Конспект занятия по развитию речи права ребенка
наталья немкова
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Ваши права, дети»
ООД по речевому развитию в старшей группе «Ваши права, дети»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления детей в доступной форме с «Конвенцией о правах ребенка».
Задачи:
1. создать условия для формирования у детей представлений о том,
что каждый человек имеет право на имя, на проживание в семье, право на гражданство.
2. обеспечить условия развития поисковой активности детей.
3. обеспечить условия для выражения детьми своего мнения.
4. способствовать развитию навыков взаимодействия
Организация детских видов деятельности:
• Общение ребёнка с взрослым;
• Общение ребёнка со сверстниками;
• Умение совместно договариваться;
Предварительная работа:
• беседа «Ваши права, дети»;
• рассматривание иллюстраций, книг, по теме;
Оборудование и материалы:
• Фишки
• Две куклы
• Карточки с изображением прав детей
Ход ООД:
1. Мотивация к деятельности:
Дидактическая игра «Копилка имен».
Каждый ребенок называет свое имя и бросает фишку в «копилку».
На столе у воспитателя находятся две одинаковые куклы.
— Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две куклы. Посмотрите на них и скажите мне, пожалуйста, эти куклы чем-нибудь отличаются друг от друга? (Нет, ничем не отличаются)
2. Актуализация знаний
Дидактическое упражнение «Право на имя»
— Этих кукол, как и маленьких детей, очень трудно отличить друг от друга, имен у них еще нет. Поэтому люди придумали давать всем имена.
— Как вы считаете, зачем люди придумали имена?
У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому-то, мы называем его по имени. Услышав свое имя, человек понимает, что обращаются к нему или говорят о нем. Прочитав имя, мы сможем найти вашу работу по рисованию или лепке.
— Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя.
Воспитатель повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на имя».
— Когда вы родились, то родители выбирали вам имя, в которое они вложили все свои надежды и пожелания. Каждое имя что-то означает.
Воспитатель берет семейный альбом, показывает фотографии детей группы и называет значение их имен.
Богдан – богом данный
Давид – любимый
Данил – мой судья – Бог, добрый, общительный
Иван – милость Божья
Илья – сила Бога
Ярослав – сильный и славный
Вероника – несущая правду
Виктория – победительница
Дарья – сильная, побеждающая
Карина – вперед смотрящая
— Ребята, каждого из вас можно назвать ласково и нежно. Назовите друг друга ласково.
Дети называют ласково по имени своего соседа.
Дидактическое упражнение «Право на гражданство»
— Когда рождается ребенок, ему дают имя, и он получает первый в своей жизни документ, который называется «Свидетельство о рождении». В этом документе указано его имя.
Воспитатель и дети рассматривают «Свидетельство о рождении»: графы, печать, герб.
— Посмотрите: на документе изображен герб нашей страны – России. Мы имеем право не только на имя, но и на гражданство той страны, где вы родились. Вы – граждане России.
Ребенок имеет право на гражданство.
Воспитатель повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на гражданство».
— В «Свидетельстве о рождении» записано ваше полное имя и отчество, которое дается вам по имени вашего отца.
Динамическая пауза
«Дом имен»
Эй, ребята! Встаньте в круг!
Вот как стало много рук!
Чьи же руки, подскажите
И ладошки покажите.
А теперь за руки взялись
И по кругу пробежались.
Сделали по уже круг
Крышу сделали из рук.
Получился дом имен.
В этом доме мы живем.
3. Поисковый этап
Дидактическое упражнение «Право на проживание в семье»
— Все дети имеют право на то, чтобы жить в семье. Скажите, пожалуйста, что такое семья, для чего она нужна? (Воспитатель и дети формулируют понятие «семья».)
— Семья – это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге.
Воспитатель предлагает послушать детей стихотворение о семье.
Вместе – мама, папа, я –
Называется семья.
По фамилии одной
Мама, я и папа мой.
Я спросил у муравья:
— Для чего нужна семья?
— Просто вместе легче жить
И работать, и дружить.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть семейный альбом и поиграть в игру.
Дидактическая игра «Мой, моя, мои»
Воспитатель показывает фотографии родителей детей, и спрашивает: Чья мама? Чей папа? Чьи родители? Чья бабашка? Чей дедушка?
— Скажите, какой должна быть семья? (дружной, крепкой, заботливой, трудолюбивой, большой, любимой)
— Запомните, ребята, вы имеете право жить в семье.
Воспитатель повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на проживание в семье».
Рефлексивно-оценочный этап:
— Сегодня мы говорили о ваших правах. Так на что вы имеете право?
Дети перечисляют права, о которых узнали на занятии, с опорой на символы.
— Все ваши права записаны в этой книге (показывает). Называется она «Конвенция о правах ребенка». (Дети рассматривают иллюстративное изображение прав ребенка).
— О других ваших правах мы поговорим на следующих занятиях.
Источник
Иванцова Наталья Александровна
Учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №17 «Золотая рыбка»
ЯНАО, г. Салехард.
НОД по развитию речи и социальному миру
Тема «Ваши права, дети»
Коррекционно-обучающие цели: В доступной форме познакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка». Дать понятие о том, что каждый человек имеет право на имя, на проживание в семье, право на гражданство.
Коррекционно-развивающие цели: Закрепить понятия «семья», «отношения в семье». Упражнять в словообразовании на примере имен (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), признаков. Продолжать учить составлять грамматически правильные предложения, активизировать словарь за счет новых слов.
Коррекционно-воспитывающие цели: Воспитывать в детях доброту, внимание к окружающим, чувство самоуважения и уважения к членам семьи.
Организационный момент
Дидактическая игра «Копилка имен».
Каждый ребенок называет свое имя и бросает фишку в «копилку».
Введение в тему
На столе у логопеда находятся две одинаковые куклы.
— Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две куклы. Посмотрите на них и скажите мне, пожалуйста, эти куклы чем-нибудь отличаются друг от друга? (Нет, ничем не отличаются)
Обучающий этап
Дидактическое упражнение «Право на имя»
— Этих кукол, как и маленьких детей, очень трудно отличить друг от друга, имен у них еще нет. Поэтому люди придумали давать всем имена.
— Как вы считаете, зачем люди придумали имена?
У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому-то, мы называем его по имени. Услышав свое имя, человек понимает, что обращаются к нему или говорят о нем. Прочитав имя, мы сможем найти вашу работу по рисованию или лепке.
— Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя.
Логопед повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на имя».
— Когда вы родились, то родители выбирали вам имя, в которое они вложили все свои надежды и пожелания. Каждое имя что-то означает.
Логопед берет семейный альбом, показывает фотографии детей группы и называет значение их имен.
Богдан – богом данный
Владлен – сокращение от Владимир Ленин
Давид – любимый
Данил – мой судья – Бог, добрый, общительный
Иван – милость Божья
Илья – сила Бога
Ярослав – сильный и славный
Вероника – несущая правду
Виктория – победительница
Дарья – сильная, побеждающая
Карина – впередсмотрящая
— Ребята, каждого из вас можно назвать ласково и нежно. Назовите друг друга ласково.
Дети называют ласково по имени своего соседа.
Дидактическое упражнение «Право на гражданство»
— Когда рождается ребенок, ему дают имя, и он получает первый в своей жизни документ, который называется «Свидетельство о рождении». В этом документе указано его имя.
Логопед и дети рассматривают «Свидетельство о рождении»: графы, печать, герб.
— Посмотрите: на документе изображен герб нашей страны – России. Мы имеем право не только на имя, но и на гражданство той страны, где вы родились. Вы – граждане России.
Ребенок имеет право на гражданство.
Логопед повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на гражданство».
— В «Свидетельстве о рождении» записано ваше полное имя и отчество, которое дается вам по имени вашего отца.
Динамическая пауза
Выполнение движений по тексту.
«Дом имен»
Эй, ребята! Встаньте в круг!
Вот как стало много рук!
Чьи же руки, подскажите
И ладошки покажите.
А теперь за руки взялись
И по кругу пробежались.
Сделали поуже круг
Крышу сделали из рук.
Получился дом имен.
В этом доме мы живем.
Этап закрепления
Дидактическое упражнение «Право на проживание в семье»
— Все дети имеют право на то, чтобы жить в семье. Скажите, пожалуйста, что такое семья, для чего она нужна? (Логопед и дети формулируют понятие «семья».)
— Семья – это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге.
Логопед предлагает послушать детей стихотворение о семье.
Вместе – мама, папа, я –
Называется семья.
По фамилии одной
Мама, я и папа мой.
Я спросил у муравья:
— Для чего нужна семья?
— Просто вместе легче жить
И работать и дружить.
Логопед предлагает детям рассмотреть семейный альбом и поиграть в игру.
Дидактическая игра «Мой, моя, мои»
Логопед показывает фотографии родителей детей, и спрашивает: Чья мама? Чей папа? Чьи родители? Чья бабашка? Чей дедушка?
— Скажите, какой должна быть семья? (дружной, крепкой, заботливой, трудолюбивой, большой, любимой…)
— Запомните, ребята, вы имеете право жить в семье.
Логопед повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на проживание в семье».
Итог занятия
— Сегодня на занятии мы говорили о ваших правах. Так на что вы имеете право?
Дети перечисляют права, о которых узнали на занятии, с опорой на символы.
— Все ваши права записаны в этой книге (показывает). Называется она «Конвенция о правах ребенка». (Дети рассматривают иллюстративное изображение прав ребенка).
— О других ваших правах мы поговорим на следующих занятиях.
Текущие изменения и дополнения
Интегрированное занятие по развитию речи и по изобразительной деятельности.
Тема «Животные»
Цели занятия
Образовательные: Уточнение представлений детей о домашних и диких животных; обучение верно располагать геометрические фигуры в пространстве; обучение последовательному зрительному обследованию и описанию предмета; обучение детей технике рисования тычками и мелкими мазками (штрихами).
Коррекционные: Развитие мелкой моторики и сенсорных ощущений; развитие зрительного восприятия, образного мышления; уточнение и расширение словарного запаса по теме «Дикие и домашние животные»; совершенствование грамматического строя речи.
Воспитательные: Воспитание бережного отношения к животным; воспитание художественного вкуса.
Организационный момент
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает встать в круг.
— Ребята, вы хотите отправиться в интересное путешествие? Мы поедем с вами в страну умных игр. Но с нами хочет поехать один сказочный персонаж. Отгадайте, кто это.
Логопед загадывает загадку:
— Этот мальчик в синей шляпе
С белой челкой на лице (Незнайка)
Дети отгадывают загадку.
— Правильно, Незнайка. Возьмем его с собой в страну умных игр? А как вы думаете, на чем можно путешествовать? (Дети перечисляют транспорт)
Введение в тему
— А поедем мы на … Вы узнаете, если отгадаете загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И умчались в путь далек,
Лишь оставили дымок (Поезд)
Дети отгадывают загадку.
— Сядет в вагоны тот, кто назовет домашнее животное.
Звучит песня «Голубой вагон», дети проходят к доске и садятся на стулья, стоящие полукругом.
Обучающий этап
— Вот мы и приехали в страну умных игр. Страна эта очень загадочная и необычайная.
На доске расположен цветик-семицветик, а на столе у логопеда лежат 7 конвертов таких же цветов с заданиями для детей. Каждый лепесток цветка пронумерован (от 1 до 7). После каждого задания логопед выставляет лепестки с изнаночной стороны, на которых написаны буквы (М, О, Л, О, Д, Ц, Ы).
— Ребята, как вы думаете, почему этот цветок называется «Цветик-семицветик»?
— У него для вас есть задания. Кто выполнит все задания, получит приз. Об этом попозже, а пока первое задание – загадки.
Дидактическая игра «Угадай-ка» Загадки-перевертыши о диких животных.
— Незнайка уже попытался отгадать загадки. Проверим, правильно ли он их отгадал?
Логопед загадывает загадки:
А) Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
Б) Он в берлоге спит зимой,
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
В) Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (Заяц)
Г) Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный? (Волк)
Д) Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
Дети анализируют отгадки Незнайки. По мере отгадывания логопед выставляет на наборное полотно предметные картинки-отгадки с изображением диких животных.
Дидактическая игра «Кто где живет?» Совершенствование грамматического строя речи.
— А сейчас поиграем в следующую игру. Это будет второе задание «цветика-семицветика».
Во втором конверте лежат картинки с изображением жилищ диких животных (берлога, нора, дупло, логово, куст). Дети распределяют жилища под каждым животным, анализируя свой выбор.
Дидактическая игра «Собери животных» Обучение верно располагать геометрические фигуры в пространстве.
— «Цветик-семицветик» подготовил для вас третье очень трудное задание – сложить животных из геометрических фигур. Как же нам это сделать? Помогут вам волшебные карточки.
Логопед выставляет образцы животных, выложенные из геометрических фигур (кошка, собака, белка).
— Давайте внимательно рассмотрим этих животных. Из каких геометрических фигур состоят наши животные?
Дети отвечают. Берут стулья и садятся за столы, на которых лежат конверты с заранее приготовленными геометрическими фигурами и составляют силуэты животных по образцу.
— Ребята, «Цветик-семицветик» шепнул мне, что вы немного устали, и он предлагает вам физкультминутку. Это будет его четвертое задание.
Динамическая пауза
Подвижное упражнение «Лошадка» (по стихотворению А. Барто)
Логопед предлагает детям встать в круг и выполнять движения вместе с ним.
Я люблю свою лошадку, Поглаживание ладонью по голове
Причешу ей шерстку гладко. воображаемой лошади,
Гребешком приглажу хвостик потом по спинке и по хвостику.
И верхом поеду в гости. Бег по кругу с высоким
подниманием колена.
— Молодцы! Справились и с этим заданием.
Этап закрепления
Дидактическая игра «Угадай, чьи рисунки?»
Логопед помещает на доску иллюстрации Е.И. Чарушина.
— А вот и следующее задание. Посмотрите на доску, и скажите, иллюстрации какого художника вы видите?
Дети отвечают. Логопед выставляет очередной лепесток на доску с буквой Д.
Рисование животных. Обучение детей технике рисования тычками и мелкими мазками (штрихами).
— Давайте посмотрим, какое ещё задание приготовил нам «Цветик-семицветик». Он просит вас раскрасить силуэт животного.
— Как же на рисунке показать, что животные пушистые и мех у них переливается?
— Мы будем работать мелкими мазками или штрихами, а также воспользуемся приемом тычка, если вы выберите краски. Будем использовать в своей работе разные оттенки нужных цветов. Первой портрет животного нарисую я, а вы посмотрите.
Логопед показывает последовательность и технику рисования животного, например, белки.
— А теперь ваша очередь рисовать животного.
Дети рисуют. После логопед выставляет на доску сделанные работы.
Дидактическая игра «Назови ласково» Совершенствование грамматического строя речи.
— Рисунки животных готовы, и «Цветик-семицветик» просит вас выполнить его последнее задание. Подумайте и назовите добрые и ласковые слова про животных, которых вы нарисовали.
— А теперь забирайте свои работы, потому что нам нужно возвращаться в детский сад. И дома расскажите своим родителям, куда мы сегодня путешествовали.
Итог занятия
— Незнайке очень понравились ваши работы, и «Цветику-семицветику» тоже понравилось, как вы выполняли все его трудные задания, поэтому он решил вас наградить – конфетами из страны умных игр.
— А теперь посмотрите на доску. Все лепестки выстроились в один ряд. Это послание из страны умных игр. Здесь написано, что вы МОЛОДЦЫ!
Текущие изменения и дополнения
Оборудование:
Жесткие кисти, цветные карандаши, акварельные краски;
Бумага для рисования с силуэтами животных по количеству детей;
Картинки с изображением диких животных и их жилища;
Геометрические фигуры, вырезанные из картона (в конвертах) по количеству детей;
Иллюстрации Е.И. Чарушина;
Запись песни «Голубой вагон»;
«Цветик-семицветик» и 7 конвертов такого же цвета с заданиями;
Конфеты для призов.
Интегрированное занятие по развитию речи и ручному труду.
Тема «Прощание с осенью»
Цели занятия
Образовательные: Уточнение представлений детей об осени и её признаках; обучение последовательному зрительному обследованию и описанию предмета; учить детей выполнять аппликацию из природного материала в технике растертых в крошку сухих листьев.
Коррекционные: Развитие мелкой моторики и сенсорных ощущений; развитие зрительного восприятия, образного мышления; уточнение и расширение словарного запаса по теме «Осень»; совершенствование грамматического строя речи.
Воспитательные: Воспитание бережного отношения к природе; воспитание у детей литературно — художественного вкуса.
Организационный момент
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает встать в круг.
Логопед читает стихотворение Е. Трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
— О каком времени года говорилось в стихотворении?
— Вы знаете, что осенью часто идут дожди, и на земле образуются лужи. Представьте себе, что это не обручи, а лужи и вам нужно перешагнуть через лужи, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени.
Введение в тему
— Молодцы. Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не промочили ноги. Садитесь на стульчики. Сегодня мы с вами будем говорить об осенней поре.
Дети, перешагивая обручи, проходят к доске и садятся на стулья, стоящие полукругом.
Обучающий этап
Рассматривание сюжетной картины и беседа по ней.
На доске картина «Ранняя осень». Логопед дает детям одну минуту для свободного рассматривания, а затем задает вопросы, с помощью указки привлекая внимание детей к той части картины, о которой идет речь.
— Какое время года нарисовано на картине?
— Какая осень изображена на картине? (золотая, ранняя)
— Почему вы так думаете?
— Назовите, какие ещё признаки осени вы видите на картине?
При затруднении логопед помогает детям с помощью картинок-подсказок (схемы-кружочки).
Дидактическая игра «Копилка слов». Кружочки лежат на подносе.
— Листья осенью, какие? (разноцветные, сухие, багряные, золотые, желтые, красные…)
— Что делают листья? (желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются…)
— Как называется природное явление, когда опадают листья? (листопад)
Динамическая пауза
Подвижное упражнение «Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
Логопед предлагает детям встать в круг и выполнять движения вместе с ним с листьями в руках.
— А сейчас вы изобразите листочки, которые срывает ветерок, и они опадают и медленно кружатся в воздухе.
Листья осенние тихо кружатся, Кружатся, расставив руки в
стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-
вправо.
Будто опять закружиться хотят. Кружатся на носочках.
Этап закрепления
Аппликация из природного материала «Осеннее дерево»
Дети берут стулья и садятся за столы, а логопед в это время помещает на доску предметную картину «Осеннее дерево».
— Ребята, посмотрите на это дерево и скажите, какое оно?
— Правильно, осеннее, золотое, красивое. Я предлагаю вам сегодня вместе со мной сделать аппликацию «Золотое дерево». Но сначала посмотрите на моё дерево, и скажите оно такое же красивое как на картине? Ребята, а вы хотите сделать из листьев, которые лежат у вас на тарелках, такое же красивое осеннее дерево, как на картинке?
— Тогда расскажите мне правило выполнения задуманной работы, а помогут нам в этом наши пальчики.
1. Что мы решили сделать?
2. Какой материал нам для этого потребуется? (бумага, сухие листья)
3. Какие инструменты мы будем использовать в своей работе? (кисточка, клей, руки)
4. Как мы будем делать эту аппликацию? (Логопед показывает образец растирания листьев)
5. Какой мы получим результат?
После этого, дети приступают к выполнению работы (растирают сухие листья в крошку над тарелкой), а логопед наносит клей ПВА вокруг веточек дерева и под ним.
Когда крошка из листьев будет готова, дети подходят по одному к столу логопеда и высыпают крошку на места, смазанные клеем. Работа остается на столе до полного высыхания клея.
После завершения работы, дети садятся на свои места.
Итог занятия
— Вот и подошло наше занятие к концу. Вспомните, ребята, о чем мы говорили на занятии?
— А чем мы ещё занимались, в какие игры успели поиграть?
— Какие задания было интересно выполнять?
Логопед положительно оценивает работу каждого ребенка.
Текущие изменения и дополнения
Оборудование:
Сюжетная картина «Ранняя осень», обручи (3-4 штуки), «Копилка слов», кружочки по количеству детей, кружки-символы (признаки осени), по 2 листочка на каждого ребенка, предметная картина «Осеннее дерево»;
Ватман с изображением дерева без листьев, кисть для клея, клей ПВА, сухие листья (2-3) на каждого ребенка, тарелки по количеству детей.
Источник