет
Под редакцией доктора педагогических наук, директора ГОУ Центр Дошкольное детство им. А.В. Запорожца, академика РАЕН Л. А. Парамоновой,
2-е изд. перераб.- М. ОЛМА Медиа Групп, 2013- 512с.
Источник