Конспект занятия по развитию речи права ребенка

Конспект занятия по развитию речи права ребенка thumbnail

наталья немкова
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Ваши права, дети»

ООД по речевому развитию в старшей группе «Ваши права, дети»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления детей в доступной форме с «Конвенцией о правах ребенка».

Задачи:

1. создать условия для формирования у детей представлений о том,

что каждый человек имеет право на имя, на проживание в семье, право на гражданство.

2. обеспечить условия развития поисковой активности детей.

3. обеспечить условия для выражения детьми своего мнения.

4. способствовать развитию навыков взаимодействия

Организация детских видов деятельности:

• Общение ребёнка с взрослым;

• Общение ребёнка со сверстниками;

• Умение совместно договариваться;

Предварительная работа:

• беседа «Ваши права, дети»;

• рассматривание иллюстраций, книг, по теме;

Оборудование и материалы:

• Фишки

• Две куклы

• Карточки с изображением прав детей

Ход ООД:

1. Мотивация к деятельности:

Дидактическая игра «Копилка имен».

Каждый ребенок называет свое имя и бросает фишку в «копилку».

На столе у воспитателя находятся две одинаковые куклы.

— Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две куклы. Посмотрите на них и скажите мне, пожалуйста, эти куклы чем-нибудь отличаются друг от друга? (Нет, ничем не отличаются)

2. Актуализация знаний

Дидактическое упражнение «Право на имя»

— Этих кукол, как и маленьких детей, очень трудно отличить друг от друга, имен у них еще нет. Поэтому люди придумали давать всем имена.

— Как вы считаете, зачем люди придумали имена?

У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому-то, мы называем его по имени. Услышав свое имя, человек понимает, что обращаются к нему или говорят о нем. Прочитав имя, мы сможем найти вашу работу по рисованию или лепке.

— Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя.

Воспитатель повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на имя».

— Когда вы родились, то родители выбирали вам имя, в которое они вложили все свои надежды и пожелания. Каждое имя что-то означает.

Воспитатель берет семейный альбом, показывает фотографии детей группы и называет значение их имен.

Богдан – богом данный

Давид – любимый

Данил – мой судья – Бог, добрый, общительный

Иван – милость Божья

Илья – сила Бога

Ярослав – сильный и славный

Вероника – несущая правду

Виктория – победительница

Дарья – сильная, побеждающая

Карина – вперед смотрящая

— Ребята, каждого из вас можно назвать ласково и нежно. Назовите друг друга ласково.

Дети называют ласково по имени своего соседа.

Дидактическое упражнение «Право на гражданство»

— Когда рождается ребенок, ему дают имя, и он получает первый в своей жизни документ, который называется «Свидетельство о рождении». В этом документе указано его имя.

Воспитатель и дети рассматривают «Свидетельство о рождении»: графы, печать, герб.

— Посмотрите: на документе изображен герб нашей страны – России. Мы имеем право не только на имя, но и на гражданство той страны, где вы родились. Вы – граждане России.

Ребенок имеет право на гражданство.

Воспитатель повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на гражданство».

— В «Свидетельстве о рождении» записано ваше полное имя и отчество, которое дается вам по имени вашего отца.

Динамическая пауза

«Дом имен»

Эй, ребята! Встаньте в круг!

Вот как стало много рук!

Чьи же руки, подскажите

И ладошки покажите.

А теперь за руки взялись

И по кругу пробежались.

Сделали по уже круг

Крышу сделали из рук.

Получился дом имен.

В этом доме мы живем.

3. Поисковый этап

Дидактическое упражнение «Право на проживание в семье»

— Все дети имеют право на то, чтобы жить в семье. Скажите, пожалуйста, что такое семья, для чего она нужна? (Воспитатель и дети формулируют понятие «семья».)

— Семья – это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге.

Воспитатель предлагает послушать детей стихотворение о семье.

Вместе – мама, папа, я –

Называется семья.

По фамилии одной

Мама, я и папа мой.

Я спросил у муравья:

— Для чего нужна семья?

— Просто вместе легче жить

И работать, и дружить.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть семейный альбом и поиграть в игру.

Дидактическая игра «Мой, моя, мои»

Воспитатель показывает фотографии родителей детей, и спрашивает: Чья мама? Чей папа? Чьи родители? Чья бабашка? Чей дедушка?

— Скажите, какой должна быть семья? (дружной, крепкой, заботливой, трудолюбивой, большой, любимой)

— Запомните, ребята, вы имеете право жить в семье.

Воспитатель повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на проживание в семье».

Рефлексивно-оценочный этап:

— Сегодня мы говорили о ваших правах. Так на что вы имеете право?

Дети перечисляют права, о которых узнали на занятии, с опорой на символы.

— Все ваши права записаны в этой книге (показывает). Называется она «Конвенция о правах ребенка». (Дети рассматривают иллюстративное изображение прав ребенка).

— О других ваших правах мы поговорим на следующих занятиях.

Источник

Иванцова Наталья Александровна

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №17 «Золотая рыбка»

ЯНАО, г. Салехард.

НОД по развитию речи и социальному миру

Тема «Ваши права, дети»

Коррекционно-обучающие цели: В доступной форме познакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка». Дать понятие о том, что каждый человек имеет право на имя, на проживание в семье, право на гражданство.

Читайте также:  Развитие памяти ребенок 6 лет

Коррекционно-развивающие цели: Закрепить понятия «семья», «отношения в семье». Упражнять в словообразовании на примере имен (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), признаков. Продолжать учить составлять грамматически правильные предложения, активизировать словарь за счет новых слов.

Коррекционно-воспитывающие цели: Воспитывать в детях доброту, внимание к окружающим, чувство самоуважения и уважения к членам семьи.

Организационный момент

Дидактическая игра «Копилка имен».

Каждый ребенок называет свое имя и бросает фишку в «копилку».

Введение в тему

На столе у логопеда находятся две одинаковые куклы.

— Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две куклы. Посмотрите на них и скажите мне, пожалуйста, эти куклы чем-нибудь отличаются друг от друга? (Нет, ничем не отличаются)

Обучающий этап

  • Дидактическое упражнение «Право на имя»

— Этих кукол, как и маленьких детей, очень трудно отличить друг от друга, имен у них еще нет. Поэтому люди придумали давать всем имена.

— Как вы считаете, зачем люди придумали имена?

У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому-то, мы называем его по имени. Услышав свое имя, человек понимает, что обращаются к нему или говорят о нем. Прочитав имя, мы сможем найти вашу работу по рисованию или лепке.

— Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя.

Логопед повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на имя».

— Когда вы родились, то родители выбирали вам имя, в которое они вложили все свои надежды и пожелания. Каждое имя что-то означает.

Логопед берет семейный альбом, показывает фотографии детей группы и называет значение их имен.

Богдан – богом данный

Владлен – сокращение от Владимир Ленин

Давид – любимый

Данил – мой судья – Бог, добрый, общительный

Иван – милость Божья

Илья – сила Бога

Ярослав – сильный и славный

Вероника – несущая правду

Виктория – победительница

Дарья – сильная, побеждающая

Карина – впередсмотрящая

— Ребята, каждого из вас можно назвать ласково и нежно. Назовите друг друга ласково.

Дети называют ласково по имени своего соседа.

  • Дидактическое упражнение «Право на гражданство»

— Когда рождается ребенок, ему дают имя, и он получает первый в своей жизни документ, который называется «Свидетельство о рождении». В этом документе указано его имя.

Логопед и дети рассматривают «Свидетельство о рождении»: графы, печать, герб.

— Посмотрите: на документе изображен герб нашей страны – России. Мы имеем право не только на имя, но и на гражданство той страны, где вы родились. Вы – граждане России.

Ребенок имеет право на гражданство.

Логопед повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на гражданство».

— В «Свидетельстве о рождении» записано ваше полное имя и отчество, которое дается вам по имени вашего отца.

Динамическая пауза

Выполнение движений по тексту.

«Дом имен»

Эй, ребята! Встаньте в круг!

Вот как стало много рук!

Чьи же руки, подскажите

И ладошки покажите.

А теперь за руки взялись

И по кругу пробежались.

Сделали поуже круг

Крышу сделали из рук.

Получился дом имен.

В этом доме мы живем.

Этап закрепления

  • Дидактическое упражнение «Право на проживание в семье»

— Все дети имеют право на то, чтобы жить в семье. Скажите, пожалуйста, что такое семья, для чего она нужна? (Логопед и дети формулируют понятие «семья».)

— Семья – это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге.

Логопед предлагает послушать детей стихотворение о семье.

Вместе – мама, папа, я –

Называется семья.

По фамилии одной

Мама, я и папа мой.

Я спросил у муравья:

— Для чего нужна семья?

— Просто вместе легче жить

И работать и дружить.

Логопед предлагает детям рассмотреть семейный альбом и поиграть в игру.

  • Дидактическая игра «Мой, моя, мои»

Логопед показывает фотографии родителей детей, и спрашивает: Чья мама? Чей папа? Чьи родители? Чья бабашка? Чей дедушка?

— Скажите, какой должна быть семья? (дружной, крепкой, заботливой, трудолюбивой, большой, любимой…)

— Запомните, ребята, вы имеете право жить в семье.

Логопед повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на проживание в семье».

Итог занятия

— Сегодня на занятии мы говорили о ваших правах. Так на что вы имеете право?

Дети перечисляют права, о которых узнали на занятии, с опорой на символы.

— Все ваши права записаны в этой книге (показывает). Называется она «Конвенция о правах ребенка». (Дети рассматривают иллюстративное изображение прав ребенка).

— О других ваших правах мы поговорим на следующих занятиях.

Текущие изменения и дополнения

Интегрированное занятие по развитию речи и по изобразительной деятельности.

Тема «Животные»

Цели занятия

Образовательные: Уточнение представлений детей о домашних и диких животных; обучение верно располагать геометрические фигуры в пространстве; обучение последовательному зрительному обследованию и описанию предмета; обучение детей технике рисования тычками и мелкими мазками (штрихами).

Коррекционные: Развитие мелкой моторики и сенсорных ощущений; развитие зрительного восприятия, образного мышления; уточнение и расширение словарного запаса по теме «Дикие и домашние животные»; совершенствование грамматического строя речи.

Читайте также:  Условия для полноценного развития ребенка с нарушениями в развитии в семье

Воспитательные: Воспитание бережного отношения к животным; воспитание художественного вкуса.

Организационный момент

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает встать в круг.

— Ребята, вы хотите отправиться в интересное путешествие? Мы поедем с вами в страну умных игр. Но с нами хочет поехать один сказочный персонаж. Отгадайте, кто это.

Логопед загадывает загадку:

— Этот мальчик в синей шляпе

С белой челкой на лице (Незнайка)

Дети отгадывают загадку.

— Правильно, Незнайка. Возьмем его с собой в страну умных игр? А как вы думаете, на чем можно путешествовать? (Дети перечисляют транспорт)

Введение в тему

— А поедем мы на … Вы узнаете, если отгадаете загадку:

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились

И умчались в путь далек,

Лишь оставили дымок (Поезд)

Дети отгадывают загадку.

— Сядет в вагоны тот, кто назовет домашнее животное.

Звучит песня «Голубой вагон», дети проходят к доске и садятся на стулья, стоящие полукругом.

Обучающий этап

— Вот мы и приехали в страну умных игр. Страна эта очень загадочная и необычайная.

На доске расположен цветик-семицветик, а на столе у логопеда лежат 7 конвертов таких же цветов с заданиями для детей. Каждый лепесток цветка пронумерован (от 1 до 7). После каждого задания логопед выставляет лепестки с изнаночной стороны, на которых написаны буквы (М, О, Л, О, Д, Ц, Ы).

— Ребята, как вы думаете, почему этот цветок называется «Цветик-семицветик»?

— У него для вас есть задания. Кто выполнит все задания, получит приз. Об этом попозже, а пока первое задание – загадки.

  • Дидактическая игра «Угадай-ка» Загадки-перевертыши о диких животных.

— Незнайка уже попытался отгадать загадки. Проверим, правильно ли он их отгадал?

Логопед загадывает загадки:

А) Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

Б) Он в берлоге спит зимой,

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

В) Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы –

Уши больше головы. (Заяц)

Г) Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный? (Волк)

Д) Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

Дети анализируют отгадки Незнайки. По мере отгадывания логопед выставляет на наборное полотно предметные картинки-отгадки с изображением диких животных.

  • Дидактическая игра «Кто где живет?» Совершенствование грамматического строя речи.

— А сейчас поиграем в следующую игру. Это будет второе задание «цветика-семицветика».

Во втором конверте лежат картинки с изображением жилищ диких животных (берлога, нора, дупло, логово, куст). Дети распределяют жилища под каждым животным, анализируя свой выбор.

  • Дидактическая игра «Собери животных» Обучение верно располагать геометрические фигуры в пространстве.

— «Цветик-семицветик» подготовил для вас третье очень трудное задание – сложить животных из геометрических фигур. Как же нам это сделать? Помогут вам волшебные карточки.

Логопед выставляет образцы животных, выложенные из геометрических фигур (кошка, собака, белка).

— Давайте внимательно рассмотрим этих животных. Из каких геометрических фигур состоят наши животные?

Дети отвечают. Берут стулья и садятся за столы, на которых лежат конверты с заранее приготовленными геометрическими фигурами и составляют силуэты животных по образцу.

— Ребята, «Цветик-семицветик» шепнул мне, что вы немного устали, и он предлагает вам физкультминутку. Это будет его четвертое задание.

Динамическая пауза

Подвижное упражнение «Лошадка» (по стихотворению А. Барто)

Логопед предлагает детям встать в круг и выполнять движения вместе с ним.

Я люблю свою лошадку, Поглаживание ладонью по голове

Причешу ей шерстку гладко. воображаемой лошади,

Гребешком приглажу хвостик потом по спинке и по хвостику.

И верхом поеду в гости. Бег по кругу с высоким

подниманием колена.

— Молодцы! Справились и с этим заданием.

Этап закрепления

  • Дидактическая игра «Угадай, чьи рисунки?»

Логопед помещает на доску иллюстрации Е.И. Чарушина.

— А вот и следующее задание. Посмотрите на доску, и скажите, иллюстрации какого художника вы видите?

Дети отвечают. Логопед выставляет очередной лепесток на доску с буквой Д.

  • Рисование животных. Обучение детей технике рисования тычками и мелкими мазками (штрихами).

— Давайте посмотрим, какое ещё задание приготовил нам «Цветик-семицветик». Он просит вас раскрасить силуэт животного.

— Как же на рисунке показать, что животные пушистые и мех у них переливается?

— Мы будем работать мелкими мазками или штрихами, а также воспользуемся приемом тычка, если вы выберите краски. Будем использовать в своей работе разные оттенки нужных цветов. Первой портрет животного нарисую я, а вы посмотрите.

Логопед показывает последовательность и технику рисования животного, например, белки.

— А теперь ваша очередь рисовать животного.

Дети рисуют. После логопед выставляет на доску сделанные работы.

  • Дидактическая игра «Назови ласково» Совершенствование грамматического строя речи.

— Рисунки животных готовы, и «Цветик-семицветик» просит вас выполнить его последнее задание. Подумайте и назовите добрые и ласковые слова про животных, которых вы нарисовали.

— А теперь забирайте свои работы, потому что нам нужно возвращаться в детский сад. И дома расскажите своим родителям, куда мы сегодня путешествовали.

Итог занятия

— Незнайке очень понравились ваши работы, и «Цветику-семицветику» тоже понравилось, как вы выполняли все его трудные задания, поэтому он решил вас наградить – конфетами из страны умных игр.

— А теперь посмотрите на доску. Все лепестки выстроились в один ряд. Это послание из страны умных игр. Здесь написано, что вы МОЛОДЦЫ!

Читайте также:  Литература для развития речи ребенка до 3 лет

Текущие изменения и дополнения

Оборудование:

Жесткие кисти, цветные карандаши, акварельные краски;

Бумага для рисования с силуэтами животных по количеству детей;

Картинки с изображением диких животных и их жилища;

Геометрические фигуры, вырезанные из картона (в конвертах) по количеству детей;

Иллюстрации Е.И. Чарушина;

Запись песни «Голубой вагон»;

«Цветик-семицветик» и 7 конвертов такого же цвета с заданиями;

Конфеты для призов.

Интегрированное занятие по развитию речи и ручному труду.

Тема «Прощание с осенью»

Цели занятия

Образовательные: Уточнение представлений детей об осени и её признаках; обучение последовательному зрительному обследованию и описанию предмета; учить детей выполнять аппликацию из природного материала в технике растертых в крошку сухих листьев.

Коррекционные: Развитие мелкой моторики и сенсорных ощущений; развитие зрительного восприятия, образного мышления; уточнение и расширение словарного запаса по теме «Осень»; совершенствование грамматического строя речи.

Воспитательные: Воспитание бережного отношения к природе; воспитание у детей литературно — художественного вкуса.

Организационный момент

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает встать в круг.

Логопед читает стихотворение Е. Трутневой «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

— О каком времени года говорилось в стихотворении?

— Вы знаете, что осенью часто идут дожди, и на земле образуются лужи. Представьте себе, что это не обручи, а лужи и вам нужно перешагнуть через лужи, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени.

Введение в тему

— Молодцы. Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не промочили ноги. Садитесь на стульчики. Сегодня мы с вами будем говорить об осенней поре.

Дети, перешагивая обручи, проходят к доске и садятся на стулья, стоящие полукругом.

Обучающий этап

  • Рассматривание сюжетной картины и беседа по ней.

На доске картина «Ранняя осень». Логопед дает детям одну минуту для свободного рассматривания, а затем задает вопросы, с помощью указки привлекая внимание детей к той части картины, о которой идет речь.

— Какое время года нарисовано на картине?

— Какая осень изображена на картине? (золотая, ранняя)

— Почему вы так думаете?

— Назовите, какие ещё признаки осени вы видите на картине?

При затруднении логопед помогает детям с помощью картинок-подсказок (схемы-кружочки).

  • Дидактическая игра «Копилка слов». Кружочки лежат на подносе.

— Листья осенью, какие? (разноцветные, сухие, багряные, золотые, желтые, красные…)

— Что делают листья? (желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются…)

— Как называется природное явление, когда опадают листья? (листопад)

Динамическая пауза

Подвижное упражнение «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

Логопед предлагает детям встать в круг и выполнять движения вместе с ним с листьями в руках.

— А сейчас вы изобразите листочки, которые срывает ветерок, и они опадают и медленно кружатся в воздухе.

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся, расставив руки в

стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-

вправо.

Будто опять закружиться хотят. Кружатся на носочках.

Этап закрепления

  • Аппликация из природного материала «Осеннее дерево»

Дети берут стулья и садятся за столы, а логопед в это время помещает на доску предметную картину «Осеннее дерево».

— Ребята, посмотрите на это дерево и скажите, какое оно?

— Правильно, осеннее, золотое, красивое. Я предлагаю вам сегодня вместе со мной сделать аппликацию «Золотое дерево». Но сначала посмотрите на моё дерево, и скажите оно такое же красивое как на картине? Ребята, а вы хотите сделать из листьев, которые лежат у вас на тарелках, такое же красивое осеннее дерево, как на картинке?

— Тогда расскажите мне правило выполнения задуманной работы, а помогут нам в этом наши пальчики.

1. Что мы решили сделать?

2. Какой материал нам для этого потребуется? (бумага, сухие листья)

3. Какие инструменты мы будем использовать в своей работе? (кисточка, клей, руки)

4. Как мы будем делать эту аппликацию? (Логопед показывает образец растирания листьев)

5. Какой мы получим результат?

После этого, дети приступают к выполнению работы (растирают сухие листья в крошку над тарелкой), а логопед наносит клей ПВА вокруг веточек дерева и под ним.

Когда крошка из листьев будет готова, дети подходят по одному к столу логопеда и высыпают крошку на места, смазанные клеем. Работа остается на столе до полного высыхания клея.

После завершения работы, дети садятся на свои места.

Итог занятия

— Вот и подошло наше занятие к концу. Вспомните, ребята, о чем мы говорили на занятии?

— А чем мы ещё занимались, в какие игры успели поиграть?

— Какие задания было интересно выполнять?

Логопед положительно оценивает работу каждого ребенка.

Текущие изменения и дополнения

Оборудование:

Сюжетная картина «Ранняя осень», обручи (3-4 штуки), «Копилка слов», кружочки по количеству детей, кружки-символы (признаки осени), по 2 листочка на каждого ребенка, предметная картина «Осеннее дерево»;

Ватман с изображением дерева без листьев, кисть для клея, клей ПВА, сухие листья (2-3) на каждого ребенка, тарелки по количеству детей.

Источник